Система источников финансового права

Система российского финансового права – это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права – общая и особенная части.

К общей части относятся:

· правовые нормы (корпоративные, моральные, нравственные, религиозные, социальные);

· нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, системы органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов-участников финансовых правоотношений, а также вопросы регулирования и финансового контроля государства.

В особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

· бюджетной системы;

· внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;

· финансов государственных и муниципальных предприятий;

· государственных и муниципальных доходов;

· государственного и муниципального кредита;

· организации имущественного и личного страхования;

· государственных и муниципальных расходов;

· банковского кредитования;

· денежного обращения и расчетов;

· валютного регулирования.

Источники финансового права – это нормативно-правовые акты, в которых содержаться правовые нормы, регулирующие финансовые отношения.

Нормативно-правовые акты в зависимости от юр. силы можно разделить на следующие группы:

1) Конституция РФот 12.12.1993 (особенно статьи 71, 75). Документ, имеющий высшую юридическую силу, содержащий в себе разные норм права. Имеет прямое действие. Номы Конституции регулируют общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств, конкретизированные и детализированные в ФЗ, нормы которых определяют финансовые положения. Нормы Конституции разграничивают предмет ведения РФ и ее субъектов в области финансов, это отражено в Бюджетном кодексе, в частности, в нормах, регулирующих доходы и расходы бюджетов субъектов РФ, межбюджетные отношения, в нормах Налогового кодекса РФ при установлении и введении различных видов налогов и сборов.

2) Федеральные законы – нормы, принимаемые Парламентом (Федеральным Собранием):

· Конституционные ФЗ – законы, необходимость принятия которых предусматривает Конституция (о Президенте, о Правительстве);

· Кодифицированные законы (в виде кодексов) – Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный, Административный, Административно-процессуальный Кодексы РФ и др.

· Специальные законодательные акты – регулируют ту или сферу деятельности (О ЦБ РФ, Об аудиторской деятельности, О банках и банковской деятельности, О защите прав и законных интересов инвесторов на РЦБ, Об эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг, О Счетной палате РФ, О валютном регулировании и валютном контроле, О бухучете и др.)

3) Подзаконные и нормативные акты – указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты Министерств других центральных органов (ЦБ РФ, ВЦИК, Генеральная Прокуратура, Счетная палата), приказы, постановления, инструкции иных органов центральной исполнительной власти.

Кроме этого, в структуру источников финансового права входят также нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований, а также общепризнанные принципы и нормы международных оговоров, ратифицированные РФ (часть 4, статья 15 Конституции РФ). Например, «Договор об избежании двойного налогообложения», «Женевская вексельная конвенция» и др.

  1. Понятие и основные элементы финансовой системы с учетом государственного устройства РФ.

Финансовая система в экономическом аспекте – это внутреннее строение финансов, совокупность входящих с них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждый из которых представляет собой специфическую группу финансовых отношений.

На современном этапе в состав финансовой системы РФ входят:

1) бюджетная система РФ, включающая государственные бюджеты (федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ) и местные бюджеты муниципальных образований (статья 10 БК РФ);

2) внебюджетные целевые государственные и муниципальные местные фонды (ПФ РФ, ФФСС, ФФОМС и территориальные фонды ОМС);

3) финансы предприятий, организаций, учреждений;

4) финансы страхования;

5) кредит (государственный, муниципальный, банковский, бюджетный – с недавнего времени).

Все эти звенья финансовой системы существуют, соответственно, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, а также местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории, но, в силу своих особенностей, по-разному влияют на социально-экономические процессы. Функционирование финансовой системы обеспечивается движением наличных денежных знаков, но в большей степени – денежными безналичными платежами и расчетами.

  1. Понятие финансовых правоотношений, их субъекты. Ключевые особенности.

Финансовые правоотношения – общественные отношения по регулированию норм финансового права, участники которых обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями.

