Сбор подписей в поддержку кандидатов

Подписи в поддержку кандидатов, баллотирующихся по избирательным округам, должны собираться раздельно по каждому кандидату и только среди избирателей того избирательного округа, где осуществляется выдвижение кандидата.

Избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку нескольких кандидатов, в том числе в поддержку кандидатов, выдвинутых различными избирательными объединениями или избирательными блоками, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата.

Подписи могут собираться в любом общественном месте или на мероприятиях, где проведение предвыборной агитации, размещение агитационных предвыборных материалов или сбор подписей не запрещены федеральными законами, настоящим Законом или другими законами . Подписи могут также собираться по месту службы, учебы, жительства, а также по месту работы (включая трудовые коллективы).

Собирать подписи вправе только избиратели. В случае оплаты труда лица, собирающего подписи (сборщика подписей), кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения или избирательного блока обязаны заключить письменный договор с указанным лицом. Заверенные копии указанных договоров прилагаются к отчету о получении и расходовании средств кандидатом в целях сбора подписей избирателей, представляемого в окружную избирательную комиссию в соответствии с частью 1 статьи 63 настоящего Закона.

Участие администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей. При сборе подписей в отношении избирателей не допускаются любые формы принуждения, угроз или запугивания, а также любые действия, направленные на подкуп или предоставление материальных благ, либо лишения материальных благ в обмен на подписи в подписных листах. При сборе подписей по месту работы (включая трудовые коллективы) запрещается собирать подписи:

— в рабочее время на рабочих местах, или в местах выполнения служебных обязанностей;

— в день выдачи заработной платы или в местах выдачи зарплаты или других пособий рабочим и служащим.

Подписи, собранные в нарушение положений предыдущей части настоящей статьи, признаются окружной избирательной комиссией недействительными. Грубое или неоднократное нарушение указанных запретов может быть основанием для отмены регистрации кандидата окружной избирательной комиссией либо судом. Подписные листы изготавливаются и заполняются по форме, установленной в Приложении N 1 к настоящему Закону.

Каждый подписной лист должен содержать:

— название избирательного объединения или блока, выдвинувшего кандидата, или указание о выдвижении кандидата непосредственно избирателями;

— фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий) и место жительства кандидата.

При подписании подписного листа, избиратель должен собственноручно указать в нем свою фамилию, имя, отчество, год рождения (для избирателей в возрасте 18 лет дополнительно указывается месяц и день рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, а также дату проставления подписи.

Каждый подписной лист заверяется сборщиком подписей с указанием своей фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства, серии и номера паспорта или другого заменяющего его документа. Подписные листы, собранные в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением или избирательным блоком заверяются также уполномоченным представителем избирательного объединения или избирательного блока, выдвинувшего кандидата. Подписные листы, собранные в поддержку кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями, заверяются самим кандидатом.

Кампания по сбору подписей начинается после выдвижения кандидатов.

Федеральный список кандидатов избирательного объединения (блока) выдвигается и утверждается решением его съезда (конференции). Решение о выдвижении федерального списка кандидатов избирательного блока принимаются н съезде (конференции) представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок (пп.1, 2 ст.39).

После этого данное решение вместе со списком и другими документами передается в Центризбирком РФ для заверения списков в течение трех дней. Получение избирательным объединением (блоком) заверенной Центризбиркомом копии списка кандидатов дает право начинать сбор подписей в поддержку федеральных списков. Аналогичная процедура осуществляется и в отношении кандидатов от избирательного объединения (блока) баллотирующихся по одномандатным избирательным округам. Однако сбор подписей избирателей в поддержку этих кандидатов-одномандатников может начаться только со дня представления в соответствующую окружную избирательную комиссию либо в избирательную комиссию субъекта федерации необходимых документов. А именно:

    копии протокола съезда (конференции) с решением о выдвижении кандидатов; заверенную ЦИК РФ копию списков кандидатов, выдвинутых по одномандатным округам; заявление кандидата о согласии баллотироваться и др. (п.3, ст43).

Организаторам кампании следует иметь в виду и тех кандидатов, которые симпатизируют избирательному объединению (блоку), но решили выдвигаться как независимые кандидаты. В этом случае инициаторами сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу могут быть граждане РФ достигшие 21 года и пожелавшие выдвинуть себя кандидатами в депутаты, а также избиратели по месту работы, службы, учебы и жительства на территории данного избирательного округа. Сбор подписей избирателей в поддержку этих кандидатов может начаться со дня уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о выдвижении и предоставления заявления кандидата о согласии баллотироваться (п.1, ст.42). Тактика проведения избирательной кампании предусматривает оказание методической помощи этой категории кандидатов.

Согласно Закону «О выборах депутатов…” любой кандидат в депутаты, баллотирующийся по одномандатному избирательному округу независимо от способа выдвижения обязан для регистрации собрать не менее одного процента от общего числа избирателей округа (п.2, .ст.42, п.1, ст.43).

