Роль полиции в борьбе с преступностью

Предварительное расследование представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечения лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечения возмещения вреда, причиненного в результате совершенного преступления.

Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем, дознавателем к своему производству, заканчивается составлением обвинительного заключения (обвинительного акта) и направлением его прокурору для утверждения и передачи в суд.

Расследование называется предварительным потому, что все выводы, сделанные при производстве предварительного следствия и дознания о виновности и доказанности виновности лица в совершении преступления, не являются для суда обязательными. Суд не связан выводами органов предварительного расследования и принимает решение после исследования в ходе судебного следствия доказательств, представленных сторонами, основываясь при этом на нормах материального и процессуального права, своей совести и личного убеждения.

Предварительное расследование является формой досудебного производства по уголовным делам. УПК предусматривает, что расследование по уголовному делу должно осуществляться в форме предварительного следствия или дознания.

Основной формой расследования по уголовно-процессуальному законодательству является предварительное следствие. Оно обязательно по делам: о наиболее опасных преступлениях; о преступлениях, совершенных лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту; лицами, заболевшими душевной болезнью после совершения преступления; а также по делам об общественно опасных деяниях невменяемых. Предварительное следствие может вестись и по делам, отнесенным к компетенции органов дознания, если прокурор признает это необходимым.

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Срок предварительного следствия может быть продлен до трех месяцев руководителем следственного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, в том числе и военного.

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен до 12 месяцев руководителем или заместителями следственного органа по субъекту РФ субъекта РФ и приравненным к нему руководителем (заместителями) специализированного следственного органа, в том числе и военного.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

Предварительное следствие ведет специально на то уполномоченное государством лицо – следователь. УПК возлагает производство предварительного следствия на следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ, Следственного комитета при МВД России, Федеральной службы безопасности (ФСБ России) и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России).

Предварительное следствие ведется одним следователем, наделенным законом необходимыми полномочиями. Однако в случае сложности или большого объема производство предварительного следствия по уголовному делу может быть поручено следственной группе. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает руководитель следственного органа. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Следователь – это должностное лицо, единственной функцией которого является деятельность по собиранию и исследованию доказательств, установлению факта преступления и лица, виновного в его совершении.

В отличие от следователя орган дознания выполняет целый ряд взаимосвязанных функций (задач). Так, основной функцией органа дознания является оперативно-розыскная деятельность, которая не имеет процессуального характера. Выполняет орган дознания и функции в сфере административной деятельности, а также по охране общественного порядка. Наконец, дознание по уголовно-процессуальному законодательству РФ – одна из форм предварительного расследования. Процессуальные акты органа дознания в пределах его компетенции имеют такое же юридическое значение, как и акты следователя, а Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. В своей деятельности криминальная милиция подчиняется МВД России, а милиция общественной безопасности – также соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ. Министр внутренних дел РФ осуществляет руководство всей милицией в Российской Федерации.

Руководство милицией в субъектах РФ осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом РФ по представлению Министра внутренних дел РФ.

До внесения Президенту РФ представления по кандидатуре для назначения на должность министра внутренних дел, начальника управления (главного управления) внутренних дел субъекта РФ выясняется мнение высшего должностного лица соответствующего субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по предлагаемой кандидатуре.

Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ в порядке, определяемом Министром внутренних дел РФ.

1) Коррупция — — (лат. corruptio — подкуп) преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей для личного обогащения. В Российской Федерации коррупцией является совокупность ряда должностных преступлений: взяточничество, злоупотребление служебным положением и др. . Сегодня слово » коррупция » используется двояко (слово «двойного назначения»). С одной стороны — это ярлык , который можно навесить на неугодного политика , чиновника или предпринимателя, за чем впоследствии будут проведены некоторые карательные действия. Тем самым в общественном сознании будет укреплено убеждение о том, что тот, кого наказали, получил наказание по заслугам. Второй аспект использования (и он довольно тесно переплетён с первым) — использование термина «борьба с коррупцией» для повышения рейтинга . Так, к примеру, М. М. Касьянов, будучи премьер -министром России, очень часто любил употреблять это выражение — «борьба с коррупцией», хотя даже детям детсадовского возраста была известна кличка Касьянова — «Миша 2 %». налицо и попытка обеления самого себя в глазах граждан (кто первый кричит: «Держи вора!» — всем известно).

2) Коррупция — — преступная деятельность, которая заключается в использовании должностными лицами своих прав в целях личного обогащения.

3) Коррупция — — в сфере политики преступная деятельность, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения.

4) Коррупция — (лат. corruptio совращение, подкуп, порча, упадок)- 1)разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей; 2) преступление, выражающееся в использовании должностным лицом прав, предоставляемых ему по должности, в целях личного обогащения.

5) Коррупция — (от лат. corruptio — подкуп) — преступная деятельность в самых различных сферах, совершаемая должностными лицами в целях личного обогащения. Коррупция всегда носит тайный, теневой характер, осуществляется в результате сговора субъектов управления политической, хозяйственной и других областей общественной жизни, поэтому ее достаточно сложно обнаружить и ликвидировать.

