Как правило, в юридической литературе говорят о методологии как науке о методах либо о системе методов познания. Но понятия методологии шире. Методология дает нам ответ на вопрос: «Как осуществляется познание?». Чтобы ответить на этот вопрос, одних только способов (методов) недостаточно. Помимо собственно методов (приёмов и способов познания), методология включает в себя так же определенные парадигмы и принципы познания государственно-правовой действительности. Парадигма – определенное исходное положение, ключевая идея, на основе которой формируются соответствующие определенные концепции познания. В зависимости от того какие парадигмы берутся за основу, такой и концепт познания мы и определим. Парадигмы: верховенство закона, например. Хуань-Цзы (180-122 до н.э.): «Гибнущее государство не то, в котором нет закона, а то, в котором нет правителя». Профессор Роянов говорит не только о положительных парадигмах, но и о отрицательных, которые находят своё закрепление в общественном сознании («право тот, у кого больше прав»).
Помимо парадигм, в структуру методологии познания включаются еще и принципы познания. Т.е. такие основополагающие, руководящие идея, начала, на которых строится познание:
1. Принцип всеобщности познания. Формирование единой системы знаний для всего общества;
2. Принцип историзма познания. Изучение государства и права должно осуществляться в исторической перспективе, в динамике, в развитие явлений;
3. Принцип системности познания. Познание должно быть системным. Государственно-правовые явления между собой очень тесно связаны. И изучать мы их должны во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;
4. Принцип научности познания. Изучение на основе строгих научных законов, в том числе и логических;
5. Принцип объективности познания. Получение знаний должно быть объективным, оно должно соответствовать реально существующей социальной действительности и опираться на неё;
6. Принцип истинности получаемых знаний. Если в философии вопрос об истинности знаний получил достаточное обоснование, то в рамках юридических наук вопрос об истинности познания особо не рассматривался. В крайнем случае вели речь об истинности отдельных частных теорий (например, истинность нормы права, истинность процесса доказывания);
7. Принцип взаимосвязи теории и практики. Получить знания о государственно-правовой действительности в отрыве от существующей практики невозможно. Н.Бор: «нет ничего практичнее, чем добротная теория».
В системе методов познания государства и права, не смотря на кажущуюся простоту, в юридической литературе является достаточно дискуссионным. Под методом понимают определенный способ познания. Вопрос в том, что включать в систему методов и как её определять. Одни авторы выделяют две группы методов: обще и частно научный. Мы будем говорить о трёх группах методов:
1) Общефилософские методы познания. Это по своей сути мировоззренческие. Это методы, которые и определяют концепцию нашего познания, концепцию направления познания. Все общефилософские концепции познания в последнее время сводят к одной – концепции диалектического материализма (Гегель). В ущерб идеалистической концепции, метафизике познания. О них почти не говорят, хотя это такие же методы познания. Необходимо разграничивать и использовать в совокупности и диалектический метод познания и метафизический. И тот и другой имеет равное право на существование. С помощью диалектического материализма все многообразие государства и права познать невозможно.
· Диалектический метод познания. Диалектика рассматривается как наука о развивающихся системных взаимосвязях, существующих в обществе между различными явлениями и процессами. Проще говоря, диалектика – наука о развитии. С точки зрения диалектического подхода, государственно-правовые явления рассматриваются именно как явления, находящиеся в постоянном и непрерывном развитии. Причём это развитие рассматривается как спиралевидное. При этом каждое государственно-правовое явление на каждом витке проходит несколько стадий, начиная от зарождения явления, его развитие, апогей явления, спад (упадок) и на смену одному явлению приходит другое, качественно-новое. При этом предпосылки для формирования нового явления появляются на стадии спада. В своём развитии государственно-правовые явления сами себя воспроизводят и повторяют, но уже на качественно ином уровне. Диалектическое развитие рассматривается всегда и осуществляется в соответствии со строго определенными объективными законами диалектики (количество – качество, отрицание – отрицание, единство и борьба противоположностей). Социальные явления всегда находятся тесно во взаимосвязи друг с другому, но в тоже время они постоянно находятся в конфликте друг с другом. Именно этот конфликт позволят выработать общие точки единства, которые позволяют этим явлениям развиваться дальше. (например, конфликт общества и государства).
