Саксонское зерцало характеристика

4. Нормы семейного и наследственного права в Саксонском зерцале:
а) сословный характер брачно-семейных отношений в феодальной Германии (статус жены и детей в «неравных» браках, различие в правах наследования для различных сословий);
б) правовой статус семейного имущества в Саксонском зерцале (принцип общности имущества мужа и жены, родителей и детей; правовой режим отдельных частей семейного имущества: «женская доля», «утренний дар», имущество, предназначенное для пожизненного содержания, продуктовая доля);
В области брачно-семейных отношений самым характерным было положение о том, что при сословно-неравном браке жена следовала состоянию мужа, а дети следовали состоянию того из родителей, который находился на более низкой ступени социальной лестницы, и были соответственно ограничены в правах наследования.
Основой семейно-имущественных отношений Земского права служило положение об общности имущества мужа и жены. С момента вступления в брак имущество жены переходило во владение мужа, выступавшего в качестве ее законного опекуна (ЗП I 31 § 2). Во время существования брака единственным распорядителем, имущества был муж, в его же распоряжение поступало все вновь приобретавшееся и нажитое имущество.
В случае развода жена получала обратно то, что принесла с собой. Лишь в части движимого имущества была доля, которая предназначалась для личного использования женщиной, и называлась она женской долей, хотя распоряжение ею было в безраздельной власти мужа. Относительно недвижимого имущества жены действовало правило: «Имущество жены не должно ни расти, ни уменьшаться”. Предусматривалась «продуктовая доля”, устанавливаемая только после прекращения брака в случае развода или после смерти главы семейства и открытия наследства.
Женская доля наследовалась по женской линии ближайшей родственницей умершего мужа, утренний дар и продуктовую долю жене сохраняли. В случае развода за женой сохранялось только пожизненное содержание, женская доля и продуктовая доля ( кн. 3 ст. 74).
Основные принципы семейно-имущественных отношений средневековой Германии получили наиболее яркое выражение в наследственном праве. Наследственное право в Саксонском зерцале находится под влиянием правовых взглядов германцев. Так, здесь отсутствует наследование по завещанию. Яркой чертой германского наследственного права является отличие наследования по ленному и земскому праву, В то время как лен и военное снаряжение по ленному праву передавались по принципу майората ближайшему родственнику по мужской линии (как правило, старшему сыну), по земскому праву все имуществу делилось поровну между родственниками умершего. Исключение составляли так называемая женская доля, утренний дар, пожизненное пользование вдовы. (I ЗП (I. 14, 20, 21, 24, 32) и ЛП (I. 35)).
Ленное право предусматривало принцип единонаследования. Лен отца переходил только одному сыну, но это правило не распространялось на земское право, где все сыновья наследовали в разных долях. Лишенными права на получение лена и на защиту по ленному праву были следующие категории лиц: клирики; женщины; крестьяне (полусвободные литы, чиншевики и батраки);купцы;”лишенные прав”, «незаконнорожденные”, «все нерыцарского звания” со стороны отца и их предков (ст. 4 гл. 1).
Подводя итог, можно сказать, что семейно-наследственные отношения, как они сложились к XIII в. в Германии и как они были отражены в «Саксонском зерцале», всецело определялись формами феодального землевладения. Для германской и вообще для западноевропейской семьи этой эпохи показателен, прежде всего, политический характер семьи. Отсюда строго сословный характер брака и сословный характер семьи. Семейно-имущественные права определялись сословной принадлежностью, которая, в свою очередь, соответствовала отношениям земельной собственности. При неравных браках жена следовала состоянию мужа (ЗП 45 § 1), а дети следовали состоянию того из родителей, который находился на более низкой ступени социальной лестницы, и были ограничены в правах наследования.

Саксонское зерцало

«Саксонское зерцало», написанное в 1220-е годы шёффеном Эйке фон Репгау (фон Репков), объединило наиболее распространенные нормы обычного права и судебной практики северо-восточной Германии. Трактат был разделен на две части: первая была посвящена земскому праву, другая -ленному праву. «Право земли» содержало нормы как обычного права, так и императорского законодательства, которые применялись в земских судах в отношении «неблагородных» свободных. Ленное право регулировало узкий круг вассально-ленных отношений между «благородными» свободными. В работе практически не содержалось ссылок на римское, городское или торговое право и имелись редкие упоминания норм канонического права и права других земель.
«Саксонское зерцало» получило признание во многих германских землях и городах, где на него нередко продолжали ссылаться вплоть до 1900 года.

Сборник представляет собой запись сложившегося к началу XIII в. обычного права Восточной Саксонии. В сборнике с определенных политических позиций высказываются возражения против человеческой несвободы, рабской и крепостной зависимости. Он ратует за преодоление междоусобиц и раздробленности под началом императорской вла­сти и должностных лиц государства, за надежное соблюдение права как воплощенной справедливости во взаимоотношениях людей, не только «равных» по положению, но и пребывающих в различных формах зависимости и подчинения: во взаимных отно­шениях между монархом и подданными, между господином и вас­салами. Справедливость была нацелена на защиту работника в деле гарантированного получения платы за труд, она обеспечивалась с помощью четкого и определенного нормирования феодальных по­винностей. В сборнике нашло признание право на со­противление несправедливости и правонарушениям вплоть до во­оруженной борьбы против нарушающих свой долг монарха, долж­ностного лица, господина и т.д.

Все эти варианты обеспечения справедливости находили в разное время и поддержку, и прямое использование у представителей самых разнородных по ориентациям политических сил — у борцов за освобождение крестьян от крепостной зависимости, у гуманистов и демократов, а также у монархистов и консерваторов. На первый план выдвигались самые важ­ные и самые адекватные политическим установкам положения «Саксонского зерцала» относительно регулирования имуществен­ных отношений, а также отношений семейных, наследственных и др., например:


предусматривались ограничения в применении пы­ток, испытаний огнем и др.;

судебная защита достоинства женщи­ны, в особенности прав вдовы и детей;

провозглашалось равнопра­вие славян и немцев (крестьян);

право подсудимого, не говоряще­го по-немецки, на помощь переводчика.

Своеобразный раздел сборника составили правила и требова­ния к рациональному ведению хозяйства, культуре земледелия, животноводства, строительства, добычи ископаемых, водопользо­вания и дорожного транспорта, к использованию заповедников и иных природных богатств.

Структура сборника

Сборник состоит из двух крупных раз­делов:

Земского права (Ландрехта, 3 книги);

Ленного права (Ленрехта, 3 главы; причем гл. 2 и 3 имеют законоустановления о порядке судопроизводства и о городском лене).

Ландрехт содержит положение о сословном делении:

свободные люди (благородные и неблагородные), именуемые шёффенским сословием;

несвободные люди (крепостные и зависимые), кото­рые несли денежные повинности, платили чинш, пребывали в статусе арендатора, батрака, или лита).

Самый желаемый ста­тус — статус свободы. Фон Репков полагал, что человек-хри­стианин по естественному праву свободен, однако в действующей правовой системе господствует иной принцип: человек может стать собственностью другого.

Ленрехт подробно излагает особенности ленных (феодально-зависимых) отношений — порядок получения, держания и утра­ты ленов, обсуждает виды ленов, в том числе городских, и особенности ленного быта и нравов.

Сам сборник составлен в полном соответствии с казуистической практикой судебного разбирательства (с участием шёффенов, выборных уважаемых лиц для участия в судебном разбиратель­стве). Большое внимание наряду с регулированием поземельных отношений уделено также борьбе с преступлениями против соб­ственности. Наказания в этих случаях были особенно жестоки. Помимо традиционных штрафа и вергельда применялось выкалывание глаз, сажание на кол, сдирание кожи, зака­пывание живьем в землю. Из особенно мучительных видов казни практиковалось колесование, сожжение на костре, повешение, отсе­чение головы и такие изувечивающие наказания, как вырывание языка и отсечение руки.


Церковь и империя

Взаимодействие церкви и светской власти трактовалось в духе концепции двух мечей. «Два меча предоставил Бог земному царству для защиты христианства. Папе предназначен духовный меч, императору — светский». Это значит, кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе. Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается.

Имущественное право

«Саксонское зерцало» упоминает многочисленные сделки — купли-продажи, ссуды, личного найма, хранения и т.д., но в целом договорные обязательства при отсутствии развитого обмена были разработаны довольно слабо. Сделки с передачей имущества обычно заключались в суде, чтобы суд удостоверил сам факт их совершения. Более подробно регламентировались обязательства из причинения вреда, призванные охранять в основном земельную собственность от потрав, порчи посевов, нарушений межи и т.п. За причинение вреда предписывалось возмещение ущерба и уплата штрафа судье.

Повинности

Наиболее обстоятельно расписаны годичные цик­лы повинностей и выплат. Каждый христианин обязан по достижении им совершеннолетия трижды в году принимать участие в цер­ковном суде в том епископстве, где он проживает. Свободные люди, занятые в судах, подразделялись на три категории:

шёффенские люди (участвовали в суде епископа);

чиншевики (заседа­ли в суде пробства, руководителя монастырского хозяйства);

поселенцы (были заняты в суде декана, священника капитула).

В ст. 58 § 2 кн. 2 подробно расписано то, что причитается поставлять господину в течение всего сельскохо­зяйственного года.

Семейно-наследственные отношения

В области брачно-семейных отношений самым харак­терным было положение о том, что при сословно-неравном бра­ке жена следовала состоянию мужа, а дети следовали состоянию того из родителей, который находился на более низкой ступени со­циальной лестницы, и были соответственно ограничены в правах наследования.

На время брака все имущество пребывало в режиме общно­сти, но распоряжался им один муж, жена полностью лишалась та­кой возможности. В случае развода она получала обратно то, что принесла с собой. Лишь в части движимого имущества была доля, которая предназначалась для личного использования женщиной, и называлась она женской долей, хотя распоряжение ею было в безраздельной власти мужа. Относительно недвижимого имущества жены действовало правило: «Имущество жены не дол­жно ни расти, ни уменьшаться».
Предусматривалась «продуктовая доля», устанавливаемая только после прекраще­ния брака в случае развода или после смерти главы семейства и открытия наследства.

Женская доля наследовалась по женской линии ближайшей родственницей умершего мужа, утренний дар и продуктовую долю жене сохраняли. В случае развода за женой сохранялось только пожизненное содержание, женская доля и продуктовая доля (Ландрехт, кн. 3 ст. 74).

Ленное право предусматривало принцип единонаследования. Лен отца переходил только одному сыну, но это правило не распространялось на земское право, где все сыновья наследовали в разных долях.
Лишенными права на получение лена и на защиту по ленному праву были следующие категории лиц:

клирики;

женщины;

крестьяне (полусвободные литы, чиншевики и батраки);

купцы;

«лишенные прав», «незаконнорожденные», «все нерыцар­ского звания» со стороны отца и их предков (ст. 4 гл. 1 Ленрехта).

Обязательственные отношения

В области обязательственных отношений самое большое вни­мание уделено обязательствам, вытекающим из причинения вреда, наименьшее внимание привлекают обязательства из договоров, что связано было со слабым развитием товарно-денежных отно­шений.

Основа ленной системы — договор о верности между гос­подином и вассалом. Ленник должен принести своему господину известную присягу в том, что он будет ему верен и будет ему другом. Таким образом, ленник является по отношению к своему господину обязанным, поскольку он его человек и от него держит лен.

Обязанности ленника:

верность;

служба;

уча­стие в феодальной курии сеньора.

Обязанности господина перед ленником:

не обременять чрезмерной службой;

не отказывать ему в правосудии;

не переводить в более низкий ранг;

не лишать лена бесправным способом и др.

В случае споров ленника с господином допрашивались только те свидетели, которых называл ленник. Утверждения своего господина ленник мог опровергать своим клятвенным заверением (присягой).

Судебная защита прав

В сборнике даны ответы и содержатся рекомендации по следующим вопросам:

как защитить свои права?

какие необходимы доказательства для охраны своих прав?

в ка­кой суд нужно обратиться?

как вести процесс, чтобы не потерпеть ущерба?

Власть судейских чиновников была подкреплена собственнос­тью, т.е. их должностные полномочия были дополнены правом на судебный лен. Обладающее судебной властью лицо являлось одновременно крупным земельным собственником. Все участники судебного аппарата (судьи, графы, их заместители, их вассалы, заседающие в земском суде шёффены и т.д.) занимали каждый свое место на ступенях судейской иерар­хии в полном соответствии с их земельной собственностью, их зе­мельными правами. Так, например, шёффен вместе с земельной собственностью наследовал и шёффенское кресло своего отца. Судебный исполнитель также должен был владеть земельным уча­стком.

Король был в равной мере источником ленного владения и всякой судебной власти (таково характерное для феодального строя сочетание землевладения с политической властью). В то же время единая судебная система отсутствовала — не было суда, равного для всех.

Суды подразделялись на следующие виды:

церковные;

ленные;

земские;

городские;

королевский.

Церковные суды существовали под началом епископа, пробста и декана. Светские суды — под началом графа, его заместителя (шультгейса), гографа и фогта (для низших свободных сословий), суда сельского старосты. Пос­ледний ведал только мелкими делами, по которым предусматри­вались штраф и телесные наказания.

«Саксонское зерцало» — один из хорошо известных сборни­ков на протяжении всей средневековой истории Германии. Из него были сделаны многочисленные заимствования в других зем­лях, в том числе в сборниках городского права (например, в грамотах Магдебургского права 1261 г.). Они сделались возмож­ными в силу того обстоятельства, что Эйке фон Репков изложил практически все местное право, применявшееся в земских судах в отношении всех свободных, и сделал это так, что в нем воп­лотились общие основы феодального права (земского и ленного) и общегерманского права. Сборник применялся в судах на про­тяжении свыше 600 лет. В отдельных германских государствах он действовал до 1 января 1900 г., когда вступило в действие Гер­манское гражданское уложение. В настоящее время сохраняется около 219 рукописей этого сборника из общего количества 341 Датировка сборника до сих пор остается дискуссионной, разброс мнений — от 1221 до 1235 г.

Изучение права средневековой Германии (Священной Римской империи германской нации) невозможно без учета тех сложных государственно-политических процессов, которые происходили здесь в XII—XIII вв. В этот период по существу закладывались основы ее последующего политического и правового развития. К началу XIII века в Германии возобладала тенденция к децентрализации, ослаблению власти императора. В правовой сфере это привело к закреплению правовой раздробленности (партикуляризму). Основная масса правовых отношений регулировалась нормами обычного права отдельных германских государств. На общеимперском уровне действовали лишь немногочисленные «статуты мира». Некоторые из них оказали влияние на содержание Саксонского зерцала. Студенту необходимо ответить на вопрос: с чем связано принятие подобных статутов, каково происхождение и содержание терминов «мир»: «земский мир», «имперский мир» и др.

Анализ Саксонского зерцала следует начать с его структуры. Первая книга памятника содержит положения земского права, вторая посвящена вопросам действующего в Германии ленного права. Необходимо дать четкое определение этих понятий. В литературе часто встречается определение земского права по Саксонскому зерцалу как права свободного, но неблагородного (шеффенского) сословия, что, однако, неверно. Земским правом в Германии называлось местное право отдельного германского государства (в данном случае право Саксонии), которое распространялось на всех его жителей. Большинство правоотношений благородного (рыцарского) сословия, и прежде всего отношения, связанные с передачей и использованием феода (лена), регулировались нормами ленного права. Тем не менее многие положения земского права распространялись и на них.

Чрезвычайно важным для понимания специфики источников и институтов средневекового права является понятие феода, или лена (нем. der Lehn). Связанные с ним правоотношения регулировались нормами ленного права. Студент должен раскрыть сущность этих правоотношений, вытекающих из социальной иерархии «сеньор — вассал».

Характерной чертой Саксонского зерцала является закрепление в нем целого ряда важных идейно-политических концепций. Многие из них несут на себе яркую печать позиции автора — Эйке фон Репгау. Сюда следует отнести теорию верховенства права, теорию «двух мечей», теорию происхождения императорской власти и сословий, взаимоотношений между центральной и местной властью в Германии того времени. Эти концепции чрезвычайно важны для понимания особенностей развития германского государства в Средние века, главной из которых является ее раздробленность. Для раскрытия содержания этих теорий следует проанализировать прежде всего следующие статьи Земского права (далее — ЗП): I. 1; III. 52. 1; III. 57. 1, 2; III. 78. 2, 7; III. 42. Многие из этих статей имеют конституционно-правовую природу, так как в них регламентируется порядок избрания германского короля князьями, среди которых ведущая роль принадлежит шести курфюрстам, и его последующая коронация в Риме.

Саксонское зерцало дает представление о сложной структуре германского общества начала XIII в. Выделение различных категорий свободных и несвободных, благородных и неблагородных лиц было обусловлено особенностями феодальных поземельных отношений и существованием различных судебных систем.

Саксонское зерцало подразделяет все население Саксонии на лиц, принадлежащих к рыцарскому сословию (так называемые семь щитов), и податное сословие — крестьянство.

Рыцарство делилось по степени знатности на ранги. В кн. I ЗП (§ 2 ст. 3) говорится о существовании в Германии «семи военных щитов». Первый щит принадлежал германскому королю, второй — духовным князьям (держатели ленов со скипетром), третий — высшим светским князьям — непосредственным вассалам короля (держатели ленов со знаменем), четвертый — вассалам этих князей (графам). Рыцари с пятого по седьмой «щит» находились в самом низу вассальной лестницы. К ним относились «свободные господа» (вассалы графов), их вассалы и, наконец, однощитные рыцари. Эти разряды образовывали так называемое шеффенское сословие, так как судились они в шеффенских судах графов или маркграфов.

Саксонское зерцало закрепляет и различные категории крестьянства: свободные крестьяне — чиншевики (биргельды и простые чиншевики), арендаторы (ландзассы), лично зависимые крестьяне (батраки и литы). Следует охарактеризовать каждую из названных групп, помня о том, что статус крестьянина определялся объемом его правомочий относительно земельного участка, а также видами повинностей.

Примечательно в Саксонском зерцале отрицательное отношение его составителя к институту личной зависимости крестьян (ЗП. III. 42).

Характерной чертой феодального землевладения в Германии является длительное сохранение крестьянской общины (марки), о чем свидетельствуют, в частности, ст. 54—56 кн. II ЗП.

Лицо могло потерять свой социальный статус благодаря процедуре лишения прав, являющейся одним из видов наказаний за преступление (ЗП. I. 38, 39).

Завершая общую характеристику Саксонского зерцала, следует определить, каково его историческое значение и влияние на другие источники средневекового права Германии: Швабского и Германского зерцал, право города Магдебурга и др.

Ленное право было основой всех имущественных отношений. Правовое положение человека вообще определялось по его месту в феодально-служебной иерархии: все свободные разделялись на условные 7 «щитов», начиная с короля. Это разделение не было присуще только «Зерцалу», а имело публично-правовое обоснование во всей системе феодальных связей в Германской империи (см. § 31.1). Только принадлежность к одному из таких классов предоставляла возможность быть полноценным собственником ленных земель. Духовенство, женщины, крестьяне, купцы, незаконнорожденные дети, особо лишенные своего статуса не могли быть причислены к ленному праву. Соответственно, они считались только пожизненными держателями так или иначе перешедших в их владение земель и не передавали их по наследству. Причисление к ленному праву было взаимосвязано с рыцарским достоинством: никакие другие юридические основания не давали прав на лен. И даже в спорах между двумя претендентами на лен прямо рекомендовалось предпочитать интерес того, кто «имеет военный щит». Ленное право устанавливало: «Ленник должен принести своему господину известную присягу в том, что он будет ему верен и будет ему другом. Таким образом, ленник является по отношению к своему господину обязанным, поскольку он его человек и от него держит лен» (ЛП I 8).Ленное обязательство — это обязательство вассала по отношению к своему господину, основанное на том, что он как вассал держит от него лен. Основных ленных обязанностей было три: а) обязанность верности, б) обязанность службы, в) обязанность участвовать в феодальной курии сеньора.Ленник обязан был соблюдать верность в отношении своего господина в том смысле, что он не должен был выступать против своего господина, переходить на сторону его врагов, обязан был оказывать своему господину надлежащее уважение.Земское: Больше всего » Саксонское зерцало» уделяло внимание обязательствам, вытекавшим из причинения вреда в области сельского хозяйства. Подробно регламентировались случаи возмещения вреда за потравы. Ущерб должен был платить собственник скота. Для доказательства факта потравы скот, застигнутый на поле, мог быть задержан. Земское право устанавливало, что тот, кто прогонит свой скот по чужому посеву или чужой траве, должен покрыть ущерб по праву и возместить тремя шиллингами (ЗП II 47 § 1) Земское право предусматривало также порчу посевов проездом по чужому вспаханному полю; за это следовало уплатить за каждое колесо один пфенниг, а за всадника — половину (ЗП 27 § 4). Была предусмотрена и ответственность за рубку дров, косьбу травы, ловлю рыбы в чужом водоеме; виновному грозил, кроме уплаты возмещения, штраф, увеличивавшийся в случае рубки посаженных, плодовых или межевых деревьев, ловли рыбы в искусственном водоеме и т. п. (ЗП П28§ 1-2).Подробно регламентированы ответственность за вред, причиненный животным, и ответственность, которую нес их владелец. Снять с себя такую ответственность владелец мог, только отказавшись в пользу пострадавшего от животного, причинившего вред (ЗП II 40 § 1,2). Ввиду отсутствия личной вины владельца животного штраф судье в этих случаях не уплачивался (ЗП II 40). Была установлена ответственность владельца диких животных (волка, медведя, оленя и т. п.) или злой собаки за причиненный ими вред. Если их владелец избавлялся от них после причинения вреда, то это не освобождало его от ответственности, так как, «кто хочет содержать диких зверей вне заповедных лесов, тот должен держать их в огороженном месте» (ЗП II 62). Злую собаку в поле надо было водить на привязи; за вред, нанесенный собакой, нес ответственность тот, кто ее вел, а если он будет не в состоянии возместить вред, то его господин (ЗП III 49).

Добавить комментарий