Русская правда общая характеристика

К источникам «Русской Правды» следует отнести и договоры между отдельными русскими князьями.

Иной характер носили договоры князей с народом. Такие до говоры заключались вечем от имени народа с князем. Условия княжения предлагались той или, другой стороной, а затем утверждались взаимным соглашением. Так, новгородцы, приглашая к себе князя, ставили ему целый ряд условий, серьезно ограничивающих его власть: не судить без Суда посадника, не раздавать без него волостей и грамот, не приобретать самому, княгине, боярам и дворянам недвижимого имущества в пределах Новгородской земли и т. д. К источникам относились и договоры с дружиной, которые заключались устно и содержали условия о сроках службы, раз мерах пожалований за службу и т. д.

Одним из источников «Русской Правды» является законодательная деятельность князей. Так, после подавления Древлянского восстания 945 г. княгиня Ольга установила характер нормы дани — «Уроки», создала на земле древлян новые административно- финансовые единицы (погосты, места). С целью установления регулярных поборов с населения ввела различные «виры», «продажи», «пошлины», что закреплено в статьях «Русской Правды». Большое значение для создания норм «Русской Правды» имели судебные решения, в которых содержались отдельные виды наказаний за преступления. Присоединяя к Киевскому государству новые земли, князья назначали на них своих посадников, наделяя их различными полномочиями по управлению, сбору дани с населения, совершению правосудия. Некоторые статьи «Краткой Правды» говорят нам о суде, но ни одна не упоминает о его составе, порядке образования. Суд выборных старейшин превратился в княжеский суд и был в руках князя средством борьбы с преступниками. Следовательно, «Русская Правда» возникла не «на пустом месте», а явилась итогом развития Древнерусского государства. Нормы русского права, как и феодальные отношения, в Киевской Руси складывались неравномерно и по-разному. Сохранилось свыше ста списков, в которые включены различные нормы права. В соответствии с их содержанием историки сгруппировали списки «Русской Правды» в три основные редакции — Краткую, Пространную и Сокращенную (всего было более 100 списков):

1. Краткая правда (КП).

2. Пространная правда (ПП).

3. Сокращенная правда (СП).

Некоторые списки именуются по месту нахождения:

* Синодальный — хранился в библиотеке Синода;

* Троицкий — хранился в Троице-Сергиевской Лавре;

* Академический — хранился в библиотеке Академии Наук.

Краткая правда делится на 2 части:

1. Древнейшая правда (см. ст. 1-18) — составлена в 30-х гг. XI в.

Ярославом Мудрым (1019-1054 гг.), поэтому известна как Правда Ярослава. В ней встречаются нормы обычного права (например — кровная месть), недостаточно выражена привилегия феодалов (устанавливается одинаковое наказание за убийство любого человека).

2. Правда Ярославичей (см. ст. 19-43), составленная в 70-х гг. XI в., когда в Киеве княжил сын Ярослава Изяслав (1054-1072 гг.). В правде Ярославичей отражена более высокая ступень развития феодального государства: защищается княжеская собственность и лица администрации; вместо кровной мести устанавливается денежное взыскание, причем разное, в зависимости от классового положения.

Пространная правда составлена в княжение Владимира Мономаха (1113-1125 гг.). Она состоит из 2 основных частей:

1. Устав Ярослава, включающий краткую правду (см. ст. 1-52) «Суд Ярославль Володемеречь».

2. Устав Владимира Мономаха (см. ст. 53-121) «Устав Володемер Всеволодовичь».

В этом документе:

* полностью оформляется феодальное право как привилегия;

* более подробно регламентируется гражданское право, уголовное право, судоустройство и судопроизводство;

* появляются статьи об охране боярской вотчины, об отношениях феодалов и закупов, о смердах.

Сокращенная правда возникла в XV в. из Пространной правды и действовала в Московском государстве.

Основным источником древнерусского феодального права является «Русская правда». Основная часть ее посвящена уголовному и процессуальному праву, вместе с тем имеются статьи, содержащие нормы гражданского права, особенно обязательственного и наследственного.

С распадом. Древнерусского государства отдельные нормы находили применение в Московском государстве. Из «Пространной Правды» были выбраны и частично переработаны отдельные нормы, составлены более краткие списки, которые получили название сокращенной редакции «Русской Правды».

«Русская Правда» является крупнейшим раннефеодальным кодексом Древней Руси, сложным по своему происхождению, составу и содержанию.

Русская Правда является главным источником изучения древне­русского права. Это первый свод права на Руси, вобравший и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятель­ность русских князей XI—XII вв.

Русская Правда дошла до нас в более чем ста списках XIV—XVI вв., которые сильно отличаются друг от друга по составу, объему, структу­ре. О происхождении этого памятника права не выработано единого мнения, как, собственно, и о толковании его содержания. Ученые спо­рят об этом с того времени, когда в 1738 г. В.Н. Татищевым был обна­ружен и подготовлен к печати первый список Русской Правды.

Все сохранившиеся тексты по содержанию принято делить на три редакции: Краткая Правда, Пространная Правда и Сокращенная Прав­да. Древнейшая из них Краткая Правда состоит из двух главных час­тей: Правды Ярослава и Правды Ярославичей.

Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Вероятнее всего, она возникла во время борьбы за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015—1019). Пытаясь заручиться поддержкой новго­родцев, конфликтовавших с его наемной варяжской дружиной, Ярос­лав «дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте хо­дите» (Новгородская I летопись).

Правда Ярославичей (ст. 19—43 Краткой Правды) вобрала в себя законодательную и судебную практику сыновей Ярослава Мудрого и может быть датирована временем между 1054 и 1072 гг. Возможно, она была принята на княжеском съезде в 1072 г. в Вышгороде.

К ним примыкают дополнительные статьи, носящие разнотемати-ческий характер и, по всей вероятности, являющиеся отображением последующей указной или судебной деятельности князей. Это «Покон вирный», который содержит положения о распределении судебных доходов между вирником и князем, носящий довольно архаические чер­ты, вследствие чего сам памятник может быть с достаточными основа­ниями приписан тому лицу, с которым он связан в тексте, — князю Ярос­лаву, и «Урок мостников», содержащий нормы о вознаграждении мос-тникам за ремонт моста и представляющийся классическим образчи­ком раннего казуального регулирования.

Создание Пространной Правды исследователи относят к XII в., ко времени княжения Владимира Мономаха и его сына Мстислава. Но и она не представляет собой созданного единовременно свода законов. Она включает Суд Ярослава Владимировича (ст. 1—52), обобщивший законодательную практику князя Ярослава Мудрого, и Устав Влади­мира Всеволодовича Мономаха (ст. 53—121), целиком состоявший из постановлений этого князя. В Пространной Правде представлено (в группах статей) не только уголовное право, но и наследственное пра­во, разработан юридический статус отдельных категорий населения, после известного киевского восстания 1113 г. урегулированы отноше­ния закупов с кредиторами, определены нормы процессуального пра­ва и пр.

Сокращенная Правда считается сжатым вариантом Пространной Правды, возникшим позднее, в XIII—XIV вв., в условиях феодальной раздробленности. Но ее происхождение еще более туманно, чем про­исхождение двух предыдущих редакций.

По сей день остается сложным вопрос о правовом статусе Русской Правды. В ходе длительных дискуссий сформировались две основные позиции:

Оригинальную гипотезу высказал В.О. Ключевский о том, что Рус­ская Правда является памятником церковного суда и создана для пре­дания известности тех норм суда княжеского, что были потребны в со­ответствии с нуждами и целями церковного судопроизводства. По оп­ределению В.О. Ключевского, Русская Правда — это «церковный су­дебник по недуховным делам лиц духовного ведомства», образующий пару Уставу Ярослава, который был «церковным судебником по ду­ховным делам лиц духовного и светского ведомства»1.

На данный момент основной является точка зрения, рассматрива­ющая Русскую Правду как законодательный акт. В упрочении ее боль­шую роль сыграла изыскательская работа СВ. Юшкова, проведшего обстоятельное исследование Русской Правды. Отделив вопрос исто­рии текста от вопроса истории норм, вошедших в состав Русской Прав­ды, он убедительно показал, что Русская Правда представляет собой объединение и переработку законодательных актов князей и в этом качестве является практически используемым источником права.

Вместе с тем СВ. Юшков подчеркивал, что Русская Правда оста­валась сводом частных, казуальных решений тех ситуаций, где князь (или иные силы в лице князя) проявлял свою волю и устанавливал нор­мы, отличные от ранее существующих, или вносил в прежний порядок известное однообразие. Но эти нормы имели значение только в сово­купности с обычным правом, получая от него смысл и надлежащее место в юридическом порядке Древней Руси.

Тема 1

Вопрос 1

Источник права –это форма выражения права в законе или в других видах НПА

— Как и у других народов, один из главных источников права у славян – обычай. Обычаи, или устойчивые правила поведения, формируются уже на этапе догосударственного развития, в условиях родоплеменных отношений. Когда часть обычаев превращается в норму поведения и общины или их старейшины начинают принуждать к исполнению этих норм своих нерадивых или выбивающихся каким-либо другим образом из общинной жизни сочленов, можно говорить о появлении обычного права. Обычное право выражается в юридических действиях (фактах), в их однообразном повторении (скажем, община при любых обстоятельствах защищает каждого общинника круговой порукой). Оно выражается также в юридических сделках или судебных актах (применение кровной мести за убийство родича) и в словесных формулах (в законе, пословицах): «Вор ворует, мир горюет»; «Муж крепок по жене, а жена по мужу»1 и т.п.

Обычное право весьма консервативно, оно часто долго соседствует с правом публичным в условиях, когда уже складывается государство и все институты права. На Руси долго считали, что поступать по старине, значит поступать по праву. «Что старее, то правее»2, – говорит пословица. В то же время обычное право, не будучи закреплено в законе, способно изменяться вместе с жизнью. К древнейшим нормам обычного права восточных славян относились кровная месть, круговая порука, умыкание невесты, многожёнство, особая словесная форма заключения договора, наследование в кругу семьи и др. Часть их мы обнаруживаем в древнерусском законодательстве уже в качестве норм публичного права, часть их видоизменяется, некоторые утрачиваются. Кровная месть, к примеру, запрещается в XI в. и заменяется денежным штрафом.

— Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.


Устав Владимира определял взаимоотношения княжеской власти с церковью. Он предусматривал установление налога в пользу церкви так называемая десятина. Во времена Владимира церковное землевладение ещё не получило развития, поэтому тогда десятина являлась основным источником дохода духовенства. Церковь по Уставу получала право суда в отношении духовенства и всех людей подвластных церкви. Кроме того, перечислялись дела, которые рассматривались церковным судом в отношении любых лиц. К компетенции церкви относились главным образом дела в области семейно-брачных отношений.

Устав Ярослава посвящался главным образом семейно-брачным отношениям, преступлениям против семьи и нравственности. Встречались наказания за эти деяния как бы двойственные и от; князя и от епископа. Почти все наказания имущественного характера. Только в одном случае предусматривалась смертная казнь — ст. 13 Устава. В этой статье устанавливалась ответственность мужа за двоежёнство. Устанавливалось наказание 40 гривен в пользу епископа, а незаконная жена (как правило молодая) заключалась в монастырь. Если же муж причинял зло своей законной жене (например, убьет раздосадованный на то, что его разлучали с более молодой), то в этом случае, возможно, было применение смертной казни. В Устав Ярослава встречаются статьи, которые носят ярко выраженный классовый характер. За изнасилование и оскорбление женщины устанавливался штраф, размер которого зависел от положения потерпевшей. Если потерпевшая была женой или дочерью боярина, то наибольшая сумма. Если малого боярина, то меньше, если простого человека, то ещё меньше.

— Первыми писанными памятниками древнерусского права, дошедшими до нас, были договоры Руси с Византией. Заключенные после успешных военных походов, эти договоры носили международно-правовой характер, но в них вместе с тем получили отражение нормы Закона русского. (Из этих договоров мы, собственно, и знаем об основном содержании древнерусского обычного права). Договора 911, 944 и 971 гг. содержали нормы торгового права, например правила регистрации отдельных товаров «наволок»

— Писаные законы (княжеские уставы) стали издаваться на Руси с X в. Тогда был издан Церковный устав князя Владимира, устанавливавший десятину и определявший юрисдикцию церковных властей (в частности, семейные правоотношения). Более подробный устав на эту же тему издал чуть позже князь Ярослав Мудрый.

Княжеские уставы во многом опирались на великокняжеское судебное правотворчество (в Киевской Руси князь лично вершил правосудие).

От церковных уставов князей пошла история церковного законодательства. В качестве источников использовались статьи из правовых сборников других славянских народов. Использовался, например, «Закон Судный людом» из Болгарии. Значение имели и Кормчие книги — византийские сборники церковно-гражданских постановлений, большей частью относящиеся к области семейно-брачного права.

Вопрос 2.

Общая характеристика русской правды

Русская ПравдаЯвляется наиболее крупным памятником Древнерусского права является одним из основных источников истории государства и права России. Русская Правда не единственный текст, их более 100. Выделяются 3 группы:

  1. краткая редакция Русской Правды (эта группа относится к первым писаным законам Киевской Руси);
  2. пространная редакция (она содержит 121 статью);
  3. сокращенная редакция (самая поздняя редакция Русской Правды).

Все эти правды шли сплошным текстом без деления на статьи, разделили ее позднее в XVIII в.

Структура краткой редакции Русской Правды первоначально не имела делений, но позднее (XVIII в.) была разделена на части:

  1. Правда Ярослава (издана в 1015–1054 гг.);
  2. Правда Ярославичей (в 60-е гг. X в.).

Окончательный вариант краткой редакции Русской Правды сформировался в конце XI в.

В XII в. Владимир Мономахдобавил новые правовые нормы в Русскую Правду, в результате Русская Правда стала состоять из частей и называлась пространной редакцией:

  1. Суд Ярослава (первоначальная, краткая редакция);
  2. Устав Владимира Мономаха (его реформы государственного аппарата и судебной системы).

Пространная редакция просуществовала до XIV–XV вв., включая период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига.

Сокращенная редакция принадлежит второй половине XV в., которая связывается с именем Ивана III и его реформой правовой системы и систематизацией права. Сокращенная редакция Русской Правды потому так и называется, что из ее состава были исключены ставшие неактуальными нормы права.

Русская Правда регулировала главным образом вопросы уголовного права, но она касалась и вопросов семейно-брачного, наследственного права и вопросов правового положения населения.

По Русской Правде выделялись следующие слои населения:

  1. князья (стояли над законом);
  2. бояре (подчинялись закону и именовались княжьими людьми);
  3. духовенство (их судила только церковь);
  4. простые свободные люди (купцы, смерды и некоторые другие);
  5. закуп (происходит от слова купы – «договора займа»; под закупом понимается уже зависимый работник, его зависимость от кредитора продолжалась до полной выплаты долга);
  6. холопы (рабы);
  7. рядовичи (от слова ряд – «договор»; они заключали договор о своем временном холопском положении).

Русская Правда не содержала положений о праве собственности на землю, при этом устанавливались санкции за покушение на собственность, например за перепахивание межи устанавливался штраф – 12 гривен. Ответственность за покушение на имущество разных слоев населения устанавливалась различная.

Русская Правда имела понятие деликтного обязательства. Ответственность за такое правонарушение устанавливалась в размере причиненного ущерба.

Русская Правда регулировала договорное право.

Виды договоров по Русской Правде:

Форма договора была устной, при свидетелях, с совершением некоторых символических действий (рукобитья). Неисполнение договора могло повлечь за собой не только обращение взыскания на имущество, но и на самого должника по договору.

По Русской Правде выделялось наследование:

  1. по закону;
  2. по завещанию.

Вопрос № 3

Социальные группы людей по «Русской Правде»

Правящий слой древнерусского общества не был однородным, состоял из разных социальных групп и был достаточно открытым для пополнения. Русская Правда перечисляет основные категории лиц, относящихся к высшему привилегированному классу общества:

— бояре — советники, старшие дружинники князя;

— княжьи мужи — лица, исполняющие важнейшие поручения князя, близкие к нему дружинники;

— огнищане — управляющие княжескими имениями — от слова «огнище»(очаг);

— тиуны — управители отдельными отраслями княжеского хозяйства, исполнители отдельных хозяйственных и управленческих функций

На всех этих людей закон распространял две важнейшие привилегии:

Во-первых — их жизнь защищалась повышенной мерой ответственности.

Во-вторых — для них устанавливался особый порядок распоряжения наследством. По общему правилу к наследованию землей допускались только наследники мужского пола, а при их отсутствии земля переходила либо в общинное распоряжение, либо князю. Для этого класса общества делалось исключение — после их смерти и при отсутствии сыновей земля переходила к их дочерям.

Основную же массу населения Киевской Руси составляли смерды-общинники, проживающие в деревнях, закрепленных за территориальными округами — волостями и вервями. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое он мог завещать детям (землю — только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда.

Население городов делилось на целый ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, наемные рабочие и т.п.). Большая часть свободного населения городов участвовали вечевых собраниях. Городские общины уплачивали подати князю, он же предоставлял им различные льготы, а также подписывал договоры.

Наряду со свободными смердами на Руси существовала также категория зависимых людей — закуп и холоп. Главным признаком зависимых смердов являлось их нахождение в кабале и услужении у богатых соседей или феодалов.

Закуп — человек, работавший в хозяйстве феодала за «купу», т.е. заем, в который могли включаться разные ценности — земля, скот, зерно, деньги и пр. Долг следовало отработать. Объем работы определялся нанимателем и кредитором. Закон запрещал господину беспричинно наказывать закупа и отнимать у него имущество. За проступки закупа отвечал его господин, но самого закупа могли обратить в холопство (рабство). Такая же участь его ожидала за попытку сбежать от господина.

Холоп- это наиболее бесправный субъект права. Все имущество, которым он обладал, являлось собственностью господина. За его проступки и нарушения обязательств отвечал господин. Он же нес штрафную ответственность за своего холопа.

Вопрос 4.

Древнерусское законодательство знало довольно развитую систему норм. Регулирующих имущественные отношения. Т.е то то сегодня называют

Гражданским правом.В законе отражаются отношения соственности. Предусмотрена правовая защита как недвижимого, так и движимого имущества. Феодализм характеризуется наличием полной собственности феодала на средства производства и неполной собственности на работника. При этом феодально зависимый хрестиянин тоже наделён определёнными средствами производства. Феодальная собственность на Руси возникает на базе распада первобытных общинных отношений.

Право наследования. Наследственное право характеризовалось отрыто классовым подходом законодателя.. Наследование осуществлялось по двум основаниям: по завещанию и по закону (или по обычаю). Наследование по завещанию (ряду) по своей сути не отличалось от наследования по закону, ибо допускало к наследованию только тех лиц, которые бы и без него вступили в обладание имуществом. То есть завещание имело целью не изменение обычного (законного) порядка наследования, а лишь простое распределение имущества между законными наследниками.

В наследовании по закону участвовали дети умершего, вдова и церковь. Закон нигде не говорит о наследовании мужа после жены. Жена тоже не наследует после мужа, но остается управлять общим хозяйством, пока оно не будет разделено между детьми. Если это имущество будет делиться между наследниками то вдова получает определённую сумму на прожиток, если вдова вторично выходит замуж то она ничего не получает из наследства первого мужа. К наследованию без завещания преимущества имели сыновья умершего. При их наличии дочери не получали ничего. На наследников возлагалась лишь обязанность выдать сестёр замуж. Единственное, на что они могли претендовать, это содержание до замужества и приданое при вступлении в брак. Дочери смердов не могли наследовать и при отсутствии сыновей-наследников. Имущество таких семей считалось выморочным и поступало в княжескую казну.

От наследства исключались также незаконнорожденные дети и дети от рабынь — наложниц, которые по смерти отца получали вместе с матерью лишь свободу.

(Итак, можно сделать вывод, что наследование по древнерусскому праву ограничивалось тесным кругом семьи. )

Вопрос 5

Своеобразно трактует Русская Правда общее понятие преступления: преступно только то, что причиняет непосредственный ущерб конкретному человеку, его личности или имуществу. Отсюда и термин для обозначения преступления — «обида».

Соответственно этому строится и система преступлений. Русская Правда знает лишь два рода преступлений — против личности (убийство, телесные повреждения, побои, оскорбление действием. Княжеские уставы знают и состав оскорбления словом, где объектом преступления является преимущественно честь женщины.В уставах князей Владимира Святославича и Ярослава рассматриваются также половые преступления.) и имущественные (Среди имущественных преступлений наибольшее внимание Русская Правда уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство, ибо конь был важнейшим средством производства, а также и боевым имуществом. Известно и преступное уничтожение чужого имущества путем поджога, наказуемое потоком и разграблением) . В ней нет ни государственных, ни должностных, ни иных родов преступлений. Это не означало, конечно, что выступления против княжеской власти проходили безнаказанно. Просто в таких случаях применялась непосредственная расправа без суда и следствия.

Русская Правда не знает еще возрастного ограничения уголовной ответственности, понятия невменяемости. Состояние опьянения не исключает ответственности. Русской Правде известно понятие соучастия. Эта проблема решается просто: все соучастники преступления отвечают поровну, распределение функций между ними пока не отмечается.

Русская Правда различает ответственность в зависимости от субъективной стороны преступления. В ней нет различия между умыслом и неосторожностью, но различаются два вида умысла — прямой и косвенный. Это отмечается при ответственности за убийство: убийство в разборке карается высшей мерой наказания — потоком и разграблением, убийство же в «сваде» (драке) — только вирой. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что здесь ответственность зависит не от формы умысла, а от характера самого преступления: убийство в разбое — это низменное убийство, а убийство в драке все-таки как-то может быть оправдано с моральной точки зрения. По субъективной стороне различается и ответственность за банкротство: преступным считается только умышленное банкротство. Состояние аффекта исключает ответственность.

Что касается объективной стороны состава преступления, то подавляющее число преступлений совершается путем действия. Лишь в весьма немногих случаях наказуемо и преступное бездействие (утайка находки, длительное невозвращение долга). Наиболее ярко классовая природа древнерусского права выступает при анализе объекта преступного посягательства. Ответственность резко различается в зависимости от классовой принадлежности потерпевшего. Так, за убийство основной мас-сы свободных людей платится вира в 40 гривен. Жизнь верхушки феодалов оценивается двойной вирой в 80 гривен. Жизнь же зависимых людей оценивается в 12 и 5 гривен, которые даже не называются вирой.

Система наказаний Русской Правды еще довольно проста и мягка. Здесь сказывается недостаточное обострение классовых противоречий, свойственное раннему феодализму.

Высшей мерой наказания был поток и разграбление. Сущность этой меры не совсем ясна. Во всяком случае в разное время и в разных местах поток и разграбление понимались по-разному. Иногда это означало убийство осужденного и прямое растаскивание его имущества, иногда — изгнание и конфискацию имущества, иногда — продажу в холопы.

Следующей по тяжести мерой наказания была вира, назначавшаяся только за убийство. Если за преступника расплачивалась его вервь, то это называлось дикой вирой.

До второй половины XI в. в качестве наказания за убийство применялась кровная месть, отмененная в Русской Правде сыновьями Ярослава Мудрого. За основную массу преступлений наказанием была так нарываемая продажа — уголовный штраф. Ее размеры были различны в зависимости от преступления.

За преступления, отнесенные к компетенции церковного суда, применялись специфические церковные наказания — эпитимьи.

Вопрос 6.

А) Суд и процесс по Русской Правде. Древнерусское право ещё не знало достаточно четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом. И уголовные и гражданские дела разбирались в порядке состязательного процесса, при котором стороны равноправны и сами являются двигателем всех процессуальных действий. Обе стороны в процессе назывались истцами.

Б)

В) Русская правда знает 2 специфики процессуальной формы досудебной полготовки дела-гонение следа и свод

Гонение следа – это отыскание преступника по его следам. Закон предусматривал специальные формы и порядок проведения этого процессуального действия. Если след привёл к дому конкретного человека, считалось что он и есть преступник. Если след привёл просто в село. Ответственность несёт вервь. Если след потерялся на большой дороге то на этом поиск прекращался.

Если ни утраченная вещь, ни похититель не найдены потерпевшему ничего не оставалось как прибегнуть к закличу т.е к объявлению на торговой площади о пропаже. В надежде, что кто-нибудь опознает украденное или потерянное имущество у другого лица.

Человек у которого обнаружиться утраченное имущество может заявить что он приобрёл его правомерным способом, например покупкой. Тогда начинается процесссвода. Владелец имущества должен доказать добросовестность его приобретения. Т.е указать лицо у которого он приобретал вещь. При этом требуется показания двух свидетелей или мытника-сборщика торговых пошлин.

Г) Закон предусматривает определённую систему доказательств. Среди них важное место занимают показания свидетелей – ВИДОКОВ(очевидцы факта) и ПАСЛУХОВ(Лица которые слышали о случившимся от кого либо имеют сведения от вторых рук).

В Древнерусском государстве и целая система формирования доказательств – ОРДАЛИИ.Среди них следует называть судебный поединок-поле. Победивший в поединке выигрывает дело, поскольку считалось что бог помогает правому. Другим видом божьего суда были испытания железом и водой. Испытания железом применялось тогда когда не хватало других доказательств, причём в более серьёзных случаях чем испытания водой(проводилось путём опускания связанного человека в воду, причём если он тонул то считался выигравшим дело тонущего конечно вытаскивали.).

Особым видом доказательства была присяга – РОТА. Она применялась когда не было других доказательств но по небольшим делам. Ротой можно было подтвердить наличие какого-нибудь события или наоборот его отсутствие.

В некоторых случаях имели доказательственное значение внешние признаки и вещественные доказательства. Так, наличие синяков и кровоподтёков было достаточно для доказательств избиения.

Русская Правда является одним из основных источников истории государства и права России. Русская Правда не единственный текст, их более 100.

Выделяются 3 группы:

  1. краткая редакция Русской Правды (эта группа относится к первым писаным законам Киевской Руси);

  2. пространная редакция (она содержит 121 статью);

  3. сокращенная редакция (самая поздняя редакция Русской Правды).

Все эти правды шли сплошным текстом без деления на статьи, разделили ее позднее в XVIII в.

Структура краткой редакции Русской Правды первоначально не имела делений, но позднее (XVIII в.) была разделена на части:

  1. Правда Ярослава (издана в 1015–1054 гг.);

  2. Правда Ярославичей (в 60-е гг. X в.).

Окончательный вариант краткой редакции Русской Правды сформировался в конце XI в.

В XII в. Владимир Мономах добавил новые правовые нормы в Русскую Правду, в результате Русская Правда стала состоять из частей и называлась пространной редакцией:

  1. Суд Ярослава (первоначальная, краткая редакция);

  2. Устав Владимира Мономаха (его реформы государственного аппарата и судебной системы).

Пространная редакция просуществовала до XIV–XV вв., включая период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига.

Сокращенная редакция принадлежит второй половине XV в., которая связывается с именем Ивана III и его реформой правовой системы и систематизацией права. Сокращенная редакция Русской Правды потому так и называется, что из ее состава были исключены ставшие неактуальными нормы права.

Русская Правда регулировала главным образом вопросы уголовного права, но она касалась и вопросов семейно-брачного, наследственного права и вопросов правового положения населения.

По Русской Правде выделялись следующие слои населения:

  1. князья (стояли над законом);

  2. бояре (подчинялись закону и именовались княжьими людьми);

  3. духовенство (их судила только церковь);

  4. простые свободные люди (купцы, смерды и некоторые другие);

  5. закуп (происходит от слова купы – «договора займа»; под закупом понимается уже зависимый работник, его зависимость от кредитора продолжалась до полной выплаты долга);

  6. холопы (рабы);

  7. рядовичи (от слова ряд – «договор»; они заключали договор о своем временном холопском положении).

Русская Правда не содержала положений о праве собственности на землю, при этом устанавливались санкции за покушение на собственность, например за перепахивание межи устанавливался штраф – 12 гривен. Ответственность за покушение на имущество разных слоев населения устанавливалась различная.

Русская Правда имела понятие деликтного обязательства. Ответственность за такое правонарушение устанавливалась в размере причиненного ущерба.

Русская Правда регулировала договорное право.

Виды договоров по Русской Правде:

Форма договора была устной, при свидетелях, с совершением некоторых символических действий (рукобитья). Неисполнение договора могло повлечь за собой не только обращение взыскания на имущество, но и на самого должника по договору.

По Русской Правде выделялось наследование:

  1. по закону;

  2. по завещанию.

Русская правда – это свод юридических норм Киевской Руси, важнейший документ исторического и правового значения. Распространено мнение, что ее создателем был Ярослав Мудрый, однако из 181 статьи, он был автором только 17-ти. В дальнейшем же над ее созданием работали сыновья Ярослава и Владимир Мономах. Источниками, которые легли в основу этого документа, являются многочисленные варварские правды франкских племен: подробнее тут: http://www.syl.ru/article/71529/russkaya-pravda-yaroslava-mudrogo-pervyiy-slavyanskiy-kodeks.

Русская правда, как и другие источники права, имеет свою структуру. Она состоит из трех редакций. Первая редакция – Краткая. Она включает в себя Правду Ярослава (17 статей) и правду Ярославичей, которая, в свою очередь, состоит из Покона Вироного – устава людям, собиравшим штрафы и Урока Мостникам – устава людям, занимавшимся строительством мостов, и в общей сложности включает в себя 43 статьи. Вторая редакция – Пространная, состоит она из 121 статьи, автором ее является Владимир Мономах. Третья редакция – Сокращенная, она была создана в XV веке, не имеет определенного автора и является содержательной переработкой Краткой и Пространной редакций.

Преступление в Русской Правде понималось как «шкода» или «обида» и трактовалось как вред, который наносился человеку и его имуществу. Существовали такие виды преступлений: против личности, татьба – имущественные преступления, против семьи и морали (регулировались церковным правом), государственные преступления и преступления против князя. Первоначально в качестве меры наказания за содеянное применялась кровная месть, однако в дальнейшем она была заменена денежным штрафом. Высшей мерой наказания был «поток и разграбление», который состоял в продаже в холопы с конфискацией имущества или изгнании из общины. Применялась данная мера лишь в трех случаях: за умышленное убийство, поджег и конокрадство. Следующим видом наказания была «вира» — денежный штраф, назначавшийся за неумышленное убийство и заменявший смертную казнь. В случае, если преступник был не в состоянии самостоятельно его выплачивать, применялась «дикая вира» — мера наказания, когда штраф за преступника платила вся община. Также существовала «продажа» — наказание в виде штрафа от 1 до 12 гривен за имущественные преступления.

Судебный процесс носил состязательный характер, был гласным, устным, обязательным условием было наличие свидетелей, которых в то время называли послухами или видаками. Начинался он всегда с «заклича», в процессе которого собирались обстоятельства дела, созывались свидетели. Вторым этапом был «свод», на котором рассматривались обстоятельства дела, а третий носил название «гонение следа» и заключался в поиске преступника и украденной вещи. Стоит отметить, что холоп не нес наказания, за все его действия отвечал феодал. Смертная казнь на Руси не применялась.

Что касается гражданских правоотношений, то право частной собственности закреплялось только за феодалом. Разрешалось наследование как по закону, так и по завещанию. После смерти феодала наследовать имущество могли как сыновья, так и дочери, а после смерти смерда дочери не получали ничего. Имуществом женщины было приданое – вено, которым она могла распоряжаться и завещать.

В области обязательственного права существовали такие виды договоров, как договори займа, купли-продажи, поклажи, перевозки и комиссии, личного найма. Все договоры заключались устно и обязательно при наличии свидетелей, в противном случае они считались недействительными.

Добавить комментарий