Как классифицируются в трасологии следы транспортных средств?
Следы транспортных средств в трасологии, в первую очередь, подразделяются по видам, оставивших их транспортных средств:
• следы нерельсовых транспортных средств (автомобиля, троллейбуса, трактора, мотоцикла, мотороллера и др.);
• следы путевого транспорта (повозок, саней, нарт);
• механизмов и устройств, перемещаемых физическими усилиями человека (велосипедов, тележек, санок);
• рельсовых транспортных средств (железнодорожного транспорта, метро, трамвая).
Наиболее часто в следственной практике встречаются следы автомобилей.
По другой классификации следы транспортных средств принято подразделять следующим образом:
• следы частей и деталей транспортного средства (например, следы колес на проезжей части, бампера на препятствии);
• предметы, отделившиеся от транспортного средства (осколки стекла фарных рассеивателей, части решетки радиатора, обломки древесины кузова грузовых автомобилей и др.);
• вещества, например, частицы лакокрасочного покрытия, капли масла или жидкости системы охлаждения и др.
В зависимости от качества дорожного покрытия образуются поверхностные или объемные следы транспортных средств.
Следы наслоения чаще всего остаются на асфальтовом покрытии от колес транспортного средства, выехавшего с проселочной дороги. В этом случае частицы грунта переносятся протектором шины на дорожное покрытие. Объемные следы образуются на мягкой поверхности (заснеженной, проселочной, грунтовой дорогах и т.п.). Однако у современного автомобиля следы передних колес полностью или частично перекрываются следами задних колес. Поэтому обнаружить отпечатки всех колес можно только в месте поворота или разворота транспортного средства.
Какое криминалистическое значение имеют следы транспортных средств?
Следы имеют большое значение для розыска транспортного средства, скрывшегося с места происшествия. Анализ расположения следов позволяет определить направление движения транспортного средства. Так, угол раздвоения следов колес при повороте увеличивается в направлении движения транспортного средства.
По следам протекторов шин возможно установить тип транспортного средства, износ шины, внедрившиеся в рисунок протектора предметы и т.п. При движении автомобиля по грязи или снегу от захвата колесами верхнего слоя покрытия и отбрасывания его частиц на дно следа там образуются зубцы, пологие концы которых обращены в сторону движения.
Направление движения транспортного средства можно проследить и на траве, которая приминается в направлении движения. Пробуксовывающее колесо оставляет на дне следа веерообразные трассы, обращенные узкими концами в направлении движения. К другим признакам, определяющим направление движения транспортного средства, можно отнести: раздавленные колесом ветки, сухие листья, следы переезда через лужи, капли горюче-смазочных веществ, упавшие с автомобиля на проезжую часть, и т.п. Концы сломанных лежащих поперек следа веток направлены в сторону движения транспортного средства, капли жидкости имеют расплывы в направлении перемещения транспортного средства. Существуют и иные признаки, по которым определяется направление движения транспортного средства.
Следы торможения могут свидетельствовать о состоянии автомобиля, а также о характере действий водителя. Так, криволинейные следы отпечатков протектора говорят о попытке водителя избежать происшествия маневрированием перед торможением. Наличие только следов скольжения является признаком внезапного обнаружения опасности или панических действий водителя. Этот же признак в следах большой протяженности может указывать на высокую скорость автомобиля, которую водитель пытался погасить резким торможением.
Изучение некоторых следов помогает установить техническое состояние автомобиля. Процесс торможения технически исправного автомобиля характеризуется равномерной блокировкой всех колес. Его движение в процессе торможения, как правило, прямолинейно. Отклонение от прямой линии объясняется неравномерным торможением левых или правых колес, наличием поперечного уклона дороги. В этом случае отклонение будет происходить в сторону ранее заблокированных колес или в сторону уклона.
Шина вращающегося с постоянной скоростью колеса оставляет статический след, который может быть использован для идентификации автомобиля.
В процессе торможения колесо останавливается (блокируется), но транспортное средство под действием сил инерции будет перемещаться вперед с образованием динамических следов торможения, в которых отображаются лишь общие признаки скользящей поверхности шины: ее ширина, наличие на ней выступов и впадин.
Заблокированное колесо при своем движении на твердом покрытии собирает перед собой имеющиеся на нем наслоения (песок, грязь, снег) и в месте остановки оставляет перед собой валик из этих веществ, на котором остаются следы отпечатков части шины колеса. На мягком покрытии заблокированное колесо оставляет бороздку, которая также заканчивается валиком грунта и остающимися на нем следами части протектора шины.
В зависимости от вида дорожно-транспортного происшествия на проезжей части, кроме следов колес, могут быть следы крови, осколки стекла, частицы лакокрасочного покрытия автомобиля и т.п.
