Синойкизм в афинах

О ранней истории Аттики и ее главного города Афины известно немного. Раскопки показали, что еще в микенский период на территории Аттики существовали укрепленные поселения. В более поздний, гомеровский, период Аттика была разделена на несколько независимых общин, постоянно враждовавших между собой. Впоследствии все общины объединились вокруг Афин. Такое объединение получило в Греции название синойкизма. В преданиях рассказывается, что после того, как царем стал Тесей, он упразднил советы и должностных лиц разных городов и объединил путем синойкизма всех жителей вокруг одного города, учредив один совет и один пританей (помещение для собрания должностных лиц).

В действительности объединение Аттики было постепенным и длительным процессом, продолжавшимся с конца II тысячелетия до н. э.

Археологическое обследование территории Аттики дает возможность установить последовательность присоединения отдельных общин к Афинам. В древности каждая община, каждый полис имели своего собственного бога-покровителя. Война между общинами в представлении древних была в то же время борьбой между их богами. Бог — покровитель покоренной общины — становился также богом общины-победительницы, но ему отводилось в пантеоне второстепенное место. Таким образом, по мере того как отдельные области Аттики присоединялись к Афинам, на Афинском акрополе рядом со святилищем богини Афины появлялись храмы или алтари божеств — покровителей покоренных областей. Последовательность в расположении святилищ на Афинском акрополе позволяет с известной долей вероятия судить о времени присоединения различных частей Аттики к Афинам.

Раньше других была подчинена приморская область Паралия, богом-покровителем которой был Посейдон. С этого времени на акрополе рядом с храмом Афины появилось святилище Посейдона. После Паралии к Афинам присоединяется Диакрия, гористая область в северной части Аттики; ее покровитель Тесей прочно вошел в аттическую мифологию. Позже других областей был присоединен Элевсин, расположенный в западной части Аттики, на границе с Мегаридой, и на этом объединение Аттики было завершено. Это произошло, по-видимому, в VII в. до н. э., так как археологи обнаружили относящиеся к VII в. до н. э. остатки стены, защищавшей Элевсин со стороны Афин. Афинский пантеон пополнился богиней, покровительницей Элевсина, Деметрой. Если до синойкизма в каждой области существовали только свои, местные религиозные праздники, то теперь появляются новые, общеаттические. Один из таких праздников в честь Афины, богини-покровительницы города, получил название «Панафиней». В историческую эпоху панафинеи были общенародным праздником, сопровождавшимся торжественными процессиями и играми.

Синойкизм не только усилил Афины, но и способствовал разложению родовых отношений, которое началось еще в гомеровский период. Перемена состояла прежде всего в том, что в Афинах было учреждено центральное управление, то есть часть дел, до того находившихся в самостоятельном ведении племен, была объявлена имеющей общее значение и передана в ведение пребывавшего в Афинах общего совета. В связи с этим возникло общее афинское народное право, возвышавшееся над правовыми обычаями отдельных племен и родов; афинский гражданин, как таковой, получил определенные права и новую правовую защиту также и на той территории, где он был иноплеменником. Но этим был сделан первый шаг к разрушению Родового строя, ибо это был первый шаг к осуществленному позднее допуску в состав граждан и тех лиц, которые являлись иноплеменниками во всей Аттике и полностью находились и продолжали оставаться вне афинского родового устройства. Однако и после синойкизма в Аттике продолжали сохраняться древнеродовые деления на четыре обычные у ионийский греков филы (гелеонты, гоплеты, эгикореи и аргады), в свою очередь подразделяющиеся на фратрии, каждая из которых представляла собой объединение нескольких родов. Кроме того, легендарному Тесею приписывали разделение населения по характеру занятий на геоморов — земледельцев и демиургов — ремесленников.

Дальнейшее социально-имущественное расслоение в VIII—VII вв. до н. э. протекало в Аттике очень интенсивно. Родовая знать, окончательно закрепившая за собой свои привилегии, составила особое сословие, носившее название эвпатридов, т. е. «имеющих благородных отцов».

Экономическую основу могущества эвпатридов составляли плодородные земли, расположенные вблизи Афин на Педионе. Пережитки родового строя в Афинах были еще очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось во владении рода. Однако давали себя знать и новые отношения. Некоторые эвпатриды занимались ростовщичеством и торговлей. Число богатых и влиятельных аристократических родов в Аттике, как и вообще во всей Греции, с каждым поколением уменьшалось. Денежное хозяйство способствовало разложению родовых отношений не только в низших слоях населения Аттики, но и в верхнем слое «благородных». Меньшая часть эвпатридов богатела. И влияние ее возрастало. Большая же часть беднела и опускалась в разряд худородных. Чем дальше, тем все более богатство становилось неотъемлемым признаком родовитости. Число влиятельных эвпатридских родов и семей в Афинах в VIII—VII вв. до н. э. было невелико, но в их руках сосредоточивались богатство, сила и власть.

