Система и компетенция государственных органов управления природопользованием

на конец 2012 года

Экологическое управление — совокупность общественных отношений, возникающих между управляющим субъектом и управляемым субъектом по поводу соблюдения экологического законодательства, обязательных экологических требований. В качестве управляющих субъектов в экологическом управлении могут выступать Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении экологического управления на предприятии.

В качестве управляемых субъектов выступают граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели, обязанные соблюдать обязательные экологические требования, выполнять предписания органов государственного или муниципального управления.

Система органов управления окружающей средой представляет собой совокупность организационных форм (организаций, учреждений, органов), однородных по своим задачам, наделенных конкретной компетенцией, занимающих определенное место и имеющих связи в политической системе, направляющих свои усилия на осуществление основных управленческих функций. Она строится из двух основных подсистем — общего и специального управления.

Органы, осуществляющие по закону или иному уполномочиванию государственное экологическое управление, делятся по своему статусу на общие и специальные, по масштабам деятельности — на федеральные и территориальные (субъектов РФ). В литературе встречается ошибочное утверждение, что государственное управление в области экологии осуществляют органы представительной (законодательной), исполнительной, судебной власти, прокуратуры, что суды и прокуратура осуществляют управление в данной области посредством правоприменения . Такая позиция противоречит ст. 10 Конституции РФ, устанавливающей принцип разделения властей, который, несомненно, занимает значительно более высокое место в иерархии правовых принципов и относится к числу определяющих все государственное устройство и всю правовую систему. Вряд ли прокуратура относится к числу органов управления. Это элемент правоохранительной системы, имеющий собственные задачи и наделенный специфическими полномочиями, применяющий свойственные только ей методы и способы деятельности (от прокурорских проверок до возбуждения уголовных дел и проч.).

К органам общего управления относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (муниципальные образования). Компетенция звеньев этой подсистемы определена в Конституции РФ и конституциях субъектов РФ (базовая), а также в общих и специальных актах экологического законодательства, в которых, как правило, имеются главы о полномочиях соответствующих субъектов. Иногда в литературе их называют государственными органами общей компетенции. Деятельность Президента и Правительства в сфере экологического управления сосредоточена в первую очередь на определении и реализации экологической политики, нормотворчестве, стратегическом и ином крупномасштабном планировании, определении приоритетности задач охраны окружающей среды, обеспечении экологической безопасности и рационального природопользования, общем руководстве и управлении природоохранительной деятельностью и общем контроле за ними. В отдельных случаях при особых обстоятельствах или по специальному указанию в законе они наделяются иными функциями (например, заключение концессионных договоров на разработку лесных или иных ресурсов от имени РФ Правительством РФ, объявление участка территории РФ зоной чрезвычайной ситуации Президентом РФ).

Государственное экологическое управление характеризуется функциями и компетенцией органов государственной власти. Среди функций государственного управления в области охраны окружающей среды выделяют следующие:

• экологическое планирование;

• государственную экологическую экспертизу;

• государственный экологический контроль;

• государственный экологический мониторинг;

• экологическое нормирование;

• лицензирование в области охраны окружающей среды;

• экологическое образование и воспитание;

• экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;

• государственный учет источников негативного воздействия на окружающую среду;

— сертификацию в области охраны окружающей среды.

Компетенция органов государственной власти включает в себя полномочия, обязанности и ответственность государственных органов. Поскольку охрана окружающей среды в соответствии со ст. 72 Конституции РФ относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, то субъекты РФ обладают собственной компетенцией в области охраны окружающей среды.

Полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления установлены ФЗ «Об охране окружающей среды».

Полномочия Российской Федерации в области охраны окружающей среды. К полномочиям органов государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в частности, относятся:

— обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

— установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды, формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;

• установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

• установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

• организация и проведение государственной экологической экспертизы;

• образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги РФ.

Полномочия субъектов РФ в области охраны окружающей среды. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

• установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

• ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом РФ;

• контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

• ведение Красной книги субъекта РФ;

• право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий.

Полномочия органов государственной власти не являются константой, неизменяемой категорией. Полномочия Российской Федерации и субъектов РФ могут перераспределяться.

1. Понятие и методы управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды – это деятельность государства по организации рационального использования, воспроизводства природных ресурсов, охраны и защиты окружающей среды, по обеспечению режима законности, и конституционных гарантий прав граждан на экологически чистую и благоприятную окружающую среду.

На государство и его органы возлагаются обязанности:

1. осуществлять меры по постепенному сокращению поступления в природную среду опасных для здоровья веществ.

2. осуществлять систему слежения за состоянием здоровья населения.

3. добиваться рационального природопользования в республике

4. создавать на территории республики заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки.

Механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды включает в себя методы формы и функции управлении и систему органов.

Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды представляют собой способы воздействия на поведение и деятельность управляемых с целью обеспечении рационального природопользования, воспроизводства и охраны окружающей среды. Они подразделяются на :

1. Административные, т.е. прямой приказ, обеспеченный возможностью государственного принуждения.

