Система золотой орды

О проекте / ИОГП / Лекции ИОГП / Право Золотой Орды

Право Золотой Орды – общая характеристика

Основным источником права в Золотой Орде являлась Великая Яса, составленная Чингиз-Ханом в 1206 году и предназначавшаяся в качестве назидания последующим поколениям хана. Состояла она из тридцати трёх фрагментов и тринадцати изречений самого Великого Хана. Её содержание в основном касалось правила военной организации войска монголов, а также в ней были представлены нормы уголовного права. Великая Яса отличалась чрезмерной жестокостью наказаний не только за совершённые преступления, но и за поступки. Основой источников права Ясы были обычные нормы права кочевых народов. С последующей исламизацией Золотой Орды в ней стал действовать шариат, который применялся в основном в местностях и городах с оседлым населением.

Письменные и устные предписания и распоряжения ханов были для подданных (включая и феодальную знать) высшим законом, который подлежал беспрекословному и немедленному исполнению. Данные распоряжения применяли в практике должностных лиц государства и государственных органов.

Особенности права Золотой Орды

Право Орды характеризовала узаконенная жестокость, феодальный произвол, формальная неопределённость, а также архаичность. Даже Яса Чингиз-Хана стала известной не в качестве единого писаного акта, но как отдельные упоминания и выдержки, которые содержались в различных источниках, не касающихся права.

Имущественные отношения в Орде были регулированы обычным правом и отличались своей запутанностью. Особенно это можно заметить в земельных отношениях – фундаменте феодального общества. Право собственности на всю территориальную землю Орды принадлежало исключительно потомкам Чингис-Хана и Джучи.

Главным объектом в наследовании ханского рода, безусловно, являлась власть. Семейно-брачное право по большей части регулировалось устоявшимися старинными кочевыми обычаями, а также шариатом (в меньшей степени). Главой полигамной патриархальной семьи считался отец. Кроме того, он был единственным хозяином всего семейного имущества, а также он имел право не только отдать собственных детей в услужение, но и продать их в рабство. Количество жён не было ограничено.

Так же, как и другие права, уголовное право в Орде было полно жестокости и террора. Согласно Великой Яме, смертная казнь полагалась за такие преступления: измена, неповиновение хану (а также остальным феодалам), самовольный переход в другое военное ордынское подразделение, отказ от помощи в боевых условиях, а также сострадание к пленнику, присвоение чужого раба, убийство, скотоложство, волшебство и др.

Интересное:

Золотая Орда была феодальным государством развитого средневековья. Высшая власть в стране принадлежала хану, и этот титул главы государства в истории всего татарского народа связан главным образом с периодом Золотой Орды. Если всей Монгольской империей правила династия Чингиз-хана (чингизиды), то Золотой Ордой – династия его старшего сына Джучи (джучиды). В 60-х годах XIII века империя разделилась фактически на независимые государства, но юридически они считались улусами Чингиз-хана. Поэтому система управления государством, заложенная еще при нем, практически оставалась до конца существования этих государств. Более того, эта традиция продолжалась в политической и социально-экономической жизни тех татарских ханств, которые образовались после падения Золотой Орды. Естественно, какие-то преобразования, реформы проводились, появились некоторые новые государственные и военные должности, но вся государственная и общественная система в целом осталась стабильной.

Золотой Ордой правили потомки четырех сыновей Джучи. О линии потомства Бату в период создания и могущества государства мы уже писали. Одновременно с этой линией в других частях Золотой Орды правили потомки других сыновей Джучи – Шайбана в Западной Сибири и Орды-Ичена в Синей Орде; из последней вышел и целый ряд правителей Белой, т. е. собственно Золотой Орды уже после правления Бердибека. В той же Белой Орде и в ее западной части, в Крыму, во второй половине XIV – начале XV веков правили ханы из линии последнего сына Джучи – Тукай-Тимура, среди них такие известные государи, как Тохтамыш, Улу-Мухаммед. Ни одна другая выдающаяся личность, не будучи джучидом (для всей Монгольской империи – чингизидом) не имела права быть и никогда не была ханом, хотя эти исторические личности порой управляли государством, меняя послушных ханов по своему усмотрению (Идегей, Мамай, некоторые другие эмиры-темники).

При хане имелся диван – государственный совет, состоявший из членов царственной династии (огланы-царевичи, братья или другие мужские родственники хана), крупных феодалов-князей, высшего духовенства, больших военачальников. Крупные феодалы-князья – это нойоны для раннего монгольского периода времен Бату и Берке, а для мусульманской, татаро-кипчакской эпохи Узбека и его преемников – эмиры и беки. Позднее, уже к концу XIV века, появляются весьма влиятельные и могущественные беки с названием «карача-би» из крупнейших родов Ширин, Барын, Аргын, Кипчак (эти знатные фамилии являлись также высшей феодально-княжеской элитой практически всех татарских ханств, возникших после распада Золотой Орды). Почти одновременно появляется титул «беклери-бек», т. е. князь князей, великий князь. Беклери-бек осуществлял обычно военную власть, нередко будучи командующим ханской армией.


А вот главой гражданской правительственной власти являлся везир, который имел контроль и над государственной казной. При диване была также должность битикчи (писец), являвшегося в сущности госсекретарем, располагавшим значительной властью в стране. К нему относились с уважением даже крупные феодалы и военачальники.

Вся эта высокая элита государственного управления известна из восточных, русских и западноевропейских исторических источников, а также из ярлыков золотоордынских ханов. В этих же документах зафиксированы титулы большого числа других должностных лиц, различных государственных чиновников, средних или мелких феодалов. К последним относились, например, тарханы, которые за ту или иную государственную службу освобождались от налогов и податей, получая от хана так называемые тарханные ярлыки.

Ярлык – это ханская грамота или указ, дающий право на государственное управление на отдельных улусах Золотой Орды или подчиненных ей государствах (например, ярлыки на княжение русским князьям), на право ведений дипломатических миссий, других ответственных государственных дел за рубежом и внутри страны и, конечно, на право землевладения феодалами различных рангов. В Золотой Орде, а затем в Казанском, Крымском и других татарских ханствах существовала система сойюргалов – военно-ленное право владения землей. Лицо, получившее от хана сойюргал, имел право взимать в свою пользу те налоги, которые раньше шли в казну государства. Земля по сойюргалу считалась наследственной. Естественно, такие большие привилегии просто так не давались. Феодал, получивший сойюргальное право, должен был обеспечить в военное время армию соответствующим количеством конного войска, оружия, гужевого транспорта, провианта и т. д.

Помимо ярлыков, существовала система выдачи так называемых пайцзов.Пайцза – это золотая, серебряная, бронзовая, чугунная, а то и просто деревянная дощечка, выдаваемая также от имени хана в качестве своеобразного мандата. Человеку, предъявлявшему на местах такой мандат, предоставляли необходимые услуги при его передвижениях и поездках – провожатых, лошадей, повозки, помещения, пропитание. Само собой разумеется, золотую пайцзу получало лицо, более высокое по своему положению в обществе, деревянную – более простое. О наличии пайцзов в Золотой Орде имеются сведения в письменных источниках, они известны также и как археологические находки по раскопкам Сарая-Берке – одной из столиц Золотой Орды.

В Улусе Джучи была особая должность войскового букаула, занимавшегося распределением войск, отправлением отрядов; он же отвечал за войсковое содержание и довольствие. Букаулу подчинялись даже улусные эмиры – в военное время темники. Кроме главного букаула, были букаулы отдельных областей.

Священнослужители и в целом представители духовенства в Золотой Орде, по записям ярлыков и арабо-персидской исторической географии, были представлены такими лицами: муфтий – глава духовенства; шейх – духовный вождь и наставник, аксакал; суфи – набожный, благочестивый, свободный от дурных поступков человек или аскет; кадий – судья, решающий дела по шариату, т. е. по своду мусульманских законов.

В то же время были гражданские судьи – яргучи, решавшие свои судебные дела по Великой ясе – кодексу законов Чингиз-хана. Исследователи полагают, что решение суда оформлялось специальной грамотой «яргу-намэ»; помимо рядовых яргучей, был еще эмир-яргу – главный судья государства при везире.

Большую роль в политической и социальной жизни Золотоордынского государства сыграли баскаки и дарухачи (даруха). Первые из них были военными представителями власти, военной охраной, вторые – гражданскими лицами с обязанностями наместника или управляющего, одной из основных функций которых был контроль за сбором дани. Должность баскака была упразднена в начале XIV века, а дарухачи в качестве наместников центральной власти или глав администраций областей-даруг существовали еще в период Казанского ханства. При баскаке или при дарухаче была должность данщика, т. е. их помощника по сбору дани – ясака. Он был своего рода битикчи (секретарем) по ясачным делам. Вообще, должность битикчи в Улусе Джучи была довольно распространенной, считалась ответственной и уважаемой. Помимо главного битикчи при ханском диване-совете, были битикчи при улусных диванах, которые пользовались большой властью на местах. Их можно было бы, например, сравнить с волостными писарями дореволюционной России, которые выполняли почти всю правительственную работу в глубинке.

В системе государственных чиновников был целый ряд других должностных лиц, которые известны в основном по ханским ярлыкам. Это: «илче» (посланник), «тамгачы» (таможенник), «тартанакчы» (сборщик подати или весовщик), «тоткаул» (застава), «караул» (дозор), «ямчы» (почтовой), «кошчы» (сокольник), «барсчы» (барсник), «кимэче» (ладейщик или корабельщик), «базар да торганлар» (блюстители порядка на базаре). Эти должности известны по ярлыкам Тохтамыша 1391 года и Тимур-Кутлука 1398 года. Большая часть этих государственных служащих существовала и в периоды Казанского, Крымского и других татарских ханств. Весьма примечательно и то, что преобладающее большинство этих средневековых терминов и титулов дословно понятно любому современному человеку, владеющему татарским языком – они написаны так в документах XIV и XVI веков, они звучат так и в настоящее время.

Все то, о чем мы кратко рассказали выше, свидетельствует о слаженном государственном механизме Золотой Орды со всеми атрибутами, которые необходимы для существования и развития крупного средневекового государства: органами центрального и местного управления, судебной и налоговой системой, таможенной службой и сильной армией. Все это свидетельствует, наконец, о достаточно высоком уровне развития общественного строя Улуса Джучи.

Мы часто применяли слово «улус» в отношении как государства, т. е. «Улус Джучи», так и его отдельных частей. Есть необходимость коротко разъяснить значение этого слова. «Улус» – это монгольское слово, и первоначально оно означало вообще «народ-государство», в целом державу. Например, Монгольскую империю называли также и Монгольским улусом. Но еще при своей жизни Чингиз-хан разделил свою державу на четыре улуса для управления в будущем, после его смерти, четырьмя сыновьями – это улусы Угэдэ, Чагатая, Тулуя и Джучи. Со временем эти улусы начали делиться на более мелкие улусы в понятии именно отдельных областей, уделов. Но это вовсе не означало распадения названных государств на части – просто значение термина «улус» несколько расширилось. Когда мы говорим «Улус Джучи», то имеем в виду целое государство, Золотую Орду. А вот когда ведем разговор об «улусных эмирах», то подразумеваем глав отдельных областей – это примерно то же самое, как удельные князья на Руси. После Золотой Орды слово «улус» начало применяться и в отношении более мелких территориально-административных образований. В Казанском ханстве, например, улусом называли даже часть даруги, более того, просто вотчину отдельного князя или мурзы, среднего феодала.

Слово «улус» в понятии государства, отдельной страны можно было бы отождествить с тюркскими «юрт» (дом – община – союз племен – государство или страна) и «иль» почти в тех же понятиях.

Возникает вопрос: почему же это монгольское слово применялось в Золотой Орде для названия целого государства, если основное его население было тюркским? Мы уже говорили с вами, что вся государственная система, созданная Чингиз-ханом, осталась в тех самостоятельных государствах, которые образовались после распада Монгольской империи. Чагатайский улус в Средней Азии (1224 – сер. XIV века) был в основном государством тюркских и некоторых ираноязычных народов. Население Улуса Тулуя, известного в истории как государство Хулагуидов (по другому – царство Ильханов, 1256 – сер. XIV века) состояло из иранцев, афганцев, некоторых тюркских народов и частично арабов. Юаньская империя (1271 – 1368), т. е. бывший Улус Угэдэ, состоявшая главным образом из китайцев и значительно меньшего числа монголов на севере, также управлялась монгольскими ханами. Так было и с Улусом Джучи с его тюркоязычным населением.

Все эти улусы возникли в результате монгольских завоеваний. Монголы ушли после этого к себе в Монголию, а основанные ими государства остались. Конечно, осталась в них и небольшая часть монголов в качестве членов государственного управления во главе с ханом и его военной охраной. Однако их потомки в довольно короткий срок растворились среди преобладающего местного населения, оставив лишь монгольские династии, которые все же являлись таковыми юридически. Джучиды-монголы, например, уже в первой половине XIV века отюречились, превратившись в сущности в династии татарских ханов.

Следовательно, нет ничего удивительного в том, что Золотая Орда и другие государства, выделившиеся из Монгольской империи, назывались и улусами. Слово «улус» впоследствии вошло в словарный фонд языка населения этих государств так же, как и целый большой ряд татарских или бывших монгольских слов из Золотой Орды с успехом был принят населением тех стран, которые были тогда подчинены Орде, например на Руси.

.Великое Монгольское государство, монг. Их Монгол улс, Монголын эзэнт г?рэн) — государство, основанное Чингисханом в 1206 году. Ее территория простиралась от берегов Днестра на Западе до Западной Сибири и Северного Казахстана на Востоке, включая также на некоторых этапах своей истории ряд ближневосточных, кавказских и среднеазиатских регионов.

Золотая Орда была феодальным государством развитого средневековья. Высшая власть в стране принадлежала хану, и этот титул главы государства в истории всего татарского народа связан главным образом с периодом Золотой Орды. Если всей Монгольской империей правила династия Чингиз-хана (чингизиды), то Золотой Ордой — династия его старшего сына Джучи (джучиды). В 60-х годах XIII века империя разделилась фактически на независимые государства, но юридически они считались улусами Чингиз-хана. Поэтому система управления государством, заложенная еще при нем, практически оставалась до конца существования этих государств. Более того, эта традиция продолжалась в политической и социально-экономической жизни тех татарских ханств, которые образовались после падения Золотой Орды. Естественно, какие-то преобразования, реформы проводились, появились некоторые новые государственные и военные должности, но вся государственная и общественная система в целом осталась стабильной.Золотой Ордой правили потомки четырех сыновей Джучи. Ни одна другая выдающаяся личность, не будучи джучидом (для всей Монгольской империи — чингизидом) не имела права быть и никогда не была ханом, хотя эти исторические личности порой управляли государством, меняя послушных ханов по своему усмотрению (Идегей, Мамай, некоторые другие эмиры-темники).

Ниже князей находились те, кого можно назвать монгольскими и тюркскими вельможами: первоначально именовавшимися нойонами (монгольский термин), а позднее — беками (тюркский термин); а также высшие управленческие и судебные чиновники. Часто хан выдавал вельможе ярлык о неприкосновенности, освобождающий его и людей, закрепленных за земельным наделом, от налогов и государственной службы. Владелец такого надела назывался даркханом. Нередко этот термин применялся по отношению к более мелким землевладельцам, поскольку предполагалось, что вельможи в любом случае пользовались неприкосновенностью. В результате такой политики к середине XV века «феодальный» сектор расширился значительно больше, чем «государственный» сектор. Этот фактор сыграл огромную роль в распаде Орды. Улусе Джучи была особая должность войскового букаула, занимавшегося распределением войск, отправлением отрядов; он же отвечал за войсковое содержание и довольствие. Букаулу подчинялись даже улусные эмиры — в военное время темники. Кроме главного букаула, были букаулы отдельных областей.


Само же войско делится на десятки, во главе которых стоит десятник, во главе десяти десятников — один сотник, во главе десяти сотников — тысячник, во главе десяти тысячников — «один, и это число у них называется тьма». Дисциплина в войске монгол была на высшем уровне. Никто не смел ослушаться приказа командира. Военное дело у татаро-монголов очень хорошо развито.

Священнослужители и в целом представители духовенства в Золотой Орде, по записям ярлыков и арабо-персидской исторической географии, были представлены такими лицами: муфтий — глава духовенства; шейх — духовный вождь и наставник, аксакал; суфи — набожный, благочестивый, свободный от дурных поступков человек или аскет; кадий — судья, решающий дела по шариату, т. е. по своду мусульманских законов. Во время правления Менгу — Тимура монгольским чиновникам запрещалось под страхом смерти отбирать церковные земли или требовать выполнения какой-либо службы от церковных людей. К смерти приговаривался также любой, виновный в клевете и поношении греко-православной веры. Чтобы усилить воздействие хартии, в ее начале было помещено имя Чингисхана. В качестве благодарности за дарованные привилегии от русских священников и монахов ожидали, что они будут молить Бога за Менгу-Тимура, его семью и наследников. Особо подчеркивалось, что их молитвы и благословения должны быть ревностными и искренними. «А если кто-то из священнослужителей будет молиться с затаенной мыслью, то он совершит грех».

В то же время были гражданские судьи — яргучи, решавшие свои судебные дела по Великой ясе — кодексу законов Чингиз-хана. Исследователи полагают, что решение суда оформлялось специальной грамотой «яргу-намэ»; помимо рядовых яргучей, был еще эмир-яргу — главный судья государства при визире.


Для сбора налогов и других целей военной администрации помогал целый ряд штатских чиновников. Сборщики налогов, гонцы, лица, обслуживающие конно-почтовые станции, лодочники, чиновники, отвечающие за мосты, и рыночная полиция. Важным чиновником был государственный таможенный инспектор, которого называли «даруга». экономической точки зрения Золотая Орда представляла собой симбиоз кочевого и оседлого населения. Южнорусские и северокавказские степи предоставляли монголам и тюркам обширные пастбища для табунов и скота. С другой стороны, некоторые части этой территории на периферии степей использовались также для выращивания зерновых. Страна булгар в районе средней Волги и Камы была также сельскохозяйственной с высокоразвитым земледелием; и, конечно, Западная Русь (Украина) и южные княжества Центральной и Восточной Руси, особенно Рязань, производили зерно в изобилии. Сарай и другие большие города Золотой Орды с их высокоразвитыми ремеслами служили пунктами пересечения кочевничества и оседлой цивилизации. Как хан, так и князья часть года жили в городах, а на протяжении другой части года следовали за своими табунами. Большинство из них владело также земельными угодьями. Значительная часть городского населения проживала там постоянно, так что был создан городской класс, состоявший из разнообразных этнических, социальных и религиозных элементов. Как у мусульман, так и у христиан были свои храмы в каждом крупном городе. Города играли роль первостепенной важности в развитии золотоордынской торговли. Сложный экономический организм Орды был сориентирован на международную торговлю, и как раз от нее ханы и вельможи получали большую долю своего дохода.

Крестьянство земледельческих районов, городские ремесленники, находились в различной степени зависимости от государства и феодальных владык. Основную массу трудящихся в степях и предгорьях Золотой орды составляли карачу — кочевники-скотоводы. Они входили в роды и племена вынуждены были беспрекословно подчиняться родовым и племенным старейшинам и вождям, а также представителям военно-административной власти Орды. Выполняя все хозяйственные обязанности, карачу вместе тем должны были служить в войске.В городах трудились ремесленники, согнанные из завоеванных стран. Многие из них находились на положении рабов или зависимых от хана и других владык людей. Мелкие торговцы, слуги также зависели от произвола властей и своих господ. Даже состоятельные купцы и самостоятельные ремесленник уплачивали городским властям подати и несли различные повинности.

Довольно распространенным явлением в Золотой Орде было рабство. Рабами становились прежде всего пленники и жители завоеванных земель. Рабы использовались в ремесленном производстве, строительстве, в качеств слуг феодалов. Много рабов продавалось в страны Востока. Однако большинство рабов как в городах, так и в сельском хозяйстве через одно-два поколения становились феодально зависимыми или получали свободу.

Вопрос 35 Развитие русско-монгольских отношений Вопрос о воздействии татаро-монгольского нашествия и последовавшего за ним ига на развитие русского общества — один из самых сложных в истории Руси. Безусловно, что они повлияли на демографическое, хозяйственное, социальное, политическое и культурное развитие древнерусских земель. Происходит сокращение численности населения, а оставшиеся в живых после татарских набегов во избежание нового разорения вынуждены были бежать в более безопасные районы: на запад и северо-запад Волго-Окского Междуречья. Появляясь там, они пополняли армию безземельного люда, а для уплаты дани обращались к знати. Таким образом, постепенно создавался резерв феодально-зависимого крестьянства. В то же время изменяется и положение знати — особенно князей. Существуя прежде за счет даней, кормлений, полюдья, теперь эти источники доходов они теряют — все направляется в Орду. Отсюда происходит их переориентация на землю. И, действительно, в конце XIII-XIV вв. наблюдается существенный рост крупного частного землевладения.
Возрастает значение князя и в политической сфере. Если в период Киевской Руси князья находились в зависимости от веча, которое могло указать им и «путь чист” (т.е. изгнать), то теперь они приезжали в города с ханским ярлыком, а при необходимости с татарским отрядом. Таким образом, власть князей по отношению к населению усиливается.

Однако и в этих условиях не была сломлена демократическая политическая система, не прерываются древнерусские политические традиции. Одна из них — деятельность вечевых институтов. Грозные раскаты вечевого колокола собирают теперь горожан для организации отпора ордынцам и их сообщникам. Сильные волнения произошли в 1257-1259 гг. в Новгороде в связи с переписью населения: новгородцы отказывались «даваться в число”. Выступление было пресечено Александром Невским, проводившим политику компромисса и полагавшим, что время открытого столкновения с Ордой еще не настало. В 1262 г. расправились с баскаками и купцами-откупщиками горожане Ростова, Суздаля, Ярославля, Устюга Великого, Владимира. Выступления происходили и позднее — в 70-90-е годы XIII в. Такой широкий размах народного движения вынудил Орду смягчить систему сбора дани: часть сбора была передана русским князьям, а влияние баскачества было ограничено.

Однако, и в XIV, и в XV вв. Русь продолжала существовать под тяжелым бременем монголо-татарского ига.

2.2 Влияние нашествия на сельское хозяйство

Большой ущерб нанесли монголо-татары крестьянскому хозяйству. В войне погибали жилища и хозяйственные постройки. Рабочий скот захватывался и угонялся в Орду. Ордынские грабители часто выгребали из амбаров весь урожай. Русские крестьяне — пленные были важной статьей «экспорта» из Золотой Орды на Восток. Разорение, голод, постоянная угроза рабства — то, что принесли завоеватели русской деревне. Ущерб, нанесенный народному хозяйству Руси монголо-татарскими завоевателями, не ограничивался опустошительными грабежами во время набегов. После установления ига огромные ценности уходили из страны в виде дани и запросов.

Однако по сравнению с промышленностью и ремёслами сельское хозяйство было в меньшей степени затронуто монгольским нашествием. В тех частях Южной Руси, которые находились под непосредственным контролем монголов, они сами поощряли возделывание зерновых (просо, пшеница) для нужд своей армии и администрации.

Также уничтожение сельского хозяйства было не выгодно монголам по той причине, что сельское население, не отличаясь особенными профессиональными качествами, составляло большинство и, как следствие, выплачивало основную долю собираемых с Руси налогов. То же самое можно сказать и об охотничьем и рыболовном промыслах.

Относительно малый ущерб сельскому хозяйству и его дальнейший рост на фоне разрухи в ремесленном производстве привел к росту его значения и превращению в главную отрасль экономики, что в дальнейшем стало одной из ее отличительных черт.

После этого «старинные области Киевской Руси превращаются в пустыню со скудным остатком прежнего населения». Конечно, большая часть населения была уничтожена либо уведена в плен, но факта бегства населения на север отрицать нельзя. Именно этот факт, повлекший за собой быстрый рост населения на ранее малообжитых территориях, по мнению некоторых историков, и явился причиной расчистки все больших и больших площадей лесов под пашню и увеличения производства и роли сельского хозяйства в центральной и восточной частях страны.

В 14 в. сельское хозяйство на Руси развивалось несколько медленнее, чем ремесло. Однако подсека по-прежнему вытеснялась полевой пашней, повсеместно распространилось трехполье, активно осваивались целинные земли и строились новые деревни. Увеличилось также количество домашних животных, а значит, и внесение органических удобрений на поля.

Стр 1 из 2

Тема: Подонцовье и Приазовье в Ордынский период

1.Образование Золотой Орды.

2.Монголо-татарское нашествие. Битва на Калке.

3.Распад Золотой Орды и его последствия.

4.Переход донецких земель под контроль Крымского ханства.

5.Проникновение русичей на земли Подонцовья в XIV в.

Образование Золотой Орды.

К началу XI в. территорию современной Монголии и юга Сибири заселили кереиты, найманы, татары и другие племена, говорившие на монгольском языке. К этому периоду относится становление их государственности. Вожди кочевых племен назывались ханами, знатные феодалы – нойонами. Общественный и государственный строй кочевых народов составляла частная собственность не на землю, а на скот и пастбища. Кочевое хозяйство требует постоянного расширения территории, поэтому монгольская знать стремилась к завоеванию чужих земель.
Во второй половине XII в. монгольские племена под своей властью объединил вождь Темучин. В 1206 г. съезд племенных вождей присвоил ему титул Чингисхана («великий хан»). Монгольский владыка вошел в историю как один из самых жестоких покорителей народов, среди которых было и племя татар. Поскольку татары считались одним из самых крупных монголо-язычных племен, летописцы многих стран, в том числе и Руси, называли всех монголов татарами. Современные историки пользуются заимствованным из средневековых китайских источников термином монголотатары.

Образование и формирование Золотой Орды начинается в 1224 году. Государство было основано монгольским ханом Батыем, внуком Чингисхана и до 1266 года входила в состав Монгольской Империи, после чего стала независимым государством, сохранив лишь формальное подчинение Империи. Большую часть населения государства составляли половцы, волжские булгары, мордовцы, марийцы.Подчинив себе большую часть монголов, Чингисхан провел ряд реформ.

Одна из самых важных – реформирование армии – так называемая десятичная система организации общества и армии. Отныне все взрослое население делилось на: тьмы, тысячи, сотни, десятки. Десяток, как правило, совпадал с семьей. В армии Чингисхана царила жесточайшая дисциплина. Вскоре военная машина заработала на полную мощность. Чингисхан захватил Пекин и тут же поставил себе на службу огромный научный и культурный опыт этой империи. После Китая монголы захватили Северный Иран, Среднюю Азию, Азербайджан. Перед ними расстилались половецкие кочевья и южнорусские степи. Численность монгольского войска трудно определить: 135 тыс., 500 тыс., 600 тыс. По некоторым современным оценкам в Россию двинулось 120-140 тыс. воинов. Ясно одно: это были огромные силы и столько воинов никто выставить не мог.


В 1312 году Золотая Орда стала исламским государством. В 15 веке единое государство распалось на несколько ханств, главным среди которых была Большая Орда. Большая Орда просуществовала до середины 16 века, а вот другие ханства распались значительно раньше.

Название «Золотая Орда» впервые было использовано русскими уже после падения государства, в 1556 году в одном из исторических сочинений. До этого государство в разных летописях обозначалось по-разному.

Территории Золотой Орды

Монгольская Империя, из которой пошла Золотая Орда занимала территории от Дуная до Японского моря и от Новгорода до Юго-Восточной Азии. В 1224 году Чингисхан разделил Монгольскую Империю между своими сыновьями, и одна из частей досталась Джучи. Спустя несколько лет, сын Джучи — Батый предпринял несколько военных походов и расширил территорию своего ханства на Запад, новым центром стало Нижнее Поволжье. С этого момента Золотая Орда начала постоянно захватывать новые территории. В результате, под власть ханов Золотой Орды во времена ее расцвета попадала большая часть современной России (кроме Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера), Казахстан, Украина, часть Узбекистана и Туркмении.

В 13 веке Монгольская Империя, захватившая власть на Руси (монголо-татарское иго), находилась на грани распада и Русь перешла под власть Золотой Орды. Однако русские княжества не управлялись непосредственно ханами Золотой Орды, князья лишь вынуждены были платить дань (ясыр) золото-ордынским чиновникам (баскакам), а вскоре и эта функция перешла под контроль самих князей. Однако Орда не собиралась терять завоеванные территории, поэтому ее войска регулярно совершали карательные походы на Русь, чтобы держать князей в повиновении. Русь оставалась подвластна Золотой Орде практически до самого распада Орды. Во главе княжеств по-прежнему стояли русские князья. Только с разрешения хана Золотой Орды они имели право занимать престолы, получая на это специальные грамоты – ханские ярлыки. Кроме того, русские воины по приказу хана вынуждены были участвовать в военных действиях на стороне монголов.

Главной формой зависимости от Орды был сбор дани (ее на Руси называли ордынским выходом). Для более точного определения ее размера была проведена специальная перепись населения. Для контроля над сбором дани на Руси направлялись представители хана – баскаки. Только духовенство церковные земли были освобождены от дани. Ордынцы с уважением относились ко всем религиям мира и даже разрешали открывать православные церкви на территории Орды.

Государственное устройство и система управления Золотой Орды

Поскольку Золотая Орда вышла из Монгольской Империи, во главе государства стояли потомки Чингисхана. Территория Орды была поделена на наделы (улусы), в каждом из которых был свой хан, однако более мелкие улусы подчинялись одному главному, где и правил верховный хан. Улусное деление поначалу было неустойчивым и границы улусов постоянно менялись.

В результате административно-территориальной реформы в начале 14 века были выделены и закреплены территории основных улусов, а также были введены должности улусных управленцев – улусбеков, которым подчинялись более мелкие чиновники — визири. Помимо ханов и улусбеков существовало народное собрание — курултай, которое созывалось только в экстренных случаях.

Золотая Орда была полувоенным государством, поэтому административные и военные должности часто совмещались. На самых важных должностях сидели члены правящей династии, которые имели родство с ханом и владели землями; более мелкие административные должности могли занимать феодалы средней руки, а армия набиралась из народа.

Столицами Орды были:

— Сарай-Бату (недалеко от Астрахани). При правлении Батыя;

— Сарай-Берке (недалеко от Волгограда). С первой половины 14 века.

В целом, Золотая Орда была представляла собой многоукладное и многонациональное государство, поэтому помимо столиц существовало несколько крупных центров в каждой из областей. Орда также имела торговые колонии на Азовском море.

Торговля и экономика Золотой Орды

Золотая Орда была торговым государством, активно занималась куплей-продажей, а также имела множественные торговые колонии. Основным товаром являлись: ткани, льняные холсты, оружие, украшения и другие ювелирные изделия, меха, кожа, мед, лес, зерно, рыба, икра, оливковое масло. С территорий, принадлежавших Золотой Орде, начинались торговые пути в Европу, Среднюю Азию, Китай и Индию.

Также Орда получала значительную часть своих доходов от военных походов (грабеж), сбора дани (иго на Руси) и завоевания новых территорий.

2.Монголо-татарское нашествие. Битва на Калке.

Чингисхану удалось создать весьма боеспособное войско, которое имело четкую организацию и железную дисциплину. В первое десятилетие XIII в. монголотатары завоевали народы Сибири. Затем они вторглись в Китай и захватили его север (окончательно Китай был покорен в 1279 г.). В 1219 г. монголотатары вступили на земли Средней Азии. За короткий срок они разгромили могущественное государство Хорезм. После этого завоевания монгольские войска под командованием Субудая напали на страны Закавказья. После этого монголотатары вторглись во владения половцев – кочевого народа, жившего по соседству с русскими землями. Половецкий хан Котян обратился за помощью к русским князьям. Они решили выступить совместно с половецкими ханами.

Получив сведения о движении монголов, южнорусские князья собрались в Киеве на совет. В начале мая 1223 года князья выступили из Киева. На семнадцатый день похода русские войско сосредоточилось на правом берегу нижнего течения Днепра, у Олешья. Здесь к русским присоединились половецкие отряды. Русская рать состояла из киевской, черниговской, смоленской, курской, трубчевской, путивльской, владимирской и галицкой дружин. Общая численность русских войск вероятно не превышала 20-30 тысяч человек

Обнаружив на левом берегу Днепра передовые разъезды монголов, волынский князь Даниил Романович с галичанами переплыл реку и атаковал противника.

Первый успех воодушевил русских князей, и союзники двинулись на восток, в половецкие степи. Через девять дней они были на реке Калке, где опять произошло небольшое столкновение с монголами с благоприятным для русских исходом.

Предполагая встретить на противоположном берегу Калки крупные силы монголов, князья собрались на военный совет. Мстислав Романович Киевский возражал против перехода через Калку. Он расположился на правом берегу реки на каменистой высоте и приступил к ее укреплению.

Мстислав Удалой и большая часть русского войска 31 мая 1223 года начали переправу на левый берег Калки, где их встретил отряд монгольской легкой конницы. Дружинники Мстислава Удалого опрокинули монголов, а отряд Даниила Романовича и половецкого хана Яруна бросился преследовать противника. В это время дружина черниговского князя Мстислава Святославича еще только переходила Калку. Удалившись от основных сил, передовой отряд русских и половцев встретил крупные силы монголов. Субэдей и Джебе располагали силами трех туменов, два из которых пришли из Средней Азии, а один был набран из кочевников Северного Кавказа.

Общая численность монголов оценивается в 20-30 тысяч человек . Себастаци пишет о 20 тысячах татар выступивших в поход из страны «Чина да Мачина» (северный и южный Китай China) в 669 году армянского летосчисления (1220).

Сражение на р. Калке произошло 31 мая 1223 г.

Начался упорный бой. Русские сражались храбро, но половцы не выдержали монгольских атак и побежали, сея панику среди еще не вступивших в бой русских отрядов. Своим бегством половцы смяли дружины Мстислава Удалого.

На плечах половцев монголы ворвались в стан главных сил русских. Большая часть русского войска была перебита или захвачена в плен.

Картина Павла Рыженко «Калка», 1996 г.

Мстислав Романович Старый наблюдал с противоположного берега Калки за избиением русских дружин, но помощи не оказал. Вскоре его войско было окружено монголами.
Мстислав, огородившись тыном, в течение трёх дней после битвы держал оборону, а затем пошёл на соглашение с Джэбэ и Субедаем о сложении оружия и свободном отходе на Русь, как не участвовавший в битве. Однако он, его войско и доверившиеся ему князья были вероломно пленены монголами и жестоко замучены как «изменники собственному войску». Три дня дышала земля от вздохов заживо похороненных рыцарей и именитых князей, под телегами, на которых монголы сидели и провожали русских богатырей по своему обычаю в мир иной.

После сражения в живых осталось не более десятой части русского войска.
Из 18 князей, участвовавших в сражении, домой вернулись только девять.
Монголы преследовали русских до Днепра, уничтожая по пути города и поселения (они дошли до Новгорода Святополка южнее Киева). Но не решившись войти вглубь русских лесов, монголы повернули в степь. Разгром на Калке обозначил смертельную опасность, нависшую над Русью.

Причин поражения было несколько. По новгородской летописи первая причина — это бегство половецких войск с поля боя. Но еще к главным причинам поражения можно отнести крайнюю недооценку татаро-монгольских сил, а также отсутствие единого командования войсками и как следствие несогласованность русских войск (не выступили некоторые князья, например, Владимиро-Суздальский Юрий, а Мстислав Старый хоть и выступил но своим бездействием погубил себя и свое войско).

Князь Галицкий Мстислав проиграв сражение при Калке спасается за Днепром » …прибежал к Днепру и велел ладьи сжечь, а другие рассечь и оттолкнуть от берега, боясь по себе погони татар».

«Каким образом государство, известное нам под названием «Золотая Орда», могло держать в подчинении огромные территории в Европе и Азии? Наверное, с помощью военной силы. Что же представляла собой военная сила Орды? Историческая литература, посвященная этой проблеме, обычно ограничивается «огромностью» и «многочисленностью». Благодаря Р. Храпачевскому вышел в свет I том сборника «Источники по истории Золотой Орды», в который вошли арабские и персидские сочинения. Они интересны тем, что позволяют взглянуть на Орду с позиции союзников (арабы) и противников (персы)…
Улус Джучи.
Государство Золотая Орда образовалось в результате похода монголов к «Последнему морю». Земли, захваченные в ходе этого грандиозного завоевания, отошли в удел потомков старшего сына Чингизхана Джучи. Поэтому арабские и персидские авторы именовали его Улусом Джучи или по имени правившего в то время хана, например Бату, Берке, Узбек и т.д. Территория была огромна. «…Границы этого государства со стороны Джейхуна: Харезм, Саганак, Сайрам, Яркенд, Дженд, Сарай, город Маджар, Азак, Акчакермань, Кафа, Судак, Саксин, Укек, Булгар, области Сибирь и Ибирь, Башкырд и Чулыман, потом за Чулыманом границы владений Сибири и Ибири прикасаются пределов Хатайских.

Из больших рек в этом государстве известны Сейхун, Джейхун, Дунай, Итиль, Яик, Дон и Торлу (Днестр)…».
Войсковая организация.
После ухода царевичей Чингизидов в распоряжении Бату, первого правителя улуса, осталось четыре «фамильные тысячи», это, по словам Рашид-ад-Дина: тысяча Мунгура, составлявшее войско «левой руки», тысяча Хушитая — «серединное войско», тысяча Байку — войско правой руки (бараунгар). Четвертая тысяча Кунгитая находилась в ведении Орду, и, скорее всего, в походе на запад служила авангардом, а потом ушла в улус Орду.
Из «Истории Вассафа» известно, что они составляли «более тумана живого войска». Кроме того, была тысяча Куки-нойона и Мугэду-кияна, которая, по словам Рашид-ад-Дина, тоже составляла один туман. Скорее всего, это был контенгент, посланный на запад общемонгольским курултаем. 10 000, для обычной тысячи много, поэтому командуют два нойона из разных племен. Угедей отзывает Гуюка и Менгу, с ними ушли их личные войска. А сам контингент остался. Потом пришла весть о смерти Угедея, и все остальные царевичи помчались делить трон, остался только Бату с братьями. А про «общемонгольскую» тысячу, я думаю, просто забыли, и она осталась у Бату, благо пастбищ было много, народу набрали в войско тоже, каждый нукер становился десятником или сотником в новом войске, стимул остаться — карьерный рост — очевиден.
На основе тысяч было создано 4 «военных округа» — улуса, которые в свою очередь делились на «туманы» и «тысячи». Войска пополнялись за счет покоренных народов — русских, черкесов, кипчаков, маджар и прочих. Во главе улуса стоял начальник (эмир) улуса или «походный эмир», который руководил войском в походе. По-моему, улус «Правой руки» располагался в степях Причерноморья от Днестра до Дона, улус «Центра» от Дона до Волги (Итиля), улус «Левой руки» от Волги до Хорезма. Улус «Орду» был полунезависим и с самого начала проводил свою политику в Средней Азии. На южных рубежах государства, у Дербента, стояла «Сторожевая рать», т.е. авангард Ордынского войска. Особняком стояли войска Хорезма.

Количество туманов.
Еще при жизни Бату, Улус Джучи выставил 3 тумана войска для завоевания Ирана. Набор производился по 2 человека с 10; несложно посчитать, что в Улусе Джучи было в тот момент 15 туманов, из них 5 в восточной части (улус Орду). Больший вклад улуса Орду можно объяснить расселением в нем большого количества кипчаков, которые быстро и с большей охотой вливались в монгольское войско. На долю собственно Орды (улус Бату) приходилось 10 туманов (скорее всего 3- правое крыло, 3- левое, 3- центр, 1- «сторожевая рать»).
При Берке количество туманов увеличилось, в описании приема египетского посольства указано 50 или 60 эмиров. Если это эмиры — тысячники, маловато, если темники — верится с трудом. Скорее всего, произошла подмена 15 на 50, или 16 на 60. Попытаемся проверить это предположение.
При описании войны Токты с Ногаем, у Рукн-ад-дина Бейбарса перечислены предводители войска Ногая в первой битве с Токтой, их 17 человек, если прибавить трех сыновей Ногая — двадцать; на них приходится 200 000 всадников, если считать туман за 10 000 воинов. Большое количество туманов можно обьяснить мобилизацией немонгольских воинов — русских, ясов, венгров, болгар; например, Теркерий — это будущий болгарский царь Федор Святослав Тертер.
Токта, по словам Рашид-ад-дина, выставил 30 туманов. После победы сыновья Ногая решили убрать конкурентов — сыновей Курмыши (Куремсы по русским летописям). Это, по-видимому, улус «Левого крыла». Победа обернулась для них боком, шесть «великих эмиров» перебежало к Токте. Ногай лишился 6 или 7 туманов. Для второго столкновения Токта подтянул войска с южной границы и собрал все подвластные силы. Получилось 16 темников и 3 брата хана. Рашид-ад-дин для этого сражения дает 30 туманов Ногаю и 60 Токте. По-моему точнее будет 13 туманов у Ногая и 16 у Токты. При Узбеке, Ибн Батута говорит о 17 начальниках томана и 170 тысячах войска.
При Токтамыше в битве при Кундурче видим опять 17 темников, но это с учетом войск улуса Орды, Хорезма и союзных русских и черкесов. Можно предположить, что на территории улуса Бату в разное время было от 15 до 17 туманов (туменов), все прочие привлекались в качестве добровольных или подневольных союзников из Руси, Булгара, Хорезма, Болгарии, Византии, Грузии и других.
Мобилизационные возможности.
Номинально туман мог выставить 10 000 воинов, но это только теоретически. Не следует забывать, что при монгольском праве никто не освобождал воина от налогов. В случае отсутсвия мужчины вся нагрузка ложилась на женщину — главу семьи. Кроме воинской повинности существовали другие — ямская служба, организация охот и прочее. Обычной практикой являлось «отряжение» от каждого десятка военообязаных одного или двух, реже более человек. Когда во время первой войны с Хулагу Берке объявил набор по 8 человек с 10, ему пришлось посадить на коня всех кому более 10 лет от роду.
Показательны описания набора войска Токтой для войны с Ногаем. По мере отдаленности описанных событий от писавшего численность воинства уменьшается с 250 000 до 150 000, но это не столь важно, хотя и подтверждает количество туменов — 15. Наиболее интересно сообщение Ибн Фадлаллаха ал-Омари: «…Он (Токта) отрядил против него из каждого десятка по одному человеку и число, отряженных дошло до 250 000». Это, уточняет Номан, те, которые вошли в счет и смету, сверх набора и добровольцев. Каждый всадник взял с собой двух слуг, тридцать голов овец, пять голов коней, два медных котла и телегу для перевозки оружия. Можно предположить, что «боевая» тысяча включала в себя как минимум 1000 тяжеловооруженных всадников, 1000 оруженосцев (ев-огланов), 1000 обозников, которые могли использоваться как пехота или легкая конница. В состав входил огромный обоз в 1000 арб и стада. Кроме того, привлекались «волонтеры» из молодежи, которые тоже имели своих слуг и обоз. Это противоречит сложившимся представлениям об ордынском войске, как о толпе легкой коннице, носящейся по степи от Сейхуна до Дуная.
Набор объявлялся ханом через специальных гонцов, и шел по нисходящей: хан — начальник улуса — темник — тысячник — сотник — десятник. Для сбора войска объявлялось определенное место. Для определенных целей поднимался тумен, улус (крыло), или все войско, но это крайне редко. Обычно хватало войск одного крыла и центра, либо одного крыла, а то и тумена. Из «боевых» тысяч формировалось войско, под командой хана или одного из «походных эмиров».
Национальный состав.
Коренных монголов в ордынском войске было мало. Первоначально войско пополнялось кипчаками, у которых была вырезана вся родовая знать, и другими покоренными народами, выведенными в степь по принципу «1 от 10». Примечательно, что когда разбежалось войско, посланное в помощь Хулагу, часть его, около 1500 человек, оказалось в Египте, и на них пришлось 16 эмиров. Скорее всего, это были «природные» монголы с эмирами-тысячниками, инородцы же остались у новых хозяев.
Монгольская система была очень продуманна. Она требовала, чтобы новобранец был вооружен, одет и даже пострижен по-монгольски. Воин, попадавший в монгольскую тысячу, очень быстро ассимилировался. Легче других приспособились кипчаки, и даже ассимилировали самих монголов. Они и стали костяком Ордынского войска.
При Ногае упоминается Ясский тумен, дислоцирующийся, скорее всего, на Днестре. В войске Токты есть и русские воины, причем в элитных соединениях, наносящих решительный удар и преследующих противника. Но наличие этих «национальных соединений» вызвано, думается, гражданской войной.
Следующий всплеск интернациональности в ордынском войске наблюдается при Токтамыше. Летописи пестрят упоминаниями о «немилосердных неверных», «неверных прилюбодеях» и «язычниках, всебезжалостных и злобных». Для мусульманского писателя ими могли быть только христиане, т.е. — русские, черкесы и прочии.
Тумен.
Основной организационной единицей ордынского войска был тумен. С «территориального» тумена снаряжали боевые единицы, которые действовали в условиях войны.
В летописях довольно трудно определить, где говорится о реальной численности войска, а где о количестве «снаряженных» туманов. Например: «В 701 году (6 сентября 1301- 25 августа 1302 г.). Двинулся Турай, сын Ногая, чтобы отомстить за отца и двух братьев своих. …Так он отправился к сыну Менгутемура Сарайбуге… Тот согласился с ним … Он двинулся с своим 10 000-м отрядом и переправился через реку Итиль, которая замерзла, на конях…». С одной стороны, кажется ясным, что Сарайбуга ведет 10 000 всадников, с другой — мы уже знаем, что полностью в поход весь туман не ходил. Если «снаряжены» все, то это уже 30 000. Скорее всего, Рукн-ад-дин Бейбарс хотел сказать, что Сарайбуга двинулся за ханством со своим личным туменом «снаряженным» как обычно. Либо автор указал полную численность мобилизованных войск, т.е. «2 от 10» со слугами, плюс воинство Турая. Однозначно ответить трудно.
Можно попытаться проследить численность тумана в тех случаях, где об этом говориться прямо. Таких примеров несколько. Наибольшая численность, где поименно названы пять эмиров темников и указано численность войска — 30 000, т.е. по 6 000 на тумен. Наименьшая численность: у Баба-огула только 1500 всадников. Либо тут не указаны оруженосцы и слуги, либо ему очень сильно досталось от Узбек-хана в гражданской войне. Скорее всего, число воинов в тумене составляло 3000 воинов при малой мобилизации «1 от 10», и 6000 при большой — «2 от 10». Более поздний пример, из войны Токтамыша с Тимуром, где описан тумен Азака, спешащий к месту сбора войск, дает те же 6000 воинов, если принять кошун в 200 всадников. Возможно, во время похода «снаряженные» части сводились в «боевые» тумены. Например…»огромная армия» Бурултая (Бурундая) на деле состояла из одного тумана под командой четырех или пяти эмиров темников.
Хорезм.
Хорезм был первым наиболее развитым в экономическом отношении уделом в государстве Джучи, поэтому пользовался определенными привилегиями. Воинам Хорезма оставили их икта и даже не требовали смены вооружения и одежды на монгольские. Со временем они сами переняли их, как более удобное, оставив лишь чалмы. Во времена религиозной борьбы в Орде, Хорезм был опорой и кузницей кадров для ханов мусульман…можно заключить, что Хорезм делился на 8 военных уделов, во главе с 8 эмирами, скорее всего тысячниками. Для отражения Баба-огула в 1315 году правитель Хорезма Кутлуг-Тимур смог «снарядить» 15 000 всадников, т.е. около 7 500 воинов и столько же оруженосцев. При Токтамыше воинская сила Хорезма составляла два тумена.
Улус Орду.
Улус Орду — восточная часть государства Джучиидов — проводил независимую внешнюю политику и решал свои вопросы в среднеазиатском регионе самостоятельно. Хотя связи с метрополией не терял. На него заметно влияли Средняя Азия и Иран.
Во времена хана Эрзена, сына Саса-Буки в улусе Орду провели военную реформу по примеру Хулагуидского Ирана. Было выделено около 700 икта с райятами для содержения войска. В Иране при Газан-хане самый малый икта давался на десяток воинов; осчастливлено было до 6000 рядовых нукеров, 600 десятников, 60 сотников и 6 тысячников (они же эмиры областей), остальное пошло на уделы писарям, судьям и прочему обслуживающему персоаналу. Преимущество этой системы заключалось в том, что воинство освобождалось от заботы о хлебе насущном и исполнения всяких непрямых обязонностей вроде уплаты налогов. Теперь войско должно было служить хану на поле боя. Результаты реформы не замедлили сказаться; ко времени «Замятни» Урус-хан стал подумывать о престоле всей Орды, захватил Хорезм и спорил на равных с Тамерланом.»
Цитируется по: Антов Д.А. Ратная сила золотой орды (Арабские и персидские сочинения).

Добавить комментарий