Система источников

Российское право – это преимущественно законодательное право. Оно развивается главным образом законодательным путем и характеризуется бурным обновлением текущего законодательства в связи с принятием новой Конституции Российской Федерации 1993 г. и изданием важных нормативных правовых актов.

Конституция Российской Федерации закрепляет следующие фундаментальные принципы системы источников права.

Во-первых, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, а соблюдение и защиту прав человека и гражданина – обязанностью государства (ст. 2). Конституция признает права и свободы человека «непосредственно действующими» (ст. 18). Все это означает, что любой закон или иной нормативный акт может считаться правомерным только при условии соблюдения им прав человека.

Во-вторых, признание за Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством верховенства и высшей юридической силы на всей территории России (п. 2 ст. 4 и п. 1 ст. 15). Все законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Принцип верховенства законов регулируется с учетом особенностей разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.

В-третьих, закрепление приоритета общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерацией перед национальным правом (п. 4 ст. 15).

Источниками российского права являются: закон, иной нормативный правовой акт, обычай, договор, судебная практика, общие принципы права, международно-правовые акты.

Для современной правовой системы России характерно признание приоритетным источником права закона.

Конституция – важнейший источник российской правовой системы. Она может рассматриваться как источник права в следующих значениях:

  1. Высшая юридическая сила Конституции проявляется, во-пер вых, в том, что нормы законов и иных нормативных правовых актов должны соответствовать нормам Конституции, и, во-вторых, в том, что сами законы и иные нормативные правовые акты принимаются предусмотренными Конституцией органами и в установленном ею порядке.

  1. Конституция России имеет прямое действие.

  1. Российская Конституция в определенной степени формирует структуру федерального законодательства, т.е. в ряде статей оговаривает, какие и в каких случаях должны быть изданы законодательные акты.

  2. Конституция России указывает на особую значимость как источника права гл. 1 «Основы конституционного строя». Никакие по правки, изменения, вносимые в Конституцию, не могут противоречить положениям этой главы. Глава 1 Конституции является источником самого конституционного законодательства.

В качестве источников российского права выступают также федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Роль законов в системе источников российского права будет возрастать. Законы должны быть социально обусловлены и материально обеспечены.

Доминирующая роль закона не исключает, однако, важного значения других факторов, воздействующих на развитие российского права, в том числе его источников.

Что касается иных нормативных правовых актов, то наблюдается расширение «указного законодательства», засилье ведомственного нормотворчества. Весьма важно соответствие иных нормативных правовых актов законам.

В современном российском законодательстве все большее признание получает обычай как источник права. Гражданский кодекс России признает в общей форме, а не для отдельных отношений возможность применения обычаев, не противоречащих закону или договору (ст. 5 и 6 ГК).

Новым явлением для российской правовой системы является заключение нормативных договоров и соглашений между органами Федерации и ее субъектов. Это договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами Российской Федерации и органами субъектов Федерации. Первый из таких договоров был заключен 31 марта 1992 г. и получил название Федеративного Договора. Он сыграл важную роль в деле сохранения и упрочения единства России как Федерации нового типа.

Судебная практика занимает важное место в российской правовой системе. Если в советское время признание судебной практики трактовалось как покушение на принципы социалистической законности и верховенства закона, то в современный период все больше ученых-юристов признают судебный прецедент источником российского права. Считается, что Россия в отличие от стран англо-американской правовой семьи пойдет своим путем в деле становления актов судебной власти в качестве источника права. Так, в настоящее время многие решения Конституционного Суда России (например, о неконституционности тех или иных правовых норм), по существу, являются источником права.

Следует отметить, что судебный прецедент имеет качество производного от законодательства: ни одно из судебных решений не должно иметь преимущество перед законом. Вместе с тем признание судебной практики источником права значительно повысит роль суда и правосудия в жизни общества, придаст российской правовой системе динамизм, повысит эффективность правоприменения.

Общие принципы права являются источником российского права. Они могут использоваться как источники права в двух случаях:

во-первых, в случае наличия пробела в праве, когда необходимо применение аналогии права;

во-вторых, в случае издания таких нормативных правовых актов, необходимость принятия которых прямо вытекает из принципов права.

Международно-правовые акты признаются важнейшими источниками российского права. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции, «…общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.» Порядок реализации указанных норм международного права весьма разнообразен для разных отношений, и практика их применения все более расширяется. Она охватывает не только сферу частного права (гражданского, семейного, трудового), но и права публичного, что прежде всего относится к деятельности правоохранительных органов и судов.

Органы государственной власти в своей деятельности обязаны не только соблюдать нормы международного права, но и принимать в пределах своей компетенции меры, необходимые для их соблюдения.

Следует обратить внимание также на право каждого российского гражданина (в соответствии с международными договорами Российской Федерации) обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, например, в Европейский суд по правам человека, в соответствующие комиссии и комитеты ООН, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В основе признания права граждан на обращение в межгосударственные органы лежат:

во-первых, процесс возрастания роли международных организаций в деле защиты прав и свобод человека;

во-вторых, признание Россией юрисдикции межгосударственных органов по защите прав и свобод человека.

Таким образом, система источников российского права отражает традиционную для всех стран романо-германской правовой семьи концепцию, согласно которой право не создается априорным путем и не содержится исключительно в законодательных нормах.

Источники права – внешние формы выражения правотворческой деятельности государства (совокупность нормативно-правовых актов в государстве, т.е.законов и подзаконных актов)

Источники права:

1) правовой обычай

2) судебный прецедент

3) нормативно-правовой акт

1) Правовой обычай – правило поведения, которое сложилось вследствие его фактического применения в течение длительного времени, и которое признается государством в качестве общеобязательного правила поведения.

Обычай был основным регулятором общ.отношений на ранних этапах развития чел. общества. Постепенно обычай вытесняется и заменяется нормативным актом. В настоящее время роль обычая не велика. (примеры: закон XII таблиц, Салическая правда.)

Правовой обычай используется и в ряде современных правовых систем (традиц., религ). В российской правовой системе роль правового обычая незначительна. (ст 5 ГК РФ: отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота)

2) судебный прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, когда он может стать правилом для разрешения новых дел в будущем.

Судебный прецедент распространен преимущественно в странах общ. правовой системе (США, Канада, Австралия, Нов.Зеландия, Великобритания). Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда. В РФ судебный прецедент не применяется. Использование прецедента на практике запутывает систему правовых норм, не дает возможности их систематизировать.

3) нормативно-правовой акт — правовой акт, принятый компетентным на то органом и содержащий правовые нормы.

НПА направлен на урегулирование определенных общественных отношений. (Конституция, Законы, Подзаконные акты)

Нормативный акт – один из основных наиболее распространенны форм современного континентального права. (Германия, Франция, Италия, Россия и др)

Нормативные акты являются официальным документом, носителем юр значимой информации. Он может быть издан оперативно, изменен в любой части, что позволяет относительно быстро реагировать на соц.процессы.

Нормативные акты систематизированы в кодексы, что позволяет легко осуществить поиск определенного документа. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что позволяет проводить единую политику. Нормативные акты охраняются и поддерживаются государством.

Источники права в РФ:

1) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры

2) законы

3) подзаконные акты

4) нормативные договоры

1) руководящие начала, фундаментального положения международного права, признанные всеми субъектами международного права, отступать от которых нельзя.

Международный договор – определенно выраженное соглашение между 2 или несколькими субъектами международного права относительно установления, изменения и прекращения их прав и обязанностей.

РФ заключила несколько тысяч международных договоров по самым различным вопросам: политич, эконом, спец.

В 1995 г. принят федеральный закон о международных договорах РФ.

Положение международных договоров в РФ имеют преимущества перед законами России, о чем сказано в п.4 ст.15 Конституции РФ.

2) Законы – правовой акт юридической силы, принятый в особом процедурном порядке высшими законодательными, представительными органами власти или референдумом и регулирует наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

— обладает высшей юр силой

— принимаются высшими законодательными или представительными органами власти или референдумом

— регулирует наиболее важные общественные отношения

Законы могут квалифицировать по различным основаниям:

1) по юр силе:

— Конституция РФ – основной закон государства

— Федеральные Конституционные Законы (ФЗК)

— Федеральные Законы (ФЗ)

— законы субъектов РФ

— Конституция РФ – основной закон государства, основополагающий учредительный, политико- правовой акт, закрепляющий правовой строй, права и свободы человека и гражданина, определяет форму правления и гос. устройство, учреждающий фед. органы гос. власти. принята 12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме.

Она имеет прямое действие на всей территории, обладает высшей юр силой, все законы и подзаконные акты не могут противоречить Конституции РФ.

Граждане и юр лица обязаны ее соблюдать. Она является юр базой для всего действующего законодательства. Республики в составе РФ имеют свои конституции, положения, которые не должны расходиться с Конституцией РФ.

— ФЗК (2/3 дума, ¾ члена сов федерации. президент подписывает в теч 14 дней) принимаются по вопросам предусмотренными и связанными с Конст.РФ. (ФЗК об арбитраж. судах, о конституционном суде, о референдуме и тд)

— ФК (принимаются большинством голосов думы) — акты текущего законодательства, посвященные различным вопросам общественной жизни фед.закон об акционерных обществах, ГК, Семейный кодекс и др

— законы субъектов РФ принимаются законод представ органами субъекта

Они обязательны к исполнению на территории соответствующего субъекта, не должны противоречить Конст РФ, ФКЗ, ФЗ.

2) по признаку федеративного устройства:

— федеральные (действуют на всей территории РФ)

— субъектов федерации (действуют на определенной территории региона)

3) по кругу лиц

— общего действия (Конст РФ)

— специального действия (гражд. кодекс, сем. кодекс)

Подзаконные нормативные акты – принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

Виды подзаконных актов:

1. Указы и распоряжения президента РФ

2. Постановления и распоряжения правительства РФ

3. Нормат. акты министерств и иных фед органов исполнительной власти

4. Нормативные акты органов гос власти субъектов РФ

5. Нормативные акты органов местного самоуправления

6. Локальные нормативные акты

Акт признается главой государства

Указы обязательны для исполнения на всей территории РФ. не должны противоречить конституции РФ и ФЗ, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных ст 90 Конст РФ

Сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Публикуются в специальных изданиях.

Конституционность главы государства может быть проверена Конституционным судом РФ.

Указы президента издаются по основным направлениям внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа президента РФ конституции и законам РФ на основании заключения Конституционного суда, указ утрачивает силу.

2. Особенностью актов правительства является то, что они могут быть приняты на основании законов РФ. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Подписывается председателем правительства.

3. Министерства и ведомства могут издавать приказы, инструкции, положения, уставы, наставления, содержащие нормы права в случаях пределов, предусмотренных законами РФ и постановления правительства РФ. Издание любого акта должно быть основано на указании вышестоящих органов. Они издаются для реализации функций гос. управления в различных сферах общественной жизни (науки, культуры, здравоохранения). Нормативные акты затрагивают права и свободы, иные законы, интересы граждан, а также носящие межведомственный характер подлежат гос. регистрации в министерстве юстиций РФ и публикуются не позднее 10 дней после регистрации.

4. Как представительные, так и законодательные органы власти принимают решения, постановления, распоряжения. Издаваемые ими нормат акты действуют лишь на территории соответствующих регионов. Решения регионального уровня доводятся до исполнения в течении 7 дней но не позднее даты вступления в силу. Они должны соответствовать вышестоящему законодательству.

5. Акты, принимаемые органами местного самоуправления в пределах их компетенции и действуют на территории соответствующих муниципальных образований.

6. Акты, содержащие нормативные предписания, принятые на уровне конкретных организаций, и регулируют их внутреннюю жизнь (устав организаций, правила внутреннего трудового распорядка)

12

Тема 3. Система правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС

Система источников права в РФ

Характеристика федеральных законов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Система источников права в РФ

Основным источником правав Российской Федерации является нормативно-правовой акт.

Иерархию нормативно-правовых актовв Российской Федерации составляют:

• Конституция РФ;

• федеральные конституционные законы;

• федеральные законы;

• нормативные указы Президента РФ;

• постановления Правительства РФ;

• нормативные акты министерств и ведомств РФ;

• законы субъектов РФ;

• подзаконные акты органов власти субъектов РФ;

• локальные нормативные акты.

Конституция РФявляется источником права высшей юридической силы.

Она закрепляет основы экономического строя; основы политического строя; основополагающие права и свободы человека; федеративное устройство России; устанавливает систему органов государственной власти.

Нормы Конституции влияют на все иные правовые нормы, так как они не должны противоречить конституционным.

Федеральные конституционные законыпринимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции (непосредственно развивают ряд положений Конституции), характеризуются более сложной процедурой принятия и отличаются повышенной стабильностью. Занимают промежуточное положение между Конституцией и федеральными законами.

Федеральные законыпринимаются (как и федеральные конституционные законы) Государственной Думой и Советом Федерации ФС РФ. Федеральные законы распространяют свое действие на территорию всей страны и регулируют наиболее важные сферы общественных отношений. По своей юридической силе федеральный закон возвышается над всеми иными нормативными актами (кроме Конституции и федеральных конституционных законов) подзаконными актами, которые должны соответствовать федеральному закону.

Указы Президента РФмогут быть:

• нормативными (содержать нормы права общего характера);

• ненормативными (например, регулировать вопросы назначения конкретных лиц на государственные должности).

Нормативные указы Президента обладают высшей юридической силой среди подзаконных актов. Они, как правило, распространяют свое действие на территорию своей страны и общеобязательны для исполнения. Указы Президента должны соответствовать Конституции и федеральным законам.

Примером такого акта, в частности, может служить Указ Президента РФ от 13.11.2012 N 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций», которым Правительству РФ было предписано создать до 1 января 2014 г. комплексную систему экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Примером иного вида президентского подзаконного акта может служить Поручение Президента РФ от 15.11.2011 N Пр-3400 «Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года».

Актами Правительства РФявляются:

• постановления (содержат нормы права);

• распоряжения (регулируют оперативно-технические вопросы).

Следовательно, нормативно-правовыми бывают только постановления Правительства РФ. Данные акты издаются:

• для регулирования важнейших вопросов экономики и государственной жизни;

• только на основании и во исполнение законов РФ и указов Президента РФ.

Пример. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 26.01.2017) утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которое определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 (ред. от 14.11.2015) утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, которое определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.

Кроме того, действует постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны», Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (ред. от 10.09.2016) «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств(государственных комитетов, комитетов, федеральных агентств, федеральных инспекций, федеральных служб) принимаются в форме приказов, инструкций, положений, постановлений, писем, уставов.

Данные акты обычно регулируют общественные отношения в сферах экономики; науки; образования; здравоохранения; культуры; обороны и безопасности; правоохранительной деятельности.

Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств издаются только в случаях и пределах, установленных:

• федеральными законами;

• указами Президента РФ;

• постановлениями Правительства РФ,

и обязательны для организаций, учреждений, должностных лиц, подведомственных данным министерствам и ведомствам и для граждан.

Среди интересующих нас подзаконных актов этого уровня нас интересуют, прежде всего, приказы МЧС России. Например:

Приказ МЧС России от 26 декабря 2014 года N 731 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

Приказ МЧС России от 14.06.2016 N 323 (ред. от 07.12.2016) «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Приказ МЧС России от 17.12.2008 N 783 (ред. от 26.09.2016) «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

Приказ МЧС России от 14.11.2008 N 687 (ред. от 01.08.2016) «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».

Согласно Конституции РФ 1993 года субъекты Российской Федерации имеют право принимать законы (ст. 73 «обладают всей полнотой государственной власти»).

Законы субъектов РФ принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ и регулируют вопросы:

• исключительно ведения субъектов РФ;

• совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Законы субъектов федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, общеобязательны для исполнения на территории соответствующего субъекта РФ и обладают большей юридической силой, чем подзаконные акты субъекта РФ (ст. 76 Конституции РФ).

Среди законов субъектов РФ выделяются законы, обладающие высшей юридической силой на территории субъекта РФ, конституции республик в составе РФ, уставы иных субъектов федерации.

Пример. Закон Смоленской области от 25.03.2002 N 34-з «О защите населения и территории Смоленской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» направлен на регулирование правоотношений в сфере защиты населения и территории Смоленской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Органы государственной власти субъекта РФ во исполнение законов субъекта РФ издают подзаконные акты.

Пример.

Указ Губернатора Смоленской области от 13 сентября 2016 г. N 88 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Смоленской области».

Постановление Администрации Смоленской области от 07.10.2014. № 687-ДСП «Об утверждении состава эвакуационной комиссии Смоленской области».

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также регулирующие вопросы гражданской обороны. Законодатель установил, что в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования; 2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

Пример.

Распоряжение Администрации муниципального образования «Ельнинский район» Смоленской области от 28.09.2016 № 963″Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании «Ельнинский район» Смоленской области».

Локальные нормативные акты охватывают своим действием отдельные организации, предприятия и учреждения различных форм собственности.

Нормативный договор является отдельным видом источника права в РФ. Примером нормативного договора является Федеративный договор РФ от 31 марта 1992 года. Он регулирует общественные отношения в сфере построения Федерации и взаимоотношения ее с субъектами, а также отношения между субъектами РФ.

К источникам права РФ относятся международные договоры РФ и признанные РФ международные нормы. Согласно Конституции РФ нормы данных актов действуют в РФ непосредственно.

Обычай является редкой формой (источником) права РФ. Среди правовых обычаев можно привести обычаи делового оборота, санкционированные Гражданским кодексом РФ.

Источники права в Российской Федерации

Источниками права в Российской Федерации являются права и свободы человека и гражданина, общепризнанные принципы и нормы международного права, нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры, судебный прецедент, правовой обычай.

Конституция РФ закрепляет основополагающие принципы системы источников правовых норм. Основным из этих принципов является признание и закрепление в Конституции прав и свобод человека высшей ценностью, а защиту прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства (ст. 2). Данное положение Основного закона исходит из понимания того, что основные права и свободы человека имеют естественный неотчуждаемый характер, присущий природе человеческой личности, то есть эти права и свободы человека возникают и существуют не по волеизъявлению государства (законодателя).

Признание достоинства личности, его неотъемлемых прав и свобод является основой свободы, равенства и справедливости. Конституция объявляет, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18).

Значит, никакой закон, тем более подзаконный правовой акт, не может попирать основные права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции и в международных обязательствах государства. Осуществляя свои права и свободы, человек непосредственно руководствуется ими, его поведение считается правомерным. Поэтому основные права и свободы человека — это основа законов, их смысла и содержания, а следовательно, источник законности иных источников права.

Важнейшим конституционным принципом системы источников права является положение о том, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Данный принцип означает, что Конституция обладает верховенством над законами и подзаконными правовыми актами. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы.

Прямое действие Конституции означает, что данное положение подлежит реализации независимо от наличия конкретизирующих и развивающих ее нормативных актов, то есть если конкретизирующего нормативного акта нет, то правоприменительные органы обязаны принять необходимое решение непосредственно, ссылаясь на Конституцию. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении № 8 от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» разъяснил, что «суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

  • когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
  • когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
  • когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
  • когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

В случаях, когда статья Конституции РФ является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения».

Следующим фундаментальным принципом системы права является конституционное положение приоритета международного права перед национальной правовой системой Российской Федерации. Закрепленное в Конституции положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации, имеет важные правовые последствия. Во-первых, правоприменительные органы, включая Конституционный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в пределах их компетенции вправе применять нормы международного права при рассмотрении конкретных дел в случаях, определенных законодательством.

Во-вторых, физические и юридические лица вправе на основе данного конституционного положения апеллировать к нормам международного права в целях защиты своих прав.

Если нормы национального (внутригосударственного) права противоречат общепризнанным принципам и нормам международного права, то применяются правила, установленные нормами международного права. Конституционный Суд РФ, рассматривая конкретные дела, часто обосновывал свои решения ссылками на общепризнанные принципы и нормы международного права, в частности относящиеся к правам и свободам человека и гражданина.

Добавить комментарий