Расположение следов крови зависит от того, совершен ли наезд на потерпевшего, находившегося на проезжей части в вертикальном или горизонтальном положении. В первом случае кровь редко концентрируется на одном месте. По ее следам можно проследить место первоначального падения тела, его перемещение в процессе отбрасывания и место конечной остановки. Следы крови, как правило, располагаются в виде отдельных капель различной частоты на участке первоначального падения и обширных пятен в месте окончательной остановки тела после перемещения. Во втором случае в силу значительных повреждений тела и обильного оттока крови образуются обширные лужи с потеками в сторону уклона проезжей части. При повторном переезде тела эти лужи имеют следы веерообразного разбрызгивания в направлении движения транспортного средства.
Анализ осколков стекла фарных рассеивателей следует рассматривать в двух аспектах — в зависимости от того, когда произошел наезд: в начале или в конце торможения. При наездах на человека, происшедших в начале торможения, когда скорость автомобиля еще достаточно велика, тело человека сначала плотно прижимается к фаре, вследствие чего стекло ее повреждается. По мере нарастания замедления автомобиля оно по инерции отбрасывается вперед. При этом осколки рассеивателя фары вдавливаются внутрь фары, а при падении тела человека выбрасываются вперед в направлении движения автомобиля. По этим признакам можно определить расположение автомобиля на проезжей части перед наездом, направление его движения.
Если наезд произошел в конце торможения, когда скорость транспортного средства уже невелика, осколки стекла фары осыпаются на проезжую часть, как правило, в месте соприкосновения транспортного средства с телом человека. Часть мелких осколков остается в ее корпусе, на одежде и теле потерпевшего, а большинство крупных — на проезжей части. Анализ характера и расположения осколков стекла в данном случае, наряду с уже отмеченными обстоятельствами, позволяет более точно установить и место наезда. Крупные осколки стекла фары позволяют идентифицировать конкретную фару.
Характерными для наезда транспортных средств на пешеходов являются следы волочения. Они образуются на проезжей части в результате скольжения тела потерпевшего, отброшенного после наезда, а также при захвате частями транспортного средства одежды и последующего волочения тела человека по проезжей части. Места наезда определяют довольно точно по следам скольжения обуви потерпевшего. В некоторых случаях по ним делают вывод о положении потерпевшего в момент наезда.
При захвате одежды деталями передней или боковой частей автомашины потерпевший попадает на дорогу и на ней образуются следы протаскивания тела. Эти следы хорошо видны на грунтовой дороге или на дорожном покрытии, имеющем наслоения. Отброшенное после наезда тело потерпевшего оставляет обширные следы волочения, образующиеся за счет нарушения наслоений на проезжей части дороги. Они имеют вид широких полос (до размера потерпевшего). Иногда в таких следах обнаруживается кровь. Следы волочения указывают направление движения автотранспорта.
Для установления механизма дорожно-транспортного происшествия большое значение имеют следы на одежде потерпевшего. Повреждения одежды возникают в результате прямого или скользящего удара передними частями транспортного средства или скольжения тела по проезжей части.
Удары частями, имеющими ровные поверхности, под прямым углом (прямой контакт) влекут раздавливание нитей, при этом иногда передается форма следообразующей детали. Скользящий удар вызывает разрывы отдельных нитей или значительные разрывы тканей, возникающие от остроугольных деталей. Форма разрывов зависит от характера переплетения нитей основы тканей. При скользящем ударе движущегося с большой скоростью автомобиля на его частях можно обнаружить «прикипевшие» частицы ворсовых тканей. Переезд одежды колесами транспортного средства вызывает как раздавливание нитей, так и их разрывы.
По характеру повреждений одежды определяются поверхность, которая соприкасалась с одеждой, механизм образования следов. Так, для скольжения тела потерпевшего на проезжей части дороги характерны обширные следы на его теле в виде складок поврежденной ткани, которые чередуются со следами от неповрежденных частей одежды. Складки образуются в противоположном скольжению тела направлении.
На одежду потерпевшего нередко попадают частицы лакокрасочного покрытия автомобиля, осколки стекла, следы металлизации, образующиеся при соприкосновении ее с хромированными деталями транспортного средства. Эти следы сохраняются продолжительное время и могут быть использованы для установления детали, оставившей такой след.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 6
Криминалистическое значение имеют следующие следы, изучаемые транспортной трасологией: а) следы ходовой части;б) следы выступающих частей транспортного средства; в) отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы-предметы).
Трасология изучает следы транспортных средств, оставляемые ходовой частью и выступающими частями, а также отделившиеся от транспортного средства узлы и детали. Исследование любой из названных групп следов нередко сопровождается анализом следов — веществ, относящихся к области материаловедческих исследований.Следы транспорта фигурируют при расследовании дорожно-транспортных происшествий (ДТП), а также преступлений, в ходе которых транспорт использовался для вывоза похищенного, бегства преступников, быстрого перемещения потерпевших, трупови т. д.
