Семейное законодательство СССР

Л.Е. Васильева. Особенности развития семейного права СССР

3 См.: Калашников С.В. Очерки теории социального государства. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. С. 11.

4 См.: Основной закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. // Конституции зарубежных государств. М.: Бек, 1997.

5 Конституция Итальянской Республики от 22 декабря 1947 г. // Там же.

6 См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. Т. 3 / Отв. ред. Б.А. Страшун. М.: Бек, 2004.

7 Конституция США от 17 сентября 1787 г. Ст. 1, разд.

9 // Конституции зарубежных государств.

8 См.:ХрамцовА. Ф. Социальное государство. Практики формирования и функционирования в Европе и России // Социс. 2007. № 2. С. 30.

УДК 347.6 (09)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА СССР В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА в 1930-40-е годы

Л.Е. Васильева

Саратовский государственный университет, кафедра государственно-правовых дисциплин E-mail: jurid@info.sgu.ru

В статье отражены основные моменты в развитии семейного права (в области охраны материнства и детства) в 30—40-е гг. XX в., показаны серьезные изменения в семейном праве, вызванные войной и необходимостью улучшить демографическую обстановку в стране.

Семейное право регулировало брачные и семейные отношения и отношения, вытекающие из опеки, имея целью укрепление советской семьи, защиту интересов матери в ее функции воспитания детей, недопущение беспризорности детей. При этом советское семейное право исходило из гарантированного Конституцией СССР 1936 г. и республиканскими конституциями равноправия женщин с мужчинами. Помимо Конституции, основными источниками семейного права являлись республиканские кодексы законов о браке, семье и опеке, общесоюзные юридические акты о браке, разводе, помощи многодетным и одиноким матерям и по другим вопросам, относящимся к области семейного права.

В этой связи надо отметить, что, стремясь создать стимулы к увеличению деторождения, сильно упавшего в 1930-е гг., правительство предпринимает меры, укрепляющие семью и брак. Впервые пособие, целью которого было поощрение

рождаемости, было установлено многодетным матерям Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских домов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах»1. Этим постановлением предусматривалось оказание материальной помощи многодетным матерям, имевшим шесть детей, при рождении каждого следующего ребенка им выдавалось денежное пособие в размере 2000 руб. в год в течение 5 лет. Имевшим десять детей при рождении каждого следующего ребенка выдавалось единовременное пособие в размере 5000 руб., а со второго года жизни ребенка семья получала ежегодно по 3000 руб.2 Таким образом, данное постановление, хотя и было направлено на рост количества многодетных семей, но способствовало этому незначительно, так как материальная поддержка предполагалась только при рождении седьмого ребенка, а таких семей было немного.

Помимо этого отныне брак расторгался только при условии обязательного вызова супругов в ЗАГС, который был обязан принять все возможные меры к примирению супругов. Отметка о разводе ставилась в паспорта, увеличилась цена развода: от 50 рублей в первый раз до 300 рублей за третий развод.

Закон расширил круг лиц, которые могли подавать заявления об алиментах. Кроме родителя или опекуна это могли сделать прокурор, профсоюз, органы ЗАГС и др. Размеры алиментов определялись теперь не судом, а заработной платой ответчика: 1/4 часть заработной платы на 1 ребенка, 1/3 — на двух, 1/2 — на трех и более детей. Для обеспечения алиментных исков мог

© Л.Е. Васильева, 2007

быть наложен арест на долю зарплаты ответчика, произведены опись и арест его имущества. За неуплату алиментов устанавливалось уголовное наказание до 2 лет лишения свободы.

Предусматривалась уголовная ответственность за аборты, запрещенные в 1936 г., и только в середине 1950-х гг. правительство кардинально изменило политику в области регулирования демографических процессов. Большое влияние оказала некоторая демократизация внутри страны после смерти Сталина. 23 ноября 1955 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, отменивший Постановления ЦИК и СНК СССР от 27.06.1936 г. о запрещении абортов, — женщина получила право самостоятельно решать вопрос о количестве детей в семье3.

В условиях Великой Отечественной войны сложившаяся правовая система в основном сохранилась, но в нее были внесены определенные изменения, продиктованные задачами военного времени.

Юридической базой всего законодательства продолжала оставаться Конституция СССР, но в военное время приостанавливалось или ограничивалось действие некоторых ее норм. В законотворчестве большую роль стал играть Президиум Верховного Совета СССР.

Великая Отечественная война стоила нашей стране огромных жертв, среди которых особо выделяются людские потери — существенным образом ухудшилась демографическая ситуация, грозившая негативно отразиться в будущем на социально-экономическом развитии государства. Все это заставило правительство искать действенные меры по исправлению положения, в том числе по стимулированию рождаемости.

Еще до окончания войны правительство вновь вернулось к этому вопросу, о чем свидетельствует важный источник семейного права — Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства»4.

По этому указу устанавливалось, что только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Лица, фактически состоявшие в брачных отношениях до издания указа, могли оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни. Отменялось существовавшее ранее право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка, родившегося от лица, с которым она не состояла в зарегистрированном браке. Вместо алиментов от отца ребенка одинокая мать, согласно указу, получает помощь от государства. Устанавливалось также, что при регистрации в органах записи актов гражданского состояния

рождения ребенка от матери, не состоявшей в зарегистрированном браке, ребенок записывался по фамилии матери с присвоением ему отчества по указанию матери. Усложнялся процесс развода: теперь развод производился только в судебном порядке. Причем процесс о разводе состоял из двух стадий. В народном суде принимались меры к примирению супругов. Если супруги не примирились, дело поступало в вышестоящий суд, который и решал вопрос о разводе. В случае признания необходимости расторгнуть брак суд должен был определить, при ком из разводившихся супругов и кто из детей оставался, а также кто из родителей и в какой мере нес издержки на содержание детей, производился раздел имущества, по желанию супругов присваивалась каждому из разведенных супругов добрачная фамилия.

Помимо вышеназванных положений этот указ расширил контингент имевших право на пособие по многодетности, значительно увеличил государственную помощь многодетным матерям, впервые установил пособия одиноким матерям (не состоявшим в зарегистрированном браке) на содержание и воспитание детей. Помимо этого, беременные женщины и кормящие матери в течение 3 месяцев до родов и 4 месяцев после родов получали второй дополнительный паек, что было немаловажно в голодные послевоенные годы. Родители, имевшие более четырех детей при заработке до 600 руб. в месяц, освобождались на 50% от платы за содержание детей в детских садах и яслях. При наличии пятерых детей эта мера распространялась на все семьи, независимо от величины заработка. Указ одновременно вводил налог на малосемейных, имевших одного или двух детей, и увеличивал налог на холостяков и бездетных. Значительно возрастали льготы беременным женщинам, более продолжительными стали отпуска (с 63 до 77 календарных дней — 35 до родов и 42 после родов) и т.д.5

Государственное пособие многодетной матери слагалось из единовременного пособия, выплачиваемого при рождении следующего ребенка, и ежемесячного, предоставляемого со второго года рождения четвертого ребенка до достижения им пятилетнего возраста. Таким образом, реальный срок выплаты ежемесячного пособия составлял 4 года. При назначении пособия многодетным матерям учитывались все ее родные дети, независимо от возраста и местожительства, и усыновленные дети, а также дети мужа от прежнего брака и усыновленные им, поступившие на содержание мачехи в возрасте не старше 12 лет и находившиеся на ее воспитании к моменту назначения пособия6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственное пособие одинокой матери (которой признавалась не только женщина, не состоящая в браке ко дню рождения ребенка, но и женщина, ставшая одинокой в силу прекращения брака ко дню обращения за назначением пособия) выплачивалось ежемесячно до достижения ребенком 12 лет7.

Научный отдел

Л.Е. Васильева. Особенности развития семейного права СССР

В соответствии с курсом на героизацию советской действительности устанавливались почетные звания. Со времени принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от

8.07.1944 г. (с 1944 по 1966 гг.) было награждено по РСФСР около 5 миллионов многодетных матерей, в том числе орденом «Мать-героиня»

— 50,6 тыс. чел., орденами «Материнская слава»

— 1192, 4 тыс. чел., медалями «Медаль материнства» — 3834,1 тыс. чел8.

После окончания Великой Отечественной войны правительство вновь вернулось к данному вопросу: 25.11.1947 г. был принят новый Указ Президиума Верховного Совета СССР «О размере государственного пособия многодетным и одиноким матерям» 9. Согласно Указу государство уменьшило выплату денежных пособий почти наполовину, официально объяснив этот шаг повышением покупательной способности рубля, а 19.05.1949 г. был издан новый Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об улучшении дела государственной помощи многодетным и одиноким матерям и улучшении условий труда и быта женщин»10, который дополнил Указы от

8.07.1944 г. и 25.11.1947 г., дал возможность получать государственное пособие на ребенка даже в том случае, если ребенок воспитывается у других лиц (вследствие смерти или болезни матери), к тому же была предоставлена льгота на 50% при уплате за содержание в детских садах и яслях детей одиноких матерей, заработок которых не превышает 60 руб. в месяц. Данный указ оставлял в силе уменьшенный размер пособия.

Можно предположить, что к принятию этих указов государство подтолкнула высокая рождаемость, характерная для первых послевоенных лет, однако впоследствии ее волна уменьшилась, а действие законов сохранялось. Именно поэтому даже при общем улучшении материального положения трудящихся в конце 1940-х — начале 1950-х гг., положение многодетных и одиноких

матерей в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25.11. 1947 г. осталось прежним. Неслучайно одинокие и многодетные матери были самой остронуждавшейся частью населения СССР.

Таким образом, можно сделать вывод, что за годы войны законодательство в области охраны материнства и детства претерпело серьезные изменения, вызванные военной обстановкой и необходимостью улучшить демографию в стране. После окончания войны данные изменения сохранились (в отличие от многих новелл в различных отраслях права, отмерших после окончания войны), тем не менее, не удавалось поднять престиж многодетности, а также реально простимулировать рождаемость, тенденции падения которой так и не были преодолены.

Примечания

1 См.: СЗ СССР. 1936. № 34. С. 309.

2 Там же. С. 309.

3 См.: СЗ СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР (1938-1967 гг.). М., 1968. Т. 2. С. 490.

4 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1944. № 37.

5 См.: Законодательство о браке, семье и опеке. М., 1947. С. 2.

6 См.: Забота о матери и ребенке. М., 1945. С. 12.

7 Там же.

8 См.: Социальное обеспечение и страхование в СССР: Сб. офиц. документов. М., 1964. С. 354.

9 См.: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25.11.1947 г. «О размере государственного пособия многодетным и одиноким матерям» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1947. №14.

10 См.: Об улучшении дела государственной помощи многодетным и одиноким матерям и улучшении условий труда и быта женщин // Ведомости Верховного Совета СССР. 1949. № 26.

Право

КОДЕКС

О БРАКЕ И СЕМЬЕ РСФСР

(в ред. Указов Президиума ВС РСФСР от 04.12.79,

от 30.01.84, от 25.04.84, от 20.02.85, от 19.11.86,

от 24.02.87, Федеральных законов от 22.12.94 N 73-ФЗ,

от 07.03.95 N 28-ФЗ)

Забота о советской семье, в которой гармонически сочетаются общественные и личные интересы граждан, является одной из важнейших задач Советского государства.

В Советском Союзе, в состав которого входит на основе добровольного объединения и равноправия с другими союзными республиками Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, созданы наиболее благоприятные условия для укрепления и процветания семьи. Неуклонно растет материальное благосостояние граждан, улучшаются жилищно-бытовые и культурные условия жизни семьи. Социалистическое общество уделяет большое внимание охране и поощрению материнства, обеспечению счастливого детства.

Коммунистическое воспитание подрастающего поколения, развитие его физических и духовных сил являются важнейшей обязанностью семьи. Государство и общество всемерно помогают семье в воспитании детей, широко развертывается сеть детских садов, яслей, школ — интернатов и других детских учреждений.

Советской женщине обеспечиваются необходимые социально-бытовые условия для сочетания счастливого материнства со все более активным и творческим участием в производственной и общественно-политической жизни.

Советское законодательство о браке и семье призвано активно содействовать окончательному очищению семейных отношений от материальных расчетов, устранению остатков неравного положения женщины в быту и созданию коммунистической семьи, в которой найдут свое полное удовлетворение наиболее глубокие личные чувства людей.

Часть 1. Советский брак с 1917 г до начала 1950-х г

Несмотря на внешнюю интимность, форма свадебной церемонии почти всегда определяется установками власти. В императорской России существовал только церковный брак, который заключался по благословению церкви, а венчание проводилось по строгим религиозным обрядам. Только этот брак имел тогда подлинную юридическую силу, а регистрация актов гражданского состояния возлагалась исключительно на религиозные институты. В атрибутику этого значимого «действа» входило венчание в храме, при этом подразумевалось наличие обручальных колец, белого венчального платья невесты и фаты, а также пышного праздничного застолья.
С 1917 года новая коммунистическая власть отказалась от утонченной эстетики русского венчания, покончив с его пышностью и великолепием. Официальная брачная церемония теперь отличалась революционной простотой, сдержанностью и крайним аскетизмом: ни кольца, ни венчального белого платья, ни последующего праздничного застолья.
В новом советском государстве символику свадеб теперь определили кодексы о браке и семье. Первый такой документ появился уже в 1918 году. Таким образом, была реализована давно назревшая общественная потребность во введении гражданского брака. Такая форма брака обеспечивала определенную свободу частной жизни и способствовала уничтожению уже отживших, феодальных черт российской семьи.
В советской России при органах местного самоуправления стали действовать ЗАГСы, при этом они были подведомственны и НКВД.
Правила светской свадебной церемонии были значительно упрощены. В кодексе лишь указывалось, что заключение брака должно публично проводиться в определенном помещении. При этом от будущих супругов должно быть предварительное заявление и удостоверения их личности.
Уже после перехода к НЭПу вновь встал вопрос — в какой форме и с соблюдением каких правил следует заключать брак в обществе строителей коммунизма. Хотя, при этом, четкого и удобоваримого суждения о форме брачного ритуала новая власть так предложить и не смогла. Одна часть большевистской верхушки к институту брака относилась скептически. «А нужен ли он теперь свободному советскому человеку?». Другая, с особым остервенением и фанатизмом, воевала с церковными свадебными обрядами и ритуалами.
Еще в начале века Троцкий писал Ленину о том, что считает семью полностью изжившим себя буржуазным институтом. И что об этом обязательно надо разъяснять рабочим. Ленин соглашается с ним: «…И не только семья. Все запреты, касающиеся сексуальности, должны быть сняты… Нам есть чему поучиться у суфражисток: даже запрет на однополую любовь должен быть снят». Возможно благодаря столь смелым и сверхлиберальным взглядам большевиков во власти, в 1918 году в советском государстве был принят закон об отмене наказания за гомосексуализм.

«В волостном ЗАГСе» (1928) художника Александра Моравова

В декабре 1917 года выходят декреты «Об отмене брака» и «О расторжении брака», а также — декрет «О гражданском браке». Согласно новым законам, признавался только гражданский брак, а церковный, «наряду с обязательным гражданским, является частным делом брачующихся». Брак, согласно новому закону, становится актом, который устанавливал гражданское и моральное право супругов, а внебрачные дети теперь уравнивались в своих правах с законнорожденными. Ведение регистрационных книг гражданского состояния теперь возлагалось на официальные государственные органы страны, а документы о заключении брака, выданные в дореволюционный период религиозными институтами, теперь приравнивались к документам, выданным советскими ЗАГСами.
Одной из самых ярких фигур, выступающих против института брака во времена НЭПа, была Александра Михайловна Коллонтай. Она была лидером женского движения, одной из разработчиц «Кодекса о браке», а также первой женщиной – наркомом (министром) и дипломатом в Советской России. В период НЭПа Коллонтай была заведующей женотдела ЦК РКП(б). Этот отдел вел борьбу за повышение статуса женщины в новом обществе и за уравнивание ее прав с мужчиной. Помимо этого женотдел вел активную работу по ликвидации неграмотности среди женщин, которая в тот период была просто катастрофической, а также занимался информированием о новых условиях труда и организации семьи.
Кстати, мало кто знает, но, в первые же послереволюционные месяцы, в принятых новой властью Декретах, содержались пункты, которые касались женских прав. Во-первых, был запрещен ночной труд женщин, во-вторых, с ноября 1917 года женщинам полагалось пособие по беременности и родам, в-третьих, устанавливалась равная оплата труда и для мужчин и для женщин, и в-четвертых, в Декрете о гражданском браке уравнивались женские права в семье и браке.

Дыбенко и Коллонтай

В первую половину 20-х годов ХХ века появились свои коммунистические ритуалы – «красные крестины», «октябрины» и «красные свадьбы». Подобные церемонии воспринимались советскими людьми не как семейные празднества, а как значимые общественно-политические события. Такое массовое явление как «красные свадьбы» просуществовало почти до середины 30-х годов. Первой «красной свадьбой» можно назвать свадьбу наркомов Коллонтай и Дыбенко (знаменитого предводителя балтийских «братишек»), которая состоялась в марте 1918 года. Невеста была старше жениха на 17 лет. К моменту свадьбы Александре было 46, а голубоглазому красавцу Павлу — 29. Их страстный, пламенный революционный брак просуществовал до 1923 года.
К середине 20-х годов ЗАГСы выходят из подчинения НКВД и полностью переходят под юрисдикцию местных советов. Но принятие в 1926 году нового брачно-семейного кодекса, приравнивавшего не зарегистрированные браки к зарегистрированным, свело на нет значимость свадебного обряда. Фактический брак теперь в любой момент мог по решению суда получить юридическую силу. Таким образом власть полностью устранялась от его регулирования.
Юридическое оформление брака и форма церемонии (церковный или гражданский) теперь стали частным делом вступающих в брак. На рубеже 20-30 –х гг. традиция ношения обручальных колец, зародившаяся еще в стародавние времена, начала отмирать. Теперь их не надевали не только молодожены, но и супруги со стажем. Причиной этому была прежде всего идеологическая властная установка – отрицание прежней церковной венчальной церемонии, как пережитка прошлого. А также материальные трудности, заставляющие нередко отдавать дорогие сердцу семейные реликвии в систему Торгсина. В начале 30-х годов, в связи со всеобщей паспортизацией населения и введением обязательной прописки паспортов, ЗАГСы были вновь переподчинены НКВД. Это было сделано с целью возможности учета демографических изменений в стране.
ЗАГСы НКВД теперь стали размещаться в зданиях местных отделов милиции. Это, естественно, не придало обряду бракосочетания дополнительной торжественности, если не считать штампа в паспорте. Единственный антураж – стол, покрытый красной скатертью, на стене – портрет Ленина и строгий делопроизводитель. А в качестве музыкального сопровождения – гимн… Так свадьба стала самым обыденным событием в жизни советского человека.
Интересное описание советской свадьбы дает иностранный гражданин (нотариус) Луис Ойос Каскон в своей книге «Московский меридиан». Ему «посчастливилось» побывать на свадьбе инженеров в августе 1932 года в качестве свидетеля. У жениха «была трехдневная щетина, он стоял в рубахе с засученными рукавами и без носков.» На невесте «также не было чулок, а голова была непокрыта». Они лишь предъявили сотруднице ЗАГСа свои профсоюзные билеты, она » зарегистрировала их брак без какой-либо торжественности», и через минуту они покинули помещение. Вот и вся церемония…. То есть свадьба, по его мнению, превратилась в самую скучную и обыденную процедуру, все- равно, что остановиться и «выпить аперитив, чтобы затем идти своим путем».
В 20-30-е годы в советском обществе семья потеряла былой статус, а слова — «семейный очаг», «семейный уклад» стали восприниматься обществом как некий архаизм, «буржуазная» семья с его эгоистическим, закостенелым индивидуализмом была объявлена виновной в моральной и социальной патологии отжившего дореволюционного общества. Семья теперь воспринималась как «ячейка общества», как часть большого и дружного коллектива единомышленников – счастливых строителей нового коммунистического общества. Главную ответственность за воспитание детей теперь возложили на государственные дошкольные и школьные учреждения. Они должны были исправлять «негативное» воздействие семьи на формирование личности ребенка.
К концу 30-х году в СССР были официально провозглашены нормы семейной жизни, включающие в себя ориентацию на моногамный брак. Несмотря на изменения формы брачного ритуала, суть семейных ценностей и норм семейной жизни в советском обществе остались прежними. Они практически полностью совпадали с традиционными, религиозно-патриархальными. А в 1944 году власть оформляет Указ, который вновь возвращает официальному браку былой статус. Теперь юридически действительным будет признаваться только зарегистрированный брак. Толчком этому послужило примирение в период войны государства с православной церковью. Это породило в народе надежду на более лояльное отношение к церковному венчальному браку, или хотя бы к традиционной брачной обрядности.
В период позднего сталинизма уже начинается приветствоваться проведение свадебных торжеств. Об этом свидетельствуют такие фильмы, как «Свинарка и пастух», «Свадьба с приданым», «Кубанские казаки». В «Свадьбе с приданым», которая вышла на экраны в 1953 году, была показана любовь бригадиров двух соревнующихся колхозов – Ольги и Максима. Апофеозом отношений молодых людей (которых блестяще сыграли Вера Васильева и Владимир Ушаков) стала традиционная осенняя большая свадьба, на которой невеста появляется в белом платье и в небрежно накинутом на голову белом шелковом шарфике, напоминающем фату.
Но в сталинскую эпоху власть придерживалась весьма строгих правил нормирования процедуры заключения брака. Так, в 1947 году официально было запрещено заключать браки между советскими и иностранными гражданами. Сама же свадебная церемония, с ее традиционными нарядами жениха и невесты, букетами цветов, обменом колец, застольем и танцами молодых, так юридически и не была закреплена, оставаясь по-прежнему лишь частным актом. Ритуал осуществлялся только по желанию вступающих в брак.
Возможно поэтому многие замечательные традиции и обряды русской свадьбы в наше время оказались безвозвратно утерянными. А ведь в старину этим обрядам придавалось огромное значение. Они считались самыми важными на пути молодых к браку. И если по какой-либо причине свадебный обряд нарушался, или не выполнялся как положено, то этот брак уже считался несостоятельным, то есть не совершенным до конца. Продолжение следует….

История развития семейного права в советский период.

Почти сразу же после Октябрьской революции 1917 г. были проведены две важнейшие реформы семейного законодательства. 18 декабря 1917 г. вышел декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния»‘. Согласно этому декрету, единственной формой брака для всех граждан России независимо от вероисповедания стало заключение гражданского брака в государственных, органах. Брак, заключенный по религиозному обряду после принятия декрета, не порождал правовых последствий. За браками, заключенными в церковной форме до принятия декрета, сохранялась юридическая сила, и они не нуждались в переоформлении. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было достижения брачного возраста: 16 лет для женщин и 18 лет для мужчин и взаимного согласия будущих супругов. Препятствиями к браку признавались следующие обстоятельства: наличие у одного из супругов душевного заболевания, состояние жениха и невесты в запрещенных степенях родства (запрещались браки между восходящими и нисходящими родственниками, родными братьями и сестрами), а также наличие другого нерасторгнутого брака.

Вторым важнейшим положением, содержавшимся в этом декрете, было уравнение в правах законных и незаконнорожденных детей. Кроме того, в соответствии с декретом было возможно установление отцовства в судебном порядке.

Вслед за первым декретом 19 декабря 1917 г. был принят второй не менее значительный акт — декрет «О расторжении брака»2. На основа­нии этого декрета бракоразводные дела были изъяты из компетенции судов духовных консисторий. Дела о разводе, возбужденные по одно­стороннему заявлению супруга, были переданы в ведение местных судов. Вопросы о том, с кем останутся Проживать несовершеннолетние дети, о выплате средств на их содержание, а также об алиментах бывшей жене решались по соглашению между супругами. При отсутствии

соглашения эти вопросы рассматривались судом. Интересно отметить, что право на содержание в тот период признавалось только за женой, но не за мужем. При разводе по взаимному согласию супругов предусматривалась внесудебная процедура развода.

Оба декрета для того времени являлись весьма прогрессивными.

22 октября 1918 г. был принят первый отдельный кодифицированный семейно-правовой акт — Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве*. Найти какое-либо объяснение появлению в этот период кодекса, регулирующего семей­ные отношения отдельно от гражданских, на первый взгляд, совершенно невозможно. Дело в том, что какого-либо теоретического обоснова­ния необходимости выделения семейного права в самостоятельную отрасль на этом этапе еще не было.

Почему же все-таки был принят отдельный кодекс? Ответ на этот вопрос окажется очень простым, если вспомнить, что представляла из себя Россия в 1918 г. В период военного коммунизма практически вся собственность была национализирована, а гражданского оборота почти не существовало, его заменили административные распределительные отношения. Все частные гражданские отношения, по образному замечанию А.Г. Гойхбарга, свелись к найму пастушка в деревне. Гражданское право считалось отмершим, и никто не собирался его возрождать. Семейные же отношения необходимо было урегулировать по-новому, поэтому при отсутствии гражданского законодательства и был принят отдельный семейный кодекс.

Подтверждением этого вывода служит и свидетельство наркома юстиции П.И. Стучки о том, что во время принятия декретов и первого семейного кодекса гражданского права не существовало. Принятие отдельного семейного кодекса он не считал связанным с решением вопроса о Самостоятельности семейного права и об отделении его от права гражданского2.

Первый Гражданский кодекс появился только в 1922 г., в период нэпа, когда произошло некоторое возрождение гражданских отношений. Многие авторы, в том числе и П.И. Стучка, предлагали включить в ГК и нормы, регулирующие семейные отношения, однако идея о самостоятельности семейного законодательства (но не права) уже настолько прочно укоренилась, что эти предложения не были приняты

Если первые декреты затронули только некоторые аспекты семейных отношений, то Кодексом 1918 г. они были урегулированы практически полностью.

Статья 52 Кодекса закрепила, что только «гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе загса, порождает права и обязанности супругов». Брачный возраст остался прежним: 16 и 18 лет. Перечень препятствий к заключению брака по сравнению с предусмотренным декретом 1917 г. был расширен. В качестве препятствия теперь рассматривалось также состояние в другом нерасторгнутом браке. В Кодексе специально оговаривалось, что многочисленные препятствия, предусмотренные законодательством дореволюционной России, например принадлежность к разным вероисповеданиям, монашество, потеряли правовое значение.

Четко проводилось различие между разводом, прекращающим брак на будущее время, и признанием брака недействительным, обладающим обратной силой и аннулирующим брак с момента его заключения. Основаниями для признания брака недействительным считались следующие обстоятельства: заключение брака с лицом, не достигшим брачного возраста; отсутствие согласия на брак одного из супругов; брак между лицами, одно из которых состоит в другом нерасторгнутом браке; наличие запрещенных степеней родства; брак с недееспо­собным- Брак признавался недействительным в судебном порядке.

Определенный шаг вперед был сделан и в регулировании имущественных отношений супругов. Они были полностью уравнены в правах по решению вопросов семейной жизни и выбору места жительства. Супруги получали также возможность сделать своей общей фамилией фамилию мужа или жены или соединить их и именоваться двойной фамилией.

Однако не все нормы Кодекса 1918 г. были столь же удачны. В отношении имущества супругов сохранился существовавший ранее режим раздельности, только теперь он был закреплен императивной нормой (ст. 105), в которой говорилось, что брак не создает общности имущества супругов, муж не имеет права пользоваться и управлять имуществом жены и не может получить такого права по брачному договору. Учитывая, что режим раздельности не давал женщине, не работающей вне дома, никаких прав на имущество семьи, запрещение изменить его путем брачного договора существенно нарушало интересы таких женщин.

В 1923 г. началась разработка нового кодекса. Проект с первого раза не был принят, и в 1925 г. его вынесли на всенародное обсуждение. В рамках этого обсуждения в «Еженедельнике советской юстиции» и в других изданиях появилось довольно много статей, в которых в основном обсуждалась проблема придания юридической силы фактическим брачным отношениям. Дискутировалась также необходимость изменения режима супружеского имущества. Сколько-нибудь серьезного обсуждения проблемы места семейного права в системе отраслей не было. Просто почти ни у кого не возникало сомнений в том, что семейное право, несмотря на выделение семейного законодательства в отдельный кодекс, является частью гражданского права.

П.И. Стучка, например, считал, что имущественные отношения, вопросы взыскания алиментов, безусловно, являются отношениями гражданскими, а остальные тяготеют к ним, подсудны гражданскому суду и потому должны регулироваться гражданским правом1. В 1926 г. Кодекс законов о браке, семье и опеке (КЗоБСО)2, наконец, был при­нят.

Следующий шаг в развитии семейного законодательства, доказывающий, что политическая ситуация в стране не могла не сказаться и на регулировании семейных отношений, был сделан в 1936 г. Постановление ЦИК и СНК от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах»2 ясно показывает, к чему приводит необдуманное вмешательство государства в личные семейные отношения. Запрещение абортов в слаборазвитой стране, население которой не имело даже самых элементарных представлений о планировании семьи, привело к массовым криминальным абортам, многие из которых заканчивались тяжелыми последствиями. Ситуация .осложнялась еще и тем, что не только лица, прерывающие беременность, но и сами женщины привлекались за эти действия к уголовной ответственности. В результате многие женщины не прибегали к медицинской помощи при возникновении осложнений из страха перед уголовным наказанием, что нередко приводило к смертельным исходам. Этим же постановлением было введено взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в долевом отношении к заработку плательщика: 1/4 — на одного ребенка, 1/3 — на двух детей и 1/2 — на трех и более детей.’ Эти ставки, несмотря на неоднократную критику, просуществовали до настоящего времени, хотя никакого экономического обоснования не получили ни в момент их введения, ни в дальнейшем.Дела о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей практически превратились в бесспорные: судам не надо было определять размеры алиментов; все, что им осталось сделать, — вынести решение. Учитывая, что дела о взыскании алиментов всегда были одной из самых распространенных категорий гражданских дел, это создавало огромную экономию времени. Сам же унифицированный подход в условиях всеобщего равенства в нищете в целом оправдывал себя.

30 июля 1969 г. был принят Кодекс о браке и семье РСФСР2. В соответствии с этим Кодексом признавался только зарегистрированный брак. Фактический брак по-прежнему не порождал правовых последствий. Основанием к разводу считался непоправимый распад семьи. При отсутствии у супругов несовершеннолетних детей или споров по Поводу имущества развод по взаимному согласию производился в органах загса. Органы загса не выясняли причины развода и не предпринимали попыток к примирению супругов. При отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака, а также если у супругов были несовершеннолетние дети или один из супругов заявлял требование о разделе имущества или о взыскании алиментов, спор о расторжении брака разрешался судом. При этом суд был обязан выяснять причины развода и в необходимых случаях пытаться Примирить супругов. Имущественные отношения супругов регулировались императивными нормами, закреплявшими режим общей совместной собственности супругов. Заключение брачного договора, направленного на изменение этого режима, не допускалось. Любой договор подобного рода считался ничтожным, как не соответствующий императивным требо­ваниям закона. Установление отцовства в отношении детей, рожденных вне зарегистрированного брака, производилось двумя способами. Добровольное установление отцовства — на основании письменного заявления отца и матери ребенка. Если признание отцовства добровольно не производилось, возможно было его установление в судебном порядке. В этом случае основанием для вынесения решения об установления отцовства являлись следующие обстоятельства: совместное проживание ответчика с матерью ребенка и ведение ими совместного хозяйства до рождения ребенка или совместное воспитание либо содержание ими ребенка. Основаниями для установления отцовства могли служить также доказательства, с достоверностью подтверждающие признание ответчиком отцовства (ст. 48 КоБС). Такими доказательствами могли служить, например, письма или официальные документы, подписанные ответчиком.

Добавить комментарий