Сенатусконсульты в римском праве

Первоначально senatusconsultum (сокращенно — SC) представлял собой рекомендацию сената в ответ на запрос или доклад председательствующего магистрата. По определению такой сенатусконсульт не имел силы закона. Но сенат в римской республике обладал необычайно высоким авторитетом (так называемая auctoritas’), граничащим с полноценной распорядительной властью. Некоторые сенатусконсульты республиканской эпохи получили широкую известность. К таким постановлениям относятся, например, сенатусконсульт о вакханалиях (186 г. до н.э.) — о запрете распутных шествий во время праздника в честь Вакха, справлявшегося по иноземному ритуалу; сенатусконсульт о философах и риторах (161 г. до н.э.) — об изгнании греческих философов и др. Особое значение в сфере публичного республиканского права имел так называемый senatusconsultum ultimum (дословно «крайний»), в силу которого в случае опасности для государства консулам предоставлялись чрезвычайные полномочия; фактически это была процедура объявления сенатом чрезвычайного положения. Принятие senatusconsultum ultimum предполагало возможность применения консулами любых мер для того, чтобы взять ситуацию под контроль и пресечь любую общественно-опасную деятельность. Формула, применявшаяся при объявлении сенатом такого сенатусконсульта, содержала фразу: «Сенат постановил: пусть консулы приложат все силы к тому, чтобы государство не потерпело никакого ущерба» (Senatus decrevit darent operam consules ne quid res publica detrimenti caperet). Впервые такая мера была применена в 133 г. до н.э. против реформатора Гракха; затем она использовалась в 121, 100 и 63 г. до н.э. (в последнем случае против заговора Сергия Катилины). Сенатусконсульты могли издаваться и по поводу частноправовых отношений. Известны случаи, когда какой-нибудь знатный римлянин сенатского сословия, заключив сделку, прямо нарушающую положения того или иного закона, пользуясь своим влиянием мог добиться того, чтобы сенат издал сенатусконсульт, утверждающий силу этой противозаконной сделки. В случае, если это дело доходило до обращения за судебной защитой, претор (или наместник провинции) при решении вопроса о предоставлении иска должен был проявить большую силу воли, чтобы построить иск на требовании закона, а не на сенатусконсульте. Эту силу воли имел, например, Цицерон в свою бытность наместником провинции. Но Цицерон был скорее исключением из общего правила — ссориться с сенатом магистратам было невыгодно ни с какой точки зрения, поэтому они легко шли на то, чтобы исходить в своих решениях из мнения сената, ссылаясь на auctoritas последнего.

В период Ранней империи значение сената начинает падать, но при этом роль сенатусконсультов, как это ни странно, возрастает. Дело в том, что одной из базовых составляющих власти императора было то, что он председательствовал в сенате, т.е. был его принцепсом — princeps senatus; и как таковой именно он теперь чаще всего выступал с инициативой нового сенатского постановления, а то, «что угодно принцепсу, то имеет силу закона». Со II в. н.э. сенатусконсульты приравниваются к закону.

Со времен принципата сенатусконсульты все чаще издавались для регулирования отдельных аспектов частного права, например, вопросов, связанных с наследованием, с семейным правом и с правом лиц.

Значение понятия SC

В переводе с латинского языка – senatus consulturn; сокращенно – SC. Применение SC в мировой истории встречается дважды – во времена Рима и Франции XIX в. Можно назвать несколько определений SC:

— решение сената, которое принималось по запросу магистрата и носило обязательный характер; составная часть римского права;

— решения, которые изменяли или дополняли конституцию; принимались консулом, императором и публиковались от имени сената во времена Консульства, первой и второй Империи во Франции.

Эволюция SC в римском праве

В истории Римского государства SC представлял собой сенатский декрет. Это воплощение воли сената по определенному вопросу.

У сената отсутствовало право законодательной инициативы. Поэтому SC являлся рекомендацией сената в ответ на запрос или доклад председательствующего магистрата. Рассмотренный законопроект выносился и обсуждался на народном собрании, которое и придавало ему силу закона. В дальнейшем, уже в позднюю республику, когда народные собрания были запрещены, решения сената по текущим делам приобрели силу закона, принимались без одобрения народного собрания. В эпоху принципата SC приобретают наибольшую силу.

В I – III в. н.э. SC – основная форма законодательных актов. Их готовили преторы. В эпоху принцепса SC – речи императора, с которыми он выступал на торжественном заседании и посредством которых вносил свои предложения. Со временем SC вытеснили постановления императора – конституции.

Особенности SC

SC являлся следствием доклада магистрата при отсутствии законного протеста. В Риме существовал ограниченный круг лиц, которые имели право делать доклады, опрашивать, осуществлять голосование и редактировать мнение большинства. К ним относились:

— децемвиры – назначались для писания законов;

— военные трибуны, обладавшие консульскими полномочиями;

— диктатор;

— начальник конницы;

— междуцарий;

— начальник города;

— консул;

— претор;

— плебейские трибуны.

Первоначально по своему значению SC не имели обязательной силы закона. Тем не менее, чем больше было влияние лица, выступившего с докладом, тем большее значение придавалось SC. Решение сената не обязывало магистрата (действовал год) и его преемника к его исполнению, могло быть ограничено годом магистратуры докладчика.

С ростом роли сената в Риме SC по положению в системе римского права приблизились к законам, а со времени правления Августа получили силу законов.

SC в годы республики

В годы Римской республики SC являлись административными распоряжениями. Только в отдельных случаях они применялись для изменения государственного права. SC имел силу закона только тогда, когда его выносили на утверждение народа. В отдельных случаях SC приобретали силу закона без санкции комиций, однако это вызывало серьезный протест у законодательных органов антисенатской партии. Интересно, что, несмотря на необязательный характер исполнения SC, фактически они применялись всегда, поскольку власть сенаторов были сильнее власти магистратуры (длилась год).

Принятие SC

Как правительственные распоряжения, SC были направлены на охрану государства в религиозном плане и отстаивание прав государственной казны.

Способы составления SC:

— через discessio, но требовалось единогласное принятие;

— через опрос отдельных сенаторов – при отсутствии единой позиции.

SC включал вступление, изложение с перечислением мотивов, и постановление. Каждая статья подвергалась отдельному голосованию.

В период республики заглавие SC зависело от его содержания, в императорскую эпоху – по имени докладчика. Адресованные греческим общинам SC переводились с латинского языка на греческий.

После того, как была подготовлена окончательная редакция SC, она передавалась в государственный архив, где переписывалась в официальный журнал. В 449 г. плебейские эдилы получили право делать официальные копии с SC для хранения в плебейских архивах.

При наложении veto на доклад трибуном или высшим магистратом SC, даже если он был принят сенаторами единогласно, не получал административной силы, но мог быть отредактирован сенатом.

В годы Римской империи veto против SC, которые последовали за докладом императора, не допускалось. Хранил SC сенатор квесторского ранга, который назначался императором на неопределенное время.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 7

В древнем Риме законом являлось решение комиций — народного собрания (рори-lus) того или иного вида (по куриям, центуриям, трибам). Для полной силы закона требовалось содействие трех органов римского государства. Такими являлись:

(1) Магистрат, имевший ius cum populo agendi — право созывать народное собрание (консул, диктатор, претор), должен был сначала выработать письменный проект закона (rogatio legis), испрошение закона.

(2) Народ, собранный магистратом в комиций, мог принять или отвергнуть проект целиком, но не обсуждал его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и положительного или отрицательного ответа со стороны народа («как просишь» — uti rogas, или «стою на старом законе» — antique legem).

(3) Наконец, закон, предложенный магистратом и принятый народом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената (auctoritas patrum). Принятые таким образом законы носили название leges rogatae. Испрошенным законам противополагались к концу республики законы, устанавливавшиеся по делегации законодателя полководцами в завоеванных провинциях (leges datae).

Виды законов по санкции их

Сенатусконсульты

В начале принципата превратились в законодательные акты постановления сената (редкие при республике). С I до середины III в.в. н.э. сенатусконсульты являлись основной формой законодательства, хотя и прикрываемой старой формулой, что сенат только полагает, советует и рекомендует (censet, videtur, placet). В сена-тусконсультах нередко давались лишь общие принципиальные положения, а затем предоставлялось преторам указать в эдикте средства их практического осуществления, так что некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами. Сенатские законы назывались так же, как и законы в юридическом обиходе, по имени или прозванию тех лиц, кто их предложил (исключение S. С. Macedonianum — см. п. 466). Сенат не имел законодательной инициативы. Его постановления чаще всего являлись лишь оформлением предложений императора, которые тот в силу своей власти мог вносить в сенат письменно или устно, так называемая oratio principis in senatu habita — речь императора, произнесенная в сенате.

Императорских конституций

Укрепление императорской власти привело к тому, что единоличное распоряжение императора стало признаваться законом: «что угодно императору, то имеет силу закона», а сам император «законами не связан» (legibus solutus est). Императорские распоряжения, носившие общее наименование «конституций», существовали четырех видов:

1) эдикты — общие распоряжения, обращенные к населению (термин, уцелевший от республиканских времен, когда он имел совсем другое значение). Эдикт, или указ, (edictum) считался актом, изданным государем как высшим должностным лицом; в нем могли правоустанавливаться все нормы, отнесенные к компетенции вообще всех магистратов государства — т.е. как в сфере публичного, так и частного права. Поручение, или мандат, (mandatum) содержало инструкции должностным лицам, как правило, в отношении правоприменения. Главным образом, эти акты касались юрисдикции наместников и преторов, соответственно в них рассматривались самые разнообразные вопросы по преимуществу уголовного или частного права.

2) 2) рескрипты — распоряжения по отдельным делам (ответы на возбуждавшиеся перед императором ходатайства). Рескрипт (rescriptum) был ответом императора на правовые запросы частных или должностных лиц. В первом случае ответ представлял простую резолюцию на прошении, написанную самим государем. Во втором — ответ на запрос магистрата составлялся в виде особого письма и имел специальное наименование epistola. Аналогичный ответ на запрос общины, города или корпорации квалифицировался как «прагматическая санкция».

3) мандаты — инструкции, дававшиеся императорами чи-новникам. Поручение, или мандат, (mandatum) содержало инструкции должностным лицам, как правило, в отношении правоприменения. Главным образом, эти акты касались юрисдикции наместников и преторов, соответственно в них рассматривались самые разнообразные вопросы по преимуществу уголовного или частного права.

4) декреты — решения по поступавшим на рассмотрение императора спорным делам. Декрет (decretum) был судебным решением государя по конкретному делу, имевшим по правилам аналогии распространительное значение. Его содержание предопределялось судебными полномочиями монарха как высшего судьи государства.

Особую роль играли декреты и рескрипты, поскольку они толковали нормы права.

В период абсолютной монархии императорские законы стали именоваться leges; встречаются и новые термины: leges generales, sanctio pragmatica и др.

Вопрос № 4 Преторские эдикты как источники права. Роль претора в развитии римского права

ЭДИКТ (лат. edictum, от edico — объявляю, приказываю)

В Риме распоряжение магистрата, имевшее силу до окончания срока его полномочий. Первоначально эдикты объявлялись устно, но со временем стали записываться на выбеленных досках (album, отсюда — альбом) и выставляться на Форуме для всеобщего сведения.

«Постоянный эдикт» («вечный эдикт») издавался при вступлении в должность преторами, курульными эдилами, наместниками провинций. Он содержал программу деятельности магистрата на весь его служебный год, правила, которыми тот собирался руководствоваться.

Особое значение для развития римского права имел преторский эдикт. Со 2-й половины II в. до н.э. преторы получили право составлять обязательную для судей юридическую инструкцию (формулу) и возможность вводить в свой постоянный эдикт новые виды исков. По приказу императора Адриана римский юрист Сальвий Юлиан провел в 129 (или 131) г. редакцию текста преторского эдикта. Этот текст приобрел по особому постановлению сената обязательную силу для всех преторов. С этого времени вносить в него какие-либо изменения мог только император. Со II в. императорские эдикты приобрели силу закона. Наиболее значительный из них — эдикт Каракаллы (212 г.), распространивший римское гражданство на все свободное население Римской империи.

Преторское право — совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права — эдикты преторов. Это связано с тем, что эдикты преторов постепенно вытеснили старое cjus civile и создали новую систему норм — преторское право.

Преторское право представляло собой наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права.

Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость в правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора перегринов.

Магистраты, обладавшие высшей властью, — преторы, правители провинций, а в пределах своей компетенции курульные эдилы — издавали эдикты! программные заявления, общеобязательные на год службы издавшего эдикт магистрата. Затем преемники стали переписывать из эдиктов предшественников все, имевшее жизненное значение, — создавались постоянные эдикты (edictum perpetuum).

В 125-130 гг. император Адриан поручил юристу Сальвию Юлиану установить окончательную редакцию постоянного эдикта с целью закрепления отдельных постановлений преторского права. Часто законодатель в лице главы собраний либо в лице императора старался отразить нормы цивильного права в новых законах, в новых конституциях- то, что было наработано.

Взаимосвязь цивильного и преторского права выражалась в деятельности римских юристов, которые комментировали как цивильное, так и преторское право.

Юрист Марциан называл преторское право живым голосом цивильного права в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на запросы общественной жизни и интересы господствующего класса и удовлетворял их.

Всякий С. состоял из вступления, изложения, сопровождавшегося кратким указанием мотивов (relatio), и постановления, начинавшегося формулой: d(e) e(a) r(e) i(ta) c(ensuere). Термин censuere повторялся после каждой статьи, которая подвергалась отдельному голосованию. Если предполагалось обратить С. в закон, то в конце добавлялись слова: ut de ea re ad populum ferretur. Получивший окончательную редакцию С. передавался в государственный архив (aerarium Saturni), где под наблюдением квесторов переписывался в официальный журнал. С 449 г. было разрешено плебейским эдилам снимать официальные копии с С. для хранения в плебейских архивах. Если трибун или высший магистрат налагал veto на доклад, то С., хотя бы единогласный, не получал административной силы и назывался Senatus auctoritas; тем не менее, по общепринятому правилу, сенат делал распоряжение о его редактировании. В период республики заглавие С. определялось его содержанием (напр., S. consultum de Bacchanalibus, S. consultum de quis in urbe sepeliretur и др.); в императорскую эпоху S. consultum назывался по имени докладчика (напр. S. consultum Claudianum, Juventianum, Largianum, Libonianum и др.). Если сенатусконсульты были обращаемы к греческим общинам, то рядом с латинским текстом делался греческий перевод. До нашего времени дошло несколько подлинных С. республиканского периода, в целом или фрагментарном виде. Из них известнейшие: а) на лат. яз. — 1) фрагмент С. de Bacchanalibus (186 до Р.Хр.), вырезанного на бронзовой дощечке и представлявшего выдержку из полного С., официально сообщенную консулами магистратам Теуранской обл. в Бруттиях (фрагмент открыт в Калабрии в 1640 г., ныне хранится в Вене, издан в «Corpus Inscriptionum Lat.» Моммзена, № 196); 2) отрывок С. de Tiburtibus (159 до P. Xp.); 3) фрагмент С. de Asclepiade (87 г. до Р. Xp.); б) на греч. яз. — С. de Delphis (198 г. до Р. Хр.), два С. de Thisbis (170 г. до Р. Xp.), С. de Prienensibus et Samiis (135 г. до Р. Xp.); на греч. языке с латинским переводом — С. de philosophis et rhetoribus (161 г. до Р. Xp., сообщен Suet. Rhet. I: Gell. XV, 11), de hastis Martiis (99 г. до Р. Xp.), de provinciis consularibus, три С. de Judaeis (139, 133 и 44 гг. до Р. Xp.) и др. Кроме обыкновенных С., были так называемые S. consulta tacita, постановленные при закрытых дверях, и S. consulta ultima, вотировавшиеся со времен Гракхов ввиду внутренних волнений или открытого мятежа. S. consultum ultimum предоставлял магистратам (консулам, преторам, народным трибунам и пр.) особые полномочия, подобные полномочиям диктатора, и начинался формулой: Videant, dent operam consules (praetores и т. д.), ne quid respublica detrimenti capiat. В императорскую эпоху интерцессия против С., состоявшихся по докладу императора, была невозможна. Редакция С. производилась так же, как и во времена республики, но при этом упоминалось еще о числе присутствовавших сенаторов. Хранение С. поручалось сенатору квесторского ранга, назначавшемуся императором на неопределенное время и называвшемуся ab actia senatus. Ср. Bieling, «De differentia inter senatus auctoritatem, consultum et decretum» (Минден, 1846); Rein, «Senatus consultum» (в «Realencyclopädie», Pauly, т. VI, 1031); Soltau, «Die Gültigkeit der Plebiscite» (Б., 1884); Pick, «De Senatus consultis Romanorum» (Б., 1884); Willems, «Le Sénat de la République Romaine» (Лувэн, 1878, 1883, особенно II т., стр. 121—237); Mommsen, «Römisches Staatsrecht» (III том, Б., 1888, стр. 994 сл.); Smith, «Dictionary of Greek and Roman Antiquities» (Л., 1891, II т., стр. 636 и сл.); Виллемс, «Римское государственное право» (I вып., стр 217 и сл., Киев, 1888).

Законы народного собрания как источник римского частного права.

Понятие источника права в юридической науке Древнего Рима. Основные виды источников римского права.

Римский историк Тит Ливии назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права.

В юридической литературе выражение «источ­ник права» употребляется в различных смыслах: 1) как источник содержания правовых норм; 2) как способ, форма образования (возникновения) норм права; 3) как источник познания права.

1).Конечным источником содержания права являют­ся материальные условия жизни общества. Это обстоятельство необходимо иметь в виду при изучении права рабовладельческого обще­ства. В соответствии с состоянием производительных сил основой производственных отношений при рабовладель­ческом строе является собственность рабовладельца на средства производства и на работников производства (раба).

2).Форма образования норм права. В римском праве на протяжении его истории формами правообразования служили: 1) обычное право; 2) закон (в республиканский пери­од — постановления народного собрания; в эпоху прин­ципата — сенатусконсульты, постановления сената, кото­рыми вуалировалась воля принцепса; в период абсолют­ной монархии — императорские конституции); 3) эдикты магистратов; 4) деятельность юристов (юриспруденция).

3). Источник познания римского права. Сюда относятся юридические памятники, напри­мер кодификация императора Юстиниана; произведения римских юристов и т.д.; в особен­ности произведения римских историков и др.

Важным источником познания римского права яв­ляются дошедшие до нас надписи на дереве, камне, на стенах построек и т. д.

В Древнем Риме законом являлось решение комиций – народного собрания. Для этого требовалось содействие трех органов римского государства. Такими являлись:

1).Магистрат, имевший право созывать народное собрание (консул, диктатор, претор), должен был сначала выработать письменный проект закона.

2).Народ, собранный магистратом в комиций, мог принять или отверг­нуть проект целиком, но не обсуждал его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и поло­жительного или отрицательного ответа со стороны народа.

3)Наконец, закон, предложенный магистратом и принятый наро­дом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената. Испрошенным законам противополагались к концу рес­публики законы, устанавливавшиеся по делегации законодателя пол­ководцами в завоеванных провинциях.

Сенатусконсульты – постановления римского сената основной формой законодательных актов были с I по III в. н. э. в связи с невозможностью частого созыва народных собраний. В сенатусконсультах давались общие принципиальные положения, некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами. Се­нат не имел законодательной инициативы. Его постановления чаще всего являлись лишь оформлением предложений императора.

Императорские конституции – единоличные распоряжения императора, которые стали признаваться законом с III в. н. э.

Императорские конституции издавались в 4 формах: а) эдикты— общие распоряжения; б) декреты— решения по судебным делам; в) рескрипты — ответы на по­ступавшие к императорам вопросы; г)мандаты— инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам.

Императорские конституции были позднее кодифицированы римскими юристами. Наиболее известными являются: кодекс Грегориана. Он собрал конституции, начиная с Адриана. Кодекс Гермотениана был выпущен в дополнение к кодексу Грегориана. Кодекс Феодосия (16 томов) был составлен Восточно-римским императором в начале V в. н. э. получил распространение как на Востоке, так и в Риме. Кодекс Юстиниана вышел в 529 г. н. э. После его составления было запрещено пользоваться другими кодексами.

Добавить комментарий