2. Экономические, т.е. создающие непосредственную материальную заинтересованность в выполнении предприятиями, организациями, трудовыми коллективами, гражданами решений органов управления природопользованием и охраной окружающей среды.

3. Методы морального стимулирования, которые реализуются посредством применения мер поощрительного характера.

Есть другая классификация методов управления природопользованием и охраной окружающей среды:

— метод обязательных предписаний, порождающих обязанность их выполнения Пр.: обязательное проведение государственной экологической экспертизы,

— запреты на действии, причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека;

— лицензирование и выдача разрешений на право природопользования;

— метод согласования – при проектировании, размещении, строительстве объектов с целью предотвращения причинении вреда окружающей среде;

— метод рекомендации – при организации природоохранных мероприятий, если нет надобности в прямых предписаниях.

2. Формы и функции управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Форма управления природопользованием и охраной окружающей среды означает юридический способ внутренней организации управленческой деятельности и внешнего воздействии на управляемые объекты. Формами управления выступает правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность.

В настоящее время проводится работа по совершенствованию природоохранного законодательства по следующим направлениям:

1. Разработка новых и уточнение действующих законодательных актов, регулирующих земельные, водные, лесные, горные отношения: проект нового кодекса о земле. Так, в связи с изменением порядка лицензирования отдельных видов деятельности, установленного Декретом Президента Республики Беларусь №17 от 14.07.2003 г., должны быт внесены соответствующие изменения и дополнения в кодексы;

2. Установление ответственности должностных лиц за умышленно е сокрытие и искажение информации об авариях с экологическими последствиями, о состоянии окружающей среды и ее влиянии на человека., а также установление ответственности за экологические правонарушения:

3. Унификация экологического законодательства стран СНГ.

К настоящему времени в Республике Беларусь приняты и реализуются следующие экологические программы:

1. Концепции государственной политики в области охраны природы (см. Лекция 1).

2. Программа утилизации отходов производства и потребления: раздельный сбор, переработка, захоронение опасных отходов.

3. Государственная комплексная программа развития образования и воспитания в Беларуси: сориентирована в том числе и на экологическое образование и воспитание.

4. Научно технические программы, разрабатываемые в соответствии с приоритетными направлениями фундаментальных исследований и научно-технической деятельности:

— развитие государственности Беларуси;

— здоровье, последствия чернобыльской катастрофы;

— охрана окружающей среды и использование природных ресурсов;

— ресурсосберегающие технологии;

— энергетика транспорт.

5. Государственная программа охраны и рационального использовании земель – предусматривает меры по сохранению и улучшению структуры сельскохозяйственных угодий и посевных площадей, улучшению качества земель путем мелиорации, защите почв от эрозии, консервации и восстановлению нарушенных и загрязненных земель, мониторинг земель и ведение государственного земельного кадастра.

6. Концепция устойчивого развития лесного хозяйства Республики Беларусь до 2015 г.

7. Национальная стратегия и план действий по сохранению биологического разнообразии РБ.

8. Государственная программа Республики Беларусь по минимизации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС — реабилитация территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы, защита населения, проживающего в условиях малых доз радиации, сохранение здоровья пострадавших.

Все функции государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды можно подразделить на общие функции управления и специальные, т.е функции отдельных органов.

Общие функции:

1. Учет природных ресурсов и объектов и ведение природных кадастров.

2. Экологический контроль и экспертиза.

3. Осуществление мониторинга окружающей среды.

4. Планирование природопользования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

5. Установление экологических ограничений.

6. Распределение и перераспределение природных ресурсов между природопользователями.

Специальные функции:

1. нормотворчество в области природопользования.

2. разрешение споров о праве пользования природными ресурсами.

3. применение санкций за нарушение законодательства, регулирующего экологические отношении.

Следует отметить, что правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность есть внешнее проявление форм управления, но вместе с тем они являются определенными видами управленческой деятельности и могут рассматриваться как специальные функции управления.

3. Система и компетенция органов управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Как и функции управления, органы управления природопользованием и охраной окружающей среды подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции.

К органам общей компетенции относятся Президент Республики Беларусь, Национальное собрание, Правительство, местные советы депутатов и исполнительные и распорядительные органы.

В сфере управления окружающей средой Президент Республики Беларусь обладает следующими полномочиями:

— подписывает международные договоры, законы в области природопользования и охраны окружающей среды,

— издает декреты и указы в области охраны окружающей среды и природопользования, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь;

— в случае стихийного бедствия или экологической катастрофы вводит на территории РБ чрезвычайное положение;

назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус.

Парламент – Национальное собрание РБ является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Он выполняет следующие функции в области охраны окружающей среды:

— определяет государственную экологическую политику;

— осуществляет межправительственное сотрудничество в области охраны окружающей среды;

— принимает законы в области охраны окружающей среды.