Можно выделить два направления диалектического познания:
Ø Диалектический материализм. Основывается на том, что государство и право рассматриваются как явления материального мира и на их возникновение и развитие первостепенное, решающее воздействие оказывают именно материальные, в первую очередь экономические, условия жизни общества. Существует такая закономерность, чем выше уровень экономического развития общества, тем более свободной в этом обществе будет личность (при прочих равных условиях). Следовательно, государство будет более демократичным, право более совершенным.
Ø Диалектический идеализм.В основе возникновения государства и права лежат не материальные, а идеальные условия жизни общества (в основе – идея, дух, разум). Объективный идеализм – в основе государства и права лежит высшая идея, божественный разум, который непознаваем. Субъективный идеализм – основывается на том, что в основе государственно-правовой действительности лежит не высшая идея, а общественное сознание, психология общества и личности. Обоснование такого подхода – психологическая теория Петражицкого.
· Метафизика.Если диалектическое познание является чувственным, то метафизическое познание это познание нечувственное, иррациональное. С точки зрения метафизики, государство и право рассматриваются как явления, существующие вечно и неизменно. И как такие явления, государство и право не развиваются, а внутреннее совершенствуются. Развитие государства и права в замкнутом цикле. Метафизика нашла своё обоснование в теории абсолютной и суверенной власти. В этом случае исследователь будет формировать недостающие элементы умозрительно и в дальнейшем он будет строить свои умозаключения на этих элементах. Обоснованность такого подхода выражается в теории правового государства.
2) Общенаучные методы познания. В учебной литературе пишут о том, что это такие методы, которые используются не только ТГП, но и другими науками, что они являются общими для всех наук. Использование этих методов позволяет исследователю получить общее представление о изучаемом явлении. Хотя, используя эти методы познать глубоко явление нельзя. Определенные частные моменты будут упущены. Эти методы не рассчитаны на познание частностей.
· Метод абстрагирования. Абстрагирование – это восхождение от конкретного к абстрактному. На основе конкретных знаний (единичных знаний) о явлении мы делаем вывод об общих свойствах, отбрасывая единичные свойства явлений. «Познав человека я познаю человечество». Знание конкретной отраслевой нормы дает возможность сделать вывод о том, что представляет собой норма права как первичный социальный регулятор.
· Метод конкретизации. Это процесс обратный абстрагированию. На основе общих знаний о явлении мы делаем вывод о его единичных свойствах. Спуск от абстрактного к конкретному. «Познав человечество мы познаем человека».
· Анализ и синтез. Анализ предполагает разделение изучаемого явления на первичные элементы, изучение свойств каждого из элементов в отдельности, что позволяет нам сделать вывод о том, что представляет собой явление в целом. Синтез – процесс, противоположный анализу. Предполагает искусственное объединение нескольких однородных изучаемых явлений в единую целостную систему, изучение свойств этой конструкции, что позволяет сделать вывод о том, что же из себя представляет каждое из этих явлений.
· Логические методы исследования, включая дедукцию и индукцию. В основе получения знаний лежат приёмы формальной логики (закон исключенного третьего, правило кругов эйлера, правило доказательства от обратного, правило доведения до абсурда). Дедукция – путь от общего к частному. Индукция – от частного к общему.
· Системно-структурный метод. Для того, чтобы познать явление мы должны выявить его системные взаимосвязи с другими аналогичными явлениями, т.е. определить место этого явления в соответствующей системе. Каждое явление, будучи элементом определенной системы, в тоже время само по себе тоже представляет определенную систему, но уже иного, более низкого уровня.
· Функциональный метод.Использование этого метода основывается на выявлении и изучении функций явления или процесса.
· Исторический метод познания. Основывается на том, что для познания того или иного государственно-правового явления нам необходимо изучить ту историческую обстановку, в которой это явление формировалось, а также проследить историческую перспективу развития этого явления.
3) Частнонаучные методы познания. Это методы, которые выработаны самой природой ТГП и применяются только им. это самые частнонаучные методы, не только выработаны и применяются юридической наукой. Использование этих методов позволяет наиболее полно и глубоко изучить исследуемое явление, но только лишь с одной его стороны.
· Синергетический метод. Синергетика – это наука о самоорганизации и саморегулировании систем. Первоначально использовался в естественных науках. В середине 80х годов прошлого века эти методы были успешно апробированы применительно к социальным, в том числе к юридическим наукам. С точки зрения синергетического подхода, на возникновение и развитие государства и права и их институтов оказывают влияние не внешние условия среды, а внутренние изменения, которые происходят в самих этих явлениях и процессах. Накопление этих самых изменений происходит колебательно (волнообразно). При этом каждый следующий пик подъёма будет выше, чем пик подъёма предыдущий. И когда накопление изменений достигает наибольшей точки, явление переходит на качественно иной уровень;
· Социологический метод. Основывается на использовании соответствующих социологических приёмов, направленных на выявление и изучение общественного мнения. Приёмы: анкетирование, интервьюирование, тестирование, проведение соцопросов;
· Статистический метод. Связан с социологическим, предполагает изучение явления на основе определения и анализа данных об этом явлении, выраженных в количественной форме.
· Компративестический метод (метод сравнительного правоведения). Для того чтобы познать явление мы должны провести сравнение этого явления с аналогичным ему, но существующий в другой правовой системе;
· Метод правового моделирования. Предполагает создание определенной модели исследуемого явления, на которой и будет определяться эффективность этого явления. Социальная модель явления, математическая модель и т.д.;
· Метод правового эксперимента. Для того чтобы правильно оценить и понять эффективность явления необходимо провести правовой эксперимент. Например, внедрение правового акта на определенной территории;
· Формально-юридический метод. Изучение государственно-правовой действительности основывается на познании смысла и содержания специальных юридических терминов.
*Некоторые авторы выделяют «специально-юридические методы»: метод толкования норм права, метод правовой систематизации и т.д.
Метафизика, диалектика, синергетика как основные способы интерпретации движения.
В рамках философского знания наиболее разработанной и универсальной теорией, исследующей проблему изменения и развития мира, является диалектика. 1.Диалектика — это учение, согласно которому мир пребывает в постоянном движении, развитии и изменении.
Главные вопросы, которые помогают понять суть диалектики: «что является источником движения?», «каков механизм движения?», «какова направленность движения?».
Диалектика соединяет в себе два аспекта:
— диалектика природы или объективная диалектика (анализ мира с позиций саморазвития, детерминации, внутренне присущих процессам, происходящим в самой реальности.)
— диалектика мышления или субъективная диалектика (учения, разрабатывающие нормы и правила мышления).
Основные этапы:
-
Стихийная (наивная) диалектика др. Греции,
-
Идеалистическая диалектика немецкой классической философии,
-
Материалистическая диалектика марксизма.
Стихийная диалектика древней Греции.
Древнегреческие философы заложили основы диалектического миропонимания. Их учения рисуют нам образ единого, но одновременно и многообразного мира, изменчивого в проявлениях, но сохраняющего целостность своего бытия.
Гераклит считается основателем объективной диалектики. Он не только постоянно подчеркивал принципиальную изменчивость мира, но и фиксировал внимание на единстве противоположностей, которые сосуществуют, выражая различные стороны одного и того же предмета. ( морская вода пригодна для рыбы, для человека – нет)
Сократ и Платон — создатели субъективной диалектики. Термин «диалектика” дословно означает спор, диалог, умение вести беседу. В данном значении выражена важная черта диалектики – понимание того, что в процессе диалога рождается истина. Она возникает как новое качество, обретаемое в результате совместного заинтересованного обсуждения проблемы.
Идеалистическая диалектика немецкой классической философии.
Основоположником является Гегель. Он по-новому поставил вопрос об источнике движения – это поиск внутренних возможностей саморазвития объекта.
Основные категории диалектики выступают по парам: «единичное» и «общее», «причина» и «следствие», «явление» и «сущность», «содержание» и «форма».
Гегель сформулировал три основных закона, определяющие внутреннюю логику развития любого объекта:
Закон единства и борьбы противоположностей
Главный вопрос: почему происходит развитие?
В качестве основного источника развития выступают противоположности, которые присутствуют в самом предмете.
Определение в качестве источника развития процесса сложной взаимной необходимости и одновременно взаимной борьбы определенных тенденций позволило трактовать развитие как саморазвитие.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
Главный вопрос: как, каким образом происходит развитие?
Качество и количество являются парными, взаимосвязанными категориями. Качество – это внутренняя определенность предмета, характеризующая его способность к устойчивости. Количество – внешняя определенность предмета, определяющая его способность к изменчивости.
— процесс постепенного накопления количественных изменений при сохранении качественной определенности изменений и предмета.
— дальнейшее накопление количественных изменений в условиях нового качества.
Закон отрицания отрицания
Главный вопрос: Какова направленность развития?
Развитие трактуется как поступательный процесс, проходящий определенные циклы, каждый их которых состоит из трех стадий: исходное состояние явления, превращение явления в свою противоположность (отрицание ), превращение новой противоположности в свою противоположность (снятие отрицания или отрицание отрицания). Посредством данного закона определяется преемственность как необходимая черта любого развития. Восходящий характер развития определяется понятием «диалектическое отрицание» ( это момент связи старого и нового, включающий в себя поступательность и преемственность.)
Материалистическая диалектика марксизма.
Маркс значительно расширяет сферу применения диалектики, распространяя ее на сферу природы, общества и культуры (открытие закона сохранения и превращения энергии, который обосновал взаимосвязь различных форм движения, создание клеточной теории).
Объективная диалектика – первична, это процесс развития материального мира.
Субъективная диалектика – вторична, является отражением процесса диалектического развития мира в головах людей.
Метафизика – учение, признающее факт движения и развития мира, однако трактующее суть данных процессов упрощенно, сводя развитие к простому изменению количественных параметров предметов или явлений без изменения их качеств.
Основные отличия метафизики и диалектики
метафизика |
диалектика |
|
Преобладающий тип связей |
Принцип изолированности объекта, приоритетность внешних связей над внутренними |
Принцип взаимообусловленности и взаимосвязи всех явлений; акцентирование внутренних связей объекта |
Источник развития |
Простое накопление количественных изменений; абсолютизация внешних факторов |
Источник движения – внутренняя противоречивость самого объекта; единство и борьба противоположностей, основой развития является саморазвитие |
Механизм развития |
Развитие как простое увеличение или уменьшение без изменения качества |
Развитие есть взаимопереход количественных и качественных изменений |
Направленность развития |
Развитие как прогресс, как регресс, как движение по кругу |
Развитие имеет спиралевидную форму, в процессе развития происходит «диалектическое отрицание»; новое не является полным отрицание старого, оно удерживает и сохраняет его положительные моменты |
Две формы метафизики:
Догматизм (метод мышления, абсолютизирующий момент устойчивости и порядка, стремящийся к некритическому перенесению положений, принимаемых за истину, из одной ситуации в другую).
Релятивизм (исходит из тезиса о постоянной и необратимой изменчивости действительности и отрицает саму возможность достижения абсолютной истины.)
СИНЕРГЕТИКА – эвристически (накопленная опытом) продуктивная основа диалектики.
В качестве основных положений синергетики можно выделить:
— мир рассматривается как универсальная открытая система, которая возникает в результат взаимодействия порядка и хаоса;
— базовым состоянием системы является неустойчивость;
— развитие не является жестко детерминированным;
— особая роль принадлежит случайности, т.е. малым флуктуациям.
Основной вывод, вытекающий из синергетической модели развития — признание невозможности искусственного стимулирования того или иного пути развития, выбираемого на основе любых человеческих критериев.
Теория государства и права располагает определенным набором методов познания для изучения интересующих ее явлений. Методы познания — это принципы, способы, приемы познания, совокупность которых принято именовать методологией науки.
Принципы познания
Под принципами познания понимаются те исходные начала, от которых как бы отталкивается наука при исследовании своего предмета. К основным принципам познания, входящим в методологию современной отечественной теории государства и права, следует отнести принципы историзма, объективности, всесторонности, конкретности и плюрализма. Рассмотрим их подробнее.
Принцип историзма. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии, их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права.
Принцип объективности. Он означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определения общих понятий о государстве и праве, раскрывает их сущность, формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, реальные явления общественной жизни.
Принцип всесторонности. Согласно данному принципу государственно-правовые явления должны исследоваться с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни.
Принцип конкретности. Он требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания; выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только тогда, когда ей удается найти, воспроизвести и создать явление, соответствующее этому знанию.
Принцип плюрализма. Речь идет о многоаспектность в исследовании государства и права. Если наука концентрирует внимание только на одних сторонах или свойствах явления и пренебрегает другими как несущественными, побочными, она неизбежно заходит в тупик. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на конкретное государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления о его происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. Благодаря плюралистическому подходу к познанию общих закономерностей государства и права теория создаст наиболее оптимальную систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной действительности.
Методы познания
В теории государства и права принято разделять используемые методы на философские, общенаучные и частнонаучные (специальные). Система методов государства и права представлена на рис. 3.1.
Философские методы
Они составляют методологическую основу теории государства и права, охватывают всю область научного познания и используются всеми науками без исключения. Философские методы сообщают о том, на каких мировоззренческих, идейных позициях базируется данная наука.
К основным философским методам, выделяемым наукой, относятся диалектико-материалистический и идеалистический методы.
Рис. 3.1. Система методов теории государства и права
Традиционно общим методом признается метод материалистической диалектики. Выбор данного метода обусловлен тем, что право существует как социальное явление и нет никакого принципиального различия между юридическими и другими общественными науками. Работа метода материалистической диалектики осуществляется в праве, как и в других социальных и философских науках, в нескольких направлениях: от явлений, находящихся в непосредственном опыте, к их сущности, от сущности явлений к конкретному многообразию, в котором они представлены.
Значимость диалектики определяется не только категориями. Кроме названных в нем используются также явление — сущность, количество — качество, причина — следствие, а направленность познания — не просто от незнания к знанию, а от абстракции к конкретным проявлениям того или иного явления в действительности.
Генезис и становление целого в рамках диалектического метода является воспроизводством ретроспективного, существующего в действительности отношения. Сам метод начинает работать только с уже сформировавшимися категориями и понятиями.
Теория права продолжает развиваться в рамках нормативной концепции. Право воспринимается как система формально определенных общеобязательных норм, которые гарантированы государством и обеспечены его принудительной силой. Естественным следствием такой трактовки права является, во-первых, примат нормы над правоотношением, которое воспринимается как вторичное и производное. Во-вторых, в гносеологическом плане подобное восприятие права привело к тому, что оно перестало ассоциироваться с чувственной человеческой деятельностью, практикой, а было перенесено в более высокую область духовной жизни.
Диалектический метод претендует на познание собственной природы права, изучает все, что доступно знанию. С помощью диалектического метода осуществляется процесс познания, в котором абстракция превращается в знание конкретной всеобщности.
Представители другого философского направления -идеализма — связывают существование государства и права либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, сто переживаниями, субъективными и осознанными усилиями (субъективные идеалисты). Концентрируя внимание на отказе от доминирования социального над духовным, субъективные идеалисты утверждают, что не внешние социальные факторы определяют развитие государства и права, а внутреннее духовное начало, заключенное в душе индивидуума. В XX в. получили распространение различные варианты объективно и субъективно-идеалистических подходов к объяснению государства и права. К их числу относятся прагматизм, интуитивизм и аксиологический подход.
Согласно основным постулатам прагматизма понятие научной истины неуловимо, ибо истинно все то, что приносит успех. Верно ли идеи о государстве и праве отражают общественные связи, это выявляется лишь при их соотнесении с конкретными практическими результатами.
Интуитивизм основан на анализе целостной проблематики государства и права с помощью вдохновения. Ученый-правовед лишь в состоянии мистического соединения с богом может установить, что представляет собой право и государство.
Аксиологический метод представляет собой анализ государства и права как специфических ценностей, с помощью которых социальная группа или общество в целом регулируют соответствующие типы поведения отдельных лиц.
- Подробнее см.: Ильин В. В. Критерии научности знания. М.. 1989; Он же. Теория познания. М.. 1993.
- См.: Хропанюк В. Н. Указ. соч.
- Подробнее см.: Казимирчук В. П. Право и методы его изучении. М.. 1965; Сырых В. М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. М., 1980.
- Прагматизм (от грсч. pragma, род. и. pragmalos — дело, действие) — это философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. С точки зрения прагматизма объекты познания формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление есть средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории — инструменты, орудия; истина толкуется в прагматизме как практическая полезность. Понятие прагматизма впервые было введено в философию в 1878 г. американским философом Чарльзом Пирсом (1839—1914). Вопросами прагматизма занимались также У. Джемс, Дж. Дьюи, Ф. К. С. Шиллер, Дж. Г. Мид. Подробнее см.: Большая советская энциклопедия. Т. 46. М., 1940.
- Интуитивизм — течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Интуиция понимается как особая способность сознания, несводимая ни к чувственному опыту, ни к дискурсивному, логическому мышлению. В построении концепции интуитивизма ученые стремились преодолеть разделение интуиции на два вида — опытную и рациональную, посмотрев на ее значение с точки зрения человека (философия жизни А. Бергсона, феноменология Э Гуссерля, экзистенциализм М. Хайдеггера, интуитивизм Н. О. Лосского). Подробнее см.: Большая советская энциклопедия. Т. 29. М, 1935.
- Аксиология (от греч. axia — ценность и logos — слово, учение) — учение о ценностях.
То или иное понимание субстанции в моделях мира вводится как исходный постулат, представляя собой, прежде всего, материалистическое или идеалистическое решение онтологической стороны основного вопроса философии: первична материя или сознание? Различают так же метафизическое понимание субстанции, как неизменного начала, и диалектическое — как изменчивой, саморазвивающейся сущности. Все это вместе взятое дает нам качественную интерпретацию субстанции. Количественная интерпретация субстанции возможна в трех формах: монизм объясняет многообразие мира из одного начала (Гегель, Маркс), дуализм — из двух начал (Декарт), плюрализм — из множества начал (Демокрит, Лейбниц). В субъективном идеализме такой субстанцией является Бог, который вызывает в нас совокупность ощущений, т. е. порождает бытие. В объективном идеализме субстанция также лежит в основе бытия, хотя здесь она также является лишь формой абстрактной мысли.
В материализме понимании субстанциональной основой мира является материя. Она выступает в качестве конечной причины себя самой и всех форм идеального бытия, с необходимостью воздействуя на них, в том числе и на человеческое сознание.
Вплоть до второй половины XX в. вещество и энергия рассматривались как две основные формы реальности, на основе которых существуют все остальные ее виды, включая такие сложные как биологическая и социальная. Однако с возникновением кибернетики и теории информации выяснилось, что субстанция, материя, обладает гораздо большей сложностью. Наряду с веществом было введено понятие «поле», которое подобно веществу также обладает массой и энергией. Но даже такое усложненное понимание физической реальности не может объяснить нам ни сложную структуру самой этой реальности, ни такие ее формы как биологическая и социальная. Именно поэтому Н. Винер предложил рассматривать основу всего существующего как единство вещества и поля, с одной стороны, информации — с другой, и энергии — с третьей. В современной науке содержание материи понимается как единство вещества, поля и плазмы, порождаемого флуктуациями вакуума. Кроме того, в понятие материи включается информационный аспект существования всех материальных систем, который выражает порядок вещей и явлений в материальном мире.
Современная наука при объяснении явлений мира исходит из материалистически-монистического понимания субстанции, подразумевая под ней материю как объективную реальность в аспекте единства всех форм ее движения, всех возникающих и исчезающих в этом движении различий и противоположностей.
Следующий шаг в понимании содержания понятия материи был сделан с созданием синергетики. Если классическая физика, как и вообще классическая наука, формулировала свои законы для изолированных систем, которые в действительности не существуют и которые являются лишь идеализацией реальности, то современная физика стремится точнее описывать эту реальность и поэтому формулирует законы не только для изолированных, но и для открытых систем. Именно такие системы и составляют мир, в котором мы живем. Они находятся в непрерывном взаимодействии и изменении, причем это изменение происходит в определенном направлении: от хаоса к порядку.
Методы философского исследования
Многие выдающиеся философы изобретали оригинальные методы, с помощью которых они создавали свои учения. Вот некоторые из наиболее известных философских методов.
Метод Сократа — майевтика (буквально: повивальное искусство), которая включает в себя иронию (критику понятий и суждений собеседника) и индукцию (наведение собеседника на осмысление и определение их общего смысла).
Метод Декарта — всеобщее сомнение и поиск безусловной, не подлежащей сомнению истины («мыслю, следовательно, существую»).
Метод Спинозы — «геометрический метод», состоящий в формулировании исходных философских аксиом и выведении из них различных следствий.
Метод Канта — «критический метод», требующий анализа предпосылок, на которых строится человеческое познание.
Метод Гегеля — диалектика понятий, которая вскрывает внутреннюю логику их связи и развития.
Метод Маркса — материалистическая диалектика, основанная на нахождении всеобщих законов развития познания и бытия.
Метод Бергсона — интуиция.
Метод Витгенштейна — логический анализ языка.
Метод Гуссерля — «феноменологическая редукция», предполагающая описание мира «чистого сознания», содержание которого рассматривается вне его отношения к внешнему миру.
Метод Ясперса — трансцендирование, которое заключается в познание смысла человеческого бытия («экзистенции») путем выхода за его пределы к «высшему бытию», т. е. Богу.
Метод Гадамера — герменевтика как особого рода искусство истолкования и понимания культурных текстов.
Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:
· диалектика;
· метафизика;
· догматизм;
· эклектика;
· софистика;
· герменевтика.
Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей.
Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
Обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);
Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);
Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).
Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.
Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.
Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:
· материализм;
· идеализм;
· эмпиризм;
· рационализм.
При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление матери. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии, и имеет широкое распространение в современной российской.)
Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США в ряде стран Западной Европы (например, Германии).
Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)
Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.)