Самостоятельность государства

Политика (ГИА)

Вариант 1

А1. Политика – это

1)сфера общества. Призванная обеспечить деятельность научных, религиозных, образовательных учреждений и организаций

2) сфера приложения сил наиболее сознательной части общества

3) сфера отношений, складывающихся в процессе материального производства

4) сфера взаимодействия различных групп, реализующих свои интересы с помощью власти

А2. В государстве Г. всенародно избираемый президент одновременно является главой государства и главой правительства. При этом ответственность за свои действия правительство несёт перед президентом. Какова форма правления государства Г.?

1)конституционная монархия 3)полупрезидентская республика

2)президентская республика 4) парламентская республика

А3. Верны ли суждения о выборах?

А. выборы являются действием органов государственной власти по назначению кандидатов на выборные должности.

Б. Выборы представляют собой закрепление путём голосования заранее определённых сотрудников органов исполнительной власти.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. Политическая власть, в отличие от других видов власти

1)обладает способностью осуществлять свою волю

2) представляет собой возможность одной стороны оказывать влияние на другую

3) является механизмом организации и регулирования совместной деятельности

4) характеризуется распространённостью на всё общество.

А5. В объединении государств Б. каждое из них сохраняет свою самостоятельность: имеет собственное законодательство и независимую законодательную, исполнительную и судебную власти. Координацию между государствами осуществляет Стратегический комитет, обладающий незначительными правами. Какова форма государственно-территориального устройства объединения государств Б.?

1)федерация 2) унитарное государство 3) автономия 4) конфедерация

А6. Верны ли суждения о предпосылках формирования гражданского общества?

А. Предпосылкой формирования гражданского общества является большой удельный вес в обществе среднего класса.

Б. Предпосылкой формирования гражданского общества является свободный рынок и конкуренция.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А7. Укажите политическую партию, исходя из её участия в осуществлении власти

1)коммунистическая 2) оппозиционная 3) левая 4) кадровая

А8. Содружество Независимых Государств, созданное по итогам встречи глав России, Украины, Белоруссии в Беловежской Пуще 7-8 декабря 1991 г., представляет собой пример

1)конфедерации 2) федерации 3) унитарного государства 4) автономии

А9. Верны ли суждения о способах формирования у гражданина умений политического действия?

А. Способом формирования у гражданина умений политического действия является включение его в общественно-политическую жизнь

Б. Способом формирования у гражданина умений политического действия является освоение им только политических знаний.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Политика (ГИА)

Вариант 2

А1. К функциям политики не относится

1)регулирование отношений между классами, социальными группами, нациями

2) отстаивание частных интересов людей

3) поддержание общественного порядка, целостности и стабильности общества

4) обеспечение цивилизованного диалога граждан и государства

А2. В государстве П. основным органом, осуществляющим законодательную деятельность, является Национальное собрание, формируемое выборным путём. Национальное собрание разрабатывает и принимает законы, которые утверждает король. Правительство несёт ответственность перед Национальным собранием. Какова форма правления государства П.?

1) сословно-представительная монархия 3) парламентская монархия

2) абсолютная монархия 4) парламентская республика

А3. Верны ли суждения о формах участия граждан в политической жизни?

А. Формой участия граждан в политической жизни выступают их обращения и письма в органы власти.

Б. Формой участия граждан в политической жизни выступают митинги, демонстрации, шествия.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. К признакам демократии не относится

1)назначение основных органов власти

2) равноправие граждан

3) подчинение меньшинства большинству при принятии решений

4) признание народа источником власти

А5. Государство В. установило на территории своей страны единый правопорядок, издаёт законы, определяет права и обязанности государственных органов и общественных организаций, должностных лиц и граждан. Этот пример иллюстрирует

1)территориальную целостность 2) внешней суверенитет

3) полновластие нации 4) внутренний суверенитет

А6. Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?

А. Местное самоуправление входит в систему государственной власти.