По следам ходовой части и выступающих частей, по отделившимся деталям и узлам возможно отождествление транспортного средства (установление его групповой принадлежности). Кроме того, изучение таких следов позволяет восстановить механизм произошедшего: определить направление и скорость движения, место, угол и линию столкновения, другие важные обстоятельства ДТП.Следы ходовой части характерны для безрельсового транспорта (автомобили, мотоциклы, троллейбусы, тракторы и др.). Наибольшее криминалистическое значение имеют следы колес автомобильного транспорта, которые и будут рассмотрены подробно.В зависимости от состояния колес в момент следообразования различаются следы качения и скольжения. Первые — результат поступательно-вращательного движения, вторые образуются в случае пробуксовки или полной блокировки колес при экстренном торможении. Следы колес автотранспорта бывают поверхностными и объемными. К первому виду относят следы-наслоения (машина преодолела загрязненный участок, а затем пошла по сухому асфальту) и следы-отслоения. Объемные следы образуются из-за остаточной деформации грунта и передают не только трехмерную копию беговой поверхности протектора, но и (отчасти) его боковые грани.
По следам ходовой части определяют направление и режим движения (торможения, пробуксовки, остановки); вид и модель шины, а нередко идентифицируют и автомобиль. Выяснение вида (модели) транспортного средства и направления движения необходимо для его поиска. Для получения поверхностных экспериментальных следов на участок шины с характерными признаками наносят красящее вещество и копируют весь участок. Для этого типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на интересующий участок протектора.На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: шиной какой модели образован след; каков тип транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия; не образован ли след данной шиной; какими конкретно колесами оставлены следы на теле и одежде потерпевшего.Отделившиеся детали и части (осколки фарного или лобового стекол, частицы лакокрасочного покрытия или перевозимого груза, крепежные детали), обнаруживаемые на месте происшествия, изымаются в натуре и используются для розыска транспортного средства и его идентификации, а также для определения места, где произошло столкновение (наезд).Исследование фарных и иных осколков позволяет выявить тип, конструкцию, марку изделия, а по нему — модель автомобиля. Если в проверяемом транспортном средстве будут обнаружены однородные осколки, то назначают экспертизу для установления целого по частям.Отделившиеся частицы автомобильного лакокрасочного покрытия помогут выяснить окраску транспортного средства, после обнаружения которого проводятся трасологическая и материаловедческая экспертизы.
19. Следы орудий взлома, их классификации по механизму следообразования и задачи исследования
Использование преступниками орудий взлома для преодоления различных преград связано с образованием следов, специфичных в зависимости от вида примененного орудия, свойств материала преграды и способа взлома.
Под взломом понимается проникновение с преступной целью в запертое помещение или хранилище посредством вывода из строя запирающего устройства, разрушения стен, пола, потолка или других преград. К взлому относится и отпирание замка подобранным ключом или отмычкой.
Орудия взлома и инструменты, применяемые взломщиками, обычно классифицируются на:
а) специально изготовленные в преступных целях;
б) приспособленные для взлома;
в) обычные инструменты, используемые для повседневных нужд;
г) случайно оказавшиеся в руках взломщика предметы.
При воздействии орудий и инструментов на различные преграды остаются поверхностные или объемные следы. Первые при взломах встречаются редко. Как правило, они образуются за счет наслоения на взломанную преграду различных веществ (краски, ржавчины и т.п.), бывших на орудии взлома. Еще реже можно обнаружить следы-отслоения, возникающие при контакте орудия взлома с преградой, покрытой каким-либо веществом. Совершая взлом преграды, преступники нередко пользуются слесарными или столярными инструментами, а также такими бытовыми принадлежностями, как лом, топор, лопата и др. Применяются и специально изготовленные для преступных целей орудия: фомка, «балерина» и др.
От орудий взлома на преградах остаются следы:
а) удара и нажима;
б) разруба и разреза;
в) распила;
г) сверления.
Следы удара и нажима отображают размеры контактной поверхности орудия взлома в трех измерениях: в длину, ширину и глубину. Осмотр следов разруба и разреза может привести к предположительному выводу, например, о ширине лезвия использованного инструмента. Если же в следах в виде трасс отобразились дефекты режущей кромки орудия, то они соответствуют взаимному расположению дефектов на лезвии ножа, стамески и т.п. Если след неглубокий (надруб), в нем передается угол заточки топора.
При распиле преграды ножовкой большая часть опилок располагается со стороны, противоположной местонахождению взломщика. Кроме того, на той стороне преграды, где находился взломщик, остаются вмятины от ограничителя рукоятки ножовки.
Чтобы попасть в помещение, преступники нередко просверливают в двери вокруг запоров несколько отверстий. Для вырезки дверной филенки в ней дрелью или буравом сначала просверливают несколько близко расположенных друг к другу отверстий, которые соединяются между собой. При сверлении преграды большинство стружек остается на том месте, с которого действовал взломщик. В следах, оставляемых орудиями взлома и инструментами, отображаются как общие (форма, контур следа), так и индивидуальные особенности строения рабочих поверхностей орудий взлома или режущих кромок инструментов в виде выбоин, зазубрин, царапин и других дефектов.
Различные способы воздействия на предмет дают: следы давления, следы скольжения, следы резания (разруба, сверления, распила).
1) Следы давления являются результатом удара (давления) орудия на объект. Они представляют собой трехмерное (объемное) отображение рабочей поверхности орудия, обратное рельефу и зеркальное по расположению его особенностей. В зависимости от силы давления и пластичности материала эти следы могут характеризоваться различной глубиной и величиной отображаемых деталей.
2) Следы скольжения образуются при воздействии перемещающегося под углом к поверхности предмета орудия взлома, инструмента. При этом выступающие части рабочей кромки оставляют на поверхности объемные следы в виде параллельных бороздок — трасс.
3) Следы резания (разруба, сверления, распила) остаются в результате перемещения режущей кромки инструмента в среде объекта. Неровности лезвия режущего инструмента отображаются в виде трасс, сходных с трассами в следах скольжения.
Следы резания, скольжения на поверхности одних предметов отображаются в виде хорошо видимого рельефа, на других они слаборазличимы. Степень выраженности рельефа характеризуют глубина бороздок и расстояния между ними. Эти особенности неодинаковы даже для отдельных участков следа. Глубокие царапины могут чередоваться с более мелкими (или микротрассами). Видимый рельеф дают инструменты с достаточно широкой рабочей поверхностью (режущей кромкой) и хорошо выраженными дефектами. Более мелкий рельеф (микрорельеф) дают хорошо заточенные инструменты.
Следы орудий взлома и инструментов встречаются на предметах из различных материалов: древесины, металла, пластмассы, а иногда и на тканях тела человека при повреждении их колюще-режущими орудиями.
Эти материалы различны по своим яркостным и структурным свойствам.
Предметы из металла, пластмассы неодинаковы по пластичности, но имеют мелкозернистую структуру и обладают способностью хорошо воспроизводить микрорельеф. Поверхности таких объектов имеют направленный тип отражения, а следы на них как объект фотографирования — широкий интервал яркостей. На предметах из крупнозернистых или волокнистых материалов воспроизводятся только хорошо видимые детали. Орудия, инструменты и механизмы подразделяются на группы:- режущие — нож, ножницы и т.п.;- рубящие и долбежные — топор, зубило, лом и т.п.;- пилящие — напильник, пила и т.п.;- сверлильные — сверла, буравы.По способу воздействия все орудия и инструменты можно подразделить на:- механические — нож, ножницы, стеклорезы, топор, долото, лом, пила, сверла, буравы и т.п.;- термические — газо- и электроаппараты для резки металлов и их сварки.В зависимости от характера воздействия орудия, инструмента или механизма на объекты возникающие при этом следы делятся на три вида:а) следы давления (отжима) — образуются от удара (нажима) орудия взлома на поверхность взламываемой преграды;б) следы скольжения (трения) — образуются, когда орудия взлома действуют под углом к поверхности преграды;в) следы резания, распила и сверления — возникают при просверливании, распиливании или сверлении какой-либо преграды.
⇐ Предыдущая123456
28.08.2019
Во время длительной эксплуатации спецтехники неизбежно возникают поломки, причем обычно в наиболее нагруженных функциональных узлах. Так, сравнительно часто возникает необходимость провести ремонт ходовой части гусеничных тракторов, поэтому стоит всесторонне рассмотреть те неисправности, которые к этому приводят, и общую технологию починки. Зная факторы риска, провоцирующие выход каретки, цепей и других элементов из строя, вы будете понимать, как их защитить и продлить тем самым время беспроблемного использования машины.
В силу своей конструкции данный вид спецтехники хорошо показывает себя на слабонесущих грунтах и в условиях сложно-пересеченной местности, поэтому важно поддерживать ее в идеальном работоспособном состоянии.
Содержание
Ходовая часть трактора – что это такое
Это ключевой функциональный узел транспортного средства, обеспечивающий его непосредственное перемещение в пространстве с заданной в рабочем диапазоне скоростью. Фактически это платформа (тележка) с установленными на борту агрегатами, и, помимо уже названной, главной роли, она предназначена для решения еще 3 важных задач:
- поддержка остова со всеми смонтированными и эксплуатируемыми механизмами;
- преобразование вращательного момента (идущего от звездочек или ведущих колес) в поступательное движение;
- генерация силы тяги, достаточной для буксировки прицепов и/или других машин.
Устройство ходовой части гусеничного трактора
Она состоит из 3 частей:
- Остов – выполняет несущую функцию. Это система, соединяющая остальные узлы.
- Движитель – воспринимает от всех установленных агрегатов (а также от трансмиссии) момент нагрузки, который и превращает в поступательное перемещение по заданной траектории.
- Подвеска – соединяет мосты с кузовом (рамой), передает вес спецтехники на почву, смягчает вибрации, удары и толчки, тем самым улучшая плавность хода.
Каждая из этих частей заслуживает более подробного рассмотрения.
Есть три варианта остова:
- Рамный – хребтовой или лонжеронный, то есть из пары продольных балок из стали с поперечинами. Он образует цельную или шарнирно-связанную конструкцию, но обязательно жесткую, прочную, предоставляющую легкий доступ к используемым механизмам.
- Полурамный – получается при соединении корпуса трансмиссии и опорной металлоконструкции в форме буквы «Н». Именно к последней крепится передняя ось движителя. Отличается малым весом (по сравнению с прошлым подвидом) при сохранении достаточной стойкости к нагрузкам и вибрациям.
- Безрамный – создается путем жесткого стыка корпусных элементов силовой передачи и блок-картера, а также, опционально, муфты сцепления и заднего моста. Несколько ограничивает доступ к навешенным на борт агрегатам, поэтому применяется сравнительно редко.
Движитель – конструкционно сложный узел ходовой части гусеничных тракторов, устройство его выглядит следующим образом:
- ведущая звездочка, отвечающая за перемещение, задействует цепь;
- последняя состоит из шарнирно соединенных звеньев и создает замкнутый контур (обвод), огибая поддерживающие ролики, направляющее колесо и опорные катки;
- почвозацепы формируют дорожку для качения спецтехники;
- опорные катки равномерно распределяют действующую силу тяжести по всей поверхности трака;
- ролики выполняют поддерживающую функцию, предотвращая боковое раскачивание;
- натяжной механизм и направляющее колесо задают и сохраняют правильную траекторию перемещения с сохранением должной амортизации.
Такая конструкция движителя обеспечивает ходовому устройству гусеничных машин высокое качество сцепления с грунтом при сравнительно низком давлении на него, а также хорошую проходимость. Отсюда – частота эксплуатации на болотистых или песчаных почвах, на сложно-пересеченных участках. Но есть и недостаток – это меньшая, чем у колесных моделей, скорость, что несколько ограничивает универсальность использования.
Подвеска может быть:
- Эластичная – представляет собой систему рычагов и катков (упругих и попарно составленных в каретку), которые при помощи шарниров присоединены к раме. Помогает траку повторять рельеф поверхности, что способствует повышению плавности движения.
- Полужесткая – это тележка с балками различного диаметра и располагающимися на них элементами. Ее рама сзади подключена к остову, а спереди контактирует с плоской рессорой. Ее конструкция проще, чем у предыдущего варианта (а значит меньше деталей могут выйти из строя), но качество поглощения вибраций хуже.
Основные неисправности ходовой части гусеничного трактора
Прежде чем их подробно рассмотреть, объясним природу их возникновения. Ключевая причина появления и развития дефектов – неравномерность воспринимаемых нагрузок.
Следует учитывать, что функциональные узлы спецтехники эксплуатируются в абразивной среде, зачастую при наличии сухого трения. А те же траки еще и постоянно контактируют с почвой, самой разной твердости и состояния. Добавьте сюда сезонные изменения климата, а также резкие скачки влажности, и получите все предпосылки для интенсивного износа.
Два простых примера:
- У ряда советских моделей (допустим, у того же Т-74) задняя опора в процессе использования испытывает нагрузку в 3 раза серьезнее, чем передняя. Естественно, в таких условиях придется периодически проводить ремонт – в рамках технического обслуживания ходовой части гусеничного трактора.
- Если на эту же машину навесить плуг, при работе ее передние цапфы и втулки будут нагружены на 24 кН, тогда как задние – уже на 41 кН. Понятно, что раньше выйдет из строя.
Еще один фактор риска – температура, ведь ее падение приводит к изменению вязкости масла. Так, уже при -15 0С движение спецтехники с той же скоростью, что при +5 0С, требует в 2,5 раза больших энергозатрат. Сила трения при этом возрастает пропорционально, а значит и износ контактирующих друг с другом деталей ускоряется.
Также стоит помнить, что в процессе постоянного контакта друг с другом детали механически деформируются. Происходит истирание соприкасающихся поверхностей, что приводит к ухудшению качества сцепления.
В качестве примера разнообразия возникающих дефектов – сводная таблица неисправностей заднего моста гусеничного трактора.
Поломка | Причина появления и развития | Метод устранения |
Подтекает масло | Повреждение прокладок или уплотнителей. Ослабление крепления составляющих. | Заменяете изношенный элемент. Хорошо (но не излишне сильно) затягиваете болты. |
АБД не работает | Диски муфты замаслились. Фрикционные накладки износились. | Промываете загрязнившиеся комплектующие или ставите новые вместо отживших свое. |
Корпус перегревается или шумит |
Зазор между коническими шестернями или подшипниками превышает допустимый. Масла недостаточно. | Регулируете расстояние, доводя его до подходящего. Доливаете смазочный материал. |
При движении по ровной местности спецтехника уходит в сторону | Ослабла пружина, тормозящая солнечную шестерню. Рычаги управления перемещаются не свободно. Накладки тормозных лент изношены. | Заменяете отслужившую деталь/элемент. Регулируете ход до свободного. |
Плохо выполняется команда поворота | Механизм совершения маневров не настроен должным образом. Накладки остановочных тормозов замаслены или стерты. | Отлаживаете работу устройства управления. Устанавливаете новые комплектующие. |
Ремонт заднего моста гусеничного трактора можно предотвратить, если периодически его осматривать и прослушивать. Регулярные проверки позволяют своевременно выявить и с минимальными последствиями устранить неполадки и ошибки функционирования, затянуть разболтавшиеся гайки крепления, откалибровать подшипники, убрать скапливающиеся подтеки масла. При этом важно заливать смазочный материал не выше метки (контрольного уровня), чтобы он не вытекал через сальники. Далее мы отдельно рассмотрим те случаи, которые встречаются чаще и более критичны.
Поломка каретки подвески
В процессе эксплуатации под воздействием неравномерных нагрузок, у данного элемента развиваются следующие дефекты:
- трещины и сколы по внутренней или наружной поверхности;
- изломы проушин и/или истирание их отверстий;
- преждевременный износ внешних колец конических роликоподшипников и втулок балансиров;
Такие проблемы характерны для многих моделей советского и российского производства, в частности, для Т-150, ДТ-75 и ДТ-75М. Хотя и зарубежная спецтехника, активно используемая на слабых грунтах и в сложно-пересеченной местности в условиях нашего климата, тоже сталкивается с появлением аналогичных повреждений.
Поэтому ремонт кареток гусеничного трактора, в принципе, универсален и заключается в выполнении следующих действий:
- При трещинах зачищаете поверхность возле дефектного участка, укрепляете проушину штифтами (5-6 мм диаметром), загибаете их и завариваете место стыка электродами Э-46, Э-42 (или другими, но с меловой обмазкой).
- При изнашивании технологического отверстия, предназначенного для оси качания, растачиваете место под внутренний балансир, берете подходящую по сечению втулку из стали, запрессовываете ее, привариваете на торцах, просверливаете посадочную точку под клин (сечением в 28 мм). Всю процедуру можно легко произвести при помощи мобильных расточных станков от компании «Сармат».
- При истирании самих втулок – для цапфы поперечных брусьев или для оси качания – просто заменяете поврежденные элементы (так как они уже не подлежат восстановлению).
- При преждевременном износе наружных колец роликоподшипников расширяете технологические отверстия, ставите в них ремонтные втулки большего диаметра.
Поломка гусениц
Они функционируют в самых жестких условиях, так как работают в абразивной среде и при изменениях температуры, и находятся в непосредственном контакте с другими деталями и полотном грунта. Поэтому со временем у них изнашиваются:
- проушины звеньев и пальцы – на участках их сопряжения;
- цевки – в точках их соединения с зубцами ведущей звездочки;
- почвозацепы и беговые дорожки.
Порядок действий здесь зависит от того, что именно вышло из строя. Есть элементы, восстанавливать которые или экономически невыгодно, или небезопасно, так как дальнейшая их эксплуатация может привести к аварии.
Другие виды ремонта гусениц тракторов выполняются в зависимости от характера дефекта. Например, отверстия проушин чинят путем обжатия, подвергая их пластической деформации. Для этого звено помещают в емкость с расплавом солей, нагревают до высокой температуры, после чего обжимают при помощи штампов. В результате происходит перераспределение материала детали с возвращением исходных размеров. Дальше производят закалку, чтобы элемент приобрел достаточную надежность. Параллельно восстанавливаются и поврежденные цевки (в этом преимущество способа).
Еще один метод – заливка жидким металлом:
- В проушине прожигают отверстие – с той стороны, где износ наиболее серьезен, используя угольный электрод или электрическую дугу.
- После чего в полученное посадочное место вставляют втулку и с обеих сторон закрывают ее огнеупорной глиной.
- Параллельно расплавляют сталь, либо с подключением ТВЧ, либо в тиглях, а затем заливают металл в проушину.
- Металл заполняет образовавшиеся полости, остывает и затвердевает, превращается в своего рода вкладыш (или заклепку), позволяющую восстановить исходную форму элемента.
Аналогичными способами проводится и ремонт гусеничных кранов, так как ходовая система у них практически такая же, что и у тракторов, а значит получает похожие повреждения.
Поломка цепей
Чаще всего в процессе эксплуатации, особенно в условиях перегруза спецтехники, возникают следующие дефекты:
- провисание трака из-за проблем с цилиндром натяжителя;
- ослабление качества стыка на участке крепления ведущей звездочки с башмаком;
- критическое изнашивание 20% втулок и более;
- отсутствие заднего хода;
- истирание почвозацепов из-за их постоянного контакта с твердой поверхностью грунта.
Большинство неполадок визуально заметны, что дает возможность исправить их на самых ранних этапах проявления. Однако для собственного успокоения и безопасности работы стоит проводить ультразвуковую дефектоскопию, которая выполняется в рамках технического обслуживания ходовой части колесного трактора или планового ремонта цепи гусеничной машины.
Обнаруженные дефекты исправляются в зависимости от их природы. Так, при провисании трака восстанавливается целостность поверхностей цилиндра натяжителя (путем шлифовки и напайки), а в том случае, если это невозможно или нецелесообразно, проводится замена детали.
Ремонт крепления башмака проводится при наличии трещин глубже 4 см, площади обломов, превышающей 200 квадратных см, или истирании гребней более 3 см. Его форму возвращают к исходной при помощи гидравлического пресса.
Опорные катки и почвозацепы чинятся наплавкой металлов подходящей твердости с последующим выравниванием рельефа до нужного посредством элекроконтактной или токарной обработки.
Технология ремонта гусеничных тракторов
Со стороны она выглядит следующим образом:
- Вы замечаете неисправность и обращаетесь в компанию, занимающуюся профессиональным ремонтом спецтехники.
- Специалисты проводят всестороннюю диагностику и по ее итогам составляют дефектную ведомость, в которую вносят все обнаруженные проблемы и указывают, какие операции необходимо выполнить для их решения.
- Заручившись согласием заказчика, мастера выполняют оговоренные работы – растачивают проушины, наплавляют опорные катки, устраняют цевки и провисания трака, меняют вышедшие из строя элементы – делают все, что можно в цеху.
Внимание, есть детали, которые можно восстановить только в заводских условиях. Например, звенья – их направляют либо непосредственному производителю, либо крупному промышленному предприятию, выпускающему их аналоги.
Также есть детали, которые можно восстановить на месте нахождения спецтехники, без транспортировки в ремонтный цех, если использовать для этого мобильные расточные и наплавочные станки.
Мы постарались как можно подробнее рассмотреть назначение ходовой системы, основные части гусеничного трактора, неисправности, чаще всего возникающие в процессе решения дорожно-транспортных задач. Теперь вы знаете, что делать при поломках, но стоит ли до них доводить? Напоследок хотим дать банальный, но действенный совет: старайтесь не нарушать условия эксплуатации спецтехники и регулярно отправляйте ее на диагностику – это позволит предотвратить развитие многих проблем.
В практике раскрытия и расследования преступлений нередко в качестве объектов криминалистического исследования выступают следы транспортных средств, под которыми понимают материально фиксированные отображения отдельных частей транспорта. Исследование данных следов позволяет решить как идентификационные, так и диагностические задачи трасологии.
Все следы транспортных средств, с точки зрения криминалистики, могут быть разделены на несколько видов:
- — отображающие внешнее строение отдельных частей, деталей транспортного средства па других объектах (например, следы ходовой части, выступающих частей);
- — отделившиеся детали и части (следы-предметы) от транспортного средства (осколки фар, ветрового стекла; отвалившийся бампер);
- — вещества, отделившиеся от транспортного средства (пятна масла, охлаждающей жидкости, частицы сыпучего груза из кузова);
- — сопутствующие (следы ног водителя). Следы транспортных средств дают возможность:
- 1) определить групповую принадлежность транспортного средства, т.е. его тип и вид (например, следы оставлены грузовым или легковым автомобилем), а в ряде случаев и модель (например, легковой автомобиль ВАЗ-2109 «Жигули», грузовой автомобиль ЗИЛ-130);
- 2) идентифицировать по оставленным следам конкретное транспортное средство или его отдельную часть;
- 3) установить механизм произошедшего события (определить направление и режим движения, место, угол и линию столкновения (наезда), скорость перед торможением, другие важные обстоятельства ДТП).
Групповая идентификация является предварительным этапом индивидуальной идентификации транспортного средства по следам, а после тщательного изучения особенностей следов экспертом осуществляется индивидуальная идентификация.
Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.
По состоянию колес в момент следообразования различают следы качения (образуются в результате поступательно-вращательного движения колес) и скольжения (появляются при полной блокировке колеса в процессе торможения или пробуксовке).
Следы качения одного колеса (обычно заднего) в криминалистике называют беговой дорожкой. Механизм образования следов беговых дорожек сходен по механизму образования со статическими следами: каждая точка шины оставляет свой отпечаток. Однако вследствие поступательного движения происходит некоторая их деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, что увеличивает его размеры и уменьшает следы промежутков между выступающими элементами (грунтозацепами).
В зависимости от свойств следовоспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностными и объемными. Поверхностные, в свою очередь, делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (след на загрязненной поверхности). Следы наслоения могут быть позитивными (оставлены окрашенными выступающими частями) и негативными (от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса).
Объемные следы образуются в результате остаточной деформации грунта (глины, песка, рыхлой земли) и способны передавать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях.
В беговой дорожке отображаются следы протектора. Это та часть шины, где находится рисунок, который при вращении колес соприкасается с дорогой. По характеру отобразившегося в следе рисунка протектора и ширине беговой дорожки, руководствуясь специальными таблицами, можно определить модели шин, а также модели автомашин, мотоциклов, на которых такие шины устанавливаются.
Кроме того, установить марку автомашины возможно, если известен наружный диаметр колеса. Сделать это можно только при условии, если какая-либо особенность протектора (след вулканизации, повреждение протектора, трещина, застрявшим в углублениях протектора камень и т.п.) отчетливо повторилась в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса. При этом измеряют расстояние между серединами двух последовательных отображений индивидуальной особенности. Наружный диаметр шины рассчитывают по формуле
где О — наружный диаметр шины; 5 — длина окружной шины; л = 3,14; 1,1 — коэффициент прогиба шины.
Следы беговой дорожки, оставленные колесами, расположенными на одной оси, составляют колею. По ширине колеи можно установить тип транспортного средства (например, автомобиль — легковой или грузовой). Ширина колеи является признаком, характерным либо для определенного типа транспортного средства, либо для транспортных средств нескольких моделей, принадлежащих к одному типу. Ширина колеи измеряется от середины одной дорожки до середины другой. При наличии следов спаренных колес измеряется расстояние между просветами задних спаренных колес, расположенных на одной оси.
Под базой автомобиля понимается расстояние между осями передних и задних колес. Базу автомобиля замеряют по следам остановки (глубокие следы в грунте, проталины на снегу) или в том месте, где автомобиль разворачивался с применением заднего хода: между концами следов передних и задних шин при первой остановке и между концами следов задних и передних шин при второй остановке. При следах «юза» передних и задних колес до полной его остановки база автомобиля измеряется между концами следов «юза» передних и задних колес.
Об индивидуальных признаках транспортного средства судят по отобразившимся в следах различным потертостям, отдельным дефектам, повреждениям, возникшим в процессе изготовления, эксплуатации и ремонта шин (например, трещины, выкрошенности резины, разрывы, участки с изношенным рисунком протектора, заплаты и т.д.).
Наряду с идентификационными задачами по следам ходовой части транспортных средств решают и задачи диагностические (например, определение направления движения и режима движения — факта торможения, остановок, скорости движения и т.д.).
Направление движения автомобиля определяют по различным признакам, обусловленным видом и состоянием дорожного покрытия, маневрами, выполняемыми водителем (движение, торможение, разворот), состоянием транспорта и т.д. Так, при движении по сыпучему грунту частицы последнего располагаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения. При переезде луж на направление движения указывает след влаги, сходящий на нет. При движении транспортного средства по траве ее стебли примяты по направлению движения. Рисунок протектора тина «елочка» обращен открытой частью в сторону движения. Капли горючесмазочных материалов, тормозной жидкости, воды, падающие с движущегося автомобиля, приобретают грушевидную форму и обращены узким концом в сторону движения. Камень, вдавленный шинами в грунт, имеет зазор в лунке со стороны направления движения.
О торможении судят по уменьшающейся четкости протектора, по его изменению и наличию поперечных полос. По следам торможения можно установить направление движения и примерную скорость движения транспортного средства перед торможением, что способствует уяснению истинных обстоятельств расследуемого события.
Следы волочения возникают в тех случаях, когда автомашина совершает наезд на человека или на какой-либо предмет и протаскивает его за собой. На дороге остаются динамические следы волочения в виде смазанных полос. Исследование этих следов позволяет судить о характере происшествия, о том, где произошел наезд и т.д.
Криминалистическое значение следов транспортных средств — возможность установления важных обстоятельств дорожно-транспортного преступления, преступления против личности, против чужой собственности — в случаях, когда используется транспорт.
Изучение следов транспортных средств позволяет:
• выяснить механизм дорожно-транспортного происшествия, как в целом, так и отдельные его элементы;
• определить скорость движения автомобиля перед началом торможения, его тормозной и полный остановочный путь;
• установить модель шины автомобиля по следу, оставленному на дорожном покрытии;
• идентифицировать транспортное средство по его следам;
• определить техническое состояние некоторых агрегатов транспортного средства, вид и марку автомобиля по ширине колеи и размерам базы;
• установить направление движения транспорта, наличие в кузове автомобиля груза и его характер; Обнаружение следов транспортных средств:
Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
• визуальный осмотр места происшествия;
• мысленная реконструкция модели механизма дорожно-транспортного преступления, определение границ осмотра места происшествия и объектов, подлежащих исследованию;
• следы транспортных средств остаются на:
— поверхности дорожного покрытия;
— обочине, кювете, на местности, прилегающей к дороге;
— сооружениях, строениях, деревьях, находящихся в зоне происшествия;
— теле и одежде пострадавшего человека;
— автомобиле, с которым произошло столкновение или соприкосновение в ходе события.
Фиксация следов транспортных средств осуществляется путем описания в протоколе, изготовления схем или планов, фотографирования, видеосъемки, а также путем изготовления слепков и копий следов шин.
В протоколе осмотра места ДТП и приложениях к нему подлежат фиксации следующие элементы:
• дорога, участки места происшествия и объекты, на которых обнаружены следы транспортных средств, с точным описанием их места нахождения и особенностей;
• транспортное средство;
• следы транспортного средства;
• признаки, свидетельствующие о направлении движения автомобиля;
• труп.
Изъятие следов транспортных средств. Основной прием изъятия следов-отображений транспортных средств — моделирование путем изготовления слепков из гипса, силиконовой пасты «К» и пасты «У-1».
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
-
Реферат
Следы транспортных средств, их криминалистическое значение.
От 250 руб
-
Контрольная работа
Следы транспортных средств, их криминалистическое значение.
От 250 руб
-
Курсовая работа
Следы транспортных средств, их криминалистическое значение.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость