Родство в римском праве

Основное различие между Супружеской и Кровной семьей заключается в их составе и размере семьи. Супружеская семья включает в себя двух взрослых супругов и их незамужних или неженатых, несовершеннолетних детей, тогда как Кровная семья выходит за пределы супружеской семьи, поскольку в нее входят бабушка и дедушка, тети, дяди и двоюродные братья.

Семья является основной социальной ячейкой общества. Она включает в себя группу людей, связанных кровным родством (биологически связанных) или сродством (брак или право). В обществе существуют разные типы семей. Супружеская семья и кровная семья — два типов семей. Как следует из их названий, супружеские браки основаны на браке, в то время как кровные браки основаны на кровном родстве.

Что такое Супружеская семья

Супружеская семья (нуклеарная) — это семья, состоящая из супружеской пары и их детей. Говоря более конкретно, супружеская семья включает двух взрослых супругов и их незамужних или неженатых, несовершеннолетних детей. При отсутствии детей, или если дети состоят в браке и имеют свою собственную семью, супружеская семья включает только самих супругов.

Супружеская семья (нуклеарная)

Сам термин «супружеский» относится к брачным отношениям. Обычно именно брачные узы образуют супружескую семью. Как только несовершеннолетние дети в семье вырастают и вступают в брак, они формируют свою собственную супружескую семью. В этом типе брака супруги и их дети считаются более важными, чем другие родственники. Связи с другими родственниками вне семьи носят добровольный характер и основаны на эмоциональных связях, а не на строгих обязанностях и обязательствах.

Что такое Кровная семья

Термин кровное родство означает родственную связь людей по крови. Поэтому используется термин кровное родство у людей, биологически родственных друг другу. Люди, имеющие родственные связи в результате усыновления/удочерения или вступления в брак, не имеют кровного родства. Кровная семья — это семья, выходящая за рамки супружеской семьи. Помимо супружеской пары и их детей, в эту семью входят бабушки и дедушки, тети, дяди или двоюродные братья, живущие в одном доме. Другими словами, она состоит из кровных родственников помимо членов нуклеарной семьи. Кровная семья часто используется в качестве синонима расширенной семьи.

Кровная (расширенная) семья

Например, представьте, что родители вашего отца, его брат и его ближайшие родственники живут в вашем доме. Тогда ваша семья будет называться как кровная семья. В этом типе домашнего хозяйства три или даже четыре поколения живут в одном домохозяйстве. Кровные семьи чаще встречаются на азиатском и африканском континентах.

Схема прямого и бокового родства по восходящим и нисходящим линиям

Кроме того, кровнородственный брак представляет собой брак между двумя родственниками. Браки между двоюродными братьями и сёстрами являются примером кровнородственного брака.

Разница между Супружеской и Кровной семьей

  • Супружеская семья включает двух взрослых супругов и их неженатых или незамужних, несовершеннолетних детей, тогда как кровная семья выходит за рамки супружеской семьи;
  • Супружеская семья состоит из двух взрослых супругов и их незамужних или неженатых, несовершеннолетних детей, в то время как в кровную семью входят бабушка с дедушкой, тети, дяди и двоюродные братья, все они живут под одной крышей;
  • Как следует из их названия, супружеские семьи основаны на браке, в то время как кровные браки основаны на кровных отношениях;
  • Кровная семья больше по размеру, чем супружеская семья;
  • В супружескую семью входят только незамужние или неженатые, несовершеннолетние дети, однако, если дети вступают в брак, они образуют собственную семейную семью. В отличие от этого, кровная семья может включать в себя замужних или женатых детей;
  • Кроме того, супружеская семья включает в себя только два поколения, то есть родителей и детей, тогда как кровное семья включает в себя три или четыре поколения.

