Система конституционного суда

Конституционный суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Данная формулировка позволяет сделать вывод о двойственном характере правовой природы КС.

КС РФ является не только судебным органом, но и одним из высших конституционных органов, что отличает его от ВС.

Главная функция КС – обеспечение конституционного контроля – обусловила сущностные отличия КС от других судов. КС как орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных правовых актов. Конституционный Суд решает исключительно вопросы права.

Статус КС не предполагает обжалования принимаемых им решений. КС – единственный орган судебной системы РФ, который вправе проверять соответствие нормативных правовых актов Конституции РФ и в случае неконституционности лишать их юридической силы.

В отличие от назначаемых Советом Федерации председателей ВС, председатель КС РФ избирается судьями КС.

ПОЛНОМОЧИЯ, СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КС РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) дает толкование Конституции Российской Федерации;

3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Судьей КС может быть гражданин России, достигший не менее 40 лет, имеющий высшее юридическое образование и опыт работы по профессии не менее 15 лет.

Каждый судья назначается на должность тайным голосованием членов Совета Федерации.

Судья КС не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья КС не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях партий и движений, заниматься иной политической деятельностью.

Независимость судьи КС обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, установленной процедурой судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения и гарантий безопасности, соответствующих его высокому положению.

Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

В пленарном заседании Конституционного Суда РФ судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке Председателя, заместителя Председателя и судью – секретаря Конституционного Суда РФ сроком на три года.Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

Судебная система представляет собой самостоятельную и независимую ветвь власти, имеющую огромное значение для правового государства. Конституционные суды были образованы во многих странах для контроля за соответствием принимаемых нормативных актов положениям основного закона.

В России этот юридический механизм позволяет обеспечить практическое применение Конституции РФ, соблюдение гражданских прав и свобод, регулирует процесс формирования и деятельность органов государственной власти.

Структура Конституционного суда РФ

Порядок работы и полномочия Конституционного суда определены статьей 125 Конституции РФ и федеральным конституционным законом «О Конституционном суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года.

В этом органе высшей судебной власти работают 19 судей. Они назначаются по представлению Президента России решением Совета Федерации. Согласно вышеупомянутому закону, прежде чем стать судьей Конституционного суда, кандидат на эту должность обязан проработать не менее 15 лет в правовой сфере и достичь, как минимум, 40-летнего возраста. Полномочия судей не ограничены конкретным сроком.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Роль и значение Конституционного суда РФ 450 руб.
  • Реферат Роль и значение Конституционного суда РФ 250 руб.
  • Контрольная работа Роль и значение Конституционного суда РФ 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Судья Конституционного суда не имеет права быть членом какой-либо политической организации, участвовать в избирательных кампаниях, а также руководить общественным объединением, независимо от его направленности. Данное должностное лицо не может публично высказываться, выступая перед любой аудитории или в СМИ, по вопросам государственного устройства, работы властных структур или другим темам, которые могут стать предметом рассмотрения Конституционного суда. Этот высший орган судебной власти и все его члены должны оставаться вне политики, сохраняя нейтралитет, и руководствоваться в своей деятельности исключительно положениями основного закона нашей страны.

Конституционный суд России работает по двухпалатной системе. Состав этих палат формируется на основании результатов жеребьевки. Руководство деятельностью данного учреждения осуществляет Председатель Конституционного суда РФ.

Полномочия Конституционного суда РФ

В ходе пленарных заседаний Конституционный суд РФ рассматривает следующие вопросы:

  1. соответствие конституций республик и уставов субъектов РФ Конституции России;
  2. толкование Конституции РФ;
  3. соблюдение порядка выдвижения обвинения против Президента России в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления;
  4. утверждение посланий Конституционного суда
  5. законодательная инициатива в рамках своего ведения.

Все остальные вопросы, отнесенные к полномочиям Конституционного суда, обсуждаются на заседаниях палат. К ним относятся:

  1. соответствие законов и иных нормативных актов, принятых федеральными и региональными органами власти, положениям Конституции РФ;
  2. экспертиза международных договоров, которые планирует ратифицировать Российская Федерация;
  3. споры между органами государственной власти различного уровня об их компетенции;
  4. проверка конституционности закона по жалобам граждан на нарушение их прав и свобод, а также по судебным запросам.


