Римские юристы список

Уже в эпоху республики римское правоведение достигло высокого развития, но лишь на протяжении двух столетий, отделяющих Северов от Августа, оно поднялось на уровень, который соответствовал задачам мировой империи со всем разнообразием и блеском представляемых ею исторических традиций и правовых норм Никогда еще в истории человечества правовая мысль, призванная сгладить растущие общественные противоречия и выявлявшиеся сепаратистские тенденции, равно как и конфликты между различными ветвями власти, не добивалась такой изощренности и классической завершенности.
Источники права. С установлением нового политическою режима, в котором была сведена на нет роль народных собраний и ограничены властные полномочия сената, а вся мощь власти сосредоточена в руках новой политической фигуры, принцепса, изменились источники права. Законодательные функции народных собраний перешли к сенату, его постановления (senatus consulta), первоначально являвшиеся инструкциями выборным должностным лицам, приобрели характер законов. Инициатива сенатских постановлений постепенно перешла в руки принцепса. Будучи внесены на обсуждение сената, они, как правило, утверждались и также становились законами.
Все большее и большее значение приобретали императоре кие указы, имевшие различные формы. Это эдикты (edicta), общие распоряжения для всего населения империи, подобные тем, какие ранее издавали высшие республиканские магистраты, рескрипты (rescripta), ответы императоров на юридические запросы частных и должностных лиц по спорным, в том числе и судебным, делам, мандаты (mandata), императорские инструкции должностным лицам и наместникам провинций, декреты (decreta), императорские решения по судебным процессам, поступающим к нему на рассмотрение. Эдикты и мандаты рассматривались как административные решения, утрачивавшие силу со смертью императора, рескрипты и декреты считались толкованием действующих законов и поэтому не зависели от смены императоров. Постепенно различия в характере и силе императорских распоряжений сглаживаются, и во времена Адриана им приписывают силу «как бы закона».
Как источник права республиканской эпохи сохранили значение эдикты магистратов (претора, курульного эдила, правителя провинции). Как и прежде, каждый новый претор, вступая в должность, излагал свои правовые принципы и определял круг охраняемых гогтвом правоотношений. Однако с общим падением роли магистратуры правовое творчество преторов все более и более ограничеваеться, и преторы, так же как и эдилы, лишаются возможное вносить в свои эдикты новые правовые нормы. Им было предложено пользоваться постоянным эдиктом (edictum perpetuum), по поручению Адриана юристом Сальвием Юлиа. Будучи утвержден сенатом, постоянный преторский эдикт приобрел характер закона.
Юриспруденция. Изменения в общественной жизни и связанное с этим противоречие между развивающейся жизнью и консервативным законом уже в конце республики привели к созданию юридической литературы, в которой толковались писаные законы, прежде всего законы Двенадцати таблиц. Эти толкования позволяли вносить в правовую практику изменения, обусловленные потребностями модернизирующегося общества. Однако республиканские юристы продолжали боготворить словесную форму древних законов или «цеплялись за слова», как охарактеризовал эту практику Цицерон. В эпоху принципата деятельность юристов приобрела невиданный размах, и I—III вв. считаются классическим периодом римской юриспруденции. Консультации юристов в республиканскую эпоху носили неофициальный характер. Со времени Августа положение изменилось. Он предоставил некоторым наиболее опытным юристам привилегию выносить решения как бы от имени императора с обязательной для судей силой (jus respondendi). Подобным образом действовали и некоторые другие императоры, и юристы, чье мнение становилось «как бы законом», впоследствии рассматривались как создатели права (conditores juris).
Во времена Августа такими учредителями права были Марк Ан-тистий Лабиен и Гней Атей Капитон. Первый из них был выходцем из аристократического рода и приверженцем республиканских идей, второй принадлежал к муниципальной верхушке и был сторонником нового политического режима. Соответственно Лабиен не достиг высших магистратур, в то время как Капитон стал консулом и великим понтификом. От них идут две юридические школы, получившие название от имен двух ближайших учеников — прокулианцы и сабинианцы.
Видимо, это были два направления в развитии римского права, первое из которых, несмотря на республиканские убеждения Ла-иена, являлось новаторским, второе же, при всей приверженное -™ Капитона принципату, консервативным. Этот парадокс становится понятным, если вспомнить, что Август, сломавший хребет республики, действовал в обличий реставратора римской религии правовой старины. ‘
Из школы прокулианцев вышли два видных юриста, отец и с носившие одно и то же имя — Ювенций Цельс. Отец упоминает4 в числе заговорщиков против Домициана в 95 г. Сохранив жизнь он затем был претором, дважды консулом, а в 129 г. при Адриане членом совета принцепса. Главное его сочинение — юридически» сборник (дословно: digesta) в тридцати девяти книгах, в которых он развивает правовые идеи и критически оценивает взгляды своих оппонентов. Из сабинианцев выделялись Целий Сабин, давший имя всей школе, Кассий Лонгин и Сальвий Юлиан. Последний, как уже говорилось, был редактором «постоянного эдикта». Ему, выходцу из африканского города Гадрумета, была там воздвигнута колонна с благодарственной надписью. Наибольшее значение имели диге-сты Юлиана в девяноста книгах и его «Изыскания» (Questiones) изданные одним из его учеников.
Институции Гая. Выдержки из сочинений некоторых из этил знаменитых юристов дошли в позднейших сводах римского права. Целиком же от классической эпохи римской юриспруденции до наших дней сохранилось состоявшее из четырех книг учебное пособие юриста II в. Гая (родовое его имя не известно)*.
Никто из современников этого Гая не упоминает, а известность его относится лишь к V в., когда «Институции» начинают нитроваться, сокращаться, переиздаваться. Возможно, он был учителем, жившим в одной из восточных провинций империи, и не относился к числу выдающихся юристов своего времени. Сам Гай причислял себя к сабинианцам.
В отличие от широко распространенного изложения права в форме вопросов, ответов, споров, Гай развертывает его как систему догм действующего практического права в трех направлениях: лица, вещи и обязательства.
Под лицами (persona) в римской правовой системе фигурировали «физические лица» — конкретные люди, обладавшие определенным общественным статусом, и «юридическое лица» — носители прав и обязанностей, могущие выступать через посредников. Полной правоспособностью в принципе обладал лишь глава семейства (pater familiae), все остальные считались подвластными. Рабы с возникновением империи начинают рассматриваться
пииа хотя и не правомочные, находящиеся в сфере юрисдик-КЗК своего господина, но все же обладающие некоторыми имущевенным и правами и защищенными государством от произвола. С Понятие «вещь» (res) охватывало в римском праве множество зна-ений Это и материальный предмет с обозримыми границами, и юбой объект, в том числе нематериальный, а также целый имущественный комплекс. В вещном праве выделялись два основополагающих института — владение и собственность. Понятие «обязательство» (obligatio, от obligare — обязывать) охватывало «действия» (actio), предпринимаемые с целью разрешения имущественных споров, направленные прежде всего на возвращение имущества или денег первоначальному собственнику-кредитору. Согласно законам Двенадцати таблиц, кредитор мог связать должника реальной веревкой, наложив на него железо определенного веса. Еще во времена ранней республики долговое рабство было отменено, и в классическом римском праве реальные оковы превратились в «правовые узы» (juris vinculum), над совершенствованием которых неутомимо работало римское право, защищавшее права собственников.
Четвертая книга «Институций» Гая, содержавшая сведения о разных исторически сложившихся формах процесса, имеет как источник наибольшую ценность.
Папиниан и его последователи. В конце II—начале III в., в эпоху правления Северов, римская юриспруденция приобретает особенный авторитет. В это время исчезают прежние деления юристов на прокулианцев и сабинианцев. Законодателем юридической мысли становится Эмилий Папиниан, выходец из Сирии или Африки, возможно, родственник Септимия Севера. Поздние юристы ссылались на его труды «Процессы» в тридцати семи книгах и «Ответы» в девятнадцати книгах.
Последователями Папиниана были Юлий Павел и Домиций Ульпиан, занимавшие поочередно при Александре Севере должность префекта претория. Павел считался автором восьмидесяти шести сочинений более чем в трехстах книгах — как в форме критических замечаний к трудам предшественников, так и собственных суждений по юридическим вопросам. Ульпиан написал комментарии к преторскому эдикту в восьмидесяти трех книгах и к произведениям Целия Сабина.
Кодекс Юстиниана. Пятидесятилетие правления солдатских императоров знаменовало провал в истории римской юриспруденции — в ЭТо Время не было нужды в советах юристов. В эпоху установления неограниченной монархии, когда воля монарха единственным источником права, к юристам не вернулся преж-авторитет. Однако при византийском императоре Юстини ИИ стремившемся возродить римскую мировую державу, достижение римской классической юриспруденции были востребованы. ЮсШЯ ниан приказал составить единый свод законов, ставший таким** величественным зданием, каким был построенный при нем в Ко*6 стантинополе собор Софии. В своде законов было три самостоятель ных части: институции (элементарное изложение основ и принципов права), дигесты (отрывки из трудов римских юристов) и кодекс Юстиниана (сборник императорских установлений).
Подобно тому как здание храма складывалось из отесанных камней, дигесты состояли из произведений римских юристов, живших самое меньшее за триста лет до Юстиниана. Из них выбиралось то что, по мнению составителей, представляло наибольшую ценность И хотя отрывки только из Папиниана или Ульпиана в совокупности могли бы составить объемистый том, целостного представления даже об этих авторах из дигест получить невозможно. И здесь нам остается либо упрекать компиляторов в том, что они практически разрушили творения, проникнутые духом определенного времени и конкретного творца, либо радоваться, что эти труды не были утрачены полностью.
Римляне делали все, чтобы заставить народы, какие они считали нецивилизованными, жить по своим законам. После завоевания Германии туда вместе с солдатами пришли и римские юристы, пытавшиеся научить германцев решать имущественные споры с помощью не оружия, а слова. Захваченным в плен после разгрома в Тевтобургском лесу законникам победители издевательски зашили рты, ибо римские законы были для них олицетворением чужеземного господства. Когда в IV в. варвары могучими потоками затопили античный мир, можно было думать, что римское право будет навсегда предано забвению. Но случилось обратное. Римские законы вошли в местные и национальные законодательства. Римское право воскресло, как феникс, и было перелито в параграфы и статьи современных кодексов, римские законы, подобно железному обручу, связали рассыпавшуюся Европу. Они стали важнейшей основой современного правового развития. И ныне в отточенных формулировках римского права перед нами предстает опыт многовекового общения людей, некая идеальная и вечная абстракция, подходящая к любой исторической ситуации, признающей право собственности и существование государства, стоящего на его защите.