Заключение

Супружеская семья, как правило, включает двух взрослых супругов и их неженатых или незамужних, несовершеннолетних детей, в то время как Кровная семья включает бабушку и дедушку, тетю, дядю и двоюродного брата, которые живут под одной крышей. Следовательно, Кровная семья больше Супружеской семьи.

Ульпиан говорит, что термин familia «понимается по-разному; в самом деле, он обозначает как вещи, так и лица» (D., 50. 16. 195. 1). Уже в XII таблицах это слово встречается в обоих значениях.

С одной стороны (при обозначении вещей), термин familia обозначал (1) все имущество, принадлежащее одному лицу, включая рабов, а в более узком смысле — (2) весь обслуживающий и рабочий персонал домохозяйства, в особенности рабов и свободных, по доброй воле прислуживавших как рабы.

С другой стороны (при обозначении лиц), термин familia в более широком смысле мог означать (3) вообще всех кровных родственников, происходивших от одного предка и представлявших собой часть или ветвь рода, gens; и, наконец, в более тесном значении familia — это (4) собственно семья, т.е. все лица, находившиеся под властью одного домовладыки (включая супругу, если брак был заключен с мужней властью, сит тапи) Здесь нас будет интересовать последнее, четвертое из перечисленных, значений.

Главой римской семьи был отец семейства, домовладыка (pater familias). Такое обозначение применялось вне зависимости от того, имел ли домовладыка собственных детей, был ли он уже женат или еще не достиг половой зрелости. Pater familias — это римский гражданин, лицо мужского пола, не состоящий под отеческой властью другого лица. По смерти домовладыки все его сыновья (а также внуки, чей отец к тому времени был уже мертв либо эманципирован, т.е. освобожден от отеческой власти особым цивильным актом) сами становились домовладыками. Власть домовладыки над детьми, усыновленными, внуками, правнуками и т.д. обозначалась термином «отеческая власть» (patria potestas). Он сохранял ее, пока был жив (или не подвергался capitis deminutio), независимо от возраста подвластных и их официального положения в государстве (см. схему 3). Что касается жены, то абсолютная имущественная и личная власть супруга (maritus) над ней, обозначавшаяся термином manus (буквально «кулак») и аналогичная отеческой власти, возникала далеко не всегда, а только при определенных обстоятельствах (см. ниже, о видах брака). В римской семье только paterfamilias являлся лицом своего права, persona sui juris, а потому только он юридически мог распоряжаться семейным имуществом (ср.: С., 4. 13).

Почтительным термином «мать семейства» {mater familias) изначально римляне называли супругу (uxor) домовладыки, состоявшую

в браке «с мужней властью» (cum тапи). Такая женщина была лицом чужого права (alieni juris) и юридически находилась на положении сестры своим собственным детям (ioco sororis). Позднее, с уменьшением общего числа браков сит тапи, семантическое поле термина mater familias значительно расширилось, так что им стали также обозначать любую добропорядочную римскую гражданку, являвшуюся «женщиной своей власти» — femina suae potestads (т.е. не находившуюся ни под отеческой, ни под мужней властью) вне зависимости от того, продолжала ли она состоять в браке или уже овдовела, была свободнорожденной или вольноотпущенницей (по аналогии с термином pater familias). В браке без мужней власти (sine тапи) женщина оставалась под отеческой властью родного отца, а с его смертью становилась лицом sui juris,. В этом случае, однако, над ней устанавливалась опека, tutela, со стороны кого-нибудь из ее ближайших родственников по мужской линии (см. схемы 4 и 5).

