Розыск

В середине XX в., после попытки сузить понятие розыска до ограничения его объекта известными преступниками и похищенными ценностями, данное понятие стало рассматриваться в широком и узком смыслах. При этом в узком смысле под розыском понималась деятельность по обнаружению известных объектов (скрывшегося обвиняемого, в частности), широкий смысл данного понятия в современных работах последователей, как и раньше, отождествляется с деятельностью по раскрытию преступлений и с ОРД в целом, поскольку предполагает выявление готовящихся и совершенных преступлений, установление виновных лиц.

Розыскная работа является самостоятельным направлением ОРД. Она включает не только обнаружение разыскиваемых лиц, но и установление личности неизвестных граждан, а также предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, розыск лиц, пропавших без вести.

Осуществление розыскной работы обеспечивает нормальные условия ведения предварительного следствия, своевременное получение информации о подозреваемых лицах, скрывшихся обвиняемых и подозреваемых. Кроме того, оно направлено на повышение эффективности судебного разбирательства, привлечение преступников к ответственности и является одним из важнейших средств предупреждения рецидива со стороны скрывшихся преступников.

К нормативным актам, регулирующим розыскную работу, наряду с уголовно-процессуальным законодательством (ст. 210, 238, 253 УПК РФ) и Законом об ОРД (ст. 2) относятся подзаконные ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты.

Розыскная работа — это нормативно урегулированная деятельность правоохранительных органов по обнаружению разыскиваемых лиц и принятию к ним мер, предусмотренных законодательством, установлению личности неизвестных, предупреждению уклонения лиц от уголовной ответственности, исполнения определенных обязанностей, отбывания наказания, безвестного исчезновения.

Розыскная работа относится к исключительной компетенции правоохранительных органов. В связи с этим таковой нельзя считать деятельность частных детективов по поиску без вести пропавших граждан.

Объектами розыска являются следующие лица:

  • скрывающиеся от органов дознания, следствия и суда:
  • уклоняющиеся от уголовного наказания;
  • без вести пропавшие.

Скрывшимися от органов дознания, следствия, суда считаются подозреваемые и обвиняемые, нарушившие избранную в отношении них меру пресечения, совершившие побег из-под стражи в целях уклонения от уголовной ответственности за содеянное. При этом побег из-под стражи является общественно опасным деянием, за которое дополнительно предусмотрена ответственность по ст. 313 УК РФ.

К категории уклоняющихся от отбывания наказания могут быть отнесены лица: совершившие побег из мест лишения свободы; оставившие место отбывания исправительных работ: осужденные к лишению свободы, которым разрешен краткосрочный выезд из мест лишения свободы и которые не возвратились в эти места; уклоняющиеся от наказания и скрывающие свое местонахождение.

К пропавшим без вести относятся лица, исчезнувшие внезапно без объяснения каких-либо причин, не оставившие сведений о себе, местонахождение которых остается неизвестным.

Задачами розыска являются:

  • обнаружение местонахождения известных органам лиц (подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, пропавших без вести, иных категорий разыскиваемых);
  • предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязательств, безвестного исчезновения;
  • установление личности граждан по неопознанным трупам и лиц, не способных сообщить сведения о себе в силу состояния здоровья или возраста.

Основными субъектами розыскной работы выступают: а) подразделения полиции, осуществляющие криминальный розыск, которые входят в структуру Главного управления уголовного розыска: б) подразделения полиции (управления, отделы организации охраны общественного), функционирующие в структуре Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ; в) подразделения ФМС России; г) следователи.

В структуре уголовного розыска функционируют территориальные подразделения криминального розыска (отделы, отделения, группы) и отдельные сотрудники, которые специализируются на розыскной работе.

Подразделения криминального розыска осуществляют розыск следующих категорий лиц:

  • скрывшихся от органов дознания, следствия и суда;
  • совершивших побег из-под стражи (конвоя), из ИУ, СИЗО или из-под охраны войскового наряда (совместно с оперативно- розыскным органом УИС);
  • осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в колониях-поселениях, не прибывших к месту, указанному в предписании, а также самовольно оставивших эти места;
  • психически больных, ушедших из дома или медицинского учреждения;
  • уклонившихся от исправительных работ;
  • пропавших без вести;
  • уклонившихся от воинского учета, призыва на военную службу, сборов и альтернативной службы;
  • лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить сведения о себе.

Кроме того, к компетенции данных подразделений относится установление личности погибших (умерших) граждан по неопознанным трупам.

Специфической особенностью розыскной работы подразделений уголовного розыска является ведение оперативными сотрудниками ДОУ в форме розыскного дела (РД). Оно служит для накопления информации о ходе и результатах розыска, анализа поисковых мероприятий и планирования работы. В РД концентрируются уголовно-процессуальные документы, послужившие основанием для объявления розыска и осуществления ОРМ; общие и частные планы работы по РД; рапорты и справки об их выполнении; материалы служебной переписки с различными подразделениями и другие необходимые оперативно-служебные документы.

Для заведения РД выносится постановление, которое утверждается руководителем территориального органа, осуществляющего ОРД. Кроме того, заполняются учетно-регистрационные документы на разыскиваемое лицо, включающие в себя статистическую и розыскную карточки, информационно-поисковую и опознавательную карты, а также сторожевой листок. Учетно-регистрационные документы направляются в ИЦ УВД, а сторожевые листки находятся в картотеке паспортно-визовых подразделениях ФМС РФ.

