Санкционированные нормы

Норма права — это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому (или как единичное к общему). Было обосновано, что норма права — это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает присущим ей содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.

Норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение, идентичное по своему значению определению права в целом.

Норма права — это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения в целях их упорядочения.

Любое государственно-организованное общество не может обойтись без норм права. Но это единичный феномен права, поэтому полное научное определение понятия предполагает выяснение присущих норме права специфических признаков (свойств).

Во — первых, норма права представляет собой отвлечение от признаков индивидуализации и указывает лишь на те характерные черты поведения, которые являются существенными, то есть рассматривают поведение как вид общественного отношения. Эти признаки, включенные в текст нормы, становятся правилами поведения, обязательными к реализации.

В процессе купли-продажи существенным является не то, сколько раз «приценивался» покупатель, выбирая ту или иную вещь, какое время он на это затратил. Все это — сфера житейского обыкновения. Для права важно установить признаки: когда можно признать договор купли-продажи заключенным, когда право собственности на вещь переходит от продавца к покупателю. Или другой пример: в случае совершения убийства, когда закон особенно чуток к обстоятельствам этого чудовищного преступления, закон отбрасывает все сугубо индивидуальное, что не имеет отношения к характеристике данного деяния как такового.


Следовательно, нормы права содержат указания на существенные признаки поведения, свойственные каждому из неопределенного числа конкретных индивидуальных отношений (поступков), которые государство намерено подвергнуть правовому регулированию.

Во-вторых, норма права является повелительным предписанием независимо от того, каков его характер: запрет, обязывание или дозволение. Предписание в любом случае находится под охраной государства; так как оно им установлено, то предусмотрены и меры принуждения в случаях его нарушения.

В-третьих, норма права представляет собой определенный метод воздействия на регулируемые отношения. В приведенных выше примерах методы регулирования возникающих отношений совершенно несхожи, как и сами отношения, ибо используются различные способы придания им определенности, упорядоченности. В этот метод включаются: обстоятельства, при которых применяется норма; круг участников, регулируемых этой нормой отношений; взаимные права и обязанности; санкции за невыполнение обязанностей.

В-четвертых, норма права — общеобязательное правило поведения. Оно имеет значение не для отдельного индивида, а для всех входящих в состав данной категории людей (общества в целом) как возможных (или реальных) участников конкретного вида общественного отношения.

Норма права обычно не указывает персонифицированных исполнителей содержащегося в ней предписания. Иначе говоря, она рассчитана на неопределенный круг уполномоченных и обязанных лиц. Это происходит потому, что норма права как абстрактная модель поведения предполагает ее неоднократное действие, а, следовательно, и «захватить» в поле своего притяжения она может потенциально каждого члена общества.

В-пятых, абстрактность нормы права вовсе не означает неопределенности ее содержания. Как раз наоборот, норма права потому и является таковой, что содержит вполне конкретное правило поведения. Например, ст. 16 ГК РФ определяет, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующими субъектами Российской Федерации или муниципальным образованием. Здесь типичный пример нормы права как формально определенного правила, означающего полноту и точность указания на признаки правила поведения. Каждый индивидуальный случай причинения убытков гражданину или юридическому лицу подпадает под действие этой нормы, то есть она регулирует все повторяющиеся индивидуальные отношения данного вида. Благодаря тому, что она постоянно воздействует на этот вид отношений, ее требования реализуются всеми как обязательные для каждого, кто причастен к возмещению убытков без персонального указания, для кого именно.

Таким образом, норма права как общее правило поведения регулирует повторяющийся вид общественных отношений, так как не исчерпывается однократной реализацией, а охватывает все возможные индивидуальные случаи. В силу этого норма права — общее и общеобязательное правило поведения.

В-шестых, содержание правовой нормы определяется объективной природой того вида общественных отношений, на упорядочение которых она направлена. Оно формируется под влиянием социального опыта регулирования, уровня общей и правовой культуры, нравственных и политических установок, ориентации государства и других факторов. В нашем примере объяснить правило, почему обязанность возмещения убытков лежит на государстве в целом, соответствующих его субъектах, муниципальных образованиях, только природой данного правоохранительного отношения нельзя. Поэтому содержание нормы в главном, основном определяется содержанием регулируемого отношения.