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 62

  1. Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования как этап процесса оценки.
  2. Бактериальный шок: 1) определение, этиология, клинические проявления 2) наиболее характерные входные ворота 3) факторы прорыва 4) патологическая анатомия 5) причины смерти.
  3. В законе выделяются различные формы предпринима­тельства. Наиболее распространенные — индивидуальное, партнерское и корпоративное предпринимательство.
  4. В прил. 3 приведены наиболее общие требования к организации рабочего места руководителя с учетом нормативов строительных норм и правил.
  5. В чем заключается суть неото­мизма как наиболее влиятельного религиозно-философского течения современного католицизма?
  6. Вид, его признаки. Многообразие видов. Редкие и исчезающие виды растений и животных, меры их сохранения. Назовите известные вам редкие и исчезающие виды растений.
  7. Возникновение и развитие психики относится к наиболее сложным проблемам психологической науки.
  8. Выберите наиболее безопасный способ наложения карбоксиперитонеума при проведении лапароскопии у пациентов, перенесших операции на органах брюшной полости
  9. Выберите наиболее точное описание перемежающейся хромоты
  10. Государственная молодежная политика реализуется в целях социального становления и развития молодежи, наиболее полного раскрытия ее потенциала в интересах всего общества.

Из числа республиканских юристов следует назвать: Секста Элия Пэта Ката (II в. до н. э.), которому принадлежит сборник, охватывавший законы, толкования их и описание форм процесса; Марка Манилия, Юния Брута и Публия Муция Сцеволу (о которых юрист Помпоний говорит, что они ius civile fundaverunt, основали гражданское право, D. 1.2.2.39), Квинта Муция Сцеволу I в. до н. э.), Аквилия Галла, Цицерона.

К началу классического периода относятся два выдaющиxcя юриста, как бы связывающих республиканскую юриспруденцию с классическим периодом: это— Лабеон и Капитон. От них ведут свое начало две школы юристов: прокульянская (названная по имени Прокула, ученика Лабеона) и сабиньянская (по имени Сабина, ученика Капитона).

Сохранившиеся исторические источники не дают возможности составить полную картину разделявших эти школы разногласий. Все же можно предположить, что они связаны с борьбой прогрессивных и консервативных начал в юриспруденции. «Атей Капитон стоял на том, что ему было передано (его предшественниками), Лабеон же трудился, доверяя разуму и учености… большей частью устанавливал новые положения” (Д. 1,2,47). К тому же Лабеон был сторонником республиканской формы правления. Его труды длительное время оказывали влияние на римскую юриспруденцию.

Кроме названных классических юристов, нужно выделить сле­дующих: двух Цельзов (Цельза —отца и Цельза — сына; последний отличался смелыми юридическими конструкциями); Юлиана (редактора Edictum perpetuum); Помпония (от которого до нас дошли сведения по истории римской юриспруден­ции); Гая — автора элементарного учебника римского права — Институций. При составлении Свода цивильного права (VI в.) Институции Гая, правда, в переработанном виде, были положены в основу Институций Юстиниана.

Наиболее знаменитые классические юристы (конца I—III в. н. э.) — Папиниан, Павел, Ульпиан.

22. Постклассическая юриспруденция IV в. н. э — VI в н. э.

Третий период истории римского права — постклассический (IV г. — VI вв.) На данном этапе истории римского частного права наблюдаются две тенденции. Одна нашла отражение в восходящем движении права, вторая — в приостановлении его развития. Восходящее движение права проявилось в глубочайшей разработке правовых принципов и понятий и завершилось систематизацией в законодательстве Юстиниана.

Вторая тенденция сводилась к тому, что право исчерпало свои потенции, как бы застыло в рамках выработанных формул. На этом этапе предпринимаются попытки кодификации права. В конце периода создается Кодификация Императора Юстиниана – Corpus Iuris Civilis; – правовые институты изменяются незначительно усложнился язык права, оно теряло свой универсальный характер и приспосабливалось к регулированию отношений зарождавшегося средневекового общества.

Вершиной обобщения накопленных знаний и одновременно концом римского классического права является кодификация Юстиниана. Многие обобщения и понятия, выведенные из римского права, были сделаны гораздо позже — легистами (глоссаторами и постглоссаторами) эпохи позднего средневековья, пандектистами XIX и романистами XX вв.

Особое значение для современных правовых систем имеет разработка римскими юристами институтов частного права — т. е. теории современного гражданского, семейного и наследственного права.

В первую очередь это учение о вещных правах — т. е. объектах имущественных отношений. Это владение, право собственности и ограничения вещных прав — сервитуты и некоторые другие. Владение — древнейший институт прав на вещи, возникший до установления права собственности. Поэтому с него традиционно и начиналась характеристика вещных прав. Особо велика заслуга римлян в разработке понимания права собственности и сервитутов.

Право собственности. Определение права собственности, заимствованное многими современными кодификациями, было дано римскими юристами. Они понимали под ним наиболее полное, наиболее абсолютное право пользоваться и распоряжаться вещами с теми лишь ограничениями, которые установлены договором или правом.

