Содержание
- Государственное устройство Российской Федерации
- В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
- В ведении Российской Федерации находятся:
- В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
- Президент Российской Федерации:
- К ведению Совета Федерации относятся:
- К ведению Государственной Думы относятся:
- Правительство Российской Федерации:
- Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
- Больше информации по теме
Государственное устройство Российской Федерации
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
- Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чаваш республики;
- Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
- Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;
- Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — города федерального значения;
- Еврейская автономная область;
- Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
В ведении Российской Федерации находятся:
- принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
- федеративное устройство и территория Российской Федерации;
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
- установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
- федеральная государственная собственность и управление ею;
- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
- установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
- федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
- федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
- внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
- внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
- оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
- определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
- судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
- федеральное коллизионное право;
- метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
- государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
- федеральная государственная служба.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
- обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
- защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
- разграничение государственной собственности;
- природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
- координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
- установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
- административное, административно-процессуальное, трудовое семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
- кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
- установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
- координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Президент Российской Федерации является главой государства.
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
Президент Российской Федерации:
- назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
- принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
- представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
- по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
- представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
- формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
- утверждает военную доктрину Российской Федерации;
- формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
- назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
- назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
- назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
- назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
- распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
- назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
- вносит законопроекты в Государственную Думу;
- подписывает и обнародует федеральные законы;
- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Государственная Дума избирается сроком на пять лет.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.
Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
К ведению Совета Федерации относятся:
- утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
- назначение выборов Президента Российской Федерации;
- отрешение Президента Российской Федерации от должности;
- назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
К ведению Государственной Думы относятся:
- дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
- решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
- объявление амнистии;
- выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
Правительство Российской Федерации:
- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального Обеспечения, экологии;
- осуществляет управление федеральной собственностью;
- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной Безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Судьи несменяемы. Судьи неприкосновенны.
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
- федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
- конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
- между федеральными органами государственной власти;
- между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.
Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».
Российская федерация имеет следующую форму государства:
— Форма правления – республика.
— Форма государственного (территориально-политического) устройства – федерация.
— Государственный режим – демократический.
В понятие основ конституционного строя входят закрепленные конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции России устанавливает, что РФ есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 характеризует государство также как социальное, а статья 14 – как светское.
Первая характеристика: Россия — Демократическое государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство – важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.
Важнейшие признаки демократического государства:
а) Представительная демократия – осуществление народом власти через выборочные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, ведение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.).
В РФ представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство – РФ. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст.5 Конституции РФ.
б) Обеспечение прав и свобод гражданина – другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства.
Демократия – это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т.е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действия органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.
Вторая характеристика: Россия — Федеративное государство.
Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции Российской Федерации государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами – в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.
Понятию «федерация» противостоит понятие «унитарное государство», т.е. такое государство, которое управляется централизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в Российской Федерации – унитарными (по своему внутреннему устройству) являются республики – субъекты Федерации.
Конституция закрепила Федерацию, состоящую из 89 (83 по состоянию на 01.09 2009) равноправных субъектов, из которых 21 – республики, 1 – автономная область, 10 (4) – автономные округа и 57 (56) – края, области и города (Москва и Санкт-Петербург).
Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие:
1. РФ состоит из республик, краев, областей, автономных округов – равноправных субъектов Федерации.
2. Республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты – устав и законодательство.
3. Федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами Федерации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.
Содержащиеся в ст. 5 формулировки носят компромиссный характер, отражающий политическую нестабильность в стране. Отсюда их некоторая неопределенность. Так, республика характеризуется через скобки как государство, что может быть понято как признание суверенитета и международно-правовой правосубъектности. Но такое понимание противоречило бы ст. 4, в которой установлено, что суверенитет РФ неделим («распространяется на всю ее территорию»), а значит, субъекты Федерации не вправе выступать как субъекты международного права.
Третья характеристика: Россия — Правовое государство.
Так характеризуется государство, которое во всей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство – это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.
Советское государство за все время своего существования было антиподом правового государства, и только с принятием в 1993г. Конституции РФ начался процесс создания государства в России.
Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства.
И в то же время можно выделить его основные признаки (тем более что в Конституции РФ это понятие не раскрывается).
а) Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах, и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их.
б) Независимость труда как главного механизма гарантий прав и свобод. Должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.
в) Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.
г) Приоритет международного права. Этот признак правового государства как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового общества. Тем самым через верность международного права происходит своеобразная унификация национальных правовых систем на самом высоком уровне, гарантий, прав и свобод человека и гражданина, демократии и социального прогресса. Этим объясняется включение данного принципа в конституции США, ФРГ, Франции и многих других государств.
Четвертая характеристика: Россия — Социальное государство. Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботится о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие.
Социальное государство призвано создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюджет, обеспечивать людям прожиточный минимум и содействовать увеличению числа мелких и средних собственников, охранять наемный труд, заботится об образовании, культуре, семье и здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и др. Помимо собственно социальной политики социальную ориентацию должна приобрести вся экономическая политика правительства и при этом не перечеркивать конкуренцию и экономическую свободу, поощрять индивидуальную инициативу, сохранять и даже усиливать стимул к росту личного благосостояния.
Цели социального государства достигаются отнюдь не только методами социальной политики – в этом случае в связи со сменой правительств многие аспекты этой политики исчезли бы или серьезно менялись. Такое действительно имеет место, но главное состоит не в социальной политике, а в создании необратимой законодательной и административной структуры социальной деятельности государства, в результате чего социальное государство остается таким при всех правительствах.
В конституции РФ социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст.7). Это конечно, слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием которой является «достойная жизнь».
Однако ч.2 ст.7 дает некоторую расшифровку обязанностей государства:
— охрана труда и здоровья людей;
— установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
— обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан;
— развитие системы социальных служб;
— установление государственных пенсий, пособий;
— иные гарантии социальной защиты.
Такой перечень социальных обязанностей государства явно отстает от общепризнанных в конституционной теории и практике развитых стран.
Пятая характеристика: Россия — Светское государство. Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга.
Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция (ст.14) раскрывает ее в следующих положениях:
— никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;
— религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;
— в России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.).
Они совсем недавно обрели необходимые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное государство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных служителей. Ныне общепризнанно, что церковь играет незаменимую роль в духовном возрождении России и вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде вероучения.
Государственный строй
Российская Федерация (Россия) является «демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления». Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является, согласно Конституции, ее многонациональный народ. Народ реализует свою власть непосредственно, а также посредством органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Россия – президентская республика. Президент, который является главой государства, обладает широкими полномочиями: в соответствии с Конституцией и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.
Принципы федеративного устройства России включают в себя государственную целостность, единство и равноправие субъектов, разделение компетенций и предметов ведения между федеральными и региональными органами власти.
В Конституции Россия определяется как социальное государство, политика которого имеет своей целью создание условий, которые гарантировали бы достойную жизнь и свободное развитие человека. Органы власти берут на себя ответственность за гарантирование определенного уровня жизни граждан, а также удовлетворение их материальных и духовных потребностей в объеме, который соответствует возможностям государства. К социальной сфере относятся, в частности, охрана труда и охрана здоровья людей, установление гарантируемой минимальной заработной платы, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, выплата государственных пенсий.
В соответствии с Конституцией Россия — светское государство, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Конституция
Действующая Конституция Российской Федерации была принята по результатам референдума в 1993 году.Конституция разграничила компетенции и предметы ведения федеральных и региональных органов власти, а также общие области их компетенции. В ней закреплены принципы верховенства федерального права, многопартийности и разнообразия форм собственности.
Большое значение имеет зафиксированный в Конституции принцип ее прямого действия. Это значит, что никакой суд и никакой другой государственный орган не имеют права отказываться от применения конституционных норм, ссылаясь на отсутствие разъясняющих или детализирующих законов.
Изменения Конституции производятся в форме Федерального Конституционного Закона, который считается принятым, если за него было подано минимум три четверти от общего числа голосов членов Совета Федерации и минимум две трети от общего числа голосов депутатов Государственной Думы.
Президент
В соответствии с Конституцией глава государства является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности.
Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие ветвей государственной власти. Он назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя, федеральных министров.
Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, принимает решение об отставке Правительства, может отменить постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и его указам.
Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Он определяет основные направления внешней политики страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых представителей иностранных государств и международных организаций.
Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил России, назначает и освобождает от занимаемых должностей высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Президент избирается сроком на 6 лет.
В настоящее время Президентом Российской Федерации является Владимир Владимирович Путин.
Правительство
Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом и возглавляет единую систему исполнительной власти в стране. В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной думы. Постоянно действующим органом Правительства является его президиум.
Правительство разрабатывает и выносит на рассмотрение Государственной думы федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, проводит единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, осуществляет управление федеральной собственностью. Правительство также принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Председателем Правительства Российской Федерации является Мишустин Михаил Владимирович.
Федеральное собрание
Федеральное Собрание или парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из 2-х палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
Совет Федерации В Совет Федерации входят: по 2 представителя от каждого субъекта Российской Федерации — по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти.
Президент Российской Федерации имеет право назначать представителей Российской Федерации в состав Совета Федерации, но не более 10% от числа членов Совета Федерации.
К компетенции Совета Федерации относится принятие решений по следующим основным вопросам: утверждение изменений границ между субъектами Российской Федерации, назначение выборов Президента Российской Федерации, отрешение Президента Российской Федерации от должности, использование Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации и другие.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на основе равного и прямого избирательного права путем тайного голосовании сроком на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может стать гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. К ведению Государственной Думы относится принятие решений по следующим основным вопросам: дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, заслушивание ежегодных отчетов Правительства, объявление амнистии, вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, а также многие другие.
18 сентября 2016 года состоялись очередные выборы в Государственную Думу седьмого созыва.
Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
Федеративное устройство
По форме государственного устройства Россия является федерацией. В ее состав входят 85 государственных образования, которые называются субъектами федерации. Основные принципы государственного устройства Российской Федерации — государственная целостность, единство системы государственной власти, равноправие субъектов Федерации в отношениях с федеральными органами власти.
Субъекты Федерации имеют свои собственные органы законодательной и исполнительной власти, принимают свои собственные Конституции (Уставы). Единственное условие — Конституции и Уставы должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Федеральная Конституция и Федеральные законы имеют приоритет на всей территории страны.
Государственный флаг
Государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: белой, синей и красной.Трехцветному флагу, введенному в России Петром I, в 2011 г. исполнилось 306 лет. Днем его рождения считают 20 января 1705 г. После распада Советского союза «триколор» вновь стал государственным флагом России – 22 августа 1991 года парламент принял решение вернуться к историческому российскому флагу. 22 августа в России отмечается День Государственного флага Российской Федерации.
Государственный герб
Государственный герб России представляет собой изображение золотого двуглавого орла, размещенного в центре красного геральдического щита. Над орлом – три исторические короны Петра Великого, в лапах орла – скипетр и держава, на его груди на красном щите – всадник Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона.
Прототип этого герба утвердился в стране полтысячелетия назад после свержения монголо-татарского ига и провозглашения Москвы преемницей Византии – «третьим Римом». Иван III принял в качестве герба византийского черного двуглавого орла, увенчанного двумя коронами, на золотом фоне. Впоследствии первоначальный рисунок неоднократно видоизменялся, пока 30 ноября 1993 года не был утвержден Указом Президента в нынешнем виде.
Государственный гимн
Гимн (автор текста – Сергей Михалков, музыки – Александр Александров) был утвержден указом Президента в декабре 2000 года.
Государственный гимн Российской Федерации.mp3 (5 Mb)
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна,
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой.
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Припев
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Полезные ссылки
Высшие органы государственной власти
· Сайт Президента России
· Сайт Правительства России
· Сайт Совета Федерации
· Сайт Государственной Думы
· Совет безопасности
· Высший арбитражный суд
· Министерство иностранных дел
Российское законодательство
· Система «ГАРАНТ»
· Портал «КОДЕКС» Система «КОНСУЛЬТАНТ»