Система органов исполнительной власти

Система и структура федеральных органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти – это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью исполнения законов в процессе руководства экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Два уровня органов исполнительной власти:

— федеральные органы исполнительной власти

— органы исполнительной власти субъектов РФ (соответствующие органы республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).

По организации:

Исполнительные органы, формирование которых в соответствии с п. «г» ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению РФ. Имеются в виду федеральные органы исполнительной власти.

На федеральном уровне решаются вопросы образования федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в субъектах Федерации территориальных органов и назначения соответствующих должностных лиц (ст. 78 Конституции РФ).

Исполнительные органы, формирование которых в соответствии со ст. 73 Конституции РФ и соответствующих статей республиканских конституций, уставов краев, областей и т.п. отнесено к ведению субъектов РФ.

По характеру и объему компетенции:

— Органы исполнительной власти общей компетенции (Правительство РФ, краев, республик)

— Органы исполнительной власти отраслевой компетенции, которые осуществляют функции в отношении определенной сферы деятельности (федеральные и республиканские министерства)

— Органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые координируют деятельность других исполнительных органов по порученной им сфере деятельности (государственные комитеты, федеральные комиссии, а также аналогичные органы в субъектах Федерации).

— Органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют различного рода регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах управленческой деятельности (например, федеральные надзоры).

По организационно-правовым формам на федеральном уровне различаются:

— Правительство РФ;

— федеральные министерства;

— государственные комитеты РФ;

— федеральные комиссии России;

— федеральные службы РФ;

— российские агентства;

— федеральные надзоры России;

— иные федеральные органы исполнительной власти:

— Главное управление специальных программ Президента,

— Гос. техническая комиссия при Президенте,

— Управление делами Президента.

Организационно-правовыми формами органов исполнительной власти субъектов Федерации могут быть:

— правительства (советы министров, мэрии, администрации);

— министерства;

— комитеты;

— департаменты;

— главные управления,

— управления,

— отделы и иные органы.

По порядку разрешения подведомственных вопросов:

— коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, т.е. большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный комитет, государственная комиссия и др.);

— единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их руководителями (министерства, большинство администраций субъектов Федерации).

Классификация органов исполнительной власти может проводиться также по другим признакам:

— по порядку образования (избираемые, назначаемые);

— по источникам финансирования (видам бюджета).

В системе всего аппарата исполнительной власти можно выделить 4 фундаментальных укрупненных звена:

— федеральный центральный аппарат ИВ (центральных органов государственного управления и их территориальных органов);

— аппарат ИВ субъектов Федерации; местный аппарат исполнительной власти муниц. образований (местные органы исполнительной муниципальной власти) и администрация предприятий, социально-культурных учреждений и их объединений, являющаяся органом исполнительной власти этих организаций.

Структурными элементами системы федеральных государственных органов исполнительной власти являются: Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, а также создаваемые ими территориальные органы исполнительной власти.

Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти РФ; коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» структура системы федеральных органов исполнительной власти включает в себя 3 группы:

— Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

— Федеральные министерства, находящиеся в ведении Правительства РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

— Федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Правительства РФ: федеральная антимонопольная служба и федеральная служба по финансовым рынкам.

Федеральное министерство – самостоятельно осуществляет правовое регулирование, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию. Не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции и функции по управлению государственным имуществом.

Федеральная служба – осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, осуществляет специальные функции в области обороны, государственной безопасности, борьбы с преступностью. Не вправе осуществлять информационно-правовое регулирование, управление государственным имуществом и оказывать платные услуги.

Федеральное агентство – осуществляет функции по оказанию государственных услуг по управлению государственным имуществом, правоприменительные функции. Не вправе осуществлять функции по контролю и надзору.

Территориальные органы федеральных министерств, служб и агентств (находящиеся в субъектах Федерации и отдельных регионах РФ) также входят в систему органов исполнительной власти РФ как элемент ее структуры.

В большинстве субъектов РФ (а ими являются края и области) основными структурными звеньями системы исполнительной власти субъекта выступают Губернатор (края или области), Правительство (края, области), областные и территориальные исполнительные органы государственной власти (края или области).

Систему органов исполнительной власти возглавляет Правительство РФ.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство РФ распределяет функции между ними, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Кроме того, для осуществления своих полномочий Правительство РФ может создавать собственные территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности данных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство РФ назначает на должность и освобождает от нее заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства РФ, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ.

Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Оно вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.

Правительство РФ определяет порядок назначения на должность руководителей и членов коллегиальных органов управления федеральных служб и федеральных агентств, имеющих статус коллегиального органа.

В случае изменения в установленном порядке системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия федеральных законов о внесении соответствующих изменений в федеральные законы Правительство РФ может перераспределять установленные федеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех из них, деятельностью которых руководит Президент РФ.

В пределах своих полномочий Правительство РФ в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения в сфере осуществления исполнительной власти координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ.