Замкнутой господствующей верхушке эвпатридов противостояла остальная масса аттического свободного населения — демос. Демос не был однороден. В состав его входили мелкие и средние крестьяне, работавшие на своих участках, уже лишившиеся земли феты, мелкие ремесленники, представители состоятельных торгово-ремесленных слоев — купцы, хозяева ремесленных предприятий, судовладельцы, стремившиеся занять в формирующемся государстве такое место, какое занимали в нем эвпатриды.

В Аттике и Афинах в дальнейшем проживало немало выходцев из других общин. Они не могли войти в состав фил, фратрий и родов, принадлежность к которым определялась кровнородственными связями коренного аттического населения. Оставаясь за пределами родовой организации, эти жители считались людьми «не чистого происхождения» и составляли особую группу метеков. Будучи лично свободными, метеки не пользовались политическим правами и были ограничены в экономических правах. Им запрещалось, например, владеть землей на территории Аттики и иметь собственные дома. Они должны были также выплачивать особый налог — метекейон.

Низший слой аттического общества составляли лишенные каких бы то ни было прав рабы, число которых с каждым столетием возрастало.

Старые родовые учреждения не соответствовали новым отношениям, развивавшимся в афинской общине. Поэтому организация управления в Афинах претерпевает существенные изменения.

Верховная власть в Аттике в древности принадлежала басилеям. Около VIII в. до н. э. царская власть в Афинах исчезает. По преданию, последним афинским царем был Кодр, павший смертью героя в борьбе с дорийцами. После отмены царской власти Афинами стали управлять избранные из эвпатридов правители — архонты. Сначала должность эта была пожизненной, затем (с 753 г. до н. э.) архонты стали избираться на 10 лет и, наконец, с 683 г. до н. э. на один год. Первоначально избирался только один архонт. Позже образовалась коллегия из девяти архонтов: 1) первый архонт — архонт эпоним (эпоним означает «дающий имя году»; по именам этих архонтов велось летосчисление); 2) архонт-басилей — выполнял главным образом жреческие функции, а также судебные функции по делам, связанным с культом; 3) архонт-полемарх — был предводителем афинского ополчения и 4) шесть архонтов-фесмофетов являлись хранителями закона, председателями различных судебных коллегий. Архонты отправляли общественные должности безвозмездно. Архонтство считалось высшим почетом и честью не только для самого архонта, но и для всего его рода, фратрии и филы, к которым он принадлежал. По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг — высший государственный совет, заменивший совет старейшин гомеровской эпохи. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Заседал ареопаг на холме, посвященном богу войны Арею. Отсюда и происходит название «ареопаг» — «холм Арея».

С течением времени авторитет архонта все более возвышался, и, наконец, архонт стал и официально считаться главным должностным лицом, царь — вторым, а полемарх — третьим, хотя время такой перемены остается неизвестным с точностью. Если Медонт и Акает, непосредственные (по преданию) преемники Кодра, были не пожизненными архонтами, а царями, как явствует из Аристотеля, то, конечно, надо признать, что при них царская власть в Афинах не была еще отменена, как и при прочих «пожизненных архонтах», список которых в количестве 12 имен продолжается до 753 г. до Р.Х. За ними следуют так называемые десятилетние архонты в числе семи (753—683 гг. до Р. X.).

Первые четыре из этих архонтов по-прежнему происходили из Медонтидов, потомков Кодра, следующие — из других знатных родов. Распространение права избрания в десятилетние архонты на другие роды (в 713 г. до н. э.) у авторов приводится в связи с недостойным поведением последнего Медонтида — Гиппомена. С 683 г. до н. э. начинается список ежегодно сменяющихся архонтов. Введение годичных магистратур было крупным внутренним переворотом, нанесшим последний удар старому, унаследованному от предков порядку. С этого момента Афинское государство может называться республикой. С водворением нового порядка… явилась потребность в писаных законах. Для их написания, уже при годичных архонтах, следовательно, в VII в. , избрана была коллегия из шести лиц с именем фесмофетов.

Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды, представители самых влиятельных афинских родов. В Аттике VIII—VI вв. продолжало созываться народное собрание — экклесия. Однако оно во многом отличалось от народного собрания гомеровского времени. Если в прежнем народном собрании участвовали все взрослые мужчины-общинники, то в экклесии («собрании вызванных лиц»), по-видимому, могли принимать участие только те граждане, которых приглашали на него архонты. Поэтому народное собрание Афин в тот период было послушным орудием в руках родовой знати, которая могла не допускать к участию в нем неугодных ей общинников. Таким образом, власть в Аттике в этот период безраздельно принадлежала родовой аристократии.