Заведенное РД прекращается по следующим основаниям: 1) лицо разыскано; 2) прекращено уголовное дело или судом принято решение об отмене обвинительного приговора в отношении разыскиваемого лица; 3) имеется документальное подтверждение о смерти разыскиваемого; 4) розыск прекращен органом, в производстве которого находится уголовное дело, либо органом, обладающим соответствующими процессуальными полномочиями. О прекращении РД выносится мотивированное постановление, которое утверждает руководитель ОВД.

В функции подразделений полиции охраны общественного порядка входит;

  • розыск несовершеннолетних, ушедших из дома, школы-интерната, детских домов, бежавших из приемников-распределителей и специальных школ и специальных училищ;
  • установление личности граждан, не имеющих документов, удостоверяющих личность (паспортов, удостоверений, пропусков и т.п.);
  • розыск лиц, совершивших побег из лечебно-трудовых профилакториев;
  • установление личности лиц, которые по состоянию здоровья или возраста не могут сообщить сведения о себе.

Подразделения ФМС России осуществляют розыск:

  • должников (ответчиков) по делам о взыскании алиментов и возмещении вреда;
  • должников (ответчиков) по делам о взыскании средств с граждан в пользу юридических и физических лиц, если сумма долга составляет не менее трехкратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ;
  • иностранных граждан и лиц, уклоняющихся от регистрации в ОВД;
  • граждан Российской Федерации, утративших связь с родственниками (лицами, утратившими связь с родственниками, считаются те, кто не желает поддерживать связь с ними либо относится безразлично к поддержанию родственных связей).

Следователи в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (п. 38 ст. 5 УПК РФ) принимают розыскные меры для установления лица, подозреваемого в совершении преступления. Анализ следственной практики показывает, что на розыскную деятельность приходится до 30% всего времени, отводимого на расследование преступления.

В соответствии с ч. 1 ст. 210 УПК РФ следователь выступает инициатором розыска скрывшегося обвиняемого, который поручает органам дознания. При этом он выносит постановления о приостановлении производства предварительного следствия (ч. 2 ст. 208 УПК РФ), об объявлении розыска и избрании меры пресечения, а также заполняет справку на разыскиваемое лицо.

После приостановления предварительного следствия, если лицо, подлежащее привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого, не установлено, следователь обязан принять меры к его установлению. В ситуации, когда подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо его местонахождение не установлено по иным причинам, следователь обязан принять меры к его розыску (ст. 209 УПК РФ).

Законодательство также не исключает возможности производства розыскных действий органом дознания на основании положений ст. 157 УПК РФ.

В тех случаях, когда подсудимый скрылся во время судебного разбирательства, суд выносит определение о розыске данного лица (ч. 3 ст. 253 УПК РФ).

Наряду с перечисленными подразделениями в розыскной работе могут принимать участие подразделения внутренних войск, которые совместно с территориальными ОВД участвуют в местном розыске осужденных и лиц, заключенных под стражу, бежавших из-под охраны караулов внутренних войск, самовольно оставивших место службы (дезертиров), выполняют розыскные задания округов, соединений и частей внутренних войск.

Розыскная деятельность осуществляется в тесном взаимодействии с различными правоохранительными и иными государственными органами: ФСИН России, ФССП России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, органами прокуратуры, а также государственными органами и общественными организациями.

Розыскная работа проводится в соответствии с упорядоченной системой, в которую в зависимости от территориальных границ розыска входят следующие его виды: 1) местный; 2) федеральный; 3) межгосударственный; 4) международный.

Местный розыск осуществляется после проведения первоначальных мероприятий и ведется на территории субъекта РФ. После его объявления производится сбор сведений, характеризующих личность разыскиваемого. В функции сотрудников розыскного подразделения входят: проверка разыскиваемого по учетам; направление розыскных заданий и ориентировок; изучение сводок; ознакомление личного состава с приметами разыскиваемого; использование возможностей СМИ (объявления, фотографии, видеосюжеты и др.); установление отношений с родственниками и лицами из окружения разыскиваемого для получения оперативно-значимой информации и др.

Федеральный розыск — комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий ОВД, направленных на обнаружение разыскиваемого лица на всей территории РФ1В ряде европейских стран (Соединенном Королевстве, Испании, Италии, Франции) розыск, проводимый на всей территории страны, называется национальным, а в США — государственным..

В процессе такого розыска сигнальная система оперативно- справочных учетов правоохранительных органов используется централизованно. Он объявляется по истечении трех месяцев в случаях, когда меры местного розыска исчерпаны, не принесли положительных результатов, а разыскиваемое лицо представляет повышенную общественную опасность.

Межгосударственный розыск проводится при наличии информации о том, что разыскиваемое лицо может скрываться на территории другого государства, после объявления федерального розыска.

С распадом СССР и образованием независимых государств на основе бывших союзных республик появилась проблема, связанная с уклонением преступников от уголовного преследования и отбывания наказания во вновь образованных государствах. На основе заключенных странами — участниками СНГ межгосударственных соглашений начал формироваться новый вид розыска, ограниченный территориальными рамками государств Содружества, который стал называться межгосударственным.

Правовые нормы, регулирующие порядок международного розыска, сосредоточены в многочисленных международных и внутригосударственных источниках: Уставе СНГ (1993), Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская конвенция 1993 г.) и др.

