Самодержавие и абсолютизм

Признаки абсолютной монархии.

Особенности абсолютизма в России

Во второй половине XVII в. на смену сословно-представительной монархии приходит абсолютная, переход к которой завершился в XVIII в. В этот период отмирают сословно-представительные институты и власть монарха становится неограниченной. Понятия «абсолютизм», «неограниченная монархия», «самодержавие» зачастую рассматривались как синонимы. При Петре I было дано законодательное определение абсолютизма (в толковании к артикулу 20 Артикула воинского). Абсолютизм отражал интересы господствующего класса — дворянства, требование которого сводилось к упрочению системы крепостного права в целом. Петр I ликвидировал деление этого класса на различные группы, пользовавшиеся разными правами. Было образовано одно сословие — дворянство, которое наделялось одинаковыми правами и обязанностями.

Для абсолютной монархии характерны следующие признаки:

  • — вся полнота государственной власти находится в руках одной личности;
  • — наличие профессионального бюрократического аппарата;
  • — создание сильной постоянной армии;
  • — отсутствие сословно-представительных органов и учреждений.

Для российского абсолютизма характерны следующие особенности:

  • — абсолютизм в России складывался в условиях развития крепостничества, а не в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, как в Европе;
  • — социальной опорой российского абсолютизма были крепостническое дворянство и служилое сословие.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Усиление роли государства выразилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп. Еще одним направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения крестьян.

Важнейшими законодательными актами, определившими правовое значение дворянства, были:

  • 1. Указ «О единонаследии» 1714 г.;
  • 2. «Табель о рангах» 1722 г.;
  • 3. Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» 1762 г.;
  • 4. Жалованная грамота Екатерины II дворянству 1785 г.

Идеология абсолютной монархии

Идеология абсолютизма может быть определена как патриархальная. По специальному указанию Петра I Феофаном Прокоповичем был написан труд «Правда воли монаршей», в котором оправдывалась необходимость власти абсолютного монарха. Глава государства изображался «отцом народа», который знает, что хотят его дети, поэтому он вправе их воспитывать, поучать и наказывать. Отсюда и желание контролировать все сферы общественной и частной жизни.

Государственный строй России при абсолютной монархии (конец XVII — первая четверть XVIII в.)

Положение монарха

Возглавляет государство абсолютный монарх. Ему всецело и неограниченно принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Он также является главнокомандующим армии. Монарх осуществляет руководство и государственной религиозной системой.

Изменяется порядок престолонаследия. В силу политических мотивов Петр I лишил законного престолонаследника царевича Алексея права наследования. В 1722 г. был издан Указ о наследии престола, закреплявший право монарха по собственной воле назначать своего наследника. Юридическим источником закона стала признаваться воля монарха Законодательные акты издавались самим монархом или сенатом от его имени.

Монарх был главой всех государственных учреждений: присутствие монарха автоматически прекращало действие местной администрации и передавало власть ему. Все государственные учреждения были обязаны исполнять решения монарха.

Монарх был верховным судьей и источником всей судебной власти. В его компетенции было рассмотрение любых дел независимо от решения судебных органов. Его решения отменяли все другие. Монарху принадлежало право помилования и утверждения смертных приговоров.

Боярская Дума

Боярская дума к концу XVII в. из органа, которому наравне с царем принадлежала вся полнота государственной власти, превратилась в периодически созываемое совещание приказных судей. Дума стала судебно-управленческим органом, осуществлявшим надзор за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. Численность Боярской думы постоянно возрастала. В конце XVII в. из состава Думы выделились Ближняя дума и Расправная палата.

В 1701 г. функции Боярской думы были переданы Ближней канцелярии, которая координировала всю работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединились в совет и получили название Консилии министров.

После образования Сената в 1711 г. Боярская дума была ликвидирована.

Значение Сената

Сенат был учрежден в 1711 г. как высший орган управления общей компетенции, в которую входили судебная, финансовая, ревизионная и другие виды деятельности. Состав Сената включал 9 сенаторов и обер-секретаря, назначавшихся императором.

Структура Сената включала присутствие и канцелярию. Присутствие представляло собой общее собрание сенаторов, на котором обсуждались и принимались решения посредством голосования. Вначале требовался единогласный порядок — принятия решений, а с 1714 г. решения стали приниматься большинством голосов. Указы Сената должны были подписываться всеми его членами. Поступающие в Сенат дела регистрировались и заносились в реестр, заседания подлежали протоколированию.