Пользоваться — значит извлекать выгоду, приносимую вещью, распоряжаться — значит определять ее судьбу.Когда мы говорим «наиболее абсолютное” право распоряжения вещами (а не «абсолютное”), нужно иметь в виду ограничения, установленные законом, и это очень важно для понимания института собственности вообще. Собственность есть, кроме того,господство прямое, непосредственное, исключительное (то естьс устранением всякого третьего лица от посягательства на вещь), легко приспосабливаемое (т. е. как только отпадает какоелибо из ограничений права собственности, собственник автоматически восстанавливает свое исключительное право) и т. д.

Основания приобретения и утраты права собственности, определенные римскими юристами, восприняты и современными правовыми системами.

Для удобства оборота римляне разработали основания классификации вещей.

Сервитуты.Некоторые ограничения права земельной собственности были установлены еще Законами XII Таблиц: никто, например, не мог сажать деревья ближе 5–9 футов от соседнего участка и т. д.

Особой формой ограничения права собственности является сервитут, то есть «право на чужую вещь”. Различались вещные и личные сервитуты.

Право проведения воды через чужой участок, вызванное хозяйственной необходимостью, — это пример вещного сервитута, которым римское право обременяло одного собственника в пользу другого.

Под личным сервитутом понималось право пожизненного пользования чужой вещью при сохранности самой этой вещи. Так, наследователь может предоставить в пожизненное пользование (личный сервитут) комнату в доме, которую занимает старая служанка, друг детства и др.Римляне фундаментально разработали основные институты обязательственного права. Определяя содержание обязательства, римский юрист Павел (III в. н. э.) писал: «Сущность обязательства состоит в том, чтобы связать другого перед нами, дабы он чтонибудь дал, сделал или предоставил” (D. 44.7.3). На базе римского правопонимания и в современном праве обязательственное право — это совокупность гражданскоправовых норм, регулирующих обязательства, состоящая из общей и особенной частей. Общая часть включает определение понятия и сторон обязательства, нормы обеспечения исполнения обязательств и др. Нормы особенной части регулируют отдельные виды обязательств.

После некоторого смягчения уголовного законодательства периода поздней республики, в период Империи, особенно домината, происходит ужесточение уголовной репрессии, что было связано с фактической потерей прав гражданства и превращением жителей Империи в подданных.

Суд и процесс. Кардинальные перемены происходят в сфере судебного устройства и судопроизводства. Народные собрания, бывшие со времен Ромула главной судебной инстанцией по делам о тяжких преступлениях, лишаются этого права. Другая перемена состояла в том, что место коллегиальных судов периода республики — децемвиров (десяти) и центумвиров (сотни) заняли единоличные судьи, назначаемые и смещаемые императорской администрацией.

Таким образом, судебной компетенцией в уголовных и гражданских делах стали обладать чиновники, принадлежащие к административным органам Империи. Суд и администрация стали неотделимы. В Риме, например, высший уголовный суд оказался в руках префекта претория, то есть градоначальника.

В итоге римский суд времен Империи стал строго сословным. Лица, принадлежащие к привилегированным (высшим) сословиям Империи, судились самим императором. Чиновнику давалась привилегия судиться в суде его собственного начальника.

Разделения на предварительное и судебное следствие не существовало. Судья сам производил дознание, сам выступал обвинителем и сам же выносил приговор. Наиболее распространенным средством установления истины стала пытка.

Вместо открытого, публичного рассмотрения судебных дел,как это было во времена республики, установилась строгая тайна судопроизводства, служившая прикрытием произвола.

Закономерным следствием этих порядков стало распространение ложных доносов. В республиканские времена ложный доноситель наказывался как преступник, каковым он, конечно, и является. В период Империи доносы стали безопасными и поощряемыми: пытка подтверждала любое обвинение. К тому же государство установило систему денежного вознаграждения доносителям.

В V в., по мере установления феодальных отношений, суд по делам колонов становится компетенцией землевладельцев. В каждой большой латифундии возводится свое собственное тюремное здание. Схожую эволюцию претерпевает и процесс по гражданским делам. Рассмотрение такого рода дел перешло от судей к тем же чиновникам. Началось с исключительных, «экстраординарных” случаев, затем, как это не раз бывало, экстраординарный порядок становится ординарным, обычным. Вызов ответ

чика, оценка доказательств, вынесение решения и его исполнение — все это стало делом соответствующего чиновника и егопомощников.

Высшей апелляционной инстанцией по судебным делам был, разумеется, Император, практически же — его канцелярия.

Научно-литературные произведения римских юристов, дошедшие до нас лишь в незначительной части, и то в копиях (в подлинниках же ничего не дошло), можно разделить на следующие категории.

Во-первых, произведения, посвященные разработке цивильного права (в противоположность преторскому). Так как в этих произведениях юристы обыкновенно придерживаются плана, принятого Сабином в его сочинении «О гражданском праве”, то эта первая группа произведений юристов носит название «libri ad Sаbinum” (такого рода произведения принадлежали Помпонию, Павлу, Ульпиану и др.).

Вторую группу сочинений составляют комментарии к преторскому эдикту (libri ad edictum). Такие комментарии были написаны Лабеоном, Гаем, Павлом, Ульпианом и др.

В третью группу можно отнести «дигесты”, объединявшие цивильное и преторское право; этим объясняется название «дигестов” т. е. «собранное” (дигесты римских юристов не следует смешивать с Дигестами — одной из частей Юстиниановой кодификации).

Четвертую группу составляют учебники. Это — институции, из них наибольшей популярностью пользовались институции Гая (дошедшие до нас почти полностью, хотя в копии, составленной примерно на 300 лет позже написания этого произведения); далее сборники «правил” (regulae), «мнений” (sententiae); наиболее известные — приписываемые Павлу.

Пятую группу образуют сборники казусов, под заглавие «Вопросы” (Цельза, Помпония и др.), «Ответы” (Папиниана) пр. Наконец, римскими юристами было написано много монографий по специальным вопросам.

Классические римские юристы жили и работали в условиях бурного развития экономической жизни и расцвета античной культуры, их творчество было тесно связано с практическими потребностями своего времени. Юристы II — III вв. столь выделяются в римской юриспруденции также и потому, что ввели в своих сочинениях достижения всего предшествующего развития юридической мысли.

Известную сложность представляет общая оценка источников римского права. Следует ли их множественность, децентрализацию считать проявлением неразвитого или классического состояния? Видимо, разнообразие источников права не мешало его высокой мобильности и общему итогу — достижению классической формы.

Юридическая литература. Комментарии наследия римских юристов.

Диге́сты (лат. Digesta — «собранное», «приведённое в систему») — обширный систематизированный сборник извлечений из трудов авторитетных римских юристов, являющийся важнейшей частью свода римского гражданского права Corpus iuris civilis. Полное название сборника — «Господина нашего священнейшего принцепса Юстиниана права очищенного и собранного из всей древней юриспруденции Дигесты, или Пандекты» (лат. Domini nostri sacratissimi principis Iustiniani iuris enucleati ex omni vetere iure collecti Digestorum seu Pandectarum), отсюда другое название — Пандекты (греч. πανδέκτης — «всеобъемлющий», «всеохватный»).

Дигесты были составлены по приказу византийского императора Юстиниана I в 530—533 годах . Они состоят из 50 книг, включающих в себя более 9000 извлечений из юридических сочинений. Тексту Дигест (то есть и каждому включенному в них мнению конкретного ученого-юриста) была придана сила закона. Большую часть Дигест составляют нормы частного права; кроме того, они регулируют некоторые публично-правовые вопросы, а также содержат изложение ряда общих принципов права.

Дигесты представляют собой выдающийся правовой памятник не столько VI века, сколько I—III веков — эпохи расцвета римской классической юриспруденции. Составив основной предмет рецепции римского права, Дигесты оказали значительное влияние на становление современного гражданского законодательства инауки гражданского права, а также на формирование общей теории права.

Основными источниками права в Римской империи являлись сочинения наиболее авторитетных римских юристов классической эпохи, именовавшиеся «правом» (лат. ius), и императорские конституции, именовавшиеся «законами» (лат. leges).

Таким образом, особенность римского права заключалась в том, что одним из важнейших его источников была юриспруденция — профессиональная деятельность юристов, осуществлявшаяся в следующих формах: cavere («составлять иски и сделки»), agere («вести дела в суде») и respondere («дача ответов»). Состязательность римского судебного процесса, несовершенство писаного права и недостаточная квалификация должностных лиц вели к тому, что последняя форма юридической деятельности — мнения профессиональных юристов — стала пользоваться едва ли не большей авторитетностью, чем позитивное законодательство. Этому способствовала и императорская власть: Октавиан Август постановил, что авторитетное разъяснение по вопросам права (лат. responsa) дается как бы от имени императора; Тиберий положил начало практике наделения некоторых наиболее авторитетных юристов «правом ответов» (лат. ius respondendi). Советы юристов (responsa prudentium), получивших данное право, были обязательными для должностных лиц империи.

Объем и структура дигест: Дигесты представляют собой весьма обширный свод. Как указывает конституция Tanta, составители оставили из древних сочинений 150 тыс. строк, что по подсчету знаков современных печатных изданий составляет около 100 печатных листов или более 160 авторских листов.

Структура Дигест предлагается самим императором Юстинианом в конституции Tanta (§§ 2—8). Как отмечается в литературе, в Византии VI века, несмотря на противодействие христианской церкви, многие увлекались астрологическими учениями, например, о параде планет и гармонии сфер. Следуя астрологической традиции, Юстиниан разделил Дигесты на семь разделов, вдохновляясь числом планет в астрологии. Кроме того, при описании одной из семи частей Дигест Юстиниан использует глагол «подниматься над небосклоном» (лат. exoriri). Император стремился представить свои Дигесты именно как гармонию сфер, то есть как само совершенство.

1. Первую часть Дигест Юстиниан называет «Prota» (греч. «Начала»). Она включает книги 1—4 (общие положения о праве и судопроизводстве).

2. Вторая часть «De iudiciis» (лат. «О судах») включает книги 5—11 (право собственности, вещные иски).

3. Третья часть «De rebus» или «De rebus creditis» (лат. «О вещах») включает книги 12—19 (обязательственное право — заём, ссуда имущества,поклажа, товарищество, купля-продажа и т. д.).

4. Четвертая часть «Umbilicus» (лат. «Середина») включает книги 20—27 (залог, ростовщичество, доказательства, заключение брака, приданое,дарение в браке, развод, опека и попечительство).

5. Пятая часть «De testamentis» (лат. «О завещаниях») включает книги 28—36 (завещания, завещательные отказы).

6. Шестая и седьмая части не имеют специальных названий и включают книги 37—44 и 45—50 соответственно, регулировавшие самые разные институты.

Помимо аналогии с числом планет, данное деление имело также значение для преподавания права. Первая часть изучалась студентами первого года обучения наряду с Институциями Юстиниана, вторая и третья часть изучались студентами второго и третьего года обучения, четвертая и пятая части изучались студентами четвертого года обучения, шестая и седьмая части изучались студентами самостоятельно на пятом году обучения.

Современные исследователи структурируют Дигесты, основываясь на учении о системе права:

1. Книга 1: общие вопросы права, в том числе краткий очерк истории права и публичное право.

2. Книги 2—46: частное право.

3. Книги 47, 48 и отчасти 49: уголовное право и уголовный процесс.

4. Книга 49: отдельные институты публичного права (налоги, военное право).

5. Книга 50: отдельные институты публичного права (административное право, международное право). Кроме того, эта книга содержит титул XVI «О значениях слов» — своего рода толковый словарьримских юридических терминов.

Цитирование дигест: В разные эпохи Дигесты цитировались различными способами.

В Средние века, когда Дигесты являлись действующим правом, указывали номер фрагмента, букву «Д» и сокращенное название титула. Потом стали прибавлять цифровые обозначения книги и титула, например, I. 1. § 2, Д. de excusat (27.1).

В XIX веке наиболее распространенным было следующее цитирование: буквы «fr» (то есть fragmentum) или буква «l» (lex), номер фрагмента и, при необходимости, номер параграфа, затем буква «Д», книга и титул. Например, правило о правах женщин на законное наследование цитируется так: fr. 2 § 1 Д.38.7, то есть 38-я книга, 7-й титул этой книги, 2-й фрагмент этого титула и § 1 этого фрагмента.

В настоящее время нормы Дигест цитируются следующим образом: после буквы «Д» указывается книга, титул, фрагмент, параграф (например, Д.38.7.2.1). Если на титул или фрагмент делалась ссылка в предшествующем изложении, то вместо номера титула или фрагмента пишется просто «eodem». Например, если после вышеуказанного правила нужно указать 38.7.4, то достаточно написать: Д.4 eod..

Печатные издания:

Наиболее раннее печатное издание Дигест (инкунабула) было осуществлено в 1475—1477 годах. «Старые Дигесты» были напечатаны Генрихом Кляйном в Перудже в 1476 году, Infortiatum и «Новые Дигесты» изданы Витом Пукером в Риме в 1475 и 1477 годах соответственно. Первые издания Дигест воспроизводили глоссы Болонской школы.

В 1494 году Анджело Полициано осуществил исследования по сопоставлению первых изданий с Флорентиной. В 1529 году Грегор Галоандер издал в Нюрнберге трехтомное издание Дигест (впоследствии известное как Lectio Haloandrina или Lectio Norica), использовав исследования Полициано и ряд рукописей Littera Vulgata.

В 1553 году во Флоренции Лэлио Торелли itru впервые опубликовал Флорентийскую рукопись Дигест.

В 1583 году в Женеве Дени Годфруа enru издал Дигесты вместе со всеми частями кодификации Юстиниана — Институциями, Кодексом и Новеллами. Это было первое печатное издание, получившее общее название Corpus iuris civilis.

Венцом латинских изданий Дигест является берлинское издание 1870 года, подготовленное выдающимся ученым, будущим лауреатом Нобелевской премии по литературе Теодором Моммзеном на основе Флорентины. Изданию предшествовала кропотливая и тщательная работа ученого над очисткой текста от последующих искажений. В издании Моммзена приводятся разночтения с другими рукописями Дигест, отмечены важнейшие интерполяции, даны пояснения в отношении сомнительных мест

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 58; Нарушение авторских прав

В Древнем Риме занятие правом первоначально было делом понтификов (одной из коллегий жрецов). Около 300г. до н.э. юриспруденция освобождается от понтификов. По преданию начало светской юриспруденции связано с именем Гнея Флавия. Будучи вольноотпущенником и писцом видного государственного деятеля Аппия Клавдия Цека, он похитил и опубликовал составленный последним сборник юридических формул, употреблявшихся по закону в процессе. Публикация получила название «Цивильное право Флавия».

В 253г. до н.э. первый верховный понтифик из плебеев Тиберий Корунканий начал в присутствии учеников разбирать юридические вопросы, т.е. положил начало публичному обучению юриспруденции. Во П в. до н.э. глубокие комментарии к разным аспектам правовых вопросов дали Секст Элий Пет, Манилий, Муций Сцевола, Юний Брут; в I в. до н.э. — Сервий Сульпиций Руф (консул 51г. до н.э.), Офилий (ученик Сервия), Элий Туберон (ученик Офилия).

