Система органов государственного управления

Президент. Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина является Президент Республики Беларусь. Он гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Его долг – принимать меры по охране суверенитета страны, ее национальной безопасности и территориальной целостности. Одна из основных функций, возложенных на президента, – обеспечение экономической и политической стабильности в стране.

Президент обладает правом законодательной инициативы, издает указы, распоряжения и декреты, имеющие силу закона на территории Республики Беларусь. По конституции все законы подписывает глава государства.

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

В настоящее время Президентом Республики Беларусь является Александр Григорьевич Лукашенко.

Президент Беларуси является главой белорусского государства. Его полномочия регламентируются Конституцией Беларуси и законом «О Президенте Республики Беларусь».

Белорусский Президент напрямую избирается народом Беларуси на пять лет. Каждый белорус в возрасте от 18 лет может принимать участие в голосовании. Кандидат в президенты должен: быть старше 35 лет, проживать в Беларуси в течение минимум 10 лет

Помимо главы государства Президент Республики Беларусь является:

— главнокомандующим Вооруженными Силами Беларуси;

— главой Совета Безопасности;

— гарантом Конституции Республики Беларусь.

Президент также отвечает за:

— суверенитет Республики Беларусь;

— национальную безопасность;

— территориальную целостность;

— политическую и экономическую стабильность.

В компетенцию Президента Беларуси входит:

— реализация основных направлений внутренней и внешней политики;

— представление белорусского государства на международной арене;

— назначение очередных и внеочередных выборов парламента;

— назначение премьер-министра и председателей важнейших судов Беларуси;

— подписание проектов законов;

— предоставление амнистии осужденным заключенным;

— присуждение государственных наград, званий и чинов.

Парламент. Национальное собрание Республики Беларусь – парламент – состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики. В составе Палаты представителей 110 депутатов. Они избираются по избирательным округам и представляют интересы граждан. Совет Республики – палата территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов базового уровня каждой области и города Минска по 8 членов Совета Республики. Столько же членов Совета Республики назначает президент страны.

Основная функция Национального собрания Республики Беларусь – законотворческая. В Палате представителей действует 14 Постоянных комиссий. Срок полномочий Парламента — четыре года.

Парламент Беларуси называется Национальное собрание Республики Беларусь. Является органом представительной и законодательной власти Республики Беларусь.

Парламент Беларуси состоит из двух палат:

— Палата представителей;

— Совет Республики.

Палата представителей ежегодно проводит по 2 очередные сессии. Внеочередные сессии созываются по инициативе Президента страны.

В Беларуси парламент избирается сроком на 4 года.

Палата представителей

В составе Палаты представителей 110 депутатов, избираемых народом Беларуси.

Депутаты должны быть гражданами Беларуси в возрасте от 21 года. Они могут быть членами правительства, но не могут в то же время работать в Совете Республики.

Функции Палаты представителей:

— рассмотрение проектов законов;

— назначение выборов Президента;

— одобрение кандидатов, назначаемых Президентом на пост Премьер-министра;

— оценка работы правительства;

— инициация вотумов недоверия, если это необходимо.

Совет Республики

Совет Республики – это региональный представительный орган, состоящий из 64 членов.

Местные Советы избирают 56 членов: 8 от каждой области и 8 от Минска. Еще 8 членов назначает Президент Беларуси.

Кандидаты в члены Совета Республики должны:

— быть в возрасте от 30 лет;

— постоянно проживать в соответствующем регионе Беларуси по меньшей мере 5 лет.

Основная функция Совета Республики – принятие или отклонение проектов законов, одобренных Палатой представителей.

Правительство. Центральным органом государственного управления в Беларуси является правительство – Совет Министров Республики Беларусь. В соответствии с Конституцией он осуществляет исполнительную власть в республике, руководит системой подчиненных ему органов государственной и исполнительной власти. В своей деятель ности правительство подотчетно президенту страны и ответственно перед парламентом. Совет Министров обладает правом законодательной инициативы.

Правительство Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственного управления (министерств) и других органов исполнительной власти.

Совет Министров Республики Беларусь — коллегиальный орган. В его состав входят Премьер-министр, его заместители и министры. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.

