Саморегулирование

Саморегулирование поведения – это способность использовать свои знания о закономерностях человеческого поведения для того, чтобы достичь целей, которые принесут нам пользу или просто удовлетворение.

Саморегуляция слагается из четырех процессов:

· самонаблюдения – отслеживания своего поведения;

· самооценки – суждения о себе;

· самореагирования – побуждения себя;

· постановки целей.

Самонаблюдение. Прежде чем изменить свое поведение, необходимо его осознать. Для этого необходимо систематически отслеживать свои действия. При этом мы решаем ряд задач: оцениваем результаты своих действий, принимаем решения об их усовершенствовании, определяем для себя цели, которые помогут нам стать такими, какими мы хотим быть.

Самооценка. Большинство из нас обладают обширными знаниями о том, как лучше всего действовать, но не имеют четких представлений о совершаемом нами в настоящий момент. Вот почему следует начинать с самонаблюдения. Осознав свое поведение, следует решить, соответствует ли то, что мы делаем, желаемому (нашим личным стандартам) и стоит ли изменять наше поведение.

Решив, как же надо поступать, мы ставим перед собой некую цель, а затем пытаемся добиться соответствия ей своего поведения. Оценивая себя далее, сможем понять, на правильном ли мы пути.

Самореагирование. Выносимые о себе самом суждения обычно сопровождаются определенными аффективными реакциями. Когда мы добиваемся успеха, или когда у нас все в порядке, мы испытываем удовлетворенность. Столкнувшись с неудачей или затруднениями, мы переживаем негативные эмоции или недовольство. Это заставляет нас задаться более смелыми целями или отказаться от уже поставленной.

Постановка целей. Ключевым моментом в получении личного успеха является овладение искусством или наукой постановки целей. Можно дать несколько определений цели:

— цель – это «мишень» или объект мотивированного поведения;

— цель – это мечта, реализованная в деятельности.

Основное значение целей в том, что они:

· активизируют усилия;

· укрепляют настойчивость;

· указывают направление;

· мотивируют разработку стратегий.

Различают ближайшие и отдаленные цели. Оба типа важны, но выполняют разные функции. Чтобы побудить человека действовать сейчас, цель не должна быть отдаленной. Такая цель связана с ближайшим будущим. Достигая ее, мы приближаемся к отдаленным целям. Отдаленные цели обычно связаны с более интенсивными предвосхищающими эмоциями. В результате такие цели способны поддержать мотивацию, даже когда мы выполняем скучную трудоемкую работу. Отдаленные цели также задают направление нашей деятельности. Отдаленные цели без ближайших приводят к бездействию.

Мы должны ставить перед собой трудные, но достижимые цели. Если цель недостаточно трудна, она не может оказать на нас мотивирующего воздействия. Если она воспринимается как недостижимая, мы не станем прилагать усилий.

Цели, которые выдвигает сам человек, обладают большей мотивационной силой, чем цели, поставленные перед ним другими людьми.

Необходимым условием эффективности поведения является обратная связь. Без обратной связи мы не можем определить, насколько хорошо справляемся со своей задачей.

Важными факторами саморегулирования поведения и деятельности являются: контроль эмоций, преодоление сомнений в собственных силах, овладение навыками и формирование компетентности.

Целенаправленное поведение – это результат сознательных действий, проявления воли.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. В чем проявляются функции воли?

2. Что такое сила воли и чем она обусловлена?

3. Что может влиять на процесс принятия решения?

4. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на развитие воли?

5. В чем заключается слабость воли и каковы ее причины?

6. Существует ли закономерная связь между высоким сознанием человека и силой его воли?

7. Можно ли утверждать, что труд человека был главным источником формирования его воли?

8. Является ли упрямство признаком сильной воли?

9. Какие приемы работы над собой могут способствовать формированию волевых качеств?

10. Почему одни люди ставят перед собой трудные цели, а другие нет?

11. Что такое саморегуляция?

12. Что важнее для успеха – способности или мотивация?

Литература

1. Атватер И. Психология для жизни. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

2. Блэкборн Р. Психология криминального поведения. – СПб.: Питер, 2004.

3. Геген Н. Психология манипуляции и подчинения. – СПб.: Питер, 2005.

4. Психология ХХI века: Учебник для вузов /Под ред. В.Н.Дружинина – М.: ПЭР СЭ, 2003.

5. Психология. Учебник/Под ред. А.А.Крылова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999.

6. Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. – СПб: Питер, 2003.

Согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. N315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»:

Статья 2. Понятие саморегулирования

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Саморегулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской (индивидуальные предприниматели и юридические лица) или профессиональной (физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность) деятельности в саморегулируемые организации.

Статья 3. Саморегулируемые организации

1. Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

2. Объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами.

3. Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», при условии ее соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом требованиям. К числу указанных требований помимо установленных в части 1 настоящей статьи относятся:

1) объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное;

2) наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

3) обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.

4. В случае если иное не установлено федеральным законом, для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.

5. Требования, предусмотренные пунктами 1-3 части 3 настоящей статьи и предъявляемые к саморегулируемым организациям, и требования, предъявляемые к некоммерческим организациям для признания их саморегулируемыми организациями, являются обязательными, если иное не установлено федеральным законом. Федеральными законами могут быть установлены иные требования к некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, для признания их саморегулируемыми организациями, а также могут быть установлены повышенные требования по сравнению с указанными в настоящем Федеральном законе требованиями к саморегулируемым организациям.

6. Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;

2) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;

3) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

5) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;

6) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;

8) осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;

9) рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация наряду с основными функциями вправе осуществлять иные предусмотренные федеральными законами и уставом некоммерческой организации функции.

Саморегулируемая организация имеет право:

1) от своего имени оспаривать в установленном законодательством РФ порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

2) участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;

3) участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;

4) вносить на рассмотрение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;

5) запрашивать в органах государственной власти РФ, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

Саморегулирование — это самостоятельное, инициативное регулирование субъектами одной отрасли (профессии) правил профессиональной деятельности, её содержания и качества, а также дисциплинарной ответственности субъектов за их нарушение. Инициативное объединение может происходить при возникновении потребности субъектов в создании на рынке условий, препятствующих дискредитации в глазах потребителей и государства данного вида предпринимательской деятельности, а также для создания условий, препятствующих возникновению недобросовестной конкуренции. Не вызывает сомнений, что такое саморегулирование соответствует интересам государства, поэтому с его стороны также могут предприниматься меры, способствующие подобным процессам объединения. В общем случае институт саморегулирования может существовать параллельно с контролирующими органами государства, а по желанию последнего, контролирующие функции могут быть переданными саморегулируемым организациям полностью.

ПРИНЦИПЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

В последнее время в Российской Федерации наметилась тенденция передачи контролирующих функций государства к так называемым «саморегулируемым организациям» — объединениям, основанным на членстве субъектов определенной профессиональной деятельности или определенной отрасли. В связи с этим весьма актуальным является определение принципов, на основании которых должны создаваться и функционировать саморегулируемые организации.

Из смысла данного выше определения следует, что:

· Саморегулирование в своей основе содержит инициативу субъектов того или иного вида деятельности (профессии)

· Система саморегулирования может считаться таковой только при условии полного охвата ею всех субъектов того или иного вида деятельности (профессии).

· С точки зрения саморегулирования высшей мерой ответственности субъектов саморегулирования перед сообществом может быть только исключение

· Саморегулирование не может и не должно являться механизмом материальной ответственности субъектов саморегулирования перед потребителями их услуг. Для этого существуют иные способы, содержащиеся в нормах Гражданского кодекса РФ, и некоторых федеральных законах.

· Субъекты саморегулирования, выполняющие при осуществлении своей деятельности установленные сообществом требования и правила, подлежат защите своих интересов сообществом

Принцип – основание, правило, основа, от которой не отступают. Словарь Даля.

Определение принципов, которым должна соответствовать любая саморегулируемая организация, возможно только на основании анализа правоотношений, которые могут возникать в рамках деятельности такой организации. Перечень этих правоотношений очевиден:

1. между СРО и государством

2. между СРО и её членами

3. между СРО и потребителями услуг её членов

4. между членами СРО

5. между различными СРО одноименной отрасли (профессии)

6. между СРО и средствами массовой информации

Правоотношения между СРО и государством.

В предпринимательстве существует большое количество видов деятельности (профессий), следует признать, что правила саморегулирования не могут быть универсальными для всех. В связи с этим следует отметить первый принцип СРО – принцип организации (объединения) по отраслевому или профессиональному признаку.

Возможность создания различного рода объединений следует из Конституции РФ, поэтому можно говорить о втором принципе – принцип законности деятельности. Иными словами, деятельность саморегулируемых организаций не может противоречить действующему законодательству РФ.

Государство может пойти на передачу саморегулируемым организациям функций контроля за субъектами той или иной деятельности только в случае, если эти организации смогут обеспечить объем, качество и периодичность проведения контроля на уровне не меньшем, чем обеспечивался государственными органами контроля. Таким образом, отмена государственного контроля возможна только при условии удовлетворения саморегулируемых организаций принципу соответствия минимальным требованиям к ним.

Как было указано выше, саморегулирование является таковым только при полном охвате всех субъектов деятельности или профессии. Действительно, неуместно говорить о саморегулировании, если одной частью субъектов применяются какие-то правила деятельности, а для другой её части они значения не имеют. В такой ситуации мы находимся в настоящее время. Те объединения, которые уже существуют, на самом деле, могут считаться только общественными организациями и (или) некоммерческими объединениями. Из сказанного является очевидным, что система негосударственного регулирования может считаться системой саморегулирования, если она соответствует принципу обязательности членства. Вовлечение в процесс саморегулирования всех участников определенного вида деятельности и (или) профессии осуществимо только при условии: доступности для рядовых членов органов управления СРО; возможности влияния рядовых членов на органы управления СРО; возможности взаимного влияния членов СРО друг на друга

Всё вышеперечисленное возможно только при условии их взаимной близости. Лишь при её наличии возможно полноценное взаимовлияние, читай, саморегулирование. Таким образом, одним из принципов организации СРО должен быть принцип территориального устройства. Это могли бы быть объединения в рамках области, округа, либо общероссийские объединения, включающие в себя территориальные филиалы (представительства).

Несомненным является то, что полноценное саморегулирование к-либо деятельности невозможно без полноценного влияния саморегулируемых организаций на законодательный процесс. Действительно, кто лучше таких организаций знает о существующих проблемах в их сферах деятельности и путях их решения? Никто. Следовательно, у таких организаций должно быть право если не на законодательную инициативу (не предусмотрено Конституцией), то хотя бы на проведение экспертизы законопроектов, затрагивающих сферы интересов её членов. Таким образом, государство по отношению к системам саморегулирования должно соблюдать принцип вовлеченности саморегулируемых организаций в законодательный процесс. Только при его наличии и соблюдении возможно полноценное взаимное доверие между государством и СРО.

Государство должно обеспечивать на своей территории единство экономического пространства и правоприменения. Исходя из этого, оно заинтересовано, чтобы саморегулируемые организации в свою очередь обеспечивали в отношении своих членов их равенство перед законом и внутренними правилами организации, а в отношении потребителей их услуг – обязательность рассмотрения обращений последних в СРО. Кстати, в качестве потребителя может быть и само государство. Исходя из этого, можно говорить о принципе равенства членов и о принципе обязательности реагирования на внешние обращения.

Государство в любом случае должно обеспечить себе возможность надзора за выполнением саморегулируемыми организациями функций контроля за деятельностью своих членов. Государством могут быть установлены требования по публичному (или иному) раскрытию определенного рода информации. Исходя из этого, любое СРО должно соответствовать принципу открытости.

С учетом того, что саморегулируемая организация должна обеспечить реагирование на внешние обращения, было бы правильным неучастие государства в той или иной форме, а равно и потребителей услуг членов СРО, в деятельности любой саморегулируемой организации. Это значит, что представители государства и потребителей не должны входить в выборные органы управления СРО. Это исключит коррупционное сращивание функционеров СРО с функционерами государства, и тем самым, будет способствовать возникновению здоровой среды саморегулирования. Любые вопросы, которые волнуют государство и потребителей, могут быть решены путем направления запросов и предложений в СРО. Не реагировать на них СРО не имеет права. Исходя из этого, СРО должны соответствовать принципу независимости или по-другому, принципу неучастия государства и потребителей в органах управления СРО.

Система саморегулирования любого вида деятельности не должна вовлекаться какими-либо силами в политические процессы государства. Отсюда следует принцип отстраненности от политической деятельности.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 9

  1. D) определение стратегии развития общества.
  2. I. Общая характеристика возрастного развития
  3. II. Государство и история
  4. IV этап. Трудности поддержки и развития таланта и одарённости.
  5. А) роли общего развития человека в волевой регуляции;
  6. А.1. — ПБ 115.1. Подготовка и аттестация руководителей и специалистов организаций по основам промышленной безопасности
  7. Административно-правовой статус Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
  8. Акты международных организаций по экономическим вопросам.
  9. Аллогенные аномалии и пороки развития
  10. Альтернативная история в цикле романов Ван Зайчика «Плохих людей нет».

Саморегулирование и самоуправление в Российской Империи было сформировано несколько столетий тому назад. Первоначально деятельность самоуправления опиралась на правовые институты, такие как адвокатура и объединение адвокатов. Организованная в 1870 году Московская биржа, которой поручалась оберегать интересы биржевого общества перед государственными и социальными корпорациями, стала прототипом саморегулирующей организации.

В общественной жизни СССР наблюдалось противоборство двух систем управления — государствоведческой и самоуправленческой. В институциональном плане речь шла о меняющемся соотношении власти и самоуправления (местного, производственного и т.п.), о перемене методов управления государственными и общественными делами. Политико-социальная мысль и общественная практика по сути дела «метались» между этими главными доминантами. А право использовалось для целей победивших сил и вводилось то жесткое, то мягкое регулирование, то поддержка, то «оставление правовых позиций» и уход в сторону. В нашей стране в ХХ веке стремление к самоуправлению и саморегулированию проявлялась «вспышками» — в начале 20-х, в 60-х и 80-х годах, что находило свое отражение в отдельных научных трудах.

Например, многие юристы советского права признавали понятие индивидуального регулирования, как функции правоприменительного процесса в нетипичной ситуации. В.Б. Исаков, Т.В. Кашанина и В.К. Самигуллин предложили считать индивидуальное регулирование элементом системы правового регулирования.

В советском социалистическом праве можно выделить следующие отрасли: 1) государственное право, 2) административное право, 3) финансовое право, 4) гражданское право, 5) семейное право, 6) трудовое право, 7) колхозное право, 8) земельное право, 9) уголовное право, 10) уголовно-процессуальное право, 11) гражданско-процессуальное право.

В частности, А.Ф. Черданцев полагал, что в системе права имеется своеобразный механизм саморегулирования, наличие которого обусловливает существование в ней связей управления, координации. Более того, многие авторы саму систему права рассматривали как субъективную по своей природе конструкцию, которая, будучи обусловленной экономическим строем общества, все же непосредственно «выстраивается» волей человека, выступает продуктом его сознательного творчества. В науке гражданского права была высказана точка зрения, согласно которой применительно к организации (упорядочению) экономических (хозяйственных) связей можно говорить о властно-организационной и координационной деятельности органов управления, т.е. о государственном регулировании и деятельности хозяйственных организаций по упорядочению взаимоотношений в договорной форме. Иными словами, речь шла о саморегулировании гражданских правоотношений на основании договора.

Но в большинстве своем советские юристы, считали, что в отличие от права капиталистических стран, советское право не вырастает стихийно, оно строится планомерно на основе сознательно используемых экономических законов социализма. Сама природа объективных законов социализма такова, что она предполагает не только научное познание, но и сознательное осуществление требований этих законов. Так, например, закон планомерного, пропорционального развития требует сознательного регулирования процесса производства в интересах всего общества.

Из вышеизложенного и публикаций ряда других авторов, можно сделать вывод, что институт саморегулирования при СССР был развит слабо.

Начиная с 90-х годов в Российской Федерации основы саморегулирования применялись в управлении деятельности профессиональных членов рынка ценных бумаг и профессиональных таксаторов.

С этого момента, саморегулирование в России стало широко известным почти во всех только появившихся сферах социальной жизни.

Впервые в российском законодательстве понятие «саморегулируемые организации» встречается в постановлении Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 12 июля 1995 г. N 3, которым было утверждено Временное положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг (в настоящее время утратило силу). Определение саморегулируемой организации дано в ст. 48 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Тем самым было укреплено законное положение саморегулируемой организации. Добровольные неторговые предприятия, образованные профессиональными членами биржи ценных бумаг и работающие согласно законам Российской Федерации о ценных бумагах назывались саморегулируюмыми организациями. В начале понятие «саморегулируемая организация» применялось к рынку акционерных капиталов. Саморегулируемые организации формировались специалистами рынка ценных бумаг и учреждениями, осуществляющими эмиссию. Руководство саморегулируемых организаций создавали нормы деятельности по ведению реестров, отправляли в Федеральную комиссию запросы о предоставлении разрешений на право реализовывать профессиональную деятельность участниками организации.

В Российской Федерации усовершенствование деятельности саморегулируемых организаций основывалось на двух этапах. 1995 по 1998 год период первого этапа — укрепление понятия «саморегулируемая организация». В этот период законный статус саморегулируемой организации был установлен во всех нормативных актах, учитывая только рынок ценных бумаг. Начиная с 1998 года настал второй этап, вершиной которого оказался 2002 год. На втором этапе осуществлялось образование саморегулируемых организаций в разных областях предпринимательской деятельности, участие в которых обязывало некоторые индивидуальные группы предпринимателей.

Январь 2010 г. стал одной из важнейших дат современной истории правового регулирования Российской Федерации — завершилось формирование системы государственного контроля хозяйственной деятельности — лицензирование было окончательно заменено институтом саморегулирования. Закончился переходный период, когда одновременно существовали и лицензии, и новые допуски саморегулируемых организаций — отношения между организациями и надзорными органами вышли на новую ступень развития. А.Н. Галуша отмечает: «…сегодня лицензии уже изжили себя. Да, их введение позволило в какой-то мере упорядочить рынок. Но теперь пришло время для более совершенных мер. Сейчас, когда лицензии просто-напросто покупаются, они не могут быть показателем качества работы компании. Переход от государственного регулирования к саморегулированию, то есть отделение государства от бизнеса, повысит уровень ответственности компаний за свою работу и снизит коррупционную составляющую нашей жизни».

В настоящее время саморегулирование введено во многих отраслях российской экономики. Например, уже созданы саморегулируемые организации арбитражных управляющих, оценщиков, аудиторов, страховщиков и т.п. Указанным организациям переданы определенные регулятивные функции и полномочия государственных органов: регистрация, лицензирование и др. «Дело в том, что саморегулируемая организация не является неким государственным органом, где за деньги чиновник выдает фирме формализованное разрешение на работу. Теперь пропуском на рынок будет не купленная лицензия, а членство в саморегулируемой организации, где коллеги по бизнесу, рискуя своими деньгами, вложенными в компенсационный фонд, выдают компании допуск на профессиональную деятельность. Тем самым создаются предпосылки для повышения качества услуг, предоставляемых заказчику, и снижения уровня коррупции».

Совокупная численность зарегистрированных в Российской Федерации саморегулируемых организации по состоянию на 1 апреля 2012 г. составляла 934 организации, из них 713 организаций действовали в отраслях, в которых требование к членству в саморегулируемых организациях является обязательным условием допуска на соответствующий рынок. В свою очередь, 419 из указанных саморегулируемых организаций обязательной сферы приходятся на строительный комплекс, т.е., объединяют субъектов предпринимательской деятельности в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектировании и строительства. Вполне вероятно, что ещё до конца 2012 г. могут быть образованы саморегулируемые организации в области пожарной безопасности, ЖКХ, а также в некоторых юридических, финансовых и энергетических областях.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что на современном этапе в РФ, законодательство о саморегулируемых организациях, находится в стадии развития и представляет большой интерес для юридического исследования.

2 Правовое положение саморегулируемой организации: общие положения

Основной идеей саморегулирования является выполнение лицами, действующими на определенном рынке, правил и стандартов, которые исходят не от государства, а от самих лиц и ими же утверждаются. Поскольку самостоятельно следить за их выполнением им затруднительно, то создается организация для осуществления надзора за выполнением правил и стандартов и применения санкций к нарушителям. Такие организации получили название «саморегулируемые». Отмечу, что саморегулирование, в основе которого лежат принципы гражданского права, осуществляется независимо от наличия или отсутствия в законодательстве норм о саморегулируемых организациях (СРО) или других формах юридических лиц, «обслуживающих» саморегулирование.

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 40; Нарушение авторских прав

Содержание

1. Тема лекции:

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В
СФЕРАХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
17.03.2017
1

2. Вопросы для изучения

История
развития
и
понятие
саморегулирования
2. Виды и сущность саморегулирования
3. Правовой статус саморегулируемых
организаций
4. Базовые функции саморегулируемой
организации
17.03.2017
2

3. 1. История развития и понятие саморегулирования

Первое упоминание о саморегулировании
профессиональной деятельности содержится в Законе
XII таблиц.
В
римском
обществе
существовали
профессиональные объединения ремесленников
(сообщества или коллегии), создаваемые на основе
добровольного членства, наделенные правом
самоуправления своей деятельности через принятые
ими
внутренние
уставы,
обязательные
для
исполнения всеми членами объединения. Некоторые
ученые относят к примерам СРО объединения врачей,
давших клятву Гиппократа и тайное объединение
Вольных каменщиков (масонская ложа)
17.03.2017
3

4. 1. История развития и понятие саморегулирования

В России первые саморегулируемые
ремесленные образования (сотни) появились
в XII – XIII вв. Они создавались на основе
членства лиц, осуществлявших одно ремесло
или один вид деятельности, а основными их
целями являлись установление монополии на
сбыт выпускаемой ими продукции и
финансовая защита своих членов .
17.03.2017
4

5. 1. История развития и понятие саморегулирования

В XIV веке на смену сотен приходят
более организованные образования с
широкими по сравнению с сотнями правами
самоуправления – слободы и посады.
Впоследствии вместо слобод и посадов
было введено цеховое устройство (цехи,
управы, гильдии), под которым понималось
объединение городских ремесленников
(одной или родственных специальностей).
17.03.2017
5

6. 1. История развития и понятие саморегулирования

Развитие
саморегулируемых
организаций в России приостановилось с
началом Октябрьской революции 1917 г.
Однако уже в первые месяцы НЭПа в 1921 г.
вновь возрождаются артели и биржи,
которые
просуществовали
в
качестве
самоуправляемых организаций вплоть до
1927 г.
17.03.2017
6

7. 1. История развития и понятие саморегулирования

Государство с начала XXΙ столетия в рамках
осуществляемой им административной реформы в
отдельные сектора экономики наряду с оптимизацией
государственного регулирования активно стало
внедрять
негосударственное
регулирование
предпринимательской
деятельности.
Указом
Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах
по проведению административной реформы в
2003

2004
годах»
развитие
системы
саморегулирования в области экономики было
определено как приоритетное направление, в связи, с
чем саморегулирование начинает активно внедряться
в различные отрасли экономической деятельности.
17.03.2017
7

8. 1. История развития и понятие саморегулирования

Федеральный закон «О
саморегулируемых организациях» от 1
декабря 2007 г. № 315-ФЗ (далее – Закон о
СРО), устанавливает правовые основы
саморегулирования, признаки и правовой
статус саморегулируемых организаций (далее
– СРО), а также предмет их регулирования
17.03.2017
8

9. 1. История развития и понятие саморегулирования

Иные нормативные акты в сфере саморегулирования:
Федеральный закон № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» — в соответствии
с этим законом, а также с ГК РФ создаются первые саморегулируемые организации.
Федеральный закон от 29.07.98 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» — принципы
саморегулирования в деятельности профессиональных оценщиков.
Федеральный закон №117-ФЗ от 5 августа 2000 г.
Налоговый кодекс Российской Федерации – установлен размер государственной пошлины за внесение
сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций (Ст.
333.33).
Федеральный Закон №195-ФЗ от 30 декабря 2001 Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях (Ст. 23.69., 23.71.) – ответственность в случае административных правонарушений СРО в
области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства,
реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства
, а также в области
энергетического обследования.
Федеральный Закон № 95-ФЗ от 24 июля 2002 г. Арбитражный процессуальный кодекс Российской
Федерации – рассмотрение дел по корпоративным спорам, в т.ч. с участием саморегулируемых
организаций (Ст. 225.1).
Постановление правительства РФ от 29 сентября 2008 № 724 «Об утверждении порядка ведения
государственного реестра саморегулируемых организаций» (вместе с «Правилами ведения
государственного реестра СРО»)
Федеральный закон №148-ФЗ от 22 июля 2008 года «О внесении изменений в Градостроительный кодекс
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу с
1 января 2009 года, прекращение лицензирования всех видов строительной деятельности. Обязательным
условием для работы организаций является получения допуска, заменившего прежнюю государственную

лицензию и другие
17.03.2017
9

10. 1. История развития и понятие саморегулирования

Саморегулирование

это
самостоятельная
и
инициативная
деятельность, осуществляемая субъектами
предпринимательской
или
профессиональной
деятельности,
и
содержанием которой являются разработка и
установление стандартов и правил указанной
деятельности, а также контроль за
соблюдением
требований
указанных
стандартов и правил (п. 1 ст. 2).
17.03.2017
10

11. 2. Виды и сущность саморегулирования

В
юридической
литературе
существуют
различные
подходы к характеристике саморегулирования.
Во-первых, саморегулирование рассматривают как
деятельность субъектов по регламентации и организации
собственного поведения. В рамках данного подхода выделяют
следующие признаки саморегулирования: 1) самостоятельная и
инициативная деятельность; 2) осуществляется субъектами
предпринимательской или профессиональной деятельности; 3)
его содержанием является разработка и установление
стандартов
и
правил
предпринимательской
и
профессиональной деятельности, осуществление контроля за
их соблюдением; 4) предметом саморегулирования выступает
предпринимательская и профессиональная деятельность
17.03.2017
11

12. 2. Виды и сущность саморегулирования

Во-вторых, саморегулирование рассматривается
как один из способов регулирования общественных
отношений наряду с государственным регулированием и
сорегулированием. В этом случае можно выделить
следующие
признаки
саморегулирования:
1)
санкционировано
государством
и
имеет
поднормативный характер; 2) отражает волю участников
саморегулирования (вступая в СРО, они признают тем
самым необходимость и обязательность регуляции
собственного поведения), 3) акты саморегулирования
принимаются теми же субъектами, в отношении которых
они действуют (в одном лице соединяется субъект
правотворчества и правоприменения).
17.03.2017
12

13. 2. Виды и сущность саморегулирования

При характеристике саморегулирования
как способа регулирования традиционно
выделяют три его вида (или модели):
добровольное,
делегированное
смешанное
Критерием для этой классификации
служит степень государственного участия в
саморегулировании.
17.03.2017
13

14. 2. Виды и сущность саморегулирования

В соответствии с первой моделью (добровольное СРО) участие
в СРО является добровольным и развивается потому, что дает ее
членам конкурентные преимущества. Также СРО служат для
представления интересов своих членов в отношениях с органами
власти, потребителями. Вмешательство государства здесь сведено к
установлению
общих
правил
и
принципов
организации
и
деятельности СРО. Эта модель в России реализована в Законе о
СРО в качестве основной. СРО при таком подходе разрабатывают
стандарты и правила деятельности для своих членов и следят за их
соблюдением. Данные стандарты и правила обязательны для
выполнения всеми ее членами, за их нарушение предусмотрены меры
дисциплинарного воздействия (ст.ст. 4, 10 Закона о СРО).
17.03.2017
14

15. 2. Виды и сущность саморегулирования

Сущность делегированного саморегулирования (II
модель) заключается в том, что обязательным условием
осуществления предпринимательской либо профессиональной
деятельности является членство в СРО. Тем самым государство
устанавливает специальные требования к правоспособности
соответствующих субъектов. Так, ст. 49 ГК РФ установлено, что в
случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может
заниматься отдельными видами деятельности только на основании
членства в СРО или выданного СРО свидетельства о допуске к
определенному виду работ. Процесс «делегирования» сводится к
передаче государственных функций СРО, в результате чего
последние наделяются собственными властными полномочиями,
не характерными для субъектов гражданских правоотношений.
Эта модель саморегулирования заменяет институт
лицензирования.
17.03.2017
15

16. 2. Виды и сущность саморегулирования

При смешанном саморегулировании, как правило,
действуют как государственные механизмы регуляции
(например, лицензирование), так и саморегулирование.
Указанная модель применяется в РФ на рынке ценных
бумаг, где СРО с обязательным членством, созданные в
разрешительном порядке, действуют совместно с
лицензирующим
органом
при
регулировании
профессиональной деятельности. Так, СРО разрабатывают
подлежащие согласованию с Банком России базовые
стандарты, вправе осуществлять переданные им
полномочия Банка России (ст.ст. 5, 7 Федерального закона
«О саморегулируемых организациях в сфере финансового
рынка»).
17.03.2017
16

17. 3. Правовой статус саморегулируемых организаций

Под саморегулируемыми организациями Закон о СРО
понимает некоммерческие организации, созданные в целях,
предусмотренных
федеральными
объединяющих
данным
законами,
законом
основанными
субъектов
и
другими
на
членстве,
предпринимательской
деятельности исходя из единства отрасли производства
товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров
(работ,
услуг)
либо
объединяющие
субъектов
профессиональной деятельности определенного вида (п. 1
ст. 3).
17.03.2017
17

18. 3. Правовой статус саморегулируемых организаций

СРО должны быть созданы в форме
некоммерческой организации в соответствии
с требованиями, установленными Законом о
СРО, ГК РФ и Федеральным законом «О
некоммерческих организациях» и должны
отвечать следующим требованиям:
17.03.2017
18

19. 3. Правовой статус саморегулируемых организаций

1) быть основаны на членстве;
2) объединять субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства
отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров
(работ, услуг) либо объединять субъектов профессиональной деятельности
определенного вида. Объединение в одной СРО субъектов предпринимательской и
профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться
федеральными законами;
3) объединять в своем составе в качестве ее членов не менее двадцати пяти
субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов
профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными
законами в отношении СРО, объединяющих указанных субъектов, не установлено
иное;
4) иметь стандарты и правила предпринимательской или профессиональной
деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО;
5) обеспечивать дополнительную имущественную ответственность каждого ее члена
перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами;
6) в случае, если иное не установлено федеральным законом, должны быть созданы
специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами
СРО требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной
деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер
дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами СРО.
17.03.2017
19

20. 3. Правовой статус саморегулируемых организаций

Некоммерческая организация приобретает
статус СРО с даты внесения сведений о ней в
государственный реестр СРО и утрачивает его с даты
исключения сведений о ней из указанного реестра
(п. 6 ст. 3 Закона о СРО). Реестр ведется федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным
Правительством РФ.
Например,
Федеральная
служба
государственной регистрации, кадастра и картографии
ведет единый государственный реестр СРО
оценщиков
и
арбитражных
управляющих,
Ростехнадзор – СРО в строительной сфере.
17.03.2017
20

21. 3. Правовой статус саморегулируемых организаций

В системе юридических лиц СРО выступает в качестве вида
(разновидности) организационно-правовой формы ассоциации
(союза) (п. 3 ст. 50 ГК РФ).
В юридической литературе ведется дискуссия о правовой
сущности СРО (является СРО организационно-правовой формой
или правовым статусом).
Как представляется, правильнее рассматривать СРО в качестве
публично-правового статуса.
Данный вывод подтверждается в том числе п. 6 ст. 3 Закона о СРО
и Постановлением Конституционного Суда РФ «По делу о
проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20
Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи
с жалобой гражданина А.Г. Меженцева» от 19 декабря 2005 г. №
12-П.
17.03.2017
21

22. 3. Правовой статус саморегулируемых организаций

В настоящее время СРО активно создаются в разных сферах
деятельности, что позволяет их классифицировать по самым разным
основаниям.
Так, например, в зависимости от наличия или отсутствия обязанности
субъекта предпринимательской или профессиональной деятельности быть
членом профессионального объединения выделяются
СРО с добровольным членством и СРО с обязательным
членством
Добровольное членство в СРО установлено, например, для участников в
сфере рекламы, патентных поверенных, медиаторов.
Обязательное членство в СРО может быть предусмотрено
федеральными законами (ст. 5). В частности, оно предусмотрено для
строительных организаций, осуществляющих инженерные изыскания,
архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию,
капитальный ремонт объектов капитального строительства; арбитражных
управляющих;
аудиторов
и
аудиторских
организаций;
субъектов,
осуществляющих
энергетическое
обследование;
ревизионных
союзов
сельскохозяйственных кооперативов; оценщиков; актуариев; субъектов в сфере
теплоснабжения.
17.03.2017
22

23. 3. Правовой статус саморегулируемых организаций

В СРО должны быть созданы следующие
органы управления: общее собрание членов
СРО; постоянно действующий коллегиальный
орган управления СРО; исполнительный
орган СРО.
17.03.2017
23

24. 4. Базовые функции саморегулируемой организации

Можно выделить 3 основные функции
СРО:
регулятивную
обеспечительную
контрольную.
17.03.2017
24

25. 4. Базовые функции саморегулируемой организации

I.
Регулятивная функция СРО: заключается в разработке и
принятии СРО стандартов и правил СРО. Под стандартами и
правилами понимаются требования к осуществлению
предпринимательской или профессиональной деятельности,
обязательные для выполнения всеми членами СРО. Они
должны соответствовать федеральным законам и принятым в
соответствии с ними иным нормативным правовым актам.
Стандартами и правилами СРО могут устанавливаться
дополнительные требования к предпринимательской или
профессиональной деятельности определенного вида (ч. 2 ст.
4 Закона о СРО).
Порядок разработки и принятия стандартов и правил СРО
Законом о СРО, как и многими отраслевыми законами о
саморегулировании, не определены.
17.03.2017
25

26. 4. Базовые функции саморегулируемой организации

II.
Обеспечительная функция СРО в самом общем виде представлена в
ст. 13 Закона о СРО.
В части 1 данной статьи установлено, что СРО вправе применять
следующие способы обеспечения имущественной ответственности
членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров (работ,
услуг) и иными лицами : создание системы личного и (или)
коллективного страхования; формирование компенсационного фонда.
Предусматривая указанные выше способы, Закон о СРО не определил:
последовательность (очередность) предъявления требований к
причинителю вреда – члену СРО, СРО, страховщику; условия выплаты
страхового возмещения и средств из компенсационного фонда СРО;
сроки выплаты страхового возмещения и средств из компенсационного
фонда СРО; порядок и сроки восполнения компенсационного фонда СРО.
17.03.2017
26

27. 4. Базовые функции саморегулируемой организации

Компенсационный
фонд
СРО
первоначально
формируется
исключительно в денежной форме за счет взносов членов СРО в размере не
менее чем 3000 рублей в отношении каждого члена (п. 2 ст. 13 Закона о СРО).
В случае применения в качестве способа обеспечения имущественной
ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров
(работ, услуг) и иными лицами системы личного и (или) коллективного
страхования минимальный размер страховой суммы по договору страхования
ответственности каждого члена не может быть менее чем 30000 рублей в год (п.
3 ст. 13 Закона о СРО). Страхование в данном случае выступает в роли «подушки
безопасности» компенсационного фонда, обеспечивая его сохранность .
Федеральными законами могут устанавливаться иные требования, чем
те, которые предусмотрены Законом о СРО, к порядку формирования
компенсационного фонда СРО, его минимальному размеру, размещению средств
такого фонда, страхованию ответственности членов СРО. Например,
дополнительные требования к минимальному размеру взноса в
компенсационный фонд СРО оценщиков составляют 30 000 руб.
Компенсационный фонд СРО носит строго целевой характер, поскольку
его средства могут быть направлены только на обеспечение имущественной
ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров

(работ, услуг) и иными лицами, если иное не предусмотрено федеральным
законом. Взносы, внесенные членами СРО, не подлежат возврату, если иное не
предусмотрено федеральным законом (п. 13 ст. 13 Закона о СРО).
17.03.2017
27

28. 4. Базовые функции саморегулируемой организации

III.
Контрольная функция СРО проявляет себя в обязанности членов
СРО предоставлять информацию о своей деятельности в СРО, праве СРО
истребовать указанную информацию и обязанности по ее охране,
обязанности СРО по проведению проверок деятельности своих членов и
праве последних на защиту своих интересов. Данная функция
реализуется путем проведения контрольных мероприятий .
Согласно ст. 9 Закона о СРО контроль за осуществлением
членами
СРО
предпринимательской
или
профессиональной
деятельности проводится СРО путем проведения
плановых и внеплановых проверок.
Предметом плановой проверки является соблюдение членами СРО
требований стандартов и правил СРО, условий членства в СРО, которая
должна проводиться не реже одного раза в три года и не чаще одного
раза в год. Продолжительность плановой проверки устанавливается
постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО.
17.03.2017
28

29. 4. Базовые функции саморегулируемой организации

За нарушение требований стандартов и правил СРО
предусмотрена система мер дисциплинарного воздействия.
Так, согласно п. 4 ст. 10 Закона о СРО, ст. 24.4 Федерального
закона «Об оценочной деятельности», п. 13 ст. 21.1 Федерального
закона «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении членов
СРО могут быть применены следующие меры дисциплинарного
воздействия: вынесение предписания, обязывающего члена СРО
устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки
устранения таких нарушений; вынесение члену СРО
предупреждения; наложение на члена СРО штрафа; исключение
лица из членов СРО; иные установленные внутренними
документами СРО меры.
Наряду с данными мерами, Федеральный закон «Об
аудиторской деятельности» предусмотрел такую меру
дисциплинарного воздействия как приостановление членства
аудиторской организации, аудитора в СРО аудиторов на срок до
устранения ими выявленных нарушений, но не более 180
календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения
о приостановлении членства (п. 1 ст. 20)
17.03.2017
29

Что такое саморегулируемая организация

Саморегулируемыми считаются некоммерческие организации, которые созданы в целях, прописанных в Федеральном законе от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Например, основаны на членстве и слиянии некоторого числа предпринимателей одной области производства товаров/работ/услуг или рынка товаров/работ/услуг. Это может быть объединением лиц, ведущих профессиональную практику в одной отрасли.

Понятие про саморегулирование предпринимательской деятельности

Саморегулирование содействует развитию конкуренции между некоммерческими организациями, что в свою очередь повышает качество работ/товаров/услуг этих организаций и их ответственность перед потребителями. Большинство организаций, выполняющих строительные работы, инженерные изыскания и подготовку проектной документации с 2009 года обязаны становиться членами СРО, чтобы получить допуск на осуществление перечисленных работ.

Саморегулируемая организация

Все члены СРО обязаны выполнять основные стандарты профессии, несут имущественную и финансовую ответственность за предоставленные услуги. При частичном выполнении работ или нарушении условий договора одним из членов саморегулируемой организации, эта организация ликвидирует недостатки или компенсирует убытки перед заказчиком.

Обратите внимание. Вхождение в союз СРО подразумевает сбор обязательных взносов, таких как первичный при вступлении, ежемесячный для каждого члена и отчисления в Компенсационный фонд. Роль последнего – минимизировать убыль при нарушении условий контракта членами этой организации. Кроме того, источниками финансирования СРО считаются добровольные пожертвования, деньги, полученные в результате осуществления образовательной и информационной деятельности и продажи услуг в этой сфере.

Цели СРО для предпринимательской деятельности

Существуют следующие цели:

  • представление и защита общих и профессиональных интересов каждого члена данной некоммерческой организации;
  • достижение полезных для общества целей и других целей, непротиворечащих закону и имеющих некоммерческий характер;
  • профилактические меры для исключения опасности здоровья и жизни людей, сохранения государственной и муниципальной собственности, объектов исторической и культурной ценности;
  • повышение качества деятельности организаций: инженерные изыскания, строительные и ремонтные работы и прочее.

Вступление в союз саморегулируемых организаций является обязательным требованием для следующих видов деятельности:

  • работа аудиторов;
  • архитектурно-строительное проектирование;
  • теплоснабжение;
  • кредитная кооперация;
  • работа геодезистов;
  • энергетическое обследование;
  • ревизионные союзы в сельскохозяйственных кооперативах;
  • строительство;
  • арбитражное управление (проведение банкротства у юридических или физических лиц)

Важно! А также для представителей рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов, рекламных агентств, жилкооперативов с накопительной функцией и мелких финансовых обществ.

Как стать участником СРО

Для получения допуска к определенным работам требуется сначала вступить в СРО, деятельность которой подтверждена нормативно-правовыми документами. Для этого сначала нужно подать все документы, предусмотренные Приказом №624 Минрегионразвития. Обязательными документами для подачи являются регистрационные и учредительные документы потенциального участника СРО, его устав, а также справки из налоговой и статистики. Все документы должны быть завизированы подписью и печатью предприятия.

Участники

Документы, подтверждающие профильное образование и квалификацию сотрудников вступающей организации, также обязательны для передачи. СРО имеет право настаивать на переаттестации сотрудников предприятия в сроки подачи документации для вступления в СРО. Кроме того, предоставляется информация о наличии и состоянии технического оборудования на балансе данного предприятия или в собственности индивидуального предпринимателя.

Важно! Вместе с основным пакетом документации подаются заявление на вступление в саморегулируемую организацию с указанием вида деятельности, на которую требуется допуск, и квитанции либо платежные поручения об оплате необходимых взносов.

Саморегулирование в строительстве

Чаще всего с допуском СРО сталкиваются юридические лица, предоставляющие строительные или ремонтные услуги.

Предприятия, которые самостоятельно занимаются строительством, заключают прямые договора на суммы от трех миллионов рублей с застройщиками, техническими заказчиками, фондами кап. ремонта или участвуют в тендерах обязаны вступать в СРО строителей. То же самое касается и самих технических заказчиков.

Если же лицо работает по договорам с небольшими суммами, является государственным и муниципальным учреждением или имеет в своем составе долю этих учреждений либо является физическим лицом, выполняющим работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту частного жилого дома, хозяйственных построек – вступление в СРО не требуется.

СРО в строительстве

Выражаясь более простым языком, членство в СРО и допуск на работы требуется для крупных объектов строительства, а возведение, ремонт или газоснабжение частного дома предпринимателем не является таким объектом, значит и не требуется быть участником СРО.

Саморегулируемые организации строительной отрасли подразделяются на три основных типа в зависимости от выполняемых работ: организации инженеров, организации проектировщиков и организации строителей. От минимального количества предприятий в строительной СРО зависит ее существование и дальнейшие полномочия. Не менее пятидесяти предпринимателей и других юридических лиц могут создать такую организацию, а СРО с количеством участников более ста уже имеет право выдавать допуски к работам, связанными с безопасностью сооружений.

Важно! Компенсационный фонд строительной СРО состоит из обязательных взносов участников. В организации с саморегулированием, занимающейся непосредственно строительной деятельностью, взнос каждого участника от полумиллиона рублей.

Если в такой СРО предусмотрено индивидуальное либо коллективное страхование ответственности, взнос уменьшается до ста пятидесяти тысяч рублей. Саморегулирующей организации, что выдает допуски на работу и может влиять на безопасность строения, необходимо иметь в своем компенсационном фонде не менее одного миллиона рублей на каждого участника. В случае страхования – не менее трехсот тысяч рублей.

ИП в СРО

Может ли ИП вступить в СРО строителей

Для того чтобы индивидуальный предприниматель мог вступить в СРО строителей, он должен соответствовать следующим критериям:

  • высшее специальное образование, опыт и профессионализм в строительной сфере более 5 лет;
  • наличие одного и более сотрудников с высшим или средним профильным образованием;
  • сертифицированное подтверждение повышения квалификации;
  • достаточная материальная база.

Критерии вступления в СРО для ИП на проектирование и капитальный ремонт идентичные.

Перечень документов

Перечень документов, который требуется подать ИП для СРО:

  • заявление с указанием вида деятельности и информации о предприятии;
  • копии ОГРН, ИНН и паспорта ИП;
  • выписка из ЕГРИП;
  • смета стоимости работ, по форме СРО.

Важно! Оплата обязательных взносов в СРО производится и подтверждается индивидуальным предпринимателем так же, как и другими организациями, уже являющимися участниками нужной саморегулируемой организации.

Преимущества СРО для ИП

Вопрос о получение статуса участника СРО не так актуален среди ИП ввиду незнания или непонимания достоинств пребывания в объединённом сообществе. Индивидуальный предприниматель – субъект СРО, который имеет возможность участвовать в крупных тендерах на проведение работ или услуг и проведении деятельности в сфере государственных заказов. Кроме того, саморегулирование в предпринимательской деятельности позволяет выполнять строительные или ремонтные работы на объектах с повышенной опасностью. Как бонус – предприниматель заводит полезные знакомства и работает с крупными партнерами, на которых не смог бы выйти самостоятельно. С 2017 года СРО имеет право представлять своих членов в суде, например, подать иск в суд для защиты предпринимателя в случае его банкротства, что также облегчает работу и сохраняет бюджет небольшого ИП.

Добавить комментарий