Сколько партий во Франции?

30. Политические партии и партийная система Франции

В период с 1958 по 1981 гг. во Франции действовала доминантно-партийная система. Она базировалась на привилегированном положении очень влиятельной партии «Объединение в поддержку республики» (ОПР). Несмотря на идейность, название партии менялось несколько раз.

Партия «Объединение в поддержку республики» – буржуазно-центристская партия, которая была организована в 1958 г. генералом Ш. де Голлем и его ближайшими соратниками. Эта партия основана на традиционных либеральных ценностях. Ее представители стремятся ускорить европейскую интеграцию с учетом интересов Франции. Основная работа партии проводится в направлении создания и расширения влияния создании своей политической организации. Ее лидеры имеют поддержку различных слоев французского общества. Их популистским лозунгом является призыв «Быть везде». Объединения в поддержку республики призывают сохранить историческое величие Франции и ее культуры. Занимаясь политической пропагандой, представители ОПР продвигают идею сильной президентской власти и политической стабильности в обществе.

Социалистические организации стали заметны во французской политике только во второй половине XIX в.

Современная Французская социалистическая партия (ФСП) появилась в 1971 г. Она была основана как объединение небольших социал-демократических организаций. Эту партию возглавил популярный политик того времени Ф. Миттеран, который затем стал президентом Франции на период 1981–1995 гг. Политическая платформа ФСП – демократический социализм. Их главные идеи: справедливое подконтрольное распределение общественного продукта, защита физических лиц без учета их гражданства наемного труда и мелких предпринимателей. С конца 1980-х гг. ФСП находится в глубоком идейно-политическом кризисе. Ситуацию усугубило поражение на последних президентских и парламентских выборах.

Существует еще одна политическая партия – Французская коммунистическая партия (ФКП), дата ее основания – 1920 г. В середине прошлого века ее популярность была очень высока среди предпринимателей, занятых индустриальным или отчасти сельскохозяйственным производством, а также в среде интеллектуалов. Представители ФКП в последние годы снизили уровень своего влияния, потеряли много сторонников.

Кроме названных, существует еще несколько активных буржуазных партий, блоков и движений: радикал-социалисты, Центр социальных демократов, республиканская партия радикалов, республиканская партия. Действующая крайне правая политическая партия «Национальный фронт» продвигает свой лозунг «Франция только для французов».

Во Франции не существует конкретной законодательной базы, которая устанавливала бы нормы деятельности политических партий. Для того чтобы организовать свою политическую партию, не обязано проходить государственную регистрацию.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Главная / Франция / Статьи / Политические партии Франции /

Объединение в поддержку Республики (ОПР) — (RPR).
Господствующая партия страны. Создана Жаком Шираком в 1976 году, наследница «Объединения французского народа», основанного генералом де Голлем в 1947 году. Располагает 45% мест в Национальном собрании. Председатель Национального Собрания Филипп Сеген, Президент Республики Жак Ширак и Премьер-министр Ален Жюппе — члены ОПР.

Союз за французскую демократию (СФД) — (UDF).
Представляет собой конфедерацию партий и движений либерально-экономического направления. Создан по инициативе Валери Жискар д’Эстена в 1978 году. Одна из приоритетных целей союза — европейское строительство. На президентских выборах 1995 года СФД поддерживал Эдуарда Балладюра. В состав СФД входят:

Республиканская партия — историческая вотчина Валери Жискар д’Эстена, создана в 1977 г.;
Центр социальных демократов, основанный в 1976 году, с 25 ноября 1995 года — «Демократическая сила»;
Радикальная партия — старейшая политическая партия Франции, созданная в 1901 году. Её лидерами были Клемансо, Эррио, Пуанкаре, Мендес-Франс;
Социал-демократическая партия, созданная в 1973 г.;
Клубы перспективы и реальности.
Французская Социалистическая партия (ФСП)
Основная партия левой оппозиции в настоящее время. Создана Франсуа Миттераном в 1971 году, продолжательница «SFIO» — Социалистической секции Рабочего Интернационала, основанной Ж. Гедом и Ж. Жоресом в начале века. Председателем Национального Собрания Парламента является Раймон ФОРНИ (Raymond Forni) — член ФСП. Избран 29 марта 2000 года. Партия в Национальном Собрании имеет 240 мест.

