Роль политических партий в обществе

116

2013. Вып. 3

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Правоведение

УДК 342.54 С.М. Барамидзе

РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Рассматривается взаимосвязь политических партий России с гражданским обществом. Охарактеризованы признаки гражданского общества. Определены проблемы взаимодействия государства, гражданского общества и политических партий.

Ключевые слова: политические партии, гражданское общество, взаимосвязь, государство.

В Конституции Российской Федерации отсутствует понятие «гражданское общество», хотя некоторые его элементы в ней все же закреплены (частная собственность, многоукладная экономика, предпринимательство, права человека, равенство всех перед законом, независимое правосудие, идеологическое и политическое многообразие и др.).

Политическая структура современного гражданского общества чрезвычайно сложна, она включает в себя множество взаимодействующих с государством общественных объединений. Политические партии — лишь один из их видов. Следовательно, основополагающее значение для их правового регулирования имеет формулировка самого понятия «политическая партия», что позволило бы отграничить партии как специфический субъект права от всех иных видов общественных объединений. Только в зависимости от наличия или отсутствия у какого-либо объединения, признанного законом в качестве политической партии, могут быть определены его правовой статус, права и обязанности, место и роль в политической системе. Однако, как справедливо отмечает Т. Бекназар-Юзбашев, для законодателя «с давних пор затруднительно было юридически оформить институт политических партий», ибо «по своему происхождению, сфере своей деятельности, функциональному предназначению и т.д. партии в большей мере представляют собой общественно-политическую, чем государственно-правовую категорию».

В различных определениях, содержащихся как в конституциях, так и — чаще всего — в специальных законах о политических партиях отдельных стран, можно выделить ряд общих признаков, которые в совокупности придают общественному объединению качество политической партии. При этом следует подчеркнуть, что соответствующие нормативные положения исходят из определений политических партий, сформулированных социологами и политологами, изучающими партии как элемент социальной и политической систем общества.

Роль политических партий для гражданского общества является уникальной. Ее уникальность обусловлена несколькими обстоятельствами. Прежде всего, политические партии являются продуктом не государства, а общества и, следовательно, добровольно создаются по инициативе какой-либо его части. Партии являются общественными объединениями и действуют на основе самоуправления, отражая исторические особенности формирования (развития) политической системы общества. Необходимой основой деятельности партий является разработка проектов общественного устройства и развития, выдвигаемых для оценки их обществом. Средством для реализации этих проектов является власть, приобретаемая партией в процессе выборов. Именно с позиций власти деятельность политических партий и представляет собой одну из наиболее значимых гарантий реального народовластия как критерий демократичности государства. Являясь объединениями граждан, они представляют собой наиболее значимый институт гражданского общества, посредством которого обеспечивается не только его взаимосвязь с государством, но и учет мнений различных социальных групп, смягчение конфликтов социальных интересов .

В.В. Лапаева правомерно обращает внимание на тот факт, что в отличие от других объединений граждан на базе тех или иных групповых интересов, партии, по природе своей, предназначены не просто для выражения этих интересов (в таком случае они ничем не отличались бы от объединений корпоративного характера), а для выявления в различных групповых, корпоративных интересах общезначимого начала, для учета политического смысла частных интересов .

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2013. Вып. 3

Несмотря на то что основополагающим признаком гражданского общества является его относительная автономность от любого рода государственных структур, нельзя отрицать несомненную связь его с государством, существующую в различных проявлениях. Это не позволяет полностью согласиться с утверждением, что «гражданское общество деполитизировано и не зависит от политической системы» . Несомненная взаимосвязь гражданского общества с политической системой государства органично вытекает из двойственности социально-правового статуса каждого из составляющих общество индивидов. Индивид выступает, с одной стороны, как член гражданского общества, удовлетворяя свои многообразные потребности и интересы в социальной, экономической, духовной сферах своей жизнедеятельности. С другой стороны, тот же индивид, объединяясь с другими членами гражданского общества в ассоциации и союзы, вступая в политико-правовые отношения по поводу осуществления власти, становится субъектом политической системы государства. А особенностью любого демократического государства является тот факт, что одна из форм политической активности индивидов и их групп — это деятельность политических партий.