Схема 3. Агнатическое родство. Случай брака «с мужней властью»

Схема 4. Агнатические связи после смерти домовладыки. Случай брака «с мужней властью»

Filius familias — это «сын семьи», находящийся под отеческой властью домовладыки — своего отца либо другого восходящего родственника по отцовской линии. Отпрыски второй и более степеней — внуки (nepotes) и т.д. — имели тот же семейный статус, что и их отцы (соответственно сыновья и т.д.), т.е. находились в непосредственной зависимости от главы семьи. Filius familias не имел никаких прав собственности — все, что он приобретал, зачислялось в доход домовладыки. При этом filius familias мог заключать любую дозволенную сделку, не создавая этим никаких обязательств для главы семьи. Но это были лишь исходные принципы квиритского права; реальная жизнь внесла свои серьезные коррективы, главным образом с помощью развития исков в отношении пекулия (имущество, выделенное домовлады- кой своему подвластному в самостоятельное управление; см. ниже, гл. о правовых отношениях родителей и детей). Таким образом, filius familias был лицом чужого права; он становился лицом своего права либо после смерти отца, если тот был главой семьи (см. схему 4), либо в результате эманципации — особого торжественного акта, которым домовладыка мог освободить своих подвластных; в этом случае он становился эманципированным сыном (filius emancipatus) (см.: D., 36. 2.15; 37. 6. 4; 50. 16. 239 в начале; С., 2. 22; 4. 13; 11. 7. 6 в начале; 10. 62). Если filius familias заключал брак сит тапи, невестка оказывалась loco familiae familias (на положении дочери семьи) и подчинялась отеческой власти домовладыки мужа.

Схема 5. Агнатическое родство. Случай брака «без мужней власти»

Условные обозначения к схемам 3, 4 и 5:

—agnatio — агнатические связи, родственные отношения между

свободными, которые живут под властью одного домовладыки или находились бы под этой властью, если бы сам домовладыка был еще жив;

  • -> — браки с мужней властью (matrimonium сит тапи) и отеческая власть
  • (patria potestas);

……— брак без мужней власти (matrimonium sine тапи);

FILIUS FAMILIAS — член агнатской семьи, suus heres;

UXOR F1LII — не член агнатской семьи;

persona alieni juris (р. a. j,);femina suae potestatis (f. s. p.) — указание на status familiae лица;

tutela — вид агнатической связи

Во многом аналогичным было положение «дочери семьи» —filia familias. Власть домовладыки над filia familias прекращалась не только с его смертью или путем эманципации, но также и тогда, когда дочь заключала брак сит тапи. В этом случае она переходила в агнатиче- скую семью мужа, а для членов своей когнатической семьи становилась юридически чужой. В историческом плане нужно, однако, всегда помнить, что эволюция римского семейного права в конечном итоге привела к сокращению значения агнатического родства и к замене его когнатством в качестве родства цивильного.

  • См.: Дворецкий И. X. Латинско-русский словарь. М., 2005. Под словом familia.

Семья (familia) в древнейший период римской истории – это социальный институт, основанный на агнатическом родстве, делении ее членов на лиц «своего» и «чужого» права, существующий при первобытнообщинном строе.

Признаки:

1. агнатическое родство членов семьи;

2. деление членов на лиц «своего» и «чужого» права;

3. существует при первобытнообщинном строе (архаический период).

4. патриархальный тип отношений внутри семьи (неограниченная власть отца).

Агнатическое родство (agnatio) – юридическое, некровное родство, родство по факту совместного проживания и труда.

Агнаты – члены одной большой семьи, объединенные властью одного отца семейства (домовладыки); кровные родственники только по мужской линии.

Ближайший агнат:

А) в большой семье – младший брат;

Б) в малой семье – старший сын.

Основания для выхода из агнатической семьи:

1. эмансипация взрослого сына;

2. смерть домовладыки (в этом случае сыновья сами становятся домовладыками);

3. выход дочери замуж (в этом случае дочь утрачивала связь с прежней семьей и становилась агнаткой своего мужа или его домовладыки).