— рассматривает и утверждает государственные экологические программы

Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления — выполняет следующие функции в области охраны окружающей среды:

— осуществляет реализацию определенной Парламентом и Президентом Республики Беларусь экологической политики и экологических программ;

— создает внебюджетные фонды охраны природы;

— координирует деятельность министерств государственных комитетов, других органов, занимающихся охраной окружающей среды;

— утверждает лимиты добычи и использования природных ресурсов, лимиты сбросов, выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;

— определяет порядок ведения учета природных ресурсов;

— утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды;

— принимает решения о прекращении деятельности или перепрофилировании экологически вредных объектов республиканского значении;

— выступает от имени собственника природных ресурсов;

— издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы и местные советы депутатов – осуществляют функции аналогичные функциям Высших органов власти и управления (Национального собрания, Правительства) на местном уровне и в отношении объектов коммунальной собственности.

Однако к исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

— утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

— установление местных налогов и сборов;

— организация планирования охраны окружающей среды, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ;

— координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений и организаций;

— принятие решений о запрещении деятельности юридических лиц и их отдельных производств, цехов, участков, находящихся на территории местного Совета, либо о лишении этих юридических лиц и их производств права пользования местными природными ресурсами в случаях загрязнения окружающей среды, нерационального использования природных ресурсов и других нарушений природоохранительного законодательства, санитарных норм и правил;

— организация экологического просвещения, образования и воспитания граждан;

— обеспечение населения необходимой экологической информацией.

Рассмотрим правомочия органов специальной компетенции в области охраны окружающей среды, стоящие перед ними задачи и функции.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь:

1. Организует разработку территориальных комплексных схем охраны окружающей среды и рац. использования природных ресурсов.

2. Проводит государственную экологическую экспертизу.

3. Организует национальную систему мониторинга окружающей среды, учет и оценку природных ресурсов, ведет кадастры водных ресурсов, недр, земель, атмосферного воздуха, животного и растительного мира, отходов, торфяного фонда;

4. формирует республиканский банк данных о состоянии окружающей среды.

5. Ведет Кранную книгу РБ,

6. Осуществляет лицензирование деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду (см. предыдущую тему Лицензирование природопользования).

7. Согласовывает все виды промышленного строительства.

8. выдает разрешения на захоронение промышленных и коммунально-бытовых отходов.

9. предъявляет иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

10. Осуществляет контроль за соблюдением экологического законодательства.

11. ограничивает или приостанавливает работу предприятий, отдельных цехов, участков и иных объектов, если их деятельность осуществляется с нарушением природоохранного законодательства.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды обобщает практику применения законодательства в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, разрабатывает предложения о его совершенствовании.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляет свою деятельность через областные и Минский городской исполнительный комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды, городские и районные инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.

При Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды существует ПО «Белгеология», задачей которого являет проведение работ по геологическому изучению недр Республики Беларусь с целью развития и расширения минерально-сырьевой базы государства.

На Государственную инспекцию охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусьвозлагается управление по охране и использованию животного мира и рыбных запасов государства, регулированию рыболовства в рыбохозяйственных водоемах, лицензирования промышленной добычи рыбы и водных беспозвоночных.

Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС)осуществляет функции пожарной охраны, гражданской обороны, аварийно-спасательной службы. В области охраны окружающей среды МЧС осуществляет:

1. Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных промышленными авариями, катастрофами стихийными бедствиями, ликвидацию их последствий;

2. обеспечение государственных органов и населения Республики Беларусь информацией о фактических и ожидаемых изменениях гидрометеорологических условий и состоянии загрязнения природной среды.

3. Защиту населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, управление территориями, подвергшимися радиоактивному загрязнению, организацию надзора за охраной и использованием территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению,

4. Организует надзор за безопасным ведением работ в отраслях народного хозяйства,

5. В области гидрометеорологии обеспечивает функционирование и развитие государственной системы гидрометеорологических наблюдений, в том числе за загрязнением природной среды, в том числе за загрязнением природной среды, ведение соответствующих государственных кадастров и систем мониторинга.

6. Составление карт радиационной и гидрометеорологической обстановки.

При МЧС существует Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике (Проматомнадзор), на который возложены следующие задачи: предупреждение и пресечение нарушений требований технической, ядерной, радиационной безопасности, предупреждение аварий и катастроф техногенного характера на производствах и объектах повышенной опасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности:

— Химическая промышленность, пищевая промышленность, а также производства, где образуются вредные взрывоопасные среды (смесь газов, паров, пыли с воздухом);

— Газоснабжение, газо- нефтепроводы, поземные хранилища газа, нефтепродуктов;

— Горные работы, подземный транспорт и сооружении, гидротехнические сооружения.

Перечень подлежащих государственному техническому надзору конкретных производств, объектов, оборудования, систем утверждается Проматомнадзором. Все имеющиеся и вновь создаваемые на территории республики производства и объекты, подлежащие государственному техническому надзору, горные отводы, источники ионизирующего излучения должны быть зарегистрированы в Проматомнадзоре.

Комитет лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь:

Лес – это национальное богатства. Очень большие площади государства заняты лесами. Леса являются государственной собственностью. Для управления лесами и осуществления лесопользования существует Комитет лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь. На него возложены следующие задачи:

1. Государственное регулирование деятельности в области лесного хозяйства.

2. Повышение продуктивности леса, создание и выращивание лесных насаждений.

3. учет и изучение лесного фонда.

4. осуществление мероприятий по охране и защите лесов: химическая обработка от вредителей, профилактическая вырубка лесонасаждений;

5. Обеспечение правильного ведения лесного хозяйства и государственный контроль за состоянием, использованием и воспроизводством и охраной и защитой лесов;

6. Лицензирование отдельных видов лесопользований.

Министерство здравоохранения Республики Беларусьв области охраны окружающей среды осуществляет следующие задачи:

1. Обеспечение развития здравоохранения населения.

2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучии населения.

3. Утверждает санитарно-гигиенические нормы и правила, применяемые на предприятиях торговли, производства продуктов питании, в парфюмерно-косметическая промышленности т.п., (т.е. при осуществлении деятельности, которая может повлиять на состояние здоровья людей и окружающей среды), в учреждениях и организациях. Проводит регулярные проверки соответствия выпускаемой продукции оказываемых услуг санитарным нормам и правилам.

4. организует проведение медицинских и санитарно-противоэпидемических мероприятий при возникновении чрезвычайных ситуаций в случае катастроф и стихийных бедствий.

5. разрабатывает общие принципы организации и осуществляет гигиеническую регламентацию и регистрацию химических, биологических веществ и изделий из них, а также сырья, материалов и пищевых продуктов.

6. Проверяет соблюдение предприятиями, учреждениями и организациями требований промышленной санитарии.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусьв области охраны окружающей среды:

1. Осуществляет руководство сельскохозяйственным производством, сельскохозяйственными предприятиями, занимающимися производством, переработкой, реализацией сельскохозяйственного сырья и обслуживанием сельского хозяйства.

2. Обеспечивает рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных во владение, пользование юридическим лицам, находящимся в ведении Министерства.

3. Руководит работой по строительству мелиоративных систем, объектов, их эксплуатацией, капитальным ремонтом.

4. Осуществляет разработку технологий сельскохозяйственного производства на загрязненных радионуклидами территории, выполнению государственных программ по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

5. Осуществляет руководство службой по защите растений.

Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии (Госкомзем) при Совете Министров Республики Беларусьв области охраны окружающей среды:

1. Осуществляет управлении государственным земельным фондом Республики Беларусь;

2. Осуществляет контроль за рациональным использованием земель, сохранением ее плодородия, ведение мониторинга земель, землеустройства, государственного земельного кадастра;

3. Выявляет неиспользуемые земли и ведет их учет.

4. Осуществляет распределение и перераспределение земельного фонда, отвод, предоставление и изъятие земельных участков физическим и юридическим лицам;

5. Осуществляет государственную регистрацию сделок с недвижимым имуществом и земельными участками;

6. Создает единый банк данных о состоянии земельных ресурсов;

7. Разрабатывает и устанавливает цены и расценки на землеустроительные работы.

Органы управления в области управления в области охраны окружающей природной- это юридически обособленные государственные, самоуправляющие и общественные институции, уполномоченные в пределах общей либо специальной компетенции осуществлять властные и иные функции в области использования и охраны объектов экологического права. Органами управления в области экологии являются органы общего государственного управления, органы специального государственного управления, органы местного самоуправления, органы управления общественных объединений экологического и не экологического профиля, органы управления хозяйствующих субъектов, в том числе органы межхозяйственного управления.

Органы общего государственного управления — это уполномоченные законом органы государственной исполнительной власти, осуществляющие наряду с общими полномочиями функции обеспечения эффективного использования и охраны объектов экологического права. К ним относятся: Президент Украины, Кабинет Министров Украины, правительство Автономной Республики Крым, Государственные администрации на местах. Компетенция этих органов предусмотрена разделами 4-6 Конституции Украины, Законом «О местных государственных администрациях» рядом других актов законодательства.

Органы специального государственного управления — это специально уполномоченные органы центральной исполнительной власти и их подразделения на местах, реализующие функции управления в области обеспечения рационального использования природных ресурсов и эффективной охраны окружающей природнойсреды. В зависимости от объёма и широты эколого-правовой компетенции они, в свою очередь, делятся на органы надведомственного и ведомственного государственного управления.

Специальными органами надведомственного управления и контроля являются Министерство экологии и природных ресурсов и Министерство охраны здоровья. Их компетенция по отношению к обеспечению эффективного использования и охране объектов экологического права является общей и охватывает большинство сторон государственно-правового регулирования экологических отношений.

Правовой статус и компетенция и Министерства экологии и природных ресурсовопределены Положением о нём, утвержденным Указом Президента Украины, в соответствии с которым Минэкоресурсов является специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов. Минэкоресурсов является также главным органом в системе центральных и иных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов, экологической, ядерной и радиационной безопасности, а также гидрометеорологической, топографо-геодезической и картографической деятельности.