С развитием товарно-денежных отношений активизировалась внешняя политика Афин. Появилась необходимость в создании флота. Для сбора денежных средств на постройку судов вся территория Аттики была разделена на 48 округов — навкрарий, возглавляемых пританами навкраров. Следовательно, параллельно делению на четыре племени по родовому признаку возникает новое, теперь уже территориальное деление. Каждая навкрария должна была поставлять, вооружать и снабжать экипажем одно военное судно и, кроме того, выставляла еще двух всадников.

В это время Афины вели длительную и упорную борьбу с Мегарами за остров Саламин, закрывавший афинскому флоту выход в море.

Внутриполитическая жизнь Аттики в этот период проходила под знаком борьбы демоса и эвпатридов. Долго накапливавшееся недовольство существующим строем наконец прорвалось: в 30-х гг. VII в. до н. э. вспыхнула Килонова смута. Килон, аристократ по происхождению, одержавший победу на Олимпийских играх, зять мегарского тирана Феагена, приобрел большую популярность в Афинах. Воспользовавшись большим скоплением народа во время праздника в честь Зевса, Килон с группой приверженцев решил осуществить государственный переворот. Сторонникам Килона удалось захватить акрополь, но удержаться в нем они не могли: народ не поддержал их.

Эвпатриды сумели быстро сорганизоваться и осадили акрополь. Самому Килону удалось бежать, а его приверженцам, искавшим убежища у жертвенника Афины, была обещана жизнь, если они оставят храм. Однако обещание это не было выполнено. При выходе из храма сообщники Килона были убиты, некоторые даже у алтаря Эвменид.

Осаждавших возглавляли представители рода Алкмеонидов. «Килонова скверна» наложила неизгладимое пятно на род Алкмеонидов. Они стали как бы проклятым родом, не сдержавшим обещания освободить осажденных и пролившим кровь у алтаря богини — покровительницы города. В течение всей афинской истории этим при всяком удобном случае пользовались в своих интересах их политические враги.

Попытка государственного переворота Килона не удалась, но все же толчок был дан. Социальные противоречия углублялись, а вместе с ними обострялась и социально-политическая борьба. Начатая Килоном смута продолжалась и после его изгнания. Все это указывало на то, что общественное недовольство и брожение в середине VII в. до н. э. были очень сильны.

Первой серьезной уступкой эвпатридов демосу было издание писаных законов — законов Драконта. До этого времени писаных законов не существовало. Судили согласно обычаям предков, устно передававшимся из поколения в поколение. Отсутствие писаных законов позволяло судьям-аристократам произвольно толковать обычаи и выносить несправедливые решения. Такое положение побуждало широкие слои демоса требовать записи существующих обычаев.

В 621 г. до н. э. одному из архонтов, Драконту, было поручено пересмотреть и записать действующее обычное право, что он и выполнил. Так возникли Драконтовы законы. Законы Драконта, согласно преданию, отличались необыкновенной суровостью. Смертная казнь полагалась даже за такое незначительное преступление, как кража овощей и плодов. «Законы Драконта написаны кровью» — так характеризовали их сами греки. Рассказывали, что на вопрос, почему он почти за все преступления приговаривал к смертной казни, Драконт будто бы ответил, что незначительные проступки заслуживают этого наказания, для серьезных же он не мог придумать большего.

Отсутствие других мер наказания, кроме смертной казни, свидетельствует о примитивности этого первого афинского законодательства. Драконт лишь записал существовавшие устные законы, восходившие, видимо, к глубокой древности.

Тем не менее при всей своей примитивности законы Драконта имели большое историческое значение. Это была одна из первых побед формирующегося полиса над элементами родового строя, хотя бы потому, что некоторые статьи законов были определенно направлены против кровной мести. Писаное право вносило известный порядок в имущественные и деловые отношения и ограничивало произвол суда, находившегося в руках эвпатридов.

Демиург (греч. demiurgos — «мастер») имеет несколько значений.

В древности в Афинах так называли ремесленников, мастеров или людей других профессий (например, врачей, предсказателей, жрецов), которые работали за плату.

В философии периода Платона под демиургом понимается создатель всего, наивысшее начало.

Вместе с демиургом существует вечно меняющаяся материя, из которой он создаёт всё видимое и невидимое: Солнце, планеты, божественных тварей.

Душа человека появилась раньше тела. Чтобы создать душу, демиург смешивает три начала.

При этом Платон был сторонником геоцентрической системы мира. То есть в центре мира находится планета Земля, а вокруг неё движутся Луна, Солнце и остальные планеты.

В гностицизме, учении в философии и религии, демиург был анти-богом. Считалось, что он создал всё плохое и грешное.

В христианстве под демиургом понимается Бог. Он сотворил мир, материю, человека.

При этом теологи, говоря о демиурге, также имеют в виду Святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа.

Синонимом демиурга в этом значении будет «творец», «созидатель». Антоним, соответственно, — «разрушитель».

Читайте также про Религию и Философию.