Положения Федерального закона от 11.07.2001 г. (в ред.01.12.2012 г.) №95-ФЗ «О политических партиях» , установившего конституционно-правовые основы организации и деятельности политических партий, подтверждают выдвинутый тезис о политической партии как элементе гражданского общества. Данный закон определяет политическую партию как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. В данном определении отражается статус политической партии как негосударственной, общественной организации, объединяющей граждан в целях выражения их политической воли и интересов.

В еще большей степени общественная природа политической партии получает подтверждение при анализе закрепленных в законе (ч. 4 ст. 3) целей и задач политической партии: •формирование общественного мнения; •политическое образование и воспитание граждан;

•выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

•выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Некоторые из них являются целями гражданского общества, а именно: формирование общественного мнения, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти.

Следовательно, политические партии «не будучи непосредственными носителями государственной власти, являются важными элементами гражданского общества, выполняют функции посредников между государством и обществом, опосредуют интересы граждан в сфере государственной жизни» . Государственное регулирование отношений, связанных с установлением конституционно-правовых основ организации и деятельности политических партий, не следует рассматривать как попытку государства жестко зарегламентировать те или иные элементы гражданского общества, вторгаясь тем самым в «суверенную» сферу гражданского общества. Многопартийность и политический плюрализм в соответствии со ст. 13 Конституции РФ является основой конституционного строя, что порождает необходимость более детального определения правовых основ деятельности политических партий. Законы о политических партиях существуют и в зарубежных странах с развитой демократией и стабильным гражданским обществом (например, в ФРГ).

Однако, затрагивая вопрос о взаимодействии государства и гражданского общества в рассматриваемой сфере, невозможно не отметить, что государство сегодня предоставляет достаточно простой порядок формирования политических партий. Данные положения о формировании политиче-

2013. Вып. 3

С.М. Барамидзе

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

а) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

б) в политической партии должно состоять не менее пятисот членов. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обозначенные положения закона существенно не ограничивают социально-политическую активность членов гражданского общества, дают возможность создать политическую партию по различным интересам, не запрещенным законом. К сожалению, в данном законе так ничего и не сказано о создании межрегиональных^ региональных и местных политических партий. Хотя в проекте Федерального закона «О политических партиях», принятом Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и отклоненном Советом Федерации 7 февраля 1996 г. в ст. 4 «Виды политических партий», кроме общероссийских, предусматривалась возможность создавать межрегиональные и региональные политические партии. По нашему мнению, данная правовая норма являлась более продуманной и необходимой с точки зрения стандартов правового государства и гражданского общества. Логика федерального законодателя, введшего запрет на региональные и межрегиональные политические партии, вполне понятна и объяснима. Законодатель стремился таким образом нивелировать тенденции регионального сепаратизма и местничества в любых их проявлениях, упрочить основы государства, положить конец любым конфедеративным устремлениям региональных политических элит. С точки зрения подобной политической целесообразности положения закона достигли своей цели, препятствуя превращению отдельных политических партий в филиалы региональных правящих сообществ (настроенных зачастую не слишком лояльно к федеральному центру).

7 июня 2012 г. в Институте по изучению гражданского общества проходил круглый стол на тему «Ведущая роль политических партий в формировании гражданского общества». В его работе принимали участие члены политических партий, представители зарубежных стран, средств массовой информации.

Необходимо согласиться с выступлением В.Н. Смирнова (Демократическая партия России), который сказал, что «… у нас гражданское общество еще до сих пор не сформировалось, потому что партии по большому счету классы и социальные группы и их интересы в Государственной Думе не представляют. Потому что партии были созданы искусственно и сверху, начиная с партии «Единая Россия», может быть, за редким исключением, например, ЛДПР. Коммунисты тоже не совсем коммунисты у нас в России. Общество у нас сословное, со своими группами интересов». Его выступление было поддержано А.А. Бессмертновым (ЛДПР), который отметил, » что роль политических партий в формировании гражданского общества огромна. Следовательно, необходимо определить ведущую роль политических партий в формировании гражданского общества. Ведущих ролей политических партий не было и нет. И, скорее всего, в ближайшую пятилетку не будет. Будем честны, «Единая Россия» — политическая сила, которая и решает, и определяет, и имеет ведущую роль в формировании гражданского общества». В.Ю. Волчков (Общественный комитет содействия безопасности России) по данному вопросу высказал следующее мнение: «.в обществе, которое структурируется общественными организациями, движениями и т.д., политические партии призваны сыграть ведущую роль. Не хозяйственные вопросы, а политические вопросы должны быть во главе, определять основной вектор в развитии гражданского общества. Вопросы, связанные с хозяйственными делами, важны, но на своем уровне».