Рисунок 1.

Решения Конституционного суда РФ

Конституционный суд принимает следующие решения:

  1. постановление;
  2. заключение;
  3. определение.

Остановимся на каждом из них подробнее.

  1. Постановление Конституционного суда представляет собой итоговое решение по большинству вопросов, рассмотрение которых относится к ведению этой высшей судебной инстанции. Речь идет о соответствии всех принимаемых в стране нормативно-правовых актов и законов требованиям Конституции РФ, о разграничении полномочий органов государственной власти различного уровня, о толковании положений главного документа страны.
  2. Заключение Конституционного суда также является итоговым решением. Оно принимается в случае выдвижения депутатами Государственной Думы официального обвинения против Президента РФ в государственной измене или в ином тяжком преступлении. В заключении содержится результат проверки на соблюдение установленного порядка предъявления таких обвинений главе государства.
  3. Определение Конституционного суда – это решение по организационным вопросам деятельности данного органа высшей судебной власти. Например, об избрании Председателя или его заместителя, утверждении регламента, а также об отказе в принятии к рассмотрению отдельных обращений граждан или судебных запросов. Приостановление действия оспариваемого нормативного акта или процесса ратификации какого-либо международного договора до принятия итогового решения по данным вопросам также оформляется в форме определения Конституционного суда.

Юридическое значение решений Конституционного суда РФ

Конституционный суд занимает исключительное место в системе политической власти. Он выступает одним из действенных механизмов обеспечения основных гражданских прав и свобод в нашей стране.

Этот высший орган судебной власти непосредственно влияет на деятельность Президента России и административных структур разного уровня, лишая юридической силы документы, не соответствующие Конституции РФ, разрешая возникающие споры о разграничении полномочий, а также толкуя положения основного закона страны. Тем самым, Конституционный суд формирует правовую доктрину, обязательную для исполнения любыми государственными органами.

Все принятые Конституционным судом решения немедленно вступают в силу, не требуют подтверждения или согласования с другими властными структурами, действуют непосредственно на всей территории России. Постановления, заключения и определения Конституционного суда обязательны для исполнения всеми должностными лицами государства, гражданами и общественными объединениями.

Нормативно-правовые акты, а также их отдельные статьи и положения, принятые любыми органами власти, утрачивают свою силу и не могут применяться, если Конституционный суд признал их несоответствующими основному закону страны. А решения других судебных инстанций, основанные на признанных неконституционными нормативных актах, должны быть пересмотрены и не подлежат исполнению.

Правительство России и органы власти субъектов РФ должны внести исправления в принятые ими законы в течение 3 месяцев после принятия соответствующего решения Конституционным судом.

Замечание 1

О роли и значении этого высшего органа судебной власти свидетельствует и тот факт, что он рассматривает вопрос о соответствии установленному порядку предъявленного Президенту РФ обвинения в государственной измене или ином тяжком преступлении. С подобной инициативой в Конституционный суд может обратиться только Государственная Дума.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.Место КС в суд.сист:с одной стороны КС является органом правосудия составной частью судебной власти с учетом своих полномочий применяющий и толкующий конституционные нормы,с другой стороны согл.ст 10 КРФ он явл.федеральным органом ветви гос.власти который в силу занимаемого им места может оказать воздействие на д-ость др.ветвей власти устанавливая их объем и полномочия. КРФ и фкз от 12 июля 1994 «О конституционном суде РФ». Конституционный суд РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов. Финансирование конституционного суда РФ производится за счёт федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме.КСРФ самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.Цели КС РФ:защитеа основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина; обеспечении верховенства и прямого действия конституционной законности.К задачам Конституционного суда РФ относят: способствование утверждению законности; укрепление правопорядка; воспитание в должностных лицах и гражданах уважения к Основному закону РФ.