Правительственные органы Беларуси национального и местного уровней

В состав белорусского правительства, или Совета Министров, входят премьер-министр Беларуси, его заместители, министры, возглавляющие соответствующие министерства, а также руководители государственных комитетов.

Правительство подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом.

Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей.

Полномочия правительства регулируются Конституцией Республики Беларусь.

Деятельность правительства Беларуси

Совет Министров Беларуси отвечает за работу государственных органов, в числе которых:

— государственные административные органы;

— министерства;

— государственные комитеты;

— концерны;

— организации, подчиненные правительству.

В компетенцию правительства входят:

— контроль над национальным бюджетом;

— внутренняя и внешняя политика;

— программы экономического и социального развития;

— национальная безопасность и оборона.

Местное самоуправление. Прямое участие граждан Республики Беларусь в государственных и общественных делах осуществляется через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, проведение местных референдумов, собраний и другие формы общественной деятельности.

Основным звеном местного самоуправления, которое обеспечивает на своей территории согласованную деятельность всех органов территориального общественного самоуправления, являются местные Советы депутатов. Это представительные органы государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

Единую систему местных Советов депутатов в республике составляют сельские, поселковые, городские, районные и областные Советы депутатов. Они избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на четыре года. Советы самостоятельно образуют свои органы, определяют их структуру и полномочия.

Органами местного управления являются областные, районные, городские, поселковые и сельские исполнитель ные комитеты.

Как работает местная власть в Беларуси?

Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица.

Система органов местного управления имеет 3 уровня:

— первичный (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);

— базовый (городские (городов областного подчинения), районные);

— областной.

Органы местного управления входят в систему исполнительной власти и на местном уровне решают вопросы:

— местного хозяйства и коммунальной собственности;

— экономического и социального развития;

— местного бюджета;

— создания, реорганизации и ликвидации предприятий;

— создания землеустройства и землепользования;

— защиты прав и удовлетворение законных интересов граждан;

— охраны здоровья, образования, социального и культурного обеспечения, торгового, транспортного, коммунального, бытового и иного обслуживания;

— законности и общественной безопасности на соответствующей территории;

— исполнения законодательства по вопросам военной службы.

Органы местного управления принимают решения по вопросам местного уровня в рамках национального законодательства и в пределах своей компетенции.

Судебная система. В соответствии с Конституцией судебная власть в республике принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из Конституционного суда, системы общих и хозяйственных судов. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный суд.

К общим судам в Республике Беларусь относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. К хозяйственным судам относятся: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов.

Судебная система Беларуси – Конституционный суд, суды общей юрисдикции и экономические суды. Согласно Конституции Республики Беларусь судебная власть в стране принадлежит судам.

Судебная система состоит из 3 основных групп:

— суды общей юрисдикции;

— экономические суды;

— конституционный суд.

Все судебные разбирательства проводятся в установленном порядке.

Суды общей юрисдикции в Беларуси

В Беларуси суды общей юрисдикции занимаются гражданскими, уголовными и административными делами, а также делами по военнослужащим.

В систему судов общей юрисдикции входит:

— Верховный Суд Республики Беларусь;

— областные суды;

— суд города Минска;

— городские (районные) суды;

— военные суды.

Экономические суды в Беларуси

Система экономических судов Беларуси призвана защищать экономические и хозяйственные интересы физических и юридических лиц, в том числе иностранных.

В систему экономических судов Беларуси входит:

— Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;

— Хозяйственные суды областей;

— Хозяйственный суд г. Минска.

Конституционный суд Республики Беларусь

Основной целью работы Конституционного суда Беларуси является проверка соответствия законодательных актов статьям Конституции.

Конституционный суд состоит из 12 экспертов по правовым вопросам высокой квалификации.

Эксперты должны:

— быть не старше 70 лет;

— иметь соответствующее высшее образование.

Президент Беларуси назначает шесть судей, еще шесть выбираются Советом Республики.

Председатель суда назначается Президентом Беларуси с одобрения Совета Республики.

Срок полномочий судьи Конституционного суда – 11 лет.

