Синергетика в тгп

Как правило, в юридической литературе говорят о методологии как науке о методах либо о системе методов познания. Но понятия методологии шире. Методология дает нам ответ на вопрос: «Как осуществляется познание?». Чтобы ответить на этот вопрос, одних только способов (методов) недостаточно. Помимо собственно методов (приёмов и способов познания), методология включает в себя так же определенные парадигмы и принципы познания государственно-правовой действительности. Парадигма – определенное исходное положение, ключевая идея, на основе которой формируются соответствующие определенные концепции познания. В зависимости от того какие парадигмы берутся за основу, такой и концепт познания мы и определим. Парадигмы: верховенство закона, например. Хуань-Цзы (180-122 до н.э.): «Гибнущее государство не то, в котором нет закона, а то, в котором нет правителя». Профессор Роянов говорит не только о положительных парадигмах, но и о отрицательных, которые находят своё закрепление в общественном сознании («право тот, у кого больше прав»).

Помимо парадигм, в структуру методологии познания включаются еще и принципы познания. Т.е. такие основополагающие, руководящие идея, начала, на которых строится познание:

1. Принцип всеобщности познания. Формирование единой системы знаний для всего общества;

2. Принцип историзма познания. Изучение государства и права должно осуществляться в исторической перспективе, в динамике, в развитие явлений;

3. Принцип системности познания. Познание должно быть системным. Государственно-правовые явления между собой очень тесно связаны. И изучать мы их должны во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;

4. Принцип научности познания. Изучение на основе строгих научных законов, в том числе и логических;

5. Принцип объективности познания. Получение знаний должно быть объективным, оно должно соответствовать реально существующей социальной действительности и опираться на неё;

6. Принцип истинности получаемых знаний. Если в философии вопрос об истинности знаний получил достаточное обоснование, то в рамках юридических наук вопрос об истинности познания особо не рассматривался. В крайнем случае вели речь об истинности отдельных частных теорий (например, истинность нормы права, истинность процесса доказывания);

7. Принцип взаимосвязи теории и практики. Получить знания о государственно-правовой действительности в отрыве от существующей практики невозможно. Н.Бор: «нет ничего практичнее, чем добротная теория».

В системе методов познания государства и права, не смотря на кажущуюся простоту, в юридической литературе является достаточно дискуссионным. Под методом понимают определенный способ познания. Вопрос в том, что включать в систему методов и как её определять. Одни авторы выделяют две группы методов: обще и частно научный. Мы будем говорить о трёх группах методов:

1) Общефилософские методы познания. Это по своей сути мировоззренческие. Это методы, которые и определяют концепцию нашего познания, концепцию направления познания. Все общефилософские концепции познания в последнее время сводят к одной – концепции диалектического материализма (Гегель). В ущерб идеалистической концепции, метафизике познания. О них почти не говорят, хотя это такие же методы познания. Необходимо разграничивать и использовать в совокупности и диалектический метод познания и метафизический. И тот и другой имеет равное право на существование. С помощью диалектического материализма все многообразие государства и права познать невозможно.

· Диалектический метод познания. Диалектика рассматривается как наука о развивающихся системных взаимосвязях, существующих в обществе между различными явлениями и процессами. Проще говоря, диалектика – наука о развитии. С точки зрения диалектического подхода, государственно-правовые явления рассматриваются именно как явления, находящиеся в постоянном и непрерывном развитии. Причём это развитие рассматривается как спиралевидное. При этом каждое государственно-правовое явление на каждом витке проходит несколько стадий, начиная от зарождения явления, его развитие, апогей явления, спад (упадок) и на смену одному явлению приходит другое, качественно-новое. При этом предпосылки для формирования нового явления появляются на стадии спада. В своём развитии государственно-правовые явления сами себя воспроизводят и повторяют, но уже на качественно ином уровне. Диалектическое развитие рассматривается всегда и осуществляется в соответствии со строго определенными объективными законами диалектики (количество – качество, отрицание – отрицание, единство и борьба противоположностей). Социальные явления всегда находятся тесно во взаимосвязи друг с другому, но в тоже время они постоянно находятся в конфликте друг с другом. Именно этот конфликт позволят выработать общие точки единства, которые позволяют этим явлениям развиваться дальше. (например, конфликт общества и государства).