Кроме этого, отмечалось, что динамично растут роль и активность действующих политических партий в жизни страны. Политические партии, каждая из которых защищает интересы определенных слоев общества, вместе с пропагандой своих программ и идей, расширением деятельности эффективно используют возможности для увеличения числа членов и сторонников партии и таким образом для усиления своего воздействия на жизнь общества в целом.

Но тем не менее хочется отметить, что у нас гражданское общество еще до сих пор не сформировалось, потому что партии не представляют социальные группы и их интересы в Государственной думе.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2013. Вып. 3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бекназар-Юзбашев Т.Б. Партии в буржуазных политико-правовых учениях. М., 1998.

2. Лебедев В.А., Киреев В.В. Суверенная демократия: проблемы партийного строительства в России XXI в. Челябинск, 2009.

4. СЗ РФ. 2001. №29. Ст. 2950 // СПС «КонсультантПлюс».

5. СЗ РФ. 2012. №49. Ст.6856 // СПС «КонсультантПлюс».

6. Конституционное право: учебник / отв. ред. А.Е.Козлов. М., 1996. С. 111.

7. СЗ РФ. 2001. №29. Ст. 2950 // СПС «КонсультантПлюс».

8. СЗ РФ. 2012. № 49. Ст. 6756 // СПС «КонсультантПлюс».

Поступила в редакцию 12.02.13

S.M. Baramidze

Role of Russian political parties in civil society

Keywords: political parties, civil society, the relationship of the state.

Барамидзе Светлана Михайловна, Baramidze S.M.,

В политической системе политические партии играют существенную роль. В государствах, где устанавливается многопартийность, чаще всего утверждается режим демократии.

В зарубежной и отечественной литературе существует много определений понятия «политическая партия». В них нередко подчеркивается, что основное назначение партии — участие в выборах в представительные органы. Например, политической партией является любая политическая группа, принимающая активное участие в проведении выборов и имеющая благодаря этому возможность проводить своих кандидатов в государственные учреждения.

Или подчеркивается назначение политических партий — представлять интересы различных социальных групп и общностей. Например, в учебнике проф. В.В. Лазарева и доц. С.В. Липеня по теории государства и права (1998) политическая партия определяется как организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Иногда в определении понятия «политическая партия» указывается, что это стабильная иерархическая организация, состоящая из обладающих одинаковыми политическими убеждениями лиц, которые совместно работают над достижением своих целей, имеющих идеальный (модель общества) или материальный (личные выгоды) характер. Согрин В. Политическая история Современной России.Основные цели партии так или иначе связаны с осуществлением власти в политических системах.

В российском Законе «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (ст. 3). Главные цели политической партии: а) формирование общественного мнения; б) политическое образование и воспитание граждан; в) выражение мнения по вопросам общественной жизни и доведение его до широкой общественности и органов государственной власти; г) выдвижение кандидатов в депутаты, участие в выборах и в работе представительных органов.

Таким образом, важнейшими признаками политической партии являются:

  • 1) участие в политической жизни, в том числе в государственном управлении;
  • 2) стремление овладеть государственной властью и учреждениями, реализующими государственную власть;
  • 3) связь с избирательной системой — участие в выборах представительных органов власти;
  • 4) форма организации социальных групп и слоев населения;
  • 5) носитель определенной идеологии и форма политического обучения масс;
  • 6) средство рекрутирования и продвижения отдельных индивидов в политические лидеры.

Эти признаки и определяют функции политических партий, среди которых выделяют следующие:

  • а) социального представительства;
  • б) борьбы за государственную власть;
  • в) идеологическую;
  • г) кадровую;
  • д) политической социализации, т.е. включенность личности в политику и обеспечение стабильности и преемственности в развитии общества;
  • е) разработки и осуществления политического курса, что, однако, зависит от положения партии в политической системе — является ли она правящей или оппозиционной.

Между политическими партиями и государством существуют тесные связи и разнообразные формы взаимодействия. Так, и государство, и политические партии — политические организации. Они непосредственно связаны с понятием государственной власти: только государство непосредственно осуществляет государственную власть, а партии ставят целью приход к государственной власти. Вместе с тем они сохраняют по отношению друг к другу большую автономию. Но при тоталитарном режиме нередко происходит слияние государственного аппарата и партийного и одна партия является не только правящей, но и государственной.

