Система социального регулирования

⇐ Предыдущая1234

Анализ сущности управления предполагает выделение трех важнейших его элементов:

• целевого управленческого воздействия(воздействие на объект через приказ, задание, стимулирование, координацию);

• организационного порядка(система норм и правил поведения в организации, внешне заданных по отношению к работнику);

• самоорганизации(спонтанного регулирования).

Таким образом, в социальных системах (группах, организациях, регионах и т. д.) действуют три основных типа социальных регуляторов.

Рассмотрим сущность и функции каждого из них, а также методы их взаимного согласования.

Ядро механизма управления составляет целевое управленческое воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление. Другими словами, цели должны быть осуществимыми, а всякая деятельность должна полагаться постановкой цели. Суть же самого процесса управления состоит в достижении запланированного результата. Единство целеполагания и целеосуществления – это основа эффективности социального управления. Поэтому целевое управляющее воздействие реализуется через два этапа деятельности по управлению: определение целей-заданий и разработка технологии их реализации.

Основными задачами в процессе осуществления целей являются:

• предупреждение отклонения от цели;

• координация процессов достижения разных целей;

• интеграция многих актов и субъектов деятельности в направлении общих целей и т. д.

Существует два вида целевого управляющего воздействия, которые различаются главным образом источником такого воздействия. Управление социальными объектами может осуществляться извне, когда орган управления находится за рамками самих объектов. Так, фирма управляет своими предприятиями, областной центр – районами и т. д. Подобное «внешнее», или централизованное управление позволяет достичь большой степени концентрации управленческой энергии.

Другим видом целевого управляющего воздействия является самоуправление. Любая организация обладает некоторым диапазоном собственных решений и имеет поэтому свой орган управления, являющийся частью самой организации, одним из ее подразделений. В этом смысле всякая социальная организация (предприятие, город, вуз и т. д.) является самоуправляющейся системой, т. е. включает в себя управляющую и управляемую подсистемы.

Второй элемент механизма управленческого воздействия представлен организационным порядком, состоящим из множества норм, традиций, целей, функциональных связей, сформированных в организации за период ее существования. И по отношению к работе управляющего они выступают как объективные условия, ограничения. Управляющий действует в рамках этой, от него во многом не зависимой, нормативной системы.

Однако организационный порядок не в состоянии контролировать все элементы организационных отношений, оставляя внутри себя пустоты, допуски. Отчасти это происходит намеренно, отчасти же – из-за естественной недоразвитости, ограниченности социального нормирования. Такие «полости» в рамках организационного порядка заполняет деятельность по управлению, «живой» управленческий труд. Разумеется, управленческий труд способен не только на восполнение порядка, но также на изменение и создание новых его элементов.

Третий элемент управления – самоорганизация, или иначе говоря, спонтанные процессы внутриорганизационного, внутригруппового, внутриколлективного регулирования. Механизм управления в этом случае строится на основе взаимодействия спонтанных регуляторов, которые являются естественным продуктом функционирования социальных систем. Если целевому воздействию подвержены не все социальные процессы и явления, то самоорганизация присуща любой социальной системе.

Социальная самоорганизация проявляется в обществе на всех его уровнях – начиная с него самого и кончая малыми группами. Отличительные ее свойства – самопроизвольность, отсутствие единого организующего начала. Это не значит, конечно, что элемент субъективного, человеческая воля, план, цель здесь полностью исключены. Но они не выступают как сознательно образуемая общая основа процесса. При этом каждый преследует свою цель, но процесс, который в итоге возникает, оказывается самосовершающимся. То, что на уровне индивида есть целенаправленное поведение, на более широком уровне теряет субъективную целенаправленность и выступает как самоорганизация системы. Примером такой самоорганизации являются многие демографические процессы – воспроизводство населения, бракоразводные процессы, миграция и т. д. Эти процессы остаются таковыми в своей основе, несмотря на элементы целевого воздействия на них (право, стимулы).

Существуют также экономические факторы самоорганизации (колебания потребительских предпочтений, спроса на различные товары оказывают влияние на производство). Особую группу социальных регуляторов составляют социально-психологические – некоторые формы общественного сознания, влияющие на массовое поведение (мораль, традиции, обычаи). Действуя через механизм общественного мнения, они выступают важной формой социального контроля.

В современных условиях социальная самоорганизация как особый процесс социального управления становится все более актуальной в России по мере становления гражданского общества, оформления его институтов, которые могут обеспечить оптимальное сочетание целенаправленного управляющего воздействия, социального порядка и самоорганизации.

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ

Термин «система» в переводе с греческого означает «целое, составленное из частей». В окружающем нас мире все системно, что каждый из нас ощущает интуитивно – от атома водорода до Вселенной. Человеческое общество, выступая как часть природы, также образует собой систему. Теория систем определяет эту категорию как совокупность взаимодействующих элементов, которые находятся в отношениях и связях, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у ее элементов. Подчеркнем, что система – это целое, которое больше суммы образующих его частей.

Рассмотрим составляющие системы и ее основные свойства. Система состоит из отдельных элементов, представляющих собой конкретные объекты, неразложимые части, компоненты системы. Эти элементы обладают определенными свойствами, которые выражают их качественную специфику. Специфические свойства элементов находят свое выражение в их функциях, представляющих собой определенные действия, которые могут проявиться лишь при наличии другого элемента, способного в силу совместимости с ним воспринимать и преобразовывать это воздействие. Свойства элементов определяют их место во внутренней организации системы. Элементы функционируют и развиваются в рамках системы, поэтому их свойства подчинены свойствам системы в целом. Функционирование системы является нормальным лишь в случае органического и гармонического взаимодействия всех ее элементов, несмотря на то, что каждый из них играет самостоятельную роль в реализации целей системы.

Элементы и свойства системы соединяются в целое с помощью связей. Связь между элементами осуществляется не только непосредственно, но и опосредованно. Чаще всего в системах может быть неизвестно точное количество элементов, например количество малых планет в Солнечной системе. Могут быть неизвестны все свойства элементов (например, побочное действие многих лекарственных средств, полезный эффект от внедрения какой-либо социальной технологии), могут быть неизвестны и многие связи в системах.

Все, что не входит в систему и воздействует на нее или на что воздействует сама система, называется ее внешней средой, которая существенным образом отличается от ее внутренней среды. Относительная независимость системы от среды и других систем описывается с помощью категории целостность.

При анализе систем значительный интерес представляет изучение их структуры. Структура отражает наиболее существенные, устойчивые связи между элементами системы и их группами, которые обеспечивают основные свойства системы. Иначе говоря, структура – это форма организации системы, ее скелет, костяк. Но необходимо учитывать, что структура системы может претерпевать определенные изменения в зависимости от внутренних или внешних факторов, от времени.

Состояние системы выявляется на основании ее исследования, например, при анализе входных воздействий и результатов на выходе системы.

Равновесие системы представляет собой ее способность в отсутствии внешних воздействий сохранять сколь угодное время заранее заданное состояние.

Устойчивость характеризуется как способность системы возвращаться в состояние равновесие после того, как она была выведена из него под влиянием внешнего воздействия.

Понятие «развитие»характеризует совершенствование структуры и функций системы под влиянием главным образом внутренних факторов, в связи с чем поведение системы приобретает более упорядоченный и предсказуемый характер. Свойством развития обладают многие системы.

Многообразие систем требует осуществления их классификации. Специалисты по системному анализу выделяют системы трех типов: органические (живые организмы), механические, социально-экономические. Есть и другие способы классификации систем:

• по происхождению(естественные и искусственные);

• по специфике содержания(технические, организационные, информационные, экономические, политические, социальные и пр.);

• по способу существования(материальные, идеальные, виртуальные);

• по степени связи с окружающей средой(открытые и закрытые);

• по зависимости от времени(статические, динамические);

• по обусловленности действия(детерминированные, вероятностные);

• по месту в иерархии систем(суперсистемы, большие системы, подсистемы, элементы и т. д.).

Обратимся к анализу общих свойств систем. Общие свойства систем – это некоторые стандартные качества элементов и способов взаимодействия между ними. Большие системы обладают рядом общих свойств, которые необходимо учитывать при их анализе:

• неаддитивность (большая система не равна сумме подсистем в нее входящих);

• синергичность (однонаправленность действий в системе, которая приводит к усилению конечного результата);

• мультипликативность(эффекты как отрицательные, так и положительные в больших системах обладают свойством умножения);

• целостность(отсутствие необходимости добавления или устранения отдельных структурных элементов системы для повышения эффективности и устойчивости функционирования);

• обособленность(относительная изолированность, автономность тех или иных систем);

• адаптивность(способность системы приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий таким образом, чтобы не нарушалась ее стабильность и эффективность);

• совместимость(все элементы системы должны обладать свойством взаимоприспособляемости);

• обратная связь(использование информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным).

Необходимо учитывать, что все эти свойства всегда проявляются комплексно, одновременно. В зависимости от целей анализа на передний план могут выступать те или иные свойства.

⇐ ПредыдущаяСтр 50 из 57

  1. D) совокупность социальных институтов и норм, посредством которых реализуется политическая власть.
  2. PR: понятие и определение.
  3. А) понятие и задачи
  4. Агропромышленная интеграция и кооперация в сельскохозяйственном производстве (значение, понятие, виды)
  5. Адаптации, определение понятия, классификация.
  6. Адвокатура. Понятие, задачи и виды юридической помощи
  7. Админ правонарушения: понятие и юр состав.
  8. Админ. правонарушения: понятие и юридический состав.
  9. Административная ответственность: понятие и виды.
  10. Административное наказание: понятие, виды, правила назначения.

Норма в переводе с латинского — это правило, точное предписание. Наличие определенных правил присуще человеческому обществу изначально, без них оно не могло бы прогрессировать в своем развитии. Нормативность означает, что отношения людей, жизнь общества протекают по определенным правилам и что эти правила имеют целью обеспечить определенного порядка, согласованности во взаимоотношениях как отдельных личностей, так и больших социальных групп. Посредством нормативных регуляторов достигается стабильность и организованность определенного общества, конкретной организации людей, поддерживается определенная система: общество в целом или его часть.

Ценность нормативного регулирования на основе общих правил поведения (норм) состоит в том, что норма — это готовое решение для человека в определенной жизненной ситуации, это готовое решение для человека в определенной жизненной ситуации, это готовый вариант действия, заранее апробированный и подсказываемый ему обществом, государством, социальной группой. Именно в этом заключается основная ценность нормативного регулирования.

Нормативные регуляторы- это правила, формирующиеся в обществе под воздействием экономических, классовых, социальных, религиозных и др. факторов, направленные на обеспечение нормального существования и прогрессивного развития общества.

Нормативные регуляторы могут выражать интересы всего общества, определенного класса, отдельной социальной группы (партии). Наряду с нормативными регуляторами существуют иные регуляторы -казуальные, ценностные, информационные, директивные и др.

1. Ненормативное регулирование. Ненормативное регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи разовых решений относящихся только к строго определенному случаю или конкретным лицам.

Казуальные регуляторы— это необходимые для любого общества регуляторы. Взаимодействие субъектов общественных отношений (граждан, организаций, органов власти и управления) осуществляется не только на основе общих правил поведения. На практике имеется масса конкретных индивидуальных вопросов, для которых нет нормы, или для которых она не требуется. При таких обстоятельствах необходимо разовое, персональное решение. Это и будет казуальное решение.

Казуальное регулирование — это практическое решение конкретного жизненного вопроса путем правового, морального, корпоративного и т. п. акта (приказа, требования, разрешения, запрета). Отличительная черта казуального регулятора — отсутствие типичности, повторяемости, индивидуальности, однократности в регулировании общественных отношений.

Ценностный регуляторпредопределяется наличием в данном обществе определенных общественных представлений о целях и нормах поведения людей, воплощающих исторический опыт и уровень культуры данного общества. Это прежде всего представления членов общества, их сознание, устремления, желания, признание необходимости существования данной социальной системы. С субъективной стороны — это оценки и суждения типа: «нравится — не нравится», «добро — зло» и т. д.

Ценностный регулятор достаточно весом в жизни отдельных народов, он выполняет у них регулирующую роль достаточно длительное время, поскольку устойчиво достаточно длительное время, поскольку устойчиво сохраняется в памяти народа, оказывает воспитательное воздействие на целые поколения. Это наблюдается в сохранении многих вековых традиций и обычаев, отказе от новых, в особенности навязываемых ценностей.

Информационный регуляториграл и играет важную роль в жизни любого общества. Его регулирующие свойства состоят в том, что посредством различных форм, способов, мер и средств в обществе распространяются сведения, слухи, сообщаются факты, воздействующие на волю и сознание людей и побуждающие их совершать какие — либо поступки или, напротив воздерживаться от таковых.

В настоящее время СМИ стали играть как положительную, так и отрицательную роль, они позволяют сделать белое черным, а черное белым, побудить массы людей подражать каким — либо примерам или заставить осуждать их.

Современные СМИ могут привлечь внимание всей страны к важным вопросам жизни общества либо отвлечь от них, используя информационную блокаду данной актуальной темы. Кроме того, многие СМИ являются зависимыми, они подают информацию в интересах тех, кто является их хозяином, т. е. используется в качестве заинтересованного регулятора.

Директивный регулятор.Особенность его состоит в том, что посредством определенного способа, специфического приема обществу предписывается безальтернативная директива (указание, предписания), которые необходимо выполнять или учитывать в своей деятельности. Это может быть директива, направленная на решение важной с точки зрения власти или организации задачи. Директивный регулятор мало популярен.

2. Социальные нормы— эта правила поведения, правила действия, поступков, отношений, действующие в обществе. Они регулируют поведение людей, действия организаций, взаимоотношения их между собой, определяют границы должного и возможного поведения. Социальные нормы регулируют отношения, которые имеют определенное значение для жизни общества. Это скорее всего общественно — значимые отношения, т. е. не любые из них, а признаваемые обществом в качестве важных для своего существования. Социальные нормы устанавливаются государством, негосударственными образованиями, самостоятельно формируются в процессе человеческого общения. Отсюда их многообразие: правовые, моральные, корпоративные, религиозные, обычаи, традиции,

политические и т. п.

Признаки:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 37; Нарушение авторских прав

В современной общественной науке обоснован взгляд на общество как на целостный социальный организм. Многочисленные формы взаимодействия индивидов и их объединений во многих ситуациях характеризуются противоречивыми интересами их участников. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания, возникающих между ними конфликтов является социальное регулирование. Отсюда с непреложностью следует, что имманентным и весьма важным качеством общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а значит, и объективная необходимость их нормативного регулирования, которое характеризуется рядом особенностей и закономерностей развития, обусловленных требованиями данной общественной системы.

Регулировать – значит определять поведение людей и их коллективов, давать ему направление функционирования и развития, вводить его в определенные рамки, целеустремленно его упорядочивать.

Регулирование в социальной жизни в принципе может быть двух основных видов: индивидуальное и нормативное.

Индивидуальное – упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений данного вопроса, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.

Нормативное – упорядочение поведения людей при помощи общих правил, т. е. известных моделей, образцов, эталонов поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию.

Одни и те же жизненные проблемы могут решаться и тем самым целенаправленно упорядочиваться (регулироваться) как в индивидуальном, так и в нормативном порядке.

Индивидуальное – это простейшее социальное регулирование. Оно имеет известные достоинства: позволяет решить жизненные проблемы с учетом особенностей данной ситуации, персональных качеств лиц, характера возникающих отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно неэкономично, не вполне обеспечивает строгую организованность, необходимую одинаковость в повторяемых актах и процессах производства, обмена, жизнедеятельности людей, каждый раз проблему нужно решать заново, отсутствует единый общий порядок, а главное, существуют довольно широкие возможности для субъективистских, произвольных решений.

Появление нормативного регулирования – первый и один из наиболее значимых поворотных пунктов в становлении социального регулирования, знаменующий крупные изменения, качественный скачок в его развитии.

При помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего и вместе с тем экономичного порядка в общественных отношениях, подчинить поведение людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями экономики, власти, идеологии, всей социальной жизни. Резко сужаются возможности для господства случая и произвола. Тем самым с максимальной полнотой достигается главная цель социального регулирования – упорядочение всей социальной жизни, прежде всего, приобретение ею общественной устойчивости и независимости от случая или произвола.

Разумеется, свои минусы имеет и нормативное регулирование, в особенности, когда оно становится орудием политической власти авторитарного типа, авторитарной идеологии. Да и с точки зрения регулятивных особенностей оно само по себе не обеспечивает того, что достигается при индивидуальном, разовом решении жизненных проблем: учета конкретной индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей данного случая.

Этим и объясняется потребность, которая остро ощущается в ходе общественно-исторического развития, – дополнить в необходимой мере нормативное регулирование, в том числе правовое, индивидуальным. Однако это не должно заслонять громадных социальных преимуществ нормативного регулирования, формирование которого имело переломное значение в развитии регулятивных механизмов, свойственных обществу как социальной системе, когда и складывается устойчивая инфраструктура регулирования.

В жизни каждого человека постоянно возникают ситуации, когда нужно определить свою линию поведения на работе, дома, в семье, в общественных местах, на природе и т.д. Ответ на вопрос о допустимом, желательном или должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм. Норма (лат. norma – правило, образец, стандарт) указывает на те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой.

Система социальных норм – часть системы нормативного регулирования, так как в обществе действуют два вида норм: технические и социальные. Технические нормы используются для регулирования поведения человека в его отношениях с природой и техникой. Они указывают на то, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, реагировать на воздействие сил природы. Пренебрежение техническими нормами может привести к тяжелым последствиям. Технические нормы непосредственно связаны с уровнем развития производительных сил. Как технические, так и социальные нормы являются важнейшим и необходимым атрибутом современного общества. С их помощью современный человек регламентирует все социально значимые способы человеческой деятельности.

Современную систему технических норм составляют технологические правила, правила техники безопасности, пользования современными приборами и машинами, правила санитарии и гигиены, грамматики, педагогики, профессиональной деятельности. Словом, везде, где человек действует и создает какие-либо материальные и духовные блага, он должен знать и творчески применять соответствующие технические правила. Не составляет исключения и профессиональная работа юриста, который должен в совершенстве владеть правилами подготовки юридических документов, современными методами учета, хранения и поиска правовой информации, приемами риторики, логики, грамматики, поиска и анализа доказательств.

И, наоборот, при несоблюдении технических норм человек уподобляется героине басни И.Я. Крылова «Мартышка и очки». Даже располагая современной техникой, он, скорее всего, не сможет получить ожидаемых результатов. Кроме этого, высока вероятность, что такой человек может испортить сложный прибор, иные орудия труда. Несоблюдение правил техники безопасности может обернуться производственной травмой или иными тяжкими последствиями, как для самого нарушителя, так и для окружающих. Именно с соблюдением технических норм в немалой степени связано дальнейшее повышение ответственности человека перед обществом, о чем свидетельствуют события, связанные с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Становится очевидным, что технические нормы – это разработанные на основе знания канонов техники и технологии правила работы с техническими и природными объектами.

Не менее важное значение в современном мире имеет и соблюдение социальных норм, которые регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления экономических, политических, социально-культурных задач, стоящих перед обществом, государством и отдельной личностью. Социальные нормы – это такие регуляторы, которые устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений, содержат одинаковый масштаб (меру) поведения, т. е. норму. Они характеризуются неперсонифицированностью адресатов («относятся к тем, кого это касается»), обязательностью исполнения и повторяемостью действия, наличием санкций за нарушение правил поведения. Их регулирующее воздействие направлено на то, чтобы добиться необходимого (установленного) состояния общественных отношений, в том числе, если это надо, с помощью механизма социального принуждения.

К нормативным регуляторам относятся, прежде всего, правовой и моральный, а также юридико-технический и нормативно-технический, групповой (корпоративный) регуляторы и регулятор, который определяют как деловой обычай (деловое обыкновение). Разновидностью правового регулятора являются правовой обычай («обычное право»), прецедент, доктрина (в некоторых обществах). К нормативным регуляторам относятся и религия в некоторых своих частях, например, каноническое право, которое в известные периоды общественного развития приобретало общерегулятивное, а не только внутрицерковное значение.

Таким образом, система нормативного регулирования – это совокупность социально-технических норм, обеспечивающих упорядоченность существующих в обществе отношений.

Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с другими регуляторами, которые принято обозначать как ненормативные. К этой ненормативной регулятивной системе А.Б. Венгеров относил ценностный, директивный и информационный регуляторы, а также такой своеобразный регулятор, как социальный институт предсказаний.

Ценностный регулятор определяет поведение членов общества, участников общественных отношений с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, социально-психологических установок, стереотипов, штампов. Он имеет весьма глубинную и сложную структуру и проявляется, прежде всего, в культуре всего общества или в культуре различных этнических (национальных) общностей, придавая ей регулятивное содержание. Кроме этнокультурных общностей, ценностный регулятор формируется и проявляет свое воздействие и среди отдельных социальных, профессиональных, половозрастных и иных групп.

Ценностный регулятор складывается и закрепляется в памяти этноса и сохраняет свое регулирующее значение на последующих этапах развития общества длительное время. Он содержит в себе традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы, например, в сфере трудовых, семейных и национальных отношений .

Принцип талиона, «кровная месть», принципы взаимопомощи, уважения к человеческой личности, достоинство человека, индивидуализм в либеральных обществах, коллективизм в обществах распределительных, социалистических, частная собственность, национальная гордость, аскетизм или, наоборот, гедонизм, многое другое – все это ценности, образующие самый глубокий, наиболее устойчиво-равновесный, стабильный регулятивный пласт.

Для директивного регулятора характерным является способ воздействия на социальные процессы, при котором от органа власти или общественной организации (или совместно – что было особенно характерным в практике «партийного» тоталитарного государства социалистического типа) исходит общая директива, направленная на решение важной социально-экономической задачи, достижение крупной цели, но средства решения задачи или достижения цели, указанные в директиве, не имеют непосредственного нормативного значения или не содержат указания на конкретное поведение адресатов директивы.

Сюда же можно отнести и политические программы, платформы, обращения, заявления, приобретающие социально-регулятивное значение, создающие для участников общественных отношений основание и обоснование своего поведения. Например, директивы ЦК КПСС в период административно-командной системы по различным вопросам жизни страны, в том числе в области законотворчества, планирования и др. Сейчас подобную роль играют Послания Президента РФ, различного рода Концепции и Доктрины, исходящие от российского государства.

Информационным регулятором оказывается такой способ воздействия на социальные процессы, при котором публично распространяющиеся сведения о конкретных случаях социального поведения выступают либо образцами для подражания, либо для осуждения. С помощью средств массовой информации или Интернета тем или иным поступкам придается либо положительное, либо отрицательное значение (например, использование средств массовой информации в защите прав и свобод человека, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям). Действие информационного регулятора, его эффективность обусловлены связью с институтом гласности, так как этот институт обеспечивает участие населения в делах государства и его информирование о положении дел в стране.

Развитие информационной инфраструктуры, прежде всего телевидения, придает в некоторых ситуациях информационному регулятору качество своеобразной информационной санкции. Речь идет о складывающейся практике рассмотрения информационных споров, при которой решение соответствующих комиссий, палат, комитетов по существу спора подлежат обязательному опубликованию. Сам факт оглашения (публичное осуждение, неодобрение) приобретает действенное регулятивное качество. Характерно, что «информационной санкцией» наделяются решения всех организаций, рассматривающих споры, связанные со свободой массовой информации или злоупотреблениями этой свободой – в Финляндии, Дании, России и других странах (например, в России – деятельность Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации)

Своеобразной была и остается роль регулятора, который можно обозначить как социальный институт предсказаний и пророчеств. Этот важный институт всегда был и будет существовать в обществе. Побуждаемое стремлением предвосхитить глобальные социальные перемены, общество желает знать, что ждёт его впереди, какое будущее ему предначертано. Не случайно, особенно в сложные, переломные времена жизни цивилизации появляются различные предвестники или пророки будущего человечества. Истории известны пророки нашей цивилизации – Заратуштра, Будда, Христос, Мухаммад, Мишель Нострадамус, Иоанн Богослов, монах Василий Немчин, пророк Даниил, Оракул Хатыга, Ванга, Макс Гендель, Эдгар Кейси, Алиса Бейли, провидец Осип Терель, инок святой Авель и многие другие, стремившиеся предвозвестить человечеству и — в особенности России великое будущее. Так называемые светлые пророки предвещают о благополучном и светлом будущем всего человечества, связывая его надежды с появлением очередного Вестника или Миссии (как это в действительности было не раз в истории), тёмные – о мрачном, катастрофическом будущем человечества.

Практически все древние традиции, как придерживающиеся доктрины циклического времени, так — и линейного, говорят об эсхатологических «спасителях», приходящих на землю перед Концом Времен или Концом Цикла. Так, христиане говорят о втором пришествии Христа, который будет судить людей на Страшном Суде; буддисты учат о приходе Мартрейи – Будды грядущего цикла; зороастрийцы ждут пришествия Саошьянта, которому предначертано в Конце Времен вершить Суд над людьми; в индуизме существует миф о последней, десятой Аватаре Вишну – Калки (буквально — «белый конь»), в лице которого сам Вишну, восседая на белом коне, со сверкающим мечом в руке, истребит демонов (невежественных), восстановит Драхму и подготовит последующее возрождение мира в грядущей Сатья-Юге. Согласно славянскому преданию, перед концом Железного Века на землю вновь придет первопредок всех славянских народов Арий – верхом на белом крылатом коне, сжимая в руке Мечь Прави – чтобы восстановить попранные Законы Сварога (Законы Прави), возвестив тем самым начало нового Золотого Века.

В начале XXI века учёные-футурологи достаточно обоснованно связывают наступление апокалипсиса с нынешним общим состоянием нашей цивилизации, когда существованию самого человечества угрожают разрушительные, смертоносные силы континентального либо планетарного масштаба (оружие массового уничтожения, экологическая катастрофа, неотвратимые эпидемии, энергетическая катастрофа, космическая катастрофа и т.д.). Многие деятели культуры, философы, харизматики и пророки, действующие в рамках данной цивилизации, зачастую стремятся создать или открыть исходные основания, первичные символы или конечные ценности для цивилизации. Движимые стремлением создать новые мировоззрения и утопические трактовки для остального населения с целью детерминации будущего развития цивилизации, они направляют ход его истории в то или иное русло. Однако в действительности в этой борьбе идей, мировоззрений и ценностей возникают удивительные противоречия скрытого или явного широкомасштабного характера, сбываются или не сбываются те или иные пророчества.

Таким образом, ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых, так и затормозить, блокировать или нейтрализовать, исказить их действие. Как справедливо отмечается в юридической литературе, не каждая норма права является социально полезной и эффективной, хотя она принята в установленном порядке. Выяснение действия ненормативных регуляторов позволяет установить, что конкретно влияет на бездействующую правовую норму, обеспеченную государственным принуждением, какие регуляторы оказались эффективнее правовых.

Общество не может существовать без регулирования общественных отношений. Термин «регулирование» означает определение поведения людей и их объединений, придание ему конкретного направления, введение в определенные рамки.

Другими словами, процесс регулирования представляет собой упорядочение поведения людей в различных сферах их жизнедеятельности. Данный процесс основывается на объективных и субъективных факторах.

Объективными факторами являются закономерности, действующие в природе и обществе, без учета которых процесс регулирования может оказаться неэффективным. К субъективным следует отнести сознательно-волевой фактор, благодаря которому происходит осмысление объективных закономерностей, осознание необходимости регламентации определенных общественных отношений и выработка направления регулирующего воздействия.

Процесс регулирования общественных отношений может носить индивидуальный и общий (нормативный) характер.

Индивидуальное регулирование осуществляется в отношении конкретного субъекта (адресата), путем выработки предписания, значимого только для этого субъекта. Например, приказ о приеме на работу конкретного лица, приговор суда в отношении конкретного подсудимого и т.д.

Нормативное регулирование – это упорядочение общественных отношений посредством создания общезначимых правил поведения (социальных норм), адресатом которых выступает все общество, либо большие группы людей (категории людей), объединяемые по какому-либо критерию – пенсионеры, студенты, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и т.д. Данные нормы рассчитаны не только на большой круг субъектов, но и на многократное их применение (всякий раз, когда в жизни различных субъектов будет складываться ситуация, регламентированная определенной нормой, они должны будут руководствоваться правилом, зафиксированным в данной норме).

Процесс регулирования общественных отношений может осуществляться различными субъектами (обществом в целом, отдельными социальными группами, государством, посредством деятельности сложного государственного механизма).


Учитывая изложенное, можно сформулировать определение понятия социальное регулирование.

Социальное регулирование – процесс упорядочения общественных отношений, осуществляемый определенными субъектами (обществом в целом, государством, определенными социальными общностями и т.д.) с целью придания им желаемого направления развития и осуществляемый посредством индивидуальных или нормативных регуляторов.

Целью данного раздела является характеристика права как социального регулятора (а право относится к нормативным регуляторам), более подробно остановимся на характеристике системы нормативного регулирования.

Итак, нормативное регулирование осуществляется посредством норм (социальных норм), т.е. установлением общих масштабов, стандартов, образцов поведения участников общественных отношений.

Социальная норма – это определенный образец, стандарт, модель общезначимого поведения участников общественных отношений.

Вся совокупность социальных норм, осуществляющих регулирование поведения людей, их общностей составляет систему социального регулирования.

Общество выработало множество разновидностей социальных норм: нормы морали, обычаи, традиции, корпоративные нормы, религиозные нормы, правовые нормы и др.

Несмотря на большое разнообразие социальных норм, все они имеют общие черты (признаки).

Признаки социальных норм:

— имеют социальный характер (регулируют отношения между людьми);

— является результатом исторического развития общества;

— определяют границы возможного, либо должного поведения;

— регламентируют деятельность субъектов, наделенных сознанием и волей;

— носят неперсонифицированный характер;

— поддерживаются определенными мерами обеспечения;

— являются общезначимыми.

Среди многочисленных социальных норм, существующих в каждом обществе, особое место занимают нормы морали. Термин «мораль» в переводе с латинского moralis – нравственность. Она является одной из форм общественного сознания. В морали отражаются представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, достойном и недостойном и т.д.

Таким образом, мораль представляет собой совокупность правил поведения, выработанных обществом и основанных на представлениях людей о добре и зле, чести и достоинстве, справедливости, долге и т.д.

Ввиду этого, мораль является мощнейшим структурным элементом системы социального регулирования в любом обществе.

Обычаи – это правила поведения, которые складываются стихийно, в процессе общественной практики и повседневной жизнедеятельности людей, в результате длительного, регулярного повторения людьми одних и тех же действий и обеспечивающиеся мерами общественного воздействия.

Традиции – это правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с торжественными, знаменательными или значительными событиями в жизни общества, либо определенной социальной группы.

К данной разновидности социальных норм, в частности, относятся: традиции устраивать свадьбу по случаю заключения брака, отмечать дни рождения и юбилеи, устраивать в трудовом коллективе торжественные проводы сотрудника на пенсию и др. Большую роль традиции играют в международных отношениях, при дипломатическом протоколе.

В отличие от обычаев традиции имеют сравнительно более короткий период и возникают в силу какого-либо единичного примера, поддержанного общественным мнением и признаваемого им в качестве образца поведения в конкретной ситуации.

Применяемые в деловых кругах традиции называются деловыми обыкновениями или, согласно ст. 5 ГК РФ, — обычаями делового оборота. В этом качестве понимаются сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не закрепленные действующим законодательством.

Религиозные нормы – разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и являющихся значимыми для субъектов, исповедующих ту или иную религию.

Данные нормы содержатся в таких религиозных книгах, как Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Иджма, Кияс, Талмуд и др.

В настоящее время религиозные номы выступают источником права в ряде государств, исповедующих ислам. С их помощью регулируются гражданские, брачно-семейные отношения, рассматриваются и разрешаются уголовные дела.

Корпоративные нормы – это правила поведения, создаваемые в общественных организациях, объединениях, регулирующие отношения между членами этих организаций и поддерживаемые мерами организационного воздействия.

Корпоративные нормы регулируют только внутренние отношения: цели и задачи определенной общественной организации; компетенцию и порядок формирования руководящих органов; порядок приобретения и утраты членства данной организации; источники формирования денежных средств и иного имущества; порядок реорганизации и ликвидации и др.

В пределах отдельной организации корпоративные нормы динамичны и образуют единую систему. Сфера действия корпоративных норм обусловлена тем, что они выражают волю участников общественных объединений и фиксируются в их уставах, положениях, решениях. Особенность данной разновидности социальных норм заключается в том, что они носят локальный характер (т. е. действуют в пределах конкретной организации) и поддерживаются специфическими мерами общественного воздействия.

В некоторых случаях корпоративные нормы могут приобретать юридический характер в случае их санкционирования (одобрения) государством. Придание правового характера корпоративным нормам привело к образованию так называемого «корпоративного права» — автономной части государственных норм.

Правовые нормы, являясь разновидностью социальных норм, на протяжении многих столетий бессменно удерживают лидирующую роль в системе социального регулирования. Явный приоритет права над другими социальными регуляторами объясняется тем, что посредством права регулируются наиболее важные для социума на конкретном этапе его развития общественные отношения. Ввиду этого, правовые нормы приобретают особую социальную значимость для общества.

Добавить комментарий