Лицо своего права (persona sui iuris) –только взрослый римский гражданин мужского пола, не находящийся ни под чьей властью; это домовладыка, отец семейства, обладающий неограниченной властью:

· право признать или нет новорожденного ребенка;

· право лишить жизни непризнанного ребенка (выбросить уродца – monstrum с Тарпейской скалы – одного из утесов Капитолийского холма в центре Рима);

· право продажи детей в рабство;

· право манципации (продажи) третьему лицу своего сына в наем или в возмещение ущерба в порядке «нокзального» иска, но не более трех раз;

· право собственности на все собственные приобретения и приобретения, сделанные агнатическими родственниками;

· право давать или не давать согласие на сделки, совершенные членами семьи (дача согласия влечет юридическое признание сделки).

Лицо чужого права (persona alieni iuris)– это любой член агнатической семьи, находившийся в подчинении домовладыки, правовой статус которого состоит в следующем:

· полная публичная правоспособность;

· неправоспособность в частноправовой сфере (право собственности на приобретения лица чужого права имел не он сам, а его домовладыка; необходимость получать согласие домовладыки на совершаемые сделки).

К лицам чужого права относились:

1. рабы;

2. сыновья и их жены;

3. дочери;

4. внуки и правнуки;

5. законная жена;

6. племянники и т.д.

Семья в постклассический период римской истории – это социальной институт, основанный на когнатическом родстве, возникший в период государствообразования и усложнения хозяйственной жизни страны.

1. возникновение в период поздней республики, империи;

2. в основе появления такого типа семьи лежат экономические факторы;

3. когнатическое родство членов семьи.

Экономическая основа появления семьи такого типа:

— изменение производственных отношений

— развитие торговли

— разложение патриархальной семьи

— усиление самостоятельности взрослых членов семьи

— ослабление власти домовладыки, которое выражалось в следующем:

— произвольное убийство домочадца карается смертной казнью;

— наказывать детей можно только в целях воспитания, а не жестокости;

— продажа детей в рабство возможна только, если они новорожденные и только в случаях крайней нужды;

— введена уголовная ответственность за выбрасывание детей-уродцев;

— введена уголовная ответственность за принуждение дочери заниматься проституцией;

— дети получили право жаловаться на отца в магистратуру и требовать алименты.

Когнатическое (когнатское) родство – это кровное родство.

Когнаты (cognatio) – сорожденные, рожденные вместе, кровные родственники, как по прямой, так и по боковой линии.

Степени когнатического родства:

1. отец и сын;

2. родные братья; дед и внуки;

3. дядя и племянники;

4. двоюродные братья.

Родственники по прямой восходящей линии: внук – сын – отец;

Родственники по прямой нисходящей линии: отец – сын – внук;

Родственники по боковой линии: сестра и брат; дядя и племянники; двоюродные братья.

От «родства» следует отличать понятие «свойство» — это отношения между мужем и тещей; свекром и тещей; отчимом и падчерицей; опекуном и подопечным и т.д. Таким категориям людей было запрещено вступать друг с другом в брак.

Брак: понятие, виды, способы заключения, условия вступления и прекращения брака.

Брак (matrimonium) – социально значимый союз мужчины и женщины, определяющий положение детей, рожденных в этом союзе, регулирующий личные и имущественные отношения между супругами, а также их наследственные права.

Брак – это юридический факт.

Брак – это то, что определяет статус человека (к примеру, если гражданин попал в плен, утратив свободу, то брак распадается).

Брак – это сделка.

Условия для вступления в брак (ius conubii – т.е. право вступать в законный квиритский брак):

1. согласие домовладыки (оно постепенно уходит на второй план);

2. согласие жениха и невесты;

3. достижение брачного возраста:

а) для юношей – с 14 лет;

б) для девушек — с 12 лет.

Отсутствие препятствий к вступлению в брак:

а) безумство;

б) двоеженство;

в) родство или свойство будущих супругов;

г) принадлежность брачующихся к разным социальным слоям:

· до 445 г. до н.э. запрещены браки между патрициями и плебеями;

· до 18 г. до н.э. – между вольноотпущенниками и свободнорожденными;

· между сенаторами и вольноотпущенниками;

· при императоре Августе – между свободнорожденными и лицами низкой морали (сводни, актрисы, проститутки);

д) религиозные различия возможных партнеров: правовой брак мог быть заключен только между лицами единой религии и по правилам одной религиозной процедуры.

Заключению брака предшествовала помолвка (обручение) – договор в форме клятвенного обещания вступить в брак (sponsalia). Помолвка представляла собой двойную стипуляцию: отец обещал жениху передать невесту и наоборот.

Обручение и брачная церемония могли следовать одно за другим непосредственно по времени, но могли быть и отдалены друг от друга даже несколькими годами. Во время обручения предполагаемые будущие брачные партнеры выражают намерение заключить между ними брак и обмениваются подарками подобающей социальному уровню партнеров стоимости; обручение может быть совершено и представителями будущих супругов – их родителями, опекунами и т. д. Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки. Факт обручения, брачные намерения и факт обмена подарками закреплялись специальными письменными документами (в более раннее время – присутствием свидетелей-гостей).

При помолвке вносился задаток. Если жених отказывался от брака, то он терял задаток. Если отказывалась от брака невеста, то ее домовладыка платил задаток в четырехкратном размере, а с 472 г. – в двойном.

Обручение можно было расторгнуть как по взаимному согласию, так и в порядке судебной процедуры как отказ от обязательства. Такое расторжение не считалось разводом и не могло в дальнейшем служить препятствием к заключению других браков партнерами. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение, теряла право на возвращение сделанных ею подарков

Убийство женихом невесты и наоборот считалось убийством родственника.

Формы союза мужчины и женщины в Древнем Риме:

I. Законный брак

Брак с властью мужа (matrimonium cum manu) –правильный, строгий брак; древнейшая форма брачных отношений Брак без власти мужа (matrimonium sine manu) -неправильный, нестрогий, неформальный брак
Обязательный переход женщины на жительство в дом мужа Жена переходит в дом мужа на жительство после своего согласия
Жена теряла юридическую связь со своими кровными родственниками и становилась агнаткой мужа Жена оставалась юридически чужой своему мужу и детям, т.е. юридически стояла вне семьи мужа
Женщина оказывалась под властью мужа или его домовладыки Женщина обладала имущественной правоспособностью
Жена не вправе была требовать развод у мужа, а муж такое право имел Жена имела право требовать развод (правда, в дальнейшем эта возможность была существенно ограничена)
Муж имел право наказывать жену вплоть до лишения жизни, отдать ее в кабалу Муж имел право убить жену только в случае прелюбодеяния (в дальнейшем это было запрещено)
Жена в семье занимала место дочери, а для своих детей была старшей сестрой Самостоятельное положение женщины в семье
Дети, даже будучи взрослыми, подчинялись своему домовладыке в личном и имущественном плане Военное жалование, добыча, подарки полководца (так называемый военный или лагерный пекулий), полученные сыновьями оставались в собственности самих сыновей, а не домовладыки

II. Конкубинат (concubinat) – форма постоянного и разрешенного законом сожительства между мужчиной и женщиной, которые не могли заключить брак ввиду разного социального положения.

Примеры:

· Сожительство между римлянами и перегринами;

· Сожительство между римлянами и рабами;

· Сожительство между лицами сенаторского сословия и вольноотпущенниками и т.д.

Признаки конкубината:

1. устойчивость семейных отношений;

2. постоянство партнеров;

3. дети (конкубины), родившиеся от такого незаконного брака, не попадали под власть отца;

4. мужчина имел право состоять в законном браке с одной женщиной, а в конкубинате — с другой. Женщин за такое ждала смертная казнь;

5. конкубина (женщина) не имела прав «законной жены».

заключение брака путем религиозного обряда:

· присутствие жениха и невесты, 10 свидетелей и жреца;

· жрец произносит торжественные формулы;

· «совместное вкушение полбы» — принесение в жертву хлеба

· такое заключение брака доступно преимущественно для патрициев.