37. Структура государственного управления в Республике Беларусь

Одним из важных условий реализации государством сво­их функций по эффект-ому управлению экономикой при переходе к рынку является формир-ние соответствующей структуры госуд-го управления и аппарата.

В соответствии с Конституцией Правительство (Совет Министров) РБ обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, госуд. политики в области науки, культуры, образования, оплаты труда и т.д.

Система гос управления РБ построена по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает 25 министерств (Мин-во архитектуры и строительства; внутренних дел; ЖКХ; здравоохранения; Иностранных дел; Культуры; образования; промышленности и т.д), 5 госкомитетов (таможенный;пограничных войск;госкомитет по авиации; по науке и технологии; КГБ), 8 комитетов при Совете Министров РБ (по материальным резервам; по земельным ресурсам,геодезии и картографии; по делам религии и национальностей; по архивам и делопроизвоству) и 8 госорганизаций, подчиненных Правительсву РБ (Белгостпищепром; Белнефтехим; Беллегпром; Белкоопсоюз; Бел. Железная дорога).

Министерства и госуд. комитеты являются респуб-ми органами госуд. управления (функциональными или отраслевыми), проводящими госу­д. политику, осуществляющими регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующими деятельность в этой отрасли (сфере) дру­гих респуб. органов госуд-го управления РБ.

В центральных аппаратах министерств, госуд. ко­митетов по решению Президента РБ могут создаваться департаменты, которые являются структурными подразделениями министерств и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции со­ответствующего министерства, государственного комитета.

Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные органы соответствую­щих министерств и экономические органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также райисполкомов, гориспол­комов и местных администраций. Из республиканских орга­нов управления экономикой и социальной сферой свои терри­ториальные органы в областях, районах и городах областного подчинения имеют министерства: по налогам и сборам, при­родных ресурсов и охраны окружающей среды, труда и соци­альной защиты, финансов, статистики и анализа. В областях и г. Минске имеют свои региональные структуры министерства архитектуры и строительства, экономики, а также Госкомитет по имуществу РБ.

Структурные подразделения местных исполнит-х и распоряд-х органов, обеспеч-их реализацию на своей территории госуд. политики в отдельных от­раслях и сферах экономики, подчиняются, помимо исполко­мов, соответствующим республиканским органам государс­твенного управления.

Необходимо отметить, что сложившаяся система госуд-го управл. экономикой в РБ еще не в полной мере обеспечивает эффективное взаимодействие различных властных структур при выполнении ими своих пол­номочий. Отчасти это происходит потому, что одни и те же пол­номочия закреплены за различными уровнями управления.

Формирование в РБ социально ориенти­рованной рыночной экономики требует повышения эффек­т-ти взаимодействия органов отраслевого и территор-го управления при решении как общегосуд-ых, так и регион-ых проблем, что, в конечном счете, обеспечит переход страны к устойчивому развитию.

</table> </div></td></tr><tr style=»height:2px»><td colspan=»2″></td></tr><tr><th scope=»row» class=»navbox-group» style=»padding-left:0;padding-right:0;background:#FFDAB9; text-align: left; padding:0.5em;»>Местные органы</th><td class=»navbox-list navbox-odd» style=»text-align:left;border-left-width:2px;border-left-style:solid;width:100%;padding:0px»>

Представительные

центральный исполнительный комитет (цик) (1922—1938) • верховный совет (1937—1991)

Исполнительные

президиум цик (1922—1938) • президиум верховного совета (1937—1991)

</div>

Представительные

совет рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов (1922—36) • совет депутатов трудящихся (1936—77) • совет народных депутатов (1977—93) </span> </div>

</div></div></td></tr>

</td></tr>
Исполнительные </div></td></tr></table> </div></td></tr></table> </div></td></tr></table></td></tr>
</td></tr>

Органы общей управленческой компетенции Отраслевые и функциональные органы
Республиканские органы†
Местные органы

</td></tr>

</td></tr>

Комитет конституционного надзора СССР (1989—1991)

Верховный суд СССР (1923—1992) • Специальное судебное присутствие Верховного суда СССР

Военная коллегия Верховного суда СССР • военный трибунал • Высший арбитражный суд СССР (1990—1992) • Госарбитраж СССР (1974—1990)

