Система органов власти и управления Киевская русь

Механизм государственного властвования и управления Киевской Руси был задан существовавшей формой правления, т.е. структурой высших органов власти, порядком их формирования и распределением компетенции между ними.

Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию, она характеризовалось рядом отличительных черт:

  • – политической и военной гегемонией Киевского княжества над иными землями, княжествами, уделами;
  • – централизацией власти в руках великого киевского князя, ликвидацией власти племенных князей и назначением вместо них князей-наместников из числа родственников и бояр;
  • – сохранением институтов военной демократии (десятичной системы, народного собрания);
  • – одновременным существованием двух систем управления: десятичной, основанной на принципе военной иерархии, и дворцово-вотчинной, вырастающей из соединения власти и собственности и предполагающей существование двух центров власти – княжеского дворца и боярской вотчины.

Органы власти

Во главе древнерусского государства стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Тенденция к централизации власти великого киевского князя объективно была обусловлена тем, что Киевская Русь была раннеклассовым государством, основанным на сочетании различных экономических укладов: патриархального, представленного хозяйством свободных крестьян-общинников, рабовладельческого и зарождающегося феодального, основанного на труде лично зависимых крестьян. Процесс классообразования не был завершен, поэтому и феодалы- землевладельцы, и свободные крестьяне-общинники нуждались в княжеской власти как гаранте порядка и защитнике угнетенных. В покровительстве нуждалась и православная церковь, которая обеспечивала идеологическую поддержку княжеской власти. Все они были вассалами киевского князя, отношения с ними правитель основывал на принципе: «вассал моего вассала – мой вассал».

При великом князе в Киеве функционировал совет. Сначала его состав состоял из дружинников и «старцев градских». С развитием феодальных отношений советниками становятся бояре – верхушка феодалов, осевшая на земле, как правило, вокруг Киева. Со временем в совет стали входить митрополит, епископы, архимандриты, игумены.

Раннефеодальное Киевское государство не было жестко централизованным. Это было государство-гегемония, образованное путем объединения мелких княжеств на основе договоров или силой оружия под началом великого киевского князя, который находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями.

Отношения князей складывались по классической схеме сюзеренитета-вассалитета, устанавливающей разнообразные права и обязанности между ними. Подчинение сюзерену обычно выражается формулой «быть в воле», «быть в послушании». Теперь титул «князь» применялся только по отношению к членам великокняжеской киевской династии. Вся власть в государстве оказалась в руках великого князя.

Однако подобно другим правителям феодальных государств, великий князь Ярослав Владимирович раздал земли своим сыновьям, которые рассматривали их как вотчины и стремились к самостоятельности. Каждое владение Ярославичей в свою очередь также стало делиться на уделы. Феодальная удельная система, где земли делятся между представителями одной династии, привела к тому, что к XII в. число отдельных земель-княжеств достигло 12 (Киевское, Новгородское, Ростово-Суздальское, Муромо-Рязанское, Смоленское, Черниговское, Северское, Переяславское, Волынское, Галицкое, Полоцкое, Турово-Пинское). В свою очередь и эти земли стали распадаться на уделы. Упадок политической и военной гегемонии Киевского княжества привел к росту центробежных тенденций Русских земель и возникновению новых феодальных центров.

В XI–XII вв. появляется новый орган власти феодальный съезд – «снема». Его возникновение стало результатом усиления местных феодалов. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Отношения сюзеренитета-вассалитета ставили всех подчиняющихся князю феодалов в положение служилых людей. В наибольшей зависимости от князя находились младшая дружина и «слуги под дворский». Крупные феодалы-землевладельцы пользовались большей автономией. В статуте крупного боярина-вотчинника соединились право собственности на землю и власть. Первыми вассалами становились князья-наместники, не служившие непосредственно в княжеской дружине. Основной обязанностью вассалов является не уплата дани, а военная служба.

В раннефеодальной монархии сохраняли свое значение институты военной демократии.

Важную государственную и политическую функцию выполняло народное собрание – вече. Выросшее из традиции племенных сходов, оно приобретает более формализованные черты: для него готовится «повестка дня», подбираются кандидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра действуют «старцы градские». Определяется компетенция веча: при участии всех свободных и полноправных жителей города (посада) и примыкающих поселений (слобод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (в Новгороде). Исполнительным органом веча был совет, состоявший из «лучших людей» (городской знати, старейшин). По звону колокола обычно на вече сходились все свободные взрослые люди (мужчины) города. Дело докладывалось вече или князем, или «старейшинами града», выборными властями города. Свое мнение вече высказывало криком. Для решения дела требовалось, чтобы все согласились с предложением. Отдельные голоса не брали в расчет, а «на глаз» убеждались, что нет заметных возражений против господствующего мнения. В большинстве городов вече собиралось редко. По мере феодализации общества вече утрачивает свое значение.

Государство Киевская Русь (Русская земля) представляло собой совокупность земель, добровольно или силой принуждения принявших власть киевского князя Олега. По форме правления оно являлось раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь, который сидел на княжеском столе и владел (володел) этими землями.

Функции великого князя на раннем этапе развития Древне­русского государства заключались в руководстве дружиной и ополчением и налаживании внешней торговли. Князь собирал установленные обычаем дань и повоз. В дальнейшем его властные прерогативы расширились: он назначал наместников-«волостелей» в покорённые земли, занимался законодатель­ной и судебной деятельностью, руководил переговорами с иноземными правителями и т. д.

Великокняжеский стол передавался по наследству, сна­чала по принципу старшинства — старшему в роду, а затем — «отчины»: от отца к сыновьям. Взаимоотношения с другими князьями строились на ос­нове крестных грамот, в которых определялись права и обя­занности великого князя и князей-вассалов (защита послед­них, оказание им помощи, их помощь великому князю и т. п.).

При князе находился Совет, состоявший из земских бояр, «княжих мужей» и духовенства. Хотя Совет и не имел четко определенной компетенции, он вместе с князем ре­шал важнейшие вопросы управления, внешней политики, суда, законодательной деятельности и др.

В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую роль играло народное собрание — вече. В вече могли участвовать все свободные жители города и посада, примыкаю­щих поселений (слобод). К компетенции веча относились воп­росы налогообложения, обороны города, организации военных походов и избрания князей. Исполнительным органом веча был совет, состоявший из земских бояр, представителей духовенства, старейшин и др.

В науке продолжаются споры о влиянии веча на княжескую власть. Одни отстаивают мнение о превосходстве вечевой власти во всех русских городах в домонгольском периоде (А.Ю. Дворниченко и др.), другие видят в вечевых собраниях лишь узкосословный орган власти (В.Т. Пашуто и др.). Более обоснованной представляется точка зрения, согласно которой княжеская власть была достаточно крепкой, если вече её поддерживало. И наоборот, княжеский стол начинал шататься, если князь не считался с мнением веча. Эта тенденция особенно усилилась после принятия христианства, когда на вечевых собраниях стали председательствовать церковные иерархи — архиепископы и епископы.

Третьим важным элементом государственной системы Киевской Руси была княжеская дружина. Она представляла собой группу профессиональных воинов, особо приближенных к князю. Многие из них являлись родственниками князя. Все, что составляло доходы и добычу князя, давало средства на содержание дружины, но право делить добычу между дружинниками принадлежало князю. На дружине лежал долг мести за князя, на князе — за дружинника. Этот отряд вооружённых людей, отделённый от народа, будучи личным учреждением свое­го князя, стал важнейшим элементом, превратившим родоплеменной строй общества в государство.

Княжеская дружина делилась на старшую дружину и младшую. В старшую входили «княжи мужи» или «княжи бояре», в младшую («гридь») — детские и отроки.

По мере укрепления государства дружина становилась ору­дием управления: княжи бояре составляли Совет князя — его «думу». Например, вопрос о приня­тии христианства был решен князем по совету с боярами и старцами градскими.

В лето­писи и ряде других источников встречается название «огнищане», которое относилось к некоторым категориям приближённых к князю людей. Это понятие, видимо, относилось к человеку, который жил при «огнище княжеском», то есть к княжескому домочадцу, близкому к князю, не имеющему своего двора или дома. Огнищанином назывался только «княж муж», «княж боярин», а не гридь, не простой член дружины. За убийство огнищанина виновный платил двойную виру: 80 гри­вен вместо 40, которые платили за голову прочих свободных людей.

К числу княжеских слуг, через которых осуществлялось управление всеми государственными делами, принадлежали тиуны. Согласно древним памятникам, это слово означало «приставленный к какому-либо делу»: тиун смотрел за домом, за конюшней, за судом, за сбором княжьих доходов, за принадлежащими князю селами. Тиуны мог­ли быть и у князя, и у боярина. Они были свободными, если принимали на себя эту должность с родом (что являлось исклю­чением), но чаще всего — заключали с князем «ряд».

В Киевской Руси десятичная система управления, свойственная родоплеменной организации, сменилась дворцово-вотчинной системой управления. Её первым элементом стал княжеский двор, который имелся при великом князе и у местных князей, обеспечивая выполнение их основных функций. Центром княжеского двора являлся укреплённый детинец, где располагались палаты князя, дома его детских, тиунов, и помещения для дворовой прислуги. Князя, его семью и других бояр обслуживали рабы («челядь») и наёмные работники («рядовичи»). Всем хозяйством управлял приближённый к феодалу огнищанин. Дружинники составляли его вой­ско — стражу, а старосты, тиуны, ключники — административный аппарат и полицию.

Доходы княжеского двора складывались из традиционных повинностей смердов и ремесленников, дани (повоза), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж) и захваченной в военных походах добычи.

Вторым центром политической власти в Киевской Руси являлась боярская вотчина. Управление в ней строилось наподобие княжеского двора: боярин управлял вотчиной, выступал в качестве судьи, но был обязан своему князю военной службой и частью собираемой с населения дани. В боярской вотчине обычно имелся свой церковный приход. Киевская Русь к концу XI века оказалась разделённой на несколько десятков княжеских и боярских вотчин, владельцы которых стремились увеличить подвластные земли за счёт своих соседей.

Необходимость объединения сил перед лицом постоянных внешний нападений кочевников вынуждало князей-вотчинников проводить съезды, на которых принимались обязательные для всех решения. Так, в 1097 г. князья съехались в г. Любече «на устроение мира», где было решено, что «каждый да держит свою отчину». Это значило, что каждый князь должен владеть той землёй, которая досталась его отцу, не претендуя на новые территории. Однако этот съезд (впрочем, как и другие в дальнейшем) не предотвратил междоусобной борьбы, которая в конце концов привела к неоднократному разграблению Киева и крушению всей Киевской Руси.

В больших городах управление осуществлялось также посадниками, которых выбирало народное собрание или назначал князь. В некоторых землях управление осуществлялось княжескими на­местниками и волостелями. Представители князя обладали следующими полномочия­ми: осуществляли сбор дани и пошлин, исполняли правосудие, устанавливали и взимали штрафы и др. Вместо жалованьязаслужбу они имели право оставить часть собранных у населе­ния продуктов себе. Такая система местного управления получила название кормлений.

Органом местного крестьянского самоуправления явля­лась территориальная община — вервь. Во главе верви стоял староста, выбранный общим собранием общинников (сходом). Государство использовало вервь в фискаль­ных, полицейских и административных целях.

Обеспечение правопорядка

Судебная власть в Киевской Руси не была отделена от административной: судебных органов как особых учреждений еще не су­ществовало. Судебные функции выполняли князья, посадники, волос­тели и другие представители княжеской власти, а в боярских вотчинах — сами бояре. Однако постепенно выделяется княжеский суд, как высшая судебная инстанция по отношению к боярским судам, и церковный суд, который рассматривал дела, относящиеся к его компетенции.

После принятия христианства церковь заняла важное место в системе государственного управления. Архиепископы и епископы входили в состав княжеских и боярских советов, возглавляли вече, освящали важнейшие государственные решения. Церкви и монастыри превратились в крупных землевладельцев. Им было предоставлено право осуществлять судебные функции по отношению: к населению своих земель, ко всем категориям духовенства, к населению государства по некоторым категориям дел (дела о разводе, преступления против религии, нравственности и т. п.).

Вооруженные силы Киевской Руси включали: дружину великого князя, дру­жины местных князей и феодальное ополчение. Дружинники в составе назначаемой князем «стражи» осуществляли его личную охрану, охрану градских ворот и важных объектов, задержание по приказу князя и охрану задержанных лиц, приводили в исполнение приговоры княжеского суда. Мечники являлись судебными служителями. В боярских вотчинах эти функции выполняли слуги боярские и ратанные старосты, а в церковных и монастырских землях — особые монахи-чернецы, обученные военному делу. Ополчение созывалось в случае необходимости отпора нападений внешних врагов.

Таким образом, в Древнерусском государстве какого-либо разделения светских властей не было. После принятия христианства, несколько выделилась церковная власть. Но часто князья и бояре проводили свои решения в жизнь с помощью грубой силы, не взирая на протесты или увещевания церковных деятелей.

Таким образом, в ходе лекции вы получили представления об образовании Древнерусского государства и раннефеодальных государствах на Руси. Разобрали, государственный и общественный строй в рассматриваемый исторический период.

Предыдущая12345678910111213141516

Предпосылки формирования государственности у восточных славян

Экономические Социальные Политические Духовные
  1. Накопление опыта хозяйственной деятельности.
  2. Улучшение орудий труда земледелия, охоты, рыболовства.
  3. Разделение труда. Отделение ремесла от земледелия.
  4. Расширение обмена. Торговля между славянскими племенами, с греками, варягами и т.д.
  5. Освоение новых земель.
  6. Оседлый образ жизни.
  1. Последняя стадия развития общинно — родового строя. Разрушение патриархальной семейной общины.
  2. Складывание соседской («вервь», «мир»), и территориальной общины.
  3. Усиление процессов социальной дефрагментации: рост имущественного неравенства, формирование частной собственности.
  4. Добровольная дань превращается в обязательную подать.
  1. Наличие элементов государственности (племенная сходка, войско, совет старейшин). Решение вопросов опиралось на обычное право.
  2. Племенное военное ополчение, состоящее из свободных общинников – воев. Руководитель ополчения – воевода.
  3. Выделение богатой верхушки родоплеменной знати.
  4. Из родоплеменной знати выделяются военные вожди – князья.
  5. Формируется слой профессиональных военных, подчиненных князю – дружина.
  6. Усиливается борьба племен. Необходимость защиты от внешних врагов.
  7. Складывание племенных союзов. Появление городов–политических центров.
  8. Формирование протогосударственных объединений – Куявии, Славии, Артании.
— Единство религии (язычество)

  1. Общность происхождения
  2. Схожесть обычаев, традиций, обрядов и.т.п.
  3. Языковая близость.

Структура органов государственной власти и управления Киевской Руси

Тип государственного управления в Киевской Руси –раннефеодальная монархия.

Черты раннефеодальной монархии.
Органы центральной и местной власти:

Великий князь — глава законодательной и исполнительной власти. Престол передавали по наследству по принципу старшинства в роду, позднее – «отчины», т. е. сыну.

Вече— народное собрание свободных граждан города. Играло важную роль во многих княжествах. Вступая на престол, князь заключал «ряд» (договор) с вечем, что было обязательным атрибутом вступление нового правителя на престол.

Совет при князе — в своей деятельности князь опирался на верхушку боярства, духовенства, купечества и дружины. Собирался для решения важных вопросов управления, внешней политики и суда, при принятии новых законов. Функции регламентированы не были.

Феодальные съезды — созывались по мере усиления местных княжеств для обсуждения и решения важнейших вопросов, которые затрагивали интересы всех феодалов. Имели «общеземский» характер. Наиболее яркими примерами являются съезд в Любече (1097), Витечеве (1100), Долобске (1103). С усиление феодальной раздробленности общерусские съезды перестали собираться.

Система управления

Самостоятельных органов государственного управления в Древнерусском государстве не существовало. В X–XI вв. сложилась дворцово-вотчинная система управления. Сущность ее заключалось в том, что отделы управления княжеского двора являлись отделами управления всего государства.
Основными чинами, ведавшими хозяйством князя и государственными делами, были дворцовые слуги: главная фигура княжеского двора – дворский (дворецкий); воевода, возглавлявший военные силы; конюший; казначей; ловчий; постельничий; стольник и т.д.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 6

Государственный строй характеризует государство в определенный период и использует такое понятие, как форма государства. Форма государства состоит из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. По форме правления Древняя Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь, которому принадлежала верховная законодательная власть. При великом князе постепенно сформировался совет старейшин, куда входили родственники князя, представители дружины и племенной знати. Некоторые исследователи приписывают этому органу совещательную функцию, другие считают, что мнение совета старейшин имело определяющее значение при принятии решений. Иногда созывались феодальные съезды, на которых решались вопросы разграничения власти между князьями, разделения земель. Вече — народное собрание — созывалось для решения наиболее глобальных вопросов общегосударственного значения, например, войны и мира. По мере укрепления княжеской власти вече постепенно утрачивало свое значение. Вооруженные силы государства были представлены дружиной и народным ополчением. Ополчение основывалось на десятичной системе управления, его возглавлял тысяцкий. Управление на местах осуществляли наместники князя (в городах) и волостели (в сельской местности).

По форме государственного устройства Киевская Русь представляла собой относительно единое унитарное государство, затем отношения между княжествами и князьями оформились в систему, названную дворцово-вотчинной. По типу государства большинство ученых относит Киевскую Русь к феодальному типу, с присущими ей особенностями (многоукладность экономики, нестабильный классовый состав общества).

Политический режим имел признаки демократии (народное собрание), с одной стороны, и авторитаризма (власть великого князя с элементами принуждения)

Характеристика общественного строя обусловлена формированием правящего класса, что привело к появлению феодальной зависимости, — система сюзеренитета-вассалитета. Бояре из дружинников князя превращаются в его вассалов, наделяются вотчиной и занимаются земледелием, усиливая эксплуатацию крестьян-общинников, которые становятся от них зависимыми являются главной рабочей силой. В результате военных походов захваченные пленные превращаются в рабов(холопов), которые выполняют вспомогательные хозяйственные функции.

Общественный строй Древней Руси

Социальная организация общества восточных славян в начале IX в. отражает процесс складывания феодальных отношений. В основе их лежит собственность феодала на основное средство производства- землю и неполная собственность на феодально-зависимого работника. В этот период военно-дружинная знать становится собственником земель, а живущие и работающие на ней общинники-земледельцы платят им за пользование землей налог. Выделяются два основных класса — крестьяне (прежде всего смерды) и феодалы. Смердами назывались люди, занимающиеся сельскохозяйственным трудом. Они составляли основную массу населения и делились на свободных общинников, которые вели натуральное хозяйство и платили дань князю, и зависимых людей. Зависимое население состояло из:

— закупов — разорившихся общинников, которые попали в зависимость от князя, взяв у него «купу» (долг) деньгами, скотом, семенами или инвентарем;

— рядовичей — зависимых людей, заключивших с князем договор («ряд»);

— изгоев — обедневших выходцев из общин;

— холопов — зависимых людей, находившихся на положении рабов и выполнявших хозяйские работы в вотчине;

— всего населения, работавшего в вотчине и зависимого от вотчинника, или челяди.

Класс феодалов составляла военно-княжеская знать — представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, старшие дружинники. В начале IX в. происходит объединение групп восточнославянских племен. В основе его лежали следующие причины:

— экономическое развитие;

— социальные процессы в период военной демократии;

— развитие торговых связей;

— общность языческих верований;

— необходимость защиты от внешних нападений;

— осуществление завоевательной политики.

Центрами объединения стали города Киев и Новгород. Удобно расположенные на торговом пути «из варягов в греки», они объединили две группы восточнославянских племен — северную и южную. В первую вошли славяне, кривичи и ряд неславянских племен. Во вторую — поляне, северяне, вятичи.

Крещение Руси

Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер»: Владимиру предлагались, в частности, ислам из Волжской Булгарии, иудаизм от хазар и латинство. Все они были отвергнуты князем по различным причинам.

Согласно «Повести временных лет», в 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н.э.) Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви.

По Повести временных лет, крещение киевлян происходило в Днепре, по Житию Владимира – в притоке Днепра реке Почайне. После возвращения Владимира из Корсуня и появления корсунских и константинопольских попов обращение в христианство действительно должно было стать более широким.

Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений некогда почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы. По сообщению Повести временных лет, Владимир «начал строить в городах церкви и назначать попов, и людей стали приводить к крещению по всем городам и селам».

По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу. В глухих углах (например, у вятичей) язычество держалось, не уступая христианской проповеди, еще целые века; да и по всей стране старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.

Принятие христианства Киевской Русью было связано рядом причин:

1. Зарождение феодализма.

2. Христианство более всего способствовало торговым и политическим связям, поэтому ко времени крещения Руси христианство было уже принято на Руси купечеством и некоторыми дружинниками киевского князя.

3. Однако принятие христианства не было внезапным, его принятие было процессом долгим.

4. Христианство как религия вобрала в себя язычество, многие языческие культы и праздники были заменены или приняты христианской церковью.

После принятия христианства в качестве государственной религии на Руси складываются церковные организации и юрисдикция. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церковь получила право на приобретение земель, населенных деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции.

Выражением сотрудничества великокняжеской и церковной организации является формирование в первой половине XI в. широкой церковной юрисдикции, охватывающей дела о браках и разводах, взаимоотношениях в семье, конфликты, связанные с охраной чести, некоторые наследственные дела, внутрицерковные конфликты. Они осуществлялись епископскими чиновниками, через руки которых проходила вся масса бытовых дел семейной жизни, а также дела, обусловленные заменой традиционных общинных брачных норм и обычаев новыми христианскими нормами классового общества.

Церкви на Руси довольно скоро, еще до середины XI в., удалось нащупать те сферы права, которые не были присвоены государством. Заимствуя нормы древнерусского права и придавая им христианскую форму, церковь наложила руку на новую большую группу общественных институтов, не встретив со стороны государства сопротивления, но и не посягая на княжескую юрисдикцию. Тем самым она помогла светской власти в укреплении нового строя и соответствующих ему форм общественных связей − христианских семьи, брака и регулированию взаимоотношений между родственниками.

Система общегосударственной церковной организации с центром в Киеве, рядом с великокняжеским двором, с епископами во многих столицах княжеств и их чиновниками в других городах на периферии объективно служила важной дублирующей политической структурой.

В качестве института, ведавшего отправлением культа, церковь обладала разветвленной системой учреждений, занимавшихся литургической и другими формами деятельности, миссионерством, исполнением христианских таинств, вероисповедной и религиозно-пропагандистской деятельностью. Эта ее деятельность с помощью княжеской власти оказывала существенное воздействие на развитие на Руси феодального общественного сознания, древнерусской письменности, литературы, культуры вообще в христианской религиозной форме, и в то же время она несла значительный ущерб языческим формам древнерусской культуры, музыкальному и песенному фольклору и пр. Однако что церковь не смогла распространить влияние христианского культа на всю территорию страны, на население, административно и территориально отдаленное от политических и церковных центров, ограничиваясь включением в свою сферу города и связанной с городом и вотчиной округи.

В публично-правовой сфере вне непосредственно культа церковные кафедры обладали большими возможностями благодаря завоеванной в борьбе с дофеодальными образованиями (большими семьями и соседскими общинами) широкой юрисдикции. Здесь церковь также выступала как составная часть государственной организации, осуществляя ее власть на местах через епископских чиновников и сделав большие сферы общественной жизни сферами церковного права.

⇐ Предыдущая123456

Добавить комментарий