Риторика композиция речи

<p<На подготовку публичного выступления нужно 5-7 дней, и один из этих дней нужно полностью посвятить составлению плана. Писать речь без плана – плохая идея. Может быть, вы и справитесь, но не так хорошо, как если бы заранее проработали структуру: она задает последовательность в изложении, делает речь ясной и логичной, не дает оратору забыть о важном. Кроме того, ораторы, которые не продумывают заранее последовательность изложения, часто затягивают речь и не укладываются в регламент. Но прежде чем вы сможете проработать структуру, нужно сделать еще кое-что: собрать и проанализировать материалы.

Изучение и систематизация материалов

Начинается подготовка публичного выступления даже не со структуры, а со сбора материалов: статистики, официальных документов, рабочих отчетов, поиска фактов – все зависит от темы выступления и повода. Перед тем как составить структуру речи, изучите и систематизируйте данные. Наверняка появятся новые мысли, сравнения и ассоциации. Осмыслите и критически оцените данные, подумайте, как использовать их во время выступления. Ваша задача на этом этапе – выработать собственное мнение относительно материала, сформулировать свои соображения, а также проанализировать их с точки зрения аудитории, перед которой вы будете выступать. После этого вы составите 3 плана:

  • Предварительный. Это черновая структура, которая пишется, когда вы знаете предмет, но еще не представляете, какие факты использовать, на чем сосредоточить внимание. На самом деле мало кому из ораторов везет получить в распоряжение больше сведений, чем нужно для выступления, но предварительная структура позволяет отсеять ненужные данные и сосредоточиться на полезной информации. Если сведений недостаточно, приблизительный черновой план, в котором обозначено, какие вопросы нужно раскрыть, дает понимание, в каком направлении «копать».
  • Рабочий. Его вы составляете, когда отобрали факты, обдумали материалы. Рабочий черновик выделяет самые существенные вопросы и задает последовательность изложения. В рабочий план вы можете внести примеры, факты, цифры, которые непременно хотите использовать во время выступления. Почему не написать сразу чистовой вариант? Потому что на этом этапе вы еще продумываете, что можно сократить, а что будет лишним. Всегда помните об аудитории: как она будет реагировать на аргументы? Не спешите переходить к следующему этапу работы над речью. Если вы ненадолго возьмете паузу, а затем вернетесь к работе над выступлением, то наверняка обнаружите, что черновик перегружен фактами, в нем есть лишние пункты. Это нормально: если материала достаточно, после его изучения хочется больше фактов пересказать слушателям, выбрать ключевые бывает непросто. Рабочая структура убережет вас от ошибок: вы вовремя заметите перегруз фактами, пробелы в логических связках и другие недостатки.
  • Чистовой. Его составляют на основе рабочего плана. Но основная структура нужна не только оратору – слушателям она также может пригодиться. Если речь долгая, полезно представить аудитории ее последовательность или хотя бы записывать основные пункты. Поэтому формулируйте каждый пункт четко, ясно и емко, чтобы он был понятен не только вам. Оглашать план, впрочем, необязательно. Но если вы знаете, что слушатели будут записывать, хороший тон – наглядно представить им структуру.

Структура плана публичного выступления

План должен быть логически выдержанным и последовательным. Это основное требование, все остальное – второстепенно. Стандартной структуры публичного выступления не существует, поэтому не пытайтесь, как нерадивые школьники, подсмотреть готовый черновик по теме: в интернете, книгах по риторике или где-то еще. Все придется прорабатывать самостоятельно, и только так вы можете достичь поставленных целей: продать товар, привлечь инвесторов, повысить имидж компании или собственный престиж. Поэтому помните о цели, аудитории, последовательности повествования: исходя из этого вы можете составить простой или сложный черновик. В простом будут пункты 1, 2, 3 и так далее, в сложном – пункты и подпункты: 1 и 1.1, 1.2, 1.3, 2 и 2.1, 2.2. Я упомянул о цели публичного выступления не напрасно: цель – это то, на чем следует по-настоящему сосредоточиться. Ваша речь, какой бы блестящей она ни была, будет бесполезной, если не выполняет тех целей, ради которых написали ее. Никогда не упускайте цель из виду: подбирайте материалы, составляйте предварительную структуру и пишите тезисы с оглядкой на нее. Если вы не до конца понимаете, зачем нужно произносить речь, сначала проясните это, а только потом прорабатывайте последовательность изложения. Что вам даст понимание цели на этапе составления структуры? Вы будете знать результат, то, к чему хотите прийти в итоге: исходя из этого, выстроите структуру, отсеете лишнее. По сути вы продумываете композицию: последовательность фактов, выводов, оценок, как начать выступление, как его закончить, как удержать внимание аудитории.

Что такое композиция и почему без нее не обойтись

Композиция – это построение выступления, соотношение его отдельных частей и взаимосвязи между ними. В англоязычной литературе я встречал интересное сравнение композиции речи с гамбургером. «Булкой» в этом гамбургере можно назвать зачин и концовку. «Котлетой» – суть, основную часть, которую оттеняют «сыр», «салат», то есть вспомогательные ингредиенты: художественные приемы, шутки, примеры и другие элементы, которые только украшают основные тезисы. Если соотношение частей нарушить, речь выйдет посредственной и неэффективной. Если вам кажется, что ошибиться в таких элементарных вещах, как вступление, основная часть и концовка, невозможно, попробуйте написать речь без предварительной проработки структуры и композиции. Одна из ошибок новичков, которые пренебрегают проработкой композиции, – затянувшееся вступление. Для него выбирают слишком длинные истории, заходят слишком издалека, приводят большое количество второстепенных фактов, и все это время аудитория вынуждена догадываться, к чему ведет лектор.

Какие ошибки допускают новички

Еще одна распространенная ошибка – непропорциональное раскрытие темы. Например, вы говорите об экологии и должны рассказать о загрязнении рек, озер и морей. О реках и озерах вы упоминаете в двух словах, а затем десять минут рассуждаете о морях. Складывается впечатление, будто ваше выступление было о морях, а о не о загрязнении водоемов. Это тоже результат непроработанной композиции. Соотношение частей выступления должно быть разумным, чтобы они не перетягивали одеяло друг на друга. Еще один пример: вам нужно рассказать о последних Олимпийских играх. Слушатели ждут от вас результатов и имен чемпионов. Но, не рассчитав композицию, вы долго говорите об истории Олимпиады и в итоге не укладываетесь в регламент: на основную часть остается пара минут. Самая фатальная ошибка лекторов, которые не составляют план выступления, – хаотичность. Чтобы без предварительной проработки структуры речи подняться за кафедру и четко, не сбиваясь с мысли, изложить суть, нужно не только блистательно разбираться в теме – нужен особый склад мышления. Большинство людей без подготовки рассказывают о деле непоследовательно: мысль скачет от факта к факту, иногда лектор увлекается, делает отступления, потом возвращается к теме. Для достижения комического эффекта можно придать выступлению нарочито хаотичный характер, но это требует мастерства вдвое большего, чем построение логически продуманной и последовательной композиции. Кроме того, мы говорим не о комических сценках или монологах. При таком изложении слушателям сложно уследить за полетом вашей мысли.

Принципы построения выступления: как не сесть в лужу

  • Будьте последовательны. Каждая мысль должна вытекать из предыдущей. У слушателей не должно возникать вопросов: «На основании чего сделаны такие выводы?» или «Откуда такая информация?» Чтобы быть последовательным, нужно быть честным. Потому что иногда лекторы или докладчики так хотят выдать желаемое за действительное, что буквально не видят несоответствий в собственной логике рассказа.
  • Оставьте все самое «вкусное» на «десерт». Аргументы, факты, убедительность речи и выразительные средства должны нарастать от начала к концу, а не наоборот. Что мешает вам последовать примеру авторов газетных новостей и сначала изложить главное? Слушателям будет неинтересно. Если они узнают все самое интересное из первой фразы, дальше им останется только скучать.
  • Не усложняйте. Определите цель и достигайте ее самыми простыми и рациональными способами. Не говорите долго там, где можно сказать коротко.
  • Не забывайте про вступление и заключение. Чтобы речь не казалась нелепо оборванной, делайте короткое вступление и заключение. Используйте эти части речи, чтобы усилить эффект: первые и заключительные фразы имеют огромное значение.

Обучение ораторскому искусству

Прочитав советы, вы можете сказать: «Я все понимаю, но когда доходит до подготовки к презентации или лекции, не знаю, как использовать эти знания!» Действительно, мало знать, как нужно готовить ораторские речи, нужно уметь это делать. Именно поэтому я приглашаю вас в свою школу ораторского мастерства «Ораторис». На индивидуальных или групповых занятиях мы пошагово разберем, как составлять структуру речи, исходя из ваших задач, как составить грамотный черновик и как использовать его, выступая на публике. Записывайтесь на обучение через сайт или звоните по одному из номеров телефонов! Я провожу уроки в Москве и Санкт-Петербурге.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Институт социологии и управления персоналом

Кафедра философии

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Риторика»

вариант (тема) «План речи и композиция. Отличия плана от композиции. Различные виды планов и композиций»

Выполнила студентка

заочной формы обучения

специальности «Финансы и кредит»

специализации ____________________

____курса _______ группы___________

№ студенческого билета

(зачетной книжки) 06 — 676 ___________ Абрамова Е. А.

(подпись) (инициалы, фамилия)

Проверил преподаватель

_______________________ ______________ _______________________

(ученая степень, звание) (подпись) (инициалы, фамилия)

Москва – 2008

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Что такое композиция…………………………………………………………..4
  2. План – основа композиции……………………………………………………..7
  3. Составные элементы композиции…………………………………………….10
    1. Вступление……………………………………………………………….10
    2. Главная часть…………………………………………………………….12
      1. Методы изложения материала…………………………………13
    3. Заключение………………………………………………………………15
  4. Приемы привлечения внимания аудитории…………………………………..17
  5. Недостатки композиции………………………………………………………..19

Заключение………………………………………………………………………21

Список используемой литературы……………………………………………..22

Введение

Слово «оратор» (от лат – «говорить») применяется в двух значениях: человек, произносящий речь, выступающий публично; человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.

Так вот, если слово «оратор» применять хотя бы только в первом значении, то и в этом случае от оратора можно и нужно требовать уважения к языку и людям, для которых оратор выступает. Если же оратор – во втором значении слова, то значит, с культурой речи связаны вся его деятельность, все его поведение во время публичного выступления, все его радости и огорчения, вызванные таким выступлением. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством. Такой оратор умеет вести пропаганду убедительно, доходчиво и ярко. Он может не только строго и точно, но и эмоционально изложить любой сложный теоретический вопрос.

Овладение искусством общения, искусством слова, культурой устной и письменной речи необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений и хорошо знать предмет речи.

Однако для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи.

1. Что такое композиция речи

Слово композиция восходит к латинскому compositio, которое означает «составление, сочинение». В теории ораторского искусства под композицией понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению в целом.

Когда говориться о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению.

Организация материала речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю.

Целостность ораторской речи заключается в единстве ее темы – главной мысли выступления, основной проблемы, поставленной в нем, — и смысловых частей разной структуры и протяженности. Речь воздействует лишь в том случае, если имеются четкие смысловые связи, которые отражают последовательность в изложении мысли. Путанное, непоследовательное высказывание не достигает цели, но вызывает у слушателей запланированной оратором реакции. В лучшем случае они остаются равнодушными, в худшем – не понимают, о чем идет речь.

Когда оратор начинает говорить, мы, слушатели, как бы стенографируем и комментируем его слова: начинает говорить…, сообщает, о чем будет говорить…, делает оговорку…, переходит к основной теме…, делает отступление…, повторяет…, дискутирует…, опровергает мнение ученого…, не соглашается…, подчеркивает…, повторяет…, добавляет…, перечисляет…, отвечает на вопросы…, делает выводы. Этот комментарий строго отражает связь оратора с аудиторией, а, прежде всего, последовательность расположения материала, композицию речи.

Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположения всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала.

В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, выступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи. Это, так сказать, классическая схема. Она может быть и свернутой, если отсутствует какая-либо из частей, кроме, разумеется, основной (ведь без содержания нет и речи).

Все части ораторской речи переплетены и взаимосвязаны. Объединение всех частей речи в целях достижения ее целостности называется интеграцией.

Необратимость речи определяет многое в ее построении. Ведь трудно удерживать в оперативной памяти все выступление целиком. Это и диктует принципиально иное его построение по сравнению с письменной речью.

Связанность ораторской речи обеспечивается когезией, ретроспекцией и проспекцией.

Когезия – это особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которая позволяет глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить отдельные ее фрагменты, расположенные на некотором (и даже значительном) расстоянии друг от друга, но в той или иной степени связанные между собой. Этот тип связи может, выражается различными повторами, словами, обозначающими временные, пространственные и причинно-следственные отношения: таким образом, итак, во-первых, во-вторых, в-третьих, следующий вопрос, в настоящее время, совершенно очевидно, посмотрим далее, перейдем к следующему. Связующую роль выполняют и такие слова и словосочетания: принимая во внимание, с одной стороны, с другой стороны, между тем, несмотря на это, как оказывается, по всей вероятности, как оказалось в последствии.

Ретроспекция – это форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации. Оратор может ссылаться на информацию, которая имеется помимо его выступления (таким образом, происходит связь данной речи с общим информационным контекстом), отсылать слушателей к информации, которая содержится в предыдущих его выступлениях или в данном выступлении, но изложена ранее (так осуществляется связь речи с предыдущими речами).

Проспекция – это один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления. Проспекция дает возможность слушателю яснее представить себе связь и взаимообусловленность мыслей и идей, изложенных в речи. Вначале оратор может обещать слушателям дать некоторую информацию о данном выступлении, а также говорить и о своих будущих выступлениях или о выступлениях других ораторов. Это и будет проспекция.

2. План – основа композиции

Приступая к работе над композицией речи, необходимо прежде всего определить порядок, в котором будет излагаться материал, т. е. составить план.

Речи, написанные без предварительного составления плана, как показывает практика, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший плана выступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время.

Самыми распространенными планами речи являются тематический и фразовый. Нередко оба комбинируются.

Тематический план речи

При подготовке тематического плана речи необходимо записать тему на самом верху страницы. Затем под темой — главные пункты, начиная каждый главный пункт с левого края. Подпункты пишутся под главным пунктом, который они поддерживают, с небольшим отступом вправо. Если какой-нибудь из этих подпунктов должен быть поддержан дальнейшими пунктами, можно сделать дальнейшее смещение. Можно дополнительно использовать выделение цветным маркером. Таким образом, взглянув на лист, можно заметить, какие пункты являются самыми важными, передающими главные мысли, которые должны понять слушатели. При выступлении такой план речи помогает, потому что становится возможным выделять важные пункты, повторяя основные слова из каждой главной мысли, и они, таким образом, подчеркиваются и глубже запечатлеваются. В этом плане речи важна краткость изложения любого из пунктов.

Фразовый план речи

В таком плане мысли обычно записываются целиком, но выражены так кратко, что каждое предложение образует главную мысль какого-то пункта. Можно выделить главные пункты речи смещением. Иногда, произнося речь, докладчик читает предложение и затем своими словами его дополняет.

Фразовый план речи с более полно выраженными мыслями обычно больше подходит для речей, которые создаются за много недель вперед или произносятся несколько раз, но с временным промежутком в несколько месяцев.

Во время подготовки к выступлению рекомендуется иметь перед собой оба плана речи.

Предварительный план

На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы. Так, после выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи. Обычно каждая тема требует решения многих вопросов. Поэтому важно определить, какие конкретно из них предполагается осветить в речи. Из перечисления этих вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу и отбирать фактический материал для выступления.

Предварительный план отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной теме.

Рабочий план

После того, как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план.

В высказывании выделяются три части: начало, середина и конец. В начале речи оратор стремится сконцентрировать этос, чтобы определить позиции доверия и сотрудничества с аудиторией. В середине речи он концентрирует логос, поскольку аргументация оценивается в зависимости от степени доверия ритору. В завершении речи он концентрирует пафос, поскольку решение требует волевого усилия.

Независимо от того, что станет говорить ритор в начале речи, слова его будут восприниматься сквозь призму этической оценки; затем аудитория перейдет к оценке содержания и, наконец, свяжет завершение речи с побуждением к решению.

Существуют различные способы построения речи или высказывания:

  • как развитие сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка);
  • как последовательное развитие мысли (положение, причина, подобное, противоположное, пример, свидетельство);
  • как последовательность мотивов (внимание, интерес, визуализация, действие);
  • как состав и последовательность речевых форм, уместных в начале, середине и конце высказывания.

В каноническом представлении высказывание развертывается в следующих составе и последовательности частей:

Высказывание, таким образом, представляет собой сложную конструкцию повторяющихся элементов, строение которых, в свою очередь, модифицируется в зависимости от их назначения, соседства и смысловой связи. Однако эта сложная конструкция сохраняет смысловое единство и соподчиненность элементов. Чем сложнее высказывание, тем труднее сделать расположение ясным и прозрачным по смыслу, сохраняя единство его смыслового образа.

Будучи относительно краткой, ораторская речь отличается особенно четким расположением. Этого требуют условия произнесения речи, когда высказывание нужно построить так, чтобы оно сохраняло качества импровизации, но допускало анализ и критику аргументации.

Начало речи: вступление, пропозиция, разделение

В начале речи представлены три части — вступление, предложение и разделение:

  1. Во вступлении предлагается основание обращения оратора к аудитории в данных обстоятельствах с данной речью.
  2. Предложение является началом речи, поскольку предложение — речь, свернутая до одной фразы, а при развертывании предложения раскрывается и содержание авторского замысла.
  3. Разделение указывает содержание аргументации, которая будет развернута в дальнейшем, а также последовательность рассмотрения вопроса.

Тем самым начало речи приобретает значение как словесная конструкция: оратор ориентирует аудиторию, указывая свою позицию, отношение к аудитории и ход предлагаемой аргументации.

По правилам ведения диалога говорящий отвечает за ценность информации и уместность речи. Слушающий при этом отвечает за внимание к словам говорящего. Поэтому начало речи строится так, чтобы привлечь внимание слушателей к содержанию высказывания и тем самым облегчить им задачу: по началу речи можно судить о значимости ее содержания.

Характер вступления зависит от состава аудитории, ее настроения, обстановки, замысла речи и от состояния ритора, в особенности если речь устная. Интуиция, опыт, чувство такта играют здесь определяющую роль. Вступление часто импровизируется, и неудачная импровизация может испортить всю речь, но ритору помогает знание правил построения вступления.

  • Во-первых, даже при неудавшемся вступлении, если оно кратко, интерес публики к оратору сохранится и ошибку можно исправить — впереди целая речь, в содержании которой обнаружатся качества ритора.
  • Во-вторых, вступление должно быть умеренно энергичным: яркое вступление привлекает внимание и вызывает симпатию к оратору. Однако если речь, в особенности устная, начинается слишком эмоционально, оратору может не хватить сил продолжать на том же эмоциональном уровне. От сильной эмоции аудитория быстро устает, а ритору нужно приберечь пафос к концу речи.
  • В-третьих, стилистически вступление не должно резко контрастировать с основными частями речи,так как может сложиться впечатление, будто ритор стремится привлечь внимание к себе, а не к предмету речи.
  • В-четвертых, во вступлении следует избегать существенных для аргументации формулировок и данных, если они не повторяются в других частях речи, так как аудитория «входит в речь» постепенно, и вступление воспринимается на фоне внешних или внутренних помех.
  • В-пятых, вступление не следует сочинять до основных частей речи, так как оно отражает для ритора содержание и пафос высказывания в целом, являясь речью о речи.

В риторике выделяются три рода вступлений: обычное, с ораторской предосторожностью и внезапное.

Обычное вступление

«Милостивые государи, с чувством невольного смущения приступаю я к моему докладу. Оно вызывается прежде всего глубокою скорбью о том, что, получив, наконец, давно желанную возможность принять активное участие в заседании нашего Общества, я не вижу пред собою ни полного мысли и энергии лица Николая Яковлевича Грота, ни проникнутого одухотворенною красотою образа Владимира Сергеевича Соловьева. Оба они уже вступили на тот берег, от которого нас еще отделяют туманы и неотрадные волны житейской суеты. Мне больно сознавать, что и возможность видеть здесь дорогого наставника, которому я сам многим обязан в своем духовном развитии, — видеть Бориса Николаевича Чичерина, пресечена постигшим его недугом…

Смущает меня и содержание моего доклада. В нем очень мало места для философских рассуждений или психологических исследований. Он, в сущности, касается вопроса педагогического, т.е. вопроса о том — не следует ли, при современном состоянии уголовного процесса, расширить его академическое преподавание в сторону подробного исследования и установления нравственных начал, которым должно принадлежать видное и законное влияние в деле отправления уголовного правосудия. Поэтому я заранее прошу снисхождения, если этот доклад не будет вполне соответствовать строгому и стройному характеру трудов, к которым привыкло общество». (Кони А.Ф. Общие черты судебной этики. Доклад на заседании Московского психологического общества 22 декабря 1901 года).

Кроме общих правил краткости, умеренности, уместности, соответствия предмету и постепенности, это вступление характеризуется следующими качествами:

  • Во вступлении особенно проявляются (не выражаются) ораторские нравы — честность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность, или те этические качества, которые нужны ритору для правильного построения этического образа. В докладе А.Ф. Кони — это, в первую очередь, скромность, доброжелательность и предусмотрительность. В академической речи, которая произносится знаменитым юристом и государственным деятелем перед собранием интеллигентов, напротив, уместно подчеркивание скромности и доброжелательности. В речи А.Ф. Кони проявляются и честность, как самооценка компетентности, и предусмотрительность, как указание на задачи доклада и характер его обсуждения.
  • Ритор показывает основания своего обращения к аудитории с речью и стремится дать представление об уровне значимости предмета для общества. Таким основанием может быть проблема или важность предмета. При этом достаточно распространены апелляции к авторитетам.
  • Во вступлении, как правило, в неявном виде, указывается тип ценностной иерархии, которой следует ритор. В речи А.Ф. Кони — это искусное обращение к категории духовного опыта, которое подается через намек на завершение жизненного пути автора, а также более явный намек на несовершенство судопроизводства. Аудитория маститого судебного оратора — университетская профессура, достаточно оппозиционная властям и убежденная в силе просвещения и науки, но воспитанная в духе народничества, для которого личная нравственность стоит в системе ценностей выше, чем наука или право.

Вступление с ораторской предосторожностью

Это самый трудный вид вступления. Ораторская предосторожность применяется тогда, когда аудитория заранее несогласна с ритором. Вот вступление к речи П.А. Столыпина «О морской обороне», произнесенной в Государственной Думе 24 мая 1908 года.

«После всего, что было тут сказано по вопросу о морской смете, вы поймете, господа, то тяжелое чувство безнадежности отстоять испрашиваемые на постройку броненосцев кредиты, с которым я приступаю к тяжелой обязанности защищать почти безнадежное, почти проигранное дело. Вы спросите меня: почему же правительство не преклонится перед неизбежностью, почему не присоединится к большинству Государственной Думы, почему не откажется от кредитов?

Ведь для всех очевидно, что отрицательное отношение большинства Думы не имеет основанием какие-нибудь противогосударственные побуждения; этим отказом большинство Думы хотело бы дать толчок морскому ведомству, хотело бы раз навсегда положить конец злоупотреблениям, хотело бы установить грань между прошлым и настоящим. Отказ Государственной Думы должен был бы, по мнению большинства Думы, стать поворотным пунктом в истории русского флота; это должна быть та точка, которую русское народное представительство желало бы поставить под главой о Цусиме для того, чтобы начать новую главу, страницы которой должны быть страницами честного, упорного труда, страницами воссоздания морской славы России. (Возгласы: «верно», рукоплескания.)

Поэтому, господа, может стать непонятным упорство правительства: ведь слишком неблагодарное дело отстаивать существующие порядки и слишком, может быть, недобросовестное дело убеждать кого-либо в том, что все обстоит благополучно. Вот, господа, те мысли, которые должны были возникнуть у многих из вас; и если, несмотря на это, я считаю своим долгом высказаться перед вами, то для вас, конечно, будет понятно, что побудительной причиной к этому является вовсе не ведомственное упорство, а основания иного, высшего порядка.

Мне, может быть, хотя и в слабой мере, поможет то обстоятельство, что кроме принципиально оппозиционных партий, которые всегда и во всем будут противостоять предложениям правительства, остальные партии не совершенно единодушны в этом не столь простом деле, и среди них есть еще лица, которые не поддались, может быть, чувству самовнушения, которому подпало большинство Думы. Это дает мне надежду если не изменить уже предрешенное мнение Государственной Думы, то доказать, что, может существовать в этом деле и другое мнение, другой взгляд, и что этот взгляд не безумен и не преступен».

Внезапное вступление

Важнейшая особенность внезапного вступления — кризис: оратор, подхватывая и развивая эмоцию аудитории, добивается ее кульминации, после которой аудитория, расплескав значительную часть возбуждения, становится более пластичной и направляется в нужное русло.

Вернемся к приведенному выше отрывку из речи Столыпина. Ритор делает неожиданный для аудитории ход. Цусимское поражение и предложение правительства строить снова броненосцы, но теперь уже дредноуты, вызывает возмущение депутатов. От Столыпина, естественно, ждут, что он станет защищать эти предложения. Ему предстоит выступать после ряда зажигательных антиправительственных речей.

Ритор плавно вошел в речь, использовав несвойственный ему сентиментальный пафос и упомянув о предшествующих выступлениях. В последней фразе абзаца он объединяется с аудиторией посредством фигуры ответствования. Этим он снимает эмоциональное отторжение аудитории. Оратор два раза повторяет слово «безнадежность» и два раза слова «тяжелое чувство», как бы обнажая тяжелую мысль, непроизвольно срывающуюся с языка. И уже с первых фраз он, надо полагать, подхватывает эмоцию зала. Второй период (причинный) развивает взятую эмоцию, но завершает ее романтическим пафосом, твердо оптимистически — и ритор добивается аплодисментов. Это и есть кризис: эмоциональный перелом речи, после которого можно сделать обрыв. Но это обрыв эмоции, а не содержания — ритор закрепляет сказанное: начало третьего периода повторяет начало первого,вступление как бы начинается снова. Далее он обращается к мотивам предложения, чтобы приступить к последней и главной задаче — делению аудитории.

Эмоция коллективна, а мысль индивидуальна. Поэтому если ритор желает аргументировать, ему нужно разделить возбужденную аудиторию. По мере пробуждения мысли эмоция остывает. И оратор сначала отделяет оппозицию, а указанием на отсутствие единодушия среди остальных партий — противопоставляет тех, кто эмоционально следует оппозиции, тем, кто менее склонен ей следовать и мог бы разумно рассмотреть проблему. Оратор понимает, что полностью преодолеть предубеждения аудитории он не может, но и задача вступления — посеять сомнение и сбить эмоцию. Дредноуты все-таки были построены и верно служили стране до середины 50-х годов.

Добавить комментарий