</div></td></tr>

Союзные органы </div> Конституционный суд Суды общей юрисдикции Специализированные
</td></tr>
Республиканские органы† </td></tr>
</td></tr>
Местные органы

краевой суд • областной суд • суд автономной области • окружной суд • народный суд • народный судья • товарищеский суд • военный трибунал

</td></tr></table> </div></td></tr></table></td></tr>

</td></tr>

Прокуратура Верховного суда СССР (1923—1933) • Прокуратура СССР (1933—1946) • Генеральная прокуратура СССР (Генпрокуратура, 1946—1992)

Комитет народного контроля СССР (КНК, 1965—1990) • группа народного контроля • пост народного контроля

Государственный комитет обороны (ГКО, 1941—1945) • Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП, 1991) • Специальный комитет по использованию атомной энергии

Прочие органы
Органы прокуратуры Органы народного контроля Чрезвычайные органы

</td></tr>

</td></tr>
†Включая республики Союза ССР и автономные республики в их составе.</td></tr></table></td></tr></table>

Отрывок, характеризующий Центральные органы государственного управления

В этот же вечер, Пьер поехал к Ростовым, чтобы исполнить свое поручение. Наташа была в постели, граф был в клубе, и Пьер, передав письма Соне, пошел к Марье Дмитриевне, интересовавшейся узнать о том, как князь Андрей принял известие. Через десять минут Соня вошла к Марье Дмитриевне.
– Наташа непременно хочет видеть графа Петра Кирилловича, – сказала она.
– Да как же, к ней что ль его свести? Там у вас не прибрано, – сказала Марья Дмитриевна.
– Нет, она оделась и вышла в гостиную, – сказала Соня.
Марья Дмитриевна только пожала плечами.
– Когда это графиня приедет, измучила меня совсем. Ты смотри ж, не говори ей всего, – обратилась она к Пьеру. – И бранить то ее духу не хватает, так жалка, так жалка!
Наташа, исхудавшая, с бледным и строгим лицом (совсем не пристыженная, какою ее ожидал Пьер) стояла по середине гостиной. Когда Пьер показался в двери, она заторопилась, очевидно в нерешительности, подойти ли к нему или подождать его.
Пьер поспешно подошел к ней. Он думал, что она ему, как всегда, подаст руку; но она, близко подойдя к нему, остановилась, тяжело дыша и безжизненно опустив руки, совершенно в той же позе, в которой она выходила на середину залы, чтоб петь, но совсем с другим выражением.
– Петр Кирилыч, – начала она быстро говорить – князь Болконский был вам друг, он и есть вам друг, – поправилась она (ей казалось, что всё только было, и что теперь всё другое). – Он говорил мне тогда, чтобы обратиться к вам…
Пьер молча сопел носом, глядя на нее. Он до сих пор в душе своей упрекал и старался презирать ее; но теперь ему сделалось так жалко ее, что в душе его не было места упреку.
– Он теперь здесь, скажите ему… чтобы он прост… простил меня. – Она остановилась и еще чаще стала дышать, но не плакала.
– Да… я скажу ему, – говорил Пьер, но… – Он не знал, что сказать.
Наташа видимо испугалась той мысли, которая могла притти Пьеру.
– Нет, я знаю, что всё кончено, – сказала она поспешно. – Нет, это не может быть никогда. Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за всё… – Она затряслась всем телом и села на стул.
Еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера.
– Я скажу ему, я всё еще раз скажу ему, – сказал Пьер; – но… я бы желал знать одно…
«Что знать?» спросил взгляд Наташи.
– Я бы желал знать, любили ли вы… – Пьер не знал как назвать Анатоля и покраснел при мысли о нем, – любили ли вы этого дурного человека?
– Не называйте его дурным, – сказала Наташа. – Но я ничего – ничего не знаю… – Она опять заплакала.
И еще больше чувство жалости, нежности и любви охватило Пьера. Он слышал как под очками его текли слезы и надеялся, что их не заметят.
– Не будем больше говорить, мой друг, – сказал Пьер.
Так странно вдруг для Наташи показался этот его кроткий, нежный, задушевный голос.
– Не будем говорить, мой друг, я всё скажу ему; но об одном прошу вас – считайте меня своим другом, и ежели вам нужна помощь, совет, просто нужно будет излить свою душу кому нибудь – не теперь, а когда у вас ясно будет в душе – вспомните обо мне. – Он взял и поцеловал ее руку. – Я счастлив буду, ежели в состоянии буду… – Пьер смутился.
– Не говорите со мной так: я не стою этого! – вскрикнула Наташа и хотела уйти из комнаты, но Пьер удержал ее за руку. Он знал, что ему нужно что то еще сказать ей. Но когда он сказал это, он удивился сам своим словам.
– Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас, – сказал он ей.
– Для меня? Нет! Для меня всё пропало, – сказала она со стыдом и самоунижением.
– Все пропало? – повторил он. – Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.
Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и умиления и взглянув на Пьера вышла из комнаты.
Пьер тоже вслед за нею почти выбежал в переднюю, удерживая слезы умиления и счастья, давившие его горло, не попадая в рукава надел шубу и сел в сани.
– Теперь куда прикажете? – спросил кучер.
«Куда? спросил себя Пьер. Куда же можно ехать теперь? Неужели в клуб или гости?» Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягченным, благодарным взглядом, которым она последний раз из за слез взглянула на него.
– Домой, – сказал Пьер, несмотря на десять градусов мороза распахивая медвежью шубу на своей широкой, радостно дышавшей груди.
Было морозно и ясно. Над грязными, полутемными улицами, над черными крышами стояло темное, звездное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа. При въезде на Арбатскую площадь, огромное пространство звездного темного неба открылось глазам Пьера. Почти в середине этого неба над Пречистенским бульваром, окруженная, обсыпанная со всех сторон звездами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом, и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая комета 1812 го года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. Но в Пьере светлая звезда эта с длинным лучистым хвостом не возбуждала никакого страшного чувства. Напротив Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду, которая, как будто, с невыразимой быстротой пролетев неизмеримые пространства по параболической линии, вдруг, как вонзившаяся стрела в землю, влепилась тут в одно избранное ею место, на черном небе, и остановилась, энергично подняв кверху хвост, светясь и играя своим белым светом между бесчисленными другими, мерцающими звездами. Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе.