6) Коррупция — Подкупность, продажность, взяточничество, распространенные среди политических деятелей, крупных чиновников и других должностных лиц в государственном аппарате .

Журавлев М.П., заслуженный юрист РФ,
доктор юридических наук, профессор

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Преступность в России в контексте социально-экономических реформ

Совет Федерации как субъект формирования государственно-правовой стратегии

Состояние преступности в РФ (аналитические материалы)

Под государственной политикой борьбы с преступностью часто понимается то же, что и под уголовной политикой в широком смысле, т.е. ею охватывается уголовно-правовая политика в узком смысле, пенитенциарная, уголовно-процессуальная, административно-правовая, криминологическая криминалистическая отраслевые политики.

Что касается уголовно-правовой политики в узком смысле, в последнее время в печати появились серьезные публикации, в которых отражена обеспокоенность о ее кризисном состоянии. Мы имеем в виду, в частности, статьи А.И. Алексеева «Должна ли уголовная политика быть либеральной?», и Э.Ф. Побегайло «Кризис современной российской уголовной политики».

Озабоченность о состоянии уголовной политики в современных условиях, как со стороны ученых, так и практических работников, представляется вполне обоснованной. Для нее, к сожалению, характерны как не всегда оправданный либерализм, который не всегда согласуется с криминологической обстановкой в стране, так и непоследовательность в решении принципиальных вопросов, шараханье из одной крайности в другую, что находит отражение в многочисленных поправках и дополнениях перманентно вносимых в Уголовный кодекс.

Столь же сомнительными представляются и некоторые изменения, внесенные в последнее время в Уголовно-исполнительный кодекс РФ.


Сальвадор Дали. Геологическое правосудие. Холст, масло. 1936 г.

Несогласованности с положениями УК имели место и при издании Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Необоснованные вторжения в сферу уголовно-правового регулирования имеют место и при издании законов об административной ответственности.

Нет надлежащей согласованности также уголовно-правовой политики и криминологической. Достаточно вспомнить какой колоссальный ущерб делу борьбы с преступностью был нанесен развалом профилактики правонарушений в первой половине 90-х годов XX столетия.

Проведение такой политики в совокупности с другими социальными, экономическими, культурно-воспитательными факторами привело к резкому обострению криминологической ситуации в стране.

Преступность в нашей стране достигла такого размаха и по количеству совершаемых преступлений и по их тяжести, что она представляет угрозу для национальной безопасности страны. Социологические исследования показывают, что большинство населения по степени опасности и значимости ставит на первое место эту проблему, даже по сравнению с бедностью, безработицей и др. Усиливается организованность преступности, её техническая оснащенность, вооруженность, развиты такие опасные формы преступности, как бандитизм, терроризм, наркобизнес и т.д.

В таких условиях очень важно выработать и еще важнее реализовать четкую государственную политику борьбы с этим явлением. Для обуздания преступности необходимо сильное государство. Поэтому требуется повышение роли государства во всех сферах жизни общества. Государство должно выступить одним из основных факторов экономических и социальных преобразований, стать реальным гарантом провозглашенных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан. Немаловажную роль в этом может сыграть местное самоуправление.

Необходимо четко определить пути и средства противостояния криминальному натиску, разработать на основе реалистичной, взвешенной оценки обстановки, закономерностей, возможностей и тенденций общественного развития, стратегию и конкретные меры по укрощению преступности.

Общество нуждается в принятии основополагающего политико-правового документа, определяющего в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации стратегию противостояния криминальным угрозам, исходные положения и главные направления политики государства в сфере борьбы с преступностью.

Нужны качественно новый уровень управления силами, задействованными на антикриминальном фронте, консолидация государственных органов и структур гражданского общества, согласованность действий всех ветвей власти, координация не только в рамках правоохранительной системы, но и на властно-управленческом уровне как в субъектах Федерации, федеральных округах, так и в масштабах страны.

Политико-правовой документ, определяющий основы государственной политики в сфере борьбы с преступностью, в случае его принятия на уровне высшей государственной власти, должен стать документом долговременного действия, реализация которого будет способствовать объединению усилий власти и здоровых сил общества на приоритетных направлениях противодействия этому негативному социальному явлению и, в конечном итоге, преодолению нынешней крайне острой криминальной ситуации.

В политическом, в том числе международном плане, очень важно, чтобы российское государство прямо и недвусмысленно заявило мировому сообществу о своей непримиримости по отношению к преступности, в том числе транснациональной, о решимости и готовности вести с нею бескомпромиссную борьбу.

Государственная политика борьбы с преступностью призвана обеспечить максимально возможное ограничение этого негативного явления, сведения его к такому уровню, при котором преступность перестанет быть угрозой национальной безопасности, способной подорвать устои жизни общества, повернуть его развитие вспять.

Представляется, что в основополагающем политико-правовом документе, определяющем основы государственной политики борьбы с преступностью, целесообразно дать краткую, объективную характеристику сложившейся в стране криминологической ситуации, факторов, влияющих на преступность, определить экономические, социально-политические, идеологические и организационно-правовые предпосылки противодействия преступности. В качестве приоритетного направления борьбы с преступностью четко должно быть определено общее и специальное предупреждение этого негативного явления.

Решающим условием обеспечения эффективности предупреждения преступности является восстановление и развитие связей правоохранительных и иных государственных органов с населением.

В целях предупреждения преступлений государству необходимо активнее налаживать и развивать сотрудничество с политическими партиями и движениями, религиозными конфессиями, негосударственными СМИ; способствовать как возрождению традиционных (общественные пункты охраны порядка, добровольные народные дружины, советы профилактики на предприятии и др.), так и созданию новых общественных структур профилактической направленности; поддерживать усилия по предупреждению правонарушений, осуществляемые комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также уличными, квартальными, домовыми комитетами, казачьими формированиями, родительскими советами школ, попечительскими, благотворительными и иными негосударственными организациями.

Для формирования целостной государственной политики борьбы с преступностью большое значение имеет выработка принципов, основополагающих идей, которые определяют задачи и направления деятельности всех ветвей государственной власти и правоохранительных органов в данной сфере.

По нашему мнению, в современных условиях в российском обществе и государстве целесообразно выделить в качестве основных следующие принципы государственной политики в сфере борьбы с преступностью: социально-экономическая обоснованность; законность, справедливость и гуманизм; демократизм; адекватное реагирование на каждое преступление; интенсивность и наступательность; соответствие мер борьбы с преступностью международным правовым актам.

Особое неприятие у сторонников либеральной уголовной политики вызывает принцип интенсивности и наступательности: они склонны видеть в нем призыв вернуться к обвинительному уклону уголовного судопроизводства, пренебрежению правами граждан, попадающих в его орбиту.

Однако, наступательность в борьбе с преступностью несовместима с чрезвычайными мерами, она предполагает планомерное наращивание различного рода усилий в строгом соответствии с законом. Недопустимы как обвинительный уклон и расчет только на строгость уголовной репрессии, так и неоправданный либерализм, фактически ведущий к безнаказанности правонарушителей.

В интересах борьбы с преступностью необходимо в полной мере использовать механизм государственного принуждения, включая соответствующие уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные средства. Вместе с тем наступательность предполагает упреждение, опережение действий преступников, последовательную реализацию превентивного подхода к делу противодействия преступности. В случае совершения преступления должны быть приняты все меры, которые исключали бы для преступника возможность уклониться от следствия и суда, продолжать свою противоправную деятельность, замести следы преступления, сокрыть имущество, добытое противоправным путем.

Все перечисленные принципы взаимосвязаны, ни один из них не может в той или иной степени «конкурировать» с другими. Принципы уголовной политики едины и обязательны для каждой из ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Неукоснительное их соблюдение призвано обеспечить согласованность в деятельности всех государственных органов. Нарушение принципов государственной политики, от кого бы оно ни исходило, должно влечь за собой личную ответственность должностных лиц, по вине которых было допущено.

В связи с этим, важно обеспечить прямое регулирующее действие принципов государственной политики в области борьбы с преступностью путем их закрепления в законодательных и иных правовых актах.


Сальвадор Дали. Овцы. Холст, масло. 1942 г.
Идут Лиса Алиса и Кот Базилио с Золотым ключиком по большой и красивой стране.
— Вот бы нам иметь такую страну! — мечтательно говорит Базилио.
— Да и поимеем! — отвечает Алиса.
— Но здесь же еще живут государствообразующие, так сказать «коренные».
— Ну и что? Они же вымирают!
— А если все же не вымрут?
— Ну… тогда мы их посадим!
— Как это — посадим?
— Да очень просто. У них же для этого все подходящие условия имеются. Даже план посадки есть — «палками» называется.
— Вот это да! Поистине Поле Чудес! А кто же будет вместо государствообразующих?
— Как кто? Буратино, конечно!
— Да ну! Какой же он коренной? Он деревянный!
— А для мирового сообщества все одно — коренной или деревянный. А назовем мы Буратино деревянином и будут граждане — деревяне.
— А как же мы сделаем такое количество Буратин, то есть деревян?
— Ну и глуп же ты, Базилио, хоть и Гарвард закончил! Мы привезем сюда Папу Карло, его родственников и друзей они быстро за деньги коренных много Буратин настрогают.
Этот разговор подслушали Карабас-Барабас вместе с Дуремаром, которые крались с дубинами за Котом Базилио и Лисой Алисой. Эта парочка имела собственные виды на Золотой ключик, ну а на государствообразующих они придерживались демократических взглядов — в чужой квартире все равны, а хозяева виноваты!

Сальвадор Дали. Осенний каннибализм. Холст, масло. 1936 г.

Добавить комментарий