Формы взаимодействия государства и партий заключаются в следующем:

1. Участие в формировании выборных представительных органов государственной власти. Это предполагает, что все политические партии в той или иной степени участвуют в организации избирательных кампаний, в выдвижении своих кандидатов в депутаты, поскольку в демократическом обществе единственным средством овладения государственной властью служат выборы.

В выборах участвуют, выдвигая своих кандидатов, и непартийные организации, а также отдельные граждане путем самовыдвижения, но шансов на победу у них немного, так как выборы всегда связаны с большими материальными и финансовыми расходами, в том числе на рекламу кандидатов, листовки, тиражирование программ и т.д.

  • 2. Участие в формировании политического курса государства определяется заинтересованностью партии в проведении выгодной для данной партии и ее сторонников политики. Это относится и к правящей, и к оппозиционной партиям. Возможностей у правящей партии всегда больше. Но и оппозиционные партии имеют определенные возможности для такого влияния. Например, путем: а) участия в предвыборных дискуссиях, дебатах, где выражаются подходы партии к решению тех или иных актуальных проблем; б) обнародования предвыборных платформ, программ; в) подготовки и продвижения на государственные посты своих лидеров; г) формирования общественного мнения и при его помощи давления на государственные органы и курс политики государства.
  • 3. Влияние на процесс законотворчества, правотворчества исполнительных органов и правоприменительной деятельности государственных органов. Эта форма выражается во внесении предложений о принятии новых законов, иных нормативных правовых актов, об отмене существующих; в использовании права законодательных инициатив через своих депутатов, другие каналы, а также путем давления через общественное мнение на исполнительные и правоохранительные органы.
  • 4. Контроль за государственными органами и процессом управления страной, здесь также используются разнообразные пути, в том числе и общественное мнение.

Государство в свою очередь воздействует на политические партии по следующим каналам:

  • а) регулирует посредством законодательных и иных актов статус политической партии, их регистрацию, т.е. устанавливает рамки их деятельности;
  • б) регламентирует их участие в избирательных кампаниях, например путем определения порядка выдвижения кандидатов в депутаты, участия наблюдателей в работе избирательных комиссий и т.д.;
  • в) решает вопросы о конституционности партий через Конституционный Суд;
  • г) контролирует финансовую деятельность партий, налогообложение их предприятий; соблюдение запрета использовать политическими партиями средств на предвыборную кампанию от иностранных государств, иностранных юридических лиц и иностранных граждан.

Это так называемое внешнее регулирование деятельности партий. Внутреннее регулирование осуществляется самими партиями в своих уставах, положениях, иных актах партийных органов, в которых определяется структура партии, ее цели и задачи, партийная дисциплина и др.

Рассматривая вопрос о типологии партии, следует отметить, что общественные объединения типа партий возникли еще в Древней Греции и Древнем Риме.

Немецкий социолог М. Вебер выделял три этапа (ступени) в формировании политических партий:

аристократические группировки (XVI-XVII вв.);

политические клубы (XVIII-XIX вв.);

современные массовые партии (XIX-XX вв.).

Первые две ступени считаются предысторией политических партий, а в развитой форме выступают лишь массовые организации. По Веберу, процесс становления и развития политических партий связан неизменно со стремлением политически активных людей к власти, к занятию государственных должностей и к извлечению выгод из своего положения.

Первой политической партией считается созданная в Англии в 1877 г. Либеральная партия, которая в настоящее время не играет значительной роли в политической жизни страны. Существующие современные партии разнообразны как по идеологии, социальному составу, внутреннему устройству, так и по методам деятельности. Типология партий позволяет выяснить:

во-первых, чьи интересы выражает партия, какие цели ставит;

во-вторых, ограничивает ли она свою деятельность только выборами или стремится стать постоянным участником политического процесса;

в-третьих, на каких принципах строит свою деятельность и какие методы считает для себя приемлемыми;

в-четвертых, каковы взаимоотношения членов партии со своей организацией. Принято классифицировать партии по следующим основным критериям:

  • 1. По социальному признаку, т.е. тем интересам, которые они выражают. Соответственно выделяют классовые и межклассовые (смешанные) партии, например крестьянские, рабочие, предпринимательские и др.
  • 2. По идеологической ориентации партии делят на либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, национально-патриотические, религиозные и др., например Христианско-демократическая и Социал-демократическая партии Греции, КПСС, Консервативная и Лейбористская партии Великобритании и др.
  • 3. По составу партий французский политолог М. Дюверже (1870-1914) предложил различать кадровые и массовые партии. Состав кадровой партии ограничивается партийными функционерами или фиксированное членство вообще отсутствует: к членам партии причисляют тех, кто голосует за нее на выборах, либо поддерживает ее материально, или участвует в проводимых ею собраниях, митингах и других мероприятиях.