Согласно действующему федеральному закону сроки проведения кампании по сбору подписей могут быть следующими: не позднее 9 сентября должен быть обнародован федеральный закон со схемой избирательных округов и список 225 одномандатных избирательных округов. В том случае, если прошло выдвижение в федеральных списков кандидатов на съездах (конференциях) избирательных объединений (блоков) и эти федеральные списки кандидатов заверены ЦИК РФ, начинается сбор подписей. 24 октября – последний день сдачи в Центризбирком подписных листов.

Таким образом, официальная часть кампании по сбору подписей может быть ограничена периодом с 9 сентября по 24 октября. Однако, учитывая этап подготовки кампании по сбору подписей и этап ее завершения, ее период должен быть увеличен с 15 августа по 30 октября.

Концепция и планирование кампании

Эффективная кампания по сбору подписей должна быть обязательно встроена в общую стратегию избирательной кампании. Она является важнейшим периодом реализации стратегических целей. Оптимальный вариант сроков подписной кампании, с учетом законодательных ограничений, определяется в соответствии со стратегическими установками штаба. Однако следует помнить, что лучше запоминаются те избирательные объединения (блоки), которые или начинают кампанию первыми или, напротив, заканчивают ее последними и со скандалом. В любом случае подписная кампания должна быть вписана в социально-политический контекст региона.

В этой связи сбор подписей должен быть использован для организации различных акций и мероприятий, ориентированных на работу с избирателями. Поэтому при разработке концепции и стратегии кампании по сбору подписей в поддержку кандидата или списка кандидатов избирательного объединения (блока) следует предусмотреть дополнительные акции и мероприятия, которые начинаются одновременно и совместно со сбором подписей. Такими акциями могут быть следующие:

    Диагностика характера расселения избирателей в округе, составление карты избирательного округа, предусматривающей характеристику каждого дома, где проживают избиратели; Диагностика общественного мнения о кандидате или избирательном объединении (блоке); определение целевых групп избирателей для последующего пропагандистского воздействия; Информационный «всплеск” — интенсивное информирование избирателей о кандидате и избирательном объединении (блоке); Создание общественных клубов избирателей на базе консультационных пунктов и учебных заведений; Организация массовых мероприятий (концертов, военно-спортивных игр и т. п.); Формирование сети активистов и добровольных помощников; Подготовка рассылки «благодарственных письма подписантам».

Также возможны другие формы неполитического воздействия на избирателей. Однако они не должны содержать предвыборную агитацию за кандидата и федеральный список кандидатов избирательного объединения (блока), так как до момента официальной регистрации это согласно законодательству запрещено (п.1, ст.53).

Поскольку параллельные со сбором подписей другие мероприятия требуют привлечения дополнительных ресурсов (временных, финансовых, людских), а также помощи специалистов – социологов, журналистов, специалистов по рекламе и т. д., то при планировании процесса сбора подписей нужно тщательно провести анализ ресурсов, которыми располагает кандидат или региональный (окружной) штаб и с их учетом выработать общую стратегию сбора подписей как целостной кампании.

Руководитель подписной кампании

Руководитель кампании по сбору подписей назначается из числа членов избирательного штаба кандидата или регионального штаба избирательного блока. Он персонально отвечает за планирование и организацию всего процесса по сбору подписей в поддержку кандидата и (или) федерального списка кандидатов избирательного объединения (блока). Он поддерживает регулярные отношения с соответствующей избирательной комиссией, отчитывается на штабе о ходе кампании и своевременно предоставляет необходимую информацию о количестве собранных подписей в Центральный штаб избирательного объединения (блока). Одна из основных проблем для него состоит в том, чтобы совместить кампании по сбору подписей как в поддержку одномандатного кандидата от избирательного объединения (блока), так и в поддержку партийного списка. Это позволяет значительно сэкономить средства на проведение подписной кампании.

Основные обязанности руководителя кампании по сбору подписей:

    Планирование и организация кампании. Разработка сметы и контроль за ее исполнением; Получение и разработка документов, необходимых для сбора подписей; Формирование команд сборщиков подписей, включая бригадиров; Инструктирование и контроль за работой бригадиров и сборщиков подписей; Политическое и организационное обеспечение процесса сбора подписей (установление контактов с администрацией региона, города, района, с лидерами влиятельных общественных организаций, установление контактов с сотрудниками коммунальных служб, органов внутренних дел и т. п.); Организация обработки подписных листов, проверки подленности подписей и своевременная их передача в соответствующую избирательную комиссию; Организация юридического обеспечения кампании; Участие в планировании и организации массовых акций, мобилизующих избирателей на поддержку кандидата или федерального списка кандидатов избирательного объединения (блока) в период проведения кампании.

Руководитель кампании по сбору подписей должен иметь следующие документы:

Списки избирателей округа (крайне желательно); Официальное описание границ избирательных округов; Карта округа; Список всех сборщиков подписей и бригадиров (с адресами, телефонами и паспортными данными); Распределение бригад по территории и квотные задания каждой бригаде; График и каналы доставки заполненных подписных листов от бригадиров в региональный (окружной) штаб избирательной кампании; Бланки трудового соглашения и ведомости оплаты сборщиков подписей и бригадиров; Лист учета работы сборщиков подписей.