Вопросы сотрудничества правоохранительных стран СНГ в целях осуществления межгосударственного розыска отражены в следующих актах: Соглашении о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью (Алма-Ата, 1992 г.), Соглашении о взаимодействии министерств внутренних дел в сфере обмена информацией (Чолпон-Ата, 1992 г.), Соглашении о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с преступностью на транспорте (Ереван, 1995 г.). Соглашении о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с преступностью (Москва, 1998 г.) и др.

Система межгосударственного розыска аналогична существующей системе федерального розыска и не подменяет международный розыск. Межгосударственный розыск объявляется в случаях, когда предпринятые меры розыска не привели к установлению или задержанию разыскиваемою и имеются основания предполагать, что данное лицо выехало или намеревается выехать в другое государство СНГ, или имеются сведения о наличии родственных и иных связей разыскиваемого на территории одной или нескольких стран Содружества.

В целях активизации взаимодействия министерств внутренних дел государств — участников СНГ в решении розыскных задач и повышения эффективности реализации многосторонних и двухсторонних международных договоров и соглашений в сфере борьбы с преступностью 28 марта 2002 г. решением Совета министров внутренних дел государств — участников СНГ утверждена Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска № 1/1784. Данная Инструкция определила единый порядок взаимодействия министерств внутренних дел СНГ по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовных наказаний и решений судов, идентификации неопознанных трупов.

Основными формами взаимодействия в осуществлении межгосударственного розыска являются:

  • розыск лиц, скрывшихся от уголовной ответственности или отбывания наказания, а также без вести пропавших;
  • исполнение запросов о проведении ОРМ и следственных действий;
  • обмен оперативно-розыскной и иной информацией; своевременное направление постановлений об объявлении межгосударственного розыска в Межгосударственный информационный банк (создан на базе ГИАЦ МВД России);
  • выработка и внесение предложений по устранению причин и условий, затрудняющих совместную ОРД, органами государственной власти государств — участников СНГ;
  • подготовка материалов по розыску обвиняемых.

Для осуществления межгосударственного розыска составляется в письменной форме запрос по установленной форме, который направляется в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью (БКБОП) и иными опасными преступлениями на территории СНГ.

В соответствии с Положением о БКБОП на этот межгосударственный орган возложены следующие задачи: 1) координация ОРД по борьбе с организованной преступностью: 2) организация содействия в осуществлении межгосударственного розыска и выдачи лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывшихся от уголовного преследования или исполнения приговоров.

Международный розыск — комплекс оперативно-справочных и информационно-справочных мероприятий правоохранительных органов России и зарубежных стран, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц, которые находятся за пределами государства (инициатора розыска), и осуществляемых через посредничество национальных бюро Интерпола.

Лицо объявляется в международный розыск после объявления федерального розыска или одновременно с ним. Вместе с тем международный розыск не подменяет собой межгосударственного розыска в пределах государств — участников СНГ и может осуществляться параллельно с ним.

Международный розыск по линии Интерпола ведется при посредничестве подразделений НЦБ Интерпола МВД России.

Оперативно-розыскная информация — это получаемые субъектом оперативно-розыскной деятельности с помощью специальных методов и средств фактические данные, содержащие в себе знания, необходимые и пригодные для предотвращения и раскрытия преступлений, розыскной работы и решения иных задач борьбы с преступностью. Оперативно-розыскная информация является разновидностью социальной информации, специфичной по цели получения (борьба с преступностью), методам получения и режиму использования, обеспечивающему конспирацию, надежную зашифровку источников, возможность проверки сообщаемых сведений и их применение только заинтересованными работниками.

Анализ литературы показывает, что содержание оперативно-розыскной информации характеризуется широким разнообразием сведений, относящихся также к характеристике оперативной обстановки, основных сил, средств и методов оперативной деятельности, оценке результатов их использования. Оперативно-розыскная информация, являясь производной от оперативно-розыскной деятельности, обладает присущим только ей чертами: спецификой данных, подлежащих поиску, сбору, переработке и использованию; особенностями источников возникновения; спецификой её прохождения от источников к потребителю; особенностями её обработки, использования и правового регулирования; спецификой субъекта получения; способностью объективно отражать реальные факты, явления (процессы), обстоятельства, имеющие значение для борьбы с преступностью.

С точки зрения познавательного назначения используемую в оперативно-розыскной деятельности информацию классифицирует по пяти основным направлениям:

— изучение оперативной обстановки;

— исследование конкретных обстоятельств, требующих мер предотвращения преступления;

— установление обстоятельств совершенного преступления и получение данных о доказательствах;

— установление обстоятельств побега из-под стражи или уклонения от следствия, суда и получения данных о месте нахождения виновных;

— обеспечение тактики предотвращения и раскрытия преступлений.

Оперативно-розыскная информация разделяется в зависимости от её соотнесения с целями и решаемыми задачами ОРД на стратегическую и тактическую.

Стратегическая информация определяет цели и содержание процессов управления оперативно-розыскной деятельности. На её основе избираются перспективные направления развития оперативно-розыскной деятельности, определяются наиболее важные цели, устанавливается их иерархия, последовательность, пути и средства достижения. Такая информация позволяет заранее предвидеть отклонения системы от заданной цели и в соответствии с этим повышать степень приспосабливаемости системы оперативно-розыскной деятельности к изменяющейся с течением времени социальной среде. Стратегическая информация содержит вероятную (прогностическую) картину отдаленного процесса и потому является одной из основ стратегических планов.

Стратегическая информация создает предпосылки для успешного решения тактических задач оперативно-розыскной деятельности. Имея общее представление о состоянии и тенденции развития преступности в конкретных регионах (по линиям работы оперативных аппаратов), руководители и работники оперативных аппаратов смогут принимать успешные решения по конкретным делам оперативно-розыскного учета и материалам как в рамках оперативно-тактического планирования, так и в проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий.

Практическое значение разделения оперативно-розыскной информации на стратегическую и тактическую состоит в обеспечении полного удовлетворения информационных потребностей оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью.

По своему содержанию оперативно-розыскная информация представляет собой сведения об определенной группе объектов, к которым относятся, во-первых, лица; во-вторых, факты (события); в-третьих, предметы (вещи); в-четвертых, места, представляющие в той или иной степени оперативный интерес, отражение которых в сознании оперативных работников обусловливает возникновение данной информации.

Источниками получения тактической оперативно-розыскной информации сотрудниками оперативных аппаратов могут быть, прежде всего, различные граждане, с которыми оперативные работники вступают в контакт. Их разделяют на:

— законопослушных граждан;

— маргинальных лиц, которые соприкасаются с преступным миром, но не являются в принципе, его атрибутным элементом;

— преступников, занимающихся совершением общеуголовных, насильственных, корыстных и корыстно-насильственных преступлений в составе групп, как правило, с неустойчивой структурой и в одиночку;

— организаторов и членов организованных преступных групп, в том числе мафиозного и профессионального типа, для которых устойчивая противоправная деятельность обычно является основным источником существования.

В соответствии с количественной и качественной неоднородностью выше перечисленных категорий лиц определяются и реализуются задачи оперативных аппаратов по обнаружению, сбору, фиксации, закреплению, сохранению оперативно-розыскной информации для последующей её эффективной реализации в целях борьбы с преступностью.

В процессе функционирования оперативные аппараты постоянно взаимодействуют с законопослушными гражданами как источниками информации, необходимой для выявления, предупреждения, раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников с одной стороны, с другой стороны, их отношения (экономические, политические, социальные, нравственные и т.д.) являются объектом посягательства преступников, и некоторые из них под влиянием криминальных факторов изменяют свое поведение с законопослушного на маргинальное (находящееся на грани преступного поведения) или противоправное. Поэтому, являясь носителем такой информации, они должны оставаться в свою очередь в сфере профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел вообще и оперативных аппаратов в частности.

Маргинальная группа граждан — это бродяги, проститутки, наркоманы, алкоголики и пр., как правило, постоянно соприкасаются с преступным миром, при определенных условиях они могут встать на путь совершения преступлений. В этой связи эта категория лиц как источник оперативно-розыскной информации является для оперативных аппаратов весьма существенной.

Категория общеуголовных преступников по своей численности в общем составе всех преступников занимает абсолютное большинство. Информация о замышляемых преступлениях данной категории лиц представляют значительный оперативный интерес.

Устойчивая противоправная деятельность характерна для преступников мафиозного и профессионального типа. Численность этих представителей преступного мира незначительна, но их общественная опасность исключительно велика. Именно эта категория преступников широко использует в своей деятельности для обеспечения успеха и безопасности тайные методы, включая разведку и контрнаблюдение. Это обстоятельство крайне важно учитывать оперативным аппаратом при организации разведывательной работы в этой устойчивой преступной среде.

К особой категории источников оперативно-розыскной информации относятся лица, оказывающие конфиденциальное содействие оперативным подразделениям.

Таким образом, с учетом выше названных литературных источников, оперативно-розыскную информацию можно рассматривать как фактические данные, полученные субъектом системы оперативно-розыскной деятельности посредством управления её силами, средствами и методами, объем и содержание которых устраняет неопределенность и обеспечивает функционирование данной системы в решении стоящих перед оперативными аппаратами задач в борьбе с преступностью.

Общие положения розыскной деятельности следователя

Розыскная деятельность заключается в обнаружении замышляемых, готовящихся и совершенных преступлений, установлении и обнаружение виновных, объектов (лиц и предметов) – носителей доказательственной информации, предметов преступного посягательства и иных объектов, значимых для установления истины по уголовному делу.

Розыскная деятельность осуществляется путем проведения оперативнорозыскных и розыскных мероприятий и следственных действий, расследование — путем проведения следственных действий, организационнотехнических и розыскных мероприятий.

Необходимо помнить, что оперативно-розыскные мероприятия носят непроцессуальный характер и осуществляются только оперативными работниками и преимущественно негласными средствами.

Розыскные мероприятия осуществляется:

  1. органами дознания в рамках оперативно-розыскной деятельности,
  2. сотрудниками следственных подразделений в процессе расследования или по приостановленному делу, но только процессуальными и организационно-техническими средствами.

Поскольку розыскные мероприятия и следственные действия, проводимые в розыскных целях, осуществляются в процессе расследования, они являются элементами этого процесса, и только в этой части розыскную деятельность можно считать частью расследования. Оперативно-розыскные меры в содержание предварительного расследования не входят.

Розыскная деятельность следователя должно отвечать следующим требованиям:

— оперативность, выражающаяся в быстроте и непрерывности розыска, с учетом активности субъекта розыска, массированности привлекаемых сил и средств, динамизма следственной ситуаций, быстроты рассеивания доказательственной и «старения» ориентирующей информации и т.п.;

— тактическая и логическая обоснованность розыска. Тактическая обоснованность розыска выражается в учете складывающихся следственных ситуаций, определении круга и последовательности розыскных мероприятий и проводимых в розыскных целях следственных действий, выборе момента их осуществления и прогнозировании ожидаемых результатов. Логическая обоснованность розыска заключается в непротиворечивости планируемых мер, последовательности плана розыска, обоснованности розыскных версий, принимаемых в процессе розыска решений, анализе действий противостоящей стороны.

— согласованность между розыскной деятельностью следователя и оперативно-розыскной деятельностью органов дознания, выражающаяся в единстве целей, тесном взаимодействии и деловом непрерывном сотрудничестве.

П. 38 ст. 5 УПК РФ устанавливает, что розыскные меры — меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления

В соответствии с ч. 2 ст. 209 УПК РФ целями применения следователем розыскных мер по приостановленному предварительному следствию:

а) установление лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого;
б) установление места нахождения, подозреваемого или обвиняемого и принятие мер по розыску, если он скрылся.

Однако следственная практика свидетельствует о более широком круге объектов, подлежащих розыску следователем и соответственно большему количеству целей розыскной деятельности. В частности, объектами поиска при осуществлении розыскной деятельности следователем могут быть:

  1. установленные лица – подозреваемые, обвиняемые, осужденные, бежавшие из мест лишения свободы, свидетели и потерпевшие, местонахождение которых не установлено;
  2. труп и его части;
  3. предметы, имеющие значение для дела, в отношении которых следователь располагает сведениями, позволяющими их индивидуализировать;
  4. похищенное имущество и иные ценности;
  5. транспортные средства (как предмет преступного посягательства или орудие преступления);
  6. животные (как предмет преступного посягательства или орудие преступления);
  7. установленные орудия преступления;
  8. любые иные объекты, при условии, если они имеют значение для расследования совершенного преступления (например, личные и иные документы, не являющиеся вещественными доказательствами;
  9. предметы, изъятые из гражданского оборота и др.

Итак, розыскная деятельность следователя – это часть работы следователя по делу, направленная на обнаружение местонахождения установленных лиц и иных известных объектов, имеющих значение для раскрытия и расследования преступления, осуществляемая путем производства следственных действий и других мероприятий как в процессе расследования, так и по делу, приостановленному производством. При осуществлении этой деятельности следователь должен тесно взаимодействовать с органами дознания, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Розыскные действия — это процессуальные и непроцессуальные действия следователя, которые направлены на достижение целей розыска, но не являются следственными, организационными действиями и оперативнорозыскными мероприятиями. Особое значение розыскные действия приобретают в ходе работы по приостановленным следствием уголовным делам.

Классифицировать розыскные действия можно по нескольким основаниям:

А) по отношению к правовой форме их проведения:

1. Розыскные процессуальные действия:

  • объявление розыска обвиняемого (ст. 210 УПК);
  • дача следователем розыскных поручений и указаний органам дознания (ст. 38 УПК),

2. Розыскные не процессуальные действия:

  • рассылка следователем запросов в разные инстанции;
  • беседы с осведомленными лицами;
  • проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях;
  • проверки по учетам органов внутренних дел;
  • информирование общественности с использованием печати, кино, радио, телевидения;
  • выявление свидетелей и очевидцев;
  • обследование мест возможного сбыта похищенного;
  • рассылка ориентировок;
  • изучение архивных уголовных дел;
  • создание условий, побуждающих разыскиваемого обращаться в определенные учреждения (на почту, телеграф, Сбербанк) или к определенным липам, за которыми установлено наблюдение, и т.д.

б) по достигаемым целям:

  • действия, осуществляемые с целью получения исходной информации о преступлении и для розыска;
  • действия, направленные на задержание преступника по горячим следам;
  • действия, направленные на обнаружение объектов розыска;
  • действия, направленные на исключение возможности «утечки» оперативной и следственной информации, а также на принятие мер по сохранности изъятых объектов, имеющих значение для уголовного дела;
  • действия, направленные на активизацию розыска и расширение круга его участников, увеличение уровня взаимодействия в рамках розыскной деятельности.

Опираясь на положения уголовно-процессуального закона можно выделить ряд процессуальных действий следователя, с помощью которых осуществляются розыскные меры, а именно:

  1. следственные действия;
  2. истребование;
  3. запрос;
  4. поручение.

Для решения розыскных задач следователем наиболее часто предпринимаются следующие процессуальные и непроцессуальные действия.

Производство следственного осмотра (осмотра места происшествия) . это непосредственное обнаружение, исследование и фиксация объектов, имеющих значение для уголовного дела, их признаков, свойств, состояния, взаиморасположения. Результаты осмотра, особенно осмотра места происшествия, позволяют следователю определить направленность расследования, представить механизм расследуемого события, личности преступника.

Применение служебно-розыскной собаки и прочесывание местности. Параллельно с осмотром места происшествия может быть применена служебно-розыскная собака и прочесывание местности. Для прочесывания местности задействованные лица выстраиваются в цепочку и по заранее определенному маршруту ведут обследование территории для целенаправленного розыска различных объектов, представляющих интерес для расследования.

Создание моделей разыскиваемых лиц, трупов и их частей, предметов, подготовка розыскных ориентировок. Получив информацию о личности, следователь приступает к ее осмыслению, обработке и созданию субъективного портрета, который может быть словесным или графическим.

В розыскную ориентировку включают следующие признаки: пол, рост, возраст, телосложение, антропологический тип, цвет, длина и форма волос, цвет глаз. Остальные признаки, внесенные в ориентировку, должны представлять собой элементы особых или броских примет, а также отклонения от средних характеристик отдельных признаков внешнего облика. Это объясняется тем, что лицам, занимающимся розыском, не удается продолжительно удерживать в памяти воспринятую информацию о внешности. Следует иметь в виду, что память человека удерживает предложения примерно из 11.13 слов. Зачастую успешный розыск проводится по одной-двум броским или особым приметам.

В ориентировку по розыску предметов включается: наименование предмета; модель, название; страна-изготовитель, фирма, торговая марка; серия, номер, год выпуска; краткое описание предмета, дефекты.

Производство выемки и обыска – это проведение следственного действия, позволяющего следователю в розыскных целях обнаружить и изъять различные объекты, имеющие значение для уголовного дела, например, обнаружение и изъятие орудий преступлений, похищенного имущества, личных документов подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и т.п.

Контроль и запись переговоров и получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, билинг мобильного устройства позволяют получить информацию о местонахождении подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших, а также нахождении похищенного имущества и т.п.

Выявление свидетелей с последующим их целенаправленным допросом позволяет получить данные о местах возможного нахождения разыскиваемого. Следует иметь в виду, что допрос соседей, знакомых, лиц, имевших возможность наблюдать за частной жизнью обвиняемого, нередко позволяет получить информацию о связях обвиняемого, о прежних местах жительства, работы, знакомствах, принадлежности различных подсобных помещений, строений и таким образом установить места сокрытия орудий преступлений, похищенного имущества.

Существенную помощь в розыске лица, совершившего преступление, может оказать и судебная экспертиза. Благодаря экспертному исследованию следователь получает информацию о разыскиваемом лице и на этой основе может организовать его задержание. Путем, например, экспертного исследования фонограммы телефонных переговоров устанавливается не только дословное содержание зафиксированной устной речи, но и решается целый комплекс диагностических задач, включающих в себя:

  • установление географических районов формирования устной речи человека и возможных мест его длительного пребывания;
  • определение социальных характеристик лица — образование, профессия, уровень культуры;
  • установление некоторых физических характеристик человека — его внешние признаки, возраст, пол, заболевание, состояние речевого аппарата;
  • определение психических характеристик человека и др.

При организации розыска имущества, ценностей необходимо исходить из их размера и объема, времени, необходимого для его реализации, возможностей сбыта, предполагаемого способа транспортировки, количества лиц, задействованных на погрузочно-разгрузочных работах и т.п.

При направлении ориентировок и запросов необходимо сообщать конкретные (индивидуализирующие) данные, давать целенаправленные задания. Обращение в ГИАЦ МВД России позволяет получить сведения:

  • о лицах, объявленных в розыск;
  • об осужденных за совершение преступлений;
  • о лицах, осужденных в иностранном государстве и переданных России для отбывания наказания;
  • о лицах, осужденных к лишению свободы условно, а также с отсрочкой исполнения приговора.

В экспертно-криминалистических подразделениях МВД России ведутся коллекции и картотеки, данные которых могут использоваться для осуществления розыска различных объектов.

Организация и осуществление отдельных видов розыска

Розыск скрывшегося обвиняемого. После вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, местонахождение которого неизвестно, следователь в соответствии с ч. 1 ст. 210 УПК РФ, объявляет розыск обвиняемого и поручает его органу дознания.

Действия, из которых складывается объявление розыска обвиняемого следователем, с одной стороны, и органом дознания – с другой, входят в исключительную компетенцию каждого из них. Объявление розыска следователем является процессуальным решением: основания и условия этого решения сформулированы уголовно-процессуальным законом. Розыск должен быть объявлен немедленно, как только возникнут основания и будут созданы условия, делающие необходимым принятие данного решения.

Розыск скрывшегося обвиняемого составляют несколько элементов:

  • проверка данных об уклонении обвиняемого от ответственности;
  • сбор процессуальных и оперативно-розыскных сведений;
  • объявление розыска и его поручение органам дознания;
  • планирование розыска (во взаимодействии с органами дознания);
  • производство следственных и розыскных действий,
  • а также тактических операции, направленных на установление местонахождения обвиняемого.

Прежде, чем объявить розыск обвиняемого, следователь обязан установить и документально удостоверить факт его уклонения от следствия либо отсутствие сведений о его местонахождении. Одно лишь отсутствие обвиняемого не может служить достаточным основанием для вывода об уклонении от следствия.

Проверочные действия включают:

  • получение сведений об обвиняемом по месту жительства и работы;
  • наведение справок в адресном бюро;
  • отработку версий о проживании обвиняемого у родственников, друзей, знакомых, о наступлении смерти, о нахождении в больнице, санатории, доме отдыха, под стражей (за совершение иного противоправного деяния), на воинской службе или сборах, на сезонных работах.

Кроме того, надо проверить обвиняемого по учетам ИЦ МВД, УВД, паспортных аппаратов, ОВИР, спецприемников, приемниковраспределителей.

Следователь осуществляет проверку сам или поручает ее органам дознания на основании ст. 38 УПК. Все данные, полученные в ходе проверки местонахождения обвиняемого и изучения его личности, должны быть зафиксированы в протоколах следственных действий и справках соответствующих учреждений, а также сведены в справку о личности разыскиваемого.

Для объявление лица в розыск необходимо вынести постановление о розыске подозреваемого (обвиняемого) и подготовить справку о личности скрывшего обвиняемого с комплектом документов, подлежащих передаче в отдел в уголовного розыска для заведения дела оперативного розыска (розыскного дела). Для объявления лица в розыск необходимо собрать следующие документы:

  • копию постановления о возбуждении уголовного дела,
  • копию постановления о привлечении в качестве обвиняемого;
  • копию постановления об избрании меры пресечении в качестве заключения под стражу;
  • копии характеристик и протоколов допросов свидетелей, о предполагаемом месте возможного нахождения и появления подозреваемого,
  • справочные сведения из военкомата, лечебных учреждений (наркологических, психиатрических), бюро по трудоустройству и т.д.;
  • сведения из ГИЦ МВД России о возможном содержании разыскиваемого обвиняемого в местах лишения свободы;
  • справка из адресного бюро о постоянном месте жительства;
  • справка из территориального бюро ЗАГС о возможной регистрации смены имени, фамилии или факта смерти и др.;
  • сведения из других учреждений (таможня, почта, транспортные организации и т.д.);
  • и другие.

На основании постановления следователя органы внутренних дел осуществляют местный, федеральный и международный розыск. В случае местного розыска осуществляется комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий, направленных на обнаружение разыскиваемого лица, с помощью локальной системы оперативносправочных учетов ИЦ и адресных бюро. При федеральном розыске комплекс перечисленных действий выполняется с использованием системы всех оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро МВД, УВД регионов, входящих в состав Российской Федерации.

В процессе международного розыска правоохранительными органами России и зарубежных стран реализуется комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства . инициатора розыска, осуществляемых через посредничество национальных бюро Интерпола.

Поручение производства розыска органу внутренних дел не освобождает следователя от обязанности самому принимать меры к установлению местонахождения обвиняемого. После объявления розыска скрывшегося обвиняемого следователь должен использовать все предоставленные ему законом средства для глубокого изучения личности обвиняемого, его связей и, в конечном счете, обнаружения разыскиваемого. Эта задача следователя, как и на предыдущих этапах розыска, сочетается с установлением обстоятельств, входящих в предмет доказывания.

Наиболее распространенными тактическими приемами розыска при этом являются:

  • создание условий, побуждающих разыскиваемого действовать в затруднительной для него обстановке, мешающих ему свободно передвигаться, отыскивать убежища и длительное время скрываться в них;
  • организация мероприятий по наблюдению за местами наиболее вероятного нахождения или появления обвиняемого;
  • создание ситуации, при которой скрывающейся вынужден будет посетить то или иное место (например, квартиру родственников, знакомых, за которым ведут наблюдение работники полиции);
  • введение в заблуждение розыскиваемого относительно розыскной ситуации;
  • склонение обвиняемого к явке с повинной с помощью лиц, пользующихся у него авторитетом;
  • установление каналов связей и мест возможного нахождения разыскиваемого, а также членов его семьи;
  • использование помощи соучастников обвиняемого и т.д. Известен также метод «суживающегося круга поисков» (или метод «просеивания»). Анализируя отдельные признаки, следователь постепенно сужает круг лиц, среди которых может оказаться разыскиваемый.

Розыск иных объектов не требует специального постановления. Участие в нем сотрудников органа дознания обеспечивается поручением следователя на основании п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ.

Розыск свидетелей и потерпевших обычно не представляет сложности, за исключением случаев умышленного уклонения названных лиц от дачи показаний. Тогда следователь использует тактические приемы розыска скрывающегося обвиняемого.

Розыск лиц, без вести пропавших, проводится одновременно с проверкой версии об их убийстве и имеет сходство с розыском обвиняемых. Важная роль, в частности, принадлежит изучению личности пропавшего. Для этого собираю максимально полные сведения о его внешности, отыскивают фото- снимки, устанавливают связи, выявляют данные об одежде, предметах и документах, бывших при нем к моменту исчезновения.

Сведения о пропавшем без вести надо проверить по учетам задержанных, арестованных, а также несчастных случаев, навести справки в больницах, моргах, медвытрезвителях, приемниках-распределителях, спецприемниках, инспекциях по делам несовершеннолетних. Если пропавший не обнаружен в течение пяти суток, в органах внутренних дел оформляют розыскное дело.

Заявление о пропаже лица без вести оформляют специальным протоколом, к которому прилагают фотоснимки и документы пропавшего. По истечении трех месяцев после объявления местного розыска объявляют централизованный (федеральный) розыск лица, пропавшего без вести. Розыск таких лиц прекращается, если со времени исчезновения прошло 15 лет.

В органах внутренних дел ведутся специальные централизованные учеты лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, а также неизвестных больных, на которых лица, ведущие розыск, составляют опознавательные карты, служащие основой учета. Судьба лица, без вести пропавшего, иногда может быть выяснена путем сопоставления составленной на него карты с картами неопознанных трупов.

Розыск трупов ведется в основном так же, как и розыск лиц, без вести пропавших, — чаще всего по делам об убийствах.

Если труп обнаружен, говорить о завершении розыска еще нельзя. Надо установить личность погибшего. В осмотре трупа участвует судебный медик. Труп дактилоскопируют, фотографируют по правилам сигналетической фотосъемки, а в морге вновь тщательно осматривают, с помощью специалистов отбирают образцы волос, частицы из-под ногтей, из ушных раковин, микрочастицы с различных участков тела и другие образцы, необходимые для экспертных исследований.

Особое значение для установления личности погибшего имеет судебномедицинская экспертиза трупа или его частей. Эксперт выявляет важные данные: признаки хронических заболеваний, операций и травм; особенности зубного аппарата; группу и тип крови; признаки так называемой привычной деятельности (например, деформацию конечностей, проникновение какоголибо вещества под кожу, патологические изменения внутренних органов, вызванные специфическими условиями труда).

Розыск животных, их трупов или частей чаще всего ведут при расследовании краж скота. Розыскные ориентировки на похищенный скот целесообразно направлять соседним ОМВД России по отдельным районам, администрации сельскохозяйственных организации, рынков, заготовительных контор, убойных пунктов. В розыскных целях используют криминалистический учет похищенного и пригульного скота.

Розыск может быть завершен предъявлением обнаруженного животного или его частей (головы, шкуры, рогов) для опознания по индивидуальным признаем (породе, масти, полу, возрасту, клейму, способу ковки). В случае необходимости назначают зоотехническую, ветеринарную или другую судебную экспертизу.

Розыск предметов. Объектами розыска выступают похищенное имущество ценности, нажитые преступным путем, вещественные доказательства. При организации розыска имущества и иных ценностей следователь должен учитывать многие факторы, в частности распространенность разыскиваемого, а значит, и время, требующееся для его реализации, размер и количество материальных ценностей, возможности сбыта, вероятный способ транспортировки.

Розыск транспортных средств. Розыск транспортного средства, осуществляется в основном в случае совершения дорожно-транспортного происшествия (ДТП), угона или его похищения.

Розыск транспортного средства начинается с объявления операции «Перехват», при наличии информации о транспортном средстве, информировании всех постов ДПС о разыскиваемом транспортном средстве с последующей постановкой на учет в ГИАЦ МВД России как угнанный транспорт.

Для розыска угнанного или похищенного транспорта используется учет всех автотранспортных средств, осуществляемый ГИБДД и являющийся единым для всей территории России и обязательным для всех предприятий, учреждений, организаций и частных лиц. Помимо номеров учету подлежат многие другие данные о транспортных средствах, в том числе сведения о месте стоянки и документах, подтверждающих принадлежность транспортного средства. При розыске транспортных средств хорошие результаты может дать назначение автотехнической, криминалистической и иных экспертиз.

Розыск по приостановленному следствием уголовному делу. Возможности получения следователем тактических данных по приостановленному делу (п. 1 ст. 208 УПК), необходимых для розыска, ограничены, поскольку закон не допускает производства по нему следственных действий. Приостановив предварительное следствие, следователь осуществляет розыск, анализируя данные, полученные из оперативно-розыскных источников, проводя розыскные действия и организационно-технические мероприятия, используя помощь общественности.

Производя розыск, следователь проверяет: имеются ли денежные вклады в сберегательных банках, причем не только на имя обвиняемого, но и его родственников, иных близких лиц; сданы ли в комиссионные магазины, ломбарды, камеры хранения похищенные вещи, а также ценности, нажитые преступным

Эффективным розыскным действием является проверка по криминалистическим и иным учетам.

Целесообразно изучение следователем архивных уголовных дел, особенно при розыске рецидивистов. В архивных материалах могут быть обнаружены сведения об их личности, родственных, преступных и иных связях, способах уклонения от следствия и суда, сопротивлении при задержании, а также об искомых предметах. В архивных уголовных делах могут содержаться данные о соучастниках разыскиваемого. Проверка связей позволяет в ряде случаев выявить места хранения орудий преступления, похищенного имущества, ценностей, добытых преступным путем.

После того, как отпадут основания для приостановления предварительного следствия (например, будет разыскан скрывшийся обвиняемый) или возникнет необходимость производства дополнительных следственных действий, предварительное следствие возобновляется мотивированным постановлением следователя.

функция органов дознания и предварительного следствия, направленная на обнаружение замышляемых, готовящихся и совершенных преступлений, установление и обнаружение виновных, объектов (лиц и предметов) — носителей доказательственной информации, предметов преступного посягательства и иных объектов, имеющих значение для дела. В общей форме отличие Р. от расследования заключается в том, что целью розыскной деятельности является установление и обнаружение преступления и преступника, а целью расследования — доказывание факта совершения преступления и вины преступника. Розыскная деятельность органов дознания (см. Оперативно-розыскная деятельность) носит непроцессуальный, преимущественно разведывательный (поисковый) характер и осуществляется специальными средствами. Розыскная деятельность следователя включает следственные действия, розыскные и организационно-технические мероприятия следователя, проводимые в отношении известных, установленных объектов: людей (подозреваемых, обвиняемых, осужденных, бежавших из мест лишения свободы или с предписанного места жительства, потерпевших, свидетелей); трупов или их частей; животных (если они являются предметом преступного посягательства или служили орудием преступления) и их трупов; вещественных доказательств (в т. ч. орудий преступления); транспортных средств (если они — предмет преступного посягательства или орудие преступления); имущества и иных ценностей; личных и иных документов, не являющихся вещественными доказательствами, но имеющих значение для дела. Следователь осуществляет розыск как по делам, находящимся в производстве, так и по приостановленным делам.

Добавить комментарий