Следственные действия с несовершеннолетними

И. В. Батыщева,

Волгоградская академия МВД России

ПРОВЕДЕНИЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ

INVESTIGATIVE ACTIONS IN RESPECT OF MINOR VICTIMS

AND WITNESSES

В статье изложены процессуальные, организационные и психологические аспекты проведения следственных действий в отношении несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в свете изменений, внесенных в Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Представленные в средствах массовой информации сообщения о тех или иных преступлениях, жертвами которых становятся несовершеннолетние, а также увеличение в производстве судов количества таких уголовных дел свидетельствуют о необходимости переосмысления приоритетов по данной категории дел, чем обусловлены изменения, внесенные в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, регламентирующие процессуальный статус несовершеннолетних потерпевших и свидетелей.

В соответствии со ст. 191 УПК РФ обязательно участие педагога или психолога как непосредственно при допросе, так и при производстве других следственных действий (очная ставка, проверка показаний на месте, опознание) в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет либо достигших этого возраста, но страдающих психическим расстройством или отстающих в психическом развитии .

У лица, производящего расследование, появляется выбор, кого пригласить для участия в следственном действии — педагога или психолога. Этот выбор, конечно же, будет зависеть от следственной ситуации, сложившейся по уголовному делу. Если расследование уголовного

дела протекает бесконфликтно, у несовершеннолетнего потерпевшего не возникает трудностей при даче показаний, можно порекомендовать приглашать педагога. При этом педагог должен быть знаком несовершеннолетнему, оптимально — это должен быть учитель из его образовательной организации, с которым у него отсутствуют конфликтные отношения, в противном случае следственное действие может не достичь поставленной цели — установления истины по делу.

Так, по делу о причинении вреда средней тяжести допрашивалась 14-летняя потерпевшая О., был приглашен классный руководитель девочки. В предварительной беседе со следователем девочка рассказала все обстоятельства дела, отвечала на все вопросы, но в присутствии учителя замкнулась. Педагог попыталась вразумить девочку, тогда она расплакалась и отказалась вообще разговаривать. Когда следователь вывел из кабинета педагога, девочка успокоилась и сообщила, что она классного руководителя боится, так как тот регулярно звонит ее родителями и рассказывает обо всех малейших ее проступках и вообще крайне

предвзято к ней относится. Допрос был проведен с участием другого педагога .

В ч. 4 ст. 191 УПК РФ установлено обязательное участие именно психолога при производстве следственных действий потерпевшего или свидетеля по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности.

Важно, что именно участие психолога по такой категории дел закреплено императивно. Психолог способен помочь ребенку выйти из стрессовой ситуации, связанной с насилием над ним, вспомнить происходящее, сможет разговорить подростка и оказать ему помощь в даче показаний. Это тем более важно, когда речь идет о неотложных следственных действиях, которые могут проводиться спустя непродолжительное время после события.

Процесс получения и оценки показаний обусловлен множеством факторов (возрастными и индивидуальными психологическими особенностями допрашиваемого, силой психотравмиру-ющего воздействия сексуального насилия на личность потерпевшего, отсроченностью деликта от периода проведения данного следственного действия и т.д.) и представляет особую сложность для работников следственных органов.

Участие именно психолога необходимо в таких следственных действиях, как предъявление личности для опознания или проверка показаний на месте, когда несовершеннолетнему потерпевшему приходится снова сталкиваться с преступником или возвращаться на место преступления. И не просто оказаться на месте преступления, а еще и давать полные показания, реконструировать произошедшие события. В зависимости от тяжести преступления даже взрослому потерпевшему бывает трудно вернуться к случившемуся и еще раз рассказать о том, как все происходило, так что же говорить о детях, например, 10-летнего возраста.

Дети намного чаще взрослых ошибаются в узнавании. В дошкольном и младшем школьном возрасте у них можно нередко наблюдать неспособность узнавать даже хорошо известные предметы или знакомых людей в непривычной обстановке. Кроме того, смущение по поводу проводимых следственных действий, страх перед обвиняемым, утомление, отсутствие навыков целенаправленного наблюдения может свести на нет данные предварительного расследования. Ребенок может просто не узнать преступника при опознании подозреваемого. Чем младше ребенок, тем больше вероятность принятия им сходства за тождество. Психолог поможет несовершеннолетнему правильнее ориентироваться в сложной и конфликтной обстановке следственного действия .

Очная ставка — это сложное и всегда конфликтное следственное действие, при котором происходит столкновение двух разных, кардинально противоположных интересов, например интересов потерпевшего и обвиняемого, дающих существенно различающиеся показания. При работе с несовершеннолетними потерпевшими особенно важно установление психологического контакта между следователем и несовершеннолетним. Думается, что неоценимую помощь в этом также может оказать психолог.

Кроме того, частью 1 ст. 191 УПК РФ регламентируется время проведения следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего, причем речь идет не только о времени допроса, но и о других следственных действиях.

Временные интервалы в их максимальных значениях можно выдерживать лишь при условии создания эмоционально комфортных условий для проведения каких-либо следственных действий. В частности, допрос можно проводить, когда позитивный психологический контакт с допрашиваемым установлен и потерпевший дает полные, развернутые показания. В противном случае процесс получения показаний необходимо прерывать, умышленно переключая внимание допрашиваемого на выполнение другой деятельности. В связи с этим, как нам представляется, следователю необходима консультативная помощь психолога и при определении длительности непрерывных коммуникаций в ходе допроса.

Кроме того, во время перерыва следователю с помощью психолога, участвующего в допросе, целесообразно провести ретроспективный анализ ситуации профессионального общения с целью прогнозирования дальнейших действий, направленных на получение полных и правдивых показаний от несовершеннолетнего потерпевшего в ходе одного допроса .

Следует отметить, что повторный (дополнительный) допрос несовершеннолетних нецелесообразен, нередко и недопустим, поэтому следователь должен организовать психологическое взаимодействие с потерпевшим таким образом, чтобы процесс получения максимально полных, развернутых показаний был осуществлен в ходе одного допроса. Во-первых, неоднократное погружение жертвы сексуального насилия в пси-хотравмирующую для нее ситуацию является по меньшей мере негуманным; во-вторых, при отсроченном воспроизведении (например, малолетним ребенком) событий происшедшего возможны эффекты вытеснения, замещения, расцвечивания реальных событий, которые работники следственных органов могут ошибочно

принять за более полные и достоверные показания, обогащенные новыми деталями .

Изменения, внесенные в уголовно-процессуальное законодательство, должны способствовать более рациональной организации производства следственных действий с участием несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, исключению или сведению до минимума их повторных допросов.

Далее необходимо остановиться на проблеме участия при проведении следственных действий законных представителей. В настоящее время они только вправе присутствовать при производстве следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, то есть вопрос об их присутствии решается самим лицом, производящим расследование. Здесь необходимо учитывать взаимоотношения в семье, методы воспитания и т.д., возможны ситуации, когда несовершеннолетняя потерпевшая от сексуальных посягательств откажется давать показания в присутствии, например отца, использующего авторитарные методы воспитания, будучи уверенной, что он обвинит ее в том, что «она сама во всем виновата», и т.д. Не имеет смысла присутствие на следственных действиях родителей, ведущих асоциальный образ жизни, злоупотребляющих спиртными напитками и вообще пренебрегающими своими родительскими обязанностями.

Оглашение показаний несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, ранее данных при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства, а также демонстрация фотографических негативов и снимков, диапозитивов, сделанных в ходе допросов, воспроизведение аудио- и видеозаписи, киносъемки допросов осуществляются в отсутствие несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля без проведения допроса . По ходатайству сторон или по собственной инициативе суд выносит мотивированное решение о необходимости допросить несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля повторно (ч. 6 ст. 281 УПК РФ).

Указанное изменение фактически исключает возможность воссоздания отрицательно влияющей на сознание несовершеннолетнего потерпевшего психотравмирующей ситуации: визуальный контакт с лицом, совершившим преступление против половой неприкосновенности, психологическую атмосферу судебного заседания, а также повторный рассказ о случившемся.

Можно с уверенностью предположить, что целью такого законодательного нововведения является потребность защиты психики несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, ограждения их от нежелательных контактов с участниками судебного

разбирательства и их близкими, которые могут оказать негативное психологическое воздействие. Такая цель заслуживает поддержки. Она соответствует российской ментальности, пониманию справедливости судебного разбирательства, в основе которого нравственное, а не формально-юридическое начало. Однако необходимо иметь в виду, что ч. 6 ст. 281 УПК РФ вступает в противоречие с тенденцией к усилению начала непосредственности судебного разбирательства, не в полной мере согласуется с отдельными положениями международного права.

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что «выводы суда о виновности подсудимого в совершении преступления не могут быть основаны исключительно или главным образом (в решающей степени) на фактических данных, содержащихся в оглашенных показаниях потерпевшего или свидетеля, если обвиняемый (подсудимый) в стадии предварительного расследования либо предыдущих судебных заседаниях не имел возможности оспорить эти показания (например, допросить показывающего против него потерпевшего или свидетеля на очной ставке, задавать ему вопросы, высказать свои возражения в случае несогласия с показаниями)».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Требует конкретизации вопрос о том, кто считается несовершеннолетним применительно к норме ч. 6 ст. 281 УПК РФ, на какой момент констатируется несовершеннолетие. Общепризнанно, что несовершеннолетним потерпевшим или свидетелем следует считать лицо, не достигшее восемнадцати лет на момент проведения с ним процессуального действия. Одним из аргументов выступает регламентация продолжительности проведения следственного действия с учетом возраста потерпевшего (свидетеля): законодателем «снимаются» всякие ограничения после достижения 18 лет. Следует учитывать, что рассматриваемое исключение «вторгается» в весьма важную для интересов подсудимого сферу непосредственного исследования доказательств, служит существенным изъятием из нее . Поэтому следственные действия, которые «приходятся» на несовершеннолетний возраст, проводятся с учетом правил ст. 191 УПК РФ, после же исполнения 18 лет применяются общие положения проведения следственного действия. В аналогичном режиме исследуются показания в судебном следствии.

Вместе с тем у суда имеется возможность в отдельных случаях мотивированно «продлить» режим несовершеннолетия: с учетом мнения сторон мотивированным решением распространить действие ч. 6 ст. 281 УПК РФ также на потерпевших и свидетелей, достигших к моменту судебного следствия совершеннолетия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 01 мая 2016 г.) // СЗ РФ. — 2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921.

2. О судебном приговоре : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 1 (в ред. от 16 апреля 2013 г. № 11) // СПС «КонсультантПлюс».

3. Васяев А. А. О моменте оглашения в суде показаний свидетеля (потерпевшего), данных в ходе предварительного расследования по уголовному делу // Адвокатская практика. — 2013.

— № 1. — С. 18—22.

4. Зиновьев А. С. Закон, совесть и справедливое судопроизводство // Российский судья. — 2013. — № 10. — С. 34—38.

5. Кальницкий В. В., Ларин Е. Г. Дополнительное регулирование участия потерпевшего и свидетеля в производстве следственных и судебных действий // Российский следователь. — 2015. — № 3.

— С. 16—20.

7. Поликашина О. В.Защита прав несовершеннолетних потерпевших в уголовном судопроизводстве // Мировой судья. — 2014. — № 4.

— С. 55—60.

1. Ugolovno-protsessualnyiy kodeks RF ot 18 dekabrya 2001 g. # 174-FZ (red. ot 01 maya 2016 g.) // SZ RF. — 2001. — # 52 (ch. I). — St. 4921.

4. Zinovev A. S. Zakon, sovest i spravedlivoe sudoproizvodstvo // Rossiyskiy sudya. — 2013. — #10. — S. 34—38.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Батыщева Ирина Валерьевна. Старший преподаватель кафедры административной деятельности и охраны общественного порядка.

Волгоградская академия МВД России. E-mail: аdioop-vamvd@mail.ru

Россия, 400089, Волгоград, ул. Историческая, 130. Тел. (8442) 24-83-40.

Batyshcheva Irina Valeryevna. Senior lecturer of the chair of Administrative Activity and Safeguard Public Order.

Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: аdioop-vamvd@mail.ru

Work address: Russia, 400089, Volgograd, Istoricheskaya Str., 86. Tel. (8442) 24-83-40.

Ключевые слова: несовершеннолетний потерпевший и свидетель; следственные действия; педагог; психолог; законные представители.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Домовец С.С. 1 Синкевич В.В. 1 1 ФГКОУ ВПО «Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» В статье рассматриваются некоторые аспекты производства следственных действий: допроса, очной ставки, проверки показаний на месте, предъявления для опознания, следственного эксперимента с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля в свете изменений, внесенных в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве». Анализируется производство перечисленных выше следственных действий как на стадии предварительного расследования, так и в ходе судебного следствия. В работе авторы обращают внимание на пробелы в уголовно-процессуальном законодательстве, регулирующем участие несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в отдельных следственных действиях, и предлагают определенные пути их устранения посредством внесения изменений в статьи 191, 280, 425 УПК РФ. Статьи УПК РФ исследуются не только на предмет создания должного механизма правового регулирования вопросов, связанных с участием несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства в отдельных следственных действиях, но и с точки зрения грамматической нормы. 134 KB следственный эксперимент проверка показаний на месте допрос очная ставка предъявление для опознания следственные действия обвиняемый подозреваемый свидетель потерпевший несовершеннолетний 1. Бабанов А.А., Резников Е.В. Интеграционный аспект психолого-правового анализа дефиниции «правовая идентичность». Вестник Волгоградской академии МВД России. Выпуск 4 (23) 2012: научно-методический журнал. – Волгоград: ВА МВД России, 2012. – С. 9. 2. Булгаков В. Г. Особенности предъявления для опознания человека по его динамическим признакам. Вестник Волгоградской академии МВД России. Выпуск 3 (18) 2011: научно-методический журнал. – Волгоград: ВА МВД России, 2011. – С. 108. 3. Домовец С.С. Особенности расследования уклонения от уплаты налогов строительными организациями: дисс… канд. юрид, наук. — Волгоград, 2008. 4. Казначей И.В. Использование технических средств коммуникации в целях получения сведений доказательственного значения при производстве следственных действий / Казначей И.В. Вестник Московского университета МВД России. Выпуск № 9 2014: научно-практический журнал. – Московский университет МВД России. – 2014. – С. 146-148. 5. Колосович М.С., Колосович О.С. Электронная форма заявления как повод для возбуждения уголовного дела//Вестник Волгоградской академии МВД России. Выпуск 3 (18) 2011: научно-методический журнал.-Волгоград: ВА МВД России, 2011. С.124-129. 6. Ларичев В.Д. Понятие оперативно-розыскной характеристики преступлений в сфере экономики. Вестник Волгоградской академии МВД России. Выпуск 4 (23) 2012: научно-методический журнал. – Волгоград: ВА МВД России, 2012. – С. 109. 7. Подробнее о понятия термина «институт» см.: Кабельков С.Н. О правомерности использования понятия «институт» в контексте оснований прекращения уголовного дела. Вестник Волгоградской академии МВД России. Выпуск 4 (27) 2013: научно-методический журнал. – Волгоград: ВА МВД России, 2012. – С. 9. 8. Прокурова С.В. О роли невербального общения в профессиональной деятельности следователя. Вестник Волгоградской академии МВД России. Выпуск 4 (23) 2012: научно-методический журнал. – Волгоград: ВА МВД России, 2012. – С. 128-129. 9. Синкевич В.В. О несовершенстве уголовно-процессуального законодательства об участии несовершеннолетних в следственных действиях. Вестник Волгоградской академии МВД России. Выпуск 2 2014: научно-методический журнал. – Волгоград: ВА МВД России, 2014. – С. 9. 10. Федеральный закон от 28.12.2013 N 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» / Российская газета, N 295, 30.12.2013.

На протяжении последних нескольких лет Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее УПК РФ) часто подвергался различным изменениям и дополнениям: были введены новые институты , формы предварительного расследования, изменен порядок производства отдельных следственных действий.

28 декабря 2013 года Федеральным законом от N 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» внесены существенные изменения в УПК РФ (далее Закон).

Пункт 12 Закона (вступил в силу с 15 января 2015 года) предусматривает изменение порядка производства некоторых следственных действий с несовершеннолетними участниками уголовного судопроизводства: потерпевшим и свидетелем, а также формулирование иного наименования статьи 191 УПК РФ. Анализ ст. 191 УПК РФ позволяет тезисно выделить три трансформации.

Во-первых, расширен перечень следственных действий, проводимых с несовершеннолетними потерпевшим и (или) свидетелем, не достигшими возраста шестнадцати лет, при обязательном участии педагога или психолога, а также введены иные особенности относительно привлечения последних к следственным действиям.

Во-вторых, в зависимости от возраста несовершеннолетних потерпевшего и (или) свидетеля установлена продолжительность отдельных следственных действий.

В-третьих, предусматривается обязательное применение видеозаписи и киносъемки в ходе всех следственных действий с участием несовершеннолетних потерпевшего и (или) свидетеля. Подробно об использовании при производстве следственных действий технических средств рассматривается в работах ряда авторов , .

Оценивать данные изменения, на наш взгляд, следует положительно. Однако законодателю не удалось избежать ошибок редакционного характера, не допустить противоречий с иными нормами УПК РФ. Налицо вместе с благоприятными последствиями таких изменений и образование пробелов, связанных, в том числе с ущемлением прав подозреваемого, обвиняемого при производстве отдельных следственных действий, что в условиях состязательности уголовного процесса недопустимо.

Говоря об ошибках редакционного характера, необходимо указать на само наименование статьи 191 УПК РФ «Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего». Изучение положений нормы позволяет сделать вывод, что речь идет только о таких участниках уголовного судопроизводства, как свидетель и потерпевший, хотя несовершеннолетними участниками также являются подозреваемый и обвиняемый, особенности производства допроса которых регламентируется в ст. 425 УПК РФ. А также обратимся к ст. 191 УПК РФ до внесенных в нее изменений: она называлась «Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля». Таким образом, представляется необходимым в наименовании анализируемой нормы указать конкретных участников: свидетеля и потерпевшего. Не согласуется название ст. 191 УПК РФ и с иными нормами УПК РФ в части именования следственных действий: «Предъявление для опознания» указывается как опознание; «Проверка показаний на месте» — как проверка показаний. Думается, при формулировании наименования нормы необходимо указывать полные наименования следственных действий.

Существенные изменения претерпела ч. 1 ст. 191 УПК РФ. С 15 января 2015 года производство не только допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего в возрасте до 16 лет , но и очной ставки, предъявления для опознания, проверки показаний на месте проводится с обязательным участием педагога или психолога. Кроме того, с учетом психологических особенностей несовершеннолетние потерпевший и свидетель подразделены в разные возрастные группы: не достигший семилетнего возраста, от семи до четырнадцати лет, старше четырнадцати лет. Такое деление легло в основу определения продолжительности вышеперечисленных следственных действий. Таким образом, с 15 января 2015 года допрос, очная ставка, проверка показаний на месте, предъявление для опознания с участием несовершеннолетних потерпевшего и (или) свидетеля в возрасте до 7 лет без перерыва могут проводиться не более 30 минут, а в общей сложности — не более одного часа, в возрасте от 7 до 14 лет — не более одного часа, а в общей сложности — не более двух часов, в возрасте старше 14 лет — не более двух часов, а в общей сложности — не более четырех часов в день.

Говоря об имеющей место градации несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства на определенные возрастные группы, следует пояснить причину этого. Известно, что разному возрасту человека соответствуют различные характерные особенности и деление на возрастные группы до 7 лет, от 7 до 14, от 14 и выше совершенно обоснованно. Так или иначе, участие в следственных действиях, особенно таких, как допрос, очная ставка, предъявление для опознания, требуют от человека значительных волевых, эмоциональных стараний и затрат, это стрессовая ситуация, заставляющая вспоминать неприятные обстоятельства, напрягать память, что-то скрывать или лгать . С такой ситуацией не всегда удается справиться взрослому человеку, не говоря уже о несовершеннолетнем или малолетнем. В силу психологических и физиологических особенностей ребенку до 7 лет сложно сосредоточиться долго на чем-то одном, зачастую неинтересном ему действии. Его внимание рассеяно, он склонен воспринимать действительность совсем иначе, отлично от взрослых людей, его пугают многие ситуации, в частности общение в непривычной обстановке с незнакомыми людьми. В этом возрасте дети умышленно не склонны ко лжи, однако в силу необъективного незрелого восприятия действительности способны искажать пережитые или наблюдаемые обстоятельства, поэтому показания таких участников должны изучаться следователем с особым вниманием. По вышеуказанным причинам отведение законодателем на допрос и иные следственные действия детей до 7 лет 30 минут без перерыва, а в общей сложности час вполне уместно. В случае превышения данного временного лимита получение достоверных показаний маловероятно. В возрасте от 7 до 14 лет подростки уже более способны к продолжительному общению, они имеют собственное представление о каких-либо обстоятельствах (зачастую не подкрепленное жизненным опытом), однако им присущи такие психологические особенности, как несамостоятельность мышления и рассуждений, зависимость от мнения окружающих, стеснение. По достижении 14 лет организм ребенка переживает сложную «ломку», как физическую, так и психологическую. В этот период подросткам характерна агрессия, неадекватность поведения и реакций на происходящее, нигилизм, протест, в то же время они способны фокусировать свое внимание на беседе, достаточно объективно воспринимать получаемую информацию и быть источником достоверной информации при грамотном выстраивании общения с ними. Все это свидетельствует о точности высказывания А.А. Бабанова и Е.В. Резникова: «Предметные поля юридической науки и психологии имеют явные сферы пересечения…».

Правильно обращает внимание В.Г. Булгаков, говоря о предъявлении для опознания: «Немаловажным является создание для опознаваемого лица доброжелательной, спокойной и психологически комфортной атмосферы в процессе производства следственного действия, что будет способствовать снятию состояния тревожности, «зажатости» и скованности» . Безусловно, такая «атмосфера» желательна при производстве не только предъявления для опознания, но и иных следственных действий, проводимых с участием несовершеннолетних и не только в ходе досудебного, но и судебного производства. О значимости отдельных психологических аспектов проведения следственный действий писали С.В. Прокурова , В.Д. Ларичев.

Однако законодатель, совершенствуя права потерпевших, несколько «пренебрег» принципом состязательности. Анализ нормы 425 УПК РФ позволяет заключить, что в отличие от несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля, несовершеннолетние подозреваемый и обвиняемый лишены возможности производства с их участием двухчасовых без перерыва и четырехчасовых с перерывом на один час очной ставки, проверки показаний на месте и предъявления для опознания. Если законодатель исходил из особенностей психики несовершеннолетних, то непонятно, почему права другой стороны-стороны защиты — ущемлены. Также возникает вопрос об обязательном участии педагога или психолога в таких следственных действиях и применения видеозаписи и киносъемки. Думается, это существенный пробел в уголовно-процессуальном законодательстве, требующий устранения.

Также следует отметить, что в ст. 191 УПК РФ представлен, на наш взгляд, неполный перечень следственных действий. В норме перечисляются следственные действия, которые так или иначе связаны с получением, проверкой, уточнением показаний свидетеля и потерпевшего и других доказательств, имеющих значение по уголовному делу, в их перечень необходимо включить и следственный эксперимент. Целью следственного эксперимента тоже является получение, уточнение, а также проверка показаний или действий участников уголовного судопроизводства. Как известно, данное следственное действие производится в целях проверки возможности восприятия каких-либо фактов, совершения определенных действий, наступления какого-либо события, а также выявляются последовательность происшедшего события и механизм образования следов. Соответственно, помимо опытных действий в ходе следственного эксперимента происходит и вербальный контакт между следователем и допрашиваемым лицом, требующий от последнего определенных психологических, эмоциональных затрат.

Стоит обратить внимание и на то, что потерпевший и свидетель являются участниками не только досудебного, но и судебного производства. Ст. 280 УПК РФ регламентирует особенности допроса несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля. Существуют и иные нормы в главе 37 УПК РФ, регламентирующие те или иные следственные действия, в которых могут участвовать несовершеннолетние потерпевшие и свидетели: ст. 288 УПК РФ «Следственный эксперимент», ст. 289 УПК РФ «Предъявление для опознания». И если ст. 191 УПК РФ предусматривает возрастную градацию при производстве отдельных следственных действий, то ст. 280 УПК РФ таких положений не содержит. Участие как в ходе предварительного расследования, так и в судебном процессе, это определенный стресс для малолетнего ребенка, и, если исходя из психологических особенностей возрастных групп, законодатель указывает на определенную специфику тех или иных следственных действий, это должно найти свое отражение не только при расследовании преступления, но и в судебном разбирательстве дела.

Подводя итог вышеизложенному, предлагаем внести следующие изменения в УПК РФ:

1. Ст. 191 УПК РФ именовать: «Особенности проведения допроса, очной ставки, предъявления для опознания, проверки показаний на месте и следственного эксперимента с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля».

2. Ч. 1 ст. 191 УПК РФ изложить в следующей редакции:

«1. При проведении допроса, очной ставки, предъявления для опознания, проверки показаний на месте, следственного эксперимента с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно». Далее по тексту.

3. Ст. 425 УПК РФ представить следующим образом:

ч. 1. При проведении допроса, очной ставки, предъявления для опознания, проверки показаний на месте и следственного эксперимента с участием несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в возрасте старше шестнадцати лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день.

ч. 3. При проведении допроса, очной ставки, предъявления для опознания, проверки показаний на месте, следственного эксперимента с участием несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

ч. 4 Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе, очной ставке, предъявлении для опознания, проверке показаний на месте с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

Также дополнить ст. 425 УПК РФ положением об обязательном применении при производстве следственных действий видеозаписи или киносъемки.

4. Ч. 1 ст. 280 УПК РФ изложить в следующей редакции:

1. При участии в допросе, предъявлении для опознания, следственном эксперименте потерпевших и свидетелей в возрасте до шестнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, участвует педагог. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, имеющего физические или психические недостатки, присутствие педагога обязательно. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет — более одного часа, а в общей сложности — более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

Думается, подобные изменения благоприятно скажутся на практике применения норм, регулирующих производство следственных действий с участием несовершеннолетних.

Рецензенты:

Шматов М.А., д.ю.н., профессор, профессор кафедры уголовного процесса учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, г. Волгоград;

Печников Г.А., д.ю.н., доцент, профессор кафедры уголовного процесса учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, г. Волгоград.

Ч. 1 ст. 191 УПК РФ в редакции Федерального Закона № 432 от 28.12.2013 года в отличие от предыдущей редакции увеличивает возраст несовершеннолетних потерпевшего и (или) свидетеля, допрос которых проводился с обязательным участием педагога или психолога с 14 до 16 лет.

Библиографическая ссылка

Домовец С.С., Синкевич В.В. О НЕСОВЕРШЕНСТВЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УЧАСТИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18098 (дата обращения: 21.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Выполнение отдельных следственных и иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних

При производстве дознания по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних в основном применяются общие правила выполнения следственных и иных процессуальных действий. Некоторые особенности предусматривают положения, объединенные в гл. 50 УПК:

  • выделение в отдельное производство уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, если преступление совершено им в группе со взрослыми лицами (ст. 422 УПК);
  • особый порядок вызова на допрос и допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (ст. 424, 425 УПК);
  • обязательное участие в процессе защитника и законного представителя (ст. 425. 426 УПК);
  • участие в допросе педагога или психолога.

Требования ст. 422 УПК о выделении в отдельное производство уголовного дела в отношении несовершеннолетнего основаны на Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей (Пекинских правилах), и преследуют цели;

  1. пресечь влияние взрослых соучастников преступления на несовершеннолетнего;
  2. ускорить производство по уголовному делу и рассмотреть его без промедления в разумные сроки;
  3. использовать процессуальные механизмы усиленной охраны прав и законных интересов несовершеннолетних;
  4. создать необходимые условия для установления всех обстоятельств преступления и данных о личности несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, а также иных сведений, на выяснение которых обращено особое внимание закона.

Решение дознавателя о выделении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего в отдельное производство оформляется мотивированным постановлением, в котором обосновываются целесообразность и необходимость производства дознания в отношении несовершеннолетнего в рамках отдельного производства.

В уголовном деле, выделенном в отдельное производство, должны содержаться подлинные или заверенные должностным лицом, принявшим решение о выделении дела, копии всех процессуальных и других документов, которые имеют отношение к конкретному несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому. К такому делу помимо доказательств, изобличающих несовершеннолетнего в инкриминируемом ему преступлении, как правило, должны приобщаться оригиналы или копии документов, характеризующих личность несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Все документы заверяются подписью должностного лица, принявшего решение о выделении дела в отдельное производство.

Порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого регламентирован ст. 425 УПК и предусматривает ряд ограничений и дополнительных условий в сравнении с правилами допроса взрослого лица, содержащимися в ст. 46. 47, 76. 164. 173, 174. 187-190 УПК. Особые процессуальные правила допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого установлены с целью максимально обеспечить охрану прав и законных интересов процессуально недееспособных лиц. Учитывая вышеизложенное, вполне оправданным представляется ограничение продолжительности допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не более 2 часов без перерыва, а в общей сложности не более 4 часов в день. Это связано с присущими подростку особенностями психического развития. Кроме того, допрос должен быть прерван в любой момент, если его продолжение может угрожать жизни или здоровью допрашиваемого. При наличии медицинских показаний дознаватель должен установить продолжительность допроса, руководствуясь заключением врача (ст. 187 УПК). Представляется, что и в случаях явного утомления подростка допрос также должен быть прерван до истечения указанного времени.

Следовательно, в протоколе допроса обязательно должно точно фиксироваться время его начала и окончания. Обстоятельства, послужившие основанием для прекращения допроса, должны быть удостоверены в протоколе допроса по правилам, установленным в ст. 167 УПК.

Кроме того, согласно ч. 3 ст. 164 УПК допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может производиться в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства. Пункт 21 ст. 5 УПК к указанному периоду относит промежуток местного времени с 22 до 6 часов. Не терпящими отлагательства признаются случаи, когда перерыв в допросе может привести к утрате доказательств, помешать задержанию соучастников, отысканию похищенного, пресечению новых преступлений. Особенностью производства дознания по делам несовершеннолетних также является обязательное участие защитника с момента возбуждения уголовного дела (п. 3 ч. 4 ст. 46, ч. 3 ст. 49, п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК), что является важной гарантией надлежащей защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего подозреваемого и оказания ему юридической помощи при производстве дознавателем следственных и иных процессуальных действий. Необходимо отметить, что это правило относится и к случаям, когда расследуются преступления, одно из которых совершено подозреваемым, обвиняемым в возрасти до 18 лет, а другое — после достижения совершеннолетия.

Следует отметить, что в законе нигде прямо не определена функция педагога (психолога) в уголовном судопроизводстве.

Статья 425 УПК не указывает цель участия педагога (психолога) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Участие педагога (психолога) в допросе обусловлено особенностями психики подростка, спецификой возраста, которая отражается и на особенностях восприятия, запоминания и воспроизведения известных ему обстоятельств дела, и на особенностях установления контакта между допрашивающим и несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым1Миньковский Г.М. Особенности расследования и судебного разбирательства о преступлениях несовершеннолетних. М., 1959. С. 19.. Представляется, что вызываемый педагог (психолог) должен по роду своей деятельности заниматься обучением и воспитанием подростков того возраста, к которому принадлежит допрашиваемый.

Дознавателю при подготовке и производстве допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого представлена альтернатива в выборе между двумя специалистами — психологом либо педагогом. При выборе конкретного специалиста для участия в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого необходимо учитывать личность и психическое состояние допрашиваемого, его отношение к приглашаемому субъекту, исходя из того, что одних допрашиваемых смущает присутствие знакомых педагогов, другие, напротив, легко вступают в контакт с ними. Привлекаемого к участию в расследовании педагога или психолога необходимо ознакомить с обстоятельствами дела, имеющими значение для допроса, выяснить его компетенцию и взаимоотношение с допрашиваемым, а также возможные причины, препятствующие участию в следственном действии, разъяснить осуществляемую им функцию.

Обязательное участие специалиста-педагога либо специалиста- психолога предусмотрено ч. 3 ст. 425 УПК при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии. Представляется, что вовлечение специалиста в области педагогики и возрастной психологии в уголовное судопроизводство не должно ограничиваться допросом, а должно распространяться по усмотрению дознавателя на производство любого следственного действия с участием несовершеннолетнего субъекта.

Важной особенностью производства дознавателем следственных и иных процессуальных действий в ходе расследования преступления в отношении несовершеннолетних является и то обстоятельство, что обеспечение их прав и законных интересов связано с деятельностью законного представителя.

В действующем уголовно-процессуальном законодательстве основные нормы, регулирующие участие законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в досудебном производстве, главным образом сосредоточены в ст. 5. 48, 105, 215, 426 УПК. Эти положения регламентируют круг вопросов, связанных с: перечнем лиц, могущих выступать в данном качестве; определением статуса законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого как участника процесса со стороны защиты; порядком его допуска и отстранения от участия в уголовном деле, а также особенностями реализации им собственных прав и обязанностей.

Законный представитель — обязательный участник производства по уголовному делу о преступлениях несовершеннолетних (ст. 48 УПК). Уголовно-процессуальный закон предоставляет ему право участвовать на всем протяжении дознания с момента первого допроса несовершеннолетнего подозреваемого (ч. 1 ст. 426 УПК). Обязанность обеспечить такое участие рассматриваемого субъекта лежит на дознавателе, который должен своевременно известить законного представителя о месте, дате и времени допроса. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», если лицо, совершившее преступление в возрасте до 18 лет, к моменту производства по уголовному делу достигнет совершеннолетия, функции законного представителя прекращаются.

Законные представители подозреваемого, обвиняемого привлекаются к обязательному участию по решению дознавателя на основании соответствующего постановления. Постановление о допуске законного представителя к участию в уголовном деле (ч. 1 ст. 426 УПК) преследует две цели. С одной стороны, в нем указываются данные конкретного лица, привлекаемого к производству по уголовному делу в качестве законного представители. Это особенно важно, когда речь идет о представителях тех учреждений и организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний. С другой стороны, этим постановлением родители и другие лица уведомляются о том, что они допускаются в производство по делу в качестве самостоятельных субъектов, имеющих определенные права и обязанности. В ходе ознакомления с постановлением законные представители узнают и свои возможности, реализуемые именно в уголовном процессе. Безусловно, постановление должно выноситься только на основании документов, подтверждающих полномочия соответствующих лиц как законных представителей.

В случаях, когда по обстоятельствам дела участие законного представителя может нанести ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, дознаватель должен вынести постановление об отстранении данного законного представителя от такого участия и принять меры к допуску иного законного представителя (ч. 4 ст. 426 УПК).

Добавить комментарий