Роль президента в исполнительной власти

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 80) Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституции порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Модель сильного Президента Российской Федерации выражена следующими факторами:

  • 1. Президент избирается народом. Его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. Согласно ст.81 Конституции РФ Президент избирается всеми гражданами России, обладающими избирательным правом на всеобщих выборах. В силу этого Президент получает мандат доверия от всего населения России.
  • 2. Президент Российской Федерации не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти и осуществляет свою власть самостоятельно.

Особенно ярко роль главы государства проявляется в «треугольнике» отношений Президент — Правительство — Государственная Дума. Президент опосредованно (через Председателя Правительства) формирует Правительство, состав которого не связан с распределением депутатских мест в Государственной Думе. Это связано с необходимостью обеспечить устойчивость Правительства.

Задача Президента — определять основные цели экономической политики, контролировать методы и темпы их достижения. Формы деятельности Президента РФ осуществляются в правовых рамках для реализации главных задач:

поддержания стабильности государственной системы;

поддержания мира в обществе;

охраны конституционного строя;

охраны суверенитета и целостности государства.

  • 3. Только Президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти — федеральных и субъектов Российской Федерации (ст. ст. 80, 85 Конституции РФ). Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту не обладают.
  • 4. Президент в целом независим от других органов государственной власти. Парламентские и судебные сдержки и противовесы в отношении президентской власти, а тем более контроль, существуют в минимальных размерах. В сущности, можно говорить об отсутствии конституционной ответственности Президента РФ. Хотя ст. 93 Конституции РФ устанавливает отрешение Президента от власти, если он совершит измену или иное тяжкое преступление, служащее основанием для его отрешения от должности. Однако в Конституции РФ не предусмотрена ответственность Президента РФ за грубое нарушение не только самой Конституции РФ, но и законов, и президентской присяги. Хотя формально Парламент Российской Федерации в лице своих палат на основании ст. ст. 93, 102 Конституции РФ может отрешить Президента от должности.
  • 5. В свою очередь возможности самого Президента, особенно по отношению к Парламенту, весьма внушительны: начиная от посланий Федеральному Собранию, внесения проектов законов, которые могут быть определены Президентом как первоочередные, права вето, предложения кандидатур должностных лиц, назначаемых палатами, и кончая правом роспуска нижней палаты — Государственной Думы и назначения внеочередных парламентских выборов (ст. 84,111, 117 Конституции РФ) . В верхней палате — Совете Федераций — Президент имеет сильное «лобби» в виде половины членов ее состава. Это руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые ранее в своем большинстве назначались Президентом РФ, теперь избираются населением, но все-таки как бы связаны с Правительством и Президентом.
  • 6. Президент РФ имеет право на принятие нормативно-правовых актов (указов, распоряжений), которые в отсутствие законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие законы. По ряду вопросов законы вообще не принимаются, и регулирование осуществляется либо самостоятельно Президентом, либо по его поручению Правительством РФ. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Ни Совет Федерации, ни Государственная Дума не вправе их отменять. Однако указы и распоряжения Президента РФ не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. При обнаружении такого противоречия Конституционный Суд уполномочен аннулировать указ Президента РФ, если сочтет, что он не соответствует Конституции РФ.
  • 7. Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. В части 3 ст. 80 Конституции РФ не говорится, в какой конкретной форме Президент определяет основные направления политики. Однако п. «е» ст. 84 Конституции РФ закрепляет полномочия Президента РФ представить Федеральному Собранию ежегодные послания о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, т.е., эти направления определяются в посланиях Президента РФ.

Правительство РФ можно назвать Правительством Президента РФ, так как Президент РФ его полностью формирует, направляет его деятельность и в любой момент вправе отправить в отставку (ст. 83, 111 Конституции РФ), хотя для назначения Председателя Правительства Президенту необходимо согласие Государственной Думы (ст. 103, 111 Конституции РФ).

Президент РФ устанавливает всю систему федеральных органов исполнительной власти.

Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Исключительно Президенту РФ принадлежит право утверждать военную доктрину Российской Федерации, назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил РФ (ст. 83 Конституции РФ). Он обязан при единоличном введении военного положения незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Ему не принадлежит право объявления войны и заключения мира. Это исключительная компетенция Совета Федерации (ст. 106 Конституции РФ).

Президент РФ вправе вводить на территории России и в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, но он обязан незамедлительно сообщить об этом Государственной Думе и Совету Федерации.

  • 8. Президент РФ представляет Российскую Федерацию во взаимоотношениях со всевозможными структурами гражданского общества, но в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ.
  • 9. В международных отношениях Президент олицетворяет Российскую Федерацию не как федеральный уровень власти и не как государство-аппарат, а как государство-субъект международных отношений, страну суверенную и независимую. Президент подписывает международные договоры, участвует в переговорах от имени России либо поручает это тому или иному государственному должностному лицу.