Минэкоресурсов является правопреемником Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности, Госкомитета по вопросам геологии и использования недр, Госкомитета по вопросам гидрометеорологии, Государственной администрации ядерного регулирования, Главного управления геодезии, картографии и кадастра, Государственной комиссии в делах испытаний и регистрации способов защиты и регуляторов роста растений и удобрений.

Основными задачами Минэкоресурсов является: обеспечение реализации государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов (земли, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, морской среды и природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и исключительной морской экономической зоны), экологической, ядерной и радиационной безопасности, а также гидрометеорологической, топографо-геодезической и картографической деятельности, и на этой основе создание экологических предпосылок для стабильного развития страны.

Задачами Минэкоресурсов являются также осуществление комплексного управления и регулирования в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение государственного контроля за соблюдением требований законодательства об охране окружающей природной среды, рациональным использованием природных ресурсов, экологической безопасностью, гидрометеорологической, топографо-геодезической и картографической деятельностью, а также государственного надзора за состоянием ядерной и радиационной безопасности.

Минэкоресурсов в соответствии с возложенными на него задачами в порядке, установленном законодательством:

— готовит предложения по формированию и реализации и реализует государственную политику и государственные программы в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования и воспроизведения природных ресурсов, обеспечения экологической, ядерной и радиационной безопасности, а также гидрометеорологической, топографо-геодезической и картографической деятельности;

— координирует деятельность центральных и местных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической, ядерной и радиационной безопасности, а также гидрометеорологической, топографо-геодезической и картографической деятельности;

— осуществляет государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности, устанавливает критерии, требования и условия обеспечения безопасности во время использования ядерной энергии, организовывает функционирование национальной системы учета ядерного материала и контроля за ним, выполняет функции компетентного органа по вопросам безопасности перевозок ядерных материалов и радиоактивных веществ, проводит экспертизу безопасности ядерных установок, объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, источников ионизирующего излучения, выполняет функции национального регулирующего органа согласно Конвенции ООН о ядерной безопасности;

— осуществляет государственный контроль за соблюдением норм и правил в сфере использования и охраны природных ресурсов, в том числе земли, ее недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов, объектов растительного и животного мира, морской среды, а также природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, территорий и объектов природно-заповедного фонда, требований экологической безопасности, в том числе в пунктах пропуска через государственную границу, в сфере обращения с отходами, геологического изучения недр (государственный геологический контроль), гидрометеорологической, топографо-геодезической и картографической деятельности (государственный геодезический надзор);

— осуществляет государственный надзор за состоянием ядерной и радиационной безопасности в государстве, контролирует разработку и реализацию мероприятий, направленных на предотвращение аварий на ядерных установках, и обеспечение готовности к ликвидации их последствий;

— организовывает и осуществляет государственную экологическую экспертизу, проведение мониторинга окружающей природной среды, создание и функционирование экологических, географических и иных информационных систем;

— обеспечивает ведение государственных кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственного баланса запасов полезных ископаемых, государственных кадастров растительного и животного мира и государственного водного кадастра, формирует Государственный фонд месторождений полезных ископаемых и государственный фонд недр;

— утверждает нормы и правила по охране окружающей природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, экологической, ядерной и радиационной безопасности, обращению с отходами, а также гидрометеорологической, топографо-геодезической и картографической деятельности, анализирует практику их применения;

— осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза и имплементации в национальное законодательство норм соответствующих международно-правовых актов, стороной которых является Украина;

— участвует вместе с соответствующими органами исполнительной власти в роботе по стандартизации, сертификации, аккредитации, метрологическому обеспечению в сфере охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов, экологической, ядерной и радиационной безопасности, а также гидрометеорологической, топографо-геодезической и картографической деятельности;

— выдает разрешения (лицензии) на поиск и эксплуатацию месторождений полезных ископаемых и деятельность в сфере использования ядерной энергии, гидрометеорологическую, топографо-геодезическую и картографическую деятельность и в иных случаях, предусмотренных законодательством, а также контролирует соблюдение условий выданных разрешений (лицензий), приостанавливает и аннулирует их действие;

— выдает в установленном порядке разрешения (лицензии) на специальное использование природных ресурсов, специальные разрешения на пользование недрами, разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, на размещение, трансграничную перевозку и осуществления иных операций в сфере обращения с отходами; является национальным компетентным органом по вопросам перевозки опасных отходов и их удаления;

— утверждает или согласовывает лимиты и квоты на использование или добычу природных ресурсов общегосударственного значения, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, если это производит к загрязнению природных ресурсов общегосударственного значения, а также на образование и размещение отходов;

— разрабатывает нормативы отчислений за геологоразведочные роботы, выполненные за счет Государственного бюджета, сборов за использование природных ресурсов, размещение отходов, за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду;

— обеспечивает развитие заповедного дела, сохранение биологического и ландшафтного многообразия, формирование национальной экологической сети, ведение Красной книги и Зеленой книги, осуществляет государственное управление по вопросам организации, охраны и использование территорий и объектов природно-заповедного фонда;

— организовывает проведение государственных испытаний пестицидов и агрохимикатов отечественного и иностранного производства, осуществляет их государственную регистрацию и утверждает перечни пестицидов, разрешенных для использования в Украине, устанавливает регламенты их применения, осуществляет аккредитацию учреждений и организаций, которые проводят государственные испытания пестицидов и агрохимикатов, предоставляет разрешения на ввоз в Украину, производство исследовательских партий и применения незарегистрированных пестицидов и агрохимикатов для проведения государственных испытаний, научных исследований и в иных предусмотренных случаях;

— осуществляет управление государственной системой гидрометеорологических наблюдений, обеспечивает ее функционирование и развитие, организовывает гидрометеорологическое прогнозирование и обеспечения в установленном порядке органов государственных властей, органов местного самоуправления и населения информацией о состоянии и прогнозируемых изменениях гидрометеорологических условий и об опасных и стихийных гидрометеорологических явлениях;

— обеспечивает осуществление гидрометеорологического обслуживания предприятий, учреждений и организаций энергетики, агропромышленного комплекса, строительства, коммунального хозяйства, транспорта, рыбных промыслов в морях и океанах и иных потребителей гидрометеорологической информации независимо от формы собственности, является полномочным национальным метеорологическим органом по организации предоставления услуг по метеорологическому обслуживанию аэронавигации на внутренних и международных авиалиниях в соответствии с требованием Всемирной метеорологической организации и Международной организации гражданской авиации;

— принимает участие в планировании и осуществлении мероприятий по предупреждению и реагированию на чрезвычайные ситуации в части обеспечения экологической, ядерной и радиационной безопасности;

— организовывает и координирует выполнение общегосударственных топографо-геодезических и картографических работ, проведение астрономо-геодезических, гравиметрических, картоиздательских работ, аэрокосмических съемок для дистанционного зондирования Земли с целью изучения природных ресурсов и состояния окружающей среды;

— осуществляет топографо-геодезическое и картографическое обеспечение проведения земельной реформы, выполнение государственных и региональных программ, осуществление мероприятий по охране окружающей природной среды, использованию природных ресурсов, развитию туризма, рекреации, а также иных государственных потребностей;

— осуществляет международное сотрудничество в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической, ядерной и радиационной безопасности, а также гидрометеорологической, топографо-геодезической и картографической деятельности, принимает участие в подготовке международных договоров Украины, представляет и защищает национальные интересы в соответствующих международных организациях, координирует деятельность центральных органов исполнительной власти с целью обеспечения выполнения обязательств, которые вытекают из участия Украины в международных организациях и международных договорах по вопросам, которые относятся к полномочиям Министерства;

— организовывает работу, связанную с привлечением международной технической помощи в сферу охраны окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение экологической, ядерной и радиационной безопасности, а также гидрометеорологической, топографо-геодезической и картографической деятельности;

— обеспечивает информирование органов государственных властей, местного самоуправления и населения об экологическом состоянии территорий и объектов, в том числе ядерных установок и близлежащих к ним территорий, о случаях и причинах экстремального загрязнения окружающей среды, готовит вместе с иными органами исполнительной власти и предъявляет в установленном порядке Национальный доклад о состоянии окружающей природной среды;

— оказывает содействие экологическому образованию и экологическому воспитанию граждан, осуществляет сотрудничество с природоохранными объединениями граждан, утверждает положение об общественном контроле в сфере охраны окружающей среды;

Несмотря на такие обширные функции Минэкоресурсов, они не являются исчерпывающими. Министерство выполняет и другие полномочия и функции, предусмотренные законодательством.

Органами ведомственного управления отдельными природными объектами, природными комплексами и источниками экологического воздействия на окружающую природную среду являются Государственный комитет по земельным ресурсам, Государственный комитет по водным ресурсам, Государственный комитет лесного хозяйства, Государственный департамент по рыбному хозяйству Министерства аграрной политики и некоторые другие государственные органы.

Правовой статус и компетенция Государственного комитета по земельным ресурсам определены Положением о нём, утвержденным Указом Президента Украины. В соответствии с этим Положением Государственный комитет Украины по земельным ресурсам является центральным органом государственной исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра экологии и природных ресурсов.

Госкомзем вносит в установленном порядке предложения по формированию государственной политики в сфере регулирования земельных отношений, использованию, охране и мониторингу земель, ведению государственного земельного кадастра и обеспечивает ее реализацию, осуществляет управление в этой сфере, а также межотраслевую координацию и функциональное регулирование по вопросам, отнесенным к его ведению, обобщает практику применения земельного, разрабатывает предложения по усовершенствованию этого законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президента и Кабинета Министров Украины. В пределах своих полномочий Госкомзем организовывает выполнение актов законодательства и осуществляет систематический контроль за их реализацией.

Основными задачами Госкомзема являются: подготовка предложений по формированию государственной политики в сфере регулирования земельных отношений, использования, охраны и мониторинга земель; координация проведения земельной реформы; осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель; организация и обеспечение ведения государственного земельного кадастра, осуществление землеустройства; разработка и участие в реализации государственных, отраслевых и региональных программ по вопросам регулирования земельных отношений, рационального использования, охраны и мониторинга земель, восстановление плодородия почв, ведения государственного земельного кадастра.

Правовой статус и компетенция и Государственного комитета по водному хозяйству определены Положением о нём, утвержденным Указом Президента Украины. В соответствии с Положением Государственный комитет по водному хозяйству является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра экологии и природных ресурсов.

Госводхоз вносит в установленном порядке предложения по формированию государственной политики в сфере развития водного хозяйства, мелиорации земель, обеспечению потребностей населения и отраслей национальной экономики в водных ресурсах, осуществляет управление в этой сфере, а также межотраслевую координацию и функциональное регулирование по вопросам, отнесенным к его ведению. Госводхоз обобщает практику применения законодательства по вопросам, которые относятся к его компетенции, разрабатывает предложения по усовершенствованию этого законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президента и Кабинета Министров Украины. В пределах своих полномочий Госводхоз организовывает выполнение актов законодательства и осуществляет систематический контроль за их реализацией.

Основными задачами Госводхоз являются: подготовка предложений по формированию государственной политики в сфере развития водного хозяйства, мелиорации земель, обеспечение потребностей населения и отраслей национальной экономики в водных ресурсах, осуществление в этой сфере единой технической политики, внедрение достижений науки и техники, новых технологий, передового опыта работы и обеспечения реализации этой политики; разработка и участие в реализации общегосударственных, межгосударственных и региональных программ использования и охраны вод и воспроизведения водных ресурсов; обеспечение удовлетворения потребностей населения и отраслей национальной экономики в водных ресурсах и проведение их межбассейнового перераспределения; осуществление мероприятий, связанных с предотвращением вредного действия вод и ликвидацией ее последствий, включая противопаводковую защиту сельских населенных пунктов и земельных ресурсов.

Правовой статус и компетенция и Государственного комитета лесного хозяйства определены Положением о нём, утвержденным Указом Президента Украины, в соответствии с которым о Государственный комитет Украины лесного хозяйства является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра экологии и природных ресурсов. Госкомлесхоз вносит в установленном порядке предложения по формированию государственной политики в сфере лесного и охотничьего хозяйства, обеспечивает ее реализацию, осуществляет управление в этой сфере, а также межотраслевую координацию и функциональное регулирование по вопросам, отнесенным к его ведению.

Госкомлесхоз обобщает практику применения законодательства по вопросам, которые относятся к его компетенции, разрабатывает предложения по усовершенствованию этого законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президента Украины и Кабинета Министров Украины. В пределах своих полномочий Госкомлесхоз организовывает выполнение актов законодательства и осуществляет систематический контроль за их реализацией.

Основными задачами Госкомлесхоза являются: обеспечение реализации государственной политики в сфере лесного и охотничьего хозяйства, а также охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесных ресурсов, охотничьих животных, повышение эффективности лесного и охотничьего хозяйства; осуществление государственного управления, регулирования и контроля в сфере лесного и охотничьего хозяйства; разработка и организация выполнения общегосударственных, межгосударственных и региональных программ в сфере защиты, повышения производительности, рационального использования и воспроизводства лесов, а также участие в разработке и выполнении таких программ по вопросам использования и воспроизводства охотничьих животных, развития охотничьего хозяйства.

Департамент рыбного хозяйства Министерства аграрной политикисоздан в соответствии с Указом Президента Украины и Постановлением Кабинета Министров Украины. Задачами Департамент рыбного хозяйства являются обеспечение охраны и воспроизводства рыбных ресурсов и их запасов.

Органы местного самоуправления — это специально уполномоченные представительское институции местного и регионального самоуправления, осуществляющие в рамках общей компетенции управленческие функции в области охраны окружающей природной среды. Это система Советов, эколого-правовая компетенция которых определена Законом «О местном самоуправлении в Украине».

Экологические общественные формирования осуществляют отдельные виды управленческой деятельности в области охраны окружающей природной среды, например, проведение общественной экологической экспертизы, осуществление экологического прогнозирования, экологического информирования и экологического контроля во взаимодействии с государственными органами управления и не могут подменять последних. Такими общественными формированиями являются: Украинское общество охраны природы; Украинская экологическая ассоциация «Зелений світ»; Украинская экологическая академия наук; Национальный экологический центр; Украинский экологический фонд; Общества охотников и рыболовов. Неэкологические общественные формирования и хозяйствующие субъекты осуществляют управление в области охраны окружающей природной среды на используемой ими территории и объектах в рамках действующего экологического законодательства и своей эколого-хозяйственной компетенции.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

12

Система органов управления окружающей средой подразделяется на органы обшей компетенции, органы специальной компетенции (специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и природопользования) и иные органы, осуществляющие смежную с управлением в сфере охраны окружающей среды и природопользования деятельность. Органы общей компетенции осуществляют надведомственное и межотраслевое управление, а органы специальной компетенции — ведомственное и отраслевое.

1. К органам общей компетенции относят Президента РФ, Правительство РФ и правительства (администрации) субъектов РФ. Президент РФ в соответствии с положениями ст. 80 Конституции является не только главой государства, гарантом соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе и экологических, но и определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе и в области охраны окружающей среды и природопользования. Президент РФ формирует Совет Безопасности РФ. В составе Совета Безопасности РФ действу ют на постоянной основе специальные Межведомственные комиссии, в том числе и Межведомственная комиссия по экологической безопасности.

Систему исполнительной власти в Российской Федерации возглавляет Правительство РФ, которое согласно Конституции РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии (п. «в» ч. 1 ст. 114). Правительство РФ проводит единую государственную политику в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий аварии и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации последствий.

Федеральное Собрание РФ является высшим представительным органом РФ и возглавляет систему законодательной власти России, состоит из двух палат – Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ, которые принимают непосредственное участие в осуществлении государственного управления в сфере охраны окружающей среды, рассматривая и одобряя проекты федеральных законов в данной сфере.

2. К органам специальной компетенции относятся федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и их территориальные органы, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования в качестве основной цели своей деятельности.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:

— изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий (ООПТ), объекты животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, не обитающим на ООПТ и (или) не занесенным в Красную книгу РФ) и среду их обитания;

— в сфере эксплуатации и обеспечения безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений);

— безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения);

— безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения;

— в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения;

— выработки и реализации государственной политики и нормативного правового регулирования в области охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся ООПТ и государственной экологической экспертизы.

Минприроды России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства по недропользованию и Федерального агентство лесного хозяйства.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере природопользования: в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания; в области организации и функционирования ООПТ; за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; за соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды; федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов; государственный лесной контроль и надзор на землях ООПТ; за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов во внутренних морских водах, территориальном море и в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе РФ; за безопасностью гидротехнических сооружений (кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений); государственный земельный контроль в пределах своей компетенции. Росприроднадзор осуществляет государственное регулирование в области: охраны озера Байкал; выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ, а также находящихся на ООПТ; в области оборота диких животных, занесенных в Красную книгу РФ; осуществляет мониторинг объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря РФ; осуществляет ведение Красной книги РФ.

Федеральное агентство но недропользованию (Роснедра) осуществляет функции по оказанию государственных услуг управлению государственным имуществом в сфере недропользования, организуя:

— государственное геологическое изучение недр; экспертизу проектов геологического изучения недр; проведение эколого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр;

— проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами; проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр;

— предоставление в пользование за плату геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр;

— организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами, в частности: • учет поступающих заявок на получение лицензий, принятие решений о предоставлении нрава пользования участками недр; • выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами; внесение в них изменений и дополнений, их переоформление; • принятие решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр; • рассмотрение и согласование проектной и технической документации на разработку месторождении полезных ископаемых.

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, осуществляя:

— ведение государственного водного реестра, включая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, прекращения договора водопользования; Российского регистра гидротехнических сооружений;

— владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности;

— разработку и реализацию схем комплексного использования и охраны водных объектов;

— государственный мониторинг водных объектов и организацию его проведения;

— предоставление в установленном порядке заинтересованному лицу сведений из государственного водного реестра или направление ему в письменной форме мотивированного отказа в предоставлении таких сведений.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, осуществляя:

— установление возрастов рубок; рассмотрение материалов о переводе земель лесного фонда в земли других категорий;

— отнесение лесов к ценным лесам и выделение особо защитных участков и установление их границ, отнесение лесов к эксплуатационным, резервным лесам и установление их границ;

— организацию и обеспечение в лесах, расположенных на землях лесного фонда, лесопатологического мониторинга и лесного семеноводства;

— государственную инвентаризацию лесов;

— определение количества лесничеств, лесопарков, их границ.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) осуществляет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды и ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Росгидромет осуществляет ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении; государственный мониторинг атмосферного воздуха, водных объектов (в части поверхностных водных объектов), континентального шельфа, мониторинг состояния исключительной экономической зоны РФ.

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство), находящееся в ведении Правительства РФ, осуществляет функции:

— по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на ООПТ и занесенных в Красную книгу РФ;

— по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах РФ, за исключением внутренних морских вод РФ, а также Каспийского и Азовского морей до определения их правового статуса;

— по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также рыбоводства (за исключением примышленного рыбоводства), рыбопереработки, обеспечения безопасности мореплавания и аварийно-спасательных работ в районах промысла, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и в морских портах в части, касающейся обслуживания судов рыбопромыслового флота.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор),находящаяся в ведении Правительства РФ, осуществляет функции но контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня. Ростехнадзор осуществляет полномочия по контролю и надзору за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства в области обращения с радиоактивными отходами; выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух; на трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции; утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух; ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу но паспортизации опасных отходов.

Добавить комментарий