Массовые же партии имеют фиксированное членство, более централизованы, существует жесткая зависимость членов от первичных организаций. Отбор политических лидеров в таких партиях многоступенчатый, а члены партийных фракций в парламенте строят свою деятельность в зависимости от партийных решений.

4. По месту в системе власти партии могут делиться на правящие и оппозиционные. Правящая партия победила на выборах, поэтому имеет большинство мест в парламенте и своих представителей в важнейших

государственных органах. Оппозиционные партии противостоят правящей партии и критикуют ее политику. Помимо того, выделяют парламентские и внепарламентские партии. Первые имеют своих представителей в парламенте, хотя они могут быть и неправящими, а вторые — участвовали в борьбе за парламентские места, но не получили их.

5. По используемым методам со времен Великой французской революции принято деление партий на левые, правые и центристские. Левые партии обычно используют радикально-революционные методы борьбы и тяготеют к коммунистической или социалистической идеологии. Правые партии чаще всего отрицательно относятся к революционным методам борьбы и ориентируются на стабильность в обществе (консервативные, буржуазные партии). Центристские партии проповедуют умеренность в политической борьбе, компромисс, примирение полярных позиций.

Существуют и другие типологии партий.

. История политических партий России. Под редакцией профессора Зевелева А.И.. Москва. «Высшая школа». В литературе принято понятие «партийная система», которое характеризует положение политической партии в обществе, ее взаимоотношения с другими партиями, политику по отношению к различным слоям общества и т.д. Для построения типологий партийных систем применяется, как правило, количественный критерий.

Выделяют системы однопартийные (например, е СССР была только одна партия — КПСС); двухпартийные (например, в США за власть постоянно борются две партии — Республиканская и Демократическая, а в Великобритании — Консервативная и Лейбористская партии); многопартийные (например, в Германии и Франции). Здесь нет доминирующих партий и к власти могут прийти любые партии, особенно в коалиции с другими.

Многопартийные системы считаются образцом демократии, однако скорее всего они — свидетельство противоречий в обществе и наличия полярных интересов.

Политологи отмечают следующие тенденции в развитии деятельности партий:

  • 1) повсеместное падение влияния партий на массы, что объясняется их отрывом от масс, неумением правильно определить стратегию деятельности, бюрократизацией партийного аппарата;
  • 2) интенсивный поиск путей влияния на СМИ, компьютерные системы;
  • 3) изменение методов борьбы для левых партий: вместо стачек и забастовок они все больше используют избирательные кампании и парламентские формы работы;
  • 4) упрощение организации структур, стремление создать гибкие системы управления партией. Некоторые партии отказываются от постоянного членства и регулярного сбора членских взносов;
  • 5) финансовая поддержка партий из государственного бюджета (например, в Германии, Швеции, Италии). При этом исходят из того, что партии выполняют конституционные функции, способствуют формированию демократического общества, а потому вправе получать государственные дотации. Это свидетельствует об ответственном назначении политических партий, в том числе в обеспечении преемственности государственной политики. Российским Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» также предусмотрено их государственное финансирование, в частности по итогам участия в выборах для компенсации финансовых затрат партий

Вопрос о роли политических партий в современном обществе обсуждается уже давно, и все же однозначных ответов так и не найдено, поэтому его все еще можно считать открытым.

Автор данной статьи не ставит целью выявить новые направления в исследованиях о роли партий в демократическом обществе, а лишь ограничивается попыткой сделать некоторые обобщения уже существующих взглядов и мнений по этой теме.

По мнению аналитиков не важно, как мы определяем современную демократию, одно остается неизменным: демократической системе необходимы группы, которые выступают посредниками между правительством и обществом, а также механизмы для выражения и отстаивания различных точек зрения и политических предпочтений. Задача ученых состоит в том, чтобы выяснить, обязательно ли в роли этого механизма должны выступать политические партии. Так, из-за развития современных технологий, и особенно из-за усиления роли Интернета как средства обмена информацией, многие авторы выражают сомнение в необходимости существования политических партий для правильного функционирования демократической системы. Электронные средства коммуникации сокращают дистанцию между избирателями и политическими кандидатами, которые теперь могут напрямую обращаться к своей аудитории через электронные СМИ и Интернет. Посредничество политических партий здесь уже не требуется.

Расцвет гражданского общества и заинтересованных групп снижает важность партий на политической арене. Все точки зрения, интересы или идеологии могут быть представлены заинтересованными группами. Так, старший исследователь Гуверовского института Ларри Даймонд описывает восемь функций, которые выполняет гражданское общество: (1) обеспечение основы для ограничения государственной власти и отслеживание возможных злоупотреблений властью; (2) дополнение роли политических партий в стимулировании участия демократических граждан в политическом процессе, усилении их политического влияния и развитии навыков, а также пропагандирование прав и обязанностей демократических граждан; (3) выполнение роли арены для развития таких демократических ценностей, как толерантность, умеренность, готовность к компромиссам и уважительное отношение к чужим точкам зрения; (4) создание каналов, которые помимо политических партий могли бы выражать, объединять и представлять различные интересы; (5) помощь в создании широкого круга интересов, которые могут затрагивать и смягчать противоположные точки зрения в политических конфликтах; (6) поиск и обучение новых политических лидеров; (7) поддержка демократии, например, посредством наблюдения за ходом выборов и (8) распространение информации с целью помочь гражданам в отстаивании своих интересов. Очевидно, во многом функции политических партий и заинтересованных групп пересекаются.

Сближение политических партий в вопросах политики и идеологии снижает роль межпартийной конкуренции. В современных демократических странах различия между политическими партиями в вопросах идеологии и политических программ становятся все менее заметны. Сближение политических позиций Лейбористской партии и Консервативной партии в Великобритании служит ярким примером. Пытаясь получить голоса избирателей, которые придерживаются нейтральных взглядов, политические партии позиционируют себя таким образом, чтобы апеллировать к большинству избирателей. В результате, различия между ними становятся менее очевидными, чем раньше. Поскольку политические партии начинают сходиться во взглядах, конкуренция между ними теряет свое значение и становится ненужной тратой ресурсов. С этой точки зрения нет смысла делать ставку на политические партии.

Кроме того, современные избиратели в некоторой степени разочаровались в политических партиях и профессиональных политиках — они воспринимаются как коррупционеры, препятствующие реформам и политическому обновлению. Политическая номенклатура стала рассматриваться как препятствие для прогресса. Некоторые авторы утверждают, что чем меньше политический партий, тем лучше для развития и реформирования.

Политическая партия, по определению экспертов, — это сеть, созданная и управляемая политически амбициозными людьми, которых объединяет общая идеология. Они пытаются привлечь тех, кто интересуется политикой для того, чтобы расширить сферу своего влияния и укрепить свои позиции. Определяя политические партии таким образом можно с уверенностью сказать, что они все еще необходимы современным демократическим государствам — даже в электронный век. Прежде всего, хотя электронные средства связи обеспечивают избирателям упрощенный доступ к нужной информации и дают политикам больше возможностей для непосредственного обращения к избирателям, организация избирателей, а также выражение идеологических и политических взглядов — две главные функции политических партий — все еще не могут выполняться кем-то еще. Обращения и призывы онлайн — пассивный способ действия, его эффективность ограничена. Кандидатам по-прежнему нужны местные партийные организации, более эффективные в том, что касается влияния на избирателей и организационных вопросов. Кроме того, использование исключительно электронных средств без опоры на политические партии делает возможной ситуацию, в которой несколько состоятельных граждан становятся кандидатами и выигрывают выборы просто потому, что могут позволить себе доминировать в электронных средствах массовой информации.

Далее, гражданское общество и ряд заинтересованных групп во многих аспектах не заменяют, а только дополняют политические партии. Несмотря на то, что некоторые функции действительно дублируются, политические партии более ориентированы на власть и конкретные действия, у них более комплексные программы, включающие широкий спектр социальных, политических, экономических и культурных вопросов. Гражданские группы обычно ориентированы на определенные сегменты общества и заняты решением каких-то отдельных вопросов. Когда заинтересованная группа занимается решением большого количества вопросов, затрагивающих интересы разных слоев населения, а также предпринимает действия, которые влияют на политику правительства или даже его состав — в этом случае она мало чем отличается от политической партии. Например, партия «зеленых» в Германии служит отличным примером того, как при наличии соответствующих условий заинтересованная группа может превратиться в политическую партию.

Кроме того, сближение партий в идеологических и политических вопросах ставит перед ними новые задачи, но это не свидетельствует о конце партийной политики. Сближение не означает, что партии встают на одинаковые позиции по всем вопросам. Разные политические партии все еще обеспечивают избирателям возможность выбора. В конце концов, исследователи сравнивают избирателей с покупателями, которым нравится выбирать зубную пасту из множества предложенных брендов, хотя разница между ними минимальна.

Наконец, тот факт, что люди устали от коррупции и партийной политики также не означает, что партии должны уйти с политической арены. Это говорит о том, что нужно изменить некоторые приемы партийной деятельности, а сами партии реформировать.

Таким образом, вышеупомянутые четыре причины для исчезновения политических партий со сцены — это на самом деле четыре задачи, которые современные партии должны решать. Более того, это — возможности, которые партии могут использовать для реформирования самих себя и улучшения качества выполнения традиционных функций. Партии останутся важной политической силой в современных демократиях, поскольку они являются наиболее эффективным и действенным организационным средством достижения власти для политически амбициозных людей.

Какие же партии способствуют укреплению и правильному функционированию демократической системы, а какие нет?

Укрепление демократии — это процесс, в ходе которого демократия настолько широко принимается гражданами и глубоко проникает в общество, что ее крах становится крайне маловероятным. Демократию можно назвать прочной, если она принята большинством граждан как оптимальная форма правления. Процесс укрепления включает в себя поведенческие и законодательные изменения, которые нормализуют демократическую систему и повышают ее устойчивость. Такая нормализация требует большой вовлеченности граждан, развития демократической культуры, увеличения числа лидеров и повышения их образования, функционирования зрелого гражданского общества и, что еще важнее, политической стабильности. Для укрепления демократии необходимо, чтобы нормы и процедуры демократического решения конфликтов стали общепринятой нормой. Ключом здесь является внимание к повседневной практике государственных учреждений.

Принципиальный показатель укрепления демократии — это процент избирателей, которые считают демократию необходимым условием жизни страны. Что касается производительности демократии, ее качество можно оценить по состоянию следующих областей: защита прав человека, защита справедливости и равенства, оперативность и эффективность управления, ненасильственное выражение политических взглядов.

Политологи сходятся во мнении, что в условиях раздробленной партийной системы ни одна партия не может постоянно получать избирательное большинство.

Помимо того, если партийная система не имеет законодательной основы, значит у партий неглубокие корни в обществе. Один из показателей” укорененности” в обществе — это процент избирателей, которые доверяют партиям, имеют четкие партийные предпочтения или идентифицируют себя с той или иной партией. Низкий уровень доверия к партиям в обществе вредит демократии как минимум по двум причинам.

Во-первых, отсутствие принадлежности к какой-либо партии среди избирателей ведет к непостоянству взглядов избирателей.

Во-вторых, если партийная система не закреплена законом, то избиратели голосуют, исходя из личных предпочтений или связей, а не партийных задач. А это, в свою очередь, увеличивает шансы непартийных кандидатов выиграть выборы, особенно президентские.

Популизм наиболее распространен в странах, где отсутствует четкая структура партий и партийной иерархии. Механизм демократической ответственности здесь ниже, а политические лидеры более непостоянны и чаще нарушают негласные правила игры. В обществах с более прочной демократической властью символы партий имеют больше значения, а партийные обещания — надежности. Символы и программы партий помогают гражданам понять, кто и какую роль играет в политике, без необходимости читать между строк, а это обеспечивает необходимый контроль.

Литература:

  1. Diamond L. » Is the Third Wave Over?” Journal of Democracy, 1996, № 3

  2. Зотова З. М. ‘’100 лет российской многопартийности”, 2006г.

  3. Борисовская Н. В. ‘’Значение и роль политических партий в современном демократическом обществе’’, 2010г.

  4. Нидермайер Оскар «Развитие партийной системы в новых федеральных землях Германии’’, Observer № 3 (170)

Добавить комментарий