Система права социального обеспечения

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 35

Система права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права. Социальное обеспечение можно разделить на общую, особенную и специальную части.

В соответствии с положениями теории права общая часть охватывает положения и нормы, регулирующие все отношения по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли права и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, главным образом содержащие указание на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы данного права:

• понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения;

• принципы права социального обеспечения;

• источники права социального обеспечения;

• правоотношения по социальному обеспечению;

• история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

К Особенной части отрасли права социального обеспечения относятся все другие нормы законодательства о социальном обеспечении. Они детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения. Данные нормы объединяются в институты, которые регулируют отдельный вид пенсионных отношений или отдельные виды иных отношений, являющихся предметом этой отрасли права.

Нормы, регулирующие пенсионные отношения, многочисленны и разнообразны. Поэтому они подразделяются по общим признакам на несколько институтов, в соответствии с которыми устанавливаются нормы о пенсиях:

✓ по старости;

✓ инвалидности;

✓ за выслугу лет;

✓ по случаю потери кормильца;

✓ социальные.

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсий, исчисления среднего заработка и пенсий. Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в следующие институты:

✓ стаж;

✓ пособия;

✓ социальное обслуживание;

✓ медицинская помощь;

✓ социальные льготы; и т.д.

Каждый из институтов делится на пединституты. Так, институт трудового стажа подразделяется на пединституты в зависимости от общего, специального, непрерывного и страхового стажа.

В системе права социального обеспечения выделяется Специальная часть, в которую включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения.

Большинство норм права социального обеспечения имеет управомочивающий характер и является дозволениями. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам дозволяется только то, что прямо предусмотрено законом. Запрещающие нормы возникли относительно недавно — на современном этапе развития социального обеспечения.

Выводы

Таким образом, право на социальное обеспечение каждого человека, закрепленное в ст. 7 Конституции, представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка (иного трудового дохода), несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержки других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.

Система права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

Понятие метода ПСО

Определение 1

Метод права социального обеспечения (ПСО) представляет собой систему приемов и способов, с помощью которых производится регулирование общественных отношений, которые составляют предмет этой отрасли права.

Как и предмет, метод правового регулирования можно рассматривать в качестве показателя, в соответствии с которым разграничиваются отрасли права. Предметом каждой отрасли является некоторая группа правоотношений, поэтому способы воздействия на них — метод правового регулирования — должны обладать определенными, характерными именно для данной группы правоотношений способами и приемами регулирования.

Признаки метода ПСО

В праве рассматривают несколько признаков, посредством которых характеризуются особенности метода правового регулирования:

  • уровень регулирования отношений в обществе, которые включены в состав предмета этой отрасли права (индивидуальный, централизованный, локальный);
  • порядок установления обязанностей и прав, предусмотренных для субъектов, в качестве способа определить содержание правоотношений (договорной, недоговорной);
  • взаимоотношения (положение) субъектов правоотношений (субординация, координация);
  • характер норм права в качестве способа правового влияния на поведение лиц (диспозитивный, императивный).

Особенности метода ПСО

Обратимся к особенностям метода права социального обеспечения. В первую очередь, он сочетает централизованный, локальный и индивидуальный уровень регулирования общественных отношений.

В 72 статье Конституции РФ установлено, что координация проблем здравоохранения; защита семьи, детства, материнства и отцовства; социальная защита, в том числе социальное обеспечение, должны находиться в общем ведении РФ и ее субъектов. По этой причине регулирование отношений в области ПСО производится централизованно (посредством принятия ФЗ и прочих правовых актов, которые направлены на их реализацию). Это осуществляют центральные органы власти государства. На региональном уровне регулирование происходит посредством издания соответствующих нормативных актов субъектов РФ.

Замечание 1

Сегодня на федеральном уровне закреплен некоторый минимальный социальный стандарт в области социального обеспечения. Субъекты РФ не вправе снизить его ни при каких условиях, поскольку предоставление этого стандарта гарантируют средства федеральных финансовых источников.

С помощью собственных источников и при наличии возможностей субъекты РФ могут установить дополнительные меры в сфере социальной защиты. Это могут быть надбавки к пенсии, пособиям, льготы для населения, дополнительные услуги в области социального обслуживания некоторых категорий граждан и др. Регулирование в рассматриваемой сфере также производится на муниципальном уровне.

На локальном уровне регулирование ПСО осуществляют отдельные организации, что выражается созданием локальных нормативных актов, которые принимает собственник финансовых источников. В не централизованном порядке предусмотрены дополнительные типы социального обеспечения, которые используются для роста степени социальной защищенности персонала конкретного предприятия. Подобные условия часто включают в состав коллективных договоров или планов социального развития компании.

Регулирование осуществляется и на индивидуальном уровне. Условия, касающиеся предоставления определенных дополнительных льгот (например, пенсии, пособия и др.) часто рассматриваются в рамках индивидуального трудового договора работодателя и работника. Помимо этого, любое лицо вправе заключать различные индивидуальные договоры в области ПСО. Это может быть договор с муниципальным центром соц. обслуживания на предоставление услуг на дому; с негосударственным пенсионным фондом и др.

Еще одной особенностью метода ПСО является специфический порядок установки прав и обязанностей субъектов. Сюда включены договорной и не договорной способы определения содержания правоотношений.

Чаще всего для ПСО присущ недоговорной порядок определения, что можно объяснить наличием централизованного регулирования. Виды пенсий, пособий, компенсаций, их сумму, порядок назначения и предоставления определяют нормативные акты и субъекты правоотношений — физические лица и органы, которые должны предоставить определенный вид социального обеспечения. Они не могут эти нормы изменить по своему усмотрению.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Обязанности и права, а также содержание правоотношений субъектов в этой отрасли может устанавливаться еще и договорным путем. Например, такое регулирование отношений часто характерно для предприятий. В рамках коллективного договора предусматриваются более льготные условия, если сравнивать их с условиями, содержащимися в действующем законодательстве (например, надбавка к пенсии, досрочный выход на пенсию и др.). Также на предприятиях гарантии социальной защищенности закрепляются в индивидуальном трудовом договоре. Его стороны вправе установить дополнительные условия, виды и размеры обеспечения (например, материальная помощь в отпуске, бесплатное санаторное лечение, лекарственное обеспечение и др.).

ТК РФ в 9 статье содержит положение о том, что трудовой договор не может включать условий, которые определенным образом снижают уровень прав и гарантий персонала. При наличии подобных условий в коллективном или трудовом договоре, их применять нельзя. Если же рассматривать более льготное обеспечение, то здесь предусмотрена полная свобода усмотрения сторон договора

ПСО отражает специфику положения (взаимоотношений) субъектов правоотношений. Это проявляется в виде координации и субординации.

По традиции в теории права рассматриваются 2 взаимосвязи субъектов правоотношений: координацию и субординацию. В первом случае стороны равны между собой, во втором одна из сторон находится в подчинении перед другой (возникают отношения власти).

Правовой статус субъектов ПСО часто не вписывается в классические понятия равенства и подчинения сторон. Участники этих отношений считаются экономически неравными, но не зависят друг от друга административно. Помимо этого, свобода выбора поведения и имущественные права принадлежат физическому лицу, а имущественные обязанности возлагаются на органы государства (учреждения). По этой причине отношения, которые формируются между ними можно определить в качестве отношений координации.

Замечание 2

Специфика метода ПСО также отражается характером правовых норм, который представляет собой способ правового воздействия на поведение субъектов. Он может быть императивным и диспозитивным.

Суть рассматриваемых правоотношений требует вполне определенной совокупности юридических приемов воздействия на поведение субъектов, что проявляется в форме дозволения, запрета, обязывания. Основные права граждан в этой области могут быть установлены посредством управомочивающих норм, выраженных в форме дозволений. Осуществляя их, физическое лицо должно выполнять и определенные обязанности.

Пример 1

Так, для пенсионера предусмотрена обязанность известить орган, который выплачивает ему пенсию, о наступлении обстоятельств, которые способны повлечь к изменению ее размера или прекращению выплаты.

Таким образом, требуемое поведение управомоченных субъектов (физических лиц) достигается не только при использовании дозволения, но и обязывания.

Чаще всего диспозиции правоустанавливающих норм могут указать только на правомочия физического лица. Поведение второго участника (учреждения или государственного органа), без решения которого невозможно реализовать право человека на конкретный вид социального обеспечения, должно регулироваться через позитивное обязывание.

Состав правоотношений в области материального обеспечения граждан, включая их социальное обслуживание в порядке социального обеспечения за счет средств централизованных финансовых фондов, может быть определен императивным путем. Только так гарантируется соответствующая мера потребления для каждого субъекта при наступлении определенных социальных рисков, указанных в законе.

Замечание 3

Пределы диспозитивного метода значительно ограничены, а его использование в форме дозволения обладает определенными особенностями. Дозволение направлено в адрес не обоих субъектов, а только одного из них — гражданина. Это относится к реализации права на соответствующий вид социального обеспечения, включая выбор самого выгодного для лица варианта обеспечения и др.

Отметим, что в рамках правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению чаще используется императивно-диспозитивный метод, который представляет собой сочетание предписания и дозволения. Рассматриваемый метод используют при формировании прав и обязанностей, предусмотренных для субъектов ПСО на федеральном уровне в централизованном порядке.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

АЛЬБОМ СХЕМ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На сегодняшний день особое внимание обращено на ряд юридических наук, связанных с правовым регулированием материального обеспечения граждан, и в первую очередь это касается права социального обеспечения.

В то же время остается неизменным то, что нормы этой отрасли права адресованы всему населению, они сопровождают каждого человека с момента его рождения и до конца жизни, поскольку в основу возникновения правовых отношений в сфере социального обеспечения положены такие события, как рождения человека, его жизнь – в различных проявлениях – болезнь, инвалидность, старость, безработица, бедность, нуждаемость в социальной поддержке. В связи с этим каждому, а тем более специалисту (работнику) социальной защиты необходимо знать законодательство о социальном обеспечении. Это позволит своевременно и в полной мере воспользоваться социальными правами и в случае необходимости грамотно их защитить.

Данный альбом схем, разработанный по праву социального обеспечения, рассчитан на оказание учебно-ознакомительной помощи.

Альбом схем призван облегчить изучение права социального обеспечения с целью более глубокого теоретического и практического изучения основных положений и разделов данной отрасли права.

В процесс ознакомления и использования данного альбома схем студент должен иметь представление о:

— месте и роли ПСО в системе права;

— основных источниках ПСО;

— содержании правоотношений, составляющих предмет правового регулирования данной отрасли;

— путях совершенствования и развития ПСО.

Студент должен знать:

— понятие социального обеспечения, его функции, современное состояние и формы;

— порядок пенсионного обеспечения в зависимости от вида пенсии;

— организацию осуществления пенсионного обеспечения в РФ;

— правовые признаки и особенности, характерные для пособий;

— основания классификации пособий на определенный вид.

Раздел 1. Социальное обеспечение

Общая часть

Схема 1. Понятие социального обеспечения

Схема 2. Предмет ПСО

Предмет ПСО

Схема 3. Методы права социального обеспечения

Схема 4. Система права социального обеспечения

Схема 5. Классификация принципов права

— законность; — направленность;

— гуманизм; — всестронность и т.п.

— демократизм и др.

Схема 6. Отраслевые принципы права социального обеспечения

Схема 7. Внутриотраслевые принципы права социального обеспечения

Схема 8. Правоотношения по социальному обеспечению

Схема 9. Субъекты правоотношений по праву социального обеспечения

Схема 10. Объекты правоотношений по праву социального обеспечения

Схема 11. Источники права социального обеспечения

Особенная часть

Раздел 2. Трудовой стаж

Схема 12. Виды трудового стажа

Схема 13. Работа, включаемая в общий трудовой стаж

Схема 14. Периоды деятельности,

включаемые в общий трудовой стаж

Схема 15. Доказательства трудового стажа

Таблица 1. Льготное исчисление

периодов, засчитываемых в трудовой стаж

За полный год

Лепрозории, противочумные учреждения

В двойном размере

В воинских частях, штабах, учреждениях, входящих в состав действующей армии, партизанских отрядах, нахождение на излечении вследствие военной травмы

В тройном размере

В Ленинграде в период блокады (с 08.09.1941 по 27.01.1944)

В тройном размере

Во время ВОв (за исключением работы в районах временно оккупированных неприятелем)

В двойном размере

В районах Крайнего Севера, местностях, приравненных к районам Крайнего Севера

В полуторном размере

Необоснованно репрессированным гражданам, впоследствии реабилитированным

В тройном размере

Военная служба по призыву

В двойном размере

Полный навигационный период на водном транспорте; полный сезон в организациях сезонных отраслей промышленности

За год работы

Раздел 3. Пенсионное обеспечение

Схема 16. Виды пенсий

Схема 17. Основания для пенсионного обеспечения

Схема 18. Основания назначения пенсии по возрасту

Схема 19. Граждане, имеющие право

на получение одновременно двух пенсий

Схема 20. Размер пенсии по старости

Схема 21. Пенсия при неполном трудовом стаже

Схема 22. Пенсия гражданам за выслугу лет

Схема 23. Понятие инвалидности

Схема 24. Классификация пенсий по инвалидности

по причинам возникновения инвалидности

Схема 25. Размеры пенсии по инвалидности

Схема 26. Право на пенсию по случаю потери кормильца

Схема 27. Основания для пенсионного обеспечения

в случае потери кормильца

Схема 28. Требования к лицам, обращающимся за пенсией по СПК

Схема 29. Нетрудоспособные члены семьи

Схема 30. Круг лиц, имеющих право на пенсию по СПК

Схема 31. Размер пенсии по случаю потери кормильца

Схема 32. Социальная пенсия

Раздел 4. Назначение и исчисление пенсий

Схема 33. Периоды, за которые определяется среднемесячный заработок

для назначения пенсии

Схема 34. Порядок назначения пенсий

Схема 35. Документы, необходимые для назначения пенсии

Схема 36. Порядок рассмотрения пенсионных дел

Схема 37. Вычеты из пенсии

Схема 38. Изменение размера пенсии

При возникновении права на повышение пенсии по нескольким основаниям устанавливается одно повышение, большее по размеру.

Схема 39. Надбавки к пенсиям

Раздел 5. Социальное обслуживание

Схема 40. Принципы социального обслуживания

Схема 41. Виды социального обслуживания

Схема 42. Принципы социального обслуживания граждан

пожилого возраста и инвалидов

Схема 43. Формы социального обслуживания граждан

пожилого возраста и инвалидов

Схема 44. Медицинская помощь и лечение

Схема 45. Социальная защита беженцев.

Признание лица беженцем

Схема 46. Права лица, признанного беженцем

Схема 47. Обязанности, возлагаемые на лицо, признанное беженцем

Схема 48. Утрата лицом статуса беженца

и лишение статуса беженца

Раздел 6. Пособия

Схема 49. Классификация пособий

Схема 50. Признаки, присущие пособиям

Схема 51. Виды пособий гражданам, имеющим детей

Схема 52. Основания, сроки и субъекты пособия

по временной нетрудоспособности

Схема 53. Случаи, когда пособие по временной

нетрудоспособности не выдается

Схема 54. Условия признания граждан безработными

Схема 55. Приостановка и прекращение выплаты

пособия по безработице по решению органов занятости

Схема 56. Субъекты пособия на погребение и место его выплаты

Характеристика права социального обеспечения как отрасли права — это не только анализ совокупности составляющих ее предмет общественных отношений и механизма их правового регулирования, но и системы правовых норм, регулирующих эти отношения.

Базируясь на выработанных в общей теории права подходах к построению отрасли права, можно констатировать, что право социального обеспечения состоит из норм Общей и Особенной части, с точки зрения их значения для регулирования составляющих его отношений, и из подотрасли, правовых институтов и субинститутов, с точки зрения характера тех отношений, для регулирования которых применяются те или иные нормы.

Однородность общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, позволяет выделить такие нормы, которые применимы при регулировании любых социально-обеспечительных отношений. Они составляют Общую часть права социального обеспечения. Традиционно к нормам Общей части относят: нормы, закрепляющие право на социальное обеспечение как одно из основных социально-экономических прав человека; нормы, устанавливающие круг субъектов социальнообеспечительных отношений и их правосубъектность; нормы, закрепляющие круг источников права социального обеспечения, разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере социального обеспечения; нормы, закрепляющие виды социальных рисков и виды обеспечения при их наступлении. По мнению В. Ш. Шайхатдинова, с которым следует согласиться, эти нормы объединяются в соответствующие институты. Особенностью Общей части права социального обеспечения, в отличие от иных отраслей права, является то, что при отсутствии кодификационного акта нормы, составляющие ее содержание, разбросаны по всему массиву нормативных правовых актов и не всегда выделены как обособленная их часть. Тем не менее в результате анализа содержания этих норм можно составить представление об институтах Общей части права социального обеспечения.

Право на социальное обеспечение как одно из основных прав человека закрепляется в нормах ст. 7 и 39 Конституции РФ, Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Европейской социальной хартии, Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств от 29 октября 1994 г. (далее — Хартия социальных прав граждан СНГ) и в ряде других актов. Совокупность этих норм не отвечает всем признакам, свойственным правовому институту, поэтому ее нельзя рассматривать в таком качестве.

Круг физических лиц — субъектов права социального обеспечения и их правосубъектность закрепляются, помимо конституционных норм, в законах о социальном обеспечении, а также в законах, регулирующих иные общественные отношения (например, в трудовом, семейном законодательстве, законодательстве о государственной службе и пр.). Правосубъектность обеспечивающих субъектов закреплена в нормах, регламентирующих их правовой статус и компетенцию, например в положениях об отдельных видах государственных органов.

Важным институтом Общей части права социального обеспечения является институт источников отрасли. Особое значение он приобрел с конституционным закреплением законов как единственного вида нормативных правовых актов, в которых могут устанавливаться государственные пенсии и пособия. Наряду с этой нормой содержание данного института составляют также нормы об отдельных видах нормативных правовых актов как источниках права социального обеспечения, а также о договорах и соглашениях в этой сфере.

Институт разграничения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, а также органов местного самоуправления в сфере социального обеспечения охватывает нормы ст. 72 Конституции РФ, соответствующие нормы законодательства об органах государственной власти субъектов РФ и о местном самоуправлении и нормы специальных актов, посвященных социальному обеспечению. В последнее время этот институт наполняется современным содержанием, составляющие его нормы чрезвычайно важны при решении вопросов о том, в сферу ведения какого субъекта входят те или иные вопросы, связанные с обеспечением.

Институт социальных рисков, или оснований обеспечения, — это нормы, устанавливающие перечень тех жизненных обстоятельств, с наступлением которых связывается право на обеспечение. Их основу составляют ст. 7 и 39 Конституции РФ.

Помимо тех институтов и норм, принадлежность которых к Общей части права социального обеспечения не оспаривается никем, к этому подразделению права социального обеспечения относят иногда и другие институты, в частности институт стажа, институт среднего заработка и институт сроков. Такая позиция была в свое время справедлива, поскольку нормы, регламентирующие виды и порядок исчисления стажа, были едиными для всех видов обеспечения, а сам стаж рассматривался как условие предоставления практически всех видов обеспечения. В настоящее время ситуация изменилась, и не только в связи с тем, что право на обеспечение связывается теперь с наличием стажа далеко не всегда (требование стажа сохранилось практически только при пенсионном обеспечении и обеспечении пособиями при болезни), но главным образом в связи с тем, что правила исчисления разных видов стажа стали существенно различаться и с точки зрения включения в стаж тех или иных периодов деятельности, и с точки зрения порядка его исчисления. Все это привело к тому, что нормы о трудовом стаже утратили те признаки, которые позволяли относить их к институтам Общей части, и «перекочевали» в соответствующие институты Особенной в качестве их части, составляющей соответствующие субинституты. То же самое произошло и с институтом исчисления среднего заработка: состав среднего заработка и порядок его исчисления столь существенно отличаются применительно к разным видам обеспечения, что нет никаких оснований относить этот институт к нормам Общей части.

Особенная часть права социального обеспечения имеет сложную структуру. В ее составе имеются такие группы норм, которые формируют подотрасль, правовые институты и субинституты.

В подотрасль выделились нормы, регламентирующие обеспечение в рамках одной из организационно-правовых форм — социального страхования. Конституирующим признаком подотрасли является наличие в ее структуре группы норм, применимых к любым отношениям, составляющим ее предмет. К ним относятся нормы, устанавливающие цели регулирования отношений по социальному страхованию, принципы осуществления обязательного социального страхования, круг его субъектов, полномочия федеральных органов государственной власти в этой сфере, виды социальных страховых рисков и страховых случаев, виды страхового обеспечения, основания и порядок возникновения правоотношений в сфере обязательного социального страхования.

Другим признаком подотрасли является то, что она объединяет несколько правовых институтов, регулирующих отношения различного вида. Это наблюдается и в структуре данной подотрасли: в ее состав входят институты пенсионного страхования, страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страхования на случай болезни, страхования в связи с материнством, обязательного медицинского страхования, причем в структуре каждого из них есть нормы как материального (обеспечительного), так и процедурного характера. Эти институты занимают разное положение в системе права социального обеспечения.

Институт пенсионного страхования относится к числу комплексных институтов, поскольку его предмет охватывает несколько видов однородных отношений. Основанием классификации норм, составляющих предмет этого комплексного института и входящих в предмет самостоятельных институтов в его составе, является основание обеспечения, т.е. то реальное жизненное обстоятельство, наступление которого приводит к изменению материального положения гражданина и которое, таким образом, выступает в качестве страхового случая. Самостоятельными институтами являются институт пенсиоиирования по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Внутри одного из них — института пенсиоиирования по старости — в свою очередь также обособляются группы норм, устанавливающие правила досрочного пенсионного обеспечения. Эти группы норм представляют собой субинститут в рамках правового института. Помимо институтов, сформированных по критерию оснований обеспечения, в структуре комплексного института пенсионного страхования есть и процедурные институты, например институт выплаты пенсий, институт сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных пенсионных прав застрахованных, институт назначения пенсий.

Институт страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний имеет более простую структуру, однако в его составе также есть субинституты. Так, в качестве самостоятельных субинститутов следует рассматривать блоки норм, определяющих порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности; норм, определяющих порядок исчисления страхового обеспечения; норм, определяющих порядок его назначения и выплаты. Предметом этих субинститутов (в отличие от институтов, входящих в состав комплексного института пенсионного страхования) являются не отдельные виды отношений, а отдельные стороны отношений одного вида. Возможно, при дальнейшем развитии института страхования от несчастных случаев он приобретет более сложную структуру и «дорастет» до комплексного института.

Институт страхования на случай временной нетрудоспособности — один из наиболее старых институтов права социального обеспечения. В настоящее время в состав этого института входят нормы, регулирующие отношения, возникающие при страховом обеспечении в случае болезни, ухода за заболевшим членом семьи, санаторно-курортном лечении, карантине и протезировании. В силу особенностей каждого из этих оснований обеспечения соответствующие нормы также имеют некоторые особенности, что дает основания признать их совокупность субинститутами. Таким же субинститутом следует считать и процедурные нормы, устанавливающие порядок исчисления заработка при определении размера пособий, порядок назначения и выплаты пособий, а также порядок экспертизы временной нетрудоспособности.

Институт страхования в связи с материнством, напротив, достаточно новый. Он выделился из института социального страхования, который охватывал нормы, регулирующие страхование на случай болезни и на случай материнства, в середине 1990-х гг. с принятием ряда мер по поддержке материнства и детства. В настоящее время в состав этого института входят нормы, определяющие правила обеспечения женщин в период беременности и после рождения ребенка, лиц, осуществляющих уход за ребенком, семьи при рождении ребенка, а также обеспечивающие их функционирование процедурные нормы. Указанные группы норм формируют соответствующие субинституты: пособий по беременности и родам и пособий женщинам, вставшим на диспансерный учет в ранние сроки беременности; единовременного пособия при рождении ребенка; пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Институт медицинского страхования объединяет нормы, устанавливающие виды медицинской помощи, предоставляемые в рамках обязательного медицинского страхования, порядок предоставления этой помощи, порядок оценки качества оказанной помощи.

Нормы, регулирующие обеспечение в рамках другой организационноправовой формы — государственного социального обеспечения, — столь разнообразны, а сами отношения по государственному социальному обеспечению столь многоплановы, что соответствующая подотрасль не сформировалась, да и едва ли может сформироваться. Поэтому этот блок норм Особенной части права социального обеспечения представляет собой совокупность ряда институтов и генеральных институтов.

Генеральным является институт государственной социальной помощи. Его составляют нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с предоставлением различных видов социальной помощи малообеспеченным гражданам и семьям (социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров, социальных стипендий), а также лицам, попавшим по независящим от них обстоятельствам в трудную жизненную ситуацию, которую они не могут преодолеть самостоятельно (пособий беженцам, вынужденным переселенцам, пособий при возникновении поствакцинальных осложнений, пособий гражданам, пострадавшим в ходе борьбы с терроризмом, и членам их семей и пр.), а также процедурные нормы по установлению юридически значимых фактов, с наступлением которых связывается право па такую помощь, и нормы, определяющие порядок ее предоставления.

Также генеральным является институт социального обслуживания. В его структуре есть множество институтов, предметом которых являются отношения по оказанию различных видов социальных услуг: социальной помощи на дому, стационарного и нолустационарного социального обслуживания, консультативной и экстренной социальной помощи, реабилитационных услуг, профориентационных услуг и услуг по трудоустройству, медицинских и образовательных услуг и пр. С одной стороны, многообразие видов социальных услуг, различный субъектный состав отношений, возникающих при их предоставлении, использование при этом различных процедур, а с другой — определенная общность оснований предоставления (трудная жизненная ситуация), наличие общих принципов, принципиальная схожесть содержания соответствующих отношений, — все это свидетельствует о том, что данный комплексный институт, при условии совершенствования законодательства о социальном обслуживании, сможет развиться в подотрасль.

К числу генеральных следует отнести также институт государственных пособий семьям с детьми (если получающий их родитель не подлежит обязательному социальному страхованию) с входящими в его состав институтами единовременного пособия на ребенка, пособия по беременности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет, пособия на детей, находящихся под опекой, пособия на ВИЧ-инфицированных детей, компенсационных выплат лицу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.

Генеральный институт государственного пенсионного обеспечения занимает особое место в системе права социального обеспечения. Составляющие его нормы и институты имеют тесную связь с нормами института пенсионного страхования, входящего в состав подотрасли социального страхования, и в совокупности они обеспечивают правовое регулирование пенсионной системы РФ. Однако их принципиальное отличие, связанное с тем, что они опосредуют отношения, возникающие в сфере разных организационно-правовых форм — государственного социального обеспечения и социального страхования, — делает невозможным их объединение в одном структурном подразделении в системе права социального обеспечения. Сам же генеральный институт государственного пенсионного обеспечения включает институты пенсионирования за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальных пенсий, а также ряд процедурных институтов, связанных с порядком назначения и выплаты государственных пенсий.

Помимо генеральных, в составе Особенной части есть и простые институты. Например, такими являются институты пособий по безработице, компенсационных выплат отдельным категориям граждан и пр.

Мнение специалиста

Несколько иное видение системы права социального обеспечения предлагает А. Л. Благодир, выделяя основной институт, функциональные и предметные (простые и специализированные) институты, находящиеся в настоящее время на разных стадиях своего формирования и иногда объединяемые в комплексные институты.

Опираясь на ранее сформулированные выводы, она пришла к выводу о том, что в структуре Общей части данной отрасли, наряду с институтами правосубъектности и социальных рисков, продолжается формирование так называемого основного института, который объединил бы нормы об общественных отношениях, составляющих предмет права социального обеспечения, целях и задачах отрасли, разграничении компетенции Российской Федерации и ее субъектов по правовому регулированию социального обеспечения, способах и формах защиты прав и интересов в рассматриваемой сфере. Завершение этого процесса А. Л. Благодир связывает с кодификацией законодательства о социальном обеспечении.

Структура Особенной части формируется под воздействием регулятивной функции права социального обеспечения. Ее образуют функциональный институт трудового стажа, самостоятельные комплексные институты как относительно крупные нормативные образования (пенсионного обеспечения, социальных пособий, медицинской помощи и лечения, социального обслуживания, социальной помощи, субсидий, компенсационных выплат), в состав которых входят простые предметные регулятивные институты (институты различных видов пенсий, пособий и т.п.), а также специализированные процедурно-процессуальные институты, объединяющие нормы, регулирующие отношения по поводу установления юридических фактов, разрешения жалоб и споров, юридической ответственности. При этом автор на основе общих признаков норм, регулирующих отношения по предоставлению гражданам субсидий, государственной социальной помощи, компенсационных выплат, материнского (семейного) капитала, выдвигает гипотезу о постепенном формировании в структуре Особенной части отрасли права социального обеспечения нового комплексного института субсидий, компенсационных выплат и иных видов социальной помощи, к которому в перспективе могут быть отнесены также нормы, устанавливающие новые виды соответствующих социальных предоставлений.

Система права социального обеспечения может быть выстроена не только по предметному критерию, но и но территории действия правовых норм. Социальное обеспечение относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Полномочиями в области социальной защиты населения обладают также органы местного самоуправления. Это приводит к тому, что в структуре системы права социального обеспечения есть три блока норм, разделенных по сфере их действия: нормы, действующие на территории РФ в целом; нормы, действующие на территории субъекта РФ; нормы, действующие на территории муниципального образования.

Стр 1 из 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На сегодняшний день особое внимание обращено на ряд юридических наук, связанных с правовым регулированием материального обеспечения граждан, и в первую очередь это касается права социального обеспечения.

В то же время остается неизменным то, что нормы этой отрасли права адресованы всему населению, они сопровождают каждого человека с момента его рождения и до конца жизни, поскольку в основу возникновения правовых отношений в сфере социального обеспечения положены такие события, как рождения человека, его жизнь – в различных проявлениях – болезнь, инвалидность, старость, безработица, бедность, нуждаемость в социальной поддержке. В связи с этим каждому, а тем более специалисту (работнику) социальной защиты необходимо знать законодательство о социальном обеспечении. Это позволит своевременно и в полной мере воспользоваться социальными правами и в случае необходимости грамотно их защитить.

Данный альбом схем, разработанный по праву социального обеспечения, рассчитан на оказание учебно-ознакомительной помощи и представляет собой упорядоченный перечень, согласно курса дисциплины графики отображенных тем.

Альбом схем призван облегчить изучение права социального обеспечения с целью более глубокого теоретического и практического изучения основных положений и разделов данной отрасли права. Схемы расположены согласно распределению тем по курсу дисциплины.

В процесс ознакомления и использования данного альбома схем студент должен иметь представление о:

— месте и роли ПСО в системе права;

— основных источниках ПСО для граждан ПМР;

— содержании правоотношений, составляющих предмет правового регулирования данной отрасли;

— путях совершенствования и развития ПСО.

Студент должен знать:

— понятие социального обеспечения, его функции, современное состояние и формы;

— порядок пенсионного обеспечения в зависимости от вида пенсии;

— организацию осуществления пенсионного обеспечения в ПМР;

— правовые признаки и особенности, характерные для пособий;

— основания классификации пособий на определенный вид.

Раздел 1. Социальное обеспечение

Общая часть

Схема 1. Понятие социального обеспечения

Схема 2. Предмет ПСО

Предмет ПСО

Разрешение споров (процессуальные отношения)

Процедура проверки фактов (процедурные отношения)

Схема 3. Методы права социального обеспечения

Схема 4. Система права социального обеспечения

Схема 5. Классификация принципов права

— законность; — направленность;

— гуманизм; — всестронность и т.п.

— демократизм и др.

Схема 6. Отраслевые принципы права социального обеспечения

Соответствие величины размеров пособий, пенсий и др. выплат прожиточному минимуму

Схема 7. Внутриотраслевые принципы права социального обеспечения

Схема 8. Правоотношения по социальному обеспечению

Схема 9. Субъекты правоотношений по праву социального обеспечения

Схема 10. Объекты правоотношений по праву социального обеспечения

Схема 11. Источники права социального обеспечения

Особенная часть

Раздел 2. Трудовой стаж

Схема 12. Виды трудового стажа

Схема 13. Работа, включаемая в общий трудовой стаж

Схема 14. Периоды деятельности,

Включаемые в общий трудовой стаж

Схема 15. Доказательства трудового стажа

Таблица 1. Льготное исчисление

Раздел 3. Пенсионное обеспечение

Схема 16. Виды пенсий

Схема 17. Основания для пенсионного обеспечения

Основания для пенсионного обеспечения

Для отдельных категорий работников – длительное выполнение определенной профессиональной деятельности

Схема 18. Основания назначения пенсии по возрасту

Схема 19. Граждане, имеющие право

На получение одновременно двух пенсий

Схема 20. Размер пенсии по старости

Схема 21. Пенсия при неполном трудовом стаже

Схема 22. Пенсия гражданам за выслугу лет

Схема 23. Понятие инвалидности

Схема 24. Классификация пенсий по инвалидности

По причинам возникновения инвалидности

Схема 25. Размеры пенсии по инвалидности

Схема 26. Право на пенсию по случаю потери кормильца

В случае потери кормильца

Схема 28. Требования к лицам, обращающимся за пенсией по СПК

Схема 32. Социальная пенсия

Для назначения пенсии

Схема 37. Вычеты из пенсии

Признание лица беженцем

И лишение статуса беженца

Раздел 6. Пособия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На сегодняшний день особое внимание обращено на ряд юридических наук, связанных с правовым регулированием материального обеспечения граждан, и в первую очередь это касается права социального обеспечения.

В то же время остается неизменным то, что нормы этой отрасли права адресованы всему населению, они сопровождают каждого человека с момента его рождения и до конца жизни, поскольку в основу возникновения правовых отношений в сфере социального обеспечения положены такие события, как рождения человека, его жизнь – в различных проявлениях – болезнь, инвалидность, старость, безработица, бедность, нуждаемость в социальной поддержке. В связи с этим каждому, а тем более специалисту (работнику) социальной защиты необходимо знать законодательство о социальном обеспечении. Это позволит своевременно и в полной мере воспользоваться социальными правами и в случае необходимости грамотно их защитить.

Данный альбом схем, разработанный по праву социального обеспечения, рассчитан на оказание учебно-ознакомительной помощи и представляет собой упорядоченный перечень, согласно курса дисциплины графики отображенных тем.

Альбом схем призван облегчить изучение права социального обеспечения с целью более глубокого теоретического и практического изучения основных положений и разделов данной отрасли права. Схемы расположены согласно распределению тем по курсу дисциплины.

В процесс ознакомления и использования данного альбома схем студент должен иметь представление о:

— месте и роли ПСО в системе права;

— основных источниках ПСО для граждан ПМР;

— содержании правоотношений, составляющих предмет правового регулирования данной отрасли;

— путях совершенствования и развития ПСО.

Студент должен знать:

— понятие социального обеспечения, его функции, современное состояние и формы;

— порядок пенсионного обеспечения в зависимости от вида пенсии;

— организацию осуществления пенсионного обеспечения в ПМР;

— правовые признаки и особенности, характерные для пособий;

— основания классификации пособий на определенный вид.

Раздел 1. Социальное обеспечение

Общая часть

Добавить комментарий