123

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЧУО БИП – ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ

МОГИЛЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Фондовая лекция

По учебной дисциплине

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

НА ТЕМУ: «РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

Составитель Н.в. синельник

ТЕМА: «РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

ПЛАН

Разложение родового строя в Афинах. Реформа Тесея, Солона и Клисфена. Государственный строй Афинской республики.

Возникновение и развитие рабовладельческого государства в Спарте. Государственный и общественный строй Спарты.

Основные черты права Древней Греции. Законы Драконта.

Разложение родового строя в Афинах. Реформа Тесея, Солона и Клисфена. Государственный строй Афинской республики.

Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового рабовладельческого общества на территории Древней Греции относится к концу II – началу I тысячелетия до н. э. В стране, разделенной хребтами, оно происходило неравномерно и привело к образованию небольших по территории государств-городов. Они представляли собой политические общины (полисы) полноправных граждан. В результате в одних полисах сложилась демократическая республика, в других – долгое время сохранялись пережитки первобытных отношений и родоплеменной организации власти. Первое было характерно для Афин, второе – для Спарты.

Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяли в конце II тысячелетия до н. э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя – базилевса. Раздел общинной земли на участки, переход их в наследственное семейное владение с развитием имущественной дифференциации постепенно привели к обнищанию массы свободных общинников, многие из которых за долги попали в рабство или превратились в фетов-батраков. Аристократические семьи стали первыми собственниками рабов, в которых обращали также военнопленных. К началу I тысячелетия до н. э. рабовладение было уже распространенным явлением.

В народном собрании из представителей аристократии формировался совет старейшин и избирались базилевсы. Первобытная демократия постепенно превратилась в военную демократию.

В отличие от стран Древнего Востока наиболее распространенной формой правления в Греции была демократическая форма государства (республика), а не деспотическая (тирания, деспотия).

Главными признаками республиканской формы правления являются:

1. Разделение власти на законодательную, исполнительную и военную.

2. Законодательная власть принадлежит народному собранию, избираемому гражданами страны.

3. Государственные должности (магистратуры) являются выборными, магистраты избираются народными собраниями на определенный срок.

4. Должностные лица подотчетны и ответственны перед народным собранием.

5. Магистратуры, за небольшим исключением, коллегиальные.

6. Предусмотрена система взаимовлияния властей по отношению друг к другу.

Важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связанные с именем легендарного героя Тесея (Тезея), который жил в VIII в. до н. э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управляющий делами всех четырех племен. По родоплеменной организации был нанесен первый удар.

Население разделялось на три группы не по кровнородственному признаку: эвпатриды (родовая знать), геоморы (крестьяне-земледельцы) и демиурги (ремесленники, торговцы).

Эвпатриды постепенно ограничивали власть базилевса. Его функции перешли к новым, выборным из эвпатридов должностным лицам – архонтам. Поначалу должность архонта была пожизненной, затем ее ограничили десятилетним сроком. С VII в. до н. э. стали избираться девять архонтов сроком на один год.

При Тесее перестало созываться народное собрание, которое заменил ареопаг. Ареопаг избирал и контролировал архонтов, осуществлял высшую судебную власть. В его состав входили все бывшие действующие архонты.

Реформы Тесея имели огромное значение. Во-первых, было создано центральное управление, которое стало рассматривать дела, ранее бывшие прерогативой племен. Во-вторых, была предпринята первая попытка разорвать кровнородственные узы путем разделения населения на родовитых и знатных (эвпатриды) и непривилегированных (геоморы и демиурги). В-третьих, возникло общее афинское право, возвысившееся над правовыми обычаями и традициями племен.

Одновременно развивается и другой процесс, характерный для возникновения государства – зарождаются зачатки территориального деления населения. В VII в. до н. э. страна была разделена на округа – навкрарии, а свободные афиняне – «не по родственным группам, а по проживанию на одной территории”.

Реформы Солона и Клисфена. В VI в. до н. э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему расслоению свободного населения. В результате возникли противоречия между эвпатридами и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремившимися к власти. Это были противоречия между родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 г. до н. э. Главной целью его реформ было примирение интересов враждующих группировок свободных. Реформы явились важным этапом в образовании государства в Афинах.

Центральным пунктом экономических реформ Солона явились юридическое признание частной собственности, в том числе на землю, и допуск купли-продажи этой земли. Солон ограничил собственность эвпатридов в пользу торгово-ремесленных, купеческих и крестьянских слоев населения. Он установил предельный размер владения земельной собственностью, предоставив возможность безземельным и малоземельным крестьянам выкупить излишки земли у тех, кто владел ею сверх установленной нормы. В интересах крестьян он учредил разъездные суды.

Солон провел долговую реформу – сисахфию. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу – выкупались. Долговое рабство в Афинах было отменено.

С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Он закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые – ко второму и т. д.

