Россия это суверенное государство

Размещено на http://www.allbest.ru/

Россия — суверенное государство: приобретения и потери

Суверенитет — это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами. Иначе суверенитет можно определить как неподчиненность кому-либо. В буквальном смысле слово «суверенитет» (от франц. souverain) означает верховенство.

Состояние суверенности исключает и наличие рядом какой-либо иной государственной власти (двоевластие в государстве — это нонсенс, такое состояние, обычно кратковременное, которое может быть расценено не иначе как глубокая болезнь государства).

Однако, будучи единственной властью подобного рода, государственная власть не может быть неограниченной. По крайней мере можно указать на два ее ограничения. Первым является воля народа, которую он выражает в процессе формирования представительной власти или при принятии решений на референдумах. Вторым ограничителем выступает право, которое распространяется не только на подвластных, но и на саму государственную власть.

Попробуем определить какие же потери понесла Россия. Во-первых, она утратила статус сверхдержавы, может быть временно, но все-таки это произошло. Как следствие утрата авторитета в мировом сообществе. Во-вторых, нарушились экономические, политические и родственные связи на территории бывшего Союза. Постепенно они восстанавливаются, но далеко не везде.

Теперь о приобретениях. Самое основное, на мой взгляд, это рост национального самосознания людей. Если раньше они были одним из «братских» народов, и часто вынуждены были жертвовать своим интересами, то теперь народы России стали более значимы, хотя бы в своих глазах. Во-вторых, Россия как суверенное государство получила возможность проводить более последовательную экономическую и политическую политику.

В буквальном смысле роль в охране государственного суверенитета принадлежит и гарантии суверенитета России. Особо важное значение имеют экономические предприятия и имущество, находящееся в управлении федеральных органов, осуществляется Президентом и Правительством России, а также самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять состояние, обычно кратковременное, которое может быть расценено не иначе.

Верховенство государственной власти — означает такое состояние власти, Суверенитет России закрепляется в Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятой 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР. Декларация предусматривает политические, экономические и правовые гарантии суверенитета России. Особо важное значение имеют экономические основы суверенитета: земля, вода, леса, растительность и животный мир, другие природные и сырьевые ресурсы, хозяйственные и культурные ценности предприятия и имущество, находящееся в управлении федеральных органов России. Однако важен и человеческий фактор, значение которого неуклонно повышается. Опыт Японии это наглядно демонстрирует.

Россия в начале ХХI в.

Новые явления в экономическом развитии России.

Распад СССР поставил перед Российской Федерацией, как и перед другими республиками бывшего Союза, проблему обеспечения самостоятельного государственного существования, задачи становления новой российской государственности.

В связи с этим перед руководством страны, общественно-политическими партиями и движениями, заинтересованными в демократической и сильной России, остро встала задача поиска цивилизованной системы ее государственного устройства в условиях современных преобразований. Необходимо было совершить переход к социально ориентированной рыночной экономике и демократическим методам руководства, создать правовые основы российской государственности, построить такое государство, которое надежно и эффективно служит своему народу, устанавливает и гарантирует порядок, охраняет общество от анархии и произвола; защищает от любых угроз извне; гарантирует комплекс социальных благ, в первую очередь, тем, кто сам не в состоянии реализовать пре- доставленные государством возможности. Политическое развитие России в первые годы после распада СССР было связано с конституционным оформлением российской государственности. Прежде всего, стали создаваться президентские структуры — Совет Безопасности и Президентский Совет, в регионах вводился институт представителей президента, которые осуществляли властные полномочия в обход местных советов. Правовая основа российской государственности в конце 1991 — начале 1992 гг. была довольно противоречивой. Она базировалась на законах, унаследованных от СССР, и законах РСФСР как составной части Союза. В одном государственном организме сосуществовали и противостояли друг другу два несовместимых начала. Новое — президентская власть, федерализм, принцип разделения и взаимного ограничения властей, ответственности перед обществом. И старое — строгая иерархия системы Советов с ее монополией на все властные функции и коллективной ответственностью (т. е. безответственностью) за принимаемые решения.

Законодательное оформление новой российской государственности вначале шло постепенно, путем принятия отдельных поправок к действующей Конституции РСФСР 1978 года, законов, деклараций, указов Президента РФ. Важным достижением в этом отношении была принятая в 1990 г. Декларация о защите прав и свобод граждан — основополагающий документ для дальнейшей работы над законодательством, обеспечивающим права человека. Важным шагом в правовом оформлении новой российской государственности стала начавшаяся судебная реформа, значительными вехами которой были учреждение Конституционного суда, арбитражных судов и суда присяжных, серьезное обновление уголовного и уголовно-процессуального законодательства, гарантирующего реальность презумпции невиновности. Однако принимаемые законодательные акты не обеспечивали четкого и комплексного регулирования, не всегда предусматривали механизмы их реализации, гарантии и ответственность властных структур перед обществом. Многие поправки к Конституции РСФСР, другие законодательные акты принимались в острой борьбе двух политических сил — реформаторов и контрреформаторов, которые в течение 1992-1993 гг. все более поляризовались. При этом все сильнее обострялось, особенно на федеральном уровне, противостояние между исполнительной властью и Советами. В целях мирного разрешения противоречий Президент и Правительство России искали решения при помощи Конституционного соглашения, апрельского референдума 1993 г. о доверии Президенту и поддержке народом курса реформ, конституционного совещания. Хотя большинство участников апрельского референдума высказались в поддержку Б.Н. Ельцина, конфронтация политических сил в стране, особенно в Москве и ряде других городов, росла, порой выливалась в массовые манифестации, сопровождавшиеся столкновениями с милицией и жертвами среди участников.

21 января 1993 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в России». В нем он объявил о роспуске Верховного Совета, Съезда народных депутатов России и проведении выборов в двухпалатное Федеральное Собрание, а также выборов Президента России в июне 1994 г. Существует два противоположных взгляда на события начала октября 1993 г. Противники Президента Б.Н. Ельцина считают, что Президент совершил преступление: разогнал законно избранный Верховный Совет, использовал в борьбе с ним и другими силами оппозиции вооруженные армейские части, санкционировал убийство сотен граждан России. Сторонники же Президента полагают, что он расправился с антидемократической, прокоммунистически настроенной оппозицией, вставшей на путь мятежа.

«Черный Октябрь» окончательно разрушил систему Советов и Советской власти в России — вслед за Верховным Советом были ликвидированы Советы народных депутатов нижестоящих уровней в большинстве субъектов федерации. Эти события стали важными катализаторами ускорения формирования новой системы власти и создания новой Конституции. В соответствии с решением Президента Российской Федерации 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу — нижнюю палату двухпалатного Федерального Собрания. Одновременно с выборами проводился референдум по проекту новой Конституции России, подготовка которого была начата еще летом 1993 г. специально созданным Конституционным совещанием. Выборы в декабре 1993 г. и принятие новой Конституции Российской Федерации заложили правовые основы новой российской государственности, явились их конституционным оформлением и важнейшим этапом демократического обновления России.

Для строительства новой российской государственности, новой системы государственного управления важное значение имеют Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ.В качестве отправной точки для периодизации становления современного российского государства можно выделить 12 июня 1990 г., когда Первым Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете. Правда, это была всего лишь декларация, не имеющая юридических последствий, однако ее принятие означало потенциальную возможность в случае определенных обстоятельств создать свою государственность. Поэтому первый этап можно рассматривать как создание юридических, политических и экономических основ для формирования самостоятельного российского государства. Он был ознаменован введением поста президента и избранием на этот пост Б.Н. Ельцина. Завершается первый этап распадом Советского Союза и созданием Содружества Независимых Государств (12.06.1990 г. — декабрь 1991 г.).

Второй этап (1992-1993 гг.) обычно определяют как антиэтатистский. Реформаторы первой волны (Е. Гайдар, А. Чубайс, А. Шохин и др.) стремились вытеснить государство, прежде всего из экономической сферы. Его функции здесь, по их замыслу, должен был выполнять саморазвивающийся рынок. На этом этапе были ликвидированы институты планового регулирования экономики, началось ее разгосударствление. Приватизация государственной собственности, либерализация цен, создание институтов рыночной экономики (бирж, коммерческих банков и др.) должны были привести к становлению независимых от государства хозяйствующих субъектов и вызвать соответствующие социальные изменения: формирование класса крупных частных собственников и среднего класса, составляющих основу гражданского общества, способного подчинить себе государство. В социальной сфере государство оставляло за собой поддержку образования, медицины, пенсионного обеспечения, помощь безработным. Государство должно было обеспечивать продвижение реформ, формируя для них правовое пространство, обеспечивая правопорядок и стабильность общества, поддержку мирового сообщества, достаточную обороноспособность страны. В политической сфере он был ознаменован противостоянием Верховного Совета и президента, роспуском Съезда народных депутатов и прекращением деятельности советской власти. На третьем этапе (1994-1998 гг.) выявилась иллюзорность намерений реформаторов ограничить вмешательство государства в экономическую сферу. Опыт реформ свидетельствовал о том, что государство не ушло из экономики, изменились лишь характер и способы его влияния на экономические процессы. Причем некоторые специалисты отмечают, что эти изменения имели крайне негативные последствия, как для государства, так и для общества.