Финансовые правоотношения возникают в связи с тем, что соответствующие субъекты осуществляют финансовую деятельность государства и местного самоуправления, т.е. деятельность, направленную на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств, и эта деятельность регламентируется нормами финансового права.

Особенности финансовых правоотношений заключаются в том, что они:

1) возникают в сфере государственной деятельности в процессе распределения и перераспределения национального дохода;

2) одним из субъектов данных отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (судебный, законодательный, исполнительный);

3) обязательным объектом всегда выступают деньги и денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов.

Субъекты финансовых правоотношений:

· физические лица (граждане),

· юридические лица, а также организации, не наделенные правами юридического лица,

· государственные образования (РФ и субъекты РФ – статья 124 ГК РФ)

· муниципальные (местные) образования (в Москве – внутригородские муниципальные образования – ВМО)).

Финансовые правоотношения принято классифицировать в зависимости от подотрасли права, раздела и института финансового права на следующие виды:

1) бюджетные правоотношения;

2) налоговые правоотношения;

3) неналоговые правоотношения;

4) финансовые правоотношения:

· в области государственного кредита;

· в области страхования;

· при осуществлении государственных расходов, в т.ч. и при сметно-бюджетном финансировании;

· в области банковской деятельности;

· в области денежного обращения и расчетов;

5) валютные правоотношения.

В зависимости от объекта правового регулирования различают материальные и процессуальные финансовые правоотношения.

В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию финансовых ресурсов, выраженных в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование.

Финансовые правоотношения возникают между:

· органами государственной власти;

· органами государственной власти и органами местного самоуправления;

· законодательными органами и органами исполнительной власти;

· органами исполнительной власти и судебными органами;

· финансовыми и кредитными организациями;

· государственными унитарными предприятиями и их вышестоящими органами управления;

· государственными учреждениями и их вышестоящими органами;

· финансовыми органами и хозяйствующими субъектами;

· налоговыми органами и хозяйствующими субъектами;

· налоговыми органами и гражданами;

· ЦБ и кредитными организациями;

· кредитными организациями и хозяйствующими субъектами и т.д.

  1. Система отрасли финансового права: дискуссионные вопросы.
  1. Принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Условия реализации.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. В силу своего содержания и закрепления в нормах финансового права они являются принципами финансового права.

Финансовая деятельность в РФ осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности РФ, закрепленными в Конституции РФ от 12.12.1993 года.

Основные их них:

1) принцип законности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к нарушителям мер государственного принуждения (например, статья 176 УК РФ – незаконное получение кредита). Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность финансовых отношений, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государством программ, в различных сферах общественной жизни, и другие отрицательные последствия.

2) принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до граждан (в т.ч. с помощью СМИ) содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проектов и ревизии финансовой деятельности. Согласно статье 15 ч. 3 Конституции РФ «Законы подлежат официальном опубликованию».

Источники опубликования ФКЗ и ФЗ РФ – «Российская газета» и журнал «Собрание законодательства». В Москве официальным источником опубликования является газета «Тверская-13».

3) принцип федерализма в финансовом праве проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенций РФ и субъектов РФ в области финансов. Согласно статье 71 Конституции РФ «в ведении РФ находятся: финансовые, валютные, кредитные регулирования, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет и федеральные налоги и сборы. К совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения в РФ».

4) принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельности РФ базируется на основе системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения и исполнения закрепляются в соответствующих правовых актах.

Основными финансово-плановыми актами являются:

· федеральный бюджет;

· внебюджетные фонды;

· система расходов – для конкретных организаций (бюджетных организаций).

  1. Виды финансового контроля.

Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

  1. Компетенция органов, осуществляющих финансовую деятельность: проблема их разграничения.
  1. Понятие, принципы и содержание финансового контроля: дискуссионные вопросы.

Финансовый контроль – регламентированная нормами права деятельность государства, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов (юридических лиц) по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средства, правильность и эффективность их использования.

Финансовый контроль – это также контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных средств. Он охватывает весь комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.

