Смешанная избирательная система

Характерные особенности смешанной избирательной системы

Избирательная система – это система, которая определяет порядок выборов в представительные органы власти. Избирательная система выступает своеобразным институтом представительной демократии, где законы и решения принимаются депутатами – представителями, избранными населением.

Определение 1

Смешанная избирательная система – это система, основанная на одновременном использовании в избирательном процессе мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

Смешанная система возникла в результате объединения преимуществ пропорциональной и мажоритарной систем и, исключения (по возможности) их недостатков. Смешанная система стремится к максимально возможному использованию достоинств обеих систем. При этом одна часть кандидатов избирается в соответствии с правилами одной системы, а другая – по правилам другой (к примеру, формирование нижней части палаты парламента Германии). Использование принципов мажоритарной системы благоприятствует формированию устойчивого правительства, а пропорциональной системы – более полному учету голосов избирателей, что точнее отображает реальную картину политической ситуации.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Смешанная избирательная система: особенности 480 руб.
  • Реферат Смешанная избирательная система: особенности 240 руб.
  • Контрольная работа Смешанная избирательная система: особенности 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В последние десятилетия к смешанной избирательной системе пришло около 30 стран (Западноевропейские страны, Армения, Албания, Япония, Сенегал, Новая Зеландия, Австралия, Египет, Мексиканские Соединенные Штаты). Поведенные реформы позволили значительно ускорить в этих государствах процессы политической структуризации парламента и всего общества.

Смешанные избирательные системы различных стран обладают разными вариациями и отличаются уровнем демократизма. Система подсчета голосов оказывает огромное влияние на политические процессы в социуме и на партийно-политическую систему. Так, в Египте смешанная система – это комплексное голосование по партийным спискам и индивидуальному баллотированию, при котором избирается по одну кандидату, выдвинувшему себя в каждом округе. Оставшиеся мандаты распределяются среди лиц, включенных в партийные списки. В Австралии мажоритарно-пропорциональная система представлена в следующем виде: одну парламентскую палату избирают по мажоритарной избирательной системе, и она составляет абсолютное большинство, а вторая палата избирается по пропорциональной системе.

Отдельные смешанные системы имеют природу механического сочетания мажоритарного и пропорционального принципов (например, Российская Федерация): 50% Государственной Думы избирается по мажоритарной системе, а оставшаяся часть – по спискам избирательных блоков и объединений по пропорциональной системе. Такая же система используется в Германии, однако при этом комбинируются разные способы подсчета голосов.

В последнее время в странах, где традиционной является мажоритарная система, все чаще можно наблюдать тенденцию к ее объединению в отдельных вопросах с пропорциональной избирательной системой. Например, региональные законодательные органы власти в Великобритании (Национальное собрание Уэльса, парламенты Шотландии и Ольстера) избираются на основе пропорциональной системы. Во Франции, где используется мажоритарная система, городской совет Парижа, законодательные органы власти департаментов и регионов, полностью избираются по партийным спискам.

Практика использования смешанной избирательной системы

В России в 2003 году Государственная Дума избиралась по мажоритарно-пропорциональной системе. При этом половина депутатов избиралась по федеральным спискам избирательных объединений, а вторая половина – по одномандатным округам.

Практика использования смешанной избирательной системы при избирательной компании в законодательные органы государственной власти субъектов РФ показала необходимость и важность внесения в федеральное законодательство, которое занимается вопросами регулирования порядка участия в выборах, дополнений и изменения, а именно:

  • заградительный порог (барьер, который должен пройти список кандидатов, для того, чтобы участвовать в распределении мандатов) не должен превышать 7%;
  • повысить до 30-50% общее число кандидатов, которые выбыли из списка кандидатов в качестве основания отмены регистрации списка, отказа в регистрации;
  • заполнить пробел в федеральном законодательстве о выборах и политических партиях, рассмотрев возможность выдвижения местными отделениями политических партий на выборах в органы местного самоуправления своих кандидатов.

Замечание 1

Многие исследователи считают, что мажоритарно-пропорциональная системам должна быть использована при формировании всех уровней представительных органов, в том числе при формировании таких органов в муниципальных образованиях.