Навигация

Персональные инструменты

  • Войти

Поиск

  • Последнее изменение этой страницы: 08:31, 17 апреля 2016.

Почта для связи: wiki-org.ru@yandex.ru

Демократические основы белорусской государственности гарантируют разнообразие политических институтов, идеологий и взглядов, равные права для всех. Признаны и гарантированы неотъемлемые права человека. Государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Обращение Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию, 19 апреля 2013 года
Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство.
Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Действует Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года.

Беларусь — президентская республика

Глава государства — Президент Республики Беларусь. Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности. Одной из основных функций, возложенных на Президента, является сохранение экономической и политической стабильности в стране.
Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.
Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного и равного избирательного права.

Законодательная власть

Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент — Национальное собрание Республики Беларусь.
Нижняя палата — Палата представителей, верхняя — Совет Республики.
Срок полномочий составляет 4 года.
В составе Палаты представителей 110 депутатов, которые избираются по избирательным округам и представляют интересы граждан.
Совет Республики — палата территориального представительства. В него от каждой области и города Минска тайным голосованием на заседаниях депутатов базового уровня соответствующих административно-территориальных единиц избираются по 8 членов — всего 56 представителей. Столько же членов Совета Республики назначает Президент страны.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей.

Исполнительная власть

Исполнительную власть в республике осуществляет Правительство — Совет Министров, который является центральным органом государственного управления.
Во главе Правительства стоит Премьер-министр.
В своей деятельности правительство подотчетно Президенту страны и ответственно перед парламентом. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.

Судебная власть

Судебная власть в республике принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

Она состоит из Конституционного Суда и системы судов общей юрисдикции.

Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный Суд Республики Беларусь.

Верховный Суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам.

Местное управление и самоуправление

Местное управление и самоуправление осуществляется через местные исполнительные и распорядительные органы, органы самоуправления, референдумы, собрания и другие формы общественной деятельности.

Добавить комментарий