Финансовый контроль призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотребления и хищения товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Значение финансового контроля особенно повышается в условиях рыночной экономики.

Основные задачи финансового контроля:

· поддержание сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размером доходов государства;

· обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед госбюджетом;

· выявление внутрипроизводственных резервов повышения финансовых ресурсов;

· обеспечение соблюдения требования действующего законодательства в области финансовой деятельности;

· повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и валютных операций и др.

Значение финансового контроля состоит в направлениях его совершения, т.е.:

· проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по созданию, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

· проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

· проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;

· проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

· выявление внутренних резервов производства – возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

· предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина — это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.

Изменилась система контрольных органов: упразднены органы народного контроля, в связи с изменением системы политической власти и установлением власти Президента РФ организован президентский контроль, осуществляемый Контрольным управлением Президента РФ. Сформированы и действуют новые органы финансового контроля: Государственная налоговая служба, Гос. страховой надзор; функции финансового контроля осуществляют органы Федерального казначейства.

1. Принцип законности предусматривает следующее:- качество нормативно-законодательной базы ГФК и законодательства РФ в целом, т.е. его соответствие целям общественного развития, укрепления и наращивания государственной финансовой базы (не секрет, что далеко не всякий нормативно-правовой акт способствует развитию и совершенствованию системы ГФК и в целом должным образом отвечает потребностям общества, конституционно установленным правам и свободам каждого его члена, иными словами, сами же законы порой предусматривают совершенно ”законную” (с формальной точки зрения) возможность необоснованно или нецелесообразно, т.е. не в интересах укрепления финансовой базы государства, использовать государственные средства); — соблюдение норм права органами ГФК (их представителями) при реализации своих контрольных полномочий (включая осуществление контроля и вынесение решений по его результатам), а также всеми организациями, имеющими с ними правоотношения (включая исполнение решений органов ГФК).

2.Принцип независимости органов ГФК имеет важное государственное значение, так как при реализации этого принципа органы ГФК будут иметь возможность успешно осуществлять свою деятельность, достигать свои цели и задачи. Независимость органа ГФК определяется его статусом, в том числе функциями и подчинением, в системе государственных органов (статусом в организации — для отдельных органов ГФК, являющихся подразделениями органов исполнительной власти и управления). При этом сама структура органов ГФК может предусматривать их прямое или непрямое подчинение друг другу. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность. Независимость также характеризуется четкостью и адекватностью формально определенных прав и обязанностей. Она позволяет государственным контролерам работать с высокой степенью автономии и инициативы, выдавать объективные заключения.

3. Принцип гласности (публичности или открытости) Важность принципа гласности ГФК определяется тем, что его реализация способствует информированности органов государственной власти и широкой общественности о реальном положении дел не только в управлении государственной финансовой системой, но и в государственном управлении в целом. Гласность ГФК — необходимый атрибут современного демократического общества. Принцип гласности предусматривает открытость деятельности органа ГФК, доступность каждого гражданина к информации о результатах контрольной деятельности.

4.Принцип объективности Выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать какую бы то ни было предвзятость или предрасположенность, а также какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т.п.). Так, планирование контрольных мероприятий и их проведение должны исключать какую-либо предубежденность об изначальном наличии негативных аспектов в деятельности проверяемых объектов. Выводы по результатам проверок также должны быть беспристрастны (особенно в плане представления материалов), обоснованы и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию. При этом о качестве информации можно судить по следующим критериям: необходимость, достаточность, истинность, своевременность, аналитичность, организованность.

5. Принцип ответственности Данный принцип может быть рассмотрен как минимум в трех аспектах: а) ответственность контролеров, б) ответственность контролируемых, в) ответственность третьих лиц (включая принимающих решения, т.е. обладающих исполнительными полномочиями, государственных органов). Рассмотрим последовательно эти аспекты, в связи с предметом настоящего исследования.

