Систематизация нормативно

1. Систематизация нормативных актов: понятие, виды

Систематизация — это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему.

1. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.

Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Данная инкорпорация осуществляет подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специальными, уполномоченными на такую деятельность государственными органами.

Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Одним из видов систематизации является хронологическая систематизация документов по официальной дате их опубликования.

Предметная инкорпорация – это такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом глубокого изучения и анализа материала, который объединяют по отраслевому признаку.

2. Кодификация – это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной (внешней и внутренней) переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта, который приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту законодательным государственным органом.

Существуют следующие виды кодификации:

– всеобщая кодификация (формирование сводных кодифицированных актов по главным отраслям законодательства;

– отраслевая кодификация (систематизация норм права по какой-либо отрасли или подотрасли права);

– специальная кодификация, соединяющая нормы права института или группы институтов права.

3. Консолидация – это систематизация нормативных актов, которая создается путем устранения и преобразования нормативных актов, их унификации и создания законодательства крупных однородных блоков как важного промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.

Таким образом, все виды систематизации – это процедуры по обработке, а также упорядочению законодательства, его улучшению, устранению противоречий, несогласованностей. Это также обоснованная, необходимая и определенная деятельность уполномоченных лиц и органов, через которую осуществляется упорядочение законодательства в целях использования и применения ее на практике.

Определение систематизации нормативно-правовых актов

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Систематизация нормативно-правовых актов – это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Необходимость данной процедуры заключается:

  • в возможности быстро найти необходимый нормативный акт и проследить все его изменения и дополнения;
  • в выявлении правовых коллизий, пробелов, иносказаний, двусмысленностей в нормативно-правовой базе;
  • в совершенствовании действующей системы законодательства.

Виды систематизации

Выделяют четыре вида систематизации нормативных правовых актов:

  • учет,
  • инкорпорация,
  • консолидация,
  • кодификация.

Учет

Цель учета состоит в сборе, хранении и поддержании в рабочем состоянии нормативно-правовых актов, необходимых для работы юридического лица (фирмы, организации и пр.) или государственного органа. Задача данного вида систематизации нормативно-правовых актов состоит в предоставлении быстрого и беспрепятственного доступа к необходимой правовой информации.

Вся совокупность взятых на учет нормативных актов составляет информационный фонд. Учет ведется как вручную (картотека), так и с помощью автоматизированных систем, которые, безусловно, отличаются большими преимуществами: скорость, большой информационный фонд, прогрессивные способы обработки данных.

Инкорпорация

Инкорпорация – форма систематизации нормативно-правовых актов путем их объединения без изменения содержания в сборник, в котором каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Инкорпорация представляет собой подготовку и издание сборников, собраний нормативно-правовых актов, целевой аудиторией которых является широкий круг субъектов, а не конкретные учреждения.

Прежде чем поместить в сборник тот или иной акт, он проходит внешнюю «редакцию» – из текста удаляют нормы или их части, утратившие силу, исключаются статьи и части, не имеющие нормативного характера и т.д., однако содержание самого правового акта остается неизменным.

В этом заключается отличительная черта инкорпорации от других видов систематизации нормативно-правовых актов. Стоит также отметить, что инкорпорация не имеет правотворческой природы.

В зависимости от того, кто подготовил сборник, инкорпорация подразделяется на три вида:

официальная инкорпорация. Официальным сборник или собрание признается в двух случаях: во-первых, если он подготовлен издан самим правотворческим органом, во-вторых, если он утвержден или иным образом одобрен правотворческим органом.

К числу официальных инкорпораций относится Свод законов, на который можно ссылаться при разрешении юридических споров и вопросов;

официозная инкорпорация (полуофициальная) – собрания и сборники, которые готовятся по поручению правотворческого органа, но издаются без его официально выраженного одобрения. Примером официозной инкорпорации является Собрание действующего законодательства СССР.

Данное собрание подготавливалось Министерством юстиции СССР по поручению Президиума Верховного Совета СССР и Совета министров СССР. Однако, некоторые тома не были утверждены официальными органами;

неофициальная инкорпорация представляет собой собрания или сборники, подготовленные научными учреждениями, научными коллективами, издательствами, отдельными учеными. Данный вид инкорпорации не является официальным источником и на него нельзя ссылаться при разрешении юридических вопросов.

Консолидация

Консолидация – форма систематизации путем объединения нормативных правовых актов без изменения их содержания в единый акт, при этом каждый из актов теряет свою самостоятельность. Таким образом, при консолидации:

  • во-первых, производится лишь редакционное совершенствование нормативно-правовых актов или такового не проводится вовсе,
  • во-вторых, в действие приобретает вновь созданный акт,
  • в-третьих, работа по консолидации производится только правотворческими органами и лишь в отношении ими принятых нормативных актов.

Зачастую консолидация представляет собой промежуточный вариант между инкорпорацией и кодификацией.

Кодификация

Кодификация – форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. Таким образом, при кодификации происходит коренная переработка путем подготовки и принятия нового кодифицированного акта. В юридической науке выделяют три вида кодификации:

  • всеобщую, которая связана с созданием сводных кодификационных актов по всем отраслям законодательства (Свод законов);
  • отраслевую, которая охватывает нормативно-правовой материал какой-либо определенной отрасли права (например, уголовный, гражданский, семейный кодексы);
  • специальную, при которой группируются нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов (например, таможенный, лесной кодексы).
  • В юридической науке выделяют следующие основные кодифицированные акты:
  • кодексы – крупные сводные акты, подробно регулирующие сферу однородных общественных отношений. Они наиболее распространены, удобны в пользовании и содержат большое количество конкретных норм;
  • основы законодательства – крупные нормативные образования, которые содержат принципы правового регулирования общественных отношений и применимы в федеральном государстве;
  • уставы – кодификационные акты, которые регулируют деятельность определенных ведомств, министерств, организаций, ту или иную сферу управления (например, Устав железнодорожного транспорта, Устав связи и пр.);
  • положения – кодификационные акты, регулирующие статус определенного государственного органа, организации, учреждения (например, Положение о службе в органах внутренних дел). Положения нередко идентичны Уставам.
  • правила – кодификационные акты, которые регламентируют порядок организации и структуру отдельной организации или вида деятельности (например, Правила дорожного движения).

Вывод

Динамика развития общественных отношений, большой объем источников права, разнообразие правотворческих органов приводит к тому, что в государстве единовременно действует множество нормативных правовых актов.

Для того чтобы ориентироваться в таком массиве актов необходима их структуризация, упорядочение, т.е. систематизация. Роль систематизации сложно переоценить, так как именно благодаря ей вся совокупность действующих законов и подзаконных актов приобретает четкую структуру, упорядоченность, что не только облегчает работу, но и помогает выявить устаревшие акты, устранить правовые коллизии и пробелы в законодательстве.

Понятие и виды систематизации нормативно-правовых актов обновлено: 24 января, 2020 автором: Научные Статьи.Ру

Понятие

Нормативные акты принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.

Отсюда, систематизация нормативно-правовых актов — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения, это приведение законодательства в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Упорядоченное законодательство позволяет хорошо ориентироваться в действующем массиве нормативно-правовых актов: быстро найти необходимый акт, установить его связи с другими актами, выявить изменения, коллизии и т. д.

Виды и формы систематизации нормативных актов

Существуют три основные формы систематизации нормативных актов: инкорпорация, консолидация, кодификация и одна вспомогательная — учет. Учет является необходимым условием приведения актов в систему. Он ведется в журнальной картотеке, на магнитных дисках и т. д. Поэтому поиск нужного акта осуществляется как ручным путем, так и с помощью автоматизированной обработки юридической информации.

Инкорпорация представляет собой внешнюю обработку или объединение в сборники и собрания действующих нормативных актов в определенном порядке без изменения их содержания по существу. При этом юридический статус инкорпорированных актов не изменяется. Различают официальную и неофициальную инкорпорацию.

Официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм их автором либо иным уполномоченным органом путем издания сборников действующих нормативных актов. Она может осуществляться на основе хронологического («Собрание законодательства Российской Федерации») и тематического («Свод законов Российской Федерации») принципов.

Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами по своей инициативе без специального поручения и контроля правотворческих органов. На них нельзя ссылаться при применении права (сборники нормативных актов по гражданскому, трудовому и другим отраслям права).

Консолидация — такая форма систематизации, при который происходит объединение нескольких близких по содержанию нормативных актов в единый сводный нормативно-правовой акт. Это происходит с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового воздействия.

В связи с этим консолидация может рассматриваться и как особый прием, используемый правотворческим органом при совершенствовании действующего законодательства.

Кодификация — это деятельность правотворческих органов по созданию нового, сводного, внутренне согласованного и юридически цельного нормативного акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства в определенной сфере общественной жизни.

Кодификация обеспечивает согласование норм общеправового регулирования (норм-целей, норм-дефиниций, норм- принципов и т. д.) с нормами конкретного, специального правового регулирования. Она становится своеобразной нормативной основой комплексного подразделения системы права и законодательства (института, отрасли или комплексного массива законодательства) организованного по предметному, функциональному или целевому критериям.

Кодификационные акты делятся на три вида:

  • основы законодательства, устанавливающие важнейшие модельные нормативные положения определенной отрасли или сферы государственного управления в федеративном государстве;
  • кодекс — комплекс правовых норм, объединенных в одном акте и регулирующих определенную сферу общественной жизни (гражданскую, уголовную и др.);
  • устав, положение — комплексные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом, правительством).

Систематизация — это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Три вида систематизации — инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.

Инкорпорация- это вид (способ) систематизации, при котором норма­тивно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке — алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и дру­гих изданиях.

Для инкорпорации характерны следующие черты:

1) она может носить как официальный, так и неофициальный характер;

2) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и об­щественные организации и частные лица;

3) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систе­матизации;

4) нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке;

5) внешняя обработка.

Консолидация- это вид (способ) систематизации, при котором несколь­ко близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупнен­ный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нор­мативных актов и обеспечения единства правового регулирования.

Для консолидации характерны следующие черты:

1) она представляет собой своеобразный правотворческийприем (инкор­порация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет);

2) проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов;

3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).

Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.

Кодификация- это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внут­ренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

Для кодификации характерны следующие черты:

1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму сис­тематизации;

2) по существу является видом правотворчества,поскольку объектом ко­дификации выступают непосредственно нормы права;

3) кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий;

4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, про­изводится периодически,и ее результаты рассчитаны на длительный срок;

5) кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными соци­альными преобразованиями;

6) результатом кодификации является кодификационный акт,который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствую­щее положение среди других отраслевых актов. Кодификационные акты — это прежде всего основы законодательства и кодексы. К ним относятся также уставы, положения, правила и др.

Систематизация нормативных правовых актов

В каждом государстве действует множество различных нормативных правовых актов. Это обусловлено разнообразием правотворческих органов, динамикой развития общественных отношений и соответственно их регулирования, множеством источников права и другими факторами. Поскольку в таком массиве актов сложно ориентироваться, необходима их систематизация, т. е. приведение в единую систему, упорядочение.

Систематизация нормативных правовых актов позволяет, во-первых, быстро отыскать нужный акт, проследить его изменение, дополнение или отмену; во-вторых, выявить пробелы, коллизии, иные несогласованности в нормативном материале; в-третьих, совершенствовать действующую систему законодательства.

Современная юридическая практика использует четыре способа систематизации нормативных правовых актов: учет; инкорпорацию; консолидацию; кодификацию. При этом в соответствии с требованиями юридической техники систематизаторская работа должна проводиться в определенной последовательности и по определенным стадиям.

Учет состоит в сборе, хранении, поддержании в рабочем состоянии нормативных правовых актов, которые необходимы для деятельности данной организации, предприятия, фирмы и т. д. Основная задача данного вида систематизации — возможность оперативно находить нужную правовую информацию. Данный вид систематизации проводится практически всеми государственными органами, юридическими лицами, а также различными юридическими учреждениями и организациями.

Сведения о необходимых нормативных правовых актах можно получить из официальных источников, сборников и собраний этих актов, а также из информационно-поисковых систем.

Совокупность нормативных правовых актов, взятых на учет, составляет информационный фонд. Учет ведется как автоматизированным путем, так и с помощью ручного поиска, т. е. путем фиксации актов по тематике или в хронологическом порядке в специальном журнале, на карточках в специальной картотеке. В настоящее время широко применяется современная техника, в том числе компьютерная. Автоматизированные информационно-поисковые системы отличаются большими достоинствами, в частности скоростью поиска нужных актов, большим информационным фондом, использованием прогрессивных способов обработки нормативного материала.

Инкорпорация относится к внешним формам систематизации. Она выражается в подготовке и издании сборников, собраний нормативных правовых актов с целью обеспечить нормативным материалом не конкретное учреждение, организацию, а широкий круг субъектов. Инкорпорация лишена правотворческой природы, но акты публикуются в сборниках и собраниях не в первоначальной редакции, а с учетом последующих дополнений, изменений, в том числе в новой редакции. Следовательно, прежде чем поместить в сборник тот или иной акт, его внешне обрабатывают — из текста удаляются нормы или их части, утратившие силу, исключаются статьи или части, не имеющие нормативного характера, и т. д. Однако такая внешняя обработка текста нормативного правового акта не затрагивает собственно нормативного содержания акта. Таким образом, сохранение неизменным нормативного содержания акта — отличительная особенность инкорпорации от кодификации и консолидации.

Сборники готовятся как самими правотворческими органами, так и другими государственными органами, издательствами, юридическими учреждениями.

В зависимости от того, кто подготовил сборник или собрание, выделяют три вида инкорпорации: официальную, официозную (полуофициальную), неофициальную.

Официальным сборник или собрание считаются в двух случаях: 1) если сам правотворческий орган подготовил и издал собрание или сборник; 2) правотворческий орган утвердил или иным образом одобрил собрание, подготовленное другим органом. На официальную инкорпорацию можно ссылаться при разрешении юридических споров и вопросов.

К числу официальных инкорпораций относится Свод законов — инкорпорированное издание нормативных актов высших органов государственной власти и государственного управления страны. Свод всегда является источником официального опубликования нормативных правовых актов, поскольку издается от имени и по поручению правотворческого органа с последующим одобрением подготовленного издания. Свод имеет приоритет перед всеми ранними официальными публикациями актов. Кроме того, подготовка Свода всегда сопровождается большой законотворческой работой, поскольку в процессе создания Свода законов выявляются и признаются утратившими силу акты или их части, вместо множества мелких актов издается один обобщающий акт. С 1995 г. в России ведется подготовка Свода законов Российской Федерации.

Официозными признаются собрания, которые готовятся по поручению правотворческого органа, но впоследствии издаются без его официально выраженного одобрения. Например, в свое время издавалось Собрание действующего законодательства СССР, которое подготавливалось Министерством юстиции СССР по поручению Президиума Верховного Совета СССР и Совета министров СССР, но отдельные тома не были утверждены соответствующими органами.

Неофициальные инкорпорации проводятся научными учреждениями, научными коллективами, издательствами, отдельными учеными. Эти издания не являются официальными изданиями и, следовательно, официальными источниками, на них нельзя ссылаться при правоприменении.

Консолидация — это сведение множества нормативных правовых актов в один укрупненный акт. Новый акт заменяет вошедшие в него акты, поскольку принимается правотворческими органами и имеет собственные реквизиты.

Таким образом, при консолидации:

а) не меняется содержание правового регулирования, а все ранее принятые акты объединяются в новом без изменения или проводится лишь их редакционное совершенствование, например устраняются противоречия, повторы, тождественные нормы и т. д.;

б) объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует новый акт;

в) работа осуществляется только правотворческими органами и лишь в отношении ими принятых (а не чужих) актов, т. е. имеет место «авторское упорядочение актов»;

г) чаще всего упорядочиваются акты по вопросам налогообложения, административной ответственности.

Кодификация есть особая содержательная форма систематизации нормативных правовых актов. Под кодификацией понимается систематизация действующего законодательства, направленная на его коренную переработку путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. Упорядочивая законодательство, кодификация в то же время имеет в виду принятие новых норм права, совершенствование законодательства по существу, комплексное развитие правовой системы, изменение правового регулирования общественных отношений определенного вида или конкретной сферы деятельности. Таким образом, кодификация — один из видов правотворческой работы, характеризуемый новизной регулирования общественных отношений.

В юридической науке различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификацию. Ко всеобщей кодификации принято относить Свод законов. Отраслевая кодификация охватывает определенную отрасль права или подотрасль, наиболее распространенный акт отраслевой кодификации — кодекс. Специальная кодификация группирует нормы права определенного правового института или нескольких институтов, например Таможенный кодекс.

Юридической практике известны несколько видов кодификационных актов. Самый распространенный из них — кодексы. Российская правотворческая практика пошла ныне по пути создания кодексов. Они представляют собой крупные сводные акты, подробно регулирующие сферу однородных общественных отношений. Кодексы удобны в пользовании, содержат большое число конкретных норм, которые менее абстрактны, чем, например, нормы Конституции или Основ законодательства. Кодексы решают проблему множественности нормативных правовых актов.

Другой вид кодификационных актов — Основы законодательства. Эти крупные нормативные правовые образования содержат принципы правового регулирования общественных отношений и применимы в федеративном государстве, поскольку создают единое правовое пространство.

К числу кодификационных актов относят также уставы, которые регулируют сферу государственной деятельности, например железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, связи. Уставами определяется правовое положение субъектов Федерации в Российской Федерации — краев, областей, двух городов федерального подчинения — Москвы и Санкт-Петербурга, автономных округов, автономной области. Чаще всего это комплексный акт, регулирующий все сферы деятельности субъекта.

К кодификационным актам относят также положения, своего рода сводные акты, регулирующие статус определенного государственного органа или организации, учреждения. Нередко Положение идентично Уставу, равнозначный по своей юридической силе акт. И наконец, Правила, которые регламентируют порядок организации и структуру отдельной организации или вида деятельности. Нередко Правила содержат процедурные положения и предписания.

Считается, что в перспективе законодательство Российской Федерации должно быть преимущественно кодифицированным, поскольку кодификационные акты обладают рядом преимуществ и достоинств:

1) делают законодательство компактным, согласованным, обладают способностью наилучшим образом упорядочивать действующее законодательство;

2) укрепляют системность законодательства, его юридическое единство;

3) охватывают широкий круг общественных отношений, наиболее важных для жизнедеятельности государства и общества;

4) имеют сводный характер, обеспечивают преемственность в правовом регулировании;

5) имеют сложную структуру, которая обеспечивает рациональную организацию нормативного материала;

6) содержат обязательный элемент новизны в нормативном правовом регулировании общественных отношений;

7) регулируют общественные отношения на основе единых принципов и тем самым создают устойчивость такого регулирования.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Добавить комментарий