Роль государства в политической системе общества таблица

Стремление объединить вокруг себя самые различные слои населения

Государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация. В конституциях и других своих основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представиться непременно как государство всего народа, государство всех и для всех.

Это особенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как Германия, США, Франция, Испания, Швеция, Япония и др.

В Конституции США, например, это стремление закрепляется в следующей формуле: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, утверждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

Однако в подавляющем большинстве своем конституционные декларации на практике остаются ничем иным, как декларациями.

Народ зачастую при этом является не более чем социальным фоном, политической или идеологической ширмой, за которой скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному господствующему слою, классу, властвующей группе или социальной прослойке. Последние, независимо от того, как они называются и как представляются, в повседневной практической жизни являются настоящими держателями государственной власти, реальными творцами внутренней и внешней политики.

Сказанное не означает, что государство ограничивает свою социальную базу лишь поддержкой непосредственно стоящих у власти правящих кругов. Наоборот, оно прилагает огромные усилия для того, чтобы как можно больше расширить свою социальную опору, как можно сильнее укрепить свои устои в обществе.

В идеале каждое современное государство стремится к тому, чтобы его формальная социальная основа, каковую составляют все граждане или поданные государства, превратилась в его реальную основу, которая складывается из его твердых сторонников, убежденных последователей внутренней и внешней политики государства.

Сосредоточение в руках государства огромных материальных и финансовых средств

Особое место и роль государства в политической системе общества определяются тем, что оно сосредоточивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства.

Однако, для стабильности общества и политической системы непременным условием является существование самых разнообразных форм собственности, баланс политической власти. Нет сомнения в том, что равный правовой статус всех форм собственности и их одинаковая защита, плюрализм форм собственности имеют очевидные преимущества перед монополизмом одной из них.

Развитие различных форм собственности должно происходить при следующих обязательных условиях:

    1. чтобы под видом «демократической» или иной приватизации не допускалось противоправное присвоение небольшой группой стоящих у власти людей всего или значительной части народного достояния;
    2. чтобы монополия одной, государственной, формы собственности под лозунгами плюрализма не вытеснялась фактически любой другой, например частной формой собственности.

Наличие специального аппарата управления и принуждения

Исключительное место и роль государства в политической системе общества обусловливается наличием у него специального аппарата управления и принуждения.

Разумеется, у политических партий и массовых общественных организаций тоже есть свои хорошо слаженные и постоянно действующие аппараты, однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей структуре таких органов, как полиция, суд, прокуратура, органы государственной безопасности.

Государство выделяется среди различных элементов политической системы общества тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, дающих возможность ему оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать эффективное воздействие на все общественные отношения.

Обладая государственно-властными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию.

Обладание суверенитетом

В политической системе общества государство выделяется тем, что обладает суверенитетом.

Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства. Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений; это верховенство государственной власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и построении отношений с другими государствами. Таким свойством обладают только государства, что предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства.

Государство как организация публичной власти в обществе является стержнем политической системы, ее системообразующим элементом. Роль и значение государства в политической системе трудно переоценить. Именно государство юридически учреждает остальные политические институты общества (придает им легальность), кроме того, государство «устанавливает правила игры», то есть издает правовые нормы, регулирующие порядок деятельности всех политических институтов общества.

Место и роль государства в политической системе общества определяются следующими основными моментами:

— во-первых, государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого;

— во-вторых, государство выступает организацией всех граждан;

— в-третьих, государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения;

— в-четвертых, государство располагает разветвленной системой юридических средств, позволяющих использовать различные методы убеждения и принуждения;

— в-пятых, государство обладает суверенитетом, предполагающим, в том числе верховенство государства внутри страны по отношению ко всем иным политическим институтам;

— в-шестых, государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

При этом следует отметить, что место и роль государства в политической системе общества зависит от господствующего в обществе политического режима.

Так, в авторитарном обществе государство в принципе исключает возможность существования некоторых вышеназванных институтов политической системы (например, политических партий), тоталитарное же государство практически поглощает остальные политические институты, позволяет существовать им лишь формально.

Политические партии: понятие, признаки, виды

Политические партии – институт политической системы предназначенный выполнять связующую функцию между государством и обществом (гражданским).

Политическая партия представляет собой общественное объединение граждан, созданное в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Именно посредством политических партий общество получает возможность воздействовать на государство, направлять осуществляемую им политику.

Степень значимости политический партий зависит с одной стороны от развитости партийной системы, с другой – от формы правления государства. в историческом ракурсе организация и деятельность различных партий оказываются весьма многообразными. Еще более многообразно и их взаимодействие с государством, его институтами.

В некоторых обществах длительное время независимо от партийного влияния формируется и функционирует аппарат министерств, других органов управления, но руководители этих министерств, других органов управления назначаются по партийной принадлежности, в зависимости от того, какая парламентская партия пришла к власти. В других обществах происходит повальная смена состава аппарата государства, если к власти приходит иная партия.

В крайних случаях взаимодействие партии и государства приводит к такой политической системе, которая может быть определена как «партийное государство»: руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие решения принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными институтами. В «партийном государстве» все другие общественные организации также подпадают под партийный контроль и политическая система становится тоталитарной системой.

Антиподом политической системы типа «партийного государства» являются многопартийные, плюралистические политические системы, где важнейшие государственные решения принимаются демократически: сопоставлением мнений, их обоснованием, лоббированием в законных рамках, – словом, с помощью нормальной парламентской процедуры.

К признакам политической партии традиционно относят:

— во-первых, специфическую цель объединения граждан – участие в политической жизни общества;

— во-вторых, наличие политической программы, включающей идеологию партии, принципы деятельности, цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач;

— в-третьих, наличие политического лидера, выражающего и представляющего интересы партии;

— в-четвертых, определенное минимальное количество членов, как правило, в мировой практики – это не менее пяти тысяч членов.

Применительно к России некоторые характеристики политических партий нуждаются в некотором уточнении.

Прежде всего следует отметить, что сам термин политическая партия на уровне федерального законодательства появился только в 2001 г. с принятием Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях». Ранее российское законодательство использовало понятие политическое общественное объединение и, фактически, рассматривало политическую партию как одну из разновидностей общественного объединения.

Действующее российское законодательство к политической партии предъявляет следующие требования:

— во-первых, политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

— во-вторых, в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии;

— в-третьих, руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности.

Современное российское законодательство устанавливает ряд ограничений на создание и деятельность политических партий.

Так, запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание социальной розни.

Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии.

Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях.

Не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях. Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.

Создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий не допускаются.

Классификация политических партий осуществляется по различным основаниям.

Наиболее распространенные классификации предполагают деление партий на правящие и оппозиционные, кадровые и массовые, либеральные и консервативные, левые, правые и центристские, монархические и республиканские.

18. Место и роль государства в политической системе общества

Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико-правового характера.

Политическая система имеет следующую структуру:

1) субъекты политической системы;

2) политическое сознание – теории, убеждения, которые определяют осуществление политической деятельности;

3) политические отношения, которые появляются между субъектами в процессе осуществления государственной власти;

4) политическая деятельность, направленная на функционирование, развитие политической системы;

5) политические и правовые нормы, правила поведения, которые регулируют самые важные отношения в процессе организации и реализации политической власти;

6) политическая культура, которая представляет собой систему ценностей, применяемую для регулирования функционирования внутри системы.

Субъектами политической системы являются: 1) государство; 2) политические партии; 3) общественные организации и объединения; 4) политические движения; 5) церковь; 6) органы местного самоуправления.

Функции политической системы: 1) выработка целей развития общества, планирование; 2) определение стратегического развития общества; 3) политическая интеграция общества; 4) регулирование политических процессов; 5) соблюдение интересов разных социальных групп общества; 6) создание единого влияния на социально важные отношения.

Виды политических систем: 1) распределительные, которые характеризуются распространением власти государства на все сферы общественной жизни и определением в ведении государства процесса создания и распределения произведенного национального продукта; 2) рыночные, которые опираются на свободное предпринимательство и товарно-денежное распределение материальных и духовных благ. Государство же призвано обеспечивать лишь координацию совместной работы субъектов, не затрагивая их самостоятельность в производственной деятельности; 3) смешанные.

Государство – это орган власти, который активно использует санкции наказания и поощрения за нарушение или исполнение установленных правовых норм, правил, установленных обществом. В политической системе общества государство занимает ведущее место. Оно призвано организовывать управление обществом. Государство является силой, которая объединяет общество, разделенное на этнические и культурные, профессиональные группы, классы. Государство имеет характерные признаки, а именно:

1) является единственным официальным представителем всего населения в территориальных географических границах;

2) обладает суверенитетом;

3) имеет специальный государственный управленческий аппарат, который призван обеспечить последовательную реализацию его воли и задач;

4) специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат;

5) обладает монополией на правотворчество. Все издаваемые законы имеют обязательный характер для всех граждан, регламентируют деятельность самого государства.

Теоретические и практические поиски людей направлены на создание таких отношений между государством и политической системой, когда они были бы не враждебными, а взаимодополняющими.

1. Место и роль государства в политической системе общества

Роль и месте государства в политической системе общества тесно связаны с определением соотношения политической системы общества и государства, выявлением экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение его места и роли в политической системе общества.

Этот обусловлено следующими обстоятельствами:

Ø государство выступает как особое звено в структуре политического общества;

Ø роль и место государства в этой системе не отождествляется с ролью и местом, с одной стороны, правящей партии, а с другой — иными звеньями этой системы;

Ø государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и иной принадлежности;

Ø государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения;

Ø с деятельностью государства, с осуществлением государственного управления связаны реальные и самые широкие возможности граждан участвовать в политической жизни общества;

Ø конкретное участие каждого гражданина в делах государства, ответственность каждой личности за судьбу государства и общества в целом нашли свое юридическое закрепление в Конституции РФ, а также в других законах и подзаконных нормативно-правовых актах.

Таким образом, указанные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что государство — основной элемент политической системы общества.

Основное место и роль государства в политической системе общества обусловлены рядом особенностей:

† государство выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

† оно является единственным носителем суверенитета, основным источником реализации политической власти;

† обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

† обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.);

† обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

† обладает монополией на правотворчество;

† обладает системой юридических средств воздействия на общественные отношения.

В политической системе общества государство может подменить эту систему, что, собственно, и происходит в государствах с тоталитарным и фашистским режимом.

Нормальное функционирование политической системы обеспечивается правовым регулированием деятельности политических партий и общественных организаций.

Политическая партия, будучи наиболее последовательным выразителем устремлений определенного класса, представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организационно, имеющих целью завоевать, удерживать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов.

Добавить комментарий