Правительство РФ в срок не более одного месяца рассматривает внесенные в установленном порядке предложения законодательных (представительных) или исполнительных органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения с субъектами РФ и сообщает им о результатах рассмотрения внесенных предложений. Правительство РФ направляет в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ проекты своих решений по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Подобные предложения подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве РФ.

В пределах своих полномочий Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, и полномочиям Российской Федерации по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ – также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ.

Правительство РФ обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ, способствует взаимодействию указанных органов, разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. В этих целях создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

Значительная роль в управлении системой органов исполнительной власти отводится Президенту РФ, который в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ и других органов государственной власти.

В целях управления системой органов исполнительной власти Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и Президиума Правительства РФ.

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. По представлению Председателя Правительства РФ он утверждает положения о данных федеральных органах исполнительной власти и назначает руководителей и их заместителей данных органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Президент РФ руководит непосредственно и через федеральных министров деятельностью федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении соответствующих федеральных министерств.

Президент РФ распределяет функции между всеми федеральными органами исполнительной власти, устанавливает порядок взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, осуществляя руководство их деятельностью, а также порядок их взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, он утверждает положения о рассматриваемых федеральных органах исполнительной власти.

Руководители и их заместители федеральных служб, федеральных агентств, за исключением тех из них, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, назначаются на должность и освобождаются от нее Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств.

В случае изменения в установленном порядке системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия федеральных законов о внесении соответствующих изменений в федеральные законы Президент РФ может перераспределять установленные функции данных органов, руководство деятельностью которых он осуществляет.

Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

В свою очередь, постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным и федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены последним.

Президент РФ вправе приостановить действие акта высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), а также действие акта органа исполнительной власти данного субъекта в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

В период действия указа Президента РФ о приостановлении вышеуказанных актов высшим должностным лицом и (или) органом исполнительной власти субъекта РФ не может быть издан другой документ, имеющий тот же предмет регулирования. Исключение составляет акт, отменяющий действие приостановленного Президентом РФ либо вносящий в него необходимые изменения.

В случае приостановления действия акта исполнительной власти субъекта РФ указом Президента РФ высшее должностное лицо данного субъекта вправе обратиться в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии изданного им или органом исполнительной власти субъекта РФ акта Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации.

Должностные лица органов исполнительной власти субъекта РФ несут ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами данного субъекта.

Президент РФ выносит предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в случае:

  • а) издания им нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным и федеральным законам, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта РФ в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению вынесенного решения;
  • б) уклонения руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в течение двух месяцев со дня издания указа Президента РФ о приостановлении действия нормативного правового акта данного должностного лица либо органа исполнительной власти субъекта РФ от издания правового документа, предусматривающего отмену приостановленного акта, или от внесения в него изменений, если в течение этого срока высшее должностное лицо субъекта РФ нс обратилось в соответствующий суд для разрешения спора.

Срок, в течение которого Президент РФ выносит предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ, не может превышать шести месяцев со дня вступления в силу решения суда или официального опубликования указа Президента РФ о приостановлении действия нормативного правового акта указанного должностного лица либо органа исполнительной власти этого субъекта, если данный руководитель не обратился в соответствующий суд для разрешения спора.

Если в течение месяца со дня вынесения Президентом РФ такого предупреждения указанное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, глава Российской Федерации отрешает его от должности. Сделать это Президент РФ может в связи с выражением данному руководителю недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Президент РФ своим указом в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, вправе по представлению Генерального прокурора РФ временно отстранить высшее должностное лицо субъекта РФ от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления.

Решение Президента РФ о предупреждении высшего должностного лица субъекта РФ или об отрешении его от должности принимается в форме указа. Данное решение доводится до сведения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ вправе обжаловать в Верховный Суд РФ соответствующий указ Президента РФ в течение 10 дней со дня его официального опубликования.

Верховный Суд РФ должен рассмотреть жалобу и принять решение также нс позднее 10 дней со дня се подачи.

ИВ присуща системность. Система ИВ в РФ сформировалась на основе советской системы органов государственного управления (система исполнительно-распорядительных органов). От высших до низовых. В 1991 году с распадом СССР произошло выделение из этой системы органов местного самоуправления – вся ИВ распалась на 2 уровня:

1 – государственная ИВ (собственно ИВ регламентируется нормами АП)

2 – муниципальная ИВ (осуществляется исполнительными органами местного самоуправления и регламентируется нормами мун-го права).

В 1993 году произошло от системы ИВ верхнего уровня: Президент в соответствии с КРФ перестал возглавлять систему ИВ. Сейчас он в АП рассматривается через соотношение с ИВ при определении полномочий Президента в сфере ИВ. Таким образом, КРФ определила и закрепила новую систему ИВ. В соответствии с ней в РФ существует единая система ИВ – подсистема органов государственной власти (ветвь единой системы ОИВ), установленная КРФ и ФЗ совокупность ОИВ РФ осуществляющая ИВ в РФ.

В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов ФОИВ и ОИВ субъектов образуют единую систему ИВ в РФ, возглавляемую Правительством РФ.

Единство системы ИВ обеспечивается путем:

— установления системы ИВ

— соблюдения всеми ОИВ законодательства

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

— признания обязанности исполнения на всей территории РФ правовых актов ФОИВ

Признаки единой системы ИВ:

— подзаконность

— иерархическая соподчиненность

— единство (непрерывность)

— построение на основе взаимодействия и разграничения компетенции

— относительная мобильность

Соотношение системы и структуры АП – статичность системы и мобильность структуры.

Элементы единой системы ИВ – уровни, звенья, виды.

Уровни:

— федеральный

— региональный

Звенья:

1 – Правительство РФ 4 – иные органы ИВ субъектов РФ

2 – ФОИВ 5 – высшие ОИВ субъектов РФ

3 – территориальные органы ФОИВ 6 – территориальные органы ОИВ субъектов

Виды (с т.з. организационно-правовой формы)

1 – федеральные 2 – территориальные органы ФОИВ

а – федеральные министерства а – управления

б – федеральные службы б – представительства

в – федеральные агентства

3 – высшие ОИВ субъектов

а – Правительства, администрации

б – иные ОИВ субъектов РФ

Суть админ-й реформы:

1. произошло количественное и качественное изменение системы ИВ – уменьшение функций ОИВ на 20 % и увеличению количества органов (до 2004 – 56, с 9.03.2004 – 76, с 20.05.2004 – 80)

2. изменилась роль председателя Правительства, если раньше он – политическая фигура, то теперь он – политический назначенец, менеджер, технически проводящий политику Кремля

3. изменилась роль аппарата Правительства. Из параллельного («теневого») хотят преобразовать его в эффективный инструмент современный администрирования.

4. нет больше министров без портфеля

5. усилилась персональная ответственность руководителей ФОИВ

6. Трехуровневость системы ИВ:, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Понятие, признаки и элементы системы исполнительной власти (ИВ)

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Понятие, признаки и элементы системы исполнительной власти (ИВ)

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Понятие, признаки и элементы системы исполнительной власти (ИВ)

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Система органов исполнительной власти в РФ — это совокупность органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории РФ. Она имеет вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни и оперативное управление общественными процессами. Система органов исполнительной власти в РФ образуется и функционирует в соответствии с принципами федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности, гласности, сочетания отраслевых, межотраслевых и территориальных начал в государственном управлении.
Согласно Конституции (ст.ст. 71-73) деятельность органов исполнительной власти осуществляется в пределах ведения РФ, в пределах совместного ведения РФ и субъектов Федерации и в пределах самостоятельного ведения субъектов РФ. К ведению РФ отнесено установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти. В совместное ведение РФ и субъектов Федерации входит установление общих принципов организации системы органов государственной власти.
Единая система исполнительной власти в России образуется только в пределах ведения РФ и полномочий Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 77 Конституции) 2. В этих пределах правительства, министерства и ведомства субъектов РФ находятся в отношениях иерархической подчиненности с Правительством РФ и соответствующими федеральными министерствами и ведомствами. В субъектах Федерации федеральные органы могут создавать свои территориальные органы.
В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Федерации по своим вопросам действуют самостоятельно, независимо от федеральных органов исполнительной власти и неподотчетны им. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов исполнительной власти на своей территории в соответствии с основами конституционного строя РФ, ФКЗ,ФЗ. В рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня, которые включают:

  • руководящие органы (Президент РФ, Правительство РФ);
  • органы государственной администрации (министерства и иные ведомства).
  1. Виды органов исполнительной власти.

В соответствии с федеративным государственным устройством различаются

1. федеральные органыисполнительной власти — основы статуса федеральных органов исполнительной власти определены указами Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года «О системе федеральных органов исполнительной власти» Это — а) правительства; б) советы министров, имеющие статус пра­вительств; в) министерства; г) государственные комитеты; д) комитеты; е) службы; ж) главные управления, управления; з) инспекции; и) агентства; к) департаменты; л)

2. органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов. – Администрации.( Органами этих администраций являются департаменты, глав­ные управления (управления), отделы. Перечни и формы органов ад­министраций определяются субъектами самостоя­тельно).

По характеру компетенции

1. Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают там экономическое, социально-культурное развитие. К ним относятся правительства, администрации субъектов Российской Федерации и др.

2. Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственными им отраслями, например, Министерство путей сообщения, Министерство здравоохранения и др.

3. Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специа­лизированные функции для всех или большинства отраслей и сфер, управления. (например. Министерство промышленности Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации); органы, выполняющие функции по определенным проблемам (например. Российское агентство по патентам и товарным знакам).

4. Органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств).

По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются

1.коллегиальные — решения принима­ются большинством их членов в сочетании с персональной ответствен­ностью за их исполнение, это правительства, многие государственные комитеты,

2. единоначальные — решающая власть по всем вопросамих компетенции принадлежит возглавляющему дан­ный орган руководителю, это министерства, администрации краев, областей.

Добавить комментарий