Можно выделить два направления диалектического познания:

Ø Диалектический материализм. Основывается на том, что государство и право рассматриваются как явления материального мира и на их возникновение и развитие первостепенное, решающее воздействие оказывают именно материальные, в первую очередь экономические, условия жизни общества. Существует такая закономерность, чем выше уровень экономического развития общества, тем более свободной в этом обществе будет личность (при прочих равных условиях). Следовательно, государство будет более демократичным, право более совершенным.

Ø Диалектический идеализм.В основе возникновения государства и права лежат не материальные, а идеальные условия жизни общества (в основе – идея, дух, разум). Объективный идеализм – в основе государства и права лежит высшая идея, божественный разум, который непознаваем. Субъективный идеализм – основывается на том, что в основе государственно-правовой действительности лежит не высшая идея, а общественное сознание, психология общества и личности. Обоснование такого подхода – психологическая теория Петражицкого.

· Метафизика.Если диалектическое познание является чувственным, то метафизическое познание это познание нечувственное, иррациональное. С точки зрения метафизики, государство и право рассматриваются как явления, существующие вечно и неизменно. И как такие явления, государство и право не развиваются, а внутреннее совершенствуются. Развитие государства и права в замкнутом цикле. Метафизика нашла своё обоснование в теории абсолютной и суверенной власти. В этом случае исследователь будет формировать недостающие элементы умозрительно и в дальнейшем он будет строить свои умозаключения на этих элементах. Обоснованность такого подхода выражается в теории правового государства.

2) Общенаучные методы познания. В учебной литературе пишут о том, что это такие методы, которые используются не только ТГП, но и другими науками, что они являются общими для всех наук. Использование этих методов позволяет исследователю получить общее представление о изучаемом явлении. Хотя, используя эти методы познать глубоко явление нельзя. Определенные частные моменты будут упущены. Эти методы не рассчитаны на познание частностей.

· Метод абстрагирования. Абстрагирование – это восхождение от конкретного к абстрактному. На основе конкретных знаний (единичных знаний) о явлении мы делаем вывод об общих свойствах, отбрасывая единичные свойства явлений. «Познав человека я познаю человечество». Знание конкретной отраслевой нормы дает возможность сделать вывод о том, что представляет собой норма права как первичный социальный регулятор.

· Метод конкретизации. Это процесс обратный абстрагированию. На основе общих знаний о явлении мы делаем вывод о его единичных свойствах. Спуск от абстрактного к конкретному. «Познав человечество мы познаем человека».

· Анализ и синтез. Анализ предполагает разделение изучаемого явления на первичные элементы, изучение свойств каждого из элементов в отдельности, что позволяет нам сделать вывод о том, что представляет собой явление в целом. Синтез – процесс, противоположный анализу. Предполагает искусственное объединение нескольких однородных изучаемых явлений в единую целостную систему, изучение свойств этой конструкции, что позволяет сделать вывод о том, что же из себя представляет каждое из этих явлений.

· Логические методы исследования, включая дедукцию и индукцию. В основе получения знаний лежат приёмы формальной логики (закон исключенного третьего, правило кругов эйлера, правило доказательства от обратного, правило доведения до абсурда). Дедукция – путь от общего к частному. Индукция – от частного к общему.

· Системно-структурный метод. Для того, чтобы познать явление мы должны выявить его системные взаимосвязи с другими аналогичными явлениями, т.е. определить место этого явления в соответствующей системе. Каждое явление, будучи элементом определенной системы, в тоже время само по себе тоже представляет определенную систему, но уже иного, более низкого уровня.

· Функциональный метод.Использование этого метода основывается на выявлении и изучении функций явления или процесса.

· Исторический метод познания. Основывается на том, что для познания того или иного государственно-правового явления нам необходимо изучить ту историческую обстановку, в которой это явление формировалось, а также проследить историческую перспективу развития этого явления.

3) Частнонаучные методы познания. Это методы, которые выработаны самой природой ТГП и применяются только им. это самые частнонаучные методы, не только выработаны и применяются юридической наукой. Использование этих методов позволяет наиболее полно и глубоко изучить исследуемое явление, но только лишь с одной его стороны.

· Синергетический метод. Синергетика – это наука о самоорганизации и саморегулировании систем. Первоначально использовался в естественных науках. В середине 80х годов прошлого века эти методы были успешно апробированы применительно к социальным, в том числе к юридическим наукам. С точки зрения синергетического подхода, на возникновение и развитие государства и права и их институтов оказывают влияние не внешние условия среды, а внутренние изменения, которые происходят в самих этих явлениях и процессах. Накопление этих самых изменений происходит колебательно (волнообразно). При этом каждый следующий пик подъёма будет выше, чем пик подъёма предыдущий. И когда накопление изменений достигает наибольшей точки, явление переходит на качественно иной уровень;

· Социологический метод. Основывается на использовании соответствующих социологических приёмов, направленных на выявление и изучение общественного мнения. Приёмы: анкетирование, интервьюирование, тестирование, проведение соцопросов;

· Статистический метод. Связан с социологическим, предполагает изучение явления на основе определения и анализа данных об этом явлении, выраженных в количественной форме.

· Компративестический метод (метод сравнительного правоведения). Для того чтобы познать явление мы должны провести сравнение этого явления с аналогичным ему, но существующий в другой правовой системе;

· Метод правового моделирования. Предполагает создание определенной модели исследуемого явления, на которой и будет определяться эффективность этого явления. Социальная модель явления, математическая модель и т.д.;

· Метод правового эксперимента. Для того чтобы правильно оценить и понять эффективность явления необходимо провести правовой эксперимент. Например, внедрение правового акта на определенной территории;

· Формально-юридический метод. Изучение государственно-правовой действительности основывается на познании смысла и содержания специальных юридических терминов.

*Некоторые авторы выделяют «специально-юридические методы»: метод толкования норм права, метод правовой систематизации и т.д.

Метафизика, диалектика, синергетика как основные способы интерпретации движения.

В рамках философского знания наиболее разработанной и универсальной теорией, исследующей проблему изменения и развития мира, является диалектика. 1.Диалектика — это учение, согласно которому мир пребывает в постоянном движении, развитии и изменении.

Главные вопросы, которые помогают понять суть диалектики: «что является источником движения?», «каков механизм движения?», «какова направленность движения?».

Диалектика соединяет в себе два аспекта:

— диалектика природы или объективная диалектика (анализ мира с позиций саморазвития, детерминации, внутренне присущих процессам, происходящим в самой реальности.)

— диалектика мышления или субъективная диалектика (учения, разрабатывающие нормы и правила мышления).

Основные этапы:

  1. Стихийная (наивная) диалектика др. Греции,

  2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии,

  3. Материалистическая диалектика марксизма.

Стихийная диалектика древней Греции.

Древнегреческие философы заложили основы диалектического миропонимания. Их учения рисуют нам образ единого, но одновременно и многообразного мира, изменчивого в проявлениях, но сохраняющего целостность своего бытия.

Гераклит считается основателем объективной диалектики. Он не только постоянно подчеркивал принципиальную изменчивость мира, но и фиксировал внимание на единстве противоположностей, которые сосуществуют, выражая различные стороны одного и того же предмета. ( морская вода пригодна для рыбы, для человека – нет)

Сократ и Платон — создатели субъективной диалектики. Термин «диалектика” дословно означает спор, диалог, умение вести беседу. В данном значении выражена важная черта диалектики – понимание того, что в процессе диалога рождается истина. Она возникает как новое качество, обретаемое в результате совместного заинтересованного обсуждения проблемы.

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии.

Основоположником является Гегель. Он по-новому поставил вопрос об источнике движения – это поиск внутренних возможностей саморазвития объекта.

Основные категории диалектики выступают по парам: «единичное» и «общее», «причина» и «следствие», «явление» и «сущность», «содержание» и «форма».

Гегель сформулировал три основных закона, определяющие внутреннюю логику развития любого объекта:

Закон единства и борьбы противоположностей

Главный вопрос: почему происходит развитие?

В качестве основного источника развития выступают противоположности, которые присутствуют в самом предмете.

Определение в качестве источника развития процесса сложной взаимной необходимости и одновременно взаимной борьбы определенных тенденций позволило трактовать развитие как саморазвитие.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Главный вопрос: как, каким образом происходит развитие?

Качество и количество являются парными, взаимосвязанными категориями. Качество – это внутренняя определенность предмета, характеризующая его способность к устойчивости. Количество – внешняя определенность предмета, определяющая его способность к изменчивости.

— процесс постепенного накопления количественных изменений при сохранении качественной определенности изменений и предмета.

— дальнейшее накопление количественных изменений в условиях нового качества.

Закон отрицания отрицания

Главный вопрос: Какова направленность развития?

Развитие трактуется как поступательный процесс, проходящий определенные циклы, каждый их которых состоит из трех стадий: исходное состояние явления, превращение явления в свою противоположность (отрицание ), превращение новой противоположности в свою противоположность (снятие отрицания или отрицание отрицания). Посредством данного закона определяется преемственность как необходимая черта любого развития. Восходящий характер развития определяется понятием «диалектическое отрицание» ( это момент связи старого и нового, включающий в себя поступательность и преемственность.)

Материалистическая диалектика марксизма.

Маркс значительно расширяет сферу применения диалектики, распространяя ее на сферу природы, общества и культуры (открытие закона сохранения и превращения энергии, который обосновал взаимосвязь различных форм движения, создание клеточной теории).

Объективная диалектика – первична, это процесс развития материального мира.

Субъективная диалектика – вторична, является отражением процесса диалектического развития мира в головах людей.

Метафизика – учение, признающее факт движения и развития мира, однако трактующее суть данных процессов упрощенно, сводя развитие к простому изменению количественных параметров предметов или явлений без изменения их качеств.

Основные отличия метафизики и диалектики

метафизика

диалектика

Преобладающий тип связей

Принцип изолированности объекта, приоритетность внешних связей над внутренними

Принцип взаимообусловленности и взаимосвязи всех явлений; акцентирование внутренних связей объекта

Источник развития

Простое накопление количественных изменений; абсолютизация внешних факторов

Источник движения – внутренняя противоречивость самого объекта; единство и борьба противоположностей, основой развития является саморазвитие

Механизм развития

Развитие как простое увеличение или уменьшение без изменения качества

Развитие есть взаимопереход количественных и качественных изменений

Направленность развития

Развитие как прогресс, как регресс, как движение по кругу

Развитие имеет спиралевидную форму, в процессе развития происходит «диалектическое отрицание»; новое не является полным отрицание старого, оно удерживает и сохраняет его положительные моменты

Две формы метафизики:

Догматизм (метод мышления, абсолютизирующий момент устойчивости и порядка, стремящийся к некритическому перенесению положений, принимаемых за истину, из одной ситуации в другую).

Релятивизм (исходит из тезиса о постоянной и необратимой изменчивости действительности и отрицает саму возможность достижения абсолютной истины.)

СИНЕРГЕТИКА – эвристически (накопленная опытом) продуктивная основа диалектики.

В качестве основных положений синергетики можно выделить:

— мир рассматривается как универсальная открытая система, которая возникает в результат взаимодействия порядка и хаоса;

— базовым состоянием системы является неустойчивость;

— развитие не является жестко детерминированным;

— особая роль принадлежит случайности, т.е. малым флуктуациям.

Основной вывод, вытекающий из синергетической модели развития — признание невозможности искусственного стимулирования того или иного пути развития, выбираемого на основе любых человеческих критериев.

Теория государства и права располагает определенным набором методов познания для изучения интересующих ее явлений. Методы познания — это принципы, способы, приемы познания, совокупность которых принято именовать методологией науки.

Принципы познания

Под принципами познания понимаются те исходные начала, от которых как бы отталкивается наука при исследовании своего предмета. К основным принципам познания, входящим в методологию современной отечественной теории государства и права, следует отнести принципы историзма, объективности, всесторонности, конкретности и плюрализма. Рассмотрим их подробнее.

Принцип историзма. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии, их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права.

Принцип объективности. Он означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определения общих понятий о государстве и праве, раскрывает их сущность, формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, реальные явления общественной жизни.

Принцип всесторонности. Согласно данному принципу государственно-правовые явления должны исследоваться с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни.

Принцип конкретности. Он требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания; выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только тогда, когда ей удается найти, воспроизвести и создать явление, соответствующее этому знанию.

Принцип плюрализма. Речь идет о многоаспектность в исследовании государства и права. Если наука концентрирует внимание только на одних сторонах или свойствах явления и пренебрегает другими как несущественными, побочными, она неизбежно заходит в тупик. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на конкретное государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления о его происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. Благодаря плюралистическому подходу к познанию общих закономерностей государства и права теория создаст наиболее оптимальную систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной действительности.

Методы познания

В теории государства и права принято разделять используемые методы на философские, общенаучные и частнонаучные (специальные). Система методов государства и права представлена на рис. 3.1.

Философские методы

Они составляют методологическую основу теории государства и права, охватывают всю область научного познания и используются всеми науками без исключения. Философские методы сообщают о том, на каких мировоззренческих, идейных позициях базируется данная наука.

К основным философским методам, выделяемым наукой, относятся диалектико-материалистический и идеалистический методы.

Рис. 3.1. Система методов теории государства и права

Традиционно общим методом признается метод материалистической диалектики. Выбор данного метода обусловлен тем, что право существует как социальное явление и нет никакого принципиального различия между юридическими и другими общественными науками. Работа метода материалистической диалектики осуществляется в праве, как и в других социальных и философских науках, в нескольких направлениях: от явлений, находящихся в непосредственном опыте, к их сущности, от сущности явлений к конкретному многообразию, в котором они представлены.

Значимость диалектики определяется не только категориями. Кроме названных в нем используются также явление — сущность, количество — качество, причина — следствие, а направленность познания — не просто от незнания к знанию, а от абстракции к конкретным проявлениям того или иного явления в действительности.

Генезис и становление целого в рамках диалектического метода является воспроизводством ретроспективного, существующего в действительности отношения. Сам метод начинает работать только с уже сформировавшимися категориями и понятиями.

Теория права продолжает развиваться в рамках нормативной концепции. Право воспринимается как система формально определенных общеобязательных норм, которые гарантированы государством и обеспечены его принудительной силой. Естественным следствием такой трактовки права является, во-первых, примат нормы над правоотношением, которое воспринимается как вторичное и производное. Во-вторых, в гносеологическом плане подобное восприятие права привело к тому, что оно перестало ассоциироваться с чувственной человеческой деятельностью, практикой, а было перенесено в более высокую область духовной жизни.

Диалектический метод претендует на познание собственной природы права, изучает все, что доступно знанию. С помощью диалектического метода осуществляется процесс познания, в котором абстракция превращается в знание конкретной всеобщности.

Представители другого философского направления -идеализма — связывают существование государства и права либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, сто переживаниями, субъективными и осознанными усилиями (субъективные идеалисты). Концентрируя внимание на отказе от доминирования социального над духовным, субъективные идеалисты утверждают, что не внешние социальные факторы определяют развитие государства и права, а внутреннее духовное начало, заключенное в душе индивидуума. В XX в. получили распространение различные варианты объективно и субъективно-идеалистических подходов к объяснению государства и права. К их числу относятся прагматизм, интуитивизм и аксиологический подход.

Согласно основным постулатам прагматизма понятие научной истины неуловимо, ибо истинно все то, что приносит успех. Верно ли идеи о государстве и праве отражают общественные связи, это выявляется лишь при их соотнесении с конкретными практическими результатами.

Интуитивизм основан на анализе целостной проблематики государства и права с помощью вдохновения. Ученый-правовед лишь в состоянии мистического соединения с богом может установить, что представляет собой право и государство.

Аксиологический метод представляет собой анализ государства и права как специфических ценностей, с помощью которых социальная группа или общество в целом регулируют соответствующие типы поведения отдельных лиц.

  • Подробнее см.: Ильин В. В. Критерии научности знания. М.. 1989; Он же. Теория познания. М.. 1993.
  • См.: Хропанюк В. Н. Указ. соч.
  • Подробнее см.: Казимирчук В. П. Право и методы его изучении. М.. 1965; Сырых В. М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. М., 1980.
  • Прагматизм (от грсч. pragma, род. и. pragmalos — дело, действие) — это философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. С точки зрения прагматизма объекты познания формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление есть средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории — инструменты, орудия; истина толкуется в прагматизме как практическая полезность. Понятие прагматизма впервые было введено в философию в 1878 г. американским философом Чарльзом Пирсом (1839—1914). Вопросами прагматизма занимались также У. Джемс, Дж. Дьюи, Ф. К. С. Шиллер, Дж. Г. Мид. Подробнее см.: Большая советская энциклопедия. Т. 46. М., 1940.
  • Интуитивизм — течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Интуиция понимается как особая способность сознания, несводимая ни к чувственному опыту, ни к дискурсивному, логическому мышлению. В построении концепции интуитивизма ученые стремились преодолеть разделение интуиции на два вида — опытную и рациональную, посмотрев на ее значение с точки зрения человека (философия жизни А. Бергсона, феноменология Э Гуссерля, экзистенциализм М. Хайдеггера, интуитивизм Н. О. Лосского). Подробнее см.: Большая советская энциклопедия. Т. 29. М, 1935.
  • Аксиология (от греч. axia — ценность и logos — слово, учение) — учение о ценностях.

То или иное понимание субстанции в моделях мира вводится как исходный постулат, представляя собой, прежде всего, материалистическое или идеалистическое решение онтологической стороны основного вопроса философии: первична материя или сознание? Различают так же метафизическое понимание субстанции, как неизменного начала, и диалектическое — как изменчивой, саморазвивающейся сущности. Все это вместе взятое дает нам качественную интерпретацию субстанции. Количественная интерпретация субстанции возможна в трех формах: монизм объясняет многообразие мира из одного начала (Гегель, Маркс), дуализм — из двух начал (Декарт), плюрализм — из множества начал (Демокрит, Лейбниц). В субъективном идеализме такой субстанцией является Бог, который вызывает в нас совокупность ощущений, т. е. порождает бытие. В объективном идеализме субстанция также лежит в основе бытия, хотя здесь она также является лишь формой абстрактной мысли.


В материализме понимании субстанциональной основой мира является материя. Она выступает в качестве конечной причины себя самой и всех форм идеального бытия, с необходимостью воздействуя на них, в том числе и на человеческое сознание.

Вплоть до второй половины XX в. вещество и энергия рассматривались как две основные формы реальности, на основе которых существуют все остальные ее виды, включая такие сложные как биологическая и социальная. Однако с возникновением кибернетики и теории информации выяснилось, что субстанция, материя, обладает гораздо большей сложностью. Наряду с веществом было введено понятие «поле», которое подобно веществу также обладает массой и энергией. Но даже такое усложненное понимание физической реальности не может объяснить нам ни сложную структуру самой этой реальности, ни такие ее формы как биологическая и социальная. Именно поэтому Н. Винер предложил рассматривать основу всего существующего как единство вещества и поля, с одной стороны, информации — с другой, и энергии — с третьей. В современной науке содержание материи понимается как единство вещества, поля и плазмы, порождаемого флуктуациями вакуума. Кроме того, в понятие материи включается информационный аспект существования всех материальных систем, который выражает порядок вещей и явлений в материальном мире.

Современная наука при объяснении явлений мира исходит из материалистически-монистического понимания субстанции, подразумевая под ней материю как объективную реальность в аспекте единства всех форм ее движения, всех возникающих и исчезающих в этом движении различий и противоположностей.

Следующий шаг в понимании содержания понятия материи был сделан с созданием синергетики. Если классическая физика, как и вообще классическая наука, формулировала свои законы для изолированных систем, которые в действительности не существуют и которые являются лишь идеализацией реальности, то современная физика стремится точнее описывать эту реальность и поэтому формулирует законы не только для изолированных, но и для открытых систем. Именно такие системы и составляют мир, в котором мы живем. Они находятся в непрерывном взаимодействии и изменении, причем это изменение происходит в определенном направлении: от хаоса к порядку.

Методы философского исследования

Многие выдающиеся философы изобретали оригинальные методы, с помощью которых они создавали свои учения. Вот некоторые из наиболее известных философских методов.

Метод Сократа — майевтика (буквально: повивальное искусство), которая включает в себя иронию (критику понятий и суждений собеседника) и индукцию (наведение собеседника на осмысление и определение их общего смысла).

Метод Декарта — всеобщее сомнение и поиск безусловной, не подлежащей сомнению истины («мыслю, следовательно, существую»).

Метод Спинозы — «геометрический метод», состоящий в формулировании исходных философских аксиом и выведении из них различных следствий.

Метод Канта — «критический метод», требующий анализа предпосылок, на которых строится человеческое познание.

Метод Гегеля — диалектика понятий, которая вскрывает внутреннюю логику их связи и развития.

Метод Маркса — материалистическая диалектика, основанная на нахождении всеобщих законов развития познания и бытия.

Метод Бергсона — интуиция.

Метод Витгенштейна — логический анализ языка.

Метод Гуссерля — «феноменологическая редукция», предполагающая описание мира «чистого сознания», содержание которого рассматривается вне его отношения к внешнему миру.

Метод Ясперса — трансцендирование, которое заключается в познание смысла человеческого бытия («экзистенции») путем выхода за его пределы к «высшему бытию», т. е. Богу.

Метод Гадамера — герменевтика как особого рода искусство истолкования и понимания культурных текстов.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

· диалектика;

· метафизика;

· догматизм;

· эклектика;

· софистика;

· герменевтика.

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей.

Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

Обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);

Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);

Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:

· материализм;

· идеализм;

· эмпиризм;

· рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление матери. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии, и имеет широкое распространение в современной российской.)

Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США в ряде стран Западной Европы (например, Германии).

Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)

Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.)

Добавить комментарий