К основным функциям Конституционного суда РФ относят: конституционный контроль; толкование Конституции РФ; правотворчество.Конституционное производство осущ.на основе:1)принципа независимости(судьи КС РФ независимы и при осущ-ии своих полномочий руководствуются только КРФ и ФКЗ о КС РФ.в д-ости судь выступают в личном к-ве и не представляют гос.или общ.органов)2)Принципа коллегиальности(рассмотрение дел и вопросов и принятия решений по ним производятся КС РФ коллегиально.Решение принимается только теми судьями которые учавствовали в рассмотрении дела в суд.заседании)3)Принципа гласности(рассмотрение дел в заседаниях КС РФ открыто за искл.случает предусмотренных ФКЗ о КС РФ.решения провозглашаются публично)4)Принципа устности разбирательства(заслушиваются покозания)5)Принципа языка конституционного судопроизводства(производство ведется на русском языке,участникам не владеющим языком право давать показания на др.языке)6)Принципа неприрывности судебного заседания(заседания КС РФ происходит неприрывно за иск.времени отведенного для отдыха)7)принципа состязательности и равноправия сторон(стороны пользуются равными правами при отстаивании своей позиции)

25) Организация конституционного суда РФ. Его состав и компетенция.

В соответствии с ч. 1 ст. 125 и ч. 1 ст. 128 Конституции РФ Конституционный Суд РФ должен состоять из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое готовится и вносится с соблюдением установленного порядка. К.с. состоит из двух палат включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путём жеребьёвки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом конституционного суда. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Председатель и зам.пред. к.с. РФ не могут входить в состав одной и той же палаты. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в её заседаниях определяется на заседании палаты. В пленарных заседаниях участвуют все судьи к.с. РФ, в заседаниях палат судьи входящие в соотв. Палату.в пленрарных заседаниях рассматр.вопросы:-дела о соотв.КРФ ФЗ.-вопросы толкования К.-заключение о соблюдении уст.порядка выдвижения обвинения Президента РФ. К.с. РФ уполномочен: 1) разрешать дела о соответствии Конституции РФ – фед. Законов, н.а президента РФ \ совета федерации \ государственной думы \ правительства РФ, конституций республик, договоров между органами власти и т.д. 2) Решать споры о компетенции – между фед. Органами гос. власти, между фед. Органами гос. власти и органами гос. власти субъектов, между высшими гос. органами субъектов федерации. 3) по жалобам граждан и по запросам судов проверять конституционность закона применённого или подлежащего применению в конкретном деле. 4) давать толкование конституции РФ. 5) давать заключение в соблюдении порядка выдвижения обвинения президента РФ в гос. измене и в совершении иного тяжкого преступления. 6) выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. 7)давать толкование КС РФ.По вопросам совей внутренней д-ости КС РФ принимает регламент КС РФ.Д-ость КС РФ обеспечивает аппарат,состоящий из секретариата КС РФ и иных подразделений(осущ.организационное,научно-аналитическое обеспечение КС РФ)официальным изданием КС РФ является «вестник КС РФ»

Система судов общей юрисдикции (общая характеристика

Система судов общей юрисдикции (общ. характеристика).

К судам общей юрисдикции относятся ВС РФ, верховные суды республик, краев, областные суды, суды городов фед.значения, суды автономной обл. и АО, районные суды, военные специализированные суды, а также мировые судья.

Задачи судов общей юрисдикции:

•обеспечение и защита нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов физ. и юр.лиц, а также прав и охраняемых законом интересов РФ, ее субъектов, фед.органов гос.власти, органов гос.власти суб.РФ и органов местного самоуправления;

•укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений;

•защита основ конституционного строя РФ, ее целостности и безопасности.

На основе демократических принципов осуществления судебной власти, закрепленных в Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ», в соответствии с возложенными на них задачами суды общей юрисдикции выполняют следующие функции:

•осуществление правосудия;

•контроль законности и обоснованности решений и действий гос.органов и должностных лиц;

•изучение и обобщение суд.практики;

•ведение и анализ суд.статистики;

•разъяснение действующего законодательства (по вопросам их ведения);

•обращение в КС РФ с запросом о проверке закона или иного норм.акта, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом судом деле;

•разработка предложений по совершенствованию законов и иных норм.актов (по вопросам их ведения).