В современных условиях в Российской Федерации на выборах депутатов представительных органов абсолютно всех уровней нужна смешанная избирательная система. Такая система наиболее полно может отобразить интересы и конституционные права граждан страны, возможности, которые предоставляются политическим партиям в управлении страной и обществом, способствовать формированию и развитию института гражданского общества.

Преимущества использования смешанной избирательной системы

Использование мажоритарно-пропорциональной системы обладает рядом преимуществ:

  • стимулирует организацию региональных отделений разных политических партий, растет конкуренция, значительно повышается эффективность их деятельности;
  • повышается качество законотворческой деятельности, депутаты более интенсивно готовят поправки, растет требовательность к руководителям исполнительной власти регионов в отношении подготовки проектов законов и дальнейшей их реализации;
  • через политическую деятельность партий, их предвыборных программ, общественные мнение разных групп населения учитывается более объективно;
  • помогает сформировать профессиональный парламент, отражающий своим составом соотношение политических сил в обществе;
  • так как часть депутатов избирается на пропорциональной основе, это способствует укреплению политических партий;
  • сохраняет преемственность политических систем благодаря поддержке политических традиций, так как применение мажоритарной системы позволяет сохранить шансы на создание однопартийного стабильного правительства.

В настоящее время многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая — по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

В последние десятилетия некоторые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т. Е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемою для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять баллов, за второе — четыре, за третье — три, за четвертое — два, за пятое — один балл. После голосования полученные баллы суммируются, по их количеству определяется победитель.

Особенности избирательной системы в России

Чтобы избирательная система в действительности таковой и являлась, а не была системой назначений под видом выборов, ей должен быть присущ комплекс принципов. Всего можно выделить семь принципов, которые, как правило, в той или иной мере юридически закреплены:

