Школа сабинианцев

Содержание

О проекте / Римское право / Лекции Римское право / Юридические школы Древнего Рима

В эпоху принципата сформировались две основные римские юридические школы: прокульянцы и сабиньянцы.

Школа прокульянцев

Основателем школы прокульянцев был юрист Лабеон (45 год до нашей эры — 21 год нашей эры), считавшийся наиболее выдающимся юристом времен императора Августа. Лабеон был убежденным республиканцем, отличался независимостью в суждениях, новаторским подходом ко многим правовым вопросам. Он отказался от почести консула, предложенной ему Августом, и целиком посвятил себя занятиям юридической наукой. Полгода он преподавал в Риме, полгода писал свои сочинения в своем имении. Всего им было создано около 400 сочинений, которые в последующие времена активно цитировались и комментировались. Вокруг этой неординарной личности сформировалась группа его последователей, одним из которых был Прокул. Имя этого ученика Лабеона позднее было присвоено всей школе.

Школа сабиньянцев

Основателем школы сабиньянцев был юрист Кассий, ученик Мазурия Сабина, человека простого происхождения, который лишь к 50-ти годам накопил средства, достаточные для перехода во всадническое сословие. Сабин первым из людей всаднического ценза получил право давать публичные ответы. В своем творчестве Сабин продолжал традицию Квинта Муция Сцеволы, и даже свой основной труд он назвал также «Цивильным правом». Что касается самого Кассия Лонгина, основателя школы, он происходил из знатного рода, занимал высокие государственные посты при Тиберии, Калигуле и Клавдии, был проконсулом Азии и легатом Сирии. Школа сабиньянцев отличалась консерватизмом и активно разрабатывала систему права (характерно, что основным трудом Кассия Лонгина также было «Цивильное право»).

Интересное:

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5

В общественно-политической жизни древнего Рима видное место занимали римские юристы, которые пользовались большим почетом у знати и простых граждан. К ним обращались за консультациями не только частные, но и должностные лица вплоть до самих императоров. При Августе наиболее выдающиеся юристы получили привилегию, в силу которой их разъяснения стали обязательными для судей по соответствующим делам. Юристы нередко занимали ответственные посты. Так, например, Ульпиан и Папиниан были префектами претория, то есть первыми лицами после императора.

Развитие римского права достигло наиболее высокого уровня во времена принципата, когда римское государство находилось в зените своего могущества. Служебная роль римского права состояла в том, чтобы дать юридическое обоснование существующего строя, оправдать господство Рима над завоеванными народами. Римские юристы, выступая в роли рупоров власти римских цезарей, создали свое государственное право.

Среди римских юристов не было единства в решении ряда важнейших вопросов и прежде всего по вопросу о рабстве.

Так, римский юрист II в. н.э. Гай считал незыблемым основное деление людей на свободных и рабов и не подвергал никакому сомнению причисление рабов к категории вещей. Такие взгляды разделял и Ульпиан(ок. 170–228 гг.), который, как и многие другие римские юристы, а также юрист Флорентин, иначе решал общий вопрос о рабстве. Они считали, что по естественному праву все люди рождаются свободными. В этих разногласиях определенно отражается кризис рабовладельческой системы, причем римские юристы в силу своей позиции еще не делают вывода о необходимости ликвидировать рабство.

Весьма характерно также размежевание римских юристов, принадлежащих к двум школам – сабинианцев и прокульянцев.


Сабинианцы были сторонниками принципата. Прокульянцы были сторонниками республики и противопоставляли сабинианцам свою теорию, которая характеризует их как прогрессивных мыслителей. В противоположность большинству прокульянцы не разделяли презрительного отношения к труду.

Различное отношение к труду обнаружилось в юридическом споре о том, кто является собственником вещи, изготовленной из материала, принадлежащего другому лицу. Сабинианцы, исходя из того, что первенство принадлежит материи, а не форме, решали этот спор в пользу собственника материала. Прокульянцы же считали, что материя приобретает форму в результате человеческого труда. Поэтому собственником вещи должен быть тот, кто приложил труд для переработки материала.

Утверждение монархического строя в древнем Риме (хотя бы и при наличии республиканских учреждений) потребовало юридического обоснования этого факта. Римские юристы не преминули оправдать вновь создавшееся положение.

Так, Гай вполне оправдывает тот факт, что римские императоры узурпировали у народного собрания право законодательствования под видом издания конституций. Он заявляет, что никогда не было сомнения в праве императоров издавать конституции, которым придавалась сила закона, так как сам император получил свои полномочия в силу закона.

Ульпиан дает еще более тонкое истолкование этой узурпации законодательных полномочий. Он говорит: что угодно принцепсу, имеет силу закона, так как народ свою власть уступил императору. В другом месте Ульпиан утверждает, что принцепс вообще не связан законами.

Римские юристы занимались также разрешением ряда общих теоретических вопросов права.

В определении сущности права они были последователями стоической философии, поэтому они смешивали право не только с нравственностью, но и с законами природы.

Римские юристы при определении сущности права исходили из понятия справедливости. Разумеется, понятие справедливости имело у них социальный смысл. Это особенно ярко видно в определении права, данном Ульпианом. Он считает, что основными предписаниями права являются следующие: честно жить, не вредить другим и каждому воздавать свое. Последнее предписание права вполне отвечало интересам знати и вельмож, так как оправдывало эксплуатацию простых людей, социальное, политическое и правовое неравенство в римском государстве. Поэтому Ульпиан считал вполне соответствующим идее справедливости защищать права собственника.

Римские юристы дали более определенное, чем Цицерон, разделение права на три области: право естественное, право народов и право цивильное.

По их представлениям, естественное право – это совокупность правил, которая вытекает из природы всего сущего и определяет поведение не только людей, но и животных.

«Право народов» определялось как совокупность правил, которые естественный разум установил у всех народов и которые являются общими у всех людей. «Право народов» приобретает значение универсального, почти общечеловеческого права, применяемого ко всем участникам торгового оборота независимо от национальности. Такое понимание jusgentium вполне соответствовало тому расширению товарно-денежного хозяйства, которое происходило в рассматриваемый период истории римского государства.

Цивильным правом они называют положительное право каждого народа, которое каждый народ устанавливает у себя. Это право называется по имени того государства, в котором оно действует.

Это разделение права на три области, конечно, было теоретически спорно, так как исходило из представления о вечном и неизменном естественном праве. Оно было воспринято в правовых теориях эпохи феодализма в Западной Европе и даже сторонниками буржуазии.

Ульпиан первый ясно выразил идею разделения права на публичное и частное. Публичным правом он считал все, что относится к интересам государства, частным – то, что имеет отношение к интересам индивида. Это деление в своей основе было воспринято с рядом изменений и буржуазной юриспруденцией, поскольку оно порождалось наличием и развитием частной собственности.

В заключение необходимо отметить еще одну характерную черту в учении римских юристов о праве. Они пытались доказать, что в развитии римского права существует строгая преемственность, хотя старое римское квиритское право подвергалось в судебной практике таким коренным изменениям, что превращалось у обладателей прав в так называемое «голое» право.

в 426 г н. э. принимается закон о цитировании — lex citationis. В соответствии с ним любое высказывание в монографии, трудах юристов Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина имело силу закона. Папиниан — самый авторитетный из всех. В законе написано, если мнения этих ученых расходятся, то правильным будет мнение Папиниана.

5. Периодизация истории римского права

Существует несколько оснований для классификации этапов развития римского права: в буржуазной, в том числе, русской романистике приводилась классификация применительно к существенным переменам государственного строя (эпоха царей, республика, монархия) и в этом есть своя логика.
И.А. Покровский приводит следующую схему периодов развития римского права:
o период царей (753 — 510 гг. до Р.Х.);
o период республики (509 — 28 г. до Р.Х.);
o период принципата (27 г. до Р.Х. — 284 г.);
o период домината (285 — 476 г.)
В этой схеме представлены периоды становления, развития, первых опытов систематизации римского права. Различия между ними выражаются не только в особенностях политического строя соответствующего периода, но и в основных чертах действующей в его рамках правовой системы.
В советской литературе доминировала марксистская методология, в соответствии с которой всякое историческое развитие (в том числе развитие такого «надстроечного» явления, каким представляется право) обусловлено развитием способа производства (раннеримское право — формирование рабовладельческих отношений, классическое право — проникновение рабовладения во все сферы производства, постклассическое право — кризис рабовладельческого способа производства). Для описания соответствующих периодов разными авторами применялись различные термины, но хронологические рамки были одинаковы. В качестве иллюстрации такого подхода можно привести следующую схему:
1. Древнейший период (иначе: от образования римского государства до первой пунической войны) — от VI в. до н.э. до III в. до н.э; праву этого периода свойственны такие черты, как национально-полисная замкнутость, архаичность, неразвитость и простота основных институтов.
2. Классический период (иначе: от первой пунической войны до начала правления императора Диоклетиана) — от III в. до н.э. по III в. н.э.; право характеризуется наивысшей степенью разработанности и совершенства.
3. Постклассический период — от IV в. до VI в.; состояние права определяется общим экономическим и политическим кризисом, предпринимаются попытки систематизации правового наследия прежних эпох и приспособление правовых институтов к нарождающимся феодальным отношениям.
По утверждению Дождева Д.В. «современному состоянию романистики — науки о римском праве — отвечает деление на пять основных периодов»:
• архаический (753 — 367 гг. до н.э.) — от основания города (ab urbe condita) до учреждения должности городского претора;
• предклассический (367 — 17 гг. до н.э.) — от учреждения должности городского предора до завершения реформы гражданского судопроизводства, а именно, отмены процедуры per legis actiones принятием законодательства Августа (legis Iulia de iurisdictione);
• классический (17 г. до н.э. — 235 г. н.э.) — от реформы гражданского судопроизводства до смерти Александра Севера, после которой военно-бюрократическая монархия вступает в эпоху «солдатских императоров», когда достигнутая стабильность расшатывается и складываются условия для формирования абсолютной монархии;
• постклассический (IV — V вв.) — период общего культурного упадка;
юстиниановский (527 — 565 гг.) — подведение итогов многовекового развития и систематизация римского права.

Что касается Древнего Рима, то там не было юристов в современном значении этого слова, как и не было самого этого слова. По мнению большинства исследователей, первыми юристами считаются римские жрецы – понтифики. Понтификами были члены коллегии жрецов, в ведении которых была вся религиозная жизнь государства. Изначально коллегия состояла из четырех, затем из восьми и позднее из пятнадцати человек (по иным источникам из шестнадцати); коллегию возглавлял Верховный Понтифик. Коллегия сосредоточила в своих руках хранение знаний о сакральном праве, а так же регламентировала способы его толкования. Так же ею осуществлялась запись юридических прецедентов, и давались компетентные юридические советы. Из коллегии назначался один понтифик специально для изучения частного права.

Понтифики ведали религиозными и светскими порядками римской жизни, коллегиально решая, какой вид должна принять та или иная норма или институт в новых обстоятельствах. Понтифики обладали монополией на хранение и толкование законов XII таблиц, так же они составляли судебные иски по запросу частных лиц, однако их роль все же была консультационная, поскольку официально данная информация не была поставлена под контроль коллегии. Но уже около 300 г. до н.э. римская юриспруденция избавилась от понтификов и стала светской.

Около 254 г. до н. э. понтифик Тиберий Корункарий стал давать публичные консультации по вопросам обращений в суд и толкования права. Он был первым верховным понтификом, выходцем из плебеев. До этого времени все понтифики, как правило, были патрицианского происхождения, что делало жреческое сословье закрытым и недоступным для людей незнатного происхождения.

В республиканский период деятельность юристов носила прикладной характер, однако они не выступали в судах, только оказывали помощь тем, кто к ним обратится. Таким образом, их деятельность носила исключительно консультативный характер. В 203 г. до н.э. был издан закон, в соответствии с которым юристы должны были оказывать помощь безвозмездно, не требуя за это никакой платы. Но на деле они получали вознаграждение за работы, так называемый гонорар (лат. honorarium); это было обусловлено традициями общественного приличия того времени.


Юристы в республиканский период чаще всего были выходцами из аристократических кругов – сенаторской знати, а в I в. до н.э. доступ к занятию этой деятельностью получили выходцы из сословия всадников. Наиболее известными из республиканских юристов были: Катон Старший, Марк Манилий, Алфен Вар, Квинт Муций Сцевола, Публий Муций Сцевола, Сервий Сульпиций. Двух последних принято считать основателями юридической науки. Они впервые попытались дать обобщение судебной практике, систематизировать изложение цивильного права (Публий Сцевола), и составить первый комментарий преторского права (Сервий Сульпиций). Публий Сцевола издал несколько книг, так же он был практикующим адвокатом и блестящим оратором. Он, находясь на должности верховного понтифика, на основе «великих анналов», издаваемых коллегией понтификов, объединил их в систематизированные анналы.

К I в. установились официальные формы помощи, оказываемые римскими юристами (начала складываться юридическая практика):

responsa (ответы) – консультации по запросам частных лиц, а так же судей и магистратов;

cavere (предписания) – юристами давались разъяснения по тому, как составить формы сделок и реализовать наследственные права;

agere (иски) – юристы предлагали проверенные формулы для обращения в суд и подсказывали лучший вариант доказывания;

scribere (письма) – юристы самостоятельно излагали какой либо вопрос по своему усмотрению.

Если первоначально все эти формы деятельности являлись неофициальными и носили консультативный характер, то со временем власть стала придавать деятельности юристов дополнительное значение. Это выразилось в предоставлении авторитетнейшим юристам права ответов (jus respondendi) по запросам судей и магистратов, которые являлись обязательными для исполнения. Ответы должны были предоставляться юристами в письменной форме и заверенными именной печатью, чем подтверждалась легальность данного правового источника. Уже во II в. до н.э. при одинаковых или схожих мнениях двух или большинства официальных юристов по одному вопросу решения по данному конкретному случаю приобретали значимость постановления, в отличие от частного мнения одного, и суды обязаны были руководствоваться этим.

Однако следует отметить, что деятельность старых республиканских юристов заключалась, прежде всего, в толковании права. Именно путем толкования развилось множество институтов цивильного права. Древнее толкование III-II вв. держалось за строго словестную форму, в которую так же облекались законы и сделки.

В 426 г. был издан Закон о цитировании (lex citationis), в соответствии с которым правовым сочинениям пяти самых авторитетных римских юристов была придана обязательная сила: Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая и Модестина. После этого на практике к трудам других правоведов можно было обращаться, только если они ссылаются в своих работах на труды этих пятерых юристов. И при этом согласие мнений пяти было законом и для судов и для администрации. Таким образом юриспруденция стала источником права в Древнем Риме, что составило важную особенность римского права. В случае несовпадения мнения этих юристов перевес имела та сторона, на которой находился Папиниан. При этом мнение Папиниана было предпочтительней мнению любого другого юриста. В 321 г. Константином был принят закон о кассировании, который запрещал употребление комментариев Павла и Ульпиана к трудам Папиниана с целью использования трудов последнего.

Особенного расцвета римская юриспруденция достигла в период принципата. Именно в этот период право, особенно частное право, достигло своего высшего развития. И естественно на этот период приходится расцвет деятельности юристов. В этот период круг юристов становится шире, многие из них (Гай, Ульпиан) были уже не римлянами, а выходцами из восточных провинций.

Среди именитых римских юристов эпохи принципата можно выделить Марка Анистия Лабеона, он был новатором в области права, приверженцем республиканских идей. Марк Анистий Лабеон оказал большое влияние на развитие юриспруденции своего времени и считается основателем школы прокулианцев. Его политической оппонент Капитон основал другую юридическую школу – сабиньянскую. К прокулианской школе относятся такие юристы, как Ювенций Цельс – отец и сын, Прокул. Из сабинианской школы можно выделить таких именитых выпускников как Сальвий Юлиан, Гай, Сабин.

В I – III вв., в расцвет римской юриспруденции, появляются первые юридические школы, со II в. образуются даже государственные юридические школы. С развитием школ распространение получили учебники по праву. Большую известность получил учебник по гражданскому праву юриста Гая, который назывался «Институции», где были собраны все сведения о классическом римском праве, имевшиеся на тот период. Помимо институций в практике существовали так же и разнообразные сочинения: ответы и комментарии. Известнейшим примером ответов может послужить труд Папиниана в 19 книгах, а примером комментария – работа Ульпиана в 83 книгах, толковавшая преторские эдикты.

После себя римские юристы составляли многочисленные труды. Одни из них предназначались для учебных целей, другие — для практического использования. Самой популярной формой юридической практики были комментарии цивильного права и преторского права, а также дигесты, которые представляли собой наиболее значительные произведения по различным правовым вопросам, в них пытались объединить цивильное и преторское права. Дигесты состояли обычно из выдержек источников. По своей сути это была упорядоченная система, где материал располагался в строго установленном порядке. Наибольшей известностью в Риме пользовались дигесты Альфена Вара, Цельза, Марцелла, Цервилия Сцеволы и, особенно, Сальвия Юлиана.

В 529 – 534 гг. при византийском императоре Юстиниане великом была проведена громадная кодификация гражданского права. Она соединяла различные ветви римского права.

Сочинения римских юристов в VI в. стали важной частью кодификации Юстиниана (Corpus luris Civilis), которая включала в себя: 1) Институции, т.е. освещение основ римского права для начального обучения (для этой части были использованы «Институции» Гая, а также работы Ульпиана, Флорентина и Марциана); 2) Дигесты (или Пандекты), т.е. собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов (от I в. до н.э. по IV в. н.э.), причем извлечения из работ пяти знаменитых юристов составляют более 70% всего текста Дигест; 3) Кодекс Юстиниана (собрание императорских конституций) Руководил всей этой большой кодификационной работой, в том числе и составлением Дигест, выдающийся юрист VI в. Трибониан.

Позднее была добавлена еще и четвертая часть «Новеллы», в ней содержалось 168 новых законов, опубликованных после выхода кодификации. Данная кодификация проводилась специально созданной комиссией под руководством Трибониана.

Однако кодификация Юстиниана – это была не первая официальная кодификация права. До этого в 435 г. по распоряжению императора Восточной Римской империи Феодосия был составлен сборник распоряжений римских императоров с начала IV в. Составлению кодекса Феодосия предшествовали так же кодификации Грегориана и Гермогениана. Кодекс Грегориана состоял из распоряжений – конституций императоров с 196 по 295 гг. А в кодексе Гермогениана содержались только поздние императорские конституции. Оба эти кодекса известны лишь в отрывках и полностью не сохранились. Кодекс Феодосия составлял единое целое с кодексами Грегориана и Гермогениана и таким образом их официально санкционировал, поскольку на момент составления кодекса Феодосия они были уже устаревшими.

Кодификация Юстиниана способствовала дальнейшему развитию юридической науки и юридического образования, прежде всего в пределах Восточной Римской империи. Одновременно с опубликованием Дигест 16 декабря 533 г. Юстинианом была издана и Конституция Отпет, адресованная профессорам права — составителям Дигест и предусматривавшая существенные изменения в юридическом образовании. Так, вводился пятилетний срок обучения в юридических школах в Бейруте и Константинополе, в которых учреждалось по четыре должности профессоров права. На первом курсе студенты изучали Институции и первые четыре книги Дигест, на втором-четвертом курсах — остальные книги Дигест, на пятом курсе — Кодекс.

В IV-V веках существовало уже несколько таких школ с четырёхлетним сроком обучения (в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии, Цезарее, Бейруте), где ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая, а также сочинения Папиниана и Юлия Павла. В 533 году император Юстиниан издал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана.

Основной целью римских юристов были не рассуждения и простая теоретизация уже имевшегося правового материала. Их первичной задачей было решение правовых казусов и коллизий, возникающих из-за множественности мнений различных юристов. Поэтому в их трудах не было рассуждений а лишь сухое изложение правовых фактов и казусов с вариантами их практического разрешения.

Укреплению авторитета римской юриспруденции во II — III вв. н.э. способствовал тот факт, что императоры стали нередко приближать видных юристов к своей особе, назначать их на ключевые государственные посты (префекты претория и т.п.). Так, при императоре Септимии Севере государственную карьеру сделал Папиниан (был убит затем по приказу Каракаллы), при Александре Севере – Павел и Ульпиан и т.д. Таким образом, юристы в Древнем Риме оказывали влияние на развитие государства и права на высоком уровне.

Со временем юридическая наука все более становилась официальной и многие правоведы не получали доступа к юридической практике. Поэтому в период домината появилась такая профессия, как адвокат, юристы стали заниматься непосредственно защитной клиентов в суде. К этому периоду относится так же возникновение еще одной специализации юридической практики – нотариальной. Но это был не чисто римский институт – эта форма практики пришла в Рим из птолемеевского Египта. Особые писцы при магистратах стали практиковать выдачу достоверных и заверенных копий официальных актов, так же и эдиктов. Помимо этого сведущие в праве табеллионы (римский аналог современных нотариусов) вели практику по частным запросам: составляли грамотные и соответствующие праву акты, фиксировали заключение сделок, их юридическое соответствие.

В Древнем Риме лежат истоки древнейшей профессии юриста и всего современного права в целом.

Несмотря на неоценимый вклад в развитие юридических школ, понятие юриста в Древнем Риме отсутствовало. Тем не менее, большинство историков сходится во мнении, что первыми римскими юристами можно считать понтификов. Они являлась членами особой коллегии жрецов, занимавшейся регулированием как религиозной, так и иных сфер общественной жизни на территории всего государства. Жрецы, вступившие в коллегию, становились обладателями и хранителями знаний о сакральном праве, а также могли создавать регламент по правильности его толкования и применения.

Все прецеденты, имевшие интерес с юридической точки зрения, фиксировались и рассматривались с особой тщательностью, кроме того, среди понтификов всегда был тот, кто занимался вопросами частного права. Тиберий Корунканий был первым понтификом, положившим начало традиции публичных выступлений, во время которых он давал консультации по судебным вопросам и толковал различные правовые аспекты.

В годы правления императора Августа самым известным юристом был Лабеон, основавший юридическую школу прокульянцев. Он являлся ярым республиканцем, а все его суждения отличались независимостью. Лабеон имел сугубо объективный подход и инновационные взгляды в отношении вопросов права. Ради того, чтобы заниматься своим любимым делом – развитием юридической науки, он совершил добровольный отказ от должности консула, которая была предложена ему самим римским императором. Начинал Лабеон с преподавания юриспруденции в Риме и написания научных работ в своем имении, после чего основал школу прокульянцев.

Всего на протяжении жизни этот деятель создал более 400 научных работ на юридическую тематику, которые вызвали огромный интерес и подробно изучались многими последующими поколениями юристов. Лабеон был весьма неординарным человеком, интересной личностью и прекрасным ораторам, благодаря этим качествам он собрал вокруг себя большое количество единомышленников и последователей. Самым известным из его учеников являлся Прокул, именно его именем была названа юридическая школа, основанная Лабеоном.

Также у историков имеются сведения и о школе сабиньянцев, которую возглавил известный римский юрист Кассий Лонгин. Этот человек являлся учеником Мазурия Сабина, чья личность также вызывает большой интерес: он был простого происхождения и только ближе к старости смог осуществить переход во всадническое сословие. Мазурий Сабин был первым и единственным на тот момент человеком в Риме, который обладал правом давать публичные ответы.

Основное сочинение Сабина «Цивильный труд», было названо в честь Квинта Муция Сцеволы, чьим учеником и последователем являлся сам Мазурий. Если же говорить о Кассии, то он, в отличие от своего учителя, происходил из знатного рода и был достаточно влиятельным человеком. В разное время занимал различные высокие государственные посты, причем при трех разных императорах. Ко всему прочему являлся азиатским проконсулом и сирийским легатом. Основным трудом Кассия Лонгина было «Цивильное право», также как и у его учителя. Школа, которую он основал, отличалась консервативными взглядами на юридическую науку и занималась активной разработкой и совершенствованием римской правовой системы.

Сабинианская и прокулианская школа юристов

Интеллектуальная собственность

  • Сабиньянская и прокульянская школы юристов
  • Сабинианская и прокулианская школы?
  • Две юридические школы: сабинианцы и прокулианцы
  • Классическая юриспруденция (I – III в. н.э.). Причины расцвета юриспруденции. Прокульянцы и сабиньянцы. Выдающиеся юристы: Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин
  • Глава XIX Императорская юриспруденция (I, II и первая половина III в. По р. X.)
  • Древнеримские юридические школы: сабинианская и прокулианская

Семейный фидеикомисс – особый вид фидеикомисса, устанавливающий, что завещатель просил наследника передать всё наследство лицу, пользующемуся в семье наследника тем же положением, что и сам наследник в семье наследодателя. Когда легаты и фидеикомиссы были объединены, то завещатель мог выбрать любой из них по своему усмотрению.

studopedia.ru К концу Республики относится деятельность двух таких выдающихся юристов, как Лабеон и Капитон, которые как бы связали республиканскую юриспруденцию с классическим периодом.

От них ведут свое начало две школы или направления в римской юриспруденции: прокулианцев, названная так по имени Прокула, ученика Лабеона;

Сабинианская и прокулианская школы?

Сведений о его жизни нет, а суждения о нём сейчас можно найти в небольшом количестве (179) отрывков из его трудов («Epistolae» и других, неизвестных по названию) , помещенных в Дигестах.

Из них можно лишь видеть, что, следуя в общем Лабеону, Прокул иногда расходился со своим учителем и, может быть, благодаря этому точнее и последовательнее его формулировал основные принципы школы.

Соотношение с сабинианцамиУстановить основные различия по дошедшим до нас контроверзам (спорам) между прокульянцами и их противниками сабинианцами, трудно, так как все эти контроверзы касаются частных случаев, а не общих вопросов.

Тем не менее известно, что такое деление юристов (хотя и не всех) на сабинианцев и прокулианцев существует вплоть до царствования Адриана.Различие этих направлений можно вывести из их характеристики Помпонием.
Говоря о двух родоначальниках этих школ, он указывает, что Лабеон, являясь в политике республиканцем-консерватором, в области права был представителем новаторства (лат.

plurima innovare instituit — «установил много нового»)

Среди римских юристов не было единства в решении ряда важнейших вопросов и прежде всего по вопросу о рабстве.

Так, римский юрист II в. н.э.

Гай считал незыблемым основное деление людей на свободных и рабов и не подвергал никакому сомнению причисление рабов к категории вещей.

Такие взгляды разделял и Ульпиан(ок. 170–228 гг.

), который, как и многие другие римские юристы, а также юрист Флорентин, иначе решал общий вопрос о рабстве. Они считали, что по естественному праву все люди рождаются свободными.

В этих разногласиях определенно отражается кризис рабовладельческой системы, причем римские юристы в силу своей позиции еще не делают вывода о необходимости ликвидировать рабство.

Весьма характерно также размежевание римских юристов, принадлежащих к двум школам – сабинианцев и прокульянцев. Сабинианцы были сторонниками принципата.

Прокульянцы были сторонниками республики и противопоставляли сабинианцам свою теорию, которая характеризует их как прогрессивных мыслителей.

Классическая юриспруденция(1-3в.) причины расцвета. Прокулианцы и сабинианцы, Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан

Существенными выглядят гарантии от судебного произвола — право осужденного на казнь апеллировать к комициям (собраниям по куриям, центуриям или трибам), а также право провокации (запроса) в народном собрании.

Второй период — переходный, предклассический. Предпосылкой правового движения стала социальная унификация римской общины, стирание принципиальных граней между патрицианством и плебеями.

В этот период складывается деятельность всех институтов римской государственности и судебной системы; источником права, наряду с общенародным государственным законодательством, становится судейское и магистратское правотворчество (магистраты — должностные лица), практически разорвавшее связи с понтификальной юриспруденцией и религиозным толкованием.

На место строго формальной юридической практики приходит концепция утверждения справедливости.

Это позволяет сделать судебный процесс более современным, учитывающим усложнение гражданской жизни и новых коллизий.

Классическая юриспруденция (I – III в. н.э.). Причины расцвета юриспруденции.

Прокульянцы и сабиньянцы. Выдающиеся юристы: Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин

Классические юристы отошли от старого толкования, а новые толкования были направлены на отыскание справедливости. В 1 — начале 11 в. н.э.

возникают две основные школы права: сабиньянцы и прокульянцы, которые вели преподавание права и давали разную трактовку некоторых (правда, второстепенных) правовых институтов.

Начиная с 12 века в Западной Европе начинается процесс рецепции Римского частного права.

Это выразилось в том, что была признана сила закона за римским частным правом.

Возникновение Институций Гая. Особого расцвета римская юриспруденция достигла в период принципата (1-3 века н.

э.), признаваемый за классический. В эту именно эпоху право частной собственности, частное право достигло своего высшего развития.

Классовые противоречия все больше углублялись

Иоффе О.С.

Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли.

Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права»

Но наиболее приспособленными для использования в процессе обучения были такие работы, как Institutiones, написанные Гаем, Флорентином, Каллистратом, Павлом, Ульпианом, Марцианом и др., и Enchyridum, в качестве единственного автора которого известен Помпоний.

Посвященные преимущественно, если не исключительно, описанию частного права, они излагают его по строгой системе с параллельными ссылками на нормы цивильного и преторского права в связи с характеристикой каждого отдельного частно-правового института.

С другой стороны, отказываясь от систематического изложения материала в таких сочинениях, как Regulae, их авторы (Нераций, Помпоний, Гай, Сцевола, Павел, Ульпиан, Марциан, Модестин и др.), пытались переложить этот материал на язык кратких, лаконических формул, превратившихся впоследствии в большой своей части в правовые афоризмы, которые надолго сохранились в юридическом обиходе.

К произведениям этого рода непосредственно примыкают написанные по такому же принципу сочинения, известные под наименованиями Sententiae или Opiniones.

Глава XIX Императорская юриспруденция (I, II и первая половина III в. По р. X.)

Юристы классической эпохи. Сальвий Юлиан. Edictum perpetuum.

Значение этой кодификации. Юристы после Юлиана 196. Основные начала юридического творчества. Реализм. Индивидуализм. Нравственное начало 197.

Литературная деятельность юристов. Мотивировка решений. Обобщения. Классификация и система. Система эдикта.

Сабинианская система. Система институций.

Ее недостатки 198. Исторические познания юристов. Неопределенность исторических указаний.

Догматизация исторических принципов и учреждений.

Примеры из учения об эксцепции. Правило о соответствии способов приобретения и прекращения. Правило касательно потери владения.

Ограничения в применении ответственности за culpa. Ius gentium и ius naturale. Последовательные формы понимания ius gentium. О творческой роли естественного права.

Позднейшее различение обоих прав 190.

Среди вс±общего нравственного разрушения римского общества прогрессивное развитие

Классическая юриспруденция (I-III в.

н.э.). Причины расцвета юриспруденции. Прокульянцы и сабиньянцы

Эти официальные консультации писались как бы от имени императора. Ответы юристов были обязательны для судей и вообще чиновников, причем в некоторых случаях, юристы могли даже не мотивировать свое решение, ограничившись словом да или нет.

Юристы периода принципата разработали учение об обычном праве, а также писанных законах. С их точки зрения, длительно соблюдавшийся обычай следует соблюдать, как право и закон, если не имеется писанного права.

То, что было одобрено долговременным обычаем и соблюдалось в течении долгих лет, должен соблюдаться, как молчаливое соглашение граждан, не менее, чем писанное право.

Воля народа может быть выражена не только путем ания в народном собрании, но и молчаливым согласием всех путем неприменения. Что касается законов, то из знание состоит не в том, чтобы удерживать их слова, а их содержание и значение. Юристы различали действия, совершенные против закона и в обход закона.

Древнеримские юридические школы: сабинианская и прокулианская

Причём душевнобольные вообще не могли совершать никаких сделок, даже связанных с приобретением имущества.

Попечительство ограничивало дееспособность расточителей. Такой статус закреплялся за ними по требованию ближайших родственников, которые были заинтересованы в сохранении имущества.

Основаниями для ограничения дееспособности также являлись признание лица бесчестным, а также институт представительства и патроната. Стороны в гражданском процессе долго не могли возлагать на третьих лиц защиту своих интересов.

Они должны были выступать лично.

При формулярном процессе представительство отсутствующих и больных достигалось путем введения формул с перестановкой имен. Конечно, это было еще не полное судебное представительство, но преторское право этим дало толчок дальнейшему его развитию.

Сначала было признано лишь непрямое представительство, т.е.

Классическая юриспруденция (I – III в. н.э.). Причины расцвета юриспруденции. Прокульянцы и сабиньянцы. Выдающиеся юристы: Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин

Стр 3 из 15 Эпоха расцвета римской юриспруденции, охватывающая собою период с конца I века до н. э. до конца III века н. э., эпоха, в которую была создана система римского частного права, получившего впоследствии наименование классического права, характеризуется значительными экономическими, социальными и политическими сдвигами в общем развитии римского государства.

Складывалось уголовное право с самостоятельными объектами правовой охраны и принципами применения. Сформировался общий правовой статус свободного гражданина. Законченный вид приобрели институты собственности, владения, видов дозволенных и охраняемых правом сделок, правовых требований и т.

д. К этому времени относится расцвет римской юридической науки и судебной юриспруденции (деятельность Цицерона). В классический период появляется свободное толкование, основанное на выявлении воли сторон или законодателя.

«Знать законы – это не значит держаться за их слова, но понимать их смысл и значение»

(юрист Цельд).

Классическая юриспруденция (I-III в. н.э.). Причины расцвета юриспруденции.

Прокульянцы и сабиньянцы.

Стр 5 из 18 Классический период – это период расцвета римского гражданского права и оформления классических юридических школ – прокулианцев и сабинианцев. Хронологически совпадает с установлением новой политической системы – принципата, пришедшего на смену республике.

Павел; Ульпиан; Гай; Модестин; В период принципата (при Октавиане Августе), некоторым юристам была предоставлена особая привилегия – их консультации приобретают обязательную силу для судей по тем или иным делам.

Глава XIX Императорская юриспруденция (I, II и первая половина III в.

По р. X.)

190. Причина развития юриспруденции. Отношение ее к гражданскому обороту. Отношение к республиканской юриспруденции 191.

Практическая деятельность. Казуальное творчество.

Неудобство свободной практики. Сулла. Ius resporidendi. Смысл этой меры.

Прокул. Его контроверзы с Лабеоном.

Pro herede gestio. Ученики Капитона 194. Прокулианцы и Сабинианцы. Происхождение деления. Характеристика обеих партий. Обзор их контроверз.

Specificatio. Способы определения совершеннолетия. Mandatum qualificatnm. Решения по вопросу о нарушении уполномоченным границ своего полномочия 195. Авторитет основателей школ.

Классическая юриспруденция (I в.

до н.э. – III в. н.э.). Причины расцвета юриспруденции. Прокулианцы и сабинианцы. Выдающиеся юристы : Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан

1 Основные периоды в истории римской юриспруденции. Деятельность юристов в царский период и республиканскую эпоху.

Республика (509-28 гг. до н.э.) 3. Империя (с 27 до н.э. по 476 н.э.) VIII-HI в.

до н. э. – период древнего, или квиритского права – период начального формирования римского права. Право существовало только в рамках патриархальной римской общины, для членов общины и ради сохранения ее ценностей и привилегий, оно неразрывно с юридической практикой жрецов-понтификов, пронизано сакральным, и потому формально-консервативным началом.

Прокульянцы

Школа римских юристов (Помпоний называет ее сектой, Гай — школой), основателем которой считается Лабеон (см.), а виднейшим представителем Прокул, юрист середины первого века после Р.

Х., сведений о жизни которого не имеется и суждения о котором мы можем почерпать лишь из небольшого количества (179) отрывков из его трудов («Epistolae» и других, неизвестных по названию), помещенных в Дигестах.

Из них можно лишь видеть, что, следуя в общем Лабеону, П.

иногда расходился со своим учителем и, может быть, благодаря этому точнее и последовательнее его формулировал основные принципы школы. Установить последние по дошедшим до нас контроверзам между П. и их противниками сабинианцами (см.) числом с небольшим 20, однако, чрезвычайно трудно, так как все эти контроверзы касаются частных случаев, а не общих вопросов.

Многочисленные опыты воспользоваться изучением основных идей этих школ для общей характеристики

Сабиньянская и прокульянская школы юристов

Фидеикомиссы: понятие, юридическая сила, виды.

В период империи возник и другой вид отказа – фидеикомиссы. Это были распоряжения, составленные без соблюдения форм цивильного завещания, поэтому не пользующиеся исковой защитой, а значит, исполнять их или нет, было делом совести наследника.

Фидеикомисс имел ряд преимуществ по сравнению с легатом: он мог возлагаться на наследника по закону; мог устанавливаться ранее или позднее завещания в качестве приложения к нему. Никакой обязательной формы для них первоначально не существовало.

Целью фидеикомисса было предоставление имущества лицам, которые не обладали пассивной завещательной правоспособностью. Виды фидеикомиссов: 1) Универсальный фидеикомисс – это фидеикомисс, предметом которого являлось всё наследство.

По этому фидеикомиссу завещатель просил наследников предоставить актив наследства отказополучателю, тогда как долги оставались за наследником.

2) Семейный фидеикомисс – особый вид фидеикомисса, устанавливающий, что завещатель просил наследника передать всё наследство лицу, пользующемуся в семье наследника тем же положением, что и сам наследник в семье наследодателя. Когда легаты и фидеикомиссы были объединены, то завещатель мог выбрать любой из них по своему усмотрению.

К концу Республики относится деятельность двух таких выдающихся юристов, как Лабеон и Капитон, которые как бы связали республиканскую юриспруденцию с классическим периодом.

Капитон придерживался традиционных взглядов и писал сочинения по понтификальному и публичному праву.

Лабеон же отличался творческим подходом к проблемам частного права и оставил обширную литературу по отдельным проблемным вопросам.

    1. прокулианцев, названная так по имени Прокула, ученика Лабеона;
    2. сабинианцев, названная по имени Сабана, ученика Капитона.
  1. Особой преподавательской активностью известен Лабеон. Он полгода проводил в имении за литературным трудом, а полгода – в Риме с учениками. Лабеон создал школу, подобную философским и риторским школам того времени.

    К концу III в. н. э. различия между этими направлениями в юриспруденции практически исчезли.

    На сегодняшний день исследователи не обладают достаточными сведениями, чтобы судить об особенностях каждой из школ . Известны лишь их расхождения по отдельным вопросам.

    Фидеикомиссы: понятие, юридическая сила, виды

    Фидеикомиссы (в переводе «порученное совести») — это устные или письменные просьбы или рекомендации по выполнению какого-либо поручения или предоставление какому-либо лицу части наследства, с которыми наследодатель обращался к наследнику.

    Такие просьбы нередко делались в завещании, составленном без соблюдения должной формы, или в обычном завещании, но адресованные наследникам по закону.

    Следует заметить, что в отличие от обычного легата, по которому передавалась определенная вещь, по фидеикомиссу передавалась часть наследства.

    В республиканский период отсутствовала защита фидеикомиссов, и наследник сам решал передавать или не передавать часть наследства. Исковая защита фидеикомиссов появилась только в период принципата, они стали похожи на легаты.

    В это же время возник универсальный фидеикомисс. Иногда случалось, что фидеикомисс получал большую часть наследства, а все долги и часть имущества оставались у наследника.

    Чтобы избежать такой несправедливости, было введено правило, по которому наследник оставлял себе четверть наследства, а долю наследства вместе с частью долгов получал фидеикомисс.

    Так возник порядок «универсального» преемства при долевом фидеикомиссе. При Юстиниане сингулярные фидеикомиссы были уравнены с легатами.

    Дарение в случае смерти (donatio mortis causa) — это особый вид договора, заключаемого между дарителем и одаряемым.

    Он заключался в том, что даритель дарил какую-то вещь, но в случае, если оставался жив после какого-то события или переживал одаряемого, мог забрать ее обратно.

    Такое дарение обычно осуществлялось перед войной, битвой, путешествием по морю, т. е. в тех случаях, когда опасность не остаться в живых была существенной.

    Право Юстиниана объединило фидеикомисс, легат и дарение в случае смерти.

    Возникновение и развитие института судебного представительства.

    Понятие и виды дееспособности римских граждан. Основания ограничения дееспособности.

    Дееспособность – это определённая законом возможность своими действиями приобретать субъективные права и обязанности. Важнейшими основаниями дееспособности являлись возраст и пол.

    До 7 лет все лица признавались недееспособными. С 7 до 14 лет у юношей и с 7 до 12 лет у девушек шёл процесс формирования частичной дееспособности, а время до 25 лет независимо от пола – время формирования полной дееспособности.

    Над частично дееспособными лицами назначалось опекунство и попечительство, что предполагало возможность подопечных самостоятельно только приобретать в своих интересах, но не отчуждать. Над душевнобольными и лицами с физическими недостатками также устанавливалось попечительство.

    Причём душевнобольные вообще не могли совершать никаких сделок, даже связанных с приобретением имущества. Попечительство ограничивало дееспособность расточителей. Такой статус закреплялся за ними по требованию ближайших родственников, которые были заинтересованы в сохранении имущества.

    Основаниями для ограничения дееспособности также являлись признание лица бесчестным, а также институт представительства и патроната.

    Стороны в гражданском процессе долго не могли возлагать на третьих лиц защиту своих интересов. Они должны были выступать лично. При формулярном процессе представительство отсутствующих и больных достигалось путем введения формул с перестановкой имен.

    Конечно, это было еще не полное судебное представительство, но преторское право этим дало толчок дальнейшему его развитию. Сначала было признано лишь непрямое представительство, т.е. выступление лица в процессе не от имени представляемой стороны, а от собственного имени представителя, однако за счет первой.

    Основанием допущения этой формы представительства служила неспособность выступать в процессе ряда лиц, в силу возраста, пола, состояния здоровья и других причин, и такая же неспособность городских общин и корпораций как таковых участвовать в гражданском обороте в качестве носителей прав городов и других коллективов.

    Интересы указанных категорий лиц в процессах представляли опекуны физических лиц, агенты и синдики городских общин. Институт представительства получил признание по существу в формулярном процессе. Здесь представители впервые открыто выступали уже со стороны дееспособных лиц под именем когниторов (cognitor).

    Они принимали это поручение от заинтересованной стороны и назначались последней, путем обращения к противной стороне с установленными словами: «назначаю тебе когнитора». Дальнейшим развитием представительства и более простой его формой было назначение процессуального представителя — прокуратора.

    Достаточно было предварительного неформального поручения, а иногда даже фактического выступления без поручения в качестве ведущего дела, главным образом на стороне ответчика.

    С деятельностью римских юристов связывают образование двух школ в римской юриспруденции – прокулианцев (основатели – Лабеон и его ученик Прокул) и сабинианцев (Основатели – Капитон и его ученик Сабин). Эти школы по-разному трактовали определённые вопросы частного права, исходя из разных философских концепций.

    Сабинианцы были материалистами, в силу чего считали первичной материю, а прокулианцы – идеалистами, исходя из чего они считали доминирующей форму («Материя не существует, пока она не обретёт форму», говорили они).

    Кроме того, Капитон характеризовался современниками как консерватор, сторонник принципата, Лабеон же считался сторонником республики, был новатором в юриспруденции. Примерно к середине II столетия н.э.

    противоположности школ сабинианцев и прокулианцев сглаживаются и мы имеем дело с так называемой классической юриспруденцией. Последователи прокулианцев: Ювенций, Цельз. Последователи сабинианцев: Сальвий Юлиан, Африкан, Гай.

    Значение римской юриспруденции для формирования и развития права

    Одна из важнейших особенностей римского права состоит в том, что деятельность юристов, их ответы и суждения (responsa и sententia) являлись самостоятельным источником права.

    В Институциях Гая о значении этого источника написано так:

    «Ответы законоведов — это мнения и суждения юристов, которым позволено было устанавливать и творить право.

    В начале V в. н.э., когда правотворческая деятельность юристов пришла в упадок, Законом о цитировании 426 г.

    судам разрешалось ссылаться в качестве обязательных на мнения только пяти наиболее современных и известных юристов: Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая.

    При расхождении мнений названной пятерки предписывалось руководствоваться мнением большинства, а при равенстве — мнением Папиниана.

    В VI в. Юстиниан, осуществляя свою знаменитую кодификацию, увековечил мнения юристов в своих Дигестах, придав им силу закона наряду с другими частями своей кодификации специальной Конституцией 533 г. «Об утверждении Дигест» («Tanta»).

    Деятельность юристов выражалась в следующих формах:

    respondere — заключения, консультации, ответы знатоков права;

    cavere — дача образцов формул исков, сделок, договоров, завещаний и т.д.;

    agere — советы по постановке дела в суде. Сюда относится и ведение дела в суде, где юрист непосредственно выступает на стороне в процессе. Однако в дальнейшем юристы ограничили свою деятельность ответами адвокатам, профессиональным ораторам;

    scribere — литературная деятельность юристов.

Добавить комментарий