Норма права — правовая реальность даже в том случае, если она ни разу не применялась для регулирования фактических отношений. Например, в недавней истории конституционное право союзной республики на свободный выход из состава СССР. Признание этого права являлось предпосылкой для определения правового статуса союзной республики и для государственно-политической практики. Поэтому можно сделать вывод, что праву известны нормы, которые применяются непосредственно и опосредованно — через другие нормы.

Из сказанного следует, что норма права — общее правило, которое вбирает в себя все богатство социального опыта общества и государства, многообразие особенного, индивидуального, отдельного. Норма права является научным, объективно обоснованным предписанием — моделью общественного отношения, отражающей интересы общества в развитии данного отношения.

Общий характер нормы права, как верно отмечается в литературе, не вытекает из ее собственной природы. Общее в праве в конечном счете есть отражение того реального общего, которое объективно существует в многочисленных отдельных материальных отношениях данного вида и которые являются производственными отношениями.

В современных условиях совершенствование норм права идет по двум основным направлениям: улучшение содержания норм, укрепление их «истинности»; упорядочение их структуры и системы в целом.

Первый путь характеризуется тенденцией к все более точному отражению потребностей общественной жизни, без чего невозможно обеспечить возрастание эффективности действия норм права как регуляторов общественных отношений. Поэтому совершенствование содержания касается всего комплекса норм — обязывающих, управомочивающих, запрещающих. Возрастает значение рекомендательных норм. В рамках каждой разновидности норм вырабатываются новые, более эффективные методы воздействия на общественные отношения с помощью всех элементов правовой нормы.

Основными условиями, позволяющими добиваться совершенствования норм права, являются:

— точное отражение в правовых предписаниях закономерностей развития государственно-правовой надстройки;

— соответствие норм права требованиям морали и правосознания;

— соблюдение требований системности (непротиворечивости) и других закономерностей действующей системы права при принятии новых норм;

— учет в процессе нормотворчества общих принципов регулирования и управления общественными процессами. Таким образом, подведем краткие итоги:

а) норма права может быть определена в качестве исходящего от государства и охраняемого им общеобязательного правила поведения, которое закрепляет за участникам общественного отношения данного вида юридические права и налагает на них юридические обязанности;

б) правовая норма является общим правилом поведения, т.е. образцом, эталоном поведения людей, их коллективов;

в) правовая норма — правило абстрактного, обобщенного характера, первичный элемент права как системы;

г) правовая норма — государственно-властное предписание;

д) правовая норма — явление широкое, многоплановое и в то же время конкретное по содержанию.

Понятие и признаки нормы права

Право является сложной и многообразной системой юридических норм, общих правил поведения, которые распространяются на большой круг лиц, ситуаций и на достаточно длительный период времени.

В юридической литературе общепризнанным является следующее определение нормы права. Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Норма права — это правило поведения, для которого характерны следующие признаки:

— общий характер нормы права. Это означает, что норма права рассчитана на многократное применение. Она направлена на определенную группу или вид общественных отношений. Правовая норма адресована неопределенному кругу лиц;

— общеобязательный характер нормы права. Это означает, что содержащиеся в норме права предписания обязательны для исполнения и соблюдения всеми лицами, которым она адресована, всем субъектам — физическим и юридическим лицам;

— формальная определенность нормы права. Это означает, что норма права выражается в той или иной форме, (например, в форме закона или подзаконного нормативного акта), с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов;

— связь с государством. Проявляется в том, что правовая норма издается и санкционируется государством либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением, наказанием, стимулированием;

— представительно-обязывающий характер нормы права. Предполагает властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей. Каждому праву соответствует обязанность, и, наоборот, каждой обязанности соответствует чье-либо право;

— норма права представляет собой модель регулируемых общественных отношений. Мысленно сформулированный законодателем тот или иной вариант идеального поведения, представления о социальных явлениях и становится моделью. Норма права моделирует не только правила поведения, но и состояние общественных отношений;

— норма права регулирует наиболее типичные, многократно повторяющиеся отношения между людьми, в регулировании которых участвует государство.

Структура нормы права

Норма права имеет свою внутреннюю структуру — микросистему. Структура представляет собой устойчивую связь и взаимодействие всех элементов. Норма права состоит из таких элементов, как гипотеза, диспозиция, санкция. Каждый элемент имеет свое особое функциональное назначение.

Гипотеза — часть правовой нормы, которая указывает на условия ее действия, применения (время, место, субъективный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов. Гипотеза имеет большое значение для правильного ее применения государственными органами.

Гипотезы правовых норм подразделяются на виды по следующим основаниям:

1) по характеру содержания:

  • абстрактные, определяют условия действия норм общими родовыми признаками;
  • конкретные (казуистические), устанавливают частные, специальные условия действия нормы.

2) по степени определенности:

  • абсолютно определенные, указывают только на те факты, которые обусловливают действие нормы;
  • абсолютно неопределенные, не указывают никаких фактов, с которыми было бы связано ее действие, а предоставляют право органам власти в необходимых случаях применить норму права;
  • относительные, содержат указания на ограничительные условия действия нормы.

3) по степени сложности:

  • однородные, если в них указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие нормы;
  • составные, если гипотеза действие нормы права ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств.

Диспозиция — основная часть нормы, в ней содержится модель поведения субъектов. Именно в диспозиции находятся указания на права и обязанности сторон, участников правоотношений, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиция является основной регулирующей частью нормы. Без диспозиции не имеет смысла норма права.

Диспозиции классифицируются по следующим основаниям:

1) по способу описания:

  • простые, содержат указание на совершение деяния без описания его признаков, так как они достаточно очевидны;
  • описательные, содержат признаки правомерного либо противоправного поведения;
  • отсылочные, содержат вместо описания признаков деяния ссылку на другую норму того же нормативного акта;
  • бланкетные, содержат ссылку на другой нормативно-правовой акт либо указывают на незаконность действия и таким образом отсылают к соответствующему закону.

2) по юридической направленности:

  • представительно-обязывающие, содержат двусторонние правила поведения.
  • обязывающие, указывают на вид и меру поведения обязанного лица;
  • управомочивающие, указывают на вид и меру возможного поведения;
  • рекомендательные, указывают на желательность или целесообразность того или иного поведения, в котором заинтересовано общество и государство;
  • запрещающие, указывают вид и меру поведения, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

Санкция — часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, которые могут наступить в связи с нарушением правовой нормы или ее ненадлежащим исполнением.

Санкции могут быть: — негативные — меры наказания; — позитивные — меры поощрения.

В зависимости от возможности реализации санкции бывают:

  • простые — предусмотрен один вид ответственности;
  • сложные — предусмотрено несколько видов ответственности.

В зависимости от степени определенности выделяют санкции:

  • определенные — санкция имеет категоричное значение и не может заменяться другой;
  • относительно определенные — орган, применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкции;
  • альтернативные — правоприменительным органам предоставлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности.

В зависимости от способа воздействия на регулируемые отношения санкции могут быть:

  • поощрительными — направлены на стимулирование активного поведения, на совершение действий, которые являются примерными, образцовыми, обусловливая позитивный и приятный результат;
  • компенсационными — вид правового воздействия, определяющий виды и порядок компенсации потерпевшему от чьихлибо неправомерных действий или событий;
  • правовосстановительными — направлены на восстановление нарушенного права;
  • карательными — устанавливаются для предупреждения нежелательных, вредных и опасных действий, а также для наказания правонарушителя.

Элементы правовых норм не всегда содержатся в тексте законов и иных правовых актов в том виде и последовательности, в какой они были изложены ранее.

Вопрос о структуре правовой нормы является дискуссионным. Одни авторы считают, что норма права состоит из гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же авторов все же поддерживают трехзвенную структуру нормы права, состоящей из гипотезы, диспозиции, санкции.

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Норма права и статья нормативного акта не являются тождественными. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции. Статья нормативного акта — это форма выражения государственной воли, т.е. средство воплощения нормы права. Норма права соотносится со статьей нормативного акта по-разному. Излагая правило поведения, законодатель может:

  • в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;
  • элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;
  • элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.

Выделяют следующие способы изложения нормы права в статьях нормативного акта:

1. Прямой способ — в статье нормативного акта излагаются все структурные элементы нормы права.

2. Отсылочный способ — в статье нормативного акта изложены не все структурные элементы нормы права, есть отсылка к другой статье того же нормативного акта.

3. Бланкетный способ — в статье нормативного акта изложены не все структурные элементы нормы права, есть отсылка к другой статье другого нормативного акта.

Классификация норм права

Классификация норм права дает возможность определить место и роль норм права в системе правового регулирования, познать природу и социальное назначение.

1. В зависимости от содержания:

  • исходные нормы, определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цель, задачи, пределы, направления;
  • общие нормы, присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;
  • специальные нормы, относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей.

2. В зависимости от предмета правового регулирования:

  • конституционные нормы;
  • гражданские нормы;
  • административные нормы и др.

3. В зависимости от их характера:

4. В зависимости от методов правового регулирования:

  • императивные нормы, содержащие властные предписания;
  • диспозитивные нормы, содержащие свободу усмотрения;
  • поощрительные нормы, стимулирующие социально полезное поведение;
  • рекомендательные нормы, предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения.

5. В зависимости от времени действия:

  • постоянные нормы;
  • временные нормы.

6. В зависимости от функций:

  • регулятивные нормы, предписания, устанавливают права и обязанности участников правоотношений;
  • охранительные нормы, направлены на защиту нарушенных субъективных прав.

7. В зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм:

  • общераспространенные нормы, действуют в отношении всех граждан;
  • специально распространенные нормы, действуют только в отношении определенной категории лиц.

8. В зависимости от степени определенности элементов правовой нормы:

  • абсолютно определенные нормы, точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы;
  • относительно определенные нормы, устанавливающие возможные варианты поведения;
  • альтернативные нормы, закрепляющие несколько возможных вариантов действий, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств.

9. В зависимости от сферы действия:

  • общефедеральные нормы, распространяют свое действие на территории всего государства;
  • региональные нормы, распространяют свое действие на территории субъектов;
  • локальные нормы, распространяют свое действие на территории конкретного предприятия, учреждения, организации.

10. В зависимости от юридической силы:

  • правовые нормы законов;
  • правовые нормы подзаконных актов.

11. В зависимости от способа правового регулирования:

  • управомочивающие нормы, предоставляющие возможность совершать определенные действия;
  • обязывающие нормы, предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия;
  • запрещающие нормы, не разрешающие производить определенные действия.

12. В зависимости от субъектов правотворчества:

  • нормы, принятые государственными органами;
  • нормы, принятые негосударственными структурами.

По своей природе и социальному назначению нормы права многообразны, так как они призваны регулировать различные общественные отношения.

Правовая норма

Но́рма пра́ва — установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные его принудительной силой и отражённые в источнике права.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определенный круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам (подинститутам).

Признаки нормы права

Правовые нормы имеют следующие признаки:

  1. Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.
  2. Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.
  3. Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.
  4. Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.
  5. Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты
  6. Системность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу.

Структура нормы права

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то следует — иначе»).

Гипотеза (если…) – элемент юридической нормы, который указывает на адресата нормы (субъектов регулируемых отношений) и условия, при которых норма подлежит применению (юридические факты).

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

  • Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.
  • Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

В зависимости от формы выражения выделяют также гипотезы абстрактные и казуистические:

  • Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объема и стабильности нормативного материала.
  • Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определенными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

Диспозиция (то…) – элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

По характеру предписания диспозиции подразделяются на:

  • управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;
  • обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия);
  • запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.

Санкция (иначе…) – элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые, относительно определённые и альтернативные (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.

В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

Изложение правовых норм в нормативных актах

Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правило поведения, законодатель может: • все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта; • в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм; • элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта; • элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов

Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов: прямой, бланкетный и отсылочный. При прямом способе изложения элемент нормы права прямо излагается в статье. При отсылочном способе изложения в статье элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативного правового акта. При бланкетном способе изложения элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам (без приказания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым).

Классификации норм права

Существуют следующие классификации норм права.

  • По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов,подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.
  • По отраслям права: нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.
  • По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью).
  • По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить законно установленные налоги). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).

Существуют также «специализированные нормы», которые направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:

  • дефинитивные — содержат определения юридических понятий;
  • декларативные — содержат правовые принципы, цели и задачи;
  • оперативные — отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т.д.
  • коллизионные — решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.
  • По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные — на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)
  • По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определенным сроком, то есть до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени.
  • По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных террториальных единицах.

См. также

  • Норма (правило)
Право
Теория права Правопонимание · Правосознание · Правотворчество · Правореализация · Правоотношение
Правовое государство · Правопорядок · Законность · Правонарушение · Юридическая ответственность
Юридический факт · Юридические права и обязанности · Права и свободы человека и гражданина
Учения о праве Теория государства и права · Энциклопедия права
История государства и права · История правовых и политических учений · Философия права · Социология права
Система права Правовая норма · Источники права · Договор · Закон
Материальное право и процессуальное право · Частное и публичное право
Отрасли права Конституционное право · Административное право · Муниципальное право
Гражданское право · Гражданское процессуальное право · Арбитражно-процессуальное право
Уголовное право · Уголовно-процессуальное право · Уголовно-исполнительное право
Семейное право · Трудовое право · Финансовое право · Земельное право · Экологическое право
Правовые дисциплины Налоговое право · Банковское право · Предпринимательское право · Коммерческое право
Юридическая этика · Юридическая психология
Криминология · Криминалистика · Судебная медицина · Судебная психиатрия
Правовые системы Сравнительное правоведение · Римское право · Обычное право
Романо-германская правовая семья · Англо-саксонская правовая семья · Скандинавская правовая система
Религиозная правовая семья: исламское право и иудейское право
Международное право Международное публичное право · Международное частное право · Наднациональное право
Юриспруденция Законодательство · Юридическая техника · Толкование права · Правосудие · Правоохранительные органы
Адвокатура · Юридическая профессия · Известные юристы · Правовая культура
Категория · Портал · Проект

Общественные отношения, отличающиеся сложностью и многообразием, постоянно нуждаются в упорядочении, регулировании и охране.

Регулирование общественных отношений (социальное регулирование) может быть:

индивидуальным, т.е. направленным на упорядочение поведения субъектов(общественных отношений) при помощи разовых решений, относящихся к строго определенному случаю и к индивидуально определенным лицам;

нормативным, т.е. направленным на упорядочение поведения субъектов(общественных отношений) при помощи общих правил (социальных норм),которые распространяются на все случаи данного рода и на все субъекты.

Социальные нормы — это правила поведения или информационные обобщения о наиболее типичных жизненных ситуациях или явлениях, созданные людьми и обращенные к ним в целях установления и поддержания условий человеческого общежития или классового господства.

Социальные нормы — одно из основных средств ориентации поведения личности или социальной группы в определенных условиях и средство контроля со стороны общества за их поведением. Основная функция социальных норм — функция регулирования общественных отношений -проявляется в том, что они содержат более или менее детальные «модели» поступков, так или иначе связанных со взаимоотношениями людей, оценивают полезность этих поступков, указывают на последствия их соблюдения или несоблюдения. Таким образом, социальные нормы — это средства упорядочения общественных отношений, т.е. отношений между людьми и их объединениями.

Социальные нормы различаются по видам.

По содержанию социальных нормы делятся на:

политические (регулируют политические отношения *- по поводу политической власти);

экономические (регулируют экономические отношения — по поводу производства и обмены материальных благ);

нормы культуры (регулируют общественные отношения в непроизводственной сфере, связанные с реализацией духовных потребностей и интересов человека);

-иные (этнические, религиозные, экологические и пр.).

По форме выражения выделяют такие социальные нормы:

  • -формально-определенные (имеют письменную форму выражения — нормы права, нормы общественных организаций и т.п.);
  • -формально неопределенные (не имеют письменной формы выражения, содержатся в сознании людей — обычаи, традиции и т.п.).

По способам формирования и обеспечения существуют следующие социальные нормы:

  • -обычаи — правила поведения, которые формируются естественно-исторически, в результате многократного повторения наиболее рациональных действий. Их реализация обеспечивается мерами общественного воздействия(обычаи реализуются в виде традиций, обыкновений, ритуалов и церемониалов);
  • -нормы морали — правила поведения, которые формируются в обществе естественноисторические в соответствии с нравственными представлениями людей. Их реализация обеспечивается мерами общественного воздействия;
  • -нормы общественных организаций (корпоративные нормы) — правила поведения, которые устанавливаются общественными организациями в целях регулирования внутриорганизационных отношений. Их действие распространяется только на членов этих организаций. Их реализация обеспечивается мерами общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций;»
  • -и наконец, важнейший вид социальных норм — правовые нормы.

В самом общем виде под нормой права в современной теории права понимается установленное либо санкционированное государством общеобязательное правило поведения, выражающее волю господствующего класса и служащее орудием регулирования общественных отношений.»

Существует несколько определений нормы права, например А.Б. Венгеров дает такое определение:

Норма права — это общеобязательное правило, установленное или признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, регулирующее общественные отношения.

По емкому и точному определению П.П.Вострикова:

Нормы права — это правила поведения, которые устанавливаются либо санкционируются государством в лице компетентных государственных органов. Их реализация обеспечивается государством, т.е возможностью применения государственного принуждения.

Обладая всеми качествами социальных норм, они имеют и специфические черты, определяемые их неразрывной связью с государством. Соединяя в себе свойства общесоциального и классового средства воздействия на поведение людей, имея особую форму выражения и охраны от нарушений, юридические нормы приобретают исключительные регулирующие возможности.

Юридическая норма — исходный, главный элемент права как социального образования, основополагающее понятие всей правовой системы.»

Понятие правовой нормы является одним из основных в общей теории права. Подобная оценка функциональной значимости данного понятия закономерна: социальное назначение правовой нормы заключается в выражении правила поведения, устанавливаемого от имени государства, от имени властной организации народных представителей, осуществляющей управленческие функции в данном общественном организме. Юридические нормы — продукт сознательной деятельности человека как высшей формы отражения объективного мира. Они возникают как результат необходимости урегулирования правом общественных отношений.

Определить относительно полно понятие юридической нормы можно, лишь уяснив процесс ее образования, обусловленность, природу, признаки, социальную роль. При этом результаты исследований правовых явлений, анализ новейшего законодательства будут постоянно вносить коррективы в представления о юридической норме.

Таким образом, исходя из современных теоретических обоснований норма права — это общеобязательное, формально-определенное, установленное (либо санкционированное) и обеспечиваемое государством правило поведения, регулирующее (охраняющее) общественные отношения.

Итак, признаками норм права, как наиболее значимого вида социальных норм являются:

Нормативность (норма права представляет собой правило поведения субъекта в определенной ситуации).

Общеобязательность (предписание нормы права обязательно для широкого круга лиц).

Формальная определенность (норма права закреплена в официальном источнике права).

Системность (норма права состоит из взаимосвязанных элементов: гипотезы, диспозиции, санкции).

Объективно-субъективный характер (норма права обусловлена необходимостью в урегулировании и охране общественных отношений, и в этом смысле она объективна; норма права создается в ходе правотворческой деятельности и является результатом проявления сознания и воли людей, и в этом смысле она субъективна).

Предоставительно-обязывающий характер (норма права одному субъекту предоставляет право, а на другого возлагает обязанность).

Связь с государством: а) норма права устанавливается (санкционируется)и обеспечивается государством в лице уполномоченных государственных органов; б) нормы права юридически оформляет государство.

Волевой характер. В норме права выражена воля субъекта правотворчества, являющаяся отражением общей или индивидуальной воли.

Норма права является государственным регулятором общественных отношений. Она создается (либо санкционируется) государством в целях регулирования и охраны общественных отношений, и государство же обеспечивает реализацию нормы права возможностью применения государственного принуждения в случае ее нарушения.5

Объектом отражения в юридических нормах являются обстоятельства социальной и прежде всего материальной жизни. Именно они, а не понятия о них выступают в качестве оригинала при создании правовых предписаний.

Отражение в юридических нормах социальной действительности имеет ряд особенностей, которые выступают в качестве особых — специфических признаков юридической нормы или нормы права (обусловленных связью права с государством) :

1. Юридические нормы отражают наиболее важные, значимые для общества или господствующего класса общественные отношения.

При этом предметом мыслительной обработки и последующего законодательного закрепления становятся прежде всего необходимые обществу социальные связи. Вредные, нежелательные общественные отношения также отражаются в нормах, но не сами по себе, а посредством регулирования конфликтных ситуаций.

2. Юридическая норма представляет собой классовое, государственное отражение регулируемых отношений.6

Этот признак акцентирует внимание на классовом характере, политической целенаправленности правовых норм, раскрывает их сущность как инструментов социально-классовой регуляции, как средства защиты интересов господствующей части общества.7

Не все классовые отношения выражаются и закрепляются в праве, а лишь те из них, которые получают государственное одобрение. Поэтому отражение в правовых нормах регулируемых ими общественных отношений будет носить не только классовый, но и государственный характер. Его особенности в том, что субъектом отражения выступают специально уполномоченные на то государственные органы, а сам процесс отражения проходит четко обозначенные стадии и имеет строго определенные формы. Все это дает основания сказать, что правовые нормы исходят от государства.8

3. Юридическая норма — модель регулируемых общественных отношений. Моделирование общественных отношений — сформулированный законодателем тот или иной вариант идеального поведения, представления о социальных явлениях облекается в форму модели. Средства выражения модели разнообразны: естественный язык, формулы, конструкции, цифры и т.д. моделирование является не только средством освоения и обработки существующих общественных отношений, но и позволяет прогнозировать социальные процессы, создавать идеально функционирующие системы, призванные наилучшим образом осуществлять процессы управления.

Как моделируемое правило поведения юридическая норма представляет собой концентрированную информацию о механизме воздействия права на поведение субъекта, о процессе принятия решения и его реализации в конкретных поступках, а также о стремлениях и интересах личности и социальных образований. Однако юридическая норма моделирует не только правила поведения, но и состояние общественных отношений, их особенности, объектный и субъектный состав. В этом случае она несет информацию о признаках правовых явлений и понятий о них, пределах, методах, принципах правового регулирования, о правомерном и противоправном, о правовом и не правовом.

Благодаря содержащейся в ней информации и особому характеру моделирования общественных отношений, юридическая норма приобретает способность быть их регулятором. Отражая общественные отношения, юридическая норма тем самым наполняется содержанием, получает специфическую форму его выражения, формирует свою сущность.

  • 4. Общеобязательность юридических норм наступает по воле власти в отношении определенного охвата лиц (субъектов регулируемых общественных отношений). Правовая норма выступает как государственное веление, как распоряжение «от имени законодателя». Обязательность правовых предписаний возникает из особого характера правовой нормативности, «этот особый характер выраженной в нормах права воли состоит во властности».
  • 5. Своеобразное оформление правовых нормативов. Объективация правовых норм в нормативных актах, вырабатываемых и принимаемых в порядке особой процедуры, отличающихся повышенной четкостью и точностью формулировок, детальностью описания предписываемых действий, является не только специфическим признаком, отличающим правовые нормы от иных норм, но также существенным фактором их действенности, результативности.’ °

Таковы специфические черты юридических норм, обусловливающие своеобразие и ту особую регулирующую роль, которую они играют в общей системе нормативной социальной регуляции.

Добавить комментарий