Система государственных органов

Система органов исполнительной власти республики в составе РФ

В соответствии со ст. 77 Конституции РФ система государственной власти в субъектах устанавливается субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов. Закона об общих принципах не существует. Это громадная неуправляемая структура.

Существует две системы органов исполнительной власти:

1) составляющие единую систему с федеральными органами исполнительной власти; они решают вопросы по предметам ведения РФ, по совместным полномочиям;

2) органы исполнительной власти субъектов РФ, образуемые по предметам исключительного ведения субъектов.

В республиках существует несколько разновидностей систем исполнительной власти:

1) система исполнительной власти, возглавляемая главой республики (президентом), который одновременно является председателем правительства (Бурятия, Коми);

2) система, в которой кабинет министров республики (правительство республики) является исполнительным органом государственной власти республики, подчиняющимся президенту, который в этом случае не является главой правительства (Башкортостан, Татарстан). Президент может назначить премьер-министра (Башкортостан);

3) система исполнительной власти, возглавляемая президентом республики, который является в ней должностным лицом (Саха-Якутия, Чувашия). Президент назначает председателя правительства, его замов, министров внутренних дел, финансов, внешних связей, председателя национального банка, директора департамента пенсионной службы, начальника налоговой инспекции, директора департамента налоговой полиции, директора комитета по драгоценным металлам (Саха). Президент возглавляет систему органов государственного управления, обеспечивает их взаимодействие с органами высшей государственной власти. Председатель правительства руководит правительством, организует его работу;

4) система исполнительной власти, в которой президент республики (он является главой государства) наделяется полномочиями главы исполнительной власти (Тыва, Северная Осетия – Алания);

5) система исполнительной власти, в которой главой исполнительной власти и высшим должностным лицом республики становится избираемый всем населением председатель правительства (Карелия);

6) коллегиальная система формирования и организации исполнительной власти (Удмуртия, Дагестан). В Удмуртии исполнительная власть формируется непосредственно представительными органами. В Дагестане исполнительную власть возглавляет коллегиальный орган, обеспечивающий взаимодействие органов исполнительной власти, по составу отражающий национальный состав нации: по принципу равного представительства народов, населяющих республику (не больше одного представителя каждой национальности). Государственный Совет состоит из 14 человек, также формируется конституционное собрание;

7) система органов исполнительной власти, когда президент республики является главой республики, ее высшим должностным лицом (Кабардино-Балкария, Калмыкия). В данном случае наблюдается жесткая вертикаль власти, вплоть до предприятий.

Вообще исполнительная власть является самостоятельной и независимой властью и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Все государственные органы РФ образуют единую целостную систему. Согласно статье 11 Конституции России, в данную систему входят органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ. Единство их системы обеспечивается тем, что она основана на государственной целостности РФ, а также на единстве системы государственной власти.

Единство системы государственных органов России находит проявление в разграничении полномочий и предметов ведения между РФ и субъектами РФ. Также единство проявляется в том, что все органы действуют на совместной основе, они находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействии. При этом одни органы системы могут избираться либо назначаться другими, одни руководят другими, одни подотчетны или подконтрольны другим. Между всеми элементами системы устанавливается тесная правовая и организационная взаимосвязь.

Единство системы государственной органов РФ находит усиление в том, что её составные части в свою очередь образуют собственную систему органов. Так, в соответствии со статьей 77 Конституции РФ, федеральные и региональные органы исполнительной власти в пределах ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения образуют единую систему исполнительной власти в России.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе деления на законодательную, исполнительную и судебную. Соответственно и система органов власти РФ состоит из нескольких их видов. Статьи 10 и 11 Конституции РФ предусматривают наличие законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Каждый из указанных видов представляет собой подсистему единой системы государственных органов РФ. Она в свою очередь может делиться по различным признакам на иные входящие в неё звенья.

Президент РФ выступает главой государства, гарантом соблюдения Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Согласно статье 80 Основного закона он обеспечивает взаимодействие и согласованное функционирование всех элементов системы государственной власти. Президент реализует общее руководство деятельностью Правительства России и иных звеньев исполнительной власти.

Система органов законодательной власти представлена:

– Федеральным Собранием РФ;

– народными и государственными собраниями, верховными советами, законодательными собраниями республик РФ;

– думами, законодательными собраниями, областными собраниями и другими законодательными структурами власти областей, краев, городов федерального значения, автономных округов и области.

Их главная особенность заключается в том, что они избираются непосредственно народом, другим образом они формироваться не могут. Их совокупность создает систему представительных органов государственной власти Российской Федерации. Они как законодательные структуры отражают государственную волю многонационального народа РФ, а также придают ей общеобязательный характер. Они вырабатывают решения, которые воплощаются в соответствующих актах, а также принимают меры для исполнения собственных решений и контролируют их реализацию. Решения законодательных собраний являются обязательными к исполнению всеми иными органами данного уровня, всеми нижестоящими структурами госвласти и местного самоуправления.

В России государственные органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов РФ). Федеральным законодательным и представительным органом России выступает Федеральное Собрание РФ. Оно является общегосударственным, общероссийским органом государственной власти, который действует на территории всей России. Все иные законодательные органы государственной власти на территории РФ являются региональными, они действуют в пределах территории соответствующего субъекта Федерации.

Органами системы исполнительной власти являются:

– Правительство РФ (высший орган федеральной исполнительной власти);

– иные федеральные структуры исполнительной власти (министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве России);

– органы исполнительной власти субъектов РФ (главы субъектов РФ, их правительства, министерства и другие ведомства).

Все они в целом формируют единую систему исполнительной власти, которая возглавляется Правительством РФ.

Органы исполнительной власти характеризуются тем, что они образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти или избираются непосредственно населением. Например, Правительство России образуется Президентом, который с согласия Государственной Думы назначает его Председателя и по предложению последнего – заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Органы исполнительной власти занимаются особым видом государственной деятельности, которая имеет распорядительный и исполнительный характер. Они исполняют положения актов представительных структур госвласти, указов Президента, а также организуют их исполнение либо своими распоряжениями обеспечивают их реализацию. Субъекты исполнительной власти издают собственные распоряжения на основе и во исполнение положений Конституции РФ, конституций и уставов её субъектов, федеральных законов и законов представительных органов субъектов РФ, нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей субъектов Федерации, распоряжений и постановлений вышестоящих органов исполнительной власти.

По территории деятельности органы исполнительной власти принято делить на федеральные и региональные. К федеральным относят: Правительство РФ, федеральные министерства, комитеты и иные ведомства. К системе органов субъектов Федерации относят: глав администраций субъектов, их правительства, министерства, комитеты и другие ведомства.

В зависимости от характера полномочий органы исполнительной власти делятся на:

– органы общей компетенции, они занимаются всеми либо многими отраслями исполнительной деятельности. К ним относят, например, Правительство РФ и правительства субъектов Федерации;

– органы специальной компетенции, они занимаются отдельными отраслями либо сферами исполнительной деятельности. К ним относят министерства, государственные комитеты и другие ведомства Федерации и её субъектов.

В зависимости от способов принятия решений органы исполнительной власти делятся на коллегиальные и единоначальные. Коллегиальными являются Правительство РФ и правительства её субъектов. Единоначальными выступают министерства и комитеты.

Органами судебной власти в России являются: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, иные федеральные суды, суды субъектов РФ. Совокупность субъектов правосудия формирует судебную систему РФ. Ключевой их особенностью выступает осуществление судебной власти через отправление конституционного, административного, уголовного, гражданского судопроизводства.

Особое место в системе государства занимает прокуратура (она не относится ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти). Согласно статье 129 Конституции, Прокуратура РФ представляет собой единую централизованную систему, при этом нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Ключевой особенностью органов прокуратуры выступает их право на осуществление надзора за исполнением законов представительными (законодательными) и исполнительными органами РФ и её субъектов, органами местного самоуправления и военного управления, их должностными лицами, а также соответствие издаваемых ими правовых актов положениям законодательства. Важной функцией прокуратуры является участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Также прокуратура занимается расследованиями преступлений, что является своеобразной формой защиты прав потерпевшего от преступного посягательства.

В систему госорганов РФ также входят и другие госорганы, которые обычно выполняют различные вспомогательные и иные подобные функции. К ним относят: Администрацию Президента РФ (обеспечивает его деятельность); Совет Безопасности РФ (обеспечивает условия для реализации Президентом конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета страны, её независимости и государственной целостности), а также ряд иных государственных органов.

Таким образом, в системе государственных органов РФ существуют различные их виды, правомочия каждого из которых имеют свои особенности.

Добавить комментарий