К началу сбора подписей должны быть подготовлены следующие материалы для сборщиков подписей:

    Информация о структуре расселения и паспорт каждого дома (количество жителей, данные о старших по подъездам или председателях уличных комитетов, коды подъездов и т. п.); Маршрутное задание и график агитации с указанием улиц и домов, где будет проводиться агитация; Инструкция сборщику подписей (где содержатся требования закона и окружной избирательной комиссии к подписным листам); Подписные листы за кандидата или федеральный список кандидатов; Конверты и бланки благодарственных писем подписантам; Информационные материалы о кандидате и избирательном объединении (блоке); Раздаточный материал (календари, значки, авторучки и т. п.); Опросный бланк для сборщика подписей; Лист учета добровольных помощников;

В обязанности руководителя кампании по сбору подписей входит организация инструктажа бригадиров и сборщиков подписей.

Инструктаж предполагает две части: идеологическую и техническую. В идеологической части требуется рассказать о характере избирательной кампании, о целях кандидата и избирательного объединения (блока), о важности их работы.

Техническая часть инструктажа отвечает на следующие вопросы:

    Требования закона и окружной избирательной комиссии к подписным листам (они содержатся в инструкции сборщика подписей); Маршрутное задание сборщика подписей должно соответствовать границам избирательного округа (в случае с кандидатом по одномандатному округу); Порядок и сроки приемки подписных листов; Технология сбора подписей и основные приемы коммуникации с избирателями; Порядок оплаты труда сборщиков, а также оплаты транспортных и командировочных расходов; Информацию о параллельных сбору подписей мероприятиях; Информация о порядке заполнения опросных бланков и листа учета добровольных помощников; О формах реагирования на агрессивные действия соперников или избирателей; Необходимые телефоны и адреса на случай непредвиденных обстоятельств.

На первом инструктаже выдаются удостоверения сборщика подписей.

Определение схем информационного взаимодействия

Руководитель кампании по сбору подписей в региональном (окружном) штабе обязан определить механизм оперативного информационного обмена с ответственными за сбор подписей в городах и районах региона, а также с руководителем кампании по сбору подписей в Центральном штабе избирательного объединения (блока) и своим региональным куратором в Центральном штабе.

При конфликтах в регионе ему необходимо оперативно связываться со специалистами из Центрального штаба по телефонной «горячей линии» длдя решения вопросов юридического консультирования процедуры сбора подписей, ее регламентации и решения спорных вопросов, связанных с возможными нарушениями администрацией региона избирательных прав граждан.

Важно установить контакты с окружными избирательными комиссиями с целью оперативного решения вопросов, касающихся сбора подписей для кандидатов-одномандатников.

Заполненные подписные листы требуется поставлять в региональный (окружной) штаб два раза в неделю по мере их сбора. Для этого руководитель кампании утверждает график доставки и каналы передачи документов от бригадиров сборщиков. График и каналы доставки необходимо определить до начала сбора. Схему взаимодействия желательно прописать и передать всем бригадирам сборщиков подписей.

Особенности организации работы по сбору подписей

Группа сборщиков формируется из проверенных людей, относительно которых есть уверенность в том, что при сборе подписей они не будут делать намеренных ошибок. Следует иметь в виду, что соперники могут внедрить в команды сборщиков подписей «своих” людей, которые подделывают подписи и затем предоставляют эту информацию членам избирательной комиссии.

Группы по составу формируются в зависимости от метода сбора. Для обхода жилых домов составляются обычно пары (молодая женщина и мужчина средних лет). Для сбора подписей на предприятиях, в организациях и учреждениях обычно приглашаются один — два сотрудника этих организаций, преимущественно работников отдела кадров или активисты общественных организаций. Для сбора подписей среди населения, принимающего участие в многолюдных общественных мероприятиях или событиях (праздники городов, спортивные мероприятия и т. д.) приглашаются группы молодых людей либо из знакомых, либо студенты высших учебных заведений. Для сбора подписей по «профессиональной» линии (учителя, работники детсадов, почтальоны, работники служб социального обеспечения) приглашаются сотрудники соответствующих организаций через их руководителей. Актив общественных организаций (ветераны, инвалиды и т. п.) участвует в сборе подписей, используя налаженные связи и контакты, а также приурочивая сбор подписей к проводимым организациями мероприятиям.

Согласно закону сборщики подписей (п.5, ст.43) должны иметь копии федерального списка кандидатов от избирательного объединения (блока). Соответственно для каждого сборщика необходимо будет сделать соответствующий документ, содержащий не менее 10 страниц.

Каждый сборщик должен получить экземпляры информационных листовок о кандидате и избирательном объединении (блоке). Эти материалы требуется размножить в соответствии с объемом собираемых подписей. Эти информационные материалы раздаются сборщиками подписантам в любом случае — хотят или нет они подписывать подписные листы в поддержку.

Подписные листы выдаются бригадирам сборщиков, которые контролирует, сколько листов с какими номерами и кому передано. Подписные листы выдаются сборщикам в объеме на несколько дней работы (3-4 дня), а в последующем выдаются по мере их сдачи бригадиру.

Режим работы сборщиков устанавливается таким образом, чтобы отданные им подписные листы возвращались в сроки не более чем через 3 дня. Оплата работы сборщиков рассчитывается в зависимости от местных условий, трудностей при сборе подписей и средней заработной платы в регионе и осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата либо избирательного объединения (блока) (п.2, ст.44).

Нормативы работы каждой из этих групп различны. На крупном предприятии в день можно собрать более 100 подписей. Сбор подписей по месту жительства — более трудоемкий процесс. В этом случае следует исходить из норматива сбора 30 подписей за один день работы одного сборщика. Руководитель кампании ежедневно связывается с бригадирами групп сборщиков, ориентированных на разные методы сбора, получая от них информацию о ходе кампании: количестве собранных подписей, реакции избирателей на кандидата и т. п. Бригадиры встречаются со сборщиками ежедневно. На первой недели сбора подписей бригадиры дважды проводят групповое обсуждение и обмен наиболее эффективным опытом сбора подписей. Затем эти «сессии” проводятся еженедельно. По меньшей мере, дважды в неделю бригадиры сдают подписные листы в региональный (окружной) штаб избирательной кампании. Здесь они проверяются на предмет подлинности.

Оплачивать труд сборщика лучше всего в зависимости от количества собранных подписей по факту, но лишь по тем подписным листам, которые прошли контроль на правильность и надежность заполнения. Оплата производится лишь по тем подписным листам, которые заполнены полностью. Если принято решение об акции распространения благодарственных писем подписантам, то оплату сборщиков производить по получении не только подписных листов, но и надписанных ими конвертов с адресами подписантов.

Для стимулирования работы сборщиков нужно оговорить условие, что стоимость каждой подписи после преодоления сборщиком определенного количества, увеличивается на некоторую сумму. При этом часть средств распределяется бригадиром сборщиков, которые тем самым также стимулируются.

Смета кампании по сбору подписей состоит из следующих статей.

N п/п

Статья расходов

Тиражирование бланка подписного листа в необходимом количестве

Изготовление информационных листовок кандидата и избирательного объединения (блока)

Тиражирование информационных листовок кандидата и избирательного объединения (блока)

Составление и тиражирование инструкции для сборщиков подписей

Составление и тиражирование благодарственного письма подписантам

Оплата работы по подписыванию адресов и фамилий и рассылке благодарственного письма подписантам

Копирование заполненных подписных листов

Оплата работы специалистов по подсчету, проверке и оформлению подписных листов для сдачи в соответствующую избирательную комиссию

Оплата междугородних телефонных разговоров, необходимых для проведения сбора подписей в масштабах региона

Оплата транспортных расходов и командировочных

Оплата работы сборщиков и их бригадиров

Оплата обучения бригадиров сборщиков подписей

Определение мест сбора подписей

Определение мест сбора подписей должно обязательно учитывать границы избирательного округа, когда речь идет об одномандатных кандидатах. Обычно сбор подписей проводится в следующих местах (что не противоречит законодательству):

На предприятиях и в организациях; По месту жительства; На массовых акциях и мероприятиях (праздники городов, концерты художественной самодеятельности, фестивали искусств, конференции, пленумы и съезды общественных организаций и т. п.); На улицах городов с помощью пикетов кандидата или избирательного объединения (блока); По месту работы или жительства сотрудниками коммунальных и социальных служб (патронажные сестры, врачи, учителя, почтальоны, работники гаражных кооперативов и стоянок и т. п.).

Работа по сбору подписей идет эффективнее, когда есть договоренность с руководителями предприятий и администрацией региона, города, района о проведении акции. Организатору кампании целесообразно выявить те предприятия и организации региона, которые имеют устойчивые деловые связи с кандидатом или избирательным блоком, в поддержку которых производится сбор подписей. Требуется также определить городские районы или микрорайоны, поселки, где население по экспертным оценкам положительно относится к Вашему избирательному объединению (блоку) и его кандидату с тем, чтобы организовать в них группы сборщиков.

Руководитель кампании и бригадиры должны владеть информацией о предстоящих крупных событиях в городах и районах округа и сроках их проведения. Это необходимо для того, чтобы заранее предусмотреть сбор подписей на массовых акциях и общественных мероприятиях (например; праздники городов, крупные спортивные мероприятия и т. д.).

Традиционно значительную часть подписных листов собирают в студенческих и рабочих общежитиях. Установив контакты с их комендантами или руководителями предприятий, можно получить значительный эффект в кампании по сбору подписей и в целом в избирательной кампании. Однако следует иметь в виду, что определенная часть жителей общежитий не внесена в компьютерные базы данных органов внутренних дел, по которым проверяются подписные листы. Поэтому подписи граждан, недавно проживающие в общежитиях, например, студенты первого курса, часто квалифицируются членами соответствующих избирательных комиссий как неподлинные или даже поддельные. Это приводит к нежелательным конфликтам представителей кандидата или избирательного блока с избирательными комиссиями.

Желательно установить контакты с руководителями школ и детских садов, чтобы мобилизовать их сотрудников на сбор подписей на родительских собраниях в начале учебного года, а также наладить контакты с руководителями почтовых отделений, служб социального обеспечения, учреждений здравоохранения с той же целью.

Один подписной лист содержит пустографку на определенное количество подписей. Для сбора подписей в избирательном округе необходимо исходить из расчета размножения подписных листов в объеме, позволяющем собрать количество подписей более, чем необходимая квота в 1,5 раза. Для размножения подписных листов необходимо найти множительную технику (ксерокс или ризограф) и обеспечить для этого необходимое количество бумаги.

Проверка подписных листов

Перед передачей подписных листов в соответствующую избирательную комиссию необходимо проверить собранные подписные листы по нескольким параметрам.

Правильность заполнения подписного листа (см. требования к заполнению подписного листа в приложении 3 «Памятке по сбору подписей…”.

Наличие подписи и сведений о сборщике (сведения о сборщике подписей, фиксируемые внизу подписного листа, должны соответствовать указанным требованиям, поскольку их несоблюдение влечет потерю всех подписей, собранных на подписном листе, тогда, как ошибка в данных по одному подписанту приводит к недоучету только этой подписи).

Повторные подписи — в силу случайностей в подписные листы могут попасть сведения об одном избирателе повторно. В этих случаях необходимо составить специальную справку о том, какие подписи, и на каких пронумерованных листах повторяются за подписью уполномоченного избирательного объединения (блока) или самого кандидата. При наличии такой справки подписные листы с повторяющимися подписями соответствующая избирательная комиссия принимает и претензий у нее не возникнет. Иначе данные ошибки могут послужить основанием не регистрации кандидата (федерального списка кандидатов).

Следует также внимательно отнестись к однородности графического заполнения подписей с тем, чтобы выявить возможное нарушение из-за недоброкачественного выполнения работы сборщиками.

Все подписные листы, которые прошли проверку на надежность собранных подписей, необходимо откопировать на ксероксе, что в дальнейшем может быть использовано для поиска добровольцев среди подписантов и в целях контроля.

После регистрации кандидата в окружной избирательной комиссии необходимо взять заверенную ею форму о количестве подписей, собранных в поддержку кандидата в депутаты, выдвинутого от избирательного объединения (блока) по одномандатному избирательному округе. Сведения необходимо срочно передать в Центральный штаб.

Список документов необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу, выдвинутому от избирательного объединения (блока)

Согласно статье 40 (пункт 1) федерального закона «О выборах депутатов…» список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением (блоком) по одномандатным избирательным округам, представляется уполномоченным представителем избирательного объединения (блока) в Центризбирком РФ. Вместе с ним в ЦИК РФ передастся, также и протокол с решением съезда (конференции) избирательного объединения или съезда (конференции) представителей избирательных объединений, входящих с блока, на которых были выдвинуты кандидаты по одномандатным избирательным округам.

Для составления этих документов от каждого кандидата, выдвигаемого по одномандатному избирательному округу, необходимы следующие сведения:

Номер и полное наименование избирательного округа; Фамилия, имя, отчество кандидата (полностью); Число, месяц, год рождения; Адрес местожительства; Образование; Основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий). Занимаемая должность; Принадлежность кандидата к не более чем одному зарегистрированному избирательному объединению и стаж в нем.

Поскольку эта информация будет включена в официальные документы, то передаваемые в Центральный штаб сведения о кандидатах следует тщательно проверить с точки зрения отсутствия в них ошибок (год рождения, верное написание Ф. И.О., юридическое наименование предприятия, где работает кандидат и т. д.).

Помимо перечисленных сведений в Центральный штаб надо передать:

1. Контактные телефоны (служебный и домашний) и (или) номер факса для непосредственной связи с кандидатом;
2. Согласно статье 38, пункт 11 избирательное объединение (блок) вправе выдвигать кандидатами в депутаты лиц, не являющихся членами избирательного объединения или входящих в блок избирательных объединений).
Выше приведенные сведения необходимы для составления списка кандидатов, выдвигаемых избирательным объединением (блоком) по одномандатным избирательным округам, для передачи его в Центризбирком РФ для заверения копии с тем, чтобы после этого можно было начать сбор подписей в поддержку выдвинутых от избирательного объединения (блока) кандидатов.
Регистрация кандидатов в депутаты производится в соответствующей окружной избирательной комиссии на основе собранного должного количества подписей в поддержку кандидата и предоставления других избирательных документов (п.1 ст.45).

Памятка

по сбору подписей в поддержку выдвижения кандидата по (номер и название) одномандатному избирательному округу от избирательного объединения (блока)

СБОР ПОДПИСЕЙ — предусмотренная законодательством процедура, регулируемая статьями 42, 43, 44 федерального закона «О выборах депутатов…”.

Для регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы по одномандатному избирательному округу необходимо собрать не менее одного процента от общего числа избирателей округа подписей избирателей (пункт 2 статьи 42). Практика показывает, что для перестраховки необходимо собрать подписей на 15 процентов больше минимального количества, тем более что закон это разрешает (пункт 11 статьи 44).

КТО МОЖЕТ СОБИРАТЬ ПОДПИСИ. Любой гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, которому кандидат или избирательное объединение (блок) или инициативная группа избирателей поручает сбор подписей за своего кандидатка (федарельный список кандидатов) (пункт 2, статьи 44).

СБОР ПОДПИСЕЙ НАЧИНАЕТСЯ после предоставления соответствующей окружной избирательной комиссией кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения (блока) заверенных соответствующих избирательных документов (пункт 3, статьи 43). Руководитель регионального (окружного) штаба по проведению избирательной кампании избирательного объединения (блока) организует тиражирование бланков подписных листов и согласовывает их в соответствующей окружной избирательной комиссии.

Успех всей избирательной кампании зависит от многих факторов и в первую очередь от сборщика подписей. Сборщик подписей своими действиями непосредственно воздействует на избирателей, увеличивая или же уменьшая число голосов в поддержку кандидата.

Первая обязанность сборщика подписей состоит в том, что он должен получить от бригадира полную и достоверную информацию о кандидате и его платформе. Важно иметь при себе информационные материалы (листовку, газетные статьи и т. п.) о кандидате и избирательном объединении (блоке). Требуется внимательно и осмысленно прочитать их и понять. До тех пор пока сборщик сам не получит ответы на возникающие у него по ходу чтения информационных материалов вопросы, он не должен приступать к выполнению своих обязанностей.

Помните, что лица, собирающие подписи избирателей и допустившие внесение в подписные листы заведомо ложных сведений, их замену на подложные несут уголовную ответственность (Статья 133’ Уголовного кодекса Российской Федерации).

Для избирателя сборщик подписей — это представитель кандидата (избирательного объединения (блока)), поэтому следует подумать о своей экипировке. Одежда должна быть чистой и опрятной, следует также иметь удостоверение сборщика подписей. Оно выдается бригадиром.

Нужно четко зафиксировать информацию о том, кому и в какие сроки сдавать заполненные подписные листы. Имейте при себе «аварийный” телефон дежурного регионального (окружного) штаба, необходимый в нештатных ситуациях.

Сбор подписей избирателей в поддержку кандидата (федерального списка кандидатов) проводится по месту работы, службы, учебы и жительства (пункт 3, статьи 44). В соответствии с законодательством администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании всем равных условий при сборе подписей.

ПРИ сборе подписей необходимо тщательно сверять сведения, заносимые в подписной лист, с паспортными данными.

ОБРАЩАЙТЕ внимание на полноту и правильность заполнения граф подписного листа:

— в графе «Фамилия, имя, отчество» — требуется записать фамилию, имя, отчество избирателя (полностью, без сокращений);

в графе «Год рождения” указывается год рождения, а для лиц в возрасте 18 лет — дополнительно день и месяц рождения;

— в графе «Адрес места жительства» указывается населенный пункт, улица, номер дома и номер квартиры;

— в графе «Серия и номер паспорта…) указывается серия и номер паспорта, а при отсутствии паспорта указывается название заменяющего документа, его серия и номер (удостоверение личности военнослужащего, военный билет для лиц, проходящих срочную службу, справку органов внутренних дел РФ по установленной форме).

— в графе «Подпись и дата ее внесения” избиратель собственноручно расписывается и ставит дату с указанием дня, месяца и года.

Записи и подписи, сделанные в подписном листе карандашом или выполненные на печатной машинке, не допускаются.

Каждый подписной лист удостоверяется подписью сборщика (после слов «Подписной лист удостоверяю»), который указывает также свою фамилию, имя, отчество, полный адрес, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего его документа, а также дату внесения пордписи сборщиком.

После заполнения подписные листы сдаются бригадиру, который сдает их затем в региональный (окружной) штаб избирательной кампании.

Кампанию по сбору подписей нужно использовать для распространения среди избирателей печатных материалов, содержащих биографию кандидата, его вклад в решение актуальных проблем, его предвыборную программу, а также материалов об избирательном объединении (блоке). Если у избирателей возникают вопросы нужно постараться ответить на них или же перезвонить после, проконсультировавшись в региональном (окружном) штабе.

Все высказывания, просьбы, обращения избирателей их пожелания постарайтесь фиксировать на отдельном бланке и вместе с подписными листами сдайте бригадиру.

В ходе сбора подписей необходимо провести небольшой опрос избирателей по специальной анкете для того, чтобы лучше знать настроения избирателей на уровне избирательного участка.

⇐ ПредыдущаяСтр 81 из 125

— предусмотренная избирательным законодательством процедура сбора необходимого количества подписей избирателей, требуемого для регистрации выдвинутого лица (списка лиц) в качестве кандидата (списка кандидатов) на выборную должность. ФЗ от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» установлено, что максимальное количество подписей, необходимое для регистрации кандидата (списка кандидатов), не должно превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. Максимальное количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, не может превышать 2% от числа избирателей соответствующего избирательного округа, поделенного на число мандатов. При проведении выборов в федеральные органы гос.ударственной власти ФЗ могут устанавливаться квоты на сбор подписей избирателей на территории одного субъекта РФ. Одновременно этот Закон запрещает установление таких квот при проведении выборов как в органы гос. власти субъекта РФ, так и в органы местного самоуправления.

При проведении выборов в органы местного самоуправления в муниципальных образованиях с числом зарегистрированных избирателей менее 10 тыс. человек сбор подписей в поддержку кандидатов может не производиться, если законом субъекта РФ предусмотрен иной порядок выдвижения кандидатов.

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» устанавливает правила сбора подписей: а) подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение; б) участие администраций предприятий, учреждений, организаций в сборе подписей, принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписей не допускаются; в) сбор подписей в процессе и в местах выдачи з/п запрещается. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания соответствующей избирательной комиссией либо судом недействительности Собранных подписей и (или) отмены регистрации кандидата (списка кандидатов); г) право сбора подписей избирателей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину РФ. При этом с данным лицом кандидат, избирательное объединение или блок могут заключить договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется исключительно через избирательный фонд кандидата; д) избиратель, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свои фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату его выдачи и дату внесения подписи.

1. ПП вправе начать сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов со дня оплаты изготовления подписных листов.

2. Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину РФ, достигшему на момент сбора подписей возраста 18 лет. ПП может заключить с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей.

3. ПП обязана составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, по форме, установленной ЦИК РФ. В списке указываются сведения о каждом лице, осуществлявшем сбор: фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта, подпись и т.д. Сведения о них, и подписи этих лиц в указанном списке удостоверяются нотариально.

4. Все расходы, связанные со сбором подписей избирателей, осуществляются только за счет средств избирательного фонда политической партии.

5. Сбор подписей избирателей осуществляется по месту жительства и в других местах, где проведение предвыборной агитации и сбор подписей не запрещены ФЗ.

6. Участие органов гос. власти, органов МС, органов управления организаций независимо от формы собственности, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей избирателей не допускается. Запрещается в процессе сбора подписей принуждать избирателей ставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме. Запрещается сбор подписей избирателей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и местах выдачи з/п, пенсий, пособий, а также при оказании благотворительной помощи.

7. Сбор подписей избирателей осуществляется посредством их внесения в подписные листы. При этом избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку выдвижения разных федеральных списков кандидатов, но только один раз в поддержку выдвижения одного и того же федерального списка кандидатов. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или иного документа. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Сведения об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Указанные сведения вносятся только рукописным способом, карандаши не допускаются.

8. Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и уполномоченного представителя ПП. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. При заверении подписного листа представитель ПП напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату.

9. По требованию избирателя лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей, обязано предъявить копию федерального списка кандидатов, заверенного ЦИК РФ.

10. После завершения сбора подписей избирателей уполномоченные представители ПП подсчитывают количество собранных подписей по каждому субъекту РФ, на территории которого осуществлялся сбор подписей, количество подписей избирателей, проживающих за пределами территории РФ, а также общее количество подписей избирателей. По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной ЦИК РФ. Каждый экземпляр протокола подписывается уполномоченным представителем политической партии.

Date: 2016-06-09; view: 287; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

На основании подпунктов «а», «е» и «и» пункта 9 статьи 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации решила:

1. Одобрить Разъяснения порядка применения некоторых положений пункта 7 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (прилагаются).

2. Направить настоящую выписку из протокола заседания в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и опубликовать ее в «Российской газете» и в журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

Председатель

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

А. Вешняков

Секретарь

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

O. Застрожная

Приложение

Разъяснения порядка применения некоторых положений пункта 7 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

1. Согласно пункту 7 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» право сбора подписей избирателей, участников референдума принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума обязаны составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума (далее — Список), а также нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц.

Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривая указанную обязанность, может определить перечень содержащихся в Списке подлежащих нотариальному удостоверению сведений о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) наделить избирательную комиссию, организующую выборы, референдум, правом утверждать форму Списка. Такое регулирование содержится, например, в части 3 статьи 41 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

2. Если закон, предусматривающий обязанность составления Списка, не содержит норм, из которых однозначно следует, какие сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, должны содержаться в Списке, в Список должны включаться те же сведения о каждом лице, собиравшем подписи избирателей, участников референдума, которые указываются при заверении указанным лицом подписного листа.

Если законом не урегулирован и вопрос об объеме сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, указываемых при заверении указанным лицом подписного листа, в Список включаются следующие подлежащие нотариальному удостоверению сведения о каждом из лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума: фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования выдавшего его органа, адрес места жительства.

3. В Списке указывается, в поддержку выдвижения какого кандидата (с указанием фамилии, имени, отчества кандидата и наименования органа, в который проводятся выборы, или должности, на которую выдвинут кандидат), списка кандидатов (с указанием краткого наименования избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, и наименования органа, в который проводятся выборы), какой инициативы проведения референдума (с указанием даты регистрации инициативной группы по проведению референдума и номера решения о регистрации) проводился сбор подписей.

4. Если сбор подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума осуществлял один гражданин, Список содержит сведения об одном лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума.

5. Если сбор подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума осуществляло несколько граждан, Список содержит сведения о каждом из них. При этом Список может быть составлен как на отдельном листе, так и на нескольких.

6. Если Список составлен на нескольких листах, указание о том, в поддержку выдвижения какого кандидата, списка кандидатов, какой инициативы проведения референдума проводился сбор подписей, содержится на каждом листе.

7. Удостоверительная надпись о засвидетельствовании сведений о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, совершается нотариусом в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.

8. Перед представлением в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума листы Списка брошюруются, пронумеровываются, а последний лист Списка подписывается кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группой по проведению референдума.

Депутат – должностное лицо, представляющее интересы граждан в законодательных и представительных органах власти. А еще должность «народного избранника» – это престиж и множество привилегий. Но стать депутатом в своем городе не всегда просто, ведь сначала нужно заслужить доверие жителей.

Готовы все преодолеть?

Совет №1: учтите требования к кандидатам

Согласно Федеральному закону №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», депутаты избираются гражданами муниципалитета на срок не менее двух и не более пяти лет. К своим полномочиям выбранный служитель народа должен приступить в день его избрания.

Однако стать депутатом может не каждый. Выставляя свою кандидатуру на выборы, кандидат должен:

  • быть старше 21 года;
  • иметь российское гражданство и проживать на территории РФ;
  • являться дееспособным;
  • не иметь судимостей и психических расстройств.

Наличие высшего образования необязательно. Однако оно играет важную роль при формировании имиджа. Изучая биографию кандидата, избиратели обращают внимание на образование, семейное положение, опыт работы на управляющих должностях, внешний вид, личные качества.

Чем выше уровень доверия избирателей, тем больше шанс занять должность.

Совет №2: определитесь, как будете баллотироваться

Кандидат в депутаты может выдвигаться двумя способами:

  • от определенной политической партии;
  • самостоятельно (как самовыдвиженец).

В первом случае нужно выбрать партию, вступить в нее и зарекомендовать себя активным, ответственным и инициативным членом. Обычно партийным выдвиженцам доверяют больше, потому что у любой политической партии уже есть свой круг сторонников в народе. Самовыдвиженцев не знают, поэтому заслужить доверие сложнее.

Также самовыдвиженцы могут баллотироваться только на выборы по одномандатному округу – определенному городскому участку.

Когда кандидат принадлежит к политической партии, то голосовать будут за нее в целом. И чем выше положение члена в партийном списке, тем больше шансы, что именно он окажется в числе депутатов.

Совет №3: изучите законы

Перед тем как баллотироваться в депутаты в своем городе, кандидату нужно внимательно изучить действующее законодательство, в том числе:

  • Федеральный закон №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002;
  • Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции от 01.09.2019;
  • Избирательный кодекс или иные законодательные акты, утвержденные в муниципалитете и касающиеся избрания на депутатскую должность.

Далее процесс выдвижения будет зависеть от того, является ли кандидат представителем партии или самовыдвиженцем. В первом случае будет проще. Во втором все проблемы и вопросы придется решать самостоятельно.

В любом случае действовать придется в несколько этапов.

Совет №4: выберите округ

Чаще всего его выбирают по месту жительства кандидата. Полный список городских округов можно получить в Территориальной избирательной комиссии.

Выдвинуть свою кандидатуру можно в течение 30 дней после того, как районное муниципальное собрание объявит о проведении выборов.

Совет №5: соберите документы

В обязательный пакет входят:

  • паспорт, удостоверяющий личность кандидата;
  • заявление о намерении баллотироваться (в нем обязательно нужно указать принадлежность к определенной партии, если таковая имеется);
  • документ об образовании;
  • сведения о месте службы или работы в настоящий момент;
  • данные о размере и источниках доходов, имуществе кандидата.

Представителям политических партий дополнительно потребуется предоставить протокол, составленный во время очередного партийного заседания. В документе должно быть указано, что партия действительно назначила конкретное лицо в качестве своего кандидата.

Совет №6: откройте избирательный счет

К этому пункту можно приступать после того, как все документы приняты избиркомом, а взамен выдана справка, необходимая для открытия счета. Вместе со справкой и паспортом кандидат должен прийти в банк и открыть счет.

Совет №7: соберите подписи

Если депутат является самовыдвиженцем, ему потребуется заручиться подписями от граждан, готовых поддержать его на выборах. Чтобы понять, сколько подписей нужно собрать, необходимо разделить 0,5% от числа избирателей на количество мандатов. Например, в округе с 30 000 жителей и пятью мандатами нужно собрать подписи всего лишь от 30 человек.

Совет №8: агитируйте

После завершения всех подготовительных этапов кандидат может приступать к предвыборной кампании и агитации избирателей.

Агитировать можно несколькими способами – в печатных, радио- и телевизионных СМИ, в интернете, на уличных баннерах, с помощью личных встреч с людьми.

Любые расходы на агитацию должны быть оплачены из избирательного счета кандидата, а печать материалов разрешается только в аккредитованных типографиях.

Вуаля

Таким образом, чтобы добиться успеха на выборах и войти в число депутатов своего города, вам, как кандидату, нужно максимально ответственно подойти ко всем этапам подготовки к выборам, тщательно спланировать агитационную кампанию и проявить самые сильные качества лидера. Тогда народ поверит вам и сделает своим избранником.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Евгений Ермаков Юрист Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Добавить комментарий