Русь в домонгольский период

Что представляла собой домонгольская русская цивилизация? Действительно ли ущерб от монгольского нашествия был сильно преувеличен? Обратимся к цифрам.

Государственные образования

Накануне монгольского нашествия (1237—1241 годы) на территории Руси насчитывалось около 25 государственных образований — княжеств, из которых 15 можно назвать крупными.

  • Владимиро-Волынское княжество — 820 000 чел.
  • Владимирское княжество — 1 400 000 чел.
  • Галичское княжество — 825 000 чел.
  • Киевское княжество — 3 900 000 чел.
  • Новгородская земля — 2 225 000 чел.
  • Переяславское (Переяславля Залесского) княжество — 335 000 чел.
  • Переяславское (Переяславля Южного) княжество — 950 000 чел.
  • Пинское княжество — 47 500 чел.
  • Полоцкое княжество — 615 000 чел.
  • Ростовское княжество — 200 000 чел.
  • Рязанское княжество — 700 000 чел.
  • Смоленская княжество — 775 000 чел.
  • Туровское княжество — 27 500 чел.
  • Черниговское княжество — 2 000 000 чел.
  • Ярославское княжество — 30 000 чел.

Основная часть населения проживала в южных княжествах. В результате вторжения монголов территории, затронутые нашествием, потеряли значительную часть населения. Множество людей было вынуждено бежать в северные княжества.

Некоторое время после распада Древнерусского государства все еще сохранялась видимость прежнего единства. Существовала единая церковная организация, действовали правовые нормы Русской Правды, проводились феодальные съезды, организовывались совместные военные акции князей. Киевское княжество продолжало формально считаться главным. Князья по традиции продолжали смотреть на Киев как на главный город и стремились овладеть им, но он фактически превратился только в столицу одного из княжеств.

С упадком Киева на роль политического центра начинают претендовать другие русские княжества. Наиболее важное значение на рубеже XII-XIII вв. приобретают Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества, а также Новгородская земля, ставшие политическими центрами соответственно Северо-Восточной, Юго-Западной и Северо-Западной Руси.

Однако постепенно связи между отдельными русскими землями ослабевали, а княжеские усобицы вели к их дальнейшему дроблению и ослаблению военной мощи.

Города

По сохранившимся письменным источникам известно 340 городов. Из них большинство — 242 города относились пяти к княжествам — Киевскому, Черниговскому, Владимиро-Волынскому, Галичскому, Переяславскому (Переяславля Южного). Остальные 14 княжеств включали только 98 городов.

Крупные города имели сложные оборонительные системы. Укрепления покрывали значительную территорию, и в случае опасности за ними должно было укрываться не только население города, но и его окрестностей. Однако большинство укреплений и крепостей были деревянными. В условиях отсутствия огнестрельного оружия и слабого применения осадных орудий, считалось, что такой защиты было вполне достаточно.

Взятие Старой Рязани Батыем

Помимо городов существовали преимущественно безымянные укреплённые поселения, порой довольно крупные. Всего их насчитывалось более тысячи. Соотношение городов и таких поселений в различных областях составляло от 1 к 3 до 1 к 7.

Население Киева в период его расцвета исчислялось десятками тысяч человек. Накануне вторжения Батыя население Киева составляло — 33 000 человек. Для Средневековья это был город-гигант. Площадь города составляла 300 га. Для сравнения, в этот период Париж насчитывал около 25 000 жителей, а такие крупнейшие города Германии, как Регенсбург насчитывали около 25 000, Кельн — около 20 000, а Страсбург — 15 000 жителей.

По данным археологов, домонгольский период для многих городов Руси стал временем расцвета культуры, ремесел и торговли. После разорения они пришли в упадок, надолго прекратилось каменное строительство, оскудели ремесла. На несколько десятилетий в русских городах прекратилось строительство из камня. Исчезли сложные ремесла, такие как производство стеклянных украшений, перегородчатой эмали, черни, зерни, полихромной поливной керамики. Погибло множество памятников литературы и письменности.

Население

Согласно оценкам В. А. Кучкина население Древней Руси в канун Батыева нашествия составляло примерно 15 млн человек. Выводы сделаны автором на основании численности населения русских городов и предполагаемого соотношения городского и сельского населения как 1 к 50. В городах первой трети XIII в. проживало около 300 000 человек.

Если придерживаться более скромных оценок Г. В. Вернадского, общая численность населения русских княжеств составляла 7,5 миллионов человек, из которых 1 миллион проживал в городах.

Получить «ярлык» без унижений было не возможно

Монгольское нашествие привело к резкому сокращению населения страны, особенно городского. В некоторых разрушенных городах жизнь так и не возродилась. После нашествия Русь должна была заново отстраивать города, а также восстанавливать свой быт, в то время как страны Европы посвятили это время новаторству в науке, культуре и искусстве.

I – домонгольский период,

II – период в условиях монгольского ига.

Второй период не означал ни оккупации, ни полной ликвидации управления княжеств. При этом каждая из частей Киевского государства находилась в разных условиях, формировала различные типы властных отношений, формы государственного управления и службы.

Северо-Восточная Русь,в которой и родилось первое Московское царство, в наибольшей степени находилась под непосредственным монгольским влиянием, здесь развивались центральные события рождения нового государства и свержения монгольского ига.

Домонгольский период

Княжеская власть в середине ХII в., особенно во второй его половине, изменила свой характер. Киев перестал быть стольным городом и не играл прежней роли среди новых политических образований. Во второй половине ХII в. удельные князья, занимая киевский престол, не покидают своих княжений, своей опоры – вотчины.

Каждый из уделов превращался в обособленную политическую систему,с собственной иерархией землевладельцев (князей и бояр), со сложнейшей системой взаимоотношений.

В разгорающейся борьбе крепнет новый политический центр Северо-Восточной Руси – Владимиро-Суздальская земля.

В Северо-Восточной Руси потребность в крепкой княжеской власти в период ига стала особенно актуальной. Первым, по существу независимым от Киева, князем Ростово-Суздальской (затем Владимиро-Суздальской) земли стал Юрий Долгорукий(княжил в 1125–1157 гг.). Столицей княжества он сделал Суздаль и вошел в историю как необычайно деятельный основатель многих городов (Юрьев-Польский, Дмитров, Москва), строитель церквей и монастырей.

Его сын Андрей Боголюбский(1157–1175 гг.), бывший с 1154 г. и князем Киевским, отказался даже жить в Киеве и избрал (после Ростова) Владимир-на-Клязьме местом постоянного пребывания (в Боголюбове рядом с Владимиром он построил себе замок, от него же получил и прозвание). Андрей воплотил те черты княжеской власти владимиро-суздальского типа, которые современникам дали основание характеризовать князя Андрея как «самовластца». Наступление на права бояр, оттеснение веча привели к заговору и убийству князя.

Однако его брат Всеволод, поименованный Большое Гнездо(1176–1212 гг.), добился наивысшего могущества Владимиро-Суздальской земли именно на путях укрепления личной власти и ослабления роли бояр, применяя и репрессии к ним под флагом расправы с убийцами брата.

Во Владимиро-Суздальской земле не было развито самоуправление, подобно Новгородской земле. Система управления строилась как дворцово-вотчинная во главе с дворецким (дворским).

Государство в удельный период представляло собой по устройству управления не что иное, как княжеское хозяйство.Действия управления по охране права и поддержанию законного порядка (суд, частью само законодательство) рассматривались как доходные статьи княжеского хозяйства, были сопряжены с известными сборами в пользу князя и его доверенных лиц.

На этом держаласьудельная администрация.Ее строй и происхождение обусловливались различиями в управлении тремя разрядами земель,находившимися во владении князя:

– непосредственно приписанные к княжескому дворцу – удельные;

– отдаваемые в частное владение лицам или церковным учреждениям – боярские и церковные;

– сдававшиеся в пользование горожанам и крестьянам за определенные повинности – тяглые или черные.

Соответственно этим разрядам земель строилось центральное и местное управление.

Дворцовое хозяйство управлялось следующим образом:

– дворцовые слуги и дворцовые земли – ведомство боярина дворецкого;

– дворцовые лошади, конюхи и дворцовые луга – ведомство боярина конюшего;

– различные угодья на княжеских землях, бортные леса (лесное пчеловодство), рыбные ловли, звериные гоны –ведомства чашника, стольника, ловчего.

Главные лица этих ведомств именовались боярами введенными. Они в силу важности их деятельности и непосредственной близости к князю составляли основу всей системы княжеской администрации.

Вопросы управления, выходившие из их компетенции, касавшиеся ряда ведомств, в том числе о войне и мире, о завещании князя и т.п., находились в ведении самого князя и решались совместно с частью или со всеми боярами, т.е. княжеской думой или советом боярпри князе. Этот орган не был государственным учреждением в собственном смысле слова, поскольку он не имел ни постоянного состава, ни регламента, но из него вырастали нормы обычного права, начала законодательства, а затем и постоянные поручения – приказы, выраставшие в дальнейшем в собственно государственное управление – приказную систему.

Происхождение центрального государственного управления из дворцово-вотчинного делает понятным то, что для великого князя, затем царя представители высшей администрации были холопами.

Частновладельческие и черные землиуправлялись наместниками,ведавшими административными округами – уездами, на которые делились значительные княжества.

Наместник управлял городом и станом, т.е. сельским обществом, находившимся в непосредственной близости к городу. Управление осуществлялось через

– тиунов,осуществлявших судебные функции;

– доводчиков, вызывавших на суд и готовивших соответствующие материалы;

– праветчиков,исполнявших судебные приговоры.

По происхождению это были дворовые люди, холопы управителей.

Взаимоотношения князя и местных управителей строились на основе системы кормления, т.е. натуральных сборов, вносимых обществами в определенные сроки: при въезде и два-три раза в год. Кроме того, пошлины вносились за отдельные управленческие акты. Такое доверительное управление предоставляло значительные возможности кормленщику, даже и при необходимости отчислений с корма в пользу князя и бояр введенных.

«Кормление – не вознаграждение за правительственный труд, а награда за службу придворную и военную, какая лежала на служилом человеке и отправлялась безвозмездно: управление городом или волостью не считалось службой» (В.О. Ключевский).

Сельские общества, в них находившиеся, назывались волостями и станами. Волости управлялись волостелями,почти независимыми от наместника, обладавшего лишь правом вершить суд по важнейшими уголовным делам в волостях.

Вече в Суздальской земле исчезает во второй четверти ХIII в., и затем словом «вече» называют восстания и заговоры.

Таким образом, в Северо-Восточной Руси закладывались предпосылки монархической системы правления.

В Юго-Западной Руси с начала ХIII в. происходит образование в 1199 г. Галицко-Волынского княжества. Эти земли в середине ХIV в. вошли в состав Литовско-Русского государства, где складывались традиции сильной роли аристократии в управлении, что характерно для ограниченной монархии.

Для южных княжеств характерным началом управления является значительная рольдружины. В летописях находим примеры того, как самоличное решение князя о выступлении в поход встречает отказ дружины.

Важным фактором, определявшим судьбы этих земель, было сильное боярство, владевшее основным земельным фондом, вследствие этого Галицко-Волынское княжество долго не делилось на уделы, а власть контролировалась Советом бояр.

Северо-Западная Русь – это прежде всего Новгородская и Псковская земли. В этой части русских земель возрастала роль веча,с ним была связана вся организация управления.

Технически вече работало так, что участие всех жителей (представителей) земли было невозможным:

– обширность земель,

– отдаленность пригородов,

– отсутствие времени (вече начинается практически сразу после объявления о созыве).

Вече имело свою канцелярию – вечевую избу, вечевых дьяков, печать.

Пригородные веча (для Новгорода Великого – это Псков, Ладога, Старая Русса, Великие Луки, Бежичи, Торжок) политической власти не имели, они занимались вопросами местного управления.

Новгородская земля рано обрела политическую независимость (в 1136 г. из Великого Новгорода был изгнан киевский наместник – князь Всеволод Мстиславович), превратившись в своеобразную боярскую республику, что связано с ростом экономически и политически мощного боярства.

Три-четыре десятка боярских семейств определяли состав государственной администрации за всю историю Новгородской республики.

Бояре «Господина Великого Новгорода» – знатные крупные землевладельцы организовывали ремесленные и торговые предприятия, вели обширную внутреннюю и внешнюю торговлю, были банкирами и ростовщиками.

Контроль над основными богатствами сопровождался выполнением боярами основных функций государственной власти на подвластных землях. Собирая подати и налоги, бояре сами не платили таковых. Бояре руководили вечем, контролировали деятельность приглашенного князя и всех должностных лиц.

Государственная администрация состояла из бояр, которые избирали из своей среды высших должностных лиц и составляли Совет господ (в Пскове – «господа») – высший орган государственной власти, в который входили:

– новгородский архиепископ,

– посадник, тысяцкий,

– бывшие посадники и тысяцкие,

– сотские,

– кончанские старосты.

Во главе Совета стоял новгородский архиепископ, который

– избирался вечем (с 1156 г.),

– обладал духовной и светской властью,

– являлся хранителем государственной казны,

– ведал дипломатическими делами.

Члены Совета имели особые отличительные знаки.

Высшим должностным лицом был посадник – глава республики, выбираемый представителями одних и тех же родов, иногда эта должность переходит от отца к сыну. С начала ХII в. в течение целого века во главе управления стояла одна семья. Полномочия посадника таковы, что вполне сравнимы с княжескими:

– установление и отмена законов,

– судебная власть наравне с князем,

– преимущество власти в государственном управлении.

Тысяцкий – второе должностное лицо, в первую очередь,

– занимавшийся военными вопросами,

– командовавший народным ополчением (до ХV в. не было постоянного войска),

– ведавший торговыми делами,

– осуществлявший суды по ним,

– обладавший полицейской властью.

Князь в Великом Новгороде имел особый статус. Он избирался. Право избрания князя было признано княжеским съездом 1196 г. Главнейшая функция князя – военная (оборона). Место князя в государственном управлении определялось договором князя и города:

– князь обязывался «не замышлять войны без новгородского слова»;

– не назначать правителями волостей никого, кроме «мужей новгородских»;

– не имел права смещать должностных лиц без суда;

– не имел права судить без посадника;

– новый князь не мог изменить принятых до него решений;

– княжение прекращается либо добровольно, либо вече «указывало ему путь», т.е. изгоняло князя.

Основные черты государственного устройства Великого Новгорода свойственны были и псковскому управлению, но здесь были свои особенности:

– было два посадника,

– не было тысяцкого,

– правители в провинции назначались в двойном числе – один от князя, другой от веча.

Местное управлениеимело четкую структуру. Новгород делился на пять частей, Псков на шесть, которые именовались концами. В пору расцвета в Новгороде концы группировались по территориальному признаку на две стороны. Левобережная по р.Волхов сторона – Софийская, включала три конца, где находились собор св. Софии и двор архиепископа, и правобережную – Торговую, включавшую два конца.

Политические позиции и экономические отношения сторон нередко принимали конфликтный характер, что приводило к одновременному созыву двух вече, т.е. имелась практика «вечевых партий». В каждом конце было свое вече.

Во главе новгородских «концов» стояли кончанские старосты. Их печатями скреплялись грамоты Великого Новгорода.

Концы делились на улицы, возглавляемые уличанскими старостами.

Города новгородской и псковской земель именовались пригородами, имели свои веча и посадников.

Вся территория Новгородского и Псковского государств делилась на пятины, каждая из которых подчинялась одному из концов города.

Пятины делились на волости, управляемые старостами, а волости на погосты.

Значение новгородского управления связано с созданием самобытной системы. Важные особенности управления, заключающиеся в ограничении власти князя, его зависимости от крепкого новгородского управления, привели к тому, что к ХIII в. Новгородская земля «не растаскивалась», как в других княжествах, и по территории превосходила все остальные княжества и земли Руси.

Монгольский период

Характер государственного управления и службы в русских княжествах, попавших под власть Золотой Орды, определялся следующим.

1. Степень подчинения и зависимости трех основных конгломератов русских земель была различной.

2. Воздействие монгольской системы управления приводило к изменениям в характере власти в русских землях как в результате диктата победителей, так и благодаря косвенному воздействию: заимствованию и воспроизведению стиля и черт монгольского управления. Как полагал Н.М. Карамзин: «Москва же обязана своим величием ханам».

3. Конкретные условия, складывавшиеся в результате переплетения задач выживания, борьбы княжеств и земель между собой, борьбы с внешними врагами и прежде всего с самой Ордой, также не остающейся в статике, были столь сложны, что делали невозможными простые решения в сфере управления.Пути для достижения прежде всего политических целей становились извилисты и неоднозначны.

4. Изменения в политическом весе различных княжеств и земель приводили в свою очередь и к корректировке форм и методов управления:

• терялась роль старых институтов,

• ожесточенная борьба приводила

– к рождению новых генераций государственных деятелей,

– появлению новых учреждений,

– а главное – к потребности в сильной единой власти.

Русские земли в условиях вассальной зависимостиот Золотой Орды сохраняли основы прежнего управления, но ордынцы установили право утверждения великих и удельных князей. Получение ярлыка (грамоты) на княжениесопровождалось целым рядом сложных, унизительных и опасных для претендента процедур. Они имели целью через психологический террор сломить волю, подчинить, сделать послушным орудием, продемонстрировать через чуждые и не приемлемые обряды (прыжки через огонь и т.п.) отношения господства–подчинения.

Князья, в свою очередь, ордынский ярлык использовали как способ своего утверждения.

Выдача ярлыков стала важнейшим орудием ордынской политики, направленной на разжигание соперничества, организацию политического давления и торга. Намеренно вмешиваясь в сложившийся порядок наследования ханы разжигали усобицы, используя их в качестве предлогов для вторжений. Сами князья часто «наводили» ордынцев для борьбы со своими соперниками, как раньше «наводили» половцев.

Главной целью Золотой Орды было налаживание и функционирование системы сбора данив подвластных землях.

Вначале это важнейшее дело поручалось откупщикам, утверждаемым ханом из числа мусульманских купцов.

Затем после неизбежных массовых злоупотреблений откупщиков с 1262 г. этим занялись чиновники ханской администрации.

В итоге в конце ХIII в. взимание дани было поручено русским князьям,за которыми надзирали ханские представители баскаки и даруги,имевшие значительные полномочия.

Баскаки не были представителями военно-административной формы владычества монголов на Руси, как это иногда утверждалось. Главные их заботы состояли в правильном проведении переписи населения (определение налогооблагаемой базы) и надзоре за правильностью сбора дани и ее доставкой хану.

Баскаки в уделах подчинялись Великому баскаку, сидевшему во Владимире. В начале ХIV в. баскаки были отозваны, что ограничило возможности Орды непосредственно вмешиваться во внутриполитическую жизнь Руси.

Церковь,с точки зрения ордынских представлений о месте религии, не подлежала налогообложению. Церковь не только не платила дани, но пользовалась самостоятельной юрисдикцией, имела свое представительство в Золотой Орде (с 1263 г.); в 1267 г. митрополит Кирилл получил ярлык, ограждавший от посягательств монгольских властей как саму церковь, так и ее владения.

В целом характер и формы зависимости Руси от Золотой Орды имели следующие черты:

1) установившиеся отношения Орды и Руси, принесшие огромные потери и тяготы, не приводили к ликвидации самостоятельности русских земель, имевших значительный исторический опыт государственности;

2) вассальная зависимость принесла значительное влияние ордынских порядков, вмешательство во внутреннюю политическую жизнь княжеств. Однако начала собственной государственной организации монголы не переносили и не внедряли на Русь;

3) собственная эволюция Орды и в конечном итоге ее распад создавали условия для решения задач самостоятельного политического развития русских княжеств.

| следующая лекция ==>
Порядок заключения договоров | Право в русских землях в удельный период

Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 846;

Стр 1 из 6

862 Г.-Призвание Рюрика в город Ладога.Рюрик, Синеос и Трор.Три брата.с народом и дружиной и приехали в город.

Рюрик правит до 879 Г.

Олегс 879 до 912г. (Вещий)

В 882г объедин Киевская и Новгородская части. Захват Киева(Асколь и Гирд)

С 912 по 945 Правит Игорь, сын Рюрика.

Первый поход на Византию был в 941-м году , флот Игоря была разгромлена греческим огнём .

Второй поход был в 943-й-944-й годы. Большое войско Игоря торговый договор + дары со стороны Византии.

После его смерти правит Ольга и её сын Святослав «первая женщина правитель».

945-й год – Ольга пришла к власти. Сразу мстит древлянам. Первая налоговая реформа, установление уроков и погостов.

Уроки – заранее оговорённые сумма. Погост – место сбора Дани.

955-й год – Ольга принимает христианство в Константинополе.

Святослав не принимает христианство. Ольга покрывает Христиан. Святослав начинает княжить во время правления Ольги.

Святослав занимается войском.

964 г. – поход на Казар.

965 г. – полный захват( белая Вежеть, столица)

Казары уничтожены, Печенегам открыт путь на Русь

Святослав воюет с болгарами(удачно), в последствии Печенеги осаждают Киев, но их отбивают до прихода Святослава с войны.

964 г. – смерть Ольги.

Святослав сажает своих трёх сыновей :Ярополка в Киеве, Владимира в Новгороде, а Олега над древлянами.

Свято слав снова воюет в Болгарии.В Византии император Николай убит, к власти приходит Иоан и начинает воевать со Святославом на стороне болгар.

971-й год – Светослав договорился с Византии и уходит обратно в Киев. Византия подкупает печенегов и в 972-м году святослава убивают. Первая междоусобица: в процессе Олег умирает первым(раздавлен конем).

При помощи Варяг Владимир убивает Ярополка.

980г. – Владимир стал правителем.(красно солнышко)

Проблема возможного распада государства.

980г. – Языческая реформа:

Создаёт капище,вводит богов, одинаковые обряды.

Не приносит результата.

Религиозная реформа:

988г. – принятие христианства Владимиром.

Было выбрано христианство для облегчения торговли с Византией.

План выгоды крещения:

Владимир захватит город Корсун(Херсон) , взамен города требует выдать в жены Анну. Происходит крещение.

Киев креститься относительно легко (т.к. Выдавали крестильную рубаху)

Последствия принятия христианства:

Внешне-политические отношения с Византией и Европой улучшились.

Возможность династических браков.

Культурные последствия:

Отменено:многобожие, жертвоприношения;

Сплочение Руси.

Послепринятияхристианствав Руси экономический подъем, расширяются границы, но нет стабильности.

1015г. – Владимир умирает.

12 сыновей:

Святополк(князь; Акоянный), Ярослав(более ожесточённая борьба за трон)

Святополк заказывает убийство Бориса и Глеба(1е Русские святые)

Ярослав собирает войско и идёт на Киев, побеждает.

Святополк бежит из Киева в Польшу. Возвращается обратно с войском и собирается убить Ярослава.

1019г. – Святополк идёт на Киев м умирает.

Ярослав вошёл в историю как Мудрый. Всех своих родственников свёл с иностранцами.

Русская правда:свод законов(письменный). Правда Ярослава и правда Ярославичей регулировала договоры, кровную месть,штрафы(постепенно вытесняет кр.месть).

Неравенство по правде:

1. Княже

2. Свободные люди(люди)

3. Холопы

· Закуты (за кредит)

· Пленные (во время войны)

За убийство раба штраф хозяину.

Семейное право:

Раздельное имущество, у мужа больше прав, разрешено рукоприкладство. За убийство своего ребёнка не наказывают. Совершеннолетие – вступления в брак.

Раздробленность Руси:

1054-й Г. – Ярослав умирает. После его смерти наступает раздробленность.

1097-й год. – Любичевский съезд князей/лишь Формальность.

Каждый держит свою отчизну.

1113Г. – В Киеве становится князем Владимир мономах: удерживает страну неразДробленой.

1125-й Г. – Владимир мономах умирает.

До 1132-го года при Мстиславе, сыне Владимира Мономаха сохраняется единство Руси.

После смерти Мстислава русь распадается. Послабление Экономики. Доходы от торговли упали. Рост могущества других князей.

Порядок престолонаследия: нет сыну, а брату. Византийский: от отца к сыну .

Начало: в 12-м веке всего 15 княжеств, объединённых целые государства. К 13-му веку: 50 княжеств. К 14-му веку: 250 княжеств.

Три центра сохранены:

1.Новгородская земля

2.Галецко-Волынская

3.Владимиро-Сухдальская.

Начали возникать различие между частями Украины.

2: с/х, земледелие(чернозем, климат)

3: Менее приятный климат., Большое население: бегут от Половцев.

1169-й Г. – Андрей Боголюбский разоряет Киев и переносит столицу во Владимир.

Сильная Княжеская власть: вече – слабая роль.

1: Новгородское княжество :

Торговля: Лес, Пушнина, мёд, воск, рыба.

Вече – основная роль в политике. Основная роль- бояре.

Князь – военный начальн

С 12 – 13 В. Князья сменяются почти 60 раз.

Вече – символ русской демократии.

Экономическая раздробленность:

Русь – федерация процветающих княжеств, формально объединённых в единое государство. Очень много Городов.

Походы монголов на Русь. Монголо- татарское иго. Борьба с крестоносцами.

В начале 13-го века – объединение монгольских племён. Кочевые скотоводы

В 1206-м году во главе монголов Чингисхан.

Чингисхан создает одну из наиболее эффективных армию.

В 1211-м Г. – Монголы подчиняют себе Китай. Изучают математику и химию. Армия стала ещё сильнее.

К 1219-м году покоряет среднюю Азию. И нападают на земле Половцев

1223-й Г – договор славян и Половцев, битва на реке Калке.

Русско-половецкие войско проигрывает. Князья в плен.

1239-й Г – Хан Батый, внук Чингисхана, после смерти своего деда, нападает на русские земли.

За два захода разоряет почти всю Русь. Киев сожжен .

С 1240-го года по 1480-й монгольское иго. Золотая орда. Центр город Сарай.

Было уничтожено около 50 . В течение 100 лет не строили городов. Не строили из камней. Платили дань игу: выходская дань. Постоянные набеги. В рабство уводились ремесленники. Европа нашествие избежала.

Первая перепись населения. Налоги. Сначала налоги собирали баскаки. Потом дань собирали князья

Политическая зависимость:

Князья получали ярлык на княжение. С церкви не брали налогов и не заменяли религии. Взамен церкви молились за хана

Появлялись пытки, казни.

Монголы создали первую почтовую службу. Создавались ямы.(в последствии ямщик)

Крестовые походы:

Проводились против турок в 1071-м году. Захват Иерусалим

1096-й год. Первый крестовый поход. Всего было восемь крестовых походов на Иерусалим.

С русью воевала два основных ордена: ливонский и Тевтонский ордена.

Основная задача христианизации язычников и еретиков .

Основали в ригу, Выборг, Кенингсберг.

В 1240-м году – отправляю действия на русь.

Новгородская земля на пути первая. В Новгороде князь Александр ярославович Невский. Неожиданным ударом Александр Невский разбивает Шведов, ливанские ордер. Получает свое прозвище Невский при этой битве.

Александра изгоняют из Новгорода излишней популярности.

В 1241-м Г. – Активизируется деятельность немецких крестоносцев. Захватывают Псков и Несколько других городов.

Александр Невский отвоевывает их обратно.

5 апреля 1242-гоГ – Ледовое побоище, на чудском озере. Битва с крестоносцами.

А.н. Не Воевал с монголами так как они не конфликтовали с церковью, большое количество войск. Русские воины не подлежат призыву монгол.

Объединение Руси. Московские князья их политика.

Причины возвышения Москвы:

Москва – демографический центр, вокруг него больше всего русских. Центр хлебный торговли. Лежит в стороне от пути монгол. Меньше подвергалась набега

Правила династии московских князей, которые были аморальный, жадных и т.д.

1 князь-младший сын А.Н. Умер в 1303г. И оставил 5 сыновей.

1325г. – Иван I (Колита .:кошелёк)

1327г. – в Твери антиордынское восстание.

Иван подавляет его. Получает ярлык на княжение во Владимире. Становится главным сборщиком дани.

Использует любую возможность разбогатеть. Нещадно подавляет неплательщиков.

1340г. – Иван Колита умирает.

1340-1353г. – Семеон Гордый продолжает земельную политику отца. Умирает от чумы.

1353-1359г. – Иван II, Красный(кроткий). Оставляет после себя малолетнего сына Дмитрия.

1359г. – Митрополит Алексий-регент.

Княжество Московское остается у Дмитрия.

1362г. – Дмитрий вступает на престол. Войны с Тверью за Владимирское княженье; Дмитрий побеждает.

В орде начинаются процессы распада, связанные с проникновением ислама.

Татары-язычники воюют с татарами-мусульманами.

Ханом становится Мамай. Не является потомком Чингисхана, приходится бороться за власть.

1374г. – Дмитрий перестает выплачивать дань орде.

1377г. – Орда реагирует только через 3 года. Битва на р. Пьяне. Русские проигрывают.

1378г. – битва на р. Вожже. Русские выигрывают.

1380г. – Мамай собирает войско и движется на Русь.

Дмитрий ответно собирает войско. Сергий Радонежский дает благославление на войну с монголами.

8сен. 1380г. – Куликовская битва. Челубей и Пересвет.

Русские выигрывают. За победу Дмитрию дают прозвище Донской.

1382г. – Хан Тахтамыш сжигает Москву и снова накладывает дань, но в 2 раза меньше.

1389г. – Д. Донской умирает.

Его сын Василий I становится князем. Не получает ярлык на княжение. Продолжают присоедин. Земли до 1421г.(смерть В1)

После смерти- феодальная война за престол. Победил 1448г.-Василий 2, сын В1.

После Василия почти одновременно правит Иван 3.

1463г. – В2 умирает. Иван 3 –князь.

При Иване 3 завершается формирование единого Русского государства.

Предпосылки для завершения:

· Единый принцип правления(власти)

· Единая вера

· Единый закон

· Единый язык

· Единая культура

· Единый менталитет

За годы правления площадь земли была увеличена с 400км2 до 2000000км2.

1460г. – Присоединено Ярославское княжество.

1474г. – Ростовское княжество присоединено.

1472г. – Иван 3 отправляется в Новгород; Шелонская битва при реке Шелон.

Новгородцы проигрывают. Иван 3 берет обещание подчиняться ему, но вече нарушает его.

1477г. – Второй поход на Новгород. Уничтожение власти вече, вечевой колокол перевозится в Москву.

1485г. – Присоединение Твери.

1472г. – Прекращение выплаты дани Орде.

1480г. – Хан Ахмад собирает стотысячное войско и идет на Русь.

Стояние на р. Угре. Месяц. Ничего не решено.

1481г. – Ахмада убивают. После него не удается собрать единое войско.

1480г. – Конец монгольского ига.

Опорой трона становятся дворяне.

Дворяне – получают деньги и земли за службу. За особые заслуги давалась вотчина (земля насовсем).

Бояре – наследственная высшая знать, имеющая большие земли.

Внутриполитические реформы при Иване 3:

1497г. – Судебник Ивана 3 (свод законов).

Для создания основан на «русской правде», отличается: правило Юрьева дня(крестьяне могут переходить от одного землевладельца к другому за неделю до и после Ю.д.

За переход семья крестьянина платит пожилое(выкуп) = 1/8 годового дохода крестьянской семьи.

Это первый шаг на пути к Крепостному праву.

Великий князь-» совет (боярская дума).

На местах кормления посажены бояре.(на земли для сбора налогов)

С культурной стороны Русь процветает.

Москва – третий Рим.

Герб – двухглавый орел: смотрит на запад и восток.(заимствован из Византии)

Русь начинает изолироваться от Европы, внешнего мира.

1505г. – Умирает Иван III

К власти приходит его сын Василий III.

К Руси присоединены новые города:Смоленск, Псков (около 30городо)

Экономически страна поднимается. Началось бурное развитие после снятия Ига.

У ВIII нет детей->разводится с Соломонией.

1524/26г. – Женится на Елене Глинской.

1530г. – Рождается сын Иван IV.

1533г. – Умирает Василий 3

Е. Глинская – регент . Но правят бояре до 1547г.

Глинская умирает в 1536г.

1547г. – Иван 4.

Правление Ивана 4 Грозного:

Основная позиция – бояре.

1535-1538г. – 1я денежная реформа.(во время правления бояр).

Москва, Новгород – 2 эмиссионных центра.

Для новой монеты за основу взята Новгородская копейка(с Георгием победоносным) из серебра 0,7 гр.

Бояре не хотели, чтоб Иван4 правил.

Всячески его отвлекали, не учили.

Иван 4 занимается самообразованием: читает, разбирается в музыке, науках.

1й приказ о казни отдал в 13лет.

1547г. – женится на Анастасии Захаренко.

Вступает на престол не великим князем, а царем.

Реформы Избранной Рады(приближенных И4)(Курбский, Адамов, Сельвестр(священник), Макарий(метрополит)

1. Губная реформа: ввод губного старосты(выборная должн. местного самоуправителя); кормления отменены.

2. Приказы: протоминистерство, посольский приказ.

3. Военная: единая форма, вооружение; стрелецкое войско;развивается артиллерия.

4. 1550г. – Судебник Ивана 4: подтверждает почти все положения Ивана 3, но(!) размер пожилого сильно увеличен(1/4)

5. Церковная: (стоглавый собор) создаётся новый пантеон святых;церковь не может получать новые земли; церковь лишается многих налоговых льгот; священникам запрещено пить отечественное вино, только импортное.

6. Возникновение земских соборов:представ. Делегатов от всех регионов, которое было совещательным органом при царе.

1552г. – Присоединение Казанского ханства, а в 1556г. – Астраханского.

Насильно крестят население, кто не хочет – топят в Волге(там же и крестят).

1558-1583гг. – Ливонская война. Прибалтика.

Определение 1

Домонгольская Русь – это период в истории России, который определяется хронологическими рамками от начала государственности в IX в. до нашествия монголо-татар на Русь в XIII в.

Культура домонгольской Руси представляет собой синтез культур:

  • племен восточных славян, которые представляли собой ядро государства,
  • степных племен, с которыми восточные славяне имели давние контакты;
  • Византии, которая оказала особенно влияние на Русь благодаря принятию христианства.

В первые десятилетия существования Русского государства в основе ее культуры лежали восточнославянские традиции – языческое мировоззрение и народное духовное/материальное производство. После принятия христианства в 988 г. культура Руси стала представлять собой сочетание восточнославянских языческих и византийских христианских традиций. Традиции Византии, которые базировались на культуре Античности, были переработаны и «пересажены» на русскую почву, где получили новые коннотации.

С второй половины XII культура Руси начала испытывать некоторое влияние западноевропейских традиций, что особенно отразилось на галицких городах, которые находились на границе с Польшей и Литвой. Также, с XII в. культура перестает носить централизованный характер, потому что уже начинают проявляться тенденции политической раздробленности, а поэтому начинают складываться культурно-художественные школы в отдельных землях как местные варианты древнерусской культуры.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Культура домонгольской Руси 470 руб.
  • Реферат Культура домонгольской Руси 250 руб.
  • Контрольная работа Культура домонгольской Руси 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Письменность

В IX в. на Руси уже существовал собственный алфавит: это доказывается тем, что миссионеры Кирилл и Мефодий встречали Евангелие, написанное на славянском. Во второй половине IX в. они создали глаголический алфавит, который они же позже переработали с использованием греческого языка. Таким образом, Кирилл и Мефодий создали кириллицу. Это было сделано с целью адаптировать христианские тексты для славянских народов. Как известно, распространение религии зачастую несет с собой распространение просвещения – так и произошло на Руси.

Основными центрами грамотности на Руси стали школы при церквях и монастырях. В них изучались не только чтение и письмо, но и богословие, грамматику, риторику, диалектику и т.д. Разумеется, изучение шло с религиозным оттенком. При Ярославе Мудром в Киеве были открыты школы и библиотеки. Образование получила и дочь Ярослава – Анна, ставшая впоследствии королевой Франции, где образованные женщины были также нечастым явлением.

О грамотности городского населения рассказывают материальные источники, например, ремесленные изделия, где имелись надписи: женщины могли подписывать пряслица, а сапожники – вырезать имя заказчика на колодке. Также представление о грамотности могут дать надписи на стенах – граффити, среди которых встречаются и молитвы, и шуточные надписи.

Огромный материал предоставляют и берестяные грамоты, которые жители Древней Руси использовали и для различных целей. На бересту заносили и хозяйственные расчеты, и завещания, и любовные письма. На данный момент мы имеем более 700 грамот, которые были найдены в Смоленске, Пскове, Новгороде, Полоцке и др.

Развитие письменности обуславливало развитие литературы. Самая древняя русская книга, которая сохранилась – это Остромирово Евангелие. Оно было написано в 1056-1057 гг. для Остромира, новгородского посадника. В ту пору создание книги занимало много времени и ресурсов, поэтому они были очень дорогими.

Распространялась на Руси и переводная литература, причем и светская, и религиозная. Среди них – «Александрия» (о жизни Александра Македонского), «Повесть о разорении Иерусалима» римского историка Иосифа Флавия, различные византийские хроники.

Замечание 1

Основным жанром древнерусской литературы была летопись. Самым знаменитым примером летописи является «Повесть временных лет», которая была написана в XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

Важной чертой летописания XII в. была идея преемственность и единения со времен Киевской Руси. Летописцы в отдельных княжествах начинали с «Повести временных лет», вели рассказ до времени отделения княжества от Киева, а затем обращались к событиям местного масштаба.

Кроме летописания большую популярность получили жизнеописания святых. Примером является «жития» Бориса и Глеба (первые русские святые). Примером жанра публицистики может служить «Слово о законе и благодати».

Важные проблемы освещаются в «Поучении детям» Владимира Мономаха и «Молении» Даниила Заточника. В них содержатся призывы к единению против врагов, прославление веры и власти князя и т.д. Стоит ответить и «Слово о полку Игореве», повествующее о походе новгород-северского князя Игоря на половцев.

Архитектура

До конца X века архитектура Руси была деревянной или деревянно-земляной, а каменного монументального зодчества не практиковалось. Среди первых каменных зданий находится Десятинная церковь, которая была построена в Киеве при Владимире. Она была сожжена и разрушена во время монголо-татарского нашествия, и до нашего времени дошел только фундамент, несмотря на последующие перестройки.

В XI-XII вв. князья (Ярослав Мудрый, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский) активно занимаются строительством:

  • в Новгороде в 1037 г. возводится Софийский собор;
  • в Киеве строятся Золотые ворота;
  • во Владимире были построены Дмитриевский и Успенский соборы;
  • в Боголюбове – княжеский дворец.

Архитектурные традиции были заимствованы из Византии, да и первые мастера на Руси были византийского происхождения, которые и передали принципы возведения храмов. В удельный период также начинаются формироваться свои школы в разных княжествах. Например, в Киеве, Рязани, Чернигове, Смоленске в качестве материала использовалась плинфа, во Владимире, Галиче, Суздале – камень, а в Новгороде – известняк. Но тип храмов был один – крестово-купольный.

Живопись

Основным видом живописи были фрески и мозаики как внутреннее украшение храма, а также иконы. Первыми живописцами были выходцы из Византии, однако вскоре появились и русские мастера – Алимпий, Георгий, Олисей.

Самой знаменитой и почитаемой русской иконой была Владимирская, где изображена Богоматерь с младенцем.

В области монументальной скульптуры особого развития не наблюдалось, поскольку традиции изображать святых в скульптуре в православии нет. Однако резьба по дереву и камню достигла больших успехов, что заметно в украшении стен храмов.

Замечание 2

Таким образом, культура домонгольской Руси заложила основы для формирования и развития культуры единой русской народности.

Добавить комментарий