светский способ заключения брака:

· невеста покупалась будущим мужем (за символическую плату) путем манципации («Я заявляю, что эта женщина принадлежит мне по праву квиритов», говорил будущим муж);

· необходимо наличие 5 свидетелей и весовщика.

неформальный способ по признаку пробретательной давности:

· жена (сожительница – конкубина или жена «нестрого» брака sine manu) должна была жить в доме мужа непрерывно 1 год;

· если жена не хочет, чтобы над ней была установлена власть мужа, то ей надо не ночевать дома 3 ночи в году. В этом случае давность прерывается.

Способы заключения брака sine manu: достаточно согласие обеих сторон + мужчина должен был отвести женщину в свой дом.

Условия для вступления в брак (ius conubii – т.е. право вступать в законный квиритский брак):

5. согласие домовладыки (оно постепенно уходит на второй план);

6. согласие жениха и невесты;

7. достижение брачного возраста:

а) для юношей – с 14 лет;

б) для девушек — с 12 лет.

Основания для прекращения брака:

1. смерть одного или обоих супругов. К смерти приравнивалось безвестное отсутствие одного из супруга;

2. утрата свободы (capitis deminutio maxima);

3. утрата римского гражданства (capitis deminutio mediae);

4. развод, основаниями к которому могли послужить:

а) уважительные причины:

· бесплодие, нежелание одного из супругов иметь детей;

· возведение мужа в жреческий сан;

· поступление мужа на военную службу;

· болезнь супруга.

б) вина одного из супругов (на виновную сторону возлагались определенные имущественные санкции в виде штрафа или потери добрачного имущества):

· прелюбодеяние;

· покушение на жизнь другого супруга;

· отравление детей;

· кража ключей от винного погреба и др.

О разводе можно было сообщить через вестника, в письме, объявить лично в присутствии 7 свидетелей.

Брак, заключенный путем религиозного свадебного обряда, подлежал расторжению только при принесении жертвы Юпитеру и произнесении определенных слов с участием жрецов.

Брак, заключенный в результате покупки жены, и узуальный брак расторгались фиктивной продажей жены в рабство или кабалу с последующим отпущением на волю.

Расторжение брака осуществлялось без вмешательства гражданских и религиозных властей, однако в дальнейшем развод по обоюдному согласию супругов был запрещен Юстинианом.

Родственные отношения в римском праве

Двумя понятиями, лежащими в основе римской семьи, являются agnatio и cognatio.

Agnatio — агнатическое родство, основывавшееся на так называемой отеческой власти, patria potestas; соответственно агнатами (agnati) называли родственников по отцу, свободных членов семьи, которые жили под властью одного домовладыки (отца семейства, pater familias) или находились бы под этой властью, если бы сам домовла- дыка был еще жив (см., например: Gaj., 1. 156; D., 1. 7. 7, 23). Агнат- ство в римском праве долгое время являлось цивильным родством, которое могло устанавливаться не только рождением ребенка в семье, но и по цивильному акту, например, путем усыновления; также цивильным способом оно могло прекращаться. Именно оно в ранний и классический периоды истории римского права являлось основанием для призвания к наследству в случае отсутствия завещания.

Cognatio — в широком смысле это слово означает родство вообще; в узком смысле — это когнатическое родство, основывавшееся на общности крови, «вытекающей из половой связи родителей». Соответственно cognati — это кровные родственники, т.е. родственники по матери. Когнатство в этом смысле не могло быть уничтожено никаким юридическим актом, поскольку в его основе — естественная связь (Gaj., 1. 156, 158).

