Система принципов арбитражного процесса

1. Понятие и значение принципов арбитражного процессуального права.

Принципы арбитражного процессуального права — это основополагающие начала, определяющие содержание норм данной отрасли права, ее место, роль и назначение в системе права.

Значение принципов арбитражного процессуального права заключается в следующем:

1) принципы являются ориентиром в нормотворческой деятельности при совершенствовании арбитражного процессуального законодательства

2) принципы позволяют арбитражному суду обеспечить правильное понимание арбитражного процессуального законодательства и верно его применять в соответствии с действительным смыслом.

Система принципов – это совокупность всех принципов арбитражного процессуального права в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

2. Классификация принципов.

Под классификацией принципов понимается деление всего состава принципов на отдельные группы по какому-либо признаку, называемому основанием классификации.

По объекту регулирования все принципы арбитражного процессуального права объединяются в две группы: судоустройственные принципы, определяющие устройство арбитражных судов и процесса одновременно, и судопроизводственные принципы, определяющие процессуальную деятельности суда и участников процесса.

К судоустройственным принципам относятся:

1. Принцип осуществления правосудия только арбитражным судом.

Этот принцип представляет собой правило, по которому реализация полномочий, отнесенных к ведению органов судебной власти, может осуществляться только судами, созданными в соответствии с законом. Применительно к арбитражному процессуальному праву данный принцип закрепляет, что по делам в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенным к ведению арбитражных судов, только арбитражный суд вправе осуществлять правосудие.

В соответствии со смыслом ст.118 Конституции, ст.1 ФКЗ «О судебной системе РФ» и ст.1 АПК РФ судебная власть в России в сфере хозяйственной юрисдикции может осуществляться только арбитражными судами в лице арбитражных судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия арбитражных заседателей. Никакие другие органы не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Не допускается создание каких-либо чрезвычайных судов.

В ряде случаев дела, отнесенные к ведению арбитражных судов, могут разрешаться другими органами, например, третейскими судами, в том числе международными коммерческими арбитражами, органами административной юрисдикции. Однако деятельность указанных органов по разрешению правовых конфликтов не является правосудием и не может лишить заинтересованных лиц права на обращение в арбитражный суд за защитой.

2. Принцип независимости судей и подчинения их только закону

Этот принцип представляет собой правило, согласно которому судьи при осуществлении правосудия принимают судебные акты без влияния каких-либо других органов и лиц и основываясь только на нормативных актах определенного уровня.

Данный принцип сочетает в себе одновременно два начала: независимость судей, которая в то же время одновременно ограничивается необходимостью их подчинения Конституции РФ и другим федеральным законам. Какое-либо постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность любых органов, должностных лиц или граждан недопустимы и влекут за собой установленную законом ответственность.

Гарантии независимости судей арбитражных судов подразделяются на политические, экономические и правовые.

К политическим относится закрепление в Конституции принципа разделения властей и независимости судебной власти от власти исполнительной и законодательной. Кроме того, судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

К экономическим гарантиям относится предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

К юридическим гарантиям независимости судей арбитражных судов относится целый ряд нормативных предписаний. Законом установлен особый порядок наделения судей полномочиями. Судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи других арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ с учетом мнения законодательного органа соответствующего субъекта РФ. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия.

3. Принцип гласности судебного разбирательства

Представляет собой такое правило, согласно которому разбирательство в арбитражном суде является открытым, обеспечивающим присутствие на слушаниях дела любому лицу. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.

Гласность правосудия обеспечивает его воспитательные и профилактические функции. Гласность способствует снижению субъективизма судей и позволяет всем желающим убедиться в соблюдении установленных процессуальным законом правовых процедур разбирательства дела.

4. Принцип сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел в арбитражных судах

Представляет собой такое правило, в соответствии с которым в зависимости от категории дела и ряда других критериев разбирательство дела в арбитражном судопроизводстве производится судьей арбитражного суда единолично либо арбитражным судом в коллегиальном составе. Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение дела не предусмотрено АПК РФ. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей.

В первой инстанции арбитражного суда коллегиальным составом трех судей рассматриваются:

1) дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ

2) дела, об оспаривании нормативных правовых актов

3) дела о несостоятельности (банкротстве), если иное не установлено законом

4) дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение

Коллегиально с участием судьи и двух арбитражных заседателей в суде первой инстанции рассматриваются экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит об этом соответствующее ходатайство.

Дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей.

Вопросы, возникающие при рассмотрении дела судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Судья — председательствующий в заседании — голосует последним. Судья, не согласный с мнением большинства, обязан подписать судебный акт и вправе изложить в письменной форме особое мнение, которое приобщается к делу, но не оглашается.

5. Принцип государственного языка судопроизводства

Представляет собой такое правило, согласно которому судопроизводство в арбитражном суде ведется на государственном – русском языке, а лицам, не владеющим языком, обеспечивается возможность перевода с целью понимания ими совершаемых процессуальных действий. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика и право выступать в арбитражном суде на родном языке.

6. Принцип равенства участников арбитражного процесса перед законом и судом

Представляет собой такое правило, согласно которому правосудие осуществляется на началах равенства организаций и граждан независимо от каких-либо признаков и критериев. Равенство организаций перед законом и судом не зависит от места нахождения, подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы, а равенство граждан перед законом и арбитражным судом – независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

К судопроизводственным принципам арбитражного процессуального права относятся:

1. Принцип диспозитивности

Представляет собой правило, согласно которому заинтересованные в исходе дела лица вправе самостоятельно распоряжаться принадлежащими им субъективными материальными правами и процессуальными средствами защиты. Свобода распоряжения субъективными материальными правами в соответствии этим принципом заключается в праве истца изменить основания или предмет иска, но не одновременно сразу, увеличить или уменьшить размер исковых требований; в праве истца отказаться от заявленного иска, заключить с ответчиком мировое соглашение на основе взаимных уступок и выражается в следующем:

1) истец имеет право выбора – предъявлять иск в защиту нарушенного права или не предъявлять, хотя в отдельных случаях это возможно помимо его воли;

2) предъявив иск, истец вправе потребовать его обеспечения с целью гарантировать реальное исполнение решения суда

3) ответчик может предъявить встречный иск

4) если удовлетворено ходатайство истца об обеспечении иска, ответчик вправе обратиться со встречным ходатайством об отмене мер обеспечения либо потребовать от истца предоставления обеспечения возмещения возможных для ответчика убытков

5) все лица, участвующие в деле, могут обжаловать решение (путем подачи апелляционной, кассационной жалоб) и определение арбитражного суда. Обжалование является правом, но не обязанностью лиц, участвующих в деле

6) если жалоба была подана, то арбитражный суд может предложить лицу, подавшему жалобу, отказаться от нее.

7) получив решение арбитражного суда, вынесенное в его пользу, заинтересованное лицо вправе не требовать реального исполнения данного решения.

Осуществление многих диспозитивных действий сторон находится под контролем арбитражного суда, а в ряде случаев арбитражный суд вправе разрешить и те требования, которые не заявлялись сторонами.

2. Принцип состязательности

Существо данного принципа состоит в том, что стороны арбитражного процесса состязаются перед арбитражным судом, убеждая его при помощи различных доказательств в своей правоте в споре. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны. В соответствии с новым АПК РФ лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному си уду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с предоставлением доказательств.

При этом арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.

3. Принцип процессуального равноправия сторон

Представляет собой такое правило, согласно которому стороны арбитражного судопроизводства пользуются равными процессуальными правами, и арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из них. Согласно этому принципу закон предоставляет истцу и ответчику равные процессуальные возможности по защите своих прав и охраняемых законом интересов. Нарушение этого принципа ведет к отмене судебных актов.

4. Принцип непрерывности судебного разбирательства

Представляет собой такое правило, согласно которому разбирательство дела осуществляется при неизменном составе суда. В случае замены одного из судей в процессе разбирательства дела оно должно быть произведено с самого начала. Тем самым обеспечивается целостность восприятия одним и тем же составом арбитражного суда или судьей доказательственного материала, исследованного по делу. С этой целью судебное разбирательство по одному делу должно происходить непрерывно, кроме времени, назначенного для отдыха. По своей инициативе или по ходатайству сторон суд вправе объявить перерыв в заседании на не срок не более пяти дней. В некоторых случаях суд откладывает судебное разбирательство. Арбитражный суд не вправе рассматривать несколько дел одновременно в одном судебном заседании до принятия решения по делу или до отложения его рассмотрения.

5. Принцип непосредственности

Представляет собой такое правило, согласно которому арбитражный суд обязан непосредственно исследовать и воспринимать все доказательства по делу, т.е. заслушать объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключения экспертов, ознакомиться с письменными, аудио-, видеодоказательствами. Тем самым обеспечивается личное восприятие судьями арбитражного суда всего доказательственного материала.

В отдельных случаях, когда собирание доказательств осуществлялось путем направления судебного поручения, непосредственность восприятия доказательств обеспечивается путем ознакомления судей и лиц, участвующих в деле, с его результатами, зафиксированными в соответствующих документах.

Принципы арбитражного процессуального права — это закрепленные в нормах арбитражного процессуального права руководящие начала и основополагающие идеи, касающиеся отправления правосудия в сфере хозяйственной юрисдикции, и отражающие особенности данной отрасли права.

Каждый из принципов находит закрепление, как правило, не в какой-то определенной статье закона, а лежит в основе многих норм, отражается в ряде процессуальных правил, раскрывающих и конкретизирующих содержание данного принципа, обеспечивающих его последовательное осуществление на практике.

Принципы арбитражного процесса находят свое проявление и реализацию во всей деятельности арбитражных судов, на всех этапах развития арбитражного процесса. Они регулируют важнейшие стороны правоприменительной деятельности арбитражных судов. Поэтому действительное содержание каждого из этих принципов и их значение могут быть раскрыты только в результате анализа соответствующих норм законодательства об арбитражном суде и практики их применения. В то же время правильное представление о сущности и содержании каждого принципа и обо всей их системе в целом помогает понять смысл и значение многих правил арбитражного процесса, а, следовательно, и обоснованно применять их на практике.

Знание принципов обеспечивает системный анализ норм действующего арбитражного законодательства. Они служат отправными положениями при толковании процессуальных норм с недостаточно определенным содержанием, при преодолении пробелов в праве, позволяют найти правильное решение того или иного процессуального вопроса, если в действующем законодательстве нет соответствующей нормы.

Велико значение принципов арбитражного процесса и в нормотворческой деятельности. Они определяют основные направления, перспективы развитая арбитражного процесса, служат главным критерием оценки обоснованности предложений об изменении и дополнении арбитражного законодательства.

В силу особого значения принципы арбитражного процесса подлежат обязательному точному соблюдению при рассмотрении конкретного дела. Всякое отступление от принципов рассматривается как существенное нарушение закона.

Принципы арбитражного процессуального права взаимосвязаны между собой. Одни принципы развивают и дополняют положения других. В иных случаях одни принципы являются гарантиями других, способствуют претворению их в практику.

Значение принципов арбитражного процессуального права:

  • — являются ориентиром нормотворческой деятельности при совершенствовании арбитражно-процессуального законодательства;
  • — позволяют обеспечить правильное понимание и применение арбитражными судами арбитражно-процессуального законодательства в соответствии с его действительным смыслом;
  • — они содействуют объединению норм и институтов в данной отрасли права и, дополнительно к предмету и методу, индивидуализируют данную отрасль права;
  • — они характеризуют основные черты арбитражного процессуального права, служат отправными положениями при сопоставлении с арбитражным процессуальным правом других государств.

Система принципов арбитражного процесса — это совокупность всех принципов арбитражного процессуального права в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Основные классификации принципов арбитражного процесса:

  • — по функциональному признаку. Это судоустройственные (организационные) и судопроизводственные (функциональные);
  • — по сфере действия — общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы отдельных институтов арбитражного процессуального права:
    • 1. Сочетание единоличного и коллегиального рассмотрения арбитражных дел (ст. 17 Арбитражного Процессуального кодекса)
    • 2. Судопроизводство ведется на русском языке (ст.12 Арбитражного Процессуального кодекса)
    • 3. Непосредственность судебного разбирательства (ст.10 Арбитражного Процессуального кодекса)
    • 4. Неизменность судей при судебном разбирательстве.
    • 5. Принцип обязательности судебных актов арбитражного суда (Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ст. 16 и 330 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
  • — по правовому источнику — закрепленные в законе и конституционные:
    • 1. Осуществления правосудия только судом (ст. 118 Конституции). В соответствии со ст. 127 Конституции Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
    • 2. Гласность судебного разбирательства (ст.123 Конституции РФ и ст. 11 Арбитражного Процессуального кодекса)
    • 3. Независимость судей и подчинение их только Конституции и федеральным законам (ст.120 Конституции РФ)
    • 4. Несменяемость судей.

Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (ст. 121 Конституции РФ). Федеральный Конституционный Закон » О судебной системе» в ст. 15 закрепляет, что судья не может быть назначен на другую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

5. Неприкосновенность судей.

Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (ст.122 Конституции РФ).

В ст. 16 Федерального Закона «О статусе судей в Российской Федерации» под неприкосновенностью судьи понимается неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайна переписки и иной корреспонденции.

Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта.

Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.

  • 6. Равноправие всех перед законом (ст.19 Конституции РФ).
  • 7. Состязательность и равноправие сторон (ст.123 Конституции РФ)

Страница 2 из 4

§ 2. Система принципов арбитражного процессуального права. Влияние международно-правовых актов на современную систему принципов

1. Понятие системы принципов арбитражного процессуального права

Принципы состоят между собой в определенной взаимосвязи, обусловленной различными факторами объективного порядка. Система принципов — это совокупность всех принципов арбитражного процессуального права в их взаимосвязи и взаимной обусловленности. В юридической науке существуют самые различные взгляды на систему принципов и их количество, поскольку возможны самые различные их классификации, например: на судоустройственные и судопроизводственные, т.е. по функциональному признаку; по сфере действия; по правовому источнику, в котором закреплено содержание принципа.

В современных условиях основополагающее значение имеет разделение системы правовых принципов на международные и национальные, поскольку содержание и система последних складывается под непосредственным влиянием целого ряда международно-правовых соглашений и конвенций, имеющих обязывающее значение.

Принципам арбитражного процессуального права присущи единство воздействия на процессы правового регулирования и правоприменения. Поэтому аналитическая характеристика каждого из принципов арбитражного процессуального права, которая дается далее, возможна только при теоретическом анализе. Практически сложно отделить проявление действия в нормах, а также в процессе реализации арбитражного процессуального законодательства одного принципа от другого. Здесь на первый план выходит такая характеристика принципов, как действие в системе всего законодательства.

2. Международные принципы правосудия

Международные принципы правосудия содержатся в международно-правовых актах. В частности, здесь основополагающее значение имеет ст.6 Европейской конвенции о правах человека «Право на справедливое судебное разбирательство». Согласно п.1 указанной статьи каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних, или для защиты частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.

В этой статье сформулирован целый ряд важных элементов права на справедливое судебное разбирательство, многие из которых имеют значение международных принципов правосудия, обязательных для соблюдения в национальном процессуальном законодательстве и практике его применения, в частности: (1) справедливость и (2) публичность судебного процесса (3) при соблюдении разумных сроков, необходимость разрешения дела (4) независимым и (5) беспристрастным судом, (6) действующим на основании закона. При рассмотрении конкретных дел Европейский суд по правам человека оценивает национальное законодательство и практику его применения с точки зрения соответствия данным принципам*(51).

Существенное влияние международные соглашения оказали на поиски путей и решения проблемы доступа к правосудию, которая обозначилась в современном виде с начала 90-х гг. XX в., после изменения экономических отношений в обществе. В целом ряде решений Европейского суда по правам человека, в частности Эрикссон против Швеции, Пудас против Швеции, Голдер против Соединенного Королевства (решение от 21 февраля 1975 г.), данное положение подтверждено на примере разбирательства конкретных дел.

Помимо ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод по данному поводу есть целый ряд иных международно-правовых актов. В качестве одного из примеров -ориентиров для совершенствования системы доступа к правосудию можно отметить рекомендации Комитета министров Совета Европы от 14 мая 1981 г. N R (81) 7 «Комитет министров государствам-членам относительно путей облегчения доступа к правосудию», в которых предложены правительствам государств-членов меры для принятия или усиления в зависимости от обстоятельств, которые они сочтут необходимыми, с целью постепенной реализации принципов, изложенных в приложении к данной рекомендации. В рекомендациях выделяется пять групп мер: информирование общественности; упрощение; ускорение разбирательства; судебные издержки; особые процедуры. Имеется также Гаагская конвенция о международном доступе к правосудию 1980 г., но наша страна не присоединилась к ней.

Практически все принципы правосудия, закрепленные в международно-правовых актах, одновременно отражены и в национальном процессуальном законодательстве, в связи с чем они имеют нормативные источники как в международных договорах и соглашениях, так и в АПК, в других процессуальных законах, касающихся правосудия.

3. Национальные принципы правосудия

Национальные принципы правосудия отражены в Конституции РФ, Федеральных конституционных законах «О судебной системе Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК и ряде других федеральных законов, например в Федеральном законе «О статусе судей в Российской Федерации». Они формируются в том числе под воздействием международных принципов правосудия.

При этом, конечно, было бы неправильно сделать вывод, что в нашей стране до присоединения к соответствующим международным конвенциям и соглашениям не существовало нормативно закрепленной системы принципов правосудия, обеспечивающих необходимые процессуальные гарантии. Речь идет о том, что в условиях вхождения России в мировое, а более всего в европейское правовое пространство развитие национального законодательства становится сопряженным с соответствующими международными правовыми актами, поскольку их ратификация обязывает наше государство приводить в соответствие им отдельные нормативные предписания, а более всего практику их применения. Поэтому ряд принципов, например независимости суда, законности, относятся одновременно к международным и национальным, поскольку находят свое закрепление в нормах международных конвенций и российского права.

4. Состав национальных принципов правосудия

Национальные принципы правосудия включают:

1) общеправовые принципы — действуют во всех без исключения отраслях права, например законности;

2) межотраслевые — закреплены в нормах нескольких отраслей права, как правило близких по характеру. Сюда относятся практически все принципы судоустройственного характера, закрепленные как в ГПК, так и в АПК, Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации», например гласность судебного разбирательства, а также принципы судопроизводственного
характера;

3) отраслевые — закреплены в нормах только одной конкретной отрасли права. Число сугубо отраслевых принципов стремительно сокращается, поскольку судебная система функционирует на базе единого судоустройственного законодательства, а многие судопроизводственные принципы закреплены в Конституции России.

Например, принцип диспозитивности характерен не только для гражданского процессуального, но и для арбитражного процессуального права, а также конституционного судопроизводства, нотариального производства, третейского разбирательства, исполнительного производства. То же самое относится и к принципам состязательности и равноправия сторон, которые приобрели не только межотраслевой, но и конституционный характер (ст.19 и 123 Конституции РФ). Изложенное объясняется значительным сходством арбитражной процессуальной и гражданской процессуальной формы, единством основных начал деятельности всех органов судебной власти;

4) принципы отдельных институтов арбитражного процессуального права, например принципы межотраслевых институтов подведомственности (разрешения споров о праве и иных дел преимущественно государственными органами)*(52), института доказательств (допустимости средств доказывания, относимости доказательств, оценки доказательств).

Ряд принципов постепенно трансформировался под влиянием изменения социально-правовых реалий и законодательства. Например, принцип процессуальной активности суда в гражданском процессе, справедливо обоснованный В.М. Семеновым и соответствовавший имевшему место в советский период уровню законодательства и задач суда, трансформировался в ходе судебно-правовой реформы в принцип судейского руководства. Другой основополагающий процессуальный принцип объективной истины свелся фактически к установлению юридической истины, соответствующей материалам дела. Такое развитие весьма симптоматично и отражает новые социально-правовые реалии, в которых действуют органы судебной власти при осуществлении правосудия. В современную эпоху также происходит изменение системы принципов. Например, АПК 2002 г. в отличие от АПК 1995 г. не содержит принципа непрерывности судебного разбирательства, что повышает оперативность рассмотрения дел.

5. Конституционные принципы

При классификации принципов на конституционные и закрепленные в отраслевом законодательстве отметим расширение числа конституционных принципов — это наиболее важные принципы межотраслевого характера, имеющие особое политико-правовое значение. Ввиду значения судебной власти эти важнейшие начала ее функционирования непосредственно закреплены прямо в Конституции РФ. К их числу относятся:

осуществление правосудия только судом (ст.118 Конституции РФ);

независимость судей и подчинение их только Конституции и федеральному закону (ст. 120);

несменяемость судей (ст.121);

гласность судебного разбирательства (ст.123);

состязательность и равноправие сторон (ст. 19, 123).

6. Учебная классификация принципов

Для учебных целей наиболее понятной является классификация принципов арбитражного процессуального права на судоустройственные и судопроизводственные. К числу судоустройственных принципов арбитражного процессуального права относятся:

осуществление правосудия только судом;

законность;

независимость судей;

гласность судебного разбирательства;

автономия арбитражных судов в судебной системе России;

региональное построение арбитражных судов кассационной инстанции;

сочетание коллегиального и единоличного рассмотрения дел в арбитражных судах;

государственный язык судопроизводства;

равенство участников арбитражного процесса перед законом и судом.

К числу судопроизводственных принципов арбитражного процессуального права относятся:

диспозитивность;

состязательность;

доступ к судебной защите прав и законных интересов (доступ к правосудию);

юридическая истина;

судейское руководство;

равноправие сторон арбитражного процесса;

сочетание устности и письменности судебного разбирательства;

непосредственность судебного разбирательства.

7. Влияние модели судопроизводства на систему и состав принципов арбитражного процессуального права

Современная система принципов арбитражного процессуального права основывается на действующем законодательстве, т.е. в основном состязательной модели судопроизводства. Вряд ли можно категорично сказать, что состязательное начало — хорошо, а следственное — плохо. Ведь любая идея ценна не сама по себе, а тем, насколько она отвечает потребностям современного развития, системе государственного устройства, интересам конкретных профессиональных групп. Какая модель в процессе лучше для истца? — скорее следственная, когда суд берет на себя инициативу по сбору доказательств и выяснению истины по делу, освобождая истца от этой деятельности. Чем объяснялось существование в советский период именно следственной модели процесса? Суд и государственный арбитраж рассматривались как органы государства, проводившие его политику на отведенном участке работы: они боролись с преступностью, за дисциплину исполнения условий договоров и расчетов, выполнение плана и т.д. Государственный арбитраж при этом сам проводил основной объем работы по установлению фактических обстоятельств дела.

В настоящее время в условиях действия концепции разделения властей и судебной власти суд становится арбитром в разрешении споров, стоящим над сторонами. Состязательная модель предполагает иной вариант поведения сторон — более активный, инициативный, более затратный, связанный с расходами по обеспечению юридической помощи. Ведь суд при состязательной модели не собирает доказательств, следовательно, стороны должны иметь квалифицированных юридических представителей, помогающих им в этом. Поэтому для обеспечения реальной состязательности предстоит поменять достаточно много не только в арбитражном процессуальном законодательстве, но и, прежде всего, в условиях действия сторон, изменения мотивации их поведения в арбитражном суде, обеспечения и формально юридического, и фактического равенства сторон, по возможности предприняв меры к нивелированию таких различий.

<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 Следующая > Последняя >>

Добавить комментарий