Канцелярия, возглавляемая обер-секретарем, состояла из нескольких столов: разрядного, секретного, губернского, приказного.

Предпосылки реформ 1860-1870 гг.

В связи с развитием капиталистического способа производства и разложением натурального крепостнического хозяйства в середине XIX в. Россия вступила в стадию глубочайшего кризиса всей системы феодально-крепостнического строя. Упрочивались капиталистические отношения в области мануфактурной и фабрично-заводской промышленности. Подавляющая часть населения страны вела натуральное хозяйство. Развитие капиталистической промышленности подрывало основы барщинного крепостнического хозяйства. Значительно увеличивались оброчные (денежные) повинности. Это вынуждало крепостных крестьян уходить на заработки в промышленные районы, в города; ослаблялась личная зависимость крестьянина от помещика. Помещичьи имения разорялись, что вынуждало помещиков закладывать свои земли.

В то же время шел процесс смены старого феодального способа производства на новый, капиталистический. Рабочий класс только зарождался, что обусловило неорганизованность и стихийность выступлений крестьянства против феодально-крепостнического строя в России. После Крымской войны в стране создалась революционная обстановка. В условиях нарастания революционной борьбы народных масс, в обстановке революционной ситуации, царское правительство было вынуждено ускорить проведение крестьянской реформы, земской, городской, судебной и военной реформ.

Крестьянская реформа

При Александре II были осуществлены реформы, которые вошли в историю, как буржуазные реформы 60-70-х гг. Первой и определяющей являлась отмена крепостного права в России. Подготовка отмены началась в 1857 г. Создается секретный комитет по крестьянскому делу, которому поручено обсудить вопрос о том, нужно ли отменить крепостное право. Слухи о комитете проникли в разные круги населения.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест об освобождении крестьян. Кроме манифеста были опубликованы Положения (общие и местные). Согласно манифесту крестьяне за право пользования земельным наделом обязаны были выполнять определенные повинности для помещиков. Дворовые люди освобождались от крепостной зависимости по истечении двух лет. Манифест предоставлял помещикам право заключать с крестьянами «добровольные» соглашения о размере поземельного надела и повинностей. Выкупной договор между помещиком и крестьянской общиной утверждался мировым посредником. Земля, предоставленная крестьянам в пользование, продолжала оставаться помещичьей собственностью. Крестьяне как временно обязанные за пользование землей несли повинности до тех пор, пока между ними и помещиком не будет заключена выкупная сделка. Была сохранена круговая порука, при которой крестьяне ручались друг за друга в уплате помещику оброка от всего сельского общества, состоящего на денежной повинности. Кроме оброка крестьяне должны были нести и барщинные повинности. Вопросы о личной свободе, о крестьянском самоуправлении, о выделении наделов, о выкупных платежах и другие регулировались общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, и местными положениями. Крестьянам и дворовым людям предоставлялись личные и имущественные права свободных сельских обывателей.

Государственный строй

Во второй половине XIX в. Российская империя была по-прежнему феодальной монархией, сделавшей после реформы 1861 г. первый шаг по пути превращения в буржуазную монархию. Русский царь обладал неограниченной властью, издавал законы, назначал чиновников. Органы управления в своей деятельности руководствовались Сводом законов Российской империи. Российская империя была огромной колониальной империей. В общественно-политическом отношении Российская империя основывалась на сословном строе: дворянство, духовенство и почетное гражданство. В 1861 г. был создан Совет министров как совещательный орган при царе. В структуре Сената, высшего органа подчиненного управления, произошли изменения: определились функции пяти департаментов Сената, из них двух судебных и трех административных. Органы власти в уезде, как полицейские, возглавлялись исправником с его аппаратом становых приставов и стражников. В системе местных органов управления были проведены некоторые изменения.

Земская реформа 1864 г.

В основу проведения реформы в области земского управления легло Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. По Положению учреждались

губернские и уездные органы самоуправления: губернские и уездные земские собрания во главе с предводителями дворянства и губернская и уездная земские управы (их исполнительные органы) во главе с председателями. Уездное земское собрание составлялось из выборных от трех съездов — уездных землевладельцев, городских избирателей, в основном буржуазии, и сельских обществ, которые избирали кулаков или должностных лиц — старост, старшин и других ставленников местных помещиков. Дворяне составляли в земстве большинство. В компетенцию земских органов входили вопросы хозяйственного назначения: попечение о местной торговле и промышленности, о народном образовании и народном здравии, об общественном призрении, пути сообщения местного значения и др. Земские органы не обладали самостоятельной административной властью и для претворения в жизнь своих решений должны были обращаться к полиции. Губернаторы министерства внутренних дел осуществляли контроль над деятельностью земских органов.

Городская реформа 1870 г.

В 1870 г. было издано Городовое Положение, которое сформировало вместо системы городского управления, созданной Екатериной II, новую систему городского управления. Она, как и земская, создавалась по принципу самоуправления. Органами являлись городские думы и городские управы, которые возглавлялись городским головой. Городские думы были выборными органами. Право участия в выборах получали плательщики городских Налогов. Плательщики делились на три группы с разными правами. Более зажиточная часть имела больше шансов.

Судебная реформа 1864 г.

Судоустройство и деятельность судов до 1864 г. не удовлетворяли задачам и требованиям, предъявляемым к судебным учреждениям. При подготовке судебной реформы император Александр II в октябре 1861 г. повелел разработать «Основные положения преобразования судебной части в России», утвержденные в сентябре 1862 г. Одно из главных мест занимали здесь проекты судоустройства. «Основные положения судоустройства» имели законченную схему создания новых судебных органов в России. Наряду с «Основными положениями уголовного судопроизводства» и «Основными положениями гражданского судопроизводства» они и составили основу судебных уставов от 20 ноября 1864 г. «Учреждение судебных установлений» от 20 ноября 1864 г. содержало перечень судов, которые пришли на смену дореформенной судебной системе. Статья 1 гласила: «Власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам, и Правительствующему сенату — в качестве верховного кассационного суда». Их принципиальное отличие — всесословность. Новые судебные органы должны были рассматривать гражданские и уголовные дела всех подданных Российской империи, к какому бы сословию они не принадлежали.

В России было две ветви судебной системы (подсистемы): мировые суды и общие суды.

Местными судебными органами были мировые суды, съезды мировых судей, волостные суды. Мировые суды состояли из двух звеньев: мировой суд в качестве суда первой инстанции (или столичный); уездный съезд мировых судей. Мировой судья рассматривал гражданские и уголовные дела Гражданские дела определялись суммой иска 500 и 1,5 тыс. руб., но дела о недвижимости мировым судьей рассматриваться не могли.

Общие судебные органы состояли из окружных судов и судебных палат. Окружные суды рассматривали как гражданские дела, так и уголовные. Впервые был создан суд с участием присяжных заседателей (12 постоянных и 2 запасных). Присяжные заседатели выносили вердикт — виновен или нет. Судебная палата была судом первой инстанции по делам о должностных преступлениях. Она заседала с участием сословных представителей. Сенат был высшим органом судебного надзора, верховным и кассационным судом в стране. Вне системы судов находился Верховный Уголовный суд, который был непосредственно действующей судебной инстанцией.

Инородческие суды действовали на окраинах. При рассмотрении дел руководствовались шариатом (Туркестанский край и Кавказ, где исповедовался ислам).

Военная реформа 1874 г.

Суть реформы: вместо установленного Петром I рекрутского набора с двадцатипятилетним сроком службы впервые в истории России была введена всеобщая воинская повинность, которая распространялась на все слои. Военная реформа 1874 г. имела большое значение для создания в России армии массового типа, которая начнет существовать с конца XIX — начала XX в.

Реформы, несомненно, знаменовали большую веху в государственно-правовой истории России — веху превращения феодальной монархии в монархию буржуазную. Александр II считал, что должны быть изменены государственные верховные структуры. Российский император мечтал о превращении абсолютной монархии в конституционную. Реализовать задуманное было не суждено: 1 марта 1881 г. (по старому стилю, по новому — 13 марта) в Санкт-Петербурге на Екатерининском канале Александр II был убит.

Полицейская реформа

Она начала осуществляться до отмены крепостного права. Было четко проведено различие между следственным и полицейским аппаратом и укреплен правовой статус полицейских служащих. В 1862 г. были изданы Временные правила об устройстве полиции. Они предусматривали создание единого полицейского управления, которое возглавлялось исправником из местных дворян и объединяло городничего и его канцелярию и земского исправника с судом. Уезды делились на станы во главе с приставом. Позже были введены должности полицейских урядников. После 1880 г. была расширена система органов политической полиции, в некоторых местностях были созданы уездные жандармские управления.

Контрреформы 1880-1890-х гг. XIX в.

С середины 70-х гг. вновь усилилось крестьянское и рабочее движение. После убийства народовольцами Александра II царское правительство стало на путь реакции. В 1881 г. было издано Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Страна объявлялась на чрезвычайном положении. Реформы 1860-1870-х гг. власть объявила «роковой ошибкой» Александра II. Были проведены контрреформы в области земских, судебных, городских учреждений. В 1889 г. вступило в силу Положение о земских участковых начальниках. Вместо системы мировых судов устанавливались новые судебно-административные должности в 43 губерниях России. В 1889 г. в России, за исключением Петербурга и Москвы, были ликвидированы мировые суды. Были ограничены возможности использования суда присяжных, адвокатской деятельности. Таким образом, судебная реформа 1864 года была ограничена.

Были внесены изменения в земскую реформу. В 1890 г. было опубликовано новое Положение, по которому повышался избирательный ценз в уездные губернские собрания по трем избирательным куриям от потомственных и личных дворян, городских состояний и крестьян. В 1892 г. было принято новое Городовое положение, которое ограничило число избирателей городских органов управления. Был введен имущественный ценз вместо податного ценза как основа при избрании гласных.

В период правления Петра I произошёл переход к новой государственной форме управления, называемой абсолютной монархией или абсолютизмом. Абсолютная монархия является такой формой правления, когда монарху юридически принадлежит вся полнота государственной власти в стране. Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности. Сосредоточение власти осуществлялось египетскими фараонами, римскими императорами и диктаторами XX века. Это не было абсолютной монархией. Для возникновения последней необходим переходный период от феодальной системы к капиталистической. Для абсолютной монархии характерно наличие сильного, разветвлённого профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидации всех сословно-представительных органов и учреждений. Эти признаки присущи и российскому абсолютизму. Однако у него были и свои существенные особенности:

— абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), а абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;

— социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), а российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служивое сословие.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Идеология абсолютизма может быть определена как патриархальная. Глава государства представляется как «отец народа», который любит и хорошо знает, чего хотят его дети. Он вправе их воспитывать, научать и наказывать. Отсюда стремление консолидировать всё, даже малейшие проявление общественной и частной жизни: указы I четверти XVIII века предписывали населению, когда гасить свет, какие танцы танцевать на ассамблеях, в каких гробах хоронить, брить или не брить бороды и т.д. Идея абсолютной монархии проявляется в России во второй половине XVII века и тесно переплетается с проектами экономических преобразований страны.

Идеалом Петра I было именно такое абсолютистское государство, «регулярное государство», которое своим всеобъемлющим бдительным попечением стремилось регулировать все стороны общественной и частной жизни в соответствии с принципами разума и на пользу «общего блага». При Петре власть государя стала практически безграничной, а его предшественники были вынуждены делить власть с сословиями и их представителями. Заменив Боярскую Думу контролируемым сверху Сенатом, Пётр навсегда освободился от боярских притязаний на власть точно так же, как заменой патриаршества Синодом он сделал невозможной политическую конкуренцию со стороны церкви.

Петровские реформы, несомненно, были направлены против старой боярской аристократии, не желавшей перемен и укрепления сильной централизованной власти. Поэтому Пётр опирался на поместное дворянство, которое, будучи более прогрессивным молодым сословием, поддерживало курс на европеизацию России и на укрепление абсолютной монархии.

Базисным принципом российского абсолютизма оставался принцип неограниченной власти монарха, который и получил своё практическое воплощение в законодательстве того времени.

Общая характеристика самодержавия и монархии

Любому государству на всех этапах его исторического развития характера определенная особенность, связанная с тем, каким образом формируется и устанавливается верховная государственная власть. При этом если в настоящее время в наибольшей степени распространены республиканские начала в соответствующей сфере – то есть органы государственной власти и высшие должностные лица формируются в результате прямых выборов, представляют интересы избирателей и ответственны перед электоратом, то в прошлом, государственная власть, как правило, сосредотачивалась в руках единственного лица – монарха.

Замечание 1

При этом исходя из традиций, национальных особенностей, конкретно-исторических условий, предпосылок установления, и т.д. – монархическая форма правления характеризовалась существованием целого комплекса разновидностей, отдельные из которых группировались и признавались соответственно абсолютной, дуалистической или парламентской монархией.

В нашей стране, по крайней мере, с конца XV в. форму правления принято именовать самодержавной. При этом в литературе существуют самые разнообразные точки зрения относительно того, можно ли признавать самодержавие в качестве одной из форм монархического правления, синонимом абсолютизма, самостоятельным явлением, и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Европейский абсолютизм и российское самодержавие 440 руб.
  • Реферат Европейский абсолютизм и российское самодержавие 260 руб.
  • Контрольная работа Европейский абсолютизм и российское самодержавие 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Представляется целесообразным также подчеркнуть, что те определения самодержавия, которые распространены в научной и учебной литературе, в первую очередь, связывают его характеристику с неограниченной властью самодержца, что в целом соответствует описанию абсолютной монархической формы правления. В этой связи, для рассмотрения вопроса о характеристике и соотношении российского самодержавия и абсолютной монархии, представляется целесообразным провести подробный анализ понятия и видов монархического правления.

Понятие и свойства монархии как формы правления

В наиболее общем виде, монархию целесообразно определять в качестве особой формы правления, для которой характерно наличие следующих отличительных признаков:

  1. Верховная государственная власть принадлежит единственному лицу – монарху;
  2. Полномочия монарха не ограничиваются по сроку и распространяются на весь период его жизни;
  3. Процедура передачи и приобретения власти связана с наследованием престола, а не с любого рода выборными процедурами.

Говоря о видах монархии, в общем виде принято говорить о существовании ограниченных и неограниченных монархий. При этом применительно к самодержавию, чаще всего проводится его соотношение именно с неограниченной (абсолютной) монархией, для которой характерно:

  1. Формальная неограниченность полномочий монарха «никем» и «ничем».
  2. В руках абсолютного монарха сосредотачивается все полнота законодательной, исполнительной и судебной власти, источником которых является он сам;

Однако, несмотря на наличие определенной схожести, в исторической науке предлагается точка зрения о том, что классический европейский абсолютизма и форма правления российского государства на самом деле не очень близки. В этой связи предлагается провести характеристику соотношения европейского абсолютизма и российского самодержавия.

Соотношение абсолютизма и самодержавия

Впервые титул самодержца был провозглашен применительно к Ивану III, после завершения объединения московского княжества, освобождения от монголо-татарского завоевания, и, фактически, в связи с окончательным оформлением российского государства. Окончательное завершение соответствующего процесса формирования самодержавия, как правило, связывается с периодом правления Петра I.

При этом абсолютизма и самодержавие достаточно долгое время рассматривались в качестве синонимичных категорий, фактически обозначающих одно и то же – форму неограниченной монархии. Широкая дискуссия в рассматриваемой сфере возникла во второй половине XX в., а в ее основу было положено решение вопроса о возможности применения марксистской концепции абсолютизма, сформированной с опорой на анализ европейских форм правления, применительно к тем социально-экономическим и политическим реалиям, которые были характерны для нашей страны в период самодержавия.

Замечание 2

В частности, проводя характеристику европейского абсолютизма Маркс и Энгельс указывали, что возникновение абсолютизма в странах Западной Европы носило объективный характер: в условиях перехода от классического феодализма к раннему капитализму, а следовательно и переходов от натурального хозяйства к товарному, происходит процесс снижения политического влияния крупных феодалов, и наоборот, укрепляются позиции городской буржуазии, что неизбежно привело к серьезным изменениям в структуре политической надстройки.

Иными словами, объективно сложившейся, в результате изменения экономического базиса ситуацией воспользовались многие европейские монархи XVI-XVII вв., которые стремились освободиться от воздействия «крупных феодалов» и стали в этой связи опираться на союз мелкого дворянства и горожан, заинтересованных в сильной центральной власти.

В этой связи, сам Маркс и некоторые его последователи, в том числе в нашей стране указывали на значительные различия в содержании и особенностях европейского абсолютизма и российского самодержавия, называя последний разновидностью восточной деспотии. В числе признаков, сближавших самодержавие и восточный деспотизм, некоторыми исследователями выделялись:

  1. Преобладание неправовых методов управления обществом, прежде всего – личного произвола монарха;
  2. Неразвитость городского сословия, и, следовательно, исключительно дворянский характер российского самодержавия;
  3. Преобладание государственной собственности на землю и преимущественно общинного землепользования.

Замечание 3

Однако достаточно большим количеством исследователей соответствующая точка зрения не разделялось, ими указывалось на то, что Маркс не имел в виду различные типы абсолютизма применительно к странам Западной Европы и России, а лишь подчеркивал существование региональных особенностей абсолютной монархии как единой формы правления.

Государственный строй России при абсолютной монархии (конец XVII — первая четверть XVIII в.)

Становление абсолютной монархии в России относится к концу XVII в. Для нее характерны следующие признаки:

1) вся полнота государственной власти находится в руках одной личности;

2) наличие профессионального бюрократического аппарата;

3) создание сильной постоянной армии;

4) отсутствие сословно-представительных органов и учреждений.

Для российского абсолютизма характерны следующие особенности:

1) в России он складывался в условиях развития крепостничества, а не в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, как в Европе;

2) социальной опорой российского абсолютизма были дворянство и служилое сословие, в то время как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с городами.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Усиление роли государства также выразилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп. Еще одним направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения крестьян.

Специфической особенностью российского абсолютизма была его патриархальная идеология. По специальному указанию Петра I Феофаном Прокоповичем был написан труд «Правда воли монаршей», в котором оправдывалась необходимость власти абсолютного монарха. Глава государства изображался «отцом народа», который знает, чего хотят его дети, поэтому он вправе их воспитывать, поучать и наказывать. Отсюда и желание контролировать все сферы общественной и частной жизни.

Возглавляет государство абсолютный монарх. Ему всецело и неограничено принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Он также является главнокомандующим армии. С подчинением церкви монарх осуществляет руководство и государственной религиозной системой.

Изменяется порядок престолонаследия. В силу политических мотивов Петр I лишил законного престолонаследника царевича Алексея права наследования. В 1722 г. был издан Указ о наследии престола, закреплявший право монарха по собственной воле назначать своего наследника. Юридическим источником закона стала признаваться воля монарха. Законодательные акты издавались самим монархом либо сенатом от его имени.

Монарх был главой всех государственных учреждений: присутствие монарха автоматически прекращало действие местной администрации и передавало власть ему. Все государственные учреждения были обязаны исполнять решения монарха.

Монарх был верховным судьей и источником всей судебной власти. В его компетенции было рассмотрение любых дел независимо от решения судебных органов. Его решения отменяли все другие. Монарху принадлежало право помилования и утверждения смертных приговоров.

Боярская дума к концу XVII в. из органа, которому наряду с царем принадлежала вся полнота государственной власти, превратилась в периодически созываемое совещание приказных судей. Дума стала судебно-управленческим органом, осуществлявшим надзор за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. Численность Боярской думы постоянно возрастала. В конце XVII в. из состава Думы выделились Ближняя дума и Расправная палата.

В 1701 г. функции Боярской думы были переданы Ближней канцелярии, которая координировала всю работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединились в совет и получили название Консилии министров.

После образования сената в 1711 г. Боярская дума была ликвидирована.

Сенат был учрежден в 1711 г. как высший орган управлениия общей компетенции, в которую входили судебная, финансовая, ревизионная и другие виды деятельности. Состав сената включал 9 сенаторов и обер-секретаря, назначавшихся императором.

Структура сената включала присутствие и канцелярию. Присутствие представляло собой общее собрание сенаторов, на котором обсуждались и принимались посредством голосования решения. Вначале требовался единогласный порядок принятия решений, с 1714 г. решения стали приниматься большинством голосов. Указы сената должны были подписываться всеми его членами. Поступающие в сенат дела регистрировались и заносились в реестр, заседания подлежали протоколированию.

Канцелярия, возглавляемая обер-секретарем, состояла из нескольких столов: разрядного, секретного, губернского, приказного и пр. В 1718 г. штат сенатских подьячих был переименован в секретарей, канцеляристов и протоколистов.

При сенате существовало несколько должностей, имевших важное значение в области государственного управления. Контроль за деятельностью сената был возложен на генерал-ревизора, которого позже сменил обер-секретарь сената. Для надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и сената, учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им подчинялись прокуроры при коллегиях и надворных судах.

В 1722 г. сенат был реформирован тремя указами императора. Был изменен состав сената: в него стали входить высшие сановники, не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий, кроме Военной, Морской и Иностранной, были исключены из его состава. Сенат становился надведомственным контрольным органом. Таким образом, реформа 1722 г. превратила сенат в высший орган центрального управления.

Перестройка приказной системы управления произошла в 1718-1720 гг. Большинство приказов было ликвидировано, а на их месте учреждены новые центральных органы отраслевого управления — коллегии.

Сенатом были определены штаты и порядок работы коллегий. В состав коллегий входили: президенты, вице-президенты, четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие.