6. Принцип сбалансированности Этот принцип неразрывно связан с предыдущим. Сбалансированность означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. Точно так же не должно быть средств, не связанных той или иной функцией. Иными словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен соответствующий объем прав и возможностей, и наоборот.

7. Принцип системности Предполагает наличие именно системы органов ГФК. Но системообразующеий элемент может быть и не один, т.е. система как таковая вовсе не означает некую единую иерархическую конструкцию подчиненности как цементирующего ее начала. Допускается относительная самостоятельность органов контроля, образуемых по линии ветвей власти.

  1. Методы финансового контроля в свете реформирования.

Финансовый контроль – регламентированная нормами права деятельность государства, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов (юридических лиц) по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средства, правильность и эффективность их использования.

Финансовый контроль – это также контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных средств. Он охватывает весь комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.

Финансовый контроль призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотребления и хищения товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Значение финансового контроля особенно повышается в условиях рыночной экономики.

Методы финансового контроля – это приемы и способы его осуществления. К ним относятся:

Статья 267.1. Методы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля

1. Методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.

2. Под проверкой в целях настоящего Кодекса понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

Под ревизией в целях настоящего Кодекса понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

Результаты проверки, ревизии оформляются актом.

3. Проверки подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.

Под камеральными проверками в целях настоящего Кодекса понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по его запросу.

Под выездными проверками в целях настоящего Кодекса понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.

Под встречными проверками в целях настоящего Кодекса понимаются проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.

4. Под обследованием в целях настоящего Кодекса понимаются анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля.

Результаты обследования оформляются заключением.

5. Под санкционированием операций в целях настоящего Кодекса понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

  1. Органы финансового контроля РФ и их компетенция: актуальные проблемы.

Для осуществления финансового контроля со стороны представительных органов власти созданы специальные структуры. Например, парламентский контроль на федеральном уровне осуществляют комитеты и комиссии Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ, Счетная палата РФ.

Особое место в проведении парламентского контроля отводитсяСчетной палате РФ, которая функционирует в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Контролю по линии Счетной палаты РФ подлежат все государственные органы и учреждения (включая ЦБ РФ), а также все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности, муниципальные органы, общественные организации, использующие средства федерального бюджета.

Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе РФ кандидатуры для назначения на должность председателя ЦБ РФ. Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ как структурное подразделение Администрации Президента РФ.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им структур, в том числе и финансовых.

Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, подведомственных ему финансовых органов, вопросы бюджетного федерализма, межбюджетных отношений, единой политики в области финансов, денег, кредита.

Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями и получателями бюджетных средств, а также организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц, получающих гарантии Правительства РФ, бюджетные кредиты, бюджетные ссуды и бюджетные инвестиции. В определенных случаях Министерство финансов РФ имеет право осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Федеральное казначейство осуществляет финансовый контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций и других участников финансовых правоотношений. В процессе проведения финансового контроля Федеральное казначейство взаимодействуете другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу.

Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Для усиления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, а также валютного контроля при Министерстве финансов РФ созданаФедеральная служба финансово-бюджетного надзора. В соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора она осуществляет контроль:

§ за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

§ за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

§ за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федератьного бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций;

§ за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Федеральная налоговая служба и налоговые инспекции на местах осуществляют функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет всех налогов и других платежей. Эта служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивающим представление в делах о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная таможенная служба несет ответственность за поступление таможенных пошлин

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границ Российской Федерации, правильностью исчислений и уплатой таможенных пошлин.

Как источник финансового права нормативный правовой акт (федеральный закон, указ Президента РФ, постановление Прави­тельства РФ и т.д.) содержит нормы финансового права, адресован­ные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение. Таким образом, нормативный правовой акт — это тот «резервуар», из которого люди (органы публичной власти, долж­ностные лица, граждане) черпают сведения о правовых нормах.

К источникам финансового права относятся:

  1. международные договоры;
  2. Конституция РФ;
  3. кон­ституции и уставы субъектов Федерации;
  4. федеральные законы;
  5. законы субъектов РФ;
  6. указы Президента РФ;
  7. постановления Правительства РФ;
  8. ведомственные нормативные акты.

Международные договоры РФ с другими странами могут выступать в качестве источника финансового права, если они содержат нормы финансового права. Такие соглашения часто заключаются между государствами в налоговой области по поводу избежания двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

Нормативный финансовый договор как источник финансового права может быть определен как взаимное соглашение двух сторон или более, содержащее нормы финансового права. Например, это соглашение двух субъектов РФ о финансовой помощи при ситуациях чрезвычайного характера; соглашение органа местного самоуправления с территориальным органом Федерального казначейства об обслуживании исполнения местного бюджета, причем последний не вправе отказывать в заключении такого соглашения местному органу самоуправления.

Конституция РФ — базовый нормативный акт, являющийся ис­точником всех отраслей права, в том числе финансового. В Конститу­ции РФ содержатся правовые нормы, имеющие прямую финансово-правовую направленность. К сфере налогообложения относится пра­вовая норма, содержащаяся в ст. 57 Конституции РФ и обязывающая каждого платить законно установленные налоги и сборы. Статья 75 Конституции РФ содержит правовые нормы, устанавливающие де­нежную систему РФ, регламентирующие денеж­ную эмиссию, определяющие систему налогов, взимаемых в феде­ральный бюджет, регулирующие порядок выпуска государственных займов.

В кон­ституциях и уставах субъектов федерации закрепляются осно­вы правовой организации финансовой деятельности субъектов РФ, право иметь собственные бюджеты и внебюд­жетные фонды и т.д.

Федеральные законы и законы субъектов РФ имеют наиболее важное практическое значение в системе источников финансово­го права. При этом финансовые законы можно условно разделить на бюджетные, налоговые, валютные, банковские, страховые и т.д. Например, для бюджетного права основным источником является БК РФ — закон федерального уровня, устанавливающий структуру бюджета, бюджетное устройство, основы бюджетного процесса. Для налогового права таким источником является НК РФ, устанавлива­ющий налоговую систему страны, определяющий налоговые право­нарушения и ответственность за них.

Указы Президента РФ в системе подза­конных актов, являющихся источниками финансового права, имеют приоритетное значение и по юридической силе приближаются к фе­деральным законам. Ни Государственная Дума, ни Совет Федерации не вправе отменять и изменять указы Президента РФ. В качестве примера можно назвать следующие указы: от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ», от 26 мая 1998 г. № 597 «О мерах по обе­спечению экономии государственных расходов».

Постановления Правительства РФ — это наиболее распро­страненные источники финансового права, так как с помощью финансово-правовых норм, содержащихся в этих актах, конкрети­зируются финансовые законы. Так, нормы Федерального закона «О лотереях» конкретизированы постановлением Правительства РФ от 5 июля 2004 г. № 338 «О мерах по реализации Федерального за­кона О лотереях». Типичной формой нормативных актов Прави­тельства РФ, являющихся источниками финансового права, являют­ся правила.

Правила — это нормативный правовой акт, регулирующий обще­ственные отношения в какой-либо одной области финансовой дея­тельности государства.

Ведомственные нормативные акты как источники финансового права регулируют в основном фи­нансовую деятельность соответствующих ведомств (министерств, служб, комитетов и т.д.). Наиболее типичным ведомственным нор­мативным актом, выступающим в качестве источника финансового права, является инструкция, утверждаемая приказом данного ведом­ства.

Главное место среди них занимают инструкции Минфина Рос­сии, а также ЦБ РФ. В качестве примера можно назвать приказ Мин­фина России от 7 февраля 2003 г. № 15н «Об организации работы Министерства финансов РФ» по реализации по­ложений Бюджетного кодекса РФ. Специфика инструкции как источника финансового права состоит в том, что она имеет целью разъяснение деталей, подробностей исполнения закона или иного акта государства.

Добавить комментарий