Модестин в «Пандектах»: «Суть родства понимается у римлян двояким образом: ведь одни родственные отношения связаны с цивильным, другие — с естественным правом, а подчас сочетаются оба права, так что естественное и цивильное родство соединяются. При этом считается, что естественное родство может передаваться само по себе, без цивильного родства, через женщин, которые то и дело рождают свободнорожденных детей. Цивильное же родство, называемое иначе легитимным, может устанавливаться само по себе, без естественного права, путем усыновления. Родство основывается и на том, и на другом праве, когда соединяются путем законного брака. Однако естественное родство известно под своим собственным именем ; цивильное же родство хотя и может также с полным основанием называться тем же именем, но в узком смысле именуется агнатством , из чего видно, что возникает по мужской линии» (D., 38. 10. 4. 2).

Очень важным является понятие «степень родства», которое у римских юристов обозначается термином gradus. Определить степень родства достаточно легко — для этого нужно вычислить количество рождений, которые отделяют двух родственников.

Casus 20

Мать и сын являются родственниками первой степени, поскольку для того чтобы у матери появился такой родственник, как «сын», необходимо только одно рождение:

Дед и внучка являются родственниками второй степени, поскольку для того, чтобы у человека появилась такая родственница, как «внучка», требуется два рождения: сначала должен родиться ребенок у самого человека, а потом у этого ребенка должна родиться дочь:

Оба вышеприведенных примера касаются определения степени по прямой линии, т.е. между восходящими и нисходящими родственниками. Столь же просто определяется степень для бокового родства: родные брат и сестра являются родственниками второй степени:

Вопросы: родственниками какой степени являются друг по отношению к другу (1) троюродный дед и внучатый племянник? (2) троюродные брат и сестра?

В основе агнатической семьи лежали такие властные связи, как patria potestas (отеческая власть) и manus (мужняя власть). Со смертью домовладыки эти отношения прекращались, но не забывались. Они создавали между родственниками более обширное родовое единство — так называемый gens (род, клан). Члены одного рода имеют одно родовое имя, которое в трехчленной системе римских имен занимает центральное, т.е. основное место. Например, Луций Корнелий Сулла принадлежал к Корнелиям, одному из древнейших и славнейших патрицианских родов, имевшему много ветвей; Гай Юлий Цезарь относился к еще более древнему и не менее знатному роду Юлиев, которые возводили свое происхождение ко временам задолго до основания самого города Рима; Марк Туллий Цицерон — принадлежал к роду Туллиев, представители которого вышли на политическую авансцену довольно поздно (род Туллиев прославился в основном как раз благодаря Цицерону). Члены рода, gentiles, выводили свое происхождение от одного легендарного предка (так, род Юлиев выводил свой корень от Юла, сына Энея, внука Афродиты); они имели общий культ, а в древнейшие времена (в эпоху господства jus Quiritium) — даже взаимное право наследовать члену своего рода, у которого не было более близких наследников, т.е. вообще никаких родственников в пределах седьмой степени родства (римские юристы считали, что за пределами седьмой степени родства сама «природа вещей почти не допускает существования родственников» — Модестин: D., 38. 10. 4 в нач.).

В квиритском праве именно agnatio являлась юридически значимым родством, т.е. служило основанием для возникновения права наследования и призвания к опеке над недееспособными. Но процесс развития римского семейного права привел к ограничению patria potestas и постепенному вытеснению агнатства когнатством в качестве родства цивильного. В конечном итоге оппозиция agnatio — cognatio утратила свое практическое значение.

Еще одним видом родственных уз, имевших определенные юридические последствия, было так называемое свойство, affinitas, т.е. связь, возникавшая между одним из супругов и близкими кровными родственниками второго супруга. С прекращением брака affinitas продолжала служить юридическим препятствием для заключения брака между некоторыми категориями свойственников — в тех случаях, когда это явно напоминало инцест (кровосмешение). В классическом праве запрет касался только свойственников в прямой линии (например, бывшей жены и отца бывшего мужа), а в постклассический период он был распространен и на ближайших свойственников по боковой линии (например, на бывшую жену и родного брата бывшего мужа).

Добавить комментарий