Конституция РФ определяет статус Президента РФ как главы государства. Президент РФ осуществляет государственную власть, «возвышаясь» над всеми тремя ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Президент, выполняя важнейшие государственные функции, не входит в систему какой-либо ветви государственной власти. Президент РФ имеет законодательно установленные полномочия, взаимодействует со всеми ветвями власти, принимает участие в организации деятельности федеральных органов государственной власти, но не является главой ни одной из трех ветвей государственной власти.

Президент РФ, не будучи главой исполнительной власти, играет тем не менее весьма значительную роль в сфере ее организации (т. е. формирования системы органов исполнительной власти) и функционирования (т. е. практического осуществления функций, компетенции, полномочий).

Президент РФ как глава государства имеет множество важнейших полномочий, которые связаны с организацией и деятельностью государственных органов исполнительной власти:

гарантирует права и свободы человека и гражданина, которые реализуются чаще всего в области организации и функционирования государственного управления;

формирует Правительство РФ;

предлагает для одобрения Государственной Думе Федерального Собрания кандидатуру Председателя Правительства РФ (В конечном счете Президент РФ может назначить на эту должность свою кандидатуру.);

обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ;

вправе принимать или отклонять отставку Правительства РФ;

определяет внутреннюю и внешнюю политику Российской Федерации (тем самым он оказывает огромное влияние на содержание деятельности высшего органа исполнительной власти в стране);

вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина, но только до решения данного вопроса соответствующим судом. Поэтому такое право ограничивается во времени и контролируется по содержанию;

вправе использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов РФ как по своей инициативе, так и по инициативе органа исполнительной власти. В случае недостижения согласованного решения Президент РФ может передавать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда: так, ряд споров о компетенции разрешается Конституционным Судом РФ. Предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ может стать отказ одной из сторон вести переговоры по заключению соглашения, в то время как другая сторона выступила с инициативой несогласия с отдельными пунктами соглашения; отказ в подписании соглашения в целом и т. п.;

представляет Государственной Думе Федерального Собрания кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности;

по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

представляет Совету Федерации Федерального Собрания кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ;

формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

формирует и осуществляет руководство Администрацией Президента РФ;

утверждает военную доктрину Российской Федерации;

назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в российских регионах;

назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

По представлению Председателя Правительства РФ Президент РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения и дополнения. Он имеет право вносить изменения в состав Правительства РФ, упразднять, объединять или преобразовывать федеральные органы исполнительной власти.

Президент РФ может вводить на территории РФ или в ее отдельных местностях военное положение в случае агрессии против России или непосредственной угрозы такой агрессии. При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, Президент РФ вводит повсеместно либо в отдельных местностях России чрезвычайное положение.

Реализуя свои полномочия, Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. В сфере организации и функционирования государственных органов исполнительной власти действует множество указов и распоряжений Президента РФ.

Высшие должностные лица субъектов РФ — краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов — подчиняются Президенту РФ по предметам ведения Российской Федерации и осуществления полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Важные функции исполнительной власти и государственного управления выполняет Администрация Президента РФ, которая является государственным органом, координирующим деятельность всех органов и структурных образований, подчиненных Президенту РФ. Правовое положение Администрации Президента РФ устанавливается Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490, которым было утверждено Положение об Администрации Президента Российской Федерации, а также другими указами Президента РФ.

О каждом структурном подразделении Администрации Президента РФ указом Президента РФ утверждается соответствующее положение, которое включает в себя, как правило, следующие основные части: общие положения; основные функции управления; основные задачи управления; обеспечение деятельности управления; руководство управления (например, Положение о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 28 мая 2004 г. № 699; Положение о Контрольном управлении Президента Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729; Положение об Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан, утвержденное Указом Президента РФ от 22 мая 2004 г. № 662). Все самостоятельные подразделения Администрации Президента РФ руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Положением об Администрации Президента РФ и соответствующими положениями о конкретном подразделении Администрации Президента РФ, которые утверждаются Президентом РФ по представлению Руководителя Администрации Президента РФ.

Администрация Президента РФ в целях обеспечения его деятельности осуществляет следующие функции:

организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке законодательной инициативы;

подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой;

подготовка предложений о подписании Президентом РФ федеральных законов либо об их отклонении;

подготовка, согласование и представление Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту документов;

обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ, Государственного совета РФ и других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ;

осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента РФ;

подготовка предложений Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами;

обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению;

обеспечение взаимодействия Президента РФ с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;

содействие Президенту РФ в реализации его полномочий по кадровым вопросам;

сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом;

учет и анализ обращений граждан, предложений общественных объединений и органов местного самоуправления, представление соответствующих докладов Президенту РФ.

Общее руководство Администрацией осуществляет Президент РФ. Президенту РФ в Администрации непосредственно подчиняются: Руководитель Администрации, Секретарь Совета Безопасности РФ, заместители Руководителя Администрации, помощники Президента РФ, пресс-секретарь, руководитель протокола Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, советники Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ, старшие референты и референты Президента РФ.