Французская Коммунистическая партия (ФКП)
Создана в 1920 году на Когрессе в городе Туре. Главная сила движения Сопротивления на территории Франции в годы второй мировой войны, ФКП стала первой политической партией после освобождения, участвовала в правительстве генерала де Голля до 1947 г. Под руководством Жоржа Марше подписала в 70-е годы с Соцпартией Франсуа Митттерана так называемую «Совместную программу». В 1981-84 годах 4 министра-коммуниста были членами правительства. После прихода Ф.Миттерана к власти в 1981 году, несмотря на отмежевание от теории диктатуры пролетариата, принципа демократического централизма и безоговорочной поддержки КПСС и СССР, ФКП постепенно утратила доминирующие позиции среди левых сил в пользу социалистов. В настоящее время электорат ФКП оценивается в 6-9%.

Национальный Фронт (НФ)
Партия правого, резко выраженного националистического характера. Создана Жан-Мари Ле Пеном в 1972 г. Основные програмные заявления — против иммиграции, коррупции и европейского строительства. Регулярно получая от 10 до 15% голосов, Национальный Фронт, тем не менее, не имеет ни одного депутата. Его собрания и шествия часто наталкиваются на силовое противодействие левых и антирасистских движений. В целом характеризуется как партия неофашизма, расизма и антисемитизма.

Движение «Радикал»
Пришло на смену Движению левых радикалов. Выступает в тесном взаимодействии с соцпартией. До последнего времени видные позиции в этой партии занимал известный французский бизнесмен Бернар Тапи, замешанный в ряде громких скандалов.

Движение за Францию
Основано депутатом Филиппом де Вилье в 1995 г. Основными программными заявлениями являются: отказ от Маастрихтского договора, осуждение коррупции и резкое сокращение иммиграции. Во многом повторяет лозунги Национального Фронта. Электорат движения пока нестабилен и колеблется от 5 до 12%.

Экологические партии: «Поколение Экологии», «Движение за подлинную экологию», «Зеленые»
Не обладают в настоящее время сколько-нибудь влиятельной политической силой. Одной из основных причин этого является существующий раскол в этом движении.

С возникновением Пятой республики произошли серьезные изменения в расстановке политических сил в стране, что в свою очередь нашло выражение и в формировании и деятельности но­вых политических партий и объединений. Возвращение к власти генерала де Голля сопровождалось созданием политического объе­динения его сторонников, которое сформировалось первоначаль­но как движение, а затем, практически уже в постголлистский период, было реорганизовано в политическую партию. Такой проголлистской политической партией является в настоящее время Объединение в поддержку республики (ОПР). Лидером партии яв­ляется Жак Ширак, формально оставивший свой пост в связи с избранием Президентом Французской Республики, но практичес­ки остающийся ее лидером.

Объединение в поддержку республики является по своему характеру правоконсервативной политической партией, отстаива­ющей в сфере социальной и экономической принципы так называ­емого неоконсерватизма, сочетающего либеральные свободы с более активной деятельностью государства по регулированию всех сфер общественной жизни. В государственно-правовой области ОПР — один из ярых защитников и приверженцев режима силь­ной власти. Партия отстаивает идею политической стабильности как условия успешного внутреннего развития и достижения внеш­неполитических целей, отвечающих национальным интересам стра­ны. Она поддерживает в целом планы европейской интеграции и является активным защитником идеи создания экономического и валютного союза в рамках ЕС. На парламентских и президентских выборах 1995 г. ОПР добилась значительных успехов, существен­но опередив всех своих соперников. Партии удалось добиться из­брания своего лидера на пост Президента Республики и в союзе с правоцентристскими силами — абсолютного большинства мест в Национальном собрании. Но на парламентских выборах 1997 г., проведенных в связи с досрочным роспуском нижней палаты, она потерпела серьезное поражение и утратила господствующее по­ложение в Национальном собрании, а как следствие — и возмож­ность формирования Правительства.