В декабре 1718 г. был принят реестр коллегий. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер-коллегия, ответственная за доходы государства, Штатс-контор-коллегия — за расходы и Ревизион-коллегия, контролирующая сбор и расход казенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг-коллегии (занимавшейся горным делом), Мануфактур-коллегии (занимавшейся легкой промышленностью). Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия, а две сословные коллегии — Вотчинная и Главный магистрат — управляли дворянским землевладением и городскими сословиями.

Функции, внутреннее устройство и порядок делопроизводства в коллегиях определялись Генеральным регламентом, объединившим нормы и правила, регламентирующие порядок работы учреждения.

В ходе создания новых органов управления появились новые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный советники, советники, асессоры и др. Штатные и придворные должности были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась профессиональной, а чиновничество — привилегированным сословием.

Во второй половине XVII в. продолжала действовать следующая система местных органов управления: воеводское управление и система областных приказов. Реорганизация местных органов управления произошла в начале XVIII в. Главными причинами этих преобразований явились: рост антифеодального движения и необходимость в развитом и слаженном аппарате на местах. Преобразование местных органов управления началось с городов.

Указом 1702 г. был отменен институт губных старост, а их функции были переданы воеводам. Отмечалось, что воеводы должны были управлять делами совместно с выборными дворянскими советами. Таким образом, сфера местного управления получила коллегиальное начало.

С 1708 г. вводилось новое территориальное деление государства: территория России была разделена на восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В период 1713-1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати. Возглавлял губернию губернатор или генерал-губернатор, объединявший в своих руках административную, судебную и военную власть. В своей деятельности он опирался на вице-губернатора и четырех помощников по отраслям управления.

Губернии разделялись на уезды, возглавляемые комендантами. Во главе провинций стояли обер-коменданты.

К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления: уезд — провинция — губерния.

Вторая областная реформа была проведена в 1719 г.: территория государства разделялась на 11 губерний и 45 провинций (впоследствии их количество увеличилось до 50).

Провинции делились на округа — дистрикты. В 1726 г. дистрикты были упразднены, а в 1727 г. восстановлены уезды.

Абсолютная монархия (от лат. absolutus — безусловный) — разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

Становление абсолютной монархии в России относится к концу XVII в. Для нее характерны следующие признаки:

— вся полнота государственной власти находится в руках одной личности;

— наличие профессионального бюрократического аппарата;

— создание сильной постоянной армии;

— отсутствие сословно-представительных органов и учреждений.

Для российского абсолютизма характерны следующие особенности:

— абсолютизм в России складывался в условиях развития Крепостничества, а не в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, как в Европе;

— социальной опорой российского абсолютизма были крепостническое дворянство и служилое сословие, в то время как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с городами.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Усиление роли государства также выразилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп. Еще одним направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения крестьян.

Переход к абсолютизму определялся в первую очередь социально-экономическими причинами. В условиях усиления экономических связей между отдельными районами страны начался процесс складывания единого рынка. Крупные купцы стремились обзавестись вотчинами, крепостными крестьянами и смыкались с классом феодалов. Наиболее яркими примерами феодалов-предпринимателей были Строгановы и Демидовы. Во второй половине XVII в. к тому же сложилась возможность установления абсолютной монархии. Создание постоянного войска, усиление аппарата чиновников приказной системы, независимые источники дохода казны в виде ясака и винной монополии обеспечили независимость царской власти. Необходимость в сословно-представительных органах отпала, власть монарха становилась неограниченной, абсолютной.

52. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.: разработка, основные положения, значение

ГК РСФСР начал разрабатываться уже после окончания Гражданской войны, летом 1921 г. Первоначально речь шла лишь о правовой регламентации общей части обязательственных отношений.


ГК РСФСР 1922 г. был построен на принципах, провозглашенных Декларацией основных частных имущественных прав, признаваемых РСФСР, принятой ВЦИК в мае 1922 г.

Осенью 1922 г. подготовленный проект ГК РСФСР обсуждался сначала на уровне Народного комиссариата юстиции РСФСР, затем – Совнаркома РСФСР. Его одобрил лично Ленин. Кодекс был утвержден решением ВЦИК 31 октября 1922 г. и вступил в силу с 1 января 1923 г.

Обязательственное право. Даже в период НЭПа советское право не восприняло полностью «буржуазный» принцип свободы договора, хотя в основном административно-правовые способы регулирования хозяйственной деятельности и уступили на время место договорным отношениям.

Гос. предприятия должны были в натуре (реально) исполнять свои обязательства друг перед другом исполнение этого правила строго контролировалось органами (комиссиями) гос. арбитража.