Государственные институты, отказавшись от функций директивного управления и непосредственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, активно влияли, прежде всего, на процесс приватизации государственной собственности. Это стало основой для сращивания государственной бюрократии с формировавшимся классом частных собственников, сопровождавшегося фантастическим всплеском коррупции, возникновением номенклатурно-олигархических кланов, стремившихся подчинить государство своим интересам.

Государство, лишившись значительной части своей собственности, не имея возможности собирать налоги в размере, необходимом для выполнения своих важнейших функций, само оказалось в ситуации острого кризиса.

Этот кризис проявился в неспособности государства консолидировать общество, в котором резко усилилась социальная поляризация, противостояние власти и оппозиции, приобретавшее порой чрезвычайно острые формы; в невыполнении важнейших социальных функций, о чем свидетельствует кризис системы здравоохранения, образования, науки, культуры, пенсионного обеспечения; в неэффективной деятельности органов правопорядка, не сумевших остановить вал нараставшей преступности, вызванный переделом собственности; в деградации Вооруженных Сил России, теряющих свою боеспособность; в перманентных кризисах правительства; в падении внешнеполитического престижа и влияния российского государства; в неопределенности перспектив экономического сотрудничества России с развитыми государствами, которая особенно усилилась после дефолта.

К осени 1998 г. выявились пороки выбранной модели взаимодействия государства и общества, которая складывалась в процессе современных российских реформ. Мнение об оздоровлении государства и усилении его роли разделяли основные политические силы страны в широком спектре: от «правого» центра до национал-патриотических сил. Четвертый этап (сентябрь 1998 г. — декабрь 1999 г.) был ознаменован сменой правительства, которое возглавил Е. Примаков, заявивший о необходимости корректировки курса реформ. суверенитет конфликт чеченский

Основная цель этой корректировки — повысить роль государства в реформировании российского общества и, прежде всего, его экономики. Это было необходимо для повышения эффективности реформ в интересах всего общества, а не номенклатурно-олигархических кланов. Это не означало возврата к методам жесткого государственного регулирования, свойственным советской эпохе. Необходимы были методы, обеспечивающие оптимальный баланс механизмов саморазвития общества и государственного регулирования, неизбежного для сложно организованных социально-экономических систем. Идеологи радикал-либеральных реформ допустили существенную ошибку в оценке тенденций, определяющих логику развития современных государств. Эта логика оценивалась ими в понятиях «уменьшение — возрастание» роли государства, тогда как в реальной действительности государство не уменьшало и не усиливало своей роли в обществе, оно меняло методы и средства своего воздействия на общество, оставаясь основным фактором, обеспечивающим устойчивое, стабильное развитие сложных социально-экономических систем.

Пятый этап (2000-е гг.) начался с приходом к власти В. Путина и характеризуется усилением вертикали власти, повышением роли государства в социально-экономической сфере, сменой приоритетов в региональной политике, попыткой создания действенной судебной системы. Не отказываясь от либеральных преобразований в экономической сфере, государство проводит активную социальную политику путем перераспределения ресурсов в пользу проигрывающих слоев общества (бюджетники, пенсионеры, молодежь). Политические преобразования носят в значительной степени авторитарный характер, но не вызывают резких протестов основной части общества. Президентом определен курс на создание сильного государства посредством проведения эффективной экономической политики при реализации принципа верховенства права. В своих президентских посланиях глава государства акцентирует внимание на взаимосвязи сильного государства и защиты гражданских, политических и экономических свобод. Усиление государства связывается с достижением эффективности во всех сферах жизнедеятельности общества.

Чеченский конфликт.

1994-1996 — первая чеченская война. Причина: объявление Чечнёй полной независимости (Ичкерия). Ввод федеральных войск.

1999-2009 — контртеррористическая операция российских войск в Чечне. Повторный ввод российских войск. (С территории Чечни вооружённые отряды вторглись на территорию Дагестана). Активные боевые действия — 1999 — 2000 гг.

Размещено на Allbest.ru

Суверенитет государства — это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении.
Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости. В буквальном смысле слово «суверенитет», происходящее от латинского слова supraneitas (от supra — выше), означает то свойство власти, в силу которого она является высшей, т.е. ее верховенство.
Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства конституции и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти.
Следовательно, верховенство государственной власти — это такое ее состояние, при котором над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Однако верховенство власти не означает ее неограниченности. В конституционном государстве власть всегда ограничена правом. Как и всякая другая власть в конституционном государстве, суверенная власть основана на праве и ограничена правом. Другое дело, что из всех устанавливаемых правом властей суверенная власть является высшей.
Верховенство государственной власти делает ее единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти. Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства государственной власти заключаются в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.
Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.
Со времени своего основания в 1917 г. Российская Федерация формально никогда не утрачивала своего суверенитета. Она признавалась суверенным государством всеми действующими на ее территории советскими конституциями, как союзными, так и республиканскими. Однако этот суверенитет носил лишь потенциальный характер. Он мог быть реализован только в случае выхода России из состава Союза ССР.
Суверенные государства политически независимые государства, обладающие самостоятельностью во внутренних и внешних делах. В настоящее время насчитывают 230 стран и территорий, около 190 из них — С. г. По размерам территории выделяют 7 самых больших стран мира (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия), крупные, средние, небольшие страны, микрогосударства (Андора, Лихтенштейн и др.). По количеству населения выделяют 10 самых больших стран с числом жителей более 100 млн. человек в каждой (Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Россия, Япония, Пакистан, Бангладеш, Нигерия).

Эссе — Государственный суверенитет РФ

Для себя не так давно открыл писателя, Николая Старикова, книги которого заставили думать по- другому.

Сегодня, государственный и народные суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни». В целях сохранения государственного единства России, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации. Со своей стороны Россия ,как суверенное государство, гарантирует гражданам России, относящих себя к определенным этническим обществам, равные права, самостоятельное решение ими вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Российская Федерация как суверенное государство гарантирует обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории. Территориальная целостность и неприкосновенность территории России обеспечивается Вооруженными Силами Российской Федерации, задачей которых является оборона страны от возможной внешней агрессии, защита суверенитета государства. В данном случае следует отметить тот факт, что после распада СССР, произошли значительные изменения в системе вооруженных сил. Создание, суверенных государств, составлявших ранее единое союзное государство, привело практически к разрушению Вооруженных Сил Российской Федерации, в результате чего значительно ослабла военная защита государственного суверенитета России. Комиссар

Суверенитет – это верховная власть. Один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил. В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти. Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Верховенство государственной власти делает ее единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти. Единство государственной власти, как свойство государственного суверенитета, выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Единство системы государственной власти – одна из гарантий государственной целостности Российской Федерации. Одновременно это единство выступает как одно из самых важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации. Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами. Суверенитет государства, т.е. государственный суверенитет, производен от народного суверенитета. Народный и государственный суверенитет «настолько взаимосвязаны, что не возможна полная реализация народом суверенитета без наличия государства, (еще Гегель писал о том, что народы, не образовавшие государства, не принадлежат истории ) и наоборот, процветание развитого демократического государства, не признающего так или иначе суверенитета своего народа.

Хочу выразить благодарность за полезный материал. Много информации получено, много обдумано, но все же моё понятие свободы отличается от его, может быть в силу жизненного опыта автора, может быть и иных обстоятельств. Если эта свобода – лишь экономическая, свобода от других стран, то я соглашусь с Николаем Викторовичем. Прими крупнейшие мировые державы конституцию Сахарова, вряд ли Англия и США стали бы её соблюдать, ведь это будет очередной денежный насос. Мира и свободы не будет, пока деньги будут ценнее жизни человека.

Наряду с народным суверенитетом, Конституция РФ закрепляет государственный суверенитет Российской Федерации. Государственный суверенитет Российской Федерации был провозглашен Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, принятой Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. Согласно Декларации РСФСР стала суверенным государством после нескольких десятилетий ее фактически несуверенного вхождения в состав СССР (хотя но Конституции СССР как и другие союзные государства РСФСР признавалась суверенным государством).

В содержание государственного суверенитета Конституция РФ вкладывает классические признаки суверенности государственной власти: верховенство, независимость и полноту власти государства на всей его территории.

Государственный суверенитет России означает ее высшую власть или верховенство власти в отношении всех других субъектов публичных отношений на своей территории, в определении внешней и внутренней политики, в принятии законов. В соответствии со ст. 4 (ч. 1) Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию: на сухопутные, водные и воздушные пространства, находящиеся под юрисдикцией России, а также на объекты с государственной символикой Российской Федерации (например, корабли, авиалайнеры и т.д.). Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ст. 4, ч. 3 Конституции РФ). Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ). Верховенство государственной власти не означает, однако, абсолютную неограниченность. Как и в других демократических странах ее рамки ограничены народной волей, правом и законом.

Независимость означает самостоятельность в решении внутриполитических и внешнеполитических вопросов, во взаимоотношениях с другими государствами. Российское государство самостоятельно защищает свой конституционный строй, независимость и целостность, обеспечивает законность и правопорядок. Никакая другая власть на территории России не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней. Как суверенное государство Россия обладает абсолютной международной правосубъектностью, т.е. правом самостоятельно решать вопросы о войне и мире, вхождении в международные сообщества и союзы, заключении межгосударственных договоров и соглашений.

Российская Федерация, как всякое подлинно независимое, свободное государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Она имеет все признаки полноты государственной власти, характерные для суверенного государства: система высших органов государственной власти; государственные символы; единые конституционно-правовая система, гражданство, кредитно-денежная система, экономическое пространство, Вооруженные Силы.

В советской конституционно-правовой доктрине существовала концепция разделения государственного суверенитета между союзной властью и союзными республиками. Некоторые современные авторы, в том числе и авторы учебников но конституционному праву, по-прежнему исходят из признания делимости суверенитета и поэтому ведут речь о «разделе суверенитета», о «долях суверенитета» и т.д. Такая позиция расходится с конституционным пониманием единого и неделимого государственного суверенитета. Судя по аргументации, приводимой авторами, они в большей мере говорят не о делении государственного суверенитета, а о разграничении компетенции, прав и полномочий.

Независимость России внутри страны сегодня ограничена прежде всего принципами конституционного строя, которым государственная власть должна следовать. Это положения о том, что источником государственного суверенитета является народ (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ); человек, его права и свободы – высшая ценность (ст. 2); за субъектами РФ сохраняется вся полнота государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (ст. 72); местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий в решении вопросов местного значения (ст. 12) и др.

Государственный суверенитет Российской Федерации ограничен и внешними факторами. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее внутреннего права. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в России на основе Конституции и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ). В соответствии с международными договорами РФ каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 79 Конституции РФ). В настоящее время некоторые ограничения внешнего характера связаны с членством России в ООН, СНГ, ОБСЕ, Совете Европы и некоторых других экономических, экологических и иных международных организациях, в связи с заключением международных договоров, которые согласовывают и ставят в зависимость друг от друга волю государств-участников. Так, вступление России в Совет Европы и ее присоединение к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., а также ряду протоколов к Конвенции повлекли за собой необходимость пересмотра некоторых положений законодательства, касающихся прав и свобод и предполагают продолжение этой работы. В соответствии с Конвенцией созданы условия для обращения граждан в Европейский Суд по правам человека и др.

В связи с созданием в рамках СНГ интеграционных группировок различных уровней сотрудничества, включая формирование межгосударственных органов для руководства процессом интеграции, лидеры стран – членов СНГ в то же время постоянно подчеркивают необходимость сохранения суверенитета этих стран, добровольности их участия в интеграции, права на свободный выход из таких группировок и из СНГ. Вместе с тем нельзя не отметить, что интеграция в рамках СНГ получает дальнейшее развитие в разных направлениях, в той или иной мере связанной с ограничением суверенных прав участников Содружества. Так, 27 ноября 2009 г. на встрече в Москве президенты России, Белоруссии и Казахстана приняли решение о переходе к более глубокой форме экономической интеграции в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП), где действуют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении единых правовых норм. ЕЭП предусматривает устранение барьеров во взаимной торговле, создание общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, согласованную валютную политику. Формирование договорно-правовой базы ЕЭП было завершено к 9 декабря 2010 г. – подписан пакет из 17 базовых соглашений, которые вступили в силу 1 января 2012 г., что послужило началом функционирования Единого экономического пространства.

Следующий этап интеграции на евразийском пространстве – создание Евразийского экономического союза. Об этом было заявлено, в частности, в Декларации о Евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 г. Договор о создании Евразийского экономического союза (Договор о ЕАЭС) был подписан 29 мая 2014 г., с тем, чтобы он начал функционировать на пространстве Таможенного союза с 1 января 2015 г.

Другой пример современной политики России по добровольному ограничению ее суверенитета – Договор Российской Федерации и Республики Беларусь о создании Союзного государства. Два государства, движимые стремлением продолжить развитие интеграционных процессов, заключили межгосударственный Договор о Союзном государстве России и Беларуси 8 декабря 1999 г., реализация которого повлечет за собой существенное перераспределение государственной власти в пользу нового Союза.

  • См., например: Арановский К. В. Государственное право зарубежных стран. М., 1998. С. 195-199.

Добавить комментарий