Каждый разряд имел определенные политические права: государственные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) – только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в четвертый, низший, разряд, этих прав были лишены, но могли участвовать в народном собрании.

Одновременно Солон сделал уступки бедноте и эвпатридам. Интересы первой получили отражение в создании судебного органа (гелиэи), в который мог быть избран любой афинский гражданин. В интересах других был учрежден новый орган управления – Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени.

Реформы Солона нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии, вызвав недовольство, не удовлетворили полностью демос и привели к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560 – 527 гг. до н. э.).

Писистрат конфисковал земли эвпатридов, погибших в междоусобной войне или бежавших за пределы Афин, и поделил эти земли между малоземельными и безземельными крестьянами. Крестьяне получили от государства дешевый кредит.

Кроме того, Писистрат построил значительный торговый и военный флот, создал постоянное войско, занялся градостроительными работами, возложил бремя государственных и общественных тягот на богатых, введя десятипроцентный подоходный налог, часть которого использовал на содержание постоянного войска.

При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания Писистра была свергнута. Богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавляемая Клисфеном, изгнала спартанцев и закрепила свою победу новыми реформами.

Реформы Клисфена, проведенные в 509 г. до н. э., ликвидировали в Афинах остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени. Аттика была разделена на десять территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории (тритии) – городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились в свою очередь на демы (кварталы). Было создано 100 самоуправляющихся демов.

Клисфен упразднил Совет четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет пятисот (булэ), который руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Был создан еще один орган – коллегия десяти стратегов.

Для предотвращения попытки аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма, – изгнание граждан, опасных для государства, на десять лет за пределы Афин без конфискации имущества.

Историческое значение реформ Клисфена состояло в том, что в результате их проведения в жизнь был нанесен сокрушительный удар по родовому строю и завершен процесс образования государства в форме демократической рабовладельческой республики.

Афинское рабовладельческое государство в V – IV вв. до н. э. В первую половину V в. до н. э. Афины превращаются в одно из ведущих государств греческого мира. На дальнейшее его развитие огромное влияние оказали греко-персидские войны, завершившиеся блестящей победой Афин. Образованный в ходе этих войн союз греческих государств первоначально возглавляла Спарта. К 70-м годам V в. до н. э. руководство союзом перешло к Афинам. В 478 г. до н. э. был образован Делосский морской союз (симмахия), в который входило примерно 160 греческих государств, снаряжавших военные корабли и делавших взносы (форос) в союзную казну.

Гегемония Афин в союзе превратила их в могущественную Афинскую архэ – державу.

В V в. до н. э. афинская демократия вступила в период своего расцвета. Важную роль в этом сыграли проведенные в середине V в. до н.э. реформы Эфиальта и Перикла. Эфиальт почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его основные функции народному собранию, Совету пятисот и гелиэе. При Перикле потеряла значение цензовая реформа Солона, поскольку возможность замещения государственных должностей была признана за всеми полноправными гражданами.

Афинская демократия в период своего расцвета превратилась в политическую форму совместного господства свободных (рабовладельцев, бедноты, люмпенов) над рабами. Она просуществовала с перерывами до 30-х годов IV в. до н. э. Основными органами Афинского государства в это время являлись народное собрание, Совет пятисот, гэлиэя.

Народное собрание являлось верховным органом Афин. Оно созывалось сначала десять, а позднее – сорок раз в году. При особых обстоятельствах (война, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное «собрание ужаса и смятения”. Компетенция его была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам, избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности и т. д.

В работе собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Для принятия решений требовалось присутствие шести тысяч человек, т. е. примерно 20 % полноправных афинян.

Повестка дня каждого народного собрания определялась заранее. Выступали с речами и вносили проекты новых законов главным образом профессиональные ораторы – демагоги. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каждому проекту давал заключение. Принятый народным собранием законопроект становился законом только в том случае, если он не отвергался затем гэлиэей.

В Совет пятисот входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены Совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших возраста 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, контроль за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение.

Для ведения текущих дел Совет был разделен на 10 комиссий, состоящих из 50 представителей одной филы. По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался о своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.

Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5 тысяч судей и 1 тысячи запасных: по 600 от каждой из десяти территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших возраста 30 лет. В составе гелиэи функционировало десять коллегий, в каждой из которых было по 500 судей (и 100 запасных). В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда.

Гэлиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях, о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Выборы их осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании или по жребию.

Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты. Коллегия стратегов состояла из 10 членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Иногда из стратегов выделялся автократор, которому поручалось командование армией, а в чрезвычайных обстоятельствах – вся полнота власти в государстве.

С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов.

Специальные должностные лица (их в Афинах было около 700) занимались различными государственными делами.

Некоторые судебные функции сохранил и ареопаг. Он рассматривал дела об умышленном убийстве, мог проводить расследование дел о государственных преступлениях.

Афинская армия формировалась на основе всеобщего ополчения свободных граждан в возрасте от 18 до 50 лет. В мирное время все афинские граждане от 18 до 20 лет обязаны были пройти военное обучение.

Полицейские функции осуществляли рабы-токсоты (около 200 человек).

Упадок Афинской демократии. Формальное равноправие афинских граждан сочеталось с их имущественным неравенством. Выросли противоречия между афинянами и ограниченными в правах метеками. Все это привело рабовладельческую демократию к острому кризису.

Особенно резко обострился он в результате начавшейся в 431 г. до н. э. Пелопоннесской войны между Афинами и фактически подвластными им государствами Афинского морского союза и Спартой.

Раздираемая внутренними противоречиями, ослабленная всеобщим недовольством, афинская демократия не смогла оказать сопротивления возвысившейся к IV в. до н. э. Македонии. В 338 г. до н. э. фаланги Филиппа Македонского разгромили греческие войска. В 336 г. до н. э. Афины вместе со всей Грецией были подчинены его сыном Александром.

Во II в. до н. э. после вторжения римских легионов Афины, как и вся Греция, превратились в одну из провинций Римской державы.

Древние Афины — город-государство в Аттике, которое с 5 века до н. э играло наряду со Спартой ведущую роль в истории Древней Греции. В Древних Афинах сформировалась демократия, получили классические формы философия и искусство театра.

Археологическое изучение Афин началось в 30-х годах 19 века, однако раскопки приобрели систематический характер только с образованием в Афинах в 70-80-е годы французской, немецкой и английской археологических школ. Сохранившиеся до наших дней литературные источники и археологический материал помогают воссоздать историю афинского полиса. Основным литературным источником по истории Афин периода формирования государства — «Афинская полития» Аристотеля (4 век до н. э)

По афинской традиции, полис возник в результате так называемого синойкизма — объединения обособленных родовых общин Аттики вокруг Афинского акрополя (где еще в микенскую эпоху существовало укрепленное поселение и «дворец» в 16 — 13 веках до н. э).

В социальном отношении каждое племя состояло из больших кланов, которые, в свою очередь, разделялись на 50-90 больших семей-родов. Семьи в произвольном порядке группировались во фратрии — особые религиозные объединения со своими культовыми праздниками и церемониями. Фратрии складывались в филы, которые после синойкизма стали чисто территориальными подразделениями общей территории полиса, причем не только город, но и вся Аттика соответственно делилась на 4 филы.

Проведение синойкизма древнегреческое предание приписывает полумифическому царю Тесею, сыну Эгея (по традиции, около 13 века до н. э; в действительности же процесс синойкизма протекал на протяжении нескольких столетий с начала 1-го тысячелетия до н. э). Тесею приписывается введение древнейшего строя афинской общины, разделение ее населения на эвпатридов, геоморов и демиургов. Постепенно в руках родовой аристократии (т.е. эвпатридов) сосредоточивались крупные земельные наделы, в зависимость от нее попадала большая часть свободного населения (мелких земельных собственников); росла долговая кабала. Несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Долговая кабала служила одним из источников рабства, которое приобретало уже значительное развитие. Наряду с рабами и свободными в Афинах существовал промежуточный слой — так называемые метеки — лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав. Сохранялось и старое разделение демоса на филы, фратрии и роды. Управлялись Афины девятью архонтами, которые ежегодно избирались из числа аристократов, ареопагом — советом старейшин, которая пополнялась архонтами, что уже отбыли срок полномочий.

К середине VII в. до н.э. аристократическое правление в Афинах приобрело вид организации раннегосударственного типа, где доминировала роль выборных должностных лиц, соподчинявших свои полномочия с советами знати.

Первым по значению был архонт-эпоним (называвшийся так потому, что его имя стояло во главе списка молодых людей, внесенных в гражданский реестр в год его службы). Он устанавливал правила жизни полиса, считался «стражем семьи», контролировал соблюдение отцами семейств своих прав и обязанностей, выступал как «защитник слабых»; в связи с этим ему принадлежали значительные судебные полномочия. На второе место был отодвинут басилевс-архонт: он выполнял религиозные жреческие обязанности на празднествах, был также председателем особого суда из глав 4 фил (пританий) по делам об убийствах, о неповиновении главам полиса. Третьим архонтом был полемарх — военачальник, ответственный за безопасность полиса (вместе с главным советом); для этого он наделялся полицейской властью и правом карать незначительные проступки граждан и, особенно, неграждан города. Остальные архонты (6 фесмофетов) выполняли в основном судебные функции. Наиболее существенным признаком ранней государственной организации было, как видно, сочетание судебных и управленческих полномочий должностных лиц.

Рядом с ареопагом стоял Совет — булэ. В него пожизненно входили отбывшие их должности архонты, иногда — другие представители знати. Совет осуществлял общий надзор за жизнью города, за соблюдением установленного строя; он был и судебным органом в тяжких преступлениях, в частности, имел право присуждать к изгнанию.

Военная организация опиралась на систему навкрарий, особых группировок населения. Каждая из 4 фил делилась на 12 навкрарий (всего 48) во главе с одним из эвпатридов. Коллегию всех 48 навкрарий возглавляли 4 притана (по одному от филы), они и были высшим военным руководством ополчения полиса. Каждая навкрария должна была выстроить и оснастить военный корабль для флота (с экипажем), выделить двух всадников и солдат пехоты; для этого внутри навкрарии вводилось собственное налогообложение на военные нужды.

Около 560 до н. э. в Афинах состоялся политический переворот: установилась тирания Писистрата, проводившего политику в интересах крестьянства и торгово-ремесленных слоев демоса против родовой знати. При нем Афины добились больших внешнеполитических успехов: распространили свое влияние на ряд островов Эгейского моря, укрепились на обоих берегах Геллеспонта. Афины разрослись, украсились новыми зданиями и статуями. В городе сооружен водопровод. В правление Писистрата и его сыновей приглашались ко двору лучшие поэты. После смерти Писистрата 527 до н. э. власть перешла к его сыновьям Гиппию и Гиппарху, но как и во всей Греции, тирания в Афинах оказалась кратковременной: Гиппарх убит заговорщиками, а Гиппий свергнут в 510 до н. э. Попытка родовой знати захватить власть вызвала в 508 до н. э. восстание демоса, возглавленное Клисфеном. Одержанная победа была закреплена реформами: прежние 4 родовые филы заменены 10 новыми, построенными по территориальному признаку. Созданы новые органы управления: Совет пятисот и коллегия 10 стратегов. В результате реформ Клисфена уничтожены последние пережитки родового строя, завершился процесс становления государства как аппарата господства класса рабовладельцев.

В греко-персидских войнах (500 — 449 до н. э) Афинам принадлежала ведущая роль. Они одни из немногих греческих полисов поддержали восстание ионийских городов, одержали блестящую победу над персами под Марафоном (490 до н. э) (см. Марафонская битва), одни из первых вступили в оборонительный союз греческих государств. Битва при Саламине (480 до н. э.), которая стала переломным моментом в ходе войны, состоялась именно по инициативе афинян и, прежде всего, благодаря им и стратегу Фемистоклу завершилась полным разгромом флота персов. Не менее значительной была роль Афин в 479 до н.э. в битве при Платеях и при мысе Микале. В последующие годы Афины, возглавившие Делосский союз (вскоре фактически превратился в Афинскую морскую державу — Афинскую архе), целиком взяли руководство военными действиями в свои руки.

В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. Пирей (гавань Афин) стал местом скрещения торговых путей многих стран древнего мира. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой борьбы между олигархическим (возглавляемыми Аристидом, затем Кимоном) и демократическим (возглавляемыми Фемистоклом, позже Эфиальтом и Периклом) группировками в Афинах утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии — Афинской демократии, что достигла наивысшего расцвета в эпоху правления Перикла (стратег в 444/443 — 429 годы до н. э). Верховная власть перешла к Народному собранию, все остальные органы им подчинялись, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных — гелиэя — избиравшихся из граждан по жребию. За выполнение государственных обязанностей после избрания устанавливалось вознаграждение из казны, что открывало реальную возможность политической деятельности и перед малообеспеченными гражданами. Был установлен также теорикон — выдача денег гражданам на посещение театра. Увеличенные расходы на все это покрывались за счет налога — фороса, который должны были регулярно выплачиватьНа вторую половину 5 века до н. э приходится период величайшего культурного расцвета Афин — так называемый золотой век Перикла. В Афинах жили и творили выдающиеся ученые, художники и поэты, в частности историк Геродот, философ Анаксагор, скульптор Фидий, поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, сатирик Аристофан. Политическому и судебному красноречию афинян подражали ораторы всех греческих городов. Язык афинских писателей — аттический диалект — получил повсеместное распространение, стал литературным языком всех эллинов. В Афинах велось огромное строительство: по системе Гипподама Пирей перестроен и соединен так называемыми длинными стенами с городскими укреплениями в единое оборонительное укрепление, было завершено строительство основных сооружений, составивших ансамбль Афинского акрополя — шедевра мировой архитектуры. Храм Парфенон (построен в 447-438 до н. э архитекторами Иктином и Калликратом), статуи работы Фидия и другие произведения афинского изобразительного искусства 5 века служили образцами для многих поколений художников последующих веков союзные города, входившие в архе.

Однако «золотой век» продолжался сравнительно недолго. Благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов, которые порождали постоянные конфликты внутри Афинской архе. Конфликты эти усугублялись безудержным стремлением Афин к расширению сферы своего политического и экономического господства, что привело к столкновениям с другими группировками греческих полисов, в которых преимущество имели олигархические порядки — Пелопоннесским союзом, возглавляемым Спартой. В конечном счете противоречия между этими группировками привели к губительной для всей Греции Пелопоннесской войне (431-404 до н. э) — крупнейшей войне в истории Древней Греции. Потерпев в ней поражение, Афины уже навсегда утратили свое ведущее положение в Греции. В первой половине 4 века до н. э. Афинам время удавалось улучшать свое положение и даже достигать успехов. Так, в ходе Коринфской войны 395 — 387 до н. э Афинам, в значительной мере на персидские субсидии, удалось возродить свой ??флот и восстановить укрепления вокруг города (изрыты по условиям капитуляции 404 до н. э). В 378-377 годах до н. э возродился, правда в суженном виде, Афинский морской союз, который просуществовал недолго. После поражения в битве при Херонее в 338 до н. э. в составе антимакедонской коалиции, возглавляемой афинским политическим деятелем Демосфеном, Афины, как и остальные греческие полисы, должны были подчиниться гегемонии Македонии.

В период эллинизма, когда Греция стала ареной борьбы между крупными эллинистическими государствами, положение Афин неоднократно менялось. Были кратковременные периоды, когда им удавалось добиться относительной независимости, в других случаях в Афины вводились македонские гарнизоны. В 146 до н. э., разделив участь всей Греции, Афины подпали под власть Рима; находясь на положении города-союзника (civitas foederata), они пользовались лишь фиктивной свободой. В 88 до н. э. Афины примкнули к антиримскому движению, поднятому понтийским царем Митридатом VI Евпатором. В 86 до н. э. войско Корнелия Суллы взяло город штурмом и разграбило его. Из уважения к могучему прошлому Афин Сулла сохранил им фиктивную свободу. В 27 до н. э. после образования римской провинции Ахайя, Афины вошли в ее состав. С 3 веке н. э, когда Балканская Греция начала подвергаться вторжениям варваров, Афины пришли в полный упадок.

Первоначально город занимал только верхнюю площадь крутого, доступного только с запада холма Акрополиса, служившего одновременно крепостью, политическим и религиозным центром, ядром всего города. По преданию, пеласги сравняли вершину холма, окружили ее стенами и построили на западной стороне внешнее укрепление с 9 воротами, расположенными друг за другом. Внутри замка жили древние цари Аттики со своими женами. Здесь возвышался древний храм, посвященный Афине Палладе, вместе с которой также почитались Посейдон и Эрехтей (следовательно посвященный ему храм назывался Эрехтейон).

Золотой век Перикла был золотой эпохой и для Афинского акрополя. Прежде всего, Перикл поручил архитектору Иктину на месте старого разрушенного персами Гекатомпедонта (Храм Афины целомудренной) построить новый, более пышный Храм Афины Девы — Парфенон. Великолепие его усиливалось благодаря многочисленным статуям, которыми под руководством Фидия был украшен храм, как снаружи, так и внутри. Немедленно по окончании строительства Парфенона, который служил сокровищницей богов и для празднования Панафиней, в 438 до н. э. Перикл поручил архитектору Мнесиклу сооружение новых великолепных ворот при входе на акрополь — Пропилей (437-432 до н. э). Лестница из мраморных плит, извиваясь, вела по западному склону холма к портике, который состоял из 6 дорических колонн, промежутки между которыми симметрично уменьшались с обеих сторон.

синойкисм (греч. synoikismos, от synoikeo — совместно живу, заселяю), — др.-греч. термин для обозначения процесса слияния, объединения нескольких прежде самостоят. поселений или городов в единый полис. Осн. причины С.: разложение родового строя, смешение и перемещение членов родов, развитие ремесла и торговли. В результате С. постепенно ликвидировалась племенная раздробленность, возникали органы центрального управления, усиливалось экономич. единство, укреплялась воен. мощь прежде обособленных племен и общин. Наиболее известен С. 12 общин Аттики, объединившихся под властью Афин (13-7 вв. до н. э.). В архаич. период происходил также С. Тегеи, Мантинеи, Самоса и др. С. продолжался и в послед. эпохи, включая эллинистич. и рим. периоды. Принято различать след. типы С.: 1) основание города как политич. центра разобщенных поселений и общин (т. о. возникли, напр., полисы Тегея, Мантинея, Смирна и др.). 2) Переселение граждан ввиду внеш. опасности под защиту уже существующего города (напр., Фивы). 3) Поглощение общин существующим по соседству городом (так возникли полисы: Афины, Самос, Олинф, Галикарнас и др.). 4) Создание гос. объединения из неск. городов (в результате такого процесса образовались, напр., Кеос, Родос, Деметриада и др. эллинистич. полисы). Термин «С.» применяется также при раскрытии аналогич. процессов в др. древних гос-вах (напр., С. Рима).

Добавить комментарий