Б. Местное самоуправление характеризуется многообразием форм его осуществления.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А7. Исключительным признаком государства выступает

1)защита интересов граждан

2) управление с опорой на моральные нормы

3) наличие бюджета

4) право официально представлять всё общество внутри страны и за рубежом

А8. Государство Р. характеризуется большой степенью политических свобод, плюрализмом в политической, идеологической и экономических сферах, а также высокой степенью обратной связи между гражданами и властью. Какой политический режим существует в государстве Р.?

1)авторитарный 2) тоталитарный 3) демократический 4) диктаторский

А9. Верны ли суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество неразрывно с правовым государством.

Б. Для гражданского общества характерен развитый государственный аппарат, опирающийся на детально разработанную правовую систему.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Политика (ГИА)

Вариант 3

А1. Исполнительные органы местного самоуправления

1)устанавливают местные налоги и сборы

2) утверждают местный бюджет

3) осуществляют правотворческую деятельность в объёме своих полномочий

4) распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности

А2. В государстве Т. у граждан отсутствует право совершать политический выбор, политический, идеологический и экономический плюрализм. Граждане не могут оказать воздействие на власть, которая осуществляет полный контроль за всеми сферами общественной жизни. Какой политический режим существует в государстве Т.?

1) демократический 2) авторитарный 3) тоталитарный 4) тиранический

А3. Верны ли суждения о государственном суверенитете?

А. Государственный суверенитет не является основным признаком государства.

Б. Ничем не ограниченного государственного суверенитета реально нет и быть не может.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. Компонентом гражданского общества в сфере духовной культуры выступает

1)объединение защитников окружающей среды 3) правозащитная организация

2)педагогическое общество 4) благотворительный фонд

А5. В государстве Д. планированием и регулированием всех сфер общественной жизни занимается само государство. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в государстве Д. существует тоталитарный политический режим?

1)влияет на внешнюю политику государства

2) характеризуется общей официальной обязательной идеологией

3) определяется соотношением политических сил в стране

4) отражается на престиже государства и жизни его граждан

А6. Верны ли суждения о государстве?

А, государство определяет правила, по которым протекает политическая жизнь общества.

Б. Государство осуществляет контроль и регулирование только политической сферы общественной жизни.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А7. Укажите государство, исходя из формы его государственно-территориального устройства

1) федеративное 2) тоталитарное 3) монархическое 4) демократическое

А8. Организация «Н» стремится воздействовать на власть для того, чтобы она обеспечила экологическую безопасность своего региона. В состав организации входят учёные, студенты, журналисты, бизнесмены, спортсмены, депутаты городского собрания, пенсионеры, имеющие различные идеологические позиции. Данная организация – это

1)политическое движение 3) муниципальный комитет

2)правозащитная организация 4) политическая партия

А9. Верны ли суждения о сущности государства?

А. Государство – форма воздействия на поведение и деятельность людей.

Б. Государство – уровень развития в данном обществе политических отношений, системы демократии и политического просвещения.

  1. верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А10. Что является признаком любого государства?

1)взимание налогов 3) разделение властей

2) демократический режим 4) федеративное устройство

А11. В стране М. есть король, который царствует, но не правит. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная – правительством, формируемым по результатам парламентских выборов. Также действуют независимые судебные органы. Какая форма правления сложилась в стране М.?

1)президентская республика 3) унитарная монархия

2) авторитарная республика 4) конституционная монархия

А12. Верны ли суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество выражает частные неполитические интересы людей.

Б. Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности.

  1. верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Политика (ГИА)

Вариант 4

А1. Признаком правового государства выступает

1) полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека

2) периодические выборы в органы государственной власти

3) разработанность всех необходимых для жизни людей отраслей права

4) наличие правоохранительных органов

А2. Для государства М. характерна известная степень самостоятельности образующих его земель, существует двойная система судопроизводства, гражданско-правового кодекса. Центральное правительство не обладает правом одностороннего изменения границ государства, а земли, соответственно, правом выхода из него в одностороннем порядке. Какова форма государственно-территориального устройства государства М.?

1) унитарное государство 2) автономия 3) федерация 4) конфедерация

А3. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Разделение властей способствует исключению концентрации государственной власти в руках одного человека.

Б. Разделение властей способствует четкому разграничению функций между ветвями государственной власти.

  1. верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. Элементом гражданского общества является

1) почта 2) библиотека 3) университет 4) церковь

А5. В государстве М. законодательная и исполнительная власть принадлежит эмиру, перед которым ответственно правительство – Совет министров. Эмир назначает его председателя. Парламент отсутствует. Какая форма правления существует в государстве М.?

1) абсолютная монархия 3) Конституционная монархия

2) президентская республика 4) сословно-представительная монархия

А6. Верны ли следующие суждения о сущности разделения властей?

А. Сущность разделения властей состоит в том, что три ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная) должны быть независимы друг от друга.

Б. Сущность разделения властей состоит в том, что когда действует одна власть, другие приостанавливают свою деятельность.

  1. верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А7. К признакам государства относится(-ятся)?

1) общая культура 3) демократические выборы

2) налоговые сборы 4) политическая оппозиция

А8. Руководитель организации»С», проводя пресс-конференцию, указал на то, что целью его организации является борьба за власть. Данная организация – это

1) политическое движение 3) профессиональный союз

2) политическая партия 4) политический дискуссионный клуб

А9. Верны ли следующие суждения о политической власти?

А. Политическая власть всегда опирается на силу государства.

Б. Политическая власть может опираться на авторитет людей, которые ею обладают.

  1. верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А10. Государственную власть осуществляет

1)ректор университета 3) лидер оппозиционной партии

2) председатель правительства 4) председатель центробанка

А11. В государстве М. верховная власть передаётся правителю по наследству. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве М.?

1)федерация 2)абсолютная монархия 3) унитарное государство 4) республика

А12. Верны ли суждения о политических партиях?

А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.

Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определённых социальных сил.

  1. верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Политика (ГИА)

Вариант 5

А1. К функциям политической партии не относится

1)регулирование общественных отношений и поведения граждан

2) участие в избирательной кампании

3) подготовка кадров профессиональных политиков

4) выявление интересов различных социальных групп

А2. В государстве И. наблюдается низкая степень свободы граждан в политической и идеологической сферах. Отсутствует насилие, разрешение конфликтов осуществляется в рамках закона, мирными способами. Государство не вмешивается своим контролем и регулированием в частную жизнь. Власть принадлежит военной хунте. Какой политический режим существует в государстве И.?

1)демократический 2) авторитарный 3) тоталитарный 4) тиранический

А3. Верны ли суждения о государственной власти?

А. Государственная власть характеризуется наличием единого центра принятия решений.

Б. государственная власть является ядром политической власти.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. К внутренним функциям государства относится

1)участие в решении глобальных проблем 3) регулирование экономических отношений

2) охрана государственных границ 4) защита граждан, находящихся за пределами государства

А5. Партия «Р» является немногочисленной по своему составу. Она не имеет постоянного жёсткого членства. Фактически настоящие члены партии – профессиональные политики, которые стремятся к получению власти. Поэтому партия «Р» и создана для целей избирательных кампаний. Эта партия –

1)массовая 2) кадровая 3) консервативная 4) левая

А6. Верны ли суждения о пассивном избирательном праве?

А. пассивное избирательное право представляет собой право быть избранным в органы государственной власти.

Б. пассивное избирательное право представляет собой право быть избранным в выборные органы местного самоуправления.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А7. Какой из приведённых ниже терминов объединяет, обобщает остальные?

1)форма правления 3) форма государственно-территориального устройства

2) политический режим 4) форма государства

А8. Партия «К» имеет строгий порядок вступления и выхода из неё. Финансируется за счёт членских взносов. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что партия «К» является массовой?

1)выступает носителем определённой идеологии

2) представляет собой организованную группу единомышленников

3) формирует общественное мнение

4) осуществляет свою деятельность систематически

А9. Верны ли суждения об активном избирательном праве?

А. Активное избирательное право означает право избирать в органы государственной власти.

Б. Активное избирательное право означает право быть избранным в Государственную Думу.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А10. Государственную власть осуществляет

1)ректор университета 3) лидер оппозиционной партии

2) председатель правительства 4) председатель центробанка

А11. В государстве М. верховная власть передаётся правителю по наследству. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве М.?

1)федерация 2)абсолютная монархия 3) унитарное государство 4) республика

А12. Верны ли суждения о политических партиях?

А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.

Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определённых социальных сил.

  1. верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Политика (ГИА)

Вариант 6

А1. К исполнительным органам местного самоуправления в России относится

1)Администрации 2) Совет 3) дума 4) муниципальный комитет

А2. В государстве Н. вся власть сосредоточена в руках одного лица – великого герцога, который единолично решает все вопросы общественной жизни. Существующий представительный орган, Конвент, является формальной организацией. Какова форма правления государства Н.?

  1. Президентская республика 3) парламентская республика
  2. Конституционная монархия 4) абсолютная монархия

А3. Верны ли суждения об авторитарном политическом режиме?

А. Авторитарный политический режим более жёсткий и антинародный, чем тоталитарный.

Б. Авторитарный политический режим характеризуется всепроникающей властью государства, перед которой человек чувствует себя беззащитным.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4 Признаком всех республик является

1)власть наследственна и передаётся в установленном законом порядке

2) власть ограничена сроками полномочий

3) власть не несёт ответственности перед народом

4) высшие органы власти назначаются

А5. Партия «Л» отстаивает традиционные, испытанные временем пути развития страны. Истинными ценностями являются порядок, стабильность, традиции. Политическим идеалом выступает сильное государство. Свобода трактуется как подчинение власти. Это – партия

1)Либеральная 2) Реакционная 3) консервативная 4) радикальная

А6. Верны ли суждения о вопросах, которые выносятся на референдум?

А. На референдуме может рассматриваться вопрос о пересмотре действующего закона.

Б. На референдуме может рассматриваться вопрос о принятии Конституции

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А7. Сущность какого принципа демократического избирательного права раскрывает положения «Любой дееспособный гражданин имеет право быть как избирающим, так и избранным»?

1) равенства 2) всеобщности 3) тайного голосования 4) свободы выбора

А8. В государстве Л. существует единая система законодательной, исполнительной и судебной власти, а также единая финансовая система и одна Конституция. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что государство Л. Является унитарным?

1)власть несет ответственность перед народом

2) имеет место гарантированность прав и свобод человека и гражданина

3) существует двухпартийная система

4) межгосударственные отношения осуществляют центральные органы власти

А9. Верны ли суждения о референдуме в России?

А, В референдуме в России могут участвовать граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста.

Б. Принятое на референдуме в России решение является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А10. Что является признаком любого государства?

1)взимание налогов 3) разделение властей

2) демократический режим 4) федеративное устройство

А11. В стране М. есть король, который царствует, но не правит. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная – правительством, формируемым по результатам парламентских выборов. Также действуют независимые судебные органы. Какая форма правления сложилась в стране М.?

1)президентская республика 3) унитарная монархия

2) авторитарная республика 4) конституционная монархия

А12. Верны ли суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество выражает частные неполитические интересы людей.

Б. Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности.

  1. верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Политика (ГИА)

Вариант 7

А1. Референдум в отличие от выборов

1)реализует право граждан на участие в управлении государственными делами

2) является узаконенной формой влияния населения на политическую жизнь

3) выступает проявлением непосредственной демократии и волеизъявления народа

4) представляет собой голосование или опрос граждан по важнейшим вопросам государственного значения

А2. В государстве С. перед парламентом несёт ответственность правительство, которое формируется за счёт представителей партий, набравших наибольшее число голосов в процессе выборов. Президент страны избирается парламентом. Какова форма правления государства С.?

1) президентская республика 3) парламентская республика

2) конституционная монархия 4) абсолютная монархия

А3. Верны ли следующие суждения о политической партии?

А. Политическая партия представляет собой группу людей, объединившихся для обсуждения политических вопросов.

Б. Политическая партия выступает важным средством выражения мнения различных социальных групп.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. В Российской Федерации путём прямых выборов избирается (-ются)

1) Патриарх Московский и всея Руси

2) депутаты законодательных органов субъектов РФ

3) члены Конституционного суда РФ

4) полномочные представители Президента РФ в федеральных округах

А5. Государство А. обладает единой законодательной, исполнительной и судебной властью, издаёт законы, которые действуют на его территории. В каждой провинции, входящей в состав государства, существуют свои властные органы, конституции и законы. Какова форма государственно-территориального устройства государства А.?

1)федерация 2) конфедерация 3) унитарное государство 4) светское государство

А6. Верны ли суждения о многопартийности?

А. Многопартийность представляет собой деятельность в стране нескольких политических партий, конкурирующих в борьбе за голоса избирателей.

Б. Много партийность формируется в странах с тоталитарным политическим режимом.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А7. К признакам государства относится(-ятся)?

1) общая культура 3) демократические выборы

2) налоговые сборы 4) политическая оппозиция

А8. Руководитель организации»С», проводя пресс-конференцию, указал на то, что целью его организации является борьба за власть. Данная организация – это

1) политическое движение 3) профессиональный союз

2) политическая партия 4) политический дискуссионный клуб

А9. Верны ли следующие суждения о политической власти?

А. Политическая власть всегда опирается на силу государства.

Б. Политическая власть может опираться на авторитет людей, которые ею обладают.

  1. верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А10. Что является признаком любого государства?

1)взимание налогов 3) разделение властей

2) демократический режим 4) федеративное устройство

А11. В стране М. есть король, который царствует, но не правит. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная – правительством, формируемым по результатам парламентских выборов. Также действуют независимые судебные органы. Какая форма правления сложилась в стране М.?

1)президентская республика 3) унитарная монархия

2) авторитарная республика 4) конституционная монархия

А12. Верны ли суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество выражает частные неполитические интересы людей.

Б. Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности.

  1. верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Ключ к тесту «Политика»

Понятие государственный суверенитет появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение.

В настоящее время суверенитет — обязательный признак государства, а страна, его не имеющая, — это колония либо доминион. Государство представляет собой суверенную организацию власти.

Суверенитет — это свойство государственной власти, выраженной в верховенстве и независимости данного государства, по отношению к другим властям внутри государства, а также в сфере международных отношений.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела.

Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Иначе, суверенитет — это самостоятельность, неподчиненность, неподотчетность государства кому-либо.

Суверенитет государства не беспределен, внутри страны он ограничен суверенитетом народа, вне страны — принятыми нормами отношений между государствами.

Государственный суверенитет имеет две стороны:

Внешняя — независимость государственной власти;

Внешний суверенитет позволяет государству самостоятельно строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически подчиняться другим государствам.

Внешний суверенитет проявляется в признании данного государства международным сообществом, то есть являться субъектом международных отношений, в осуществлении самостоятельной внешней политики и не вмешательство других государств во внутренние и внешние дела других государств.

Внутренняя — верховенство власти;

Исключительное право представлять все общество, а не части. Внутренний суверенитет означает, что государственная власть независимо решает все вопросы жизни страны, и эти решения имеют обязательный характер для всего населения.

Признаки государственного суверенитета:

С внутренней стороны: Верховенство государственной власти — то есть ее распространение на всех лиц на территории данной страны и обеспечивается с помощью законов и аппарата власти;

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: Универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; Государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон; Наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает, например, армия, полиция, тюрьмы; Монопольную возможность применения таких средств воздействия, принуждения, силовых методов, которыми не располагают другие субъекты политики; Осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических; Самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;

С внешней стороны — самостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны; Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

СУВЕРЕНИТЕТА

HISTORY AND DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF STATE

УДК 321

DOI: 10.24411/2658-4964-2020-1081

Лойко Евгений Евгеньевич, магистрант, Юриспруденция 40.04.01, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Evgenii Evgenievich Loiko loyko@stakr.ru

Аннотация

Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства, возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма, обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права. В статье рассмотрены основные подходы и развитие понятия государственного суверенитета от XVI до XXI века. Изучены подходы различных политологов и теоретиков права, рассмотрены особенности государственного суверенитета в последнее время.

scientists and legal theorists are studied, and the features of state sovereignty in recent times are considered

Ключевые слова: суверенитет, независимость, государство, правительство, народ.

Keyword: sovereignty, independence, state, government, people.

Концепция суверенитета — это одна из самых противоречивых идей в политологии и международном праве, которая тесно связана с концепциями государства и правительства, а также независимости и демократии. Происходящий от французского слова souveraineté, этот термин первоначально понимался как эквивалент высшей власти. Однако его применение на практике часто отходило от этого традиционного значения. В 16 веке во Франции Жан Боден (1530-96) использовал новую концепцию суверенитета, чтобы усилить власть французского короля над мятежными феодалами, облегчая переход от феодализма к национализму. Мыслителем, который больше всего придал термину его современное значение, был английский философ Томас Гоббс (1588-1679), который утверждал, что в каждом истинном государстве какое-то лицо или совокупность людей должны иметь окончательную и абсолютную власть принимать законы; разделение этой власти, по его мнению, должно было по сути разрушить единство государства. Теории английского философа Джона Локка (1632-1704) и французского философа Жана-Жака Руссо (1712-78) — о том, что государство основано на формальном или неформальном договоре своих граждан, социальном договоре, посредством которого они доверяют полномочия правительству, которые могут быть необходимы для общей защиты — привели к разработке доктрины народного суверенитета, нашедшей выражение в Американской декларации независимости в 1776 году . В 20-м веке ряд ученых (например, Леон Дюгуит, Уго Краббе и Гарольд Дж. Ласки) разработали теорию плюралистического суверенитета (плюрализма), осуществляемого различными политическими, экономическими, социальными и религиозными группами, которые доминируют в правительстве каждого государства. Согласно этой доктрине, суверенитет в каждом обществе не находится в каком-либо конкретном месте, а постоянно перемещается из одной группы (или объединения групп) в другую. Далее плюралистическая теория утверждала, что государство является лишь одним из многих примеров социальной солидарности и не обладает особыми полномочиями по сравнению с другими компонентами общества.

В течение 20-го века начали появляться важные ограничения на свободу действий государств. Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. Установили подробные правила ведения войн на суше и на море. Пакт Лиги Наций, предшественника Организации Объединенных Наций (ООН), ограничил право вести войну, а Пакт Келлогг-Бриана 1928 года осудил обращение к войне для решения международных противоречий и его использование в качестве инструмента национальная политика. За ними последовала Хартия ООН, которая налагала на государства-члены обязанность «урегулировать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность, и справедливость», и дополнила ее судебным запретом для всех членов. «Воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения» (статья 2). Однако в Уставе также говорится, что ООН «основана на принципе суверенного равенства всех своих членов» .

В результате таких событий суверенитет перестал считаться синонимом неограниченной власти. Государства приняли значительный объем законов, ограничивающих их суверенное право действовать по своему усмотрению. Эти ограничения суверенитета обычно объясняются как проистекающие из согласия или автолитизации, но легко можно продемонстрировать, что в некоторых случаях государства считались связанными определенными нормами международного права, несмотря на отсутствие достаточных доказательств того, что эти правила были прямо или косвенно приняты ими. И наоборот, новые правила не могут быть навязаны государству без его согласия по воле других государств. Таким образом был достигнут баланс между потребностями международного сообщества и стремлением государств максимально защитить свой суверенитет.

Различие 19-го века между полностью суверенными государствами и несколькими категориями менее суверенных единиц утратило свое значение в соответствии с законодательством ООН. Акцент был сделан не на правовых различиях между колониями, охраняемыми государствами, протекторатами и государствами, находящимися под сюзеренитетом другого государства, а на практическом различии между самоуправляющимися и несамоуправляющимися территориями. В соответствии с Уставом ООН несамоуправляющиеся территории стали «священным доверием», и управляющие ими государства обещали развивать их к самоуправлению. Некоторые из этих территорий были переданы Совету по Опеке ООН, что привело к более строгому надзору за их управлением со стороны ООН и их более быстрому продвижению к самоуправлению или независимости. Как

только территория достигла самоуправления, как определено в резолюциях Генеральной Ассамблеи, надзор со стороны ООН прекратился, хотя независимый статус не был достигнут .

В XX в. проблема ограничения и отрицания государственного суверенитета вышла на новый уровень, чему способствовали как внешние, так и внутренние обстоятельства. Внешними причинами являются глобализация, увеличение общего числа международных организаций и международных союзов и т.д. К внутренним причинам необходимо отнести развитие институтов гражданского общества, увеличение числа сложных государств (федераций) и т.д. В первом случае речь идет о противопоставлении теории суверенитета и международного права, а во втором — о размывании понятия «суверенитет» изнутри.

Концепция абсолютного, неограниченного суверенитета просуществовала недолго после ее принятия как внутри страны, так и на международном уровне. Рост демократии наложил важные ограничения на власть суверенного и правящего классов. Усиление взаимозависимости государств ограничивало принцип, который мог бы быть правильным в международных делах . Граждане и политики обычно признают, что не может быть мира без закона и что не может быть закона без каких-либо ограничений суверенитета. Поэтому они начали объединять свои суверенитеты в объеме, необходимом для поддержания мира и процветания — например, Организации Североатлантического договора (НАТО), Всемирной торговой организации (ВТО) и Европейского союза (ЕС), — и суверенитет все больше становился осуществляется от имени народов мира не только национальными правительствами, но и региональными и международными организациями. Таким образом, теория разделенного суверенитета, впервые разработанная в федеративных государствах, стала применяться в международной сфере.

Список литературы

2. Красинский В.В. Защита государственного суверенитета: монография /В.В. Красинский. — М.: ИНФРА-М. — 2017. — 608 с.

3. Тиунов О.И. Международное право: Учебник / Отв. ред. Игнатенко Г. В., Тиунов О. И. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 752 с.

4. Червонюк В.И. Суверенитет народа в эпоху постмодернизма: критическое осмысление доктрины и практики эволюционирующего

конституционализма /В.И. Червонюк // Конституционное и муниципальное право. — 2018. — № 3. — С. 3 — 7.

2. Krasinsky V.V. Protection of State Sovereignty: Monograph / V.V. Krasinsky.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решение вопроса о соотношении понятий «государство» и «общество», а также выявление трех возможных типов их взаимодействия (и, в том числе, доминирующего) позволяет актуализировать проблему достижения и поддержания, государством своей исключительной самостоятельности по отношению к обществу. Термин «исключительная (чрезвычайная, необычная, чрезмерная) самостоятельность государства» был введен в юридическую науку В.В. Лазаревым. По его мнению, «исключительная самостоятельность государства» предполагает, что государство, удовлетворяя, прежде всего, свои корпоративные интересы, служит тем самым интересам господствующего класса или общества в целом . Суть концепции В.В. Лазарева заключается в следующем: 1. Исключительная самостоятельность государства выводится из самостоятельности относительной, поскольку, если бы государство1 не обладало известной самостоятельностью, своей внутренней и внешней свободой, оно было бы лишним звеном в общественном механизме. Относительная самостоятельность государства есть непосредственная основа его деятельности, его активности, его воздействия на общественную жизнь. 2. Понятием «относительная самостоятельность» подчеркивается тот факт, что «абсолютной самостоятельности» ни в природе, ни в обществе быть не может по причине всеобщей взаимосвязи процессов и явлений; вместе с тем, степень самостоятельности представляет собой переменную величину, зависящую от условий, места и времени взаимодействия предметов. 3. Понятие «относительная самостоятельность государства» выражает, прежде всего, зависимость государства от внешних факторов и призвано оттенить особенности развития и функционирования государственных форм в отличие от форм экономических и социально-культурных. Это понятие, наконец, призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни. 4. Относительная самостоятельность государства проявляется: а) по отношению к экономике (т.к. государство в целом чаще всего является выражением в концентрированной форме экономических потребностей класса, господствующего в производстве); б) по отношению к господствующему классу и классовой борьбе. 5. Существует два вида относительной самостоятельности государства: обычная относительная самостоятельность (государство, служа, прежде всего, интересам уполномочившего его класса или общества в целом, обеспечивает и свои интересы) и чрезмерная (исключительная). Чрезмерная относительная самостоятельность наблюдается там, где государство настолько поднимается над экономикой, что оказывается способным тормозить экономическое развитие- и разрушать производительные силы. Чем больше деятельность/ государства не соответствует экономическим потребностям развития общества, тем с меньшей эффективностью оно развивает экономику и тем меньше его обычная самостоятельность. 6. Росту самостоятельности государства способствуют политические противоречия групп и фракций внутри господствующего класса или между различными классами (историческим примером этого будут абсолютист- -ские режимы XVII и XVIII вв., играющие на противоречиях дворянства и буржуазии, Первая и Вторая империи во Франции, бисмарковская Германия, Россия в период между Февральской и Октябрьской революциями) . Таким образом, совершенно справедливо утверждая, что исключительная самостоятельность государства является лишь вариантом самостоятельности относительной, В.В. Лазарев, оставаясь в рамках марксистской методологии, детерминирует данный феномен социально- экономическим базисом. Очевидно, именно это определяет и условия складывания исключительной самостоятельности государства — политические противоречия, существующие между классами или в рамках одного (господствующего в экономической и политической сферах) класса. Вместе с тем, представляется, что характер эмансипации государст венных структур от общественных, имеющей своим результатом не только чрезвычайное усиление государственного аппарата, но и «политическое отчуждение» отдельных индивидов, социальных страт и общества в це лом1, зависит от целого ряда причин, непосредственно с экономикой не связанных. Здесь следует согласиться с И.М. Дьяконовым, который пола гает, что развитие личностных отношений в процессе общественного про изводства нужно рассматривать не только в рамках факторов, относящихся к социально-производственным отношениям, но и в рамках социального сознания и мотивации производственных (и иных общественных) отноше- ний и поступков, т.е. социальной психологии: переход от одного -типа хо зяйствования к другому и далее от одной системы социальных отношений к другой, даже когда эта перемена не носит характера смены принципа со- циальных отношений, а сводится к этническим, религиозно- идеологическим или же внутрисоциальным сдвигам, должна сопровож- даться сменой социальных отношений (ценностей) . Кроме того, историче ский материал наглядно демонстрирует, что государства, всецело довлею щие над обществом и индивидом, возникали в разные исторические пе риоды (от древности до современности). Одной из возможных (и наиболее ранних) предпосылок становления исключительной самостоятельности государства, по нашему мнению, яв- ляется особый, характерный для неевропейских обществ, иерархический путь политогенеза, приведший а) к монополизации доступа к управлению (деперсонализация и сакрализация власти вождя, оформление надобщинных властных структур и фактическое подчинение общины); б) к жесткому контролю над производством и потреблением («огосударствление» значительной части (или всего) земельного фонда и создание на этой базе государственного хозяйства)1. Именно последнее обстоятельство позволило Л.С. Васильеву определить специфику складывающихся отношений через понятие «власти-собственности» — особого феномена, сущность.которого состоит в том, что доступ к основным средствам производства, личности самого производителя и, соответственно, к доле получаемой прибыли, опосредуется принадлежностью индивида к государственной (чиновной) иерархии2. Появление феномена власти-собственности было важным моментом на пути институ-ционализации общества и государства в неевропейском мире.

Добавить комментарий