  • 1. Обязательность. Представляет собой юридическое оформление выборочного способа формирования государственной власти. Законом должно быть определено: на какие должности избираются руководители, на какие и кем назначаются, случаи, когда на выборную должность руководитель может назначаться (например, военное положение). Подобное законодательство формально препятствует отмене или переносу выборов под надуманными предлогами. В России законодательной основой обязательности выборов служат Конституция РФ (ст. 3, ч.5 ст. 13), Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
  • 2. Периодичность. Четко оформленный срок пребывания на посту, а также максимальное количество сроков, которое может занимать данный пост одно и то же лицо. Впрочем, последнее касается, главным образом, выборных постов в органах исполнительной власти. В России Президент РФ может занимать свой пост не более двух сроков (ст. 81). С периодичностью пять лет проходят выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 96), представительных органов субъектов Федерации.
  • 3. Открытость. Возможность присутствия наблюдателей представителей СМИ при голосовании и подсчете голосов на избирательных участках. Это очень важный момент. Присутствие наблюдателей ограничивает возможность фальсифицировать результаты голосования. Часто приходится слышать о фальсификации итогов голосования в некоторых регионах России.
  • 4. Гласность. Обязательная публикация основных сведений о кандидатах (возраст, место жительства, место работы, должность, сведения об имуществе, размере и источниках дохода). Помимо этого в ряде стран СМИ обязаны предоставлять газетную площадь и эфирное время для обмена мнений о программах и деловых качествах кандидатов независимым экспертам, простым избирателям (за исключением анонимных), но в России высказывание мнения незаинтересованных лиц, напротив, законодательно запрещено. Причиной запрета называлась возможность использования участниками предвыборной борьбы под видом независимых журналистов, политологов, социологов и других специалистов своих сторонников. Законодатели решили, что избиратель должен знать за чей счет хвалят или критикуют того или иного кандидата.
  • 5. Свобода участия. В ст. 1 Федерального закона ‘О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации’ записано: «Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению» 6. Альтернативность. Данный принцип предусматривает обязательную инвариантность выбора. То есть кандидатов должно быть не менее двух. Альтернативность не устраняет проблемы «ложного выбора» — ситуации, когда избиратель не видит принципиального различия между кандидатами. Поэтому возникает сложность идентификации своих интересов с заявлениями кандидатов. Избиратели вынуждены ориентироваться на вторичные признаки. В этом случае прослеживается негативная тенденция: избиратели склонны делегировать свои полномочия тем, кто импозантней выглядит, «красиво» говорит, в общем, а не тем, кто имеет более высокий профессиональный уровень законотворчества. В выборе преобладают иррациональные мотивы, в результате чего снижается уровень принимаемых законов, так как помощники вышеназванных кандидатов являются в большей мере специалистами актерского мастерства, нежели экспертами в области экономики, культуры, социальной защиты.
  • 7. Равное избирательное право. Чаще всего этот принцип трактуется тезисно: «один человек — один голос», однако некоторые исследователи склонны рассматривать его в более широком смысле, распространяя его и на процесс выдвижения кандидатов. Последнее представляется более правомерным, да и сама формула «один человек — один голос» нуждается в уточнении. В России данная проблема актуальна в плане избирательных округов. При выборах Президента РФ, глав субъектов РФ нарезка избирательных округов и участков не имеет большого значения, так как суммируются голоса всех избирателей. Но если речь идет о представительных органах, то этим вопросом пренебрегать нельзя. Каждый депутат представляет определенное количество граждан, делегировавших ему свои полномочия. Его голос в пользу того или иного решения — это их голос. Если один депутат избран, скажем, от 700 тысяч избирателей, то его решение — это решение 700 тысяч граждан, а другой от 400 тысяч — то, соответственно, он отстаивает интересы 400 тысяч. Но в представительном органе их голоса равны, следовательно, мнение 400 тысяч граждан имеет равный вес с мнением 700 тысяч, а это — нарушение принципа равенства. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» не обходит эту проблему, но ее решение не выглядит оптимальным. Пункт 3 а ст. 12 гласит: «должно соблюдаться примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением от нормы в пределах одного субъекта Российской Федерации не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных округах не более чем на 15 процентов». Однако сами субъекты РФ имеют разное количество избирателей и норма представительства, следовательно, различна Другим аспектом данного принципа является равная возможность граждан быть избранным (ч.2,3 ст. 32). Формально этого достичь легко, фактически — невозможно. Здесь имеет значение насколько закон уравнивает возможности кандидатов в использовании материальных, административных, информационных и других ресурсов в процессе выдвижения и предвыборной агитации. В целом, основные принципы избирательного права в Российской Федерации соблюдены, однако на характер функционирования избирательной системы оказывает влияние и сам способ отбора, то есть ее вид.
  • 1. Мажоритарная система простого большинства. Как уже указывалось, здесь для избрания кандидату достаточно набрать больше голосов избирателей, чем любой другой. В РФ подобным образом избирается половина состава Государственной Думы (одномандатные округа — 225 мест; остальные 225 по пропорциональному представительству — федеральный избирательный округ), депутаты представительных органов субъектов федерации, а также органов местного самоуправления. В последнее время наметилась тенденция применения этой системы при выборе глав субъектов федерации (президентов, губернаторов).
  • 2. Мажоритарная система абсолютного большинства. Если ни одному из кандидатов не удалось набрать более 50% голосов в первом туре, то проводится второй. В нем участвуют только два кандидата, набравшие в первом туре наибольшее количество голосов. В этом случае кому-нибудь из них, как правило, удается набрать более 50% голосов, хотя гипотетически возможен вариант, когда оба недобирают (при приблизительном равенстве и достаточным количеством проголосовавших против всех, например). В России таким образом избирают глав субъектов федерации и Президента РФ, причем при выборе последнего в двух случаях из трех второго тура не потребовалось.
  • 3. Пропорциональная избирательная система. Этот вид избирательной системы отличается тем, что граждане выбирают не отдельного кандидата, а понравившееся объединение. Поэтому его можно использовать только для выбора представительных органов власти. Места в законодательном органе распределяются между избирательными объединениями в соответствии с процентом набранных голосов. Цель: ограничить попадание в парламент представителей мало популярных объединений устанавливается заградительный барьер, то есть минимальный процент голосов, который необходимо набрать, чтобы иметь возможность провести своих представителей. Избирательные объединения, набравшие указанный процент или больше, получают места в представительном органе, а все прочие — нет. Голоса последних опять же пропорционально делятся между объединениями, преодолевшими заградительный барьер. Это повышает значимость для избирательного объединения каждого голоса.

Избирательные объединения предоставляют списки своих кандидатов в представительный орган. При этом списки могут уже иметь порядковую нумерацию и в представительный орган попадают кандидаты, занимающие в списке первые места, или не иметь. Многие считают, что последний вариант более демократичен, так как дает возможность избирателю выбрать не только партию, но и конкретных ее представителей. Однако практика показывает, что избиратели реально ранжируют не весь список, а лишь часть его, а остальные номера проставляют механически в том порядке, в каком они стоят, то есть в алфавитном. В результате лидеры партий все равно попадают в парламент, а вот следующим значимым критерием становится фамилия кандидата. В РФ списки ранжированы. Они у каждого объединения состоят из двух частей: общефедеральной и региональной групп. Количество последних определяется самими избирательными объединениями, как и количество кандидатов в каждом списке. Закон, правда, устанавливает определенные ограничения: количество кандидатов в федеральном списке не должно превышать 18, общее количество — 270, региональные группы должны соответствовать субъектам РФ. Один и тот же кандидат не может быть включен дважды ни в списки одного избирательного объединения, ни в списки разных объединений. Избирательные объединения, набравшие более 7% голосов, проводят в Государственную Думу своих кандидатов из федеральной части списка, согласно заранее установленной нумерации. Если количество депутатских мандатов, полученных по итогам голосования, превышает число кандидатов в общефедеральной части списка, то оставшиеся места распределяются между региональными группами пропорционально количеству голосов, набранных избирательным объединением в данных регионах.

Механизм отбора кандидатов: российская действительность.

Избирательную систему в современной России можно определить, как смешанную, то есть сочетающую в себе различные принципы отбора представителей государственных органов власти. В Российской Федерации законодательная и исполнительная власть избираются раздельно, но при выборе депутатов Государственной Думы действует смешанный способ отбора.

Как указано выше, половина состава Государственной Думы избирается по мажоритарной системе, а другая — по пропорциональной. В последнем случае установлен 7% барьер, препятствующий попаданию в законодательный орган представителей малопопулярных объединений. По мнению ряда политологов, это позволяет получать депутатские мандаты представителям различных социальных групп, проводить в законодательный орган экономистов, юристов и других специалистов (которые являются экспертами в своей области деятельности, но не столь эффектны в процессе избирательной борьбы, как профессиональные политики) и в тоже время избежать крайней формы политического представительства, когда в органах власти одновременно присутствует столько разноплановых политических сил, что выработка единой линии просто невозможна.

Для основных социально-политических сил при смешанной системе определяющую роль играет пропорциональный способ отбора, здесь сосредоточены основные усилия в период предвыборной борьбы. Как правило, по одномандатным округам партии выставляют тех же кандидатов, что и по спискам, причем занимающих в данных списках отнюдь не последние места. Это, в общем-то, типичная картина для избирательных систем смешанного типа: значительная часть кандидатов по одномандатным округам, по сути, являются выдвиженцами партий по спискам. В условиях достаточно продолжительного и стабильного существования избирательной системы законодательная власть рекрутируется внутри ведущих партий.

В России развитость гражданского общества пока оставляет желать лучшего, СМИ к процессу выдвижения кандидатов внутри избирательных объединений особого внимания не проявляют, и зачастую процесс включения тех или иных политиков в списки, их ранжирование остается загадкой не только для широких слоев населения, но и для рядовых членов партий. Отсутствие информации не добавляет авторитета избранным депутатам, тем более, что списки региональных групп формируются избирательными объединениями на основе нескольких субъектов Федерации. Региональные группы не адекватны друг другу по количеству избирателей, приходящихся на каждую из них, внутри объединения, а про разные объединения и говорить не приходится.

Смешанная система выборов в России при раздельном способе отбора кандидатов в органы законодательной и исполнительной власти приводит к ситуации, когда данные ветви власти идейно_политически не соответствуют друг другу. Данное несоответствие вызвано закономерностями избирательной системы (мажоритарного принципа отбора в одном случае и пропорционального — в другом) и воспроизводится от выборов к выборам. Во многих странах Латинской Америки проблема неадекватности исполнительной и законодательной ветвей власти решалась с помощью асинхронного распределения властных полномочий в пользу исполнительной власти (суперпрезидентализм). В Российской Федерации этот путь неприемлем. По всей вероятности, будет найден иной способ решения проблемы.

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2013 Юридические науки Выпуск 4(22)

УДК 342.8

АНАЛИЗ СВЯЗАННЫХ И ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Д.М. Худолей

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и финансового права Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: dmitry-hudoley@yandex.ru

Аннотация: В работе содержится краткий анализ смешанных избирательных систем. Изучены две их основные разновидности: параллельная (несвязанная) и связанная. В параллельных системах, в отличие от связанных, голоса, поданные за кандидата и партию, не связаны. Параллельные системы обычно не применяются в развитых демократических странах из-за их очевидной несправедливости. Автор исследовал две разновидности связанных систем. Связанные системы, основанные на принципе большинства, менее справедливы, чем те, что основаны на пропорциональном принципе (например, немецкая модель). Вследствие этого автор предлагает проводить выборы в России по связанным системам, основанным на пропорциональном принципе, проект которой им разработан.

Во-первых, в одномандатных округах должно избираться не более трети депутатов; во-вторых, необходимо запретить двойное участие партийных кандидатов на выборах в одномандатном округе и в составе партийного списка; в-третьих, следует установить запрет для партийных кандидатов выдвигаться в порядке самовыдвижения; в-четвертых, необходимо голоса проигравших партийных кандидатов суммировать с голосами, поданными за их партию; в-пятых, из числа голосов, поданных за партию, нужно вычитать полусумму голосов ее кандидатов-победителей в одномандатных округах.

Автор провел математическое моделирование этой системы, используя результаты выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края последнего созыва. Обосновано преимущество данной системы перед несвязанными и иными связанными избирательными система (в том числе и перед немецкой), в силу чего предлагается использовать данную систему на федеральных и региональных выборах.

Ключевые слова: избирательная система; смешанная избирательная система; параллельная избирательная система; связанная избирательная система; выборы; федеральные выборы; региональные выборы; муниципальные выборы; избирательное право; избирательные права граждан

В начале 2013 года. Президент РФ В.В. Путин внес в Государственную Думу законопроект о выборах депутатов нижней палаты парламента . Законопроект, по сути, восстанавливает порядок избрания депутатов, существовавший до 2007 г. Планируется, что половина депутатов будет избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства (т. е. в один тур), другая половина — по партийным спискам в федеральном

© Худолей Д.М., 2013

округе с использованием квоты Т. Хэйра и 5-процентного «заградительного барьера».

По сути, это мажоритарно-пропорциональная система (ее еще называют параллельной), так как голоса, поданные за кандидата-одномандатника, не учитываются при распределении мест по партийным спискам. Фактически, это отдельные избирательные системы, применяемые при избрании разных частей нижней палаты парламента. Следовательно, мажоритарная составляющая никоим образом не компенсирует недостатки пропорциональной системы. Скорее наоборот, происходит удвоение

недостатков различных систем. Стоит отметить, что в демократических зарубежных странах обычно параллельные системы не применяются, а используются смешанные системы в буквальном смысле этого слова, которые устанавливают взаимосвязь голосов, поданных за одномандатников, с голосами, поданными за партийный список (по таким системам выборы проводятся в ФРГ, Мексике, Новой Зеландии) . Такие смешанные системы в отечественной науке обычно называют связанными, а за рубежом — mixed member proportional system (дословно — смешанные пропорциональные системы). Считается, что связанные системы более справедливы, чем параллельные.

Этот вывод достаточно легко подтверждается. Обычная мажоритарная система относительного большинства в одномандатных округах (система «первый получает пост») приводит к значительной потере голосов избирателей. Только победитель получает мандат, следовательно, голоса проигравших кандидатов теряются. Потерянным может быть значительное число голосов (даже более 50%!). Это может привести к ситуации, когда выборы в парламент выиграет партия-меньшинства (партия, не получившая большинства голосов в масштабах всей страны). Например, в Великобритании подобная ситуация дважды имела место в ХХ веке . Безусловно, мажоритарная система несправедлива при проведении парламентских выборов. В случае проведения выборов по параллельной системе несправедливость мажоритарной системы не компенсируется пропорциональной системой. В итоге, смешанная параллельная система также не исключает вероятности победы на выборах партии-меньшинства. Действительно, она может привести к значительному искажению пропорционального представительства партий. Так, на федеральных выборах в 2003 г., на которых в последний раз применялась эта система, партия «Единая Россия» при 37,56% голосов получила почти половину мест в парламенте . Неудивительно, что именно после неудачных для «Единой России» парламентских выборов 2011 г., на ко-

торых было зафиксировано падение рейтинга партии, было принято решение о возврате к смешанной параллельной системе, так как она позволяет партии-победительнице получить большинство мест в парламенте даже при 30-40% голосов.

Существует несколько связанных смешанных систем. Можно условно их разделить на две группы, в зависимости от того, какой голос избирателя считается главным — поданный за одномандатника или за партию. Первая разновидность системы применяется на выборах в парламент Эстонии — Рийгикогу. Избиратель на выборах получает лишь один бюллетень, в который вписывает регистрационный номер канди-дата-мажоритария. Голосуя за партийного кандидата, избиратель одновременно голосует и за его партию. Независимый кандидат, преодолевший барьер «естественный квоты», автоматически получает место в парламенте. Затем голоса партийных кандидатов суммируются в масштабе региона. Далее, между партиями, преодолевшими «заградительный барьер», распределяются оставшиеся места по пропорциональной системе . Нетрудно заметить, что данная система не сложна и весьма понятна для избирателя.

Конечно, такая система уступает пропорциональной системе с точки зрения учета голосов избирателей. В целом, она благоволит крупным партиям. Так, когда подобная система применялась на выборах в Сенат Италии, то в нем обычно формировались 2-3 крупные фракции .

Вторая разновидность связанных систем — основанная на пропорциональном представительстве. Одна из них применяется в ФРГ, которая приводит к тому, что партия в масштабе всей страны получает места пропорционально числу голосов, поданных за ее партийный список. Избиратели, голосуя за кандидата-одномандатника (за него подается так называемый первый голос), только определяют персональный состав половины нижней палаты парламента и не могут изменить расклад мест между партиями, который определяется согласно голосам, поданным за партийный список (вто-

рые голоса). Данные системы отличаются высокой степенью учета голосов избирателей . Однако они достаточно сложны, что создает трудности при подсчете голосов. Более того, сформированной по такой системе парламент часто отличается высокой степенью раздробленности. Поэтому в самой Германии на выборах применяется достаточно высокий по европейским меркам 5-процентный «заградительный барьер».

К числу других недостатков немецкой системы следует отнести еще два. Так, допускается двойное участие кандидата от партии (в одномандатном округе и в составе партийного списка). Это положение противоречит принципу равного избирательного права и ставит независимых кандидатов в невыгодное положение (у них есть лишь одна возможность быть избранным, а не две). Стоит отметить, что в России несвязанная система также допускает такую несправедливость. Например, на последних выборах в Законодательное Собрание Пермского края кандидат от партии «Единая Россия» Зырянова Е.В. проиграла выборы в своем одномандатном округе (за не проголосовали лишь 12,15% избирателей). Она заняла в округе лишь третье место, но прошла в парламент в составе партийного списка. В то же время кандидат от «Справедливой России» Черепанов С.С., который в этом же округе №30 занял второе место и получил в два раза больше голосов (25,62%), остался без мандата . Справедливо ли это?

Другой существенный недостаток немецкой системы заключается в другом -она допускает увеличение численности парламента за счет «сверхмандатов». Так, на последних выборах в Германии были избраны не 598 депутатов, а 630 . На региональных выборах в земле Шлезвиг-Гольштейн вообще была избрана треть «избыточных» депутатов (95 вместо 69) ! Это абсолютно неприемлемо в России, так как численность представительных органов власти четко зафиксирована в учредительных актах (в Конституции РФ, реги-

ональных конституциях и уставах, уставах муниципальных образований).

Нами был разработан свой проект связанной смешанной системы, который лишен вышеуказанных недостатков. Во-первых, по одномандатным округам должно избираться не более трети депутатов, поскольку именно за счет одномандатников серьезно искажается пропорциональное представительство партий. В настоящий момент в большинстве субъектов РФ, как и в Пермском крае, установлