Служебное жилое помещение

Отдельные виды работодателей в качестве поощрения или дополнительной компенсации в отношении сотрудников могут предоставлять им для временного пользования и проживания жилые помещения, которые называются служебными.

Чаще всего такая гарантия предоставляется им не по инициативе работодателя, а в соответствии с требованиями законодательства.

Стоит определить, какие именно категории служащих могут рассчитывать на получение такого жилья и какую процедуру для этого им придется пройти.

Что представляют собой эти помещения?

Служебные жилые помещения — это помещения, которые предоставляются для проживания в них представителям отдельных сфер деятельности в связи с характером осуществляемых ими трудовых функций.

Кроме самого работника (или служащего), право на проживание в таком помещении имеют еще и члены его семьи.

Законодательно право некоторых видов работников на такие помещения закреплено в

Земельном кодексе РФ, а именно в ст. 93 и 104 этого документа. Предоставление служебного жилья носит временный характер и распространяется строго на срок заключенного между сторонами контракта или трудового договора.

Стоит учесть, что под этим понятием могут подразумевать только такие виды помещений:

  • жилые дома;
  • отдельные квартиры.

Что касается комнат (в том числе и жилые помещения в общежитиях), то они не считаются служебными жилыми помещениям, даже если предоставляются сотрудникам от имени работодателя. Однако порядок и основания их получения такие же, как и для отдельного жилья.

Право собственности на служебное жилье обычно принадлежит государственному или муниципальному жилищному фонду.

Решение о том, какие помещения могут включать в эту категорию или исключаться из нее, принимают органы местного самоуправления.

Оснований для получения жилых помещений предусмотрено несколько, и окончательное решение об этом как раз и зависит от их серьезности. В частности, такими основаниями могут быть:

  • отсутствие собственного жилья;
  • несоответствие имеющейся жилплощади установленной норме;
  • необходимость переезда в другую местность;
  • наличие определенного стажа, дающего право на получение квартиры.

Более того, при определенных условиях предоставленную служебную квартиру можно не только получить по договору найма, но и в дальнейшем приватизировать.

В законодательстве предусмотрен ряд оснований для проведения этой сделки.

Категории граждан, которые могут получить жилье

В ст. 104 ЖК РФ указано, что категории граждан, которые вправе претендовать на получение служебного жилья, устанавливаются в жилищном фонде РФ или субъекта РФ.

В частности, к подобным гражданам относятся следующие категории работников:

  1. Сотрудники государственных школ и больниц. Для этой категории есть перечень определенных условий, которые они должны выполнить для получения помещения. В частности, это их согласие на работу в сельской местности. В этом случае они могут претендовать на получение жилья по месту работы. Для обычных учителей или медиков такая возможность зачастую не предусмотрена.
  2. Военнослужащие. Данная категория граждан является одной из наиболее обеспечиваемых служебным жильем. При этом одинокому военнослужащему могут предоставлять комнату в общежитии, а при наличии семьи (особенно если есть необходимость частых переездов) обязательно полагается отдельная квартира.
  3. Сотрудники правоохранительных органов и МЧС. Одной из причин предоставления жилья является необходимость частых переездов таких работников, связанных с их трудовой деятельностью.
  4. Государственные служащие. В частности, сюда относятся работники таможенной и налоговой сферы, а также судьи. Отдельное место занимают чиновники и депутаты, которые получают служебное жилье чаще всего. При этом квартира (или дом) должна быть обязательно снабжена всем необходимым, в частности, иметь телефон. Связано это с важностью выполняемых данными работниками функций, поскольку они являются частью управленческой системы государства.
  5. Представители сферы ЖКХ. В частности, сюда относятся дворники, слесари или электрики. Основной целью этого является привлечение на работу новых сотрудников.

Очевидно, что предоставление жилья является дополнительным стимулом для работников и имеет целью увеличить престижность профессий или работ, которые не особо востребованы у граждан.

Для некоторых других служащих такая возможность является, скорее, привилегией за важность выполняемых ими функций.

Порядок предоставления

Для получения служебного жилья заявитель должен обратиться в жилищную комиссию или другой уполномоченный на рассмотрение подобных вопросов орган. Более точно орган, в который необходимо обращаться, устанавливается отдельными законодательными актами — как федерального, так и регионального уровней.

Для обращения необходимы следующие документы:

  • личное заявление работника;
  • копия трудовой книжки;
  • копии паспортов всех граждан, которые будут проживать в помещении (то есть как работника, так и членов его семьи);
  • справка или любой другой документ из отдела кадров, который подтверждает заключение с работником трудового договора (контракта), а также его длительность;
  • о семейном положении заявителя (свидетельство о заключении брака или о его расторжении);
  • подтверждающие отсутствие у работника другой жилплощади (выписка из ЕГРП);
  • ходатайство от вышестоящего должностного лица или от работодателя;
  • копия финансового лицевого счета;
  • выписка из домовой книги.

Те из документов, которые необходимы в виде копий, должны быть должным образом заверены.

Это может быть сделано либо нотариально, либо сразу на месте подачи. Для последнего варианта необходимо обязательно иметь при себе оригиналы этих документов.

Этот перечень является далеко не исчерпывающим, поскольку в некоторых случаях могут потребоваться дополнительные бумаги. Это зависит от условий предоставления помещений и требований конкретного органа. Поэтому данный вопрос стоит уточнить заранее, перед подачей заявления.

После подачи документов и их рассмотрения выносится решение о предоставлении жилья или отказе в этом. Срок рассмотрения обычно составляет до 30 дней. Положительное решение оформляется приказом или постановлением, на основании чего далее заключается договор найма служебного помещения. Форма данного договора утверждается законодательно, а оформляется он в письменной форме.

Передача нанимателю жилья осуществляется специальным документом — актом приема-передачи и технического состояния жилого помещения. После использования оно принимается снова на основании данного акта, а также справки, подтверждающей отсутствие задолженности по оплате коммунальных услуг.

В случае отказа от предоставления помещения заявителю необходимо, прежде всего, узнать причины отказа и определить, насколько они мотивированы. Если в их законности есть сомнения, продолжать решение спора придется в судебном порядке.

Покупка квартиры за наличный расчет — очень рискованная операция.
Порядок выделения доли квартиры из общей долевой собственности, а также перечень необходимых документов вы найдете .
Какие документы нужны при продаже квартиры? Узнайте об этом в нашей статье.

Порядок приватизации

Приватизация служебного жилья является очень редким явлением и на практике почти не встречается. По общим правилам жилищное законодательство не предусматривает такой процедуры, а в ч. 1 ст. 4 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» вообще установлено, что служебное жилье не входит в перечень объектов, которые подлежат приватизации.

Несмотря на все это, существует несколько вариантов, при помощи которых его все же можно получить в собственность:

  1. Наличие длительного стажа работы. Например, при условии работы в организации более 10 лет (и проживания в квартире в течение такого же срока) работник имеет право оформить ее в собственность. В случае ухода на пенсию из той организации, которая выдала жилье, стаж может быть и менее 10 лет. То же самое относится и к ситуациям с получением инвалидности (а именно первой или второй группы).
  2. Смерть работника. В данном случае приватизировать квартиру могут члены его семьи, которые на законных основаниях проживали в ней вместе с нанимателем.
  3. Передача квартиры в муниципальную собственность. Если жилье не относится к разряду служебного (об этом должна быть сделана соответствующая запись в Росреестре), наниматель также вправе начинать процедуру его приватизации.

В каждом из этих случаев жилец должен обращаться с заявлением о приватизации и пакетом необходимых документов в соответствующий орган. Среди этих документов обязательно должны быть те, что подтверждают право нанимателя на данное жилье.

Также стоит учесть, что практически всегда для этого требуется получение разрешения от работодателя.

В случае отказа от приватизации он может подать иск в суд. В большинстве случаев данная процедура является длительной и может происходить даже на протяжении нескольких лет. Однако в последние несколько лет приватизировать такое жилье стало несколько проще, что связано с внесенными в законодательство изменениями.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

1. Служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.

2. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются:
1) органом государственной власти Российской Федерации — в жилищном фонде Российской Федерации;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации — в жилищном фонде субъекта Российской Федерации;
3) органом местного самоуправления — в муниципальном жилищном фонде.

3. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Комментарий к статье 104 ЖК РФ

1. Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан:

имеющих определенные трудовые отношения с органом государственной власти (органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением);

в связи с прохождением службы;

в связи с назначением на государственную должность (федеральную или субъекта РФ);

в связи с избранием на выборную государственную или муниципальную должность (см. комментарий к ст. 93).

Согласно комментируемой статье служебное жилье предоставляется на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной или выборной должности.

Таким образом, служебное жилье предоставляется не в целях удовлетворения жилищных потребностей гражданина, а в связи с выполнением определенных обязанностей (работа, служба и т.п.).

2. Служебное жилое помещение предоставляется на основании:

решения собственника (действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления) или уполномоченных им лиц (ст. 99 ЖК РФ). В качестве уполномоченных может выступать администрация предприятий, учреждений, командование воинской части и т.п.;

договора найма служебного жилого помещения, заключенного в соответствии с решением о предоставлении (юридический состав). При этом предметом договора может быть только отдельная квартира.

3. К пользованию служебным жилым помещением применяются общие правила, предусмотренные ст. 65, ч. 3 и 4 ст. 67 ЖК РФ для договоров социального найма (см. комментарий к ст. 100).

В отношении членов семьи нанимателя служебного жилья законодатель предусматривает действие правил ч. 2 — 4 ст. 31 ЖК РФ («Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении»).

Так, ч. 2 ст. 31 предусматривает возможность установления для членов семьи собственника (по соглашению) определенных ограничений по пользованию его жильем. Согласно ч. 3 этой статьи дееспособные члены семьи несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования служебной квартирой, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

4. Договор найма служебной квартиры подлежит расторжению в порядке и по основаниям, предусмотренным ЖК РФ (см. комментарий к ст. 101).

Этот договор может быть расторгнут и в случае досрочного расторжения трудового договора, заключенного на определенный срок, и в случае расторжения трудового договора, заключенного без определения срока, а также в случае досрочного увольнения со службы и т.д.

5. Помимо общих норм прекращения договора найма в ч. 2 ст. 102 ЖК РФ особо оговариваются случаи, когда служебное жилье сохраняется за нанимателем.

Договоры найма не могут быть прекращены, если при переходе права собственности на жилье (а также в случае передачи такого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу) новый собственник (юридическое лицо, которому передано жилое помещение) является стороной трудового договора с работником — нанимателем такого жилья (ч. 2 ст. 102 ЖК РФ).

Под переходом права собственности при этом следует понимать замену собственника в границах публичных форм собственности в случаях правопреемства (см. ст. 58 ГК РФ). Иное не согласуется со ст. 92, согласно которой специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению и которой установлено, что в качестве специализированных жилых помещений используются помещения государственного и муниципального жилищных фондов (см. комментарий к этой статье).

6. В случаях расторжения или прекращения договора найма служебного жилья граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.

С предоставлением другого жилья (ч. 2 ст. 103) выселяются граждане, если они:

не имеют жилья на праве собственности или пользования по договору социального найма, а также не являются членами семьи собственника либо нанимателя по такому договору;

состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях. Принятие гражданина на учет нуждающихся (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ) свидетельствует о том, что соблюдены требования ст. 49 и 51 ЖК РФ и гражданин имеет право получить жилье по договору социального найма (см. комментарий к ст. 57). Однако необходимо отметить, что состоящим на учете жилье предоставляется в порядке очередности, т.е. исходя из времени принятия граждан на учет.

Категории граждан, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений, определены п. 1 — 4 ч. 2 ст. 103.

Так, согласно ст. 103 ЖК РФ члены семьи работника, которому была предоставлена служебная квартира и который умер, подлежат выселению с предоставлением другого жилья по правилам этой статьи (см. п. 3 ч. 2).

Другой комментарий к статье 104 ЖК РФ

1. По нашему мнению, при буквальном толковании ч. 1 коммент. ст. и п. 5 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 // СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 697) следует прийти к выводу, что в одном многоквартирном доме могут находиться служебные квартиры, квартиры, занимаемые по договору социального найма, и квартиры, находящиеся в частной собственности.

С учетом этого позиция авторов, полагающих, что «служебными могут быть признаны все квартиры многоквартирного дома, что ограничивает возможность нахождения в одном доме (одной квартире) жилых помещений, подчиненных общему и специальному режимам пользования» (Бойцов Г.В., Долгова М.Н. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. М., 2006. С. 212), представляется необоснованной. Далее те же авторы, однако, указывают, что на практике к служебным относятся жилые помещения, расположенные, как правило, на первом этаже (см.: Там же. С. 212).

2. Часть 1 коммент. ст. в первоначальной редакции ЖК предусматривала, что служебные помещения предоставляются гражданам только в виде отдельной квартиры.

Впоследствии данная норма была изменена таким образом, что в настоящее время в качестве служебных жилых помещений могут предоставляться не только квартиры, но и жилые дома (Федеральный закон от 4 мая 2010 г. N 70-ФЗ «О внесении изменения в статью 104 Жилищного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. N 19. Ст. 2278).

Вместе с тем соответствующие изменения не были внесены в Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 // СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 697). В соответствии с п. 5 данных Правил к служебным жилым помещениям относятся отдельные квартиры, отнесение жилых домов к служебным жилым помещениям не предусмотрено.

В данной ситуации, полагаем, подлежит применению указанный федеральный закон, и с момента вступления его в силу к служебным помещениям могут быть отнесены не только квартиры, но и жилые дома.

3. Далее рассмотрим вопрос, могут ли быть отнесены к служебным жилым помещениям отдельные комнаты в квартире, а не вся квартира целиком.

В соответствии с ч. 1 коммент. ст. служебные жилые помещения предоставляются в виде жилого дома или отдельной квартиры.

Статья 101 ранее действовавшего ЖК РСФСР не исключала выделение под служебные жилые помещения комнат. С учетом этого ранее существовал «смешанный жилищный фонд», когда в квартире одна комната являлась служебной, а другая находилась в частной собственности. Многие ученые высказывались об ограничении существования такого «смешанного жилищного фонда» (подробнее об этом см.: Шипунова Е. Жилищное правоотношение по найму служебного жилого помещения // Жилищное право. 2011. N 2. С. 97 — 98).

Полагаем, что договоры найма ранее предоставленных служебных комнат продолжают действовать и после введения в действие ЖК, поскольку последний в этой части не имеет обратной силы (ст. 6 ЖК; Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 15).

После введения в действие ЖК отнесение отдельных комнат к числу служебных будет противоречить ЖК. Вместе с тем Ю.К. Толстой полагает, что систематическое толкование п. п. 3, 5 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 // СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 697) приводит к тому, что в качестве служебных в настоящее время могут предоставляться (выделяться) и комнаты, но при условии, что в соответствующей квартире все комнаты являются служебными (см.: Толстой Ю.К. Жилищное право: Учебник. М., 2011. С. 52). Полагаем, что такое толкование прямо противоречит ч. 1 коммент. ст., хотя, возможно, оно весьма желательно в условиях дефицита служебной площади и нехватки кадров, в том числе в системе жилищно-коммунального хозяйства.

4. Возникает вопрос, допустимо ли в настоящее время предоставлять гражданам по договорам найма специализированных жилых помещений комнаты, которые до введения в действие ЖК были отнесены к служебным, при условии, что после вступления в силу ЖК данные комнаты из числа служебных не были исключены (например, если комната освободилась после 1 марта 2005 г.).

При буквальном толковании норм ст. 6 и ч. 1 ст. 104 ЖК следует прийти к выводу, что предоставление таких комнат в качестве служебных будет противоречить ЖК. Однако такое правовое регулирование, на наш взгляд, не будет соответствовать социально-экономическим реалиям. С учетом этого полагаем, что норма ч. 1 ст. 104 ЖК о том, что служебные жилые помещения предоставляются в виде отдельной квартиры, должна толковаться ограничительно. Данную норму не следует применять к случаям предоставления комнат, которые были отнесены к служебным до введения в действие ЖК.

5. Как говорилось выше, федеральное законодательство не содержит единого перечня граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения (см. комментарий к ст. 93).

6. В соответствии с ч. 3 коммент. ст. служебное жилое помещение предоставляется на период трудовых или служебных отношений по договору найма служебного жилого помещения.

Следует отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 мая 1999 г. N 487 «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба» (СЗ РФ. 1999. N 19. Ст. 2353) с военнослужащими, подлежащими обеспечению служебными жилыми помещениями, заключаются не договоры найма специализированных помещений, а жилищные договоры.

Полагаем, что данные правила о жилищных договорах противоречат ч. 3 коммент. ст. и ч. 1 ст. 99 ЖК. С военнослужащими, подлежащими обеспечению служебными жилыми помещениями, должны заключаться только договоры найма служебных жилых помещений в соответствии со ст. 100 ЖК по типовой форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 (СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 697). (Подробнее о противоречии законодательству норм о жилищном договоре и его соотношении с договором социального найма см.: Шипунова Е. Жилищное правоотношение по найму служебного жилого помещения // Жилищное право. 2011. N 2. С. 88 — 91.)

Новая редакция Ст. 93 ЖК РФ

Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Комментарий к Статье 93 ЖК РФ

В соответствии с п. 5 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, к служебным жилым помещениям относятся отдельные квартиры. Не допускается выделение под служебное жилое помещение комнат в квартирах, в которых проживает несколько нанимателей и (или) собственников жилых помещений.

Под служебные жилые помещения в многоквартирном доме могут использоваться как все жилые помещения такого дома, так и часть жилых помещений в этом доме.

Служебные жилые помещения не подлежат приватизации, однако собственники жилищного фонда и уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о возможности приватизации служебных жилых помещений. Основания и условия приватизации данных помещений могут быть предусмотрены законодательством субъектов Российской Федерации (см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 г., утвержденный Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г. <1>).
———————————
<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 9.

В ст. 93 Кодекса перечень работодателей, характер трудовых отношений с которыми может влечь предоставление служебного жилья, сформулирован как исчерпывающий. Поэтому другие виды коммерческих организаций, а также некоммерческие организации, имеющие в собственности или на праве аренды жилые помещения, не могут предоставлять их своим работникам по правилам гл. 9 Кодекса. В таких случаях должен заключаться договор коммерческого найма жилых помещений (см. гл. 35 ГК РФ).

ЖК РФ 1983 г. предусматривал правило о том, что служебные жилые помещения предназначаются для заселения граждан, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи него (ст. 101). Вместо этого введена отсылочная норма, по смыслу которой категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются органами, указанными в ст. 104 Кодекса.

Служебные, как и другие специализированные жилые помещения, предоставляются не любым гражданам, а только тем, которые не обеспечены жильем в данном населенном пункте (см. ч. 2 ст. 99 Кодекса).

Кодекс не предусматривает возможность предоставления служебных жилых помещений в связи с наличием у гражданина трудовых отношений с муниципальным унитарным предприятием (основанным как на праве хозяйственного ведения, так и на праве оперативного управления).

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления — это вещные права, содержание которых установлено в ст. ст. 113 — 115, 294 — 300 ГК РФ, ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и других федеральных законах.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Другой комментарий к Ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья перечисляет четыре категории граждан, для проживания которых предназначены служебные жилые помещения.

В первую очередь названы лица, которым такое жилье предоставляется «в связи с характером их трудовых отношений». Далее в ст. 93 перечисляются наймодатели: орган государственной власти, орган местного самоуправления; государственное унитарное предприятие; государственное или муниципальное учреждение.

Статьей 101 ЖК РСФСР предусматривалось, что служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Под характером трудовых отношений, дающих право получить служебное жилье, следовало понимать такие трудовые обязанности, при которых либо рабочий день разбит на несколько неопределенных частей, либо необходимость вызова на производство может возникнуть в любое время суток (письмо МКХ РСФСР от 02.09.68 N 01-03-151 «О правовом режиме служебной жилой площади»).

Жилищный кодекс РФ не содержит такой нормы; тем самым он расширяет основания предоставления служебного жилья. Любые трудовые отношения обладают определенным «характером».

2. Помимо указанных выше лиц служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с:

прохождением ими службы;

назначением на государственную должность — Российской Федерации или субъектов РФ;

избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Законодательством предусмотрено предоставление служебного жилья. В большинстве случаев подобный вид жилья выдается гражданам для осуществления ими своих профессиональных и служебных обязанностей. Предоставление служебного жилого помещения урегулировано статьей 104 Жилищного кодекса.

Основания предоставления служебного жилья

Предоставление служебного жилья является механизмом в правового регулирования жилищных отношений. Служебные жилые помещения предоставляются по договору найма и заключаются на период прохождения службы, трудовых отношений или на период нахождения на государственной или выборной должности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а также на службе в органах местного самоуправления. Это является главным основанием предоставления служебного жилья по статье 104 Жилищного кодекса.

Обратите внимание!

По договору найма служебного помещения предоставляется индивидуальный дом или квартира. Вместе с нанимателем в жилье вселяются и члены его семьи.

Кому предоставляется служебное жилье

По Жилищному кодексу, чтобы предоставить служебное жилье гражданину, он должен находиться в трудовых отношениях либо с органами государственной власти, либо с органами власти субъекта РФ или органами местного самоуправления, а также с государственными или муниципальными предприятиями. Исходя из этого, на служебное помещение могут рассчитывать:

  1. Депутаты, замещающие должности государственного служащего на любом уровне: государственный, региональный, местный.
  2. Военнослужащий
  3. Сотрудники правоохранительных органов (полицейские, следователи и др.), которых отправляют на службу в другой город или населенный пункт.
  4. Пожарный в МЧС.
  5. Учителя и врачи. Это относится к тем, кто желает поехать работать в сельскую местность.
  6. Государственные служащие, такие как судьи, чиновники, работники министерств и ведомств и др.

В соответствии со статьей 104 ЖК РФ, категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются:

  1. Органом государственной власти Российской Федерации — в жилищном фонде Российской Федерации.
  2. Органом государственной власти субъекта Российской Федерации — в жилищном фонде субъекта Российской Федерации.
  3. Органом местного самоуправления — в муниципальном жилищном фонде.

Порядок получения служебного жилого помещения

Для того, чтобы заключить договор найма служебного помещения, необходимо наличие решения государственного органа о предоставлении гражданину соответствующего жилья. После официального опубликования постановления государственного органа о том, что обстоятельства предоставления данной квартиры существуют, может быть заключен договор найма.

Для того, чтобы заключить такой договор необходимо подать следующие документы:

  1. Личное заявление.
  2. Копия трудовой книжки.
  3. Справка из кадровой службы, содержащая сведения о составе семьи работника и сроке заключения контракта о прохождении государственной гражданской службы.
  4. Документы, подтверждающие семейное положение заявителя (свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака).
  5. Копии паспортов работника (служащего) и членов его семьи.
  6. Ходатайство от работодателя или вышестоящего должностного лица.
  7. Документы, подтверждающие отсутствие жилья в собственности (пользовании) работника (служащего) и членов его семьи (в виде выписки из Единого государственного реестра недвижимости).
  8. Выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.

Данный перечень не является исчерпывающим и ввиду различных условий предоставления помещения конкретный орган может затребовать предоставления дополнительных документов. Документы предоставляются заверенными копиями либо с предъявлением подлинников. Пакет документов предоставляется в жилищную комиссию или иной орган, уполномоченный на рассмотрение данного вопроса. Решение о предоставлении жилого помещения оформляется приказом, после чего следует заключение договора найма жилого помещения.

Квартира предоставляется нанимателю на основании акта приема-передачи и технического состояние жилого помещения.

Можно ли прописаться в служебной квартире

Так как служебное жилье предоставляется гражданину и членам его семьи лишь на время выполнения трудовых или служебных обязанностей, то в данном случае прописаться в квартире возможно только временно. Сделать это возможно только с согласия собственника. Временная регистрация по месту пребывания является срочной и обычно совпадает со сроком, на который заключен договор найма.

Можно ли служебное жилье перевести в собственность

Жилищный кодекс на сегодняшний момент такой процедуры не предусматривает, а также, Федеральный закон «О приватизации..» устанавливает запрет на приватизацию служебного помещения. Иные нормативно-правовые акты содержат подобную норму, которая устанавливает, что служебное жилье не подлежит отчуждению и приватизации, сдаче в поднаем, переустройству и перепланировке.

Законная возможность приобрести подобное жилье в собственность все же предусмотрена. В случае перевода данного жилья в собственность муниципалитета, служебным считаться оно уже не будет. Поэтому такое жилое помещение возможно передать гражданам по договору социального найма. Само предприятие или учреждение вправе принимать решение о возможности приватизации служебного жилья.

Можно ли выкупить служебное жилье

Выкупить служебное жилье представляется возможным в случае, если гражданин отработал в данной организации не менее 10 лет. Помимо этого, он должен быть официально признан нуждающимся в подобном жилье. В том случае, если семья не состояла на учете в качестве нуждающихся, служебное жилье возможно переоформить в собственность при покупке его по рыночной цене.

Новая редакция Ст. 104 ЖК РФ

1. Служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.

2. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются:

1) органом государственной власти Российской Федерации — в жилищном фонде Российской Федерации;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации — в жилищном фонде субъекта Российской Федерации;

3) органом местного самоуправления — в муниципальном жилищном фонде.

3. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Комментарий к Статье 104 ЖК РФ

1. При предоставлении служебных жилых помещений норма предоставления площади жилого помещения (см. ст. 50 Кодекса) определяется с учетом вида жилого помещения, указанного в ч. 1 ст. 104 Кодекса — в любом случае предоставляется либо жилой дом, либо отдельная квартира. Возможность предоставления в качестве служебного жилого помещения комнаты в коммунальной квартире и тем более нежилого помещения исключена в силу императивного характера данной правовой нормы.

Основанием для предоставления лицу служебного жилого помещения и заключения с ним договора найма служебного жилого помещения является решение соответствующего работодателя, указанного в ст. 99 Кодекса. Для сравнения напомним, что ЖК РФ 1983 г. предусматривал такое решение только в качестве основания выдачи ордера на служебное жилое помещение, а не в качестве основания заключения договора (ст. ст. 105, 106). Как уже отмечалось, Кодекс вообще не упоминает о таком административном акте, как ордер на жилое помещение, и усиливает роль договоров в регулировании жилищных отношений.

Как и любое другое жилое помещение, предоставляемое гражданину служебное жилое помещение должно быть предназначенным для проживания и отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

2 — 3. Служебные жилые помещения предоставляются не любым гражданам, состоящим в трудовых отношениях с работодателями, указанными в ст. 99 Кодекса, и не обеспеченным жильем в том населенном пункте, где находится их место работы. Как и прежде, право на служебное жилое помещение принадлежит только определенным в законодательстве категориям граждан.

Определять такие категории граждан, согласно ч. 2 ст. 104 Кодекса, управомочены органы, представляющие интересы собственников соответственно жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъекта Федерации, муниципального жилищного фонда.

Договор найма служебного жилого помещения регламентирован общими и специальными нормами Кодекса (ст. ст. 100 — 102, ч. 3 ст. 104) значительно подробнее, чем это было в ЖК РФ 1983 г., где такому договору посвящалась только одна статья, имевшая в основном отсылочный характер.

Наймодателями по указанному договору могут быть только государственные и муниципальные органы, действующие от имени собственников жилых помещений или уполномоченные им лица, перечисленные в ч. 1 ст. 100 Кодекса (см. указанную статью и комментарий к ней).

Нанимателями по договору найма служебного жилого помещения могут быть граждане (физические лица). Необходимо обратить внимание на то, что в отличие от договора социального найма, в договоре найма служебного жилого помещения нанимателями могут быть не только граждане Российской Федерации, но также иностранные граждане и лица без гражданства (см. также ч. 5 ст. 49 Кодекса и комментарий к указанной статье).

Срок договора найма служебного жилого помещения определяется продолжительностью трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на выборной должности (см. ч. 3 ст. 104 Кодекса).

Права и обязанности сторон договора найма служебного жилого помещения совпадают с правами и обязанностями наймодателя и нанимателя по договору социального найма, предусмотренными в ст. 65, ч. ч. 3 и 4 ст. 67 Кодекса. Права, обязанности и ответственность членов семьи лица, которому предоставлено служебное жилое помещение, совпадают с правами и обязанностями граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему помещении, указанными в ч. ч. 2 — 4 ст. 31 Кодекса (см. ч. 5 ст. 100 Кодекса).

Прекращение договора найма служебного жилого помещения регулируют общие правила ст. ст. 101, 102 и специальная норма ч. 3 ст. 104 Кодекса.

При этом следует учитывать, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане, указанные в ч. 2 ст. 103 Кодекса.

При заключении договоров найма служебных жилых помещений на практике необходимо руководствоваться Типовым договором найма служебного жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Другой комментарий к Ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан:

имеющих определенные трудовые отношения с органом государственной власти (органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением);

в связи с прохождением службы;

в связи с назначением на государственную должность (федеральную или субъекта РФ);

в связи с избранием на выборную государственную или муниципальную должность (см. комментарий к ст. 93).

Согласно комментируемой статье служебное жилье предоставляется на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной или выборной должности.

Таким образом, служебное жилье предоставляется не в целях удовлетворения жилищных потребностей гражданина, а в связи с выполнением определенных обязанностей (работа, служба и т.п.).

2. Служебное жилое помещение предоставляется на основании:

решения собственника (действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления) или уполномоченных им лиц (ст. 99 ЖК РФ). В качестве уполномоченных может выступать администрация предприятий, учреждений, командование воинской части и т.п.;

договора найма служебного жилого помещения, заключенного в соответствии с решением о предоставлении (юридический состав). При этом предметом договора может быть только отдельная квартира.

3. К пользованию служебным жилым помещением применяются общие правила, предусмотренные ст. 65, ч. 3 и 4 ст. 67 Жилищного кодекса РФ для договоров социального найма (см. комментарий к ст. 100).

В отношении членов семьи нанимателя служебного жилья законодатель предусматривает действие правил ч. 2 — 4 ст. 31 ЖК («Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении»).

Так, ч. 2 ст. 31 предусматривает возможность установления для членов семьи собственника (по соглашению) определенных ограничений по пользованию его жильем. Согласно ч. 3 этой статьи дееспособные члены семьи несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования служебной квартирой, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

4. Договор найма служебной квартиры подлежит расторжению в порядке и по основаниям, предусмотренным ЖК (см. комментарий к ст. 101).

Этот договор может быть расторгнут и в случае досрочного расторжения трудового договора, заключенного на определенный срок, и в случае расторжения трудового договора, заключенного без определения срока, а также в случае досрочного увольнения со службы и т.д.

5. Помимо общих норм прекращения договора найма в ч. 2 ст. 102 ЖК особо оговариваются случаи, когда служебное жилье сохраняется за нанимателем.

Договоры найма не могут быть прекращены, если при переходе права собственности на жилье (а также в случае передачи такого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу) новый собственник (юридическое лицо, которому передано жилое помещение) является стороной трудового договора с работником — нанимателем такого жилья (ч. 2 ст. 102 Жилищного кодекса РФ).

Под переходом права собственности при этом следует понимать замену собственника в границах публичных форм собственности в случаях правопреемства (см. ст. 58 ГК РФ). Иное не согласуется со ст. 92, согласно которой специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению и которой установлено, что в качестве специализированных жилых помещений используются помещения государственного и муниципального жилищных фондов (см. комментарий к этой статье).

6. В случаях расторжения или прекращения договора найма служебного жилья граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.

С предоставлением другого жилья (ч. 2 ст. 103) выселяются граждане, если они:

не имеют жилья на праве собственности или пользования по договору социального найма, а также не являются членами семьи собственника либо нанимателя по такому договору;

состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях. Принятие гражданина на учет нуждающихся (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ) свидетельствует о том, что соблюдены требования ст. 49 и 51 ЖК и гражданин имеет право получить жилье по договору социального найма (см. комментарий к ст. 57). Однако необходимо отметить, что состоящим на учете жилье предоставляется в порядке очередности, т.е. исходя из времени принятия граждан на учет.

Категории граждан, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений, определены п. 1 — 4 ч. 2 ст. 103.

Так, согласно ст. 103 ЖК члены семьи работника, которому была предоставлена служебная квартира и который умер, подлежат выселению с предоставлением другого жилья по правилам этой статьи (см. п. 3 ч. 2).

Добавить комментарий