Правоцентристские политические группы образовали поли­тическое объединение, именуемое «Союз за французскую демок­ратию» (СФД).

Наибольшего успеха Союз за французскую демократию до­бился в 1974 г., когда один из его лидеров — Валери Жискар д’Эстен был избран на пост Президента Республики. СФД стабиль­но добивается значительного успеха на местных муниципальных и кантональных выборах. Однако в 80-е и 90-е гг. он выступает преимущественно как младший партнер в коалиции с Объедине­нием в поддержку республики. После парламентских выборов 1995 г. СФД вошел в состав правительственной коалиции, а представители Союза за французскую демократию заняли ряд ключевых по­стов в Правительстве. Но успех оказался непродолжительным, объединение потерпело крупное поражение вместе с голлистами на досрочных парламентских выборах, и в настоящее время груп­па СФД в Национальном собрании входит в состав парламентской оппозиции. В последнее время в СФД, так же как, впрочем, и в ОПР, обнаружились весьма серьезные разногласия среди ее ру­ководящего ядра, что, конечно, не способствует укреплению по­литических позиций правоцентристских сил в стране.

Одну из крупнейших и. наиболее влиятельных в настоящее время политических партий образует Французская социалисти­ческая партия (ФСП). Социалистическое движение во Франции имеет богатую историю. Еще в начале века оформилась Француз­ская секция социалистического интернационала — СФИО (аббре­виатура от французского наименования партии). Практически и в Третьей, и в Четвертой республиках эта партия принадлежала к числу наиболее влиятельных парламентских партий. Французс­кие социалисты вошли в состав трехпартийной системы, сложив­шейся во Франции в первые послевоенные годы. Они активно участвовали во многих правительствах Четвертой республики. С созданием Пятой республики социалистическое движение во Фран­ции переживает глубокий кризис; партия самораспустилась и прак­тически была воссоздана на новой основе, приняв наименование Французской социалистической партии. Видную роль в ее образо­вании сыграл Франсуа Миттеран. В 1981 г. он одержал победу на президентских выборах и был – сравнительно редкий случай — переизбран 7 лет спустя на новый срок. На протяжении почти все­го этого четырнадцатилетнего периода французские социалисты входили в состав правительственного большинства и, с небольши­ми перерывами, поставляли Французской Республике Премьер-министра и основную массу министров. В середине 90-х гг. партия переживает острый политический кризис, резко падает ее влия­ние. На парламентских выборах 1995 г. ФСП потерпела сокруши­тельное поражение, создалось даже впечатление, что она вот-вот исчезнет с политической арены. Но этого не произошло. Но­вый лидер партии Лионель Жоспен успешно конкурировал на последних президентских выборах и вышел во второй тур голосо­вания. На досрочных парламентских выборах в 1997 г. ФСП доби­лась крупнейшего успеха, завоевала большинство мест в Нацио­нальном собрании, а ее лидер сформировал Правительство Фран­цузской Республики.

ФСП представляет собой типичную социал-демократическую партию. В ее программе большое место уделяется решению про­блем социального порядка. Своими успехами она в значительной мере обязана обещаниям улучшить социальную обстановку в стране и, в частности, добиться сокращения безработицы. Пока успехи ФСП на этом поприще не очень велики. Тем не менее она остает­ся ведущей политической силой в стране, а то обстоятельство, что в состав правительственной коалиции вошла Французская коммунистическая партия, получившая ряд мест в Правительстве, позволяет французским социалистам претендовать на представи­тельство и защиту интересов широких масс трудящихся. В облас­ти внутригосударственной ФСП остается сторонником плюралис­тической демократии, активно защищает действующую Консти­туцию и конституционный строй. В области внутренней политики она делает больший, чем правые партии, упор на реализацию социальных программ. Внешнеполитическая программа партии в целом не намного отличается от того курса, которого придержи­вались правые партии. В частности, французские социалисты — активные сторонники европейской интеграции, упрочения Евро­пейского Союза и введения единой европейской валюты.

На левом фланге спектра французских политических партий располагается Французская коммунистическая партия (ФКП). Созданная в 1920 г., после раскола внутри социалистического дви­жения, эта партия сыграла видную роль в развитии рабочего дви­жения в стране и в организации Движения Сопротивления в годы второй мировой войны. Это позволило ФКП добиться серьезных успехов на политической арене в первые послевоенные годы. За ФКП в этот период голосует на выборах от четверти до трети всех избирателей. Однако в последующем роль и влияние партии за­метно падают. В настоящее время ее избирательный корпус рез­ко сократился и составляет около 10% избирателей. И все же это достаточно устойчивый электорат, позволяющий французским коммунистам располагать сравнительно стабильным представитель­ством в Национальном собрании и в местных выборных органах. Политическая программа ФКП за последнее десятилетие претер­пела существенные изменения. Партия отказалась от многих дог­матических построений, не отвечающих реалиям современного общественного развития. Произошло определенное сближение ФКП с французскими социалистами за счет восприятия многих социал-демократических постулатов. Партия вошла в 1997 г. в со­став правительственной коалиции и поддерживает политику Пра­вительства, хотя и не отказывает себе в праве на критику конк­ретных его мероприятий. Уже сравнительно давно она отказалась от установки на революционное насильственное ниспровержение существующего конституционного строя и действует в целом в рамках конституционной законности.

Крайне правый фланг среди ведущих политических партий страны занимает в настоящее время Национальный Фронт (НФ). Резкому подъему этой националистической по своей природе партии способствовал целый ряд социальных факторов. Особенно активно она использовала рост массовой безработицы в стране и слабоконтролируемый приток иммигрантов извне. Лозунг НФ, ут­верждающий, что изгнание эмигрантов даст работу всем францу­зам, получил довольно широкую поддержку среди некоторых слоев населения. Особенно значительно влияние НФ на юге Франции.

В течение довольно длительного времени особенности французс­кой избирательной системы позволяли сдерживать приход пред­ставителей НФ в состав Национального собрания. Однако, исполь­зовав пропорциональную избирательную систему, партия смогла добиться своего представительства на выборах в Европарламент, а на выборах 1997 г. в Национальное собрание ей удалось полу­чить около 16% голосов избирателей. Рост влияния НФ вызывает в последнее время серьезную тревогу практически у всех общена­циональных политических партий и объединений.

Партийная система

Свобода образования политических партий, провозглашенная Конституцией, способствовала образованию многопартийной сис­темы во Франции. Основу этой системы образуют, как правило, крупные общенациональные политические партии и объединения, оказывающие активное воздействие на формирование политичес­кого курса страны, а равно на функционирование всего механиз­ма власти. В зависимости от конкретных политических условий состав существующей в стране многопартийной системы и ее ха­рактеристики меняются. Но принцип свободы образования партий не подвергался пересмотру, а тем самым всегда сохранялась юри­дическая база многопартийности.

В первые годы после второй мировой войны во Франции сло­жилась так называемая трехпартийная система. Это не значит, что в стране существовало только три политические партии, их было достаточно много. Однако лишь три из них: социалистичес­кая, коммунистическая и партия христианско-демократического толка (Народное республиканское движение) — могли претендо­вать на роль общенациональных и играли ключевую роль в фор­мировании первых правительств. После начала «холодной войны» в 1947 г. французские коммунисты были удалены из состава Пра­вительства, и, хотя ФКП оставалась крупнейшей и наиболее мас­совой политической партией, ее воздействие на формирование правительственной политики резко сузилось. Доминирующее по­ложение в стране заняли центристские и правоцентристские эле­менты. Из состава этих группировок и формировалось большин­ство французских правительств. С приходом к власти генерала де Голля, ставившего одной из своих задач уменьшение влияния по­литических партий, а по возможности и их вытеснение, партий­ная система во Франции претерпела определенные изменения. Возможности воздействия политических партий на правительствен­ный курс действительно уменьшились. Этому, в частности, спо­собствовали и меры, предпринятые создателями Конституции 1958 г., установившими несовместимость парламентского и мини­стерского мандата. Но с середины 70-х гг. положение вновь начи­нает меняться, и можно говорить о возрождении во Франции тра­диционной многопартийной системы. По мнению некоторых исследователей, сегодня во Франции сложилась так называемая бло­ковая система, когда с одной стороны выступают Объединение в поддержку республики и Союз за французскую демократию, об­разуя тем самым единый, хотя и разношерстный блок, а с другой стороны им противостоит блок, основу которого образуют ФСП и ФКП. Следует, правда, иметь в виду, что ФСП в этом блоке за­нимает явно доминирующие позиции, и именно эта партия игра­ет решающую роль в определении политического курса блока со­циалистов и коммунистов.

Многопартийность находит свое проявление в существова­нии не только крупных общенациональных партий, объединений, но и значительного числа сравнительно небольших по численно­сти, а нередко и по влиянию политических группировок. Во Фран­ции действует довольно много политических образований в рам­ках регионов и даже департаментов, выступающих в качестве политической силы не столько на общенациональных выборах, сколько при проведении выборов в местные представительные учреждения.

Политический плюрализм и многопартийность рассматрива­ются как одно из главных условий демократии в современной Франции.

Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 3907 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

B конце XlX—начале XX века Франция вступила в период империализма. B решающих отраслях французской экономики утверждается господство монополий.

Характерное для Франции преобладание банковского капитала над промышленным отныне получает качественно новое значение. Банки становятся совладельцами многих промышленных и торговых предприятий, подчиняя их своему контролю.

Финансовая олигархия, стремясь получить максимальную прибыль, начинает в невиданных ранее масштабах вывозить капитал в те страны, где можно получить наибольший доход. В. И. Ленин писал: «В отличие от английского, колониального, империализма, французский можно назвать ростовщическим империализмом»1. Форсированный вывоз капитала приводил к искусственному сдерживанию развития французской промышленности, а в ряде случаев и к консервации старых мелкотоварных форм производства. Специфика экономического развития Франции определила необычайную пестроту и многослойность ее социальной структуры.

Наличие во Франции значительных групп мелкой и средней буржуазии с их обособленными местными областными и отрас» левыми интересами явилось питательной почвой для возникновения большого числа буржуазных политических партий и группировок. Многопартийность была также в большой мере обусловлена предшествующей бурной политической историей страны. Непрерывно следовавшие социальные потрясения мешали образованию больших партий.

Bce эти многочисленные партийные группы и группировки были крайне неустойчивы. Они возникали, делились, соединялись, наконец, исчезали, чтобы вновь появиться под новым названием. Большинство из них не имело твердо установленных организационных форм: постоянного членства, программных документов и т. д. Они скорее представляли собой временные объединения, созданные с единственной целью протащить на очередных выборах в парламент возможно большее число депутатов.

K концу XIX века во Франции утратили свое значение прежние монархические партии. Что же касается республиканцев, то они распались на несколько политических группировок: «левые республиканцы», «левые демократы», «республиканско-демократический союз».

Ядро левых республиканцев составило партию радикалов, которая организационно окончательно оформилась в 1901 году. B тот период это была по существу единственная буржуазная партия, отличавшаяся организационной стабильностью. Социальной опорой радикалов являлась мелкая и средняя (главным образом провинциальная) буржуазия.

Стремление сохранить свое влияние среди этих групп заставляло партийное руководство неизменно включать в свою программу требования введения прогрессивного подоходного налога, учреждения «дешевого» правительства, отделения церкви от государства и т. п.

Развитие радикальной партии ярко отражало общую тенденцию, характерную для всех левых буржуазных партий периода империализма, — постепенное, ио неуклонное движение вправо. B своей практической деятельности радикалы-министры начали открыто поддерживать реакцию, не останавливаясь перед подавлением забастовочного движения вооруженной силой.

Как отмечал В. И. Лении, во Франции против «пролетариата все теснее сплачивается вся буржуазия, от радикальной до реакционной, и все больше стираются границы между той и другой».

B 1879 году была создана французская рабочая партия, принявшая программу, вводная часть которой была составлена К. Марксом. Ho дальнейшее развитие этой партии протекало в крайне сложных условиях. Bo Франции появилась прослойка так называемой «рабочей аристократии». Усилился приток в состав пролетариата выходцев из разоряющихся слоев мелкой буржуазии п крестьянства. Это ие могло не сказаться отрицательно на классовом самосознании значительной части рабочих. B результате в социалистическом движении возобладали оппортунистические, реформистские течения. Партия раскололась на ряд группировок.

Русская революция 1905 года дала новый толчок рабочему движению во Франции. Усилились, в частности, требования единства. B 1905 году была сформирована объединенная социалистическая партия. Накануне мировой войны эта партия в идеологическом отношении представляла собой крайне пестрое явление. Наряду с откровенными ренегатами она включала людей типа Жореса, искренних демократов, боровшихся против милитаризма, но вссьма далеких от марксистского понимания целей н методов рабочего движения. Левое течение, отражавшее интересы революционной части французского пролетариата, было слабым, организационно не сложившимся.

Atlantico: Что означает быть консерватором в политике? Что вы хотите сказать, когда пишете, что понятие «консерватор» зачастую оторвано от изначального смысла и употребляется неправильно?

Летиция Штраух-Бонар (Laetitia Strauch-Bonart): Речь идет о переложении в политику определенного характера, некоего психологического темперамента. Консерватором можно быть в разных областях. Когда вы занимаетесь сохранением определенных дисциплин или практик, дорогих вам вещей, вы становитесь консерватором. В политике это касается институтов и выборов, а также нашего сосуществования.
Это политика в изначальном смысле греческого «полиса», то есть «города»: совокупность взаимодействия людей, которые формируют политическое сообщество. Консерватизм — это средство сохранения политических и общественных договоренностей, которые существуют уже очень давно и считаются полезными.
Речь идет не о том, чтобы сохранять все подряд (в частности и неудачные вещи), а лишь то, что эффективно работает. То, что прошло испытание временем ценнее непроверенных изобретений. Поэтому у консерватора неоднозначное отношение к переменам. Он не против них, но не приемлет перемены ради перемен.
— Как вы отмечаете, консерваторам свойственно недоверие к переменам и большая осторожность, которую иногда воспринимают как трусость. При каких условиях консерваторы считают перемены приемлемыми?
— Существует своего рода реакционный темперамент (как вы понимаете, я намеренно придаю этому карикатурный смысл), который сводится к категорическому неприятию любых перемен. Настоящий консерватор — тот, кто призывает дать оценку переменам.
Далее встает вопрос насчет критериев оценки. Как несложно догадаться, те варьируются в зависимости от культуры, религии, цивилизации… Тем не менее общее для всех культур правило гласит, что к неизвестному следует отнестись с осторожностью, если существующее и так работает. Даже если предложенное намного лучше, оно заслуживает критического взгляда, если все довольны существующим.
Затем стоит отметить инверсию доказательной базы. Обычно во всех касающихся перемен дискуссиях (прежде всего это касается преобразований в обществе) от консерваторов требуют отстаивать их позиции, тогда как прогрессисты не обязаны ничего доказывать. Представлять доказательства должны те, кто хочет перемен, а не консерваторы. Если стороннику перемен не удается убедить противника, значит он не прав. Но если ему удается показать пользу предложенных преобразований, консерватор должен их принять.
Так, например, консерватор, как мне кажется, должен принять идею гражданских союзов, потому что не может не признать факт существования любви и однополых пар в обществе. В то же время вопрос официального брака носит совершенно иной характер, так как касается модели семьи, преемственности поколений и гораздо более глубоких вещей. Мы имеем дело с тысячелетним институтом, который консерватор обязан отстаивать.
Я — консерватор, но в то же время и либерал в экономике. Я выступаю за умеренный и регулируемый либерализм. Разного рода технологические инновации, по моему мнению, не должны вызывать опасений у консерваторов. В то же время от них можно часто услышать, например, о недовольстве ГМО. Но в этом случае игра стоит свеч, потому что потенциальные перспективы перевешивают возможные риски.
— Как относятся консерваторы к государству? Они против любого вмешательства государственных властей?
— У консерваторов нет единого отношения к государству. В Англии ее изначальный консерватизм относится к государству с недоверием. Во Франции же консерваторы к нему куда благосклоннее, в том числе в экономике. Все упирается в культурные различия и влияние традиций.
Я выступаю за консерватизм, который отталкивается в большей степени от британской модели. Он не доверяет государству, но не по определению, а потому что источниками многих очень хороших вещей становятся гражданское общество и его организации. Гражданское общество от футбольного клуба до благотворительной организации играет социальную и практическую роль: это место формирования определенных характеров и добродетелей.
Во Франции же укоренилось представление, что эти организации могут быть лишь на второстепенных ролях, потому что не взаимодействуют со всеми людьми на равной основе, для чего необходимо государство.
В некоторых моментах я с этим согласна. Так, например, важно, чтобы все дети получили равное образование. Однако в некоторых областях присутствие государства мешает ассоциациям и творчеству, ограничивает возможности гражданского общества.
Консерватор в любом случае защищает основополагающие функции государства (защита человека и права). В этом заключается гарантия нормальной работы общества. В других областях консерватор скажет вам, что готов заменить гражданское общество только в том случае, если оно провалит свою миссию. Более догматичный консерватор даже скажет «без государства», но это, как мне кажется, представляет собой излишне узкую версию консерватизма.
Во Франции проблема стоит иначе, потому что нам свойственно отдавать предпочтение государству. Все зависит от конкретной области, но в образовании, например, действует такая логика: сначала государство, а если это не работает, тогда уже гражданское общество. К сожалению, сейчас зачастую именно так и происходит.
— Вы считаете, левых политиков и правых реформаторов (Саркози, Раффарен) антиподами концепции политического консерватизма. Почему? И кто тогда сейчас лучше всего воплощает в себе политический консерватизм во Франции?
— Думаю, во Франции вообще никто не представляет политический консерватизм. Потому что этого в принципе не может быть никогда: данная идеология настолько чужда Франции, что движение под таким названием просто не сформируется. Печально, но нужно быть реалистами. Однако правое большинство все же может расширить свою базу.
Некоторые политики все еще говорят о приверженности этой традиции, например, Эрве Маритон (Hervé Mariton) у «Республиканцев». Определенные шаги в этом направлении наблюдались у таких людей как Лоран Вокье (Laurent Wauquiez) и даже Саркози. В любом случае, рассчитывать нужно на партию, а не одного человека.
Думаю, правым нужно стать либеральнее, отстаивать экономический либерализм, который связан с независимостью гражданского общества. Дело в том, что в консервативной партии на французский манер неизбежно окажутся антилиберальные правые. Правые должны включать в себя и либералов, и консерваторов для совместного обсуждения проблем и взаимоконтроля.
Я не понимаю либералов, которые хотят реформировать все подряд, в частности в общественной сфере. В партии консерватор (там сейчас он обычно где-то на обочине или за пределами) мог бы повлиять на либералов. Сегодня они находятся главным образом в Национальном фронте или же в движениях, которые вообще расположены вне политики. Более широкая партия позволила бы добавить сюда прагматизма.
Наконец, нужно сказать, что отсутствие консервативной партии не так уж серьезно, потому что не стоит ждать всего от политики. Стоит проявить доверие к гражданскому обществу, как я и говорил. Консерватизм — это философия, которая выходит далеко за рамки политики: моя книга предлагает читателю философский взгляд и предлагает ему поразмыслить о консервативной стороне жизни.
Летиция Штраух-Бонар, историк и публицист.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Добавить комментарий