Начиная административную реформу, Президент РФ своим Указом от 13 мая 2000 г. № 849 утвердил Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. В России образовано семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Образование округов даст возможность более эффективно осуществлять федеральный контроль на уровне нескольких субъектов РФ, позволит своевременно разрешать возникающие споры и конфликты между органами региональной государственной власти и территориальными органами федеральной исполнительной власти.

Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 было утверждено Положение о Государственном совете Российской Федерации, который является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Одними из основных задач Государственного совета РФ, возглавляемого Президентом РФ, являются: обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов РФ, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ; обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ; обсуждение основных вопросов кадровой политики в стране. Государственный совет формируется в составе председателя Государственного совета (им является Президент РФ) и его членов — высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ; все они участвуют в работе Государственного совета на общественных началах. Для решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета в составе семи членов Государственного совета, которые не вправе делегировать свои полномочия другим лицам. Заседания Государственного совета проводятся регулярно, как правило, не реже одного раза в три месяца. Решения Государственного совета оформляются протоколом, который подписывает секретарь Государственного совета. При необходимости решения Государственного совета оформляются указами, распоряжениями или поручениями Президента РФ.

Указом Президента РФ от 21 октября 2005 г. № 1226 было утверждено Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов. Этот Совет является совещательным органом при Президенте РФ, способствующим взаимодействию между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов.

Новейший этап административной реформы в России был начат в сентябре 2004 г. В специальном обращении к народу Президента РФ В. В. Путина 4 сентября 2004 г. говорилось о подготовке комплекса мер, направленных на укрепление единства страны; были высказаны предложения главным образом по изменению порядка формирования исполнительной власти в субъектах РФ.

13 сентября 2004 г. на расширенном заседании Правительства РФ Президент РФ изложил идею изменения порядка избрания высших должностных лиц субъектов РФ развернуто. Речь шла о вопросах обеспечения единства страны, укреплении государственных структур, повышении доверия к власти, создании эффективной системы внутренней безопасности. Был сделан вывод о том, что целесообразно совместное участие Федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти в регионах; высшие должностные лица субъектов РФ должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства. Вторым важнейшим политическим заявлением Президента РФ стало предложение о целесообразности введения пропорциональной системы выборов в Государственную Думу.

По предложению президента в стране создана Общественная палата, которая осуществляет общественный контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также обеспечивает общественную экспертизу важнейших законопроектов и подзаконных актов. Порядок формирования и деятельности Общественной палаты устанавливается Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной палате Российской Федерации». Этот Закон определяет правовые возможности осуществления контроля гражданским обществом за деятельностью государства. Установлено, что Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, общественных объединений, органов государственной власти и opганов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан РФ, конституционного строя РФ и демократических принципов развития гражданского общества.

Логику президентских предложений по укреплению «вертикали власти» и единства правового пространства в системном виде можно представить следующим образом:

2000 г. — укрепление единства правового пространства Российской Федерации (реформирование порядка формирования Совета Федерации, создание Государственного совета, появление полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах; законодательное оформление мер, направленных на приведение законодательства субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами; установление правил федеративного управления и вмешательства в деятельность субъектов РФ; проведение органами юстиции (как на уровне Федерации, так и в ее субъектах) юридической экспертизы и регистрации нормативных правовых актов);

2001—2003 гг. — подготовка предложений по осуществлению административной реформы и ее практическое начало (нормативное закрепление плана административных преобразований; внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»);

март — май 2004 г. — издание указов Президента РФ, устанавливающих систему и структуру федеральных органов исполнительной власти;

сентябрь — декабрь 2004 г. — обоснование предложений по изменению порядка формирования региональных органов исполнительной государственной власти (избрание высшего должностного лица субъекта РФ органом законодательной власти субъекта РФ по предложению Президента РФ), порядка избрания депутатов Государственной Думы, а также нормативное установление многих положений в Федеральном законе от 11 декабря 2004 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и конституцией (уставом) субъекта РФ. Решение о наделении гражданина РФ по представлению Президента РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации.

Президент РФ имеет право в соответствующих случаях распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ. Например, если после представления в третий раз кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации принял решение о ее отклонении либо не принял решение об отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), Президент РФ вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации.

Если соответствующим судом установлено, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ приняты конституция (устав), закон субъекта РФ или иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил нормативный правовой акт, признанный судом противоречащим федеральному закону и недействующим, и после истечения данного срока судом установлено, что в результате уклонения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ от принятия в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации установленных Конституцией РФ, федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент РФ выносит своим указом предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ.

Президент РФ вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом РФ предупреждения законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда. В этом случае его полномочия прекращаются со дня вступления в силу решения Президента РФ о роспуске указанного органа.

Срок, в течение которого Президент РФ вправе вынести предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ или принять решение о роспуске указанного органа, не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда.

Президенту Российской Федерации даны широкие права по проведению внешнеполитического курса страны. Именно глава государства во многом определяет позиции России на международной арене. Президент представляет Россию в международных отношениях, проводит переговоры, подписывает ратификационные грамоты. Конституционные полномочия главы государства во внешнеполитической области практически реализуются в формате различных текущих мероприятий. В первую очередь речь идёт о переговорах с главами иностранных государств во время их визитов в Россию или зарубежных поездок Президента. Обыденным явлением стала «сверка часов» по различным вопросам мировой политики с иностранными партнёрами по телефону. Активно задействован и такой канал международного общения, как обмен посланиями. Всему этому предшествует кропотливая работа, в ходе которой вырабатываются внешнеполитические позиции России.

Президент назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях. Этим назначениям предшествуют консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания. Президент подписывает международные договоры. Международные договоры Российской Федерации – составная часть российской правовой системы.

По сложившейся практике основные направления внешней политики Президент формулирует в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию, в иных публичных выступлениях. Их тексты размещаются на официальном интернет-представительстве главы государства.

ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

В.М. Соколов*

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕХАНИЗМЕ

ГОСУДАРСТВА

Ключевые слова: Президент Российской Федерации, разделение властей, форма правления, смешанная республика, парламентарная республика, президентская республика.

Чтобы понять особенности воплощения принципа разделения властей в Российской Федерации и недостатки этого воплощения необходимо выяснить, какое место в государственном механизме России занимает Президент Российской Федерации. При анализе норм права, закрепляющих его статус, возникает множество вопросов и сложностей, как, впрочем, и при

* Аспирант Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.

анализе аналогичных норм конституционного законодательства всех государств с парламентско-президентской формой правления, в которыгх глава государства, с одной стороны, выведен за пределы традиционной триады властей, с другой — играет далеко не последнюю роль в системе сдержек и противовесов.

Парламентско-президентская (полупрезидентская, смешанная) республика характеризуется тем, что президент, являясь главой государства, как правило, не является главой исполнительной власти, хотя и играет существенную роль в исполнительной сфере.

Л.М. Энтин отмечает двойственный характер исполнительной власти в странах со смешанной формой правления: «Система противовесов в странах со смешанной формой правления тоже своеобразна. Например, исполнительная власть там носит двойственным (бицефальный) характер. Она поделена между президентом республики и правительством»1.

«Роль главы государства в качестве главы исполнительной власти может непосредственно и не фиксироваться в основном законе. В последнее время в ряде стран (преимущественно со смешанными формами правления) стала прослеживаться тенденция к формальному отделению главы государства от исполнительной власти, усилению акцента на его арбитражных функциях», — пишет А.И. Черкасов 2.

«Число полупрезидентских республик имеет тенденцию к росту, — пишет В.Е. Чиркин. — В специфических условиях государства переходного периода в них складывается своеобразная президентская власть… Президентская власть принимает своеобразный характер, она все более «отпочковывается» как особая разновидность государственной власти, занимает арбитражное положение по отношению к другим ее ветвям»3.

Таким образом, по мнению многих ученыгх, президента «вышели» за пределы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти для того, чтобы он выполнял арбитражные, посреднические функции между органами государственной власти этих ветвей. Конечно, в любом государстве органы власти должны функционировать согласованно, однако, по мнению автора статьи, для этого вовсе не обязательно ставить главу государства вне системы разделения властей.

Многие, однако, не видят в этом каких-либо недостатков. Так, В.Е. Чиркин по этому поводу отмечает: «В наше время практика многих стран свидетельствует, что концепция разделения властей, являющаяся непре-

1 Энтин Л.М. Разделение властей. Опыт современный: государств. М., 1995. С. 36.

2 Черкасов А.И. Глава государства и правительство в странах современного мира (конституционно-правовое регулирование и практика). М., 2006. С. 5.

3 Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5. С. 23.

ложным постулатом демократии, имеет прежде всего ориентирующий характер и нигде, по крайней мере в современный условиях, не осуществляется и, видимо, не может быть осуществлена в «чистых» формах»»1. «Природу президентской власти, — пишет В.Е. Чиркин, — нельзя «жестко» привязать лишь к одному из элементов триады разделения властей, особенно в условиях некоторых форм правления»2.

Для нашей страны институт президентства является относительно новым явлением.

Впервые в истории Российского государства должность Президента была введена 14 марта 1990 г., когда быш принят Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР». В РСФСР должность Президента была введена в апреле 1991 года Законом РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР». Основанием для принятия данного Закона стал состоявшийся 17 марта 1991 года референдум РСФСР, на который был вынесен вопрос о введении поста Президента РСФСР. Большинство граждан, принявших участие в голосовании, высказались за введение поста Президента. Конституция РСФСР 1978 г. быша дополнена новой главой, посвященной Президенту РСФСР.

В Конституции РСФСР 1978 г. (после внесения в нее соответствующих поправок) Президент РСФСР был назван высшим должностным лицом и главой исполнительной власти Республики. Аналогичной нормы в Консти-тулии СССР 1977 г. не было. Там лишь закреплялось, что Президент СССР является главой государства.

Нормативное закрепление в Конституции РСФСР положения о том, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти, имеет принципиальное значение. Место Президента в механизме Республики четко и однозначно закреплялось на конституционном уровне. Что касается Конституции Российской Федерации 1993 г., то она не закрепила аналогичную норму. При анализе ее положений весьма сложно понять, какое же место занимает Президент Российской Федерации в системе разделения властей.

В ст. 10 Конституции сказано, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. А ст. 11 гласит, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

1 Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5. С. 15.

2 Там же. С. 16.

Очевидным является факт, что законодательную власть в Российской Федерации осуществляют Государственная Дума и Совет Федерации. В ст. 94 Конституции сказано, что Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 110 Конституции Российской Федерации закрепляет место Правительства Российской Федерации в системе разделения властей. «Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», — сказано в указанной статье. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»1 развивает и уточняет положения Конституции. В ст. 1 данного Закона Правительство Российской Федерации названо высшим исполнительным органом государственной власти в Российской Федерации.

Судебную власть осуществляют суды Российской Федерации.

Возникает закономерный вопрос: а какое же место занимает Президент Российской Федерации в системе разделения властей? К какой ветви власти его отнести? Федеральное собрание — это законодательная власть, Правительство Российской Федерации — исполнительная, суды — судебная. В связи с этим понять, к какой же ветви власти отнести Президента Российской Федерации, весьма сложно. И правильно ли это — включать его в систему разделения властей?

Конституция Российской Федерации, к сожалению, не позволяет однозначно сказать, какое место занимает Президент Российской Федерации в механизме нашего государства. Часть 1 ст. 80 закрепляет положение о том, что Президент Российской Федерации является главой государства. В ч. 2 ст. 80 сказано, что Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина 2. Часть 1 ст. 87 называет Президента Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приведенные выше конституционные положения не позволяют определить место Президента Российской Федерации в системе разделения властей.

Сложность данного явления подчеркивается и тем, что среди ученых нет единого мнения на этот счет. Более того, многие ученые не решаются сделать однозначный вывод о месте Президента Российской Федерации в системе разделения властей.

«Роль Президента Российской Федерации, — пишет В.О. Лучин, — в обеспечении реализации Конституции обусловлена его местом в системе

1 СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1; 2004. № 25. Ст. 2478; № 45. Ст. 4376; 2005. № 23. Ст. 2197; 2008. № 52 (часть I). Ст. 6206; 2009. № 1. Ст. 3.

2 Думается, что главным гарантом Конституции РФ должен быть Конституционный Суд РФ, а не Президент РФ.

разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Однако само это разделение пока остается не вполне ясным и достижимым»1. Он пишет: «Статус Президента — главы государства — объясняет, но лишь отчасти, то положение, что он прямо не включен ни в одну из ветвей власти. Однако ст. 11 и 80 Конституции принцип разделения властей фактически сводится на «нет»»2.

С.А. Авакьян рассуждает: «К какой ветви власти отнести Президента Российской Федерации? Казалось бы, он ближе всего к исполнительной ветви власти… Но все-таки по данной Конституции Президент является главой государства и от исполнительной власти официально отделен. Вряд ли его можно отнести к законодательной власти. К судебной власти Президента тоже нельзя отнести. Исследователи статуса Президента и авторы комментариев Конституции Российской Федерации предлагают выделить власть Президента из традиционной триады и назвать ее особой формой государственной власти — президентской»3.

Таким образом, С.А. Авакьян, как и многие другие, не дал четкого ответа на вопрос о месте Президента Российской Федерации в системе разделения властей.

Особый интерес представляет его упоминание об авторах, выделяющих президентскую ветвь государственной власти. Точка зрения, согласно которой наряду с законодательной, исполнительной и судебной ветвями государственной власти существует и президентская ветвь государственной власти, является достаточно распространенной.

Так, Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин пишут: «Принципиально новая дефиниция статуса Президента Российской Федерации, содержащаяся в действующей Конституции, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из трех ее ветвей»4. Там же: «Невключение Конституцией Российской Федерации напрямую Президента в исполнительную власть не нарушает закрепленного в ст. 10 Конституции принципа осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Выделение этих трех ветвей власти не исключает, а предполагает наличие такого органа, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, возлагаемое на Президента»5. Наконец, вывод: «Есть и президентская власть»6.

1 Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. С. 447.

2 Там же. С. 449.

3 Авакьян С.А. Конституционное право России. Т. 1. М., 2007. С. 355.

4 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2007. С. 378.

5 Там же. С. 378-379.

6 Там же. С. 379.

С необходимостью выделения самостоятельной президентской ветви власти согласна и H.A. Михалева. «На наш взгляд, — пишет она, — Конституция РФ и практика последних лет позволяют говорить об особом положении Президента РФ в системе разделения властей, т. е. о становлении самостоятельной президентской ветви власти»1.

Г.Н. Чеботарев тоже выщеляет президентскую ветвь государственной власти: «…характер и объем конституционный президентских полномочий позволяет говорить о качественно новом явлении, а именно о президентской власти как особой и отдельной разновидности государственной власти. Применительно к существующей в настоящее время в Российской Федерации конституционной системе вполне правомерно, по нашему мнению, говорить о разделении не традиционно трех, а именно четырех властей — президентской, законодательной, исполнительной и судебной.»2.

B.C. Шевцов в работе «Разделение властей в Российской Федерации. Часть 1. Разделение властей «по горизонтали»» тоже выделяет власть Президента Российской Федерации в отдельную ветвь (при этом часто используется термин «отрасль»). Так, он пишет: «.если президентская власть, находясь вне системы разделения властей, образует собственную систему управления властно-правовыми отношениями, то тогда следует говорить уже о реальном существовании двух систем: системы президентской власти с ее конституционными полномочиями обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и системы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей»3. «Еще более значима другая составляющая власти Президента РФ — власть собственно президентская со своими качественными особенностями, обособляющими ее в отдельную, самостоятельную ветвь государственной власти», — рассуждает B.C. Шевцов 4. Впоследствии B.C. Шевцов неоднократно повторял свой вышод о том, что существует президентская ветвь государственной власти 5. Однако «по своей конституционно-правовой сущности система властного президентского арбитража других отраслей государственной власти не совместима с принципом и системой разделения властей, препятствует становлению подлинного разделения властей в демократическом обществе и государстве»6.

1 Конституционное право России / под ред. H.A. Михалевой. М., 2005. С. 665.

2 Чеботарёв Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. Тюмень, 1997. С. 76—77.

3 Шевцов В.С. Разделение властей в Российской Федерации. Ч. 1: Разделение властей «по горизонтали». М., 2004. С. 105.

4 Там же. С. 122.

5 См.: Там же. С. 151, 154.

6 Там же. С. 166.

Схожей позиции придерживается и В.С. Нерсесянц. Он пишет: «Существующие в настоящее время в нашей стране проблемы с организацией государственной власти в соответствии с принципом разделения властей заключаются в том, что существующая в Российской Федерации система разделения и взаимодействия властей носит в целом ассиметричный и несбалансированный характер — с явным перекосом в пользу полномочий Президента и его доминирующей роли в решении государственных дел, с очевидными слабостями других ветвей власти в их соотношении с президентской властью…»1.

Многие ученые не выделяют самостоятельную ветвь президентской власти, но в то же время отмечают, что Президент Российской Федерации стоит вне системы разделения властей. Так, по мнению М.Д. Сомова: «. Президент РФ находится вне пределов конституционного разделения власти.»2. Схожей позиции придерживается и М.Н. Марченко. «Однако, как показывает опыт функционирования властей после принятия Конституции России 1993 г., — пишет он, — обладая относительной самостоятельностью и сдерживая в своей повседневной деятельности друг друга, в особенности это касается законодательной и исполнительно-распорядительной властей, в отношениях между ними, равно как и в отношениях с другими ветвями и разновидностями властей, неизменно доминирует президентская, а точнее — исполнительная власть»3. А. Рябов пишет о Конституции РФ: «В ней устанавливается очевидный дисбаланс властей в сторону Президента, который не только наделялся огромными полномочиями, но и был вынесен за пределы политической системы как институт, стоящий над всеми другими, координирующий их деятельность и находящийся вне сферы контроля ни со стороны общества, ни этих институтов. Президент одновременно выступал и в роли главы государства, и фактического главы исполнительной власти, и в роли координирующей власти.»4. Л.М. Энтин отмечает, что Президент Российской Федерации стоит вне системы разделения властей, но принимает участие в деятельности каждой из них: «Но совершенно ясно, что если учредительная власть, если народ, принимая Конституцию, возлагает миссию обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти на Президента, то ассоциировать его только с одной из ее ветвей бышо бы неверно. Получилось бы, что одна ветвь власти, видимо, исполнительная, координирует деятельность

1 Проблемы общей теории права и государства / под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1999. С. 688.

2 Сомов М.Д. Разделение власти: российской федеральный аспект. М., 1998. С. 152.

3 Разделение властей / отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2004. С. 392.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 См.: Рябов А. Конституция 1993 года и некоторые особенности российской модели разделения властей // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2003. № 45. С. 107.

двух других. Столь же очевидно, что, осуществляя эту функцию, Президент Российской Федерации действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в деятельности каждой из них»1.

Пожалуй, самой распространенной точкой зрения на этот счет является такая точка зрения, согласно которой Президент Российской Федерации входит в исполнительную ветвь государственной власти. «Но все равно вся система органов исполнительной власти, включая Правительство Российской Федерации, действует под руководством Президента Российской Федерации, вследствие чего его можно рассматривать не только как главу государства, но и как главу исполнительной власти», — пишет М.В. Баглай 2. Такого же мнения придерживается и В.Н. Суворов: «Анализ конституционных норм подтверждает вышод, что Президент РФ фактически глава исполнительной власти, верховный руководитель Правительства РФ, осуществляющий общее стратегическое руководство им»3.

«В результате можно утверждать, — пишет O.E. Кутафин, — что Конституция РФ сегодня закрепляет не столько разделение властей, сколько развернутый конституционный институт, обращенный всей своей основной силой в сторону президентской власти. Сосредоточение у главы государства множества властныгх рышагов ставит его над всеми другими федеральными органами, а организационно-функциональная деятельность этих органов в системе разделения властей обретает своеобразные черты»4.

По мнению автора настоящей статьи, место Президента Российской Федерации в системе разделения властей вообще невозможно определить, основышаясь на действующей нормативно-правовой базе. С одной стороны, действующее конституционное законодательство не позволяет отнести Президента Российской Федерации ни к одной из ветвей власти, с другой — не дает оснований для выщеления самостоятельной президентской ветви власти.

Чем же можно объяснить такое положение вещей? Думается, для того чтобы понять, почему Президент Российской Федерации занимает столь неопределенное положение в механизме Российской Федерации, нужно применить телеологический способ толкования права. На эту проблему нужно посмотреть не с конституционно-правовой точки зрения, а с политической. Необходимо учшывать ту политическую действительность, которая была в Российской Федерации на момент разработки и принятия Кон-

1 Энтин Л.М. Указ. соч. С. 166.

2 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2000. С. 342.

3 Суворов В.Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2000. С. 344.

4 Кутафин O.E. Российский конституционализм. М., 2008. С. 495.

ституции 1993 г. Если знать, с какой на самом деле целью писалась действующая Конституция Российской Федерации, то нетрудно догадаться, что ее авторы не стремились реализовать принцип разделения властей и обеспечить верховенство права — они, помимо всего прочего, стремились дать как можно больше властных полномочий тогдашнему Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину. Именно этими целями и определяется положение Президента в механизме Российской Федерации, которое, с одной стороны, не позволяет его отнести ни к одной из традиционных ветвей власти, с другой — предоставляет ему существенные властные полномочия и рычаги влияния практически на все органы государственной власти.

Однако «наличие такой верховенствующей государственной власти несовместимо с самим смыслом разделения властей»1.

Думается, что такое положение является неправильным. Президент Российской Федерации, обладающий столь большим объемом полномочий и играющий ключевую роль в государственном механизме, должен иметь четкий статус и ясное положение в системе разделения властей. В связи с этим автор настоящей статьи предлагает следующее.

Автор считает, что Президента Российской Федерации необходимо включить в исполнительную ветвь государственной власти на нормативном уровне и всерьез задуматься над тем, чтобы при возможном пересмотре Конституции Российской Федерации отразить это в ее тексте.

Такое предложение обусловлено следующими фактами.

Президент Российской Федерации и так de facto руководит исполнительной властью. Факт тесной связи главы государства именно с исполнительной ветвью государственной власти отмечается многими учеными 2.

Президент Российской Федерации принимает активное участие в формировании Правительства Российской Федерации — предлагая Государственной Думе кандидатуру Председателя Правительства Российской Феде-

1 Шевцов B.C. Указ. соч. С. 106.

2 См., напр.: Окуньков JI.A. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права. 2001. № 2. С. 5; Ведяхина КВ. Разделение властей как принцип российского права // Право и политика. 2002. № 5. С. 19; Зазнаев О. Десять лет спустя: размышления о российской форме правления // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2003. № 45. С. 103; Шевцов B.C. Указ. соч. С. 230; Шаблинский И. Некоторые аспекты формирования конституционной модели разделения властей в России // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1998. № 2. С. 23; Разделение властей / отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2004. С. 361—362; Мещеряков А.Н. Конституционные способы воздействия Президента РФ на исполнительную власть и связанные с ними особенности российской формы правления // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 5. С. 21; Севрюгин В.Е. Государственное управление в системе принципов разделения властей по Конституции Российской Федерации // Разделение властей в современной России: проблемы и перспективы / под ред. М.С. Матейковича. Тюмень, 2008. С. 51; Авдеев Д.А. Принцип разделения властей как способ организации власти // Разделение властей в современной России: проблемы и перспективы / под ред. М.С. Матейковича. Тюмень, 2008. С. 119.

рации и назначая по представлению Председателя Правительства Российской Федерации заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации систематически информирует Президента Российской Федерации о работе Правительства Российской Федерации. Президент Российской Федерации вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии вытолнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Президент Российской Федерации определяет структуру феде-ральныгх органов исполнительной власти. Президент вправе отменить постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Следует также отметить институт поручений и контроля. В Регламенте Правительства Российской Федерации закреплено, что Президент Российской Федерации может давать поручения Председателю Правительства Российской Федерации, его заместителям, федеральным министрам, непосредственно руководителям иных федеральных органов исполнительной власти. Поручения Президента Российской Федерации должны выполняться в установленный срок, а доклад об их исполнении должен направляться Президенту. Кроме того, п. 80 Регламента Правительства Российской Федерации обязывает Правительство информировать Президента Российской Федерации о своей законопроектной деятельности.

Президент Российской Федерации напрямую осуществляет руководство деятельностью более двадцати федеральных органов исполнительной власти. Ему напрямую подчинены шесть министерств, пять федеральных служб, два федеральных агентства. Кроме того, он руководит деятельностью федеральных служб и агентств, подведомственный федеральным министерствам, руководство деятельностью которых он осуществляет. Причем сей факт вызывает много вопросов в научной среде.

Президент Российской Федерации является элементом системы сдер-жек и противовесов. Именно Президенту Российской Федерации принадлежит право отклонения федеральных законов, принятых Государственной Думой и одобренных (или не одобренных) Советом Федерации.

Некоторые ученые могут выступить против нормативного отнесения Президента Российской Федерации к исполнительной ветви власти, объяснив это тем, что для успешного взаимодействия разныгх органов государственной власти нужен арбитр, кем и является Президент Российской Феде-

рации. По мнению автора настоящей статьи, Президент сможет выполнять функции арбитра, будучи и главой исполнительной власти. Думается, что для обеспечения взаимодействия органов государственной власти различны» ветвей вовсе не обязательно наличие выполняющей арбитражные функции президентской ветви власти, не входящей в традиционную триаду. Президент, обладая теми же полномочиями, что и вне разделения властей, сможет эффективно обеспечивать взаимодействие различных органов, являясь главой исполнительной власти.

Отдельные ученые выступают против включения Президента Российской Федерации в исполнительную ветвь государственной власти, ссылаясь на то, что он глава государства. Но разве глава государства обязательно должен стоять вне системы разделения властей? Конечно, в большинстве государств мира глава государства формально выведен за пределы триады ветвей государственной власти. Но это, на взгляд автора статьи, искажает принцип разделения властей, по крайней мере его теоретическую сторону. Думается, что глава государства обязательно должен относиться к одной из ветвей государственной власти. Наиболее удобно он будет себя чувствовать в исполнительной ветви государственной власти. К тому же Ш. Монтескье, главный теоретик разделения властей, не выводил монарха за пределы системы разделения властей, а вручал ему именно исполнительную власть. Поэтому, повторим еще раз, глава государства не должен быть вне системы разделения властей. А.В. Ильин, правда, пишет, что институт главы государства вообще противоречит идее разделения властей 1, и в этих словах есть доля истины, однако вряд ли сейчас можно обойтись без этого института.

Можно также выступить против признания Президента Российской Федерации главой исполнительной власти, мотивировав это тем, что исполнительная власть во главе с президентом характерна для президентских республик, но не для смешанный республик, какой является Россия, и уж тем более не для парламентарный. Но, во-первых, в мире есть государства со смешанной (парламентско-президентской) формой правления, где президент возглавляет исполнительную власть (Сирия, Египет). Конечно, это встречается редко, но, тем не менее смешанные республики, где президент возглавляет исполнительную власть, существуют. Во-вторых, наука конституционного права зарубежный стран, выработавшая классификацию форм правления, основывалась на практике тех или иных государств. По мнению автора этой статьи, Российская Федерация при государственном строительстве и конституционном развитии не должна ориентироваться на распространенные сейчас «шаблоны» формы правления, а она должна сама

1 См.: Ильин A.B. Институт главы государства в отечественной конституционной традиции // Актуальные проблемы государства и права на рубеже веков. М., 1998. С. 73.

создавать их. Ключевым принципом при конституционных реформах должно быть не соответствие тем или иным шаблонным моделям, а эффективность государственного управления.

Кроме того, в Российской Федерации уже есть опыт существования с президентом во главе исполнительной ветви власти. Это период 1991—1993 гг., когда в Конституции РСФСР 1978 г. была норма, закрепляющая положение о том, что Президент РСФСР является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РСФСР. Несмотря на принципиальные политические разногласия между различными ветвями государственной власти, этот механизм работал.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предлагаемые изменения ничего не изменят в практике взаимодействия органов государственной власти, но с теоретической точки зрения они будут очень полезны. В случае признания Президента Российской Федерации главой исполнительной власти можно будет без каких-либо сомнений утверждать, что принцип разделения властей в Российской Федерации воплощен в полной мере. Пока этого не будет сделано, обладающий существенными полномочиями Президент Российской Федерации будет иметь неопределенный статус, а в научной среде по-прежнему продолжатся споры и догадки о месте Президента в системе разделения властей и о его правовом статусе.

Таким образом, главная идея признания Президента Российской Федерации главой исполнительной власти, предложенная автором этой статьи, состоит в том, чтобы разрешить все теоретические проблемы, связанные с его (Президента) статусом.

И.Н. Исаков *

РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Ключевые слова: законотворчество, законодательство, право, правовая политика, регион.

Добавить комментарий