Вещное право. ГК РСФСР 1922 г. различал три вида собственности: гос., кооперативную и частную. Земля, ее недра, леса, воды, железные дороги общего пользования и их подвижной состав, летательные аппараты находились в исключительной гос. собственности.

В отдельных случаях частным предпринимателям (включая иностранных) предоставлялись определенные права в изъятие из действующих российских гражданских законов, в концессионном порядке.

Частная собственность допускалась лишь на мелкие промышленные предприятия и строения.

Частные предприниматели и кооперативные организации имели возможность арендовать гос. промышленные предприятия.

Наследственное право. Наследственная масса (имущество, кот. можно передать по наследству) ограничивалась 10 тыс. руб. (этот лимит был отменен в 1926 г. в разгар НЭПа). Также был установлен прогрессивный налог на наследство, превышающее 1 тыс. руб. Это были явные ограничения свободы наследования.

Допускалось наследование по закону и по завещанию. Наследниками могли быть супруг (супруга) наследодателя, его нисходящие родственники (дети внуки, правнуки…), а также лица (не только родственники), находившиеся в течение последнего года жизни наследодателя на его иждивении. Все указанные наследники одновременно призывались к наследованию после умершего наследодателя.


Право завещательного распоряжения имуществом ограничивалось кругом наследников по закону. Наследодатель мог лишь увеличивать (уменьшать) причитающиеся им доли наследственной массы или вообще лишить одного или несколько таких наследников доли наследства. В 1928 г. наследодателю было запрещено лишать наследства несовершеннолетних.

Выморочное имущество безоговорочно поступало в доход государства.

В 1928 г. были разрешены завещания в пользу советского государства, отдельных его органов.

Данный законодательный акт был первым в России гражданским кодексом и первым в мире гражданским кодексом социалистического государства. Он оформил становление советского гражданского права и обобщил менее чем двухлетний опыт развития гражданско-правовых институтов в условиях новой экономической политики.

21. Указ «О порядке наследования движимых и недвижимых имуществ» (23 марта 1714 г.): содержание и значение. Изменения в правовом регулировании имущественных отношений

Указ о единонаследии — законодательный акт Петра I от 23 марта 1714 г., закрепивший дворянскую собственность на землю. Полное название — «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах». По указу отец мог передать недвижимое имущество только одному из сыновей или дочери (если нет сына); при отсутствии детей — одному из своих родственников, но обязательно той же фамилии. Указ ликвидировал юридическую разницу между поместным и вотчинным землевладением. Было запрещено продавать и закладывать недвижимое имущество. Движимое имущество завещатель мог распределить между детьми по своему усмотрению. Основным мотивом издания указа было желание Петра I предотвратить дробление дворянских имений. В 1730 г. У. о е. отменен императрицей Анной Ивановной по требованию дворянства.

Согласно положениям Указа, происходило юридическое слияние поместного и вотчинного землевладения (на практике это сближение произошло гораздо раньше, однако, получило легитимацию только теперь). Возникло новое понятие — недвижимость.

Указ запрещал отчуждать недвижимость, кроме случаев «нужды».

Указ давал право наследовать неделимую недвижимость только одному сыну (как правило — старшему). Однако это не был принцип майората.

Таким образом, Пётр добивался следующих результатов: землевладения ограждались от бесконечного дробления, а дворянское сословие — от обнищания. Запрет на отчуждение не позволял дворянину проиграть в карты или каким-либо другим образом «разбазарить» драгоценную землю. Кроме того, право на наследство, закреплённое только за одним сыном, вынуждало его братьев исправно служить на государственной службе — «искать чинов»

Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г. Этот акт имел несколько последствий:

1) юридическое слияние таких форм земельной собственности как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия «недвижимая собственность». На ее основе произошла консолидация сословия.

2)

3)

4) Появление этого понятия привело к выработке более точной юридической техники, разработке правомочий собственника, стабилизации обязательственных отношений;

2) установление института майората (наследования недвижимости только одним старшим сыном), не свойственного русскому праву. Его целью было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности. Реализация нового принципа приводила, однако, к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или по гражданской линии. Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян (оно было упразднено уже в 1731 г.);

3) превратив поместье в наследственное землевладение, Указ вместе с тем нашел новый способ привязать дворянство к государственной службе — ограничение наследования заставляло его представителей служить за жалование. Очень быстро стали формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.

Добавить комментарий