Осуществляя правосудие, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают:

•в порядке уголовного судопроизводства – все уголовные дела;

•в порядке гражданского судопроизв. – все гражданские дела, за исключением дел, подведомственных другим судебным органам (КС РФ, арбитражным судам);

•в порядке административного судопроизв. – дела об административных правонарушениях.

•Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются ФКЗ

Понятие судебных инстанций

Судебная инстанция – это группа судебных органов, обладающих равнозначными процессуальными полномочиями при производстве по конкретному делу.

Отнесение суда или судебного органа к той или иной инстанции не зависит от территории, на которой создан и действует суд. Здесь главным становится то, какой из судов рассмотрел данное дело по существу и как далее оно продвигалось по судебной системе, что происходило с делом в разные моменты производства. При производству по любому делу могут участвовать суды I, II (апелляционной или кассационной) и надзорной инстанции.

Судом I инстанции называется суд, рассматривающий и разрешающий дело по существу. В роли суда I инстанции может оказаться любой из судов общ.юрисдикции. Судом II инстанции называется суд, проверяющий решения нижестоящего суда, не вступившие в законную силу.

Производство во II инстанции для судов общ.юрисдикции различается в зависимости от порядка проверки на две самостоятельные процедуры и может осуществляться в апелляционном или в кассационном порядке.

Апелляционная инстанция судов общ.юрисдикции проверяет законность и обоснованность решения, не вступившего в законную силу, вынесенного мировым судьей. Для арбитражных судов апелляционный порядок проверки установлен для решения суда субъекта РФ, не вступивших в законную силу.

Кассационной инстанцией в подсистеме судов общ.юрисдикции называется суд, проверяющий не вступившие в законную силу решения, вынесенные федеральными судами в качестве суда I инстанции, а также решения апелляционной инстанции. Кассационная инстанция в подсистеме арбитражных судов – это судебный орган, проверяющий решения арбитражных судов субъектов РФ, вступившие в законную силу, и решения апелляционных судов.

Надзорная инстанция – это судебный орган вышестоящего суда, правомочный проверять решения нижестоящих судов (I, апелляционной, кассационной и нижестоящей надзорной инстанции), вступившие в законную силу. Такими полномочиями наделяются президиумы судов субъектов РФ и военных окружных (флотских) судов, судебные коллегии ВС РФ, Президиум ВС РФ. В подсистеме арбитражных судов надзорной инстанцией может быть единственный судебный орган – Президиум ВАС РФ.

Через систему судебных инстанций и благодаря возможности проверить законность и обоснованность решений нижестоящего суда вышестоящим судом, обеспечивается функциональная связь всех судов отдельной подсистемы и единство всей судебной системы.

Особое место в судебной системе РФ занимает Конституционный суд (КС РФ, выступающий гарантом закрепленных в КРФ прав и свобод граждан и организаций). Конституционный суд является федеральным судом. Данный суд — орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть, посредствам конституционного судопроизводства. Основными принципами его деятельности являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Решения КС РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами.

КС РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов. Финансирование данного суда производится за счет федерального бюджета, а средствами, полученными КС РФ он распоряжается самостоятельно. КС РФ самостоятельно и независимо осуществляет информационное, и кадровое обеспечение совей деятельности.

Полномочия КС РФ

Конституционный суд уполномочен:

разрешать дела о соответствии КРФ:

ФЗ, нормативных актов президента, Совета Федерации, гос думы и правительства

Конституцией республик и уставов, а так же иных нормативных актов субъектов РФ

Договоров между органами гос власти РФ и органами гос власти субъектов

Не вступивших в силу международных договоров РФ

Разрешает споры о компетенции:

Между федеральными органами гос власти

Между органами гос власти РФ и органами гос власти субъектов РФ

Между внешними гос органами субъектов РФ

По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан.

Давать толкование КРФ

Выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения и т.д.

Конст. Суд решает исключительно вопросы права, он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств дела, поскольку это входит в компетенцию других судов или органов.

Добавить комментарий