Римские юристы оформляли свое мнение по делу в виде письменного обращения к судьям или в виде протокола, который содержал запись устной консультации и составлялся при свидетелях. При разборе дел юристы интерпретировали существовавшие правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости. Правотребующая (нередко правообразующая) деятельность юристов обеспечивала взаимосвязь различных источников римского права и содействовала дальнейшему развитию. Расцвет римской юриспруденции приходится на эпоху ранней империи (I в. до н.э. — III в н.э.). В этот период императоры, стремясь ограничить законодательную власть сената, предоставляют видным юристам право давать разъяснения и толкования действующих правовых норм, обязательные для всех должностных лиц и судей. Разъяснения правоведов приравниваются тем самым к закону. Со II-ой половины III в., когда законодательная власть была сосредоточена в руках императора, пожалование такой привилегии прекращается; юриспруденция приходит в упадок.

Из многочисленных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай (II в.), Папиан (II — III вв.), Павел (II — III вв.), Ульпиан (II — III вв.), Модестин (II — III вв.). Специальным законом Валентиниана III (426г.) о цитировании юристов, положениям этих пяти юристов была придана законная сила. При разноречиях между их мнениями спор решался большинством, а если и это было невозможно, то предпочтение отдавалось мнению Папиниана. Упомянутый закон признавал значение положений и других юристов, которые цитировались в трудах названных пяти юристов. К таким цитируемым юристам прежде всего относились Сабин, Сцевола, Юлиан и Марцелл.

Сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана, которая включала: 1. — Институции, т.е. освещение основ римского права для начального обучения (Работы Гая, Ульпиана, Флорентина, Марциана); 2. — Дигесты (Пандекты), т.е. собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов (I в. до н.э. — IV в. н.э.); 3. — Кодекс Юстиниана (собрание императорских конституций). Руководил кодификационной работой выдающийся юрист VI в. Трибониан. Именно собрание текстов римских юристов обеспечило кодификации Юстиниана выдающееся место в истории права.

Понятие права юристы выводили, подобно Цицерону, из стоической идеи мирового, всеобщего закона природы. Согласно определению Цельса, принятому многими римскими юристами, право — это искусство добра и справедливости. По Ульпиану, правосудие есть «познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом». Т.е. юристы еще не отделяли право от нравственности; источником права считали мировой божественный разум.

В составе права, действовавшего в Римской империи, юристы выделяли три части: естественное право, право народов, право граждан.

Естественное право, по их представлениям, распространялось как на людей, так и на животных. К его установлениям относятся брак, семья и воспитание детей. По естественному праву все рождаются свободными.

Право народов, в отличие от естественного, охватывает правила, которые мировой разум установил для людей. Римляне используют это право в своих отношениях с покоренными народами и соседними государствами. Правом народов введены война, рабство, основание царств, международная торговля и ряд других установлений.

Право граждан (цивильное право) регулирует отношения между свободными римлянами. По словам Гая, цивильное право является «собственным правом государства». Источниками этого права Папиниан называл законы, решения плебеев, постановления сената, декреты принцепса и «мнения мудрых».

Право в Древнем Риме также делилось на частное и публичное. По знаменитой формуле Ульпиана, публичное право относится к положению государства, частное — к пользе отдельных лиц. Частное право включает в себя предписания права естественного, предписания права народов и предписания права цивильного.

Основное внимание юристы уделяли частному праву. В их трудах были заложены основы теории гражданского права — цивилистики. Разрешая споры по гражданским делам, юристы разграничили виды сделок, выработали формулы исков, определили правомочия собственника и других субъектов права.

К изучению публичного права римская юриспруденция обратилась в I — II вв., когда правоведы, получившие привилегию официального толкования закона, выступили в поддержку императорского режима. В публичном праве они проводили идеи неограниченных полномочий принцепса, передачи ему законодательной власти.

Принципы римского частного права были усвоены теоретической юриспруденцией во многих странах континентальной Европы. Под влиянием римской цивилистики сложились классические правовые доктрины XVIII — XIX вв., наделившие собственника абсолютным правом распоряжаться принадлежащей ему вещью по своему усмотрению.

Одни юристы занимали высокие должности в государстве и жили в согласии с власть имущими. Другие становились их жертвами. Ульпиан в качестве префекта преторианцев пытался бороться с произволом гвардии. После ряда покушений, он был убит в 228г. в присутствии императора Александра Севера. Несколько раньше, в 212г., при Каракалле был казнен Папиниан, тоже бывший префектом преторианцев. Каракалла, убив своего брата Гету, потребовал от знаменитого юриста оправдания своих действий. Папиниан отказался от этого, сказав: «Оправдание убийства не легче, чем его совершение».

В течение V—IV вв. занятие правом было делом понтификов — одной из коллегий жрецов. Около 300 г. до н.э. юриспруденция освобождается от понтификов. Согласно преданию, вольноотпущенник и слуга крупного государственного деятеля Гней Флавий похитил у него и опубликовал сборник юридических формул, употреблявшихся в ходе судебного процесса. Так появилась светская юриспруденция.

В 253 г. до н.э. первый верховный понтифик из плебеев Тиберий Ко- рунканий начал в присутствии учеников разбирать юридические вопросы и открыто высказывать свое мнение, положив тем самым начало публичному обучению юриспруденции.

К концу III в. до н.э. юриспруденция перестала считаться тайным искусством понтификов. Постепенно они были вытеснены из сферы толкования обычаев и права, а их место заняли светские юристы.

Парадоксально, но до II в. до н.э. в Риме практически отсутствовала политическая и правовая мысль. По крайней мере, теоретических работ уровня Сократа, Платона и Аристотеля Древний Рим не знал. Г. Ф. Шер- шеневич справедливо предполагал, что виной тому был военизированный и земледельческий характер римского общества (так же как и в Спарте, где научная мысль тоже отсутствовала, хотя Спарта и являлась частью Древней Греции). Поэтому захват Греции Римом для римских юристов оказался своего рода теоретическим откровением.

Греция и раньше оказывала духовное влияние на Рим. Но теперь это влияние превратилось чуть ли ни в основу римской культуры. В своих теоретических построениях римские авторы использовали естественно-правовые идеи греческих мыслителей, их учения о политике и политической справедливости, о формах государства и др.

Как самостоятельная отрасль знаний юриспруденция сложилась в Древнем Риме во II—I вв. до н.э.

Особенностью римской юриспруденции, во-первых, было то, что право они рассматривали как плод человеческого ума (в этом качестве право не могло не быть противоречивым). Во-вторых, римская юриспруденция была наукой, обобщающей практику, приспособление действующих норм права к изменяющимся потребностям.

При этом нормы рассматривались в контексте конкретного дела. Римский юрист не относился к юридическим нормам как к отвлеченным принципам. Вклад древнеримских юристов в юриспруденцию состоял не в развитии теории, а в формировании философии права.

В основе философии права римских юристов лежала идея справедливости. В случае возникновения коллизий они зачастую изменяли старую норму с учетом новых представлений о справедливости и справедливом праве (aequum jus).

«Изучающему право, — писал Ульпиан, — надо, прежде всего, узнать, откуда происходит слово jus (право); оно получило свое название от justitia (правда, справедливость), ибо, как превосходно определяет Цельс, право есть ars (искусство, практически реализуемое знание и умение, наука) boni (добра) и aequi (равенства и справедливости)».

По мнению римских юристов, самое простое понимание справедливости заключалось в требовании соблюдения равенства. Поэтому первой формулировкой принципа справедливости как нравственной нормы было золотое правило нравственности; «Поступай по отношению к другим так, как они поступают по отношению к тебе». Но восстанавливается ли при этом справедливость? Возмездное убийство убийцы делает невозможным исправление злой воли. Поэтому можно говорить о существовании другой логики, основывающейся на требовании: «Не отвечай злом на зло». С этой логикой была связана новая этика, исходящая из принципа: «Не судите и не судимы будете».

Разумеется, римская справедливость — это право сильного. Римское право закрепляло социальное неравенство жителей, обусловленное территориальными, географическими, политическими факторами. В этих условиях рабство являлось нормой. Справедливость у римских юристов приобретало вид силы, стоящей над правом, которое должно, по их мнению, являться ее реализацией. Ульпиан, например, утверждал, что нормы права, долго считавшиеся справедливыми, могут быть признаны несправедливыми, если они перестают соответствовать требованиям развивающейся жизни. Он считал приведение норм права в соответствие с требованиями справедливости важнейшей задачей нормотворчества и правоприменительной деятельности.

Римские юристы ясно осознавали разницу между правом и законом: первое установлено судьбой (jus) и от людей не зависит, второе создается волей людей (lex).

Философия права юристов Древнего Рима была выражена в многочисленных принципах-сентенциях:

  • — поступает против закона тот, кто совершает запрещенное законом; поступает в обход закона тот, кто, сохраняя слова закона, обходит его смысл;
  • — обычай является лучшим толкователем закона;
  • — свобода есть естественная возможность делать то, что хочется, если этому не препятствует насилие или право;
  • — судебное решение принимается за истину;
  • — заслуживает помощи слабость женщин, а не лукавство;
  • — с изменением формы может пропасть сущность вещи;
  • — доказательство должен представить тот, кто утверждает, а нс тот, кто отрицает;
  • — те, кому можно приказать свидетельствовать, — неподходящие свидетели;
  • — никто не может быть подходящим свидетелем в собственном деле;
  • — не глупым нужно помогать, а ошибающимся;
  • — использовать в случае сомнения более благоприятное (для ответчика) толкование — столь же справедливо, сколь осмотрительно;
  • — цивильное право пишется для бдительных;
  • — насилие дозволено отражать силой;
  • — один лишь умысел украсть что-либо никого не делает вором;
  • — невозможно нанести оскорбление без умысла оскорбить;
  • — степень оскорбления возрастает пропорционально положению оскорбителя;
  • — умысел не наказуется;
  • — каждый отвечает за последствия своего поступка, и никто не является преемником чужого преступления;
  • — безвинного сына нельзя наказывать за преступления его отца;
  • — кто уплатил позже, уплатил меньше;

нельзя считать имуществом то, что приносит больше вреда, чем пользы;

  • — большая небрежность — вина, большая вина — злой умысел;
  • — компаньон моего компаньона — не мой компаньон;
  • — свобода не поддается никакой оценке;

кто молчит, тот не всегда признается; однако верно и то, что он не отрицает;

  • — не все, что дозволено, достойно уважения;
  • — невозможное не может вменяться в обязанность;
  • — если нельзя найти безупречное решение, надо избрать наименее несправедливое из решений;
  • — трое составляют коллегию;
  • — законы должны быть понятны каждому;
  • — никто не должен быть сам себе судьей или сам для себя устанавливать право.

Своего расцвета римская юриспруденция достигла в первые два с половиной века существования империи.

«По заслугам нас назвали жрецами, — отмечал Ульпиан, — ибо мы заботимся о справедливости, возвещаем понятия добра и эквивалента, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой».

Знаменитые ученые-правоведы, классики римского права, как правило, редко выступали в суде, не занимались адвокатской практикой. Однако некоторые из них занимали важные государственные должности (например, Папиниан, Павел, Ульпиан каждый в свое время были членами Совета принципса.)

В период принципата императоры стремились заручиться их поддержкой и по возможности подчинить их своим интересам. Уже со времени правления Августа выдающимся юристам было предоставлено право давать ответы от имени императора (ius respondendi). Со времен Тиберия заключения виднейших юристов по конкретным делам имели официальную силу для судей, рассматривавших дело. Такого же взгляда на роль юристов придерживался император Адриан. В III в. на отдельные положения юри- стов-классиков ссылались как на текст самого закона.

В начале V в. императоры Феодосий II и Валентиниан III издали эдикт, согласно которому цитаты из пяти знаменитых юристов — Гая (II в.), Па- пиниана (II—III вв.), Ульпиана (II—Ш вв.), Павла (II—III вв.) и Модестина (II—III вв.) — имели для судей обязательную силу. При расхождении во мнениях по рассматриваемому вопросу предпочтение отдавалось большинству. При равенстве голосов решающим было мнение Папиниана.

Со второй половины III в. начался упадок римской юриспруденции. Со времени Диоклетиана императоры, получив неограниченную законодательную власть, перестали давать юристам ius respondendi.

Стоицизм. В принципе, стоицизм не являлся ни политическим, ни правовым учением. И появился он впервые не в Риме, а в Греции в конце IV в.

до н.э. Тем не менее римские философы-стоики оказали существенное влияние на развитие римского права.

В Рим стоицизм был перенесен Панаэцием из Родоса (около 185—110 гг. до н.э.). Панаэций и его младший современник Посейдоний из Апамеи (около 135—51 гг. до н.э.) по историко-философской традиции считаются представителями так называемой Средней Стой. С периодом Древнего Рима связана последняя — Новая Стоя.

Творчество римских стоиков развивалось в условиях укрепления власти принцепсов и режима цезаризма, превращения Римской империи в мировую державу. В этой обстановке римские стоики в еще большей мере, чем древнегреческие, склонялись к проповеди фатализма, политической пассивности, космополитизма и индивидуалистической этики.

В итоге стоицизм стал мировоззрением многих образованных римлян еще в I в. до н.э. В нем искали духовную опору такие политические деятели, как Цицерон, Марк Юний Брут (один из организаторов убийства Цезаря). Стоическое мировоззрение разделяли Варрон, Коллумелла, Вергилий и многие другие видные римские граждане.

Основными представителями римского стоицизма были Л. А. Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. В социальном плане это были довольно разные люди: Сенека — крупный сановник и богач, Эпиктет — сначала раб, а потом — нищий вольноотпущенник, Марк Аврелий — римский император. Если же оценивать их учение с чисто академической точки зрения, то никто из них не может быть признан вполне оригинальным мыслителем. Поскольку, усиливая ту или иную сторону стоическую учения, они мало или почти ничего не меняли в учении в целом. Их общетеоретические представления находились под значительным влиянием философских, этических и политико-правовых концепций древнегреческих стоиков (Зенона, Хрисиппа, Панетия, Посидония и др.).

Римский стоицизм не получил своего дальнейшего философского продолжения. Но в определенной мере он стал одним из мировоззренческих источников христианства. Теоретическое «родство» между стоицизмом и христианством, конечно, не надо преувеличивать: стоики все же, несмотря на целый ряд своих созвучных христианству идей, оставались язычниками. Сходство между стоицизмом и христианством следует искать не в совпадении отдельных мыслей и высказываний, а в том самоуглублении личности, на котором история стоицизма заканчивалась, а история христианства начиналась.

Л. А. Сенека (около 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.) — древнеримский писатель, философ-стоик, государственный деятель.

Биографическая справка

Луций Анней Сенека (или Сенека младший) родился в богатой семье. К 30 годам он был уже очень популярным. За четыре года слава Сенеки как адвоката, оратора и писателя возросла настолько, что возбудила зависть императора. В 49 г. до н.э., помимо всего прочего, Сенека стал воспитателем Нерона. Когда его воспитанник стал императором, Сенека оказался его ближайшим советником, а на деле — первым лицом в государстве.

Сенека не являлся примером добродетели и даже более того, в соответствии с духом времени, он был таким же аморальным, как и его окружение. И свое богатство нажил не совсем честным путем.

Странно, но вращаясь в высших кругах императорского Рима, Сенека последовательно выступал против деспотизма императоров Тиберия, Калигулы, Клавдия I, был признанным лидером оппозиции. Каким-то образом ему удавалось оставаться у власти при этих императорах. Но для Нерона его оппозиционность оказалась невыносимой, и Сенека был приговорен к смерти.

Его перу принадлежат 12 трактатов, в том числе «О снисходительности», «О благодеяниях», «Исследования о природе» (в семи книгах), «О провидении», «О гневе», «О спокойствии духа», «О твердости мудреца», три больших трактата: «О милосердии», «О благодеяниях», «Естественноисторические вопросы», а также девять трагедий на мифологические сюжеты, среди которых известны всем)’ миру «Эдип», «Медея», «Федра», «Агамемнон». Наиболее полно раскрывают его этические позиции «Нравственные письма к Луцилию» (всего 124 письма).

Как и все стоики, Сенека был не политическим борцом, а созерцателем. Он наиболее последовательно, по сравнению с другими представителями стоицизма, отстаивал идею духовной свободы.

Л. А. Сенека

«Лучше искать укрытия в тихой пристани, чем быть добровольно бросаемым туда-сюда всю жизнь. Подумай, скольким ударам волн ты уже подвергался, сколько бурь пронеслось в твоей частной жизни, сколько их ты бессознательно вызвал на себя в публичной жизни! Не имею в виду, чтобы ты топил свои дни во сне и в наслаждениях. Это я не называю полноценной жизнью. Стремись найти задачи более важные, чем те, которыми ты до сих пор занимался, и верь, что важнее знать счет собственной жизни, чем общего блага, о котором ты пекся до сих пор! Если будешь так жить, ждет тебя общение с мудрыми мужами, прекрасное искусство, любовь и свершение блага; осознание того, как хорошо жить и однажды хорошо умереть».

По его взглядам, духовная свобода не зависит от социального положения человека. Рабу, в понимании Сенеки, были присущи те же душевные качества, что и всем остальным, и наоборот: свободный — может быть рабом в душе. Все люди равны в том смысле, что они «товарищи по рабству», поскольку одинаково зависят от воли повелений судьбы. «Покажите мне, — писал Сенека, — кто не является рабом в том или ином смысле! Этот — раб своих желаний, тот — жадности, а тот — честолюбия… Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное».

Настроения Сенеки, близкие христианскому мировоззрению, породили легенду о его личном знакомстве с апостолом Павлом. Своим идеалом Сенека считал духовно независимого мудреца. При этом этика Сенеки — этика пассивного созерцателя: в жизни ничего изменить нельзя, а можно только презирать ее напасти, каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным. Сенеке принадлежит афоризм, ставший латинской поговоркой: «Судьба соглашающегося ведет, сопротивляющегося тащит».

Взгляды на государства определялись уровнем науки и религией того времени.

«Мы, — писал Сенека, — должны представить в воображении своем два государства: одно — которое включает в себя богов и людей; в нем взор наш не ограничен тем или иным уголком земли, границы нашего государства мы измеряем движением солнца; другое — это то, к которому нас приписала случайность. Это второе может быть афинским или карфагенским или связано еще с каким-либо городом; оно касается не всех людей, а только одной определенной группы их. Есть такие люди, которые в одно и то же время служат и большому, и малому государству, есть такие, которые служат только большому, и такие, которые служат только малому».

Современную ему форму государства — империю — Сенека считал объективной необходимостью. Он полагал, что, если нравы пали так низко еще при республике, то, следовательно, форма правления не может являться гарантией их чистоты и потому не так уж важна. Главную добродетель правителя Сенека видел в разумном милосердии: тиран отличается от царя тем, что прибегает к казням из любви к зверству, а царь только по необходимости.

Эпиктет (50 г. — 138 г. н.э.) — философ-стоик, в молодости раб, а потом нищий вольноотпущенник.

Биографическая справка

У Эпиктета не было даже имени. Эпиктет — это не имя, а прозвище, означающее «прикупленный». Привезенный своим хозяином в Рим, он вместе с ним ходил на модные в то время лекции одного из стоиков. Хозяину лекции вряд ли пошли на пользу, но для его раба они стали судьбоносными. Он получил свободу, когда ему было около 40 лет. Он открыл свою философскую школу.

У Эпиктета было немало учеников и почитателей, в том числе знатных и богатых. Он умер в глубокой старости, успев завоевать громкую славу и даже покровительство императора Адриана, но не изменив своим стоическим убеждениям — в крайней бедности.

Сам Эпиктет не писал трактатов (вполне возможно, что он был неграмотным). Выдержки из его учения, известные под названиями «Рассуждения Эпиктета» и «Руководство Эпиктета», сохранились в записи его почитателя сенатора Арриана. Они представляют собой сентенции типа: «Не желай, чтобы все происходило, как ты хочешь, но желай, чтобы все происходило как происходит, и будет тебе хорошо в жизни».

Основная задача философии, утверждал Эпиктет, научить людей различать то, что удастся сделать, и за что вообще не надо браться. Он предполагал, что человеку неподвластно все находящееся вне его самого, внешний мир. Поэтому страдание приносят не вещи сами по себе, а наши представления о них. Собственные же мысли человеку подвластны, следовательно, быть человеку счастливым или нет — зависит от него самого.

Марк Аврелий (121 — 180 гг. н.э.) — император-философ.

Биографическая справка

Будущий император родился в знатной римской семье. В детстве ему покровительствовал император Адриан. Он пожаловал шестилетнему мальчику почетный титул всадника и дал новое имя — Марк Анний Катилий Север. Перед смертью Адриан передал заботу о юноше своему приемнику Антонию Пию, и когда тот стал императором, Марк Антоний был объявлен его приемным сыном и получил новое имя — Марк Аврелий Вер Цезарь.

С 18 лет Марк жил в императорском дворце, где получил блестящее образование. В 161 г. началось совместное правление Марка Аврелия с Луцием Вером. С 169 г. Марк Аврелий стал единовластным правителем. В 180 г. н.э. в римской армии вспыхнула эпидемия чумы. Заболел и сам император. Спасти его не удалось.

Сохранилось 12 книг его воспоминаний, которые назывались «К себе самому». Они также известны под названием «Размышления».

Марк Аврелий.

Мрамор. Около 170 г. Париж, Лувр

Парадокс — император-стоик — можно объяснить теми настроениями, которые доминировали в кругах аристократии в период юности Марка Аврелия. Практически на всех границах — в Египте, Иудее, Британии, на Дунае — полыхали нескончаемые восстания, не только сенаторы, но даже ближайшие военные сподвижники императоров устаивали против них заговоры, постоянные войны истощали казну до такой степени, что даже в Риме вспыхивали голодные волнения. Воспитатели будущего императора старались сформировать его характер в соответствии с принципами, которым сделали бы его хорошим государственным деятелем: правитель должен быть разумным, добродетельным, справедливым и руководствоваться единственной целью: жить без гнева и стараться сглаживать несовершенство мира. Оказавшись на вершине власти, Марк Аврелий следовал этой цели. Он всегда проявлял исключительный такт во всех случаях, когда нужно было удержать людей от зла или побудить к добру.

«Руководствуясь принципом невозможности осуждения невиновного, он часто принуждал преторов к вторичному рассмотрению дела. Он увеличил количество судебных дней в году, ввел в качестве наказания за ложный донос гражданское бесчестье, что свело на нет всякое доносительство».

Будучи императором в период расцвета римской империи, он не мог воплотить свои рассуждения в жизнь. Но он писал о законе, едином для всех. Отправной точкой его рассуждений была разумность человека.

«Если духовное начало у нас общее, то общим будет и разум, в силу которого мы являемся существами разумными. Если так, то и разум, повелевающий, что делать и чего не делать, тоже будет общим; если так, то и закон общий; если так, то мы граждане. Следовательно, мы причастны какому-нибудь гражданскому устройству, а мир подобен Граду. Ибо кто мог бы указать на какое-нибудь другое общее устройство, которому был бы причастен весь род человеческий? Отсюда-то, из этого Града, и духовное начало в нас, и разумное, и закон»1.

В конце жизни, оценивая свой путь, Марк Аврелий сделал вывод, что она однообразна и не даст ничего нового. Но есть ценности, к которым следует стремиться, — справедливость, истина, благоразумие, мужество, общественно-полезная деятельность и гражданственность.

Постепенно юриспруденция обособилась в самостоятельную учебную дисциплину и уже применительно к Древнему Риму можно утверждать о наличии определённой системы юридического образования

Первоначально знание права в Древнем Риме также являлось привилегией жрецов.

Первыми протоюристами римского общества с определенной долей условности можно считать жрецов.

Римский юрист Секст Помпоний писал, что в 254 году до н.э. Тиберий Корунканий — первый верховный жрец из плебеев — объявил, что будет объяснять право каждому желающему, чем положил начало преподаванию права публично.

В целях разъясненияприменения jus legitimum (leges и plebi scita) жрецы как единственные знатоки права активно создавали новые правовые нормы.

Новые правовые нормы появлялись при толковании старых правил. Жрецы давали правовые советы, помогали при заключении сделок и учили првильному ведению споров.

Монополия жреческих коллегий была разрушена Гнеем Флавием, обнародовавшим книгу судейских формул, являвшуюся профессиональной

корпоративной собственностью жреческого сословия.

Так началась секуляризация права, т.е. становление светской юриспруденции. Принципиальный шаг в этом направлении сделал Тиберий Корунканий, первым начавшийоткрыто преподавать право.

Одной из самых древних профессийсчитается специальность юриста. Существует много различных версий происхождения права как государственного института. Однако, к происхождению юристов как толкователей и разработчиков права, все источники сходятся к одному .

Древние юристы появились в коллегии понтификов в древнем Риме. Там впервые на профессиональном уровне изучать право и давать толкование применению его нормам. Одной из основных задач коллегии понтификов являлось предоставление юридических консультаций по применению норм права римским гражданам.


Одновременно, в деревней Греции процветало искусство софизма. Специалисты в этой области были своего рода платными учителями красноречия. Ораторскому искусству в те древние времена предавали большое значение. Правильно и красиво говорить было почетно. Происходили целые речевые сражения, при этом ораторы не перебивали друг друга, говорили последовательно, а решение в победе того или иного оратора принимала публика. Именно ораторы в древней Греции за деньги готовили граждан Греции к выступлению в суде. Помогали правильно поставить речь с точки зрения логики и речевых оборотов. Не маловажную роль уделяли и эмоциональным аспектам. Вместе с тем назвать их юристами можно с натяжкой, так как они не давали информации по применению норм права древней Греции и не создавали судебных прецедентов, были просто мудрыми философами. Вместе с тем они заложили свой камень в создании древней профессии юриста.

Юридическая профессия формироваласьодновременно с формированием Римского права. Это одна из самых древних систем права, многие институты которой используются и в современных нормах закона практический всех государств мира. Именно в этот период появилось понятие частной собственности, а значит необходимости ее защиты. И защиты не физической, а юридической. Если за преступления судили в те времена эмоционально и не было какой-либо систематизации, то к

времена эмоционально и не было какой-либо систематизации, то к

имущественным правам отношение было иное.

Само слово «юрист» произошлоот древнего латинского слова jus, означающего право в полном смысле слова, и законность. Со временем данное слово стали применять к названию профессии, связанной с законом в той или иной степени, его толкованием и применением .

В точном смысле этого процесса профессия юристакак юридическая спецификация социальной деятельности была актуализирована в республиканский период существования римского государства.

Деятельность юристов в означенный отрезок времени выражалась: • в руководстве ведения судебных дел («agеre»);

• в даче советов («respondere»);
• в редактировании формальных актов («cavere»).

В республиканскую эпоху не существовало юрисконсультов.

Заинтересованные лица обычно обращались к тому, кому доверяли.

Август и его преемники в целях привлечения на свою сторону авторитетного сословия юристов предоставили некоторым, наиболее выдающимся юристам, право давать официальные консультации по поручению императора на запросы, поступавшие к нему. Ответы этих привилегированных юристов имели такую же силу, как и собственные императорские толкования, и были обязательны для судей .

Особого расцветаримская юриспруденция достигла в период принципата (I–III вв. н. э.), ставшего ее классическим периодом.

В период от I до середины III в. работали многие выдающиеся юристы, совмещавшие глубину теоретических знаний, практические дарования, педагогически-воспитательное влияние и, наконец, оставившие литературное наследие.

Целую эпоху в этом отношении составил юрист начала принципата М.А. Лабеон, приверженец республиканских идей, новатор в области права (plurima innovare instituit).

Лабеон оказал продолжительное влияние на дальнейшее развитие юриспруденции и считается основателем юридической школы прокулианцев(названной по имени его ближайшего ученика Прокула).

Его политический противник Капитон,имевший меньшее значение, был основателем другой юридической школы – сабинианской, названной по имени его знаменитого ученика Мазурия Сабина (незнатного происхождения, достигшего только к пятидесяти годам всаднического звания).

Сабин был величайшим юристом I в. н. э., комментировавшим цивильное право.

Первая частная юридическаяшкола, где учителя читали лекции,

Первая частная юридическаяшкола, где учителя читали лекции,

давали ответы на вопросы и вели диспуты с учениками, была организована Сабином в I веке н. э. (основана школа сабинианцев была ещё раньше

Капитоном).

Сабин был величайшим юристом I в. н. э., комментировавшим цивильное право.

Из сабинианцев во II в. нельзя не отметить Сальвия Юлиана, получившего при Адриане поручение кодифицировать преторское право и успешно выполнившего это поручение.

В IV — V векахсуществовало уже несколько таких школ с четырёхлетним сроком обучения (в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии, Цезарее, Бейруте), где ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая, а также сочинения Папиниана и Юлия Павла.

В 533 году император Юстинианиздал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана.

Фундаментальное различие в позицияхюридических школ состояло в смещении акцентов в определении оснований правопритязаний – доминировании либо материала, либо формы, т. е. предмета или деятельности в структуре социальных связей.

Письменными воплощениями практической деятельности юристов классического периода стали:

• элементарные руководства – институции («institutions»);
• сборники консультаций и казусов («response», «epistolae», «quaestiones»,

«disputations»);
• определения («defi nitions»);

• правила («regulae»).
Наибольшей популярностью пользовались краткие элементарные

руководства – «institutiones».

Обучение юристовв республиканском Риме выражалось в допущении молодых юристов к слушанию консультаций и к обсуждению с ними отдельных казусов «instruere».

В конце республики стали вести систематическое чтение лекций «instituere».

В качестве пособия к этим занятиям и появились institutiones. Наибольшей популярностью пользова лись Институции Гая.

В конце классического периода появились Институции Марциана, Каллистрата, Павла и Ульпиана.

Структуральные формы и содержательные наполнения институций Древнего Рима оказали свое влияние и на дальнейшее развитие мировой цивилистики.

Классический гражданский кодекс XIX столетия: Наполеоновский кодекс 1804 года построен по институциональному принципу: «Вещи», «Лица» и «Обязательства».

С середины III в. н. э. начинается упадокюриспруденции в Римской империи.

Если в эпоху принципата юристы были нужны императору в качестве одного из каналов для проведения и поддержки императорской политики, то при доминате эта их роль оказалась уже законченной.

Императорская власть стала абсолютной. Воля императора оказалась единственным источником права.

«Jus respondent» больше не дается; юристы работают главным образом в качестве чиновников императорской канцелярии.

Однако «response» классических юристов сохранили значение источника права.

В 426 г. был издан закон «о цитировании юристов», признававший обязательное значение за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина (и тех юристов, сочинения которых приводятся этими авторами).

При различии мнений этих юристов предписывалось придерживаться мнения, за которое высказалось большинство, а при равенстве голосов отдавалось предпочтение мнению Папиниана.


Добавить комментарий