Съезд князей

Съезд князей. Рисунок И.Билибина

Съезды русских князей (по-древнерусски «снемы») — личные встречи Рюриковичей, предпринимаемые для урегулирования разногласий и совместного решения вопросов внутренней и внешней политики. Проводились в эпоху Древнерусского государства и в русских княжествах с XI по XIV век.

Съезды носили официальный характер и имели формализованную процедуру. По форме они представляли собой «семейный» совет, что отвечало существовавшему в княжеской среде представлению, что все части Руси управляются братьями одного рода. В XI — начале XII веков решения крупных съездов, в которых принимали участия все старшие князья своего поколения, определяли политическое устройство Киевской Руси. В последующий период, в условиях разрастания династии и наступления феодальной раздробленности, появились региональные съезды, проводившиеся среди княжеских ветвей в рамках той или иной земли, и встречи отдельных князей. При этом вплоть до монгольского нашествия периодически продолжали собираться и общерусские съезды, успешно решавшие, в первую очередь, задачи организации совместных походов против кочевников. Особым видом съездов были т. н. «роты» — регулярные встречи киевских князей с половецкими ханами, предпринимаемые для поддержания мирных отношений. Нередкими для западнорусских княжеств были также совместные съезды с литовскими князьями (ригасами). По подсчётам А. С. Щавелёва, в домонгольский период на Руси в общей сложности состоялось до 170 княжеских встреч разного уровня.

В историографии съезды Рюриковичей рассматриваются как особый институт, но его роль, особенно в период раздробленности, является недостаточно изученной и трактуется диаметрально противоположно: от признания съездов высшим органом власти страны (В. Т. Пашуто) до их оценки как архаической процедуры, не оказывавшей реального воздействия на политический строй (Б. А. Рыбаков, А. П. Толочко).

Энциклопедичный YouTube

КНЯЖЕСКИЕ СЪЕЗДЫ — при­ня­тый в на­учной ли­те­ра­ту­ре тер­мин для обо­зна­че­ния пе­рио­дических. кня­же­ских встреч-со­ве­тов — од­но­го из клю­че­вых по­ли­тических ин­сти­ту­тов в Древнерусском го­су­дар­ст­ве, русских зем­лях и кня­же­ст­вах в XI — начале XV веков.

Основные функ­ции Княжеских съездов: ор­га­ни­за­ция вла­сти внут­ри ро­да Рю­ри­ко­ви­чей (вы­бор ки­ев­ско­го кня­зя, раз­дел и ус­та­нов­ле­ние по­ряд­ка на­сле­до­ва­ния вла­де­ний; при­ми­ре­ние отдельных кня­зей, уре­гу­ли­ро­ва­ние кон­флик­тов кня­же­ских кла­нов и коа­ли­ций), а так­же про­ве­де­ние внеш­не­по­ли­тических ак­ций, уре­гу­ли­ро­ва­ние внеш­не­по­ли­тических во­про­сов, в ча­ст­но­сти, с по­ло­вец­ки­ми ха­на­ми (в ко­че­вом ми­ре бы­то­вал ти­по­ло­ги­че­ски иден­тич­ный ин­сти­тут пе­рио­дических встреч ха­нов и ной­о­нов), с польскими, чешскими и венгерскими пра­ви­те­ля­ми.

Княжеские съезды бы­ли со­ве­та­ми пра­вя­щей ди­на­стии Рю­ри­ко­ви­чей (или от­дель­ных её «до­мов»), ка­ж­дый пред­ста­ви­тель ко­то­рой об­ла­дал по­тен­ци­аль­ным пра­вом на власть и воз­мож­но­стью об­ра­тить­ся к об­ще­му для всех со­брать­ев «кня­жо­му пра­ву». В XI — 1-й тре­ти XIII веков про­во­ди­лись со­глас­но ус­той­чи­вой про­це­ду­ре и при со­блю­де­нии ус­то­яв­шей­ся об­ряд­но­сти. Кня­зья встре­ча­лись в за­ра­нее ус­лов­лен­ном или оп­ре­де­лён­ном са­мой си­туа­ци­ей мес­те, за­тем на­чи­на­лось «стоя­ние на ко­нях» на­про­тив друг дру­га, пе­ре­го­во­ры че­рез по­слов; в слу­чае их бла­го­при­ят­но­го ис­хо­да на­чи­на­лась са­ма встре­ча. Ино­гда для это­го по­да­вал­ся специальный знак — «би­линч» (от тюркского — знак, при­ме­та). Кня­зья за­час­тую встре­ча­лись вне городских стен (в шат­рах), в не­боль­ших го­ро­дах и сё­лах, ре­же — в сто­ли­цах кня­жеств (Кие­ве, Чер­ни­го­ве, Вла­ди­ми­ре, Рос­то­ве). Мес­та для княжеских съездов вы­би­ра­лись с осо­бым смыс­лом; например, чер­ни­гов­ские Оль­го­ви­чи в XII веке не­од­но­крат­но со­би­ра­лись в селе Оль­жи­чи (воз­мож­но, их ро­до­вое вла­де­ние). Фор­му­ла ле­то­пи­си «сесть с брать­я­ми на еди­ном ков­ре» (как пред­ло­жил князь Вла­ди­мир Все­во­ло­до­вич Мо­но­мах князю Да­ви­ду Иго­ре­ви­чу на Ви­ти­чев­ском съез­де 1100 года), по всей ви­ди­мо­сти, яв­ля­лась не толь­ко ме­та­фо­рическим обо­зна­че­ни­ем кол­лек­тив­но­го со­ве­та, но и от­ра­жа­ла ре­аль­ную «по­ход­ную» об­ста­нов­ку съез­да. Ре­чи кня­зья про­из­но­си­ли в со­от­вет­ст­вии с пе­ре­го­вор­ным эти­ке­том, ко­то­рый пре­ду­смат­ри­вал ис­поль­зо­ва­ние ус­той­чи­вых ри­то­рических и пра­во­вых фор­мул. Ме­ж­ду­кня­же­ская ди­пло­ма­тия до середины XIII века. но­си­ла пре­иму­ще­ст­вен­но изу­ст­ный ха­рак­тер, за­тем ча­ще ста­ли упот­реб­лять­ся письменные гра­мо­ты, фик­си­ро­вав­шие до­го­во­ры. По дос­ти­же­нии кон­сен­су­са ка­ж­дый князь це­ло­вал крест, что скре­п­ля­ло до­го­вор: кня­зья предъ­яв­ля­ли кре­сты клят­во­пре­ступ­ни­кам или ли­цам, их пред­став­ляв­шим, в слу­чае на­ру­ше­ния клят­вы. Княжеские съезды не­ред­ко со­про­во­ж­да­лись или за­вер­ша­лись пи­ром и вза­им­ны­ми по­дар­ка­ми.

В ис­то­рио­гра­фии вы­ска­зы­ва­лись различные взгля­ды по во­про­су о ро­ли лиц не­кня­же­ско­го дос­то­ин­ст­ва, при­сут­ст­во­вав­ших на Княжеских съездах. Б.Д. Гре­ков и его по­сле­до­ва­те­ли счи­та­ли, что на Княжеские съезды на рав­ных вы­сту­па­ли не толь­ко кня­зья-Рю­ри­ко­ви­чи, но и другие пред­ста­ви­те­ли феодальной эли­ты, пре­ж­де все­го боя­ре и епи­ско­пы. Дру­гие ис­сле­до­ва­те­ли (в ча­ст­но­сти, Я.Н. Ща­пов) при­шли к вы­во­ду, что в боль­шин­ст­ве съез­дов XI-XII веков уча­ст­во­ва­ли кня­зья и ино­гда их пред­ста­ви­те­ли (по­слы, со­вет­ни­ки), но не ду­хов­ные ли­ца. Боя­ре и дру­жин­ни­ки ча­ще все­го вы­сту­па­ли на пе­ре­го­во­рах как со­вет­ни­ки, по­слы или те­ло­хра­ни­те­ли кня­зя; при этом они, ве­ро­ят­но, об­ла­да­ли пра­вом «со­ве­ща­тель­но­го го­ло­са». Си­туа­ция прин­ци­пи­аль­но из­ме­ни­лась во 2-й пололвине XIII — начале XV веков, ко­гда княжеские съезды окон­ча­тель­но транс­фор­ми­ро­ва­лись в со­ве­ты феодальной зна­ти.

Пер­вый на­дёж­но за­фик­си­ро­ван­ный в ис­точ­ни­ках княжеские съезды со­сто­ял­ся в 1026 году в Го­род­це (ско­рее все­го, в городе Го­ро­дец-Ос­тер­ский, ны­не Ос­тёр), где за­клю­чи­ли мир ки­ев­ский князь Яро­слав Вла­ди­ми­ро­вич Муд­рый и чер­ни­гов­ский князь Мсти­слав Вла­ди­ми­ро­вич. На этой встре­че бы­ли под­ве­де­ны ито­ги мно­го­лет­ней вой­ны за власть сы­но­вей ки­ев­ско­го князя Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча, а дос­тиг­ну­тые до­го­во­рён­но­сти ста­ли пре­це­ден­том мир­но­го уре­гу­ли­ро­ва­ния ме­ж­ду­кня­же­ских от­но­ше­ний (ссыл­ки на ус­ло­вия ми­ра ис­поль­зо­ва­лись в по­ли­тических пе­ре­го­во­рах русский кня­зей да­же в 1195 году). На съез­де в Выш­го­ро­де (1072 год) осу­ще­ст­в­ля­лось, по пред­по­ло­же­нию ря­да ис­сле­до­ва­те­лей, со­став­ле­ние и ре­дак­ти­ро­ва­ние Рус­ской прав­ды. В конце XI — начале XII веков княжеские съезды ста­ли про­во­дить ча­ще, что бы­ло свя­за­но как с ре­ше­ни­ем клю­че­вых во­про­сов по­ли­тической жиз­ни Древнерусского государства так и с уси­лив­шей­ся по­ло­вец­кой опас­но­стью. Осо­бое ме­сто за­нял Лю­беч­ский съезд 1097 года, по­сле не­го про­шли Ви­ти­чев­ский съезд (10 августа 1100), съезд на реке Зо­лот­ча (1101 год), До­лоб­ские съез­ды (1103 и 1111 годы), к это­му же пе­рио­ду от­но­сит­ся съезд на реке Же­лянь, за­пись о ко­то­ром вхо­дит в ком­плекс граф­фи­ти Со­фий­ско­го со­бо­ра в Кие­ве.

На Ви­ти­чев­ском съез­де 1100 года, со­б­ран­ном для уре­гу­ли­ро­ва­ния кон­флик­та во­круг Те­ре­бовль­ско­го и Вла­ди­ми­ро-Во­лын­ско­го кня­жеств, воз­ник­ше­го по­сле Лю­беч­ско­го съез­да, ки­ев­ский князь Свя­то­полк Изя­сла­вич, пе­ре­яс­лав­ский князь Вла­ди­мир Все­во­ло­до­вич Мо­но­мах, чер­ни­гов­ский князь Да­вид Свя­то­сла­вич и нов­го­род-се­вер­ский князь Олег Свя­то­сла­вич за­клю­чи­ли ме­ж­ду со­бой мир. 30 августа на встре­чу явил­ся князь Да­вид Иго­ре­вич, ини­циа­тор на­па­де­ния на те­ре­бовль­ско­го князя Ва­силь­ко Рос­ти­сла­ви­ча в 1097 году. Од­на­ко пе­ре­го­во­ры за­шли в ту­пик, по­сле че­го все кня­зья де­мон­ст­ра­тив­но от­да­ли­лись от Да­ви­да Иго­ре­ви­ча, встав от­дель­но «на ко­нях» со свои­ми дру­жи­на­ми. Кня­зья, вме­сте об­су­ж­дая его судь­бу, не до­пус­ка­ли его к се­бе, лич­но к не­му боль­ше не об­ра­ща­лись, а ре­ше­ние съез­да со­об­щи­ли ему че­рез сво­их при­бли­жён­ных. Да­вид Иго­ре­вич стал «от­ре­чён­ным», то есть кня­зем-из­го­ем, по­те­рял пра­во ре­чи на съез­де. На том же съез­де Ва­силь­ко Рос­ти­сла­вич был ли­шён Те­ре­бов­ля и дол­жен был ос­тать­ся на по­пе­че­нии бра­та — Во­ло­да­ря Рос­ти­сла­ви­ча — или ки­ев­ско­го кня­зя (бра­тья Рос­ти­сла­ви­чи не под­чи­ни­лись это­му ре­ше­нию и от­стоя­ли свои вла­де­ния). Ре­ше­ния съез­да 1100 года под­твер­ди­ли по­ли­ти­ко-юри­дическую нор­му кня­же­ско­го пра­ва, со­глас­но ко­то­рой «муж» от­ве­ча­ет за пре­сту­п­ле­ние «го­ло­вой», а князь — во­ло­стью. На До­лоб­ском съез­де 1103 года Вла­ди­мир Все­во­ло­до­вич Мо­но­мах, Свя­то­полк Изя­сла­вич и их со­вет­ни­ки-дру­жин­ни­ки при­ня­ли ре­ше­ние ор­га­ни­зо­вать по­ход про­тив по­лов­цев вес­ной, ко­гда ко­чев­ни­ки ос­лаб­ле­ны по­сле зи­мов­ки. К по­хо­ду при­сое­ди­ни­лись и другие русские кня­зья. На До­лоб­ском съез­де 1111 года Свя­то­полк Изя­сла­вич и Вла­ди­мир Мо­но­мах вновь на­стоя­ли на вне­уроч­ном (вес­ной, в раз­га­ре по­сев­ной) по­хо­де на по­лов­цев, ко­то­рый сно­ва за­вер­шил­ся раз­гро­мом ко­чев­ни­ков. На До­лоб­ских съез­дах сло­жи­лась но­вая во­енная док­три­на русских кня­зей, пред­по­ла­гав­шая от­каз от обо­ро­нительной так­ти­ки и ор­га­ни­за­цию даль­них по­хо­дов для унич­то­же­ния по­ло­вец­ких ко­че­вий.

В XII — 1-й тре­ти XIII веках тра­ди­ция про­ве­де­ния княжеских съездов со­хра­ни­лась. Про­во­ди­лись и мас­штаб­ные съез­ды стар­ших кня­зей (1115 год, 1135 год, 1145 год, 1150 год, 1154 год, 1155 год, 1159 год, 1170 год, 1195 год, 1203 год, 1223 год), и встре­чи пред­ста­ви­те­лей отдельных кня­зей, кня­же­ских кла­нов и коа­ли­ций (1142 год, 1147 год, 1158 год, 1159 год, 1194 год, 1206 год, 1207 год, 1216/1217 год).

По­ми­мо соб­ст­вен­но княжеских съездов, русские кня­зья ре­гу­ляр­но про­во­ди­ли съез­ды со­вместно с по­ло­вец­ки­ми ха­на­ми (ка­ж­дой вес­ной и при сме­не ки­ев­ско­го кня­зя). Впер­вые в «По­вес­ти вре­мен­ных лет» по­доб­ный съезд упо­ми­на­ет­ся в 1054/1055 годах, ко­гда мир за­клю­чи­ли пе­ре­яс­лав­ский князь Все­во­лод Яро­сла­вич и по­ло­вец­кий хан Бо­луш.

По­сле мон­го­ло-та­тар­ско­го на­ше­ст­вия княжеские съезды про­во­ди­лись в Северо-Восточной Ру­си вплоть до начала XV века. В ис­то­рио­гра­фии они из­уче­ны не­до­ста­точ­но, от­сут­ст­ву­ет их пол­ный пе­ре­чень, не про­ве­де­на ре­кон­ст­рук­ция про­це­ду­ры. На них в ка­че­ст­ве пол­но­прав­ных уча­ст­ни­ков при­сут­ст­во­ва­ли не толь­ко кня­зья-Рю­ри­ко­ви­чи, но и пред­ста­ви­те­ли бо­яр­ст­ва, цер­ков­ные иерар­хи, та­тар­ские пос­лы (не­ред­ко кон­тро­ли­ро­ва­ли ор­га­ни­за­цию и ход княжеских съездов от име­ни ха­нов Зо­ло­той Ор­ды) и др. А.Н. На­со­нов от­ме­тил ти­по­ло­гическую бли­зость княжеских съездов это­го вре­ме­ни и монгольских ку­рул­та­ев. Предс­та­ви­тель­ные княжеские съезды про­шли в 1296 году во Вла­ди­ми­ре, в 1300/1301 годах в Дмит­ро­ве, в 1340 году в Мо­ск­ве; в но­ябре 1374 года в Пе­ре­яс­лав­ле, в мар­те 1375 года (на них вы­ра­ба­ты­ва­лась об­щая по­зи­ция русских кня­зей по от­но­ше­нию к Ма­маю). Од­ним из по­след­них за­фик­си­ро­ван­ных в ле­то­пи­сях княжеский съезд стал съезд 01 ноября 1380 года пос­ле Ку­ли­ков­ской бит­вы 1380 года.

Ин­сти­тут княжеского съезда, на­ря­ду со схо­жи­ми польскими ин­сти­ту­та­ми, стал про­об­ра­зом ари­сто­кра­тических сей­мов в Великом княжестве Ли­тов­ском. Тра­ди­ция со­вме­ст­но ре­шать важ­ней­шие внут­ри- и внеш­не­по­ли­тические во­про­сы во­пло­ти­лась в дея­тель­но­сти со­ве­щательных ор­га­нов — Бо­яр­ской ду­мы, а позд­нее — Зем­ских со­бо­ров и др.

Иллюстрации:

Ви­ти­чев­ский съезд 1100 года. Ми­ни­а­тю­ра Рад­зи­вил­лов­ской ле­то­пи­си. XV век. Биб­лио­те­ка РАН (Санкт-Пе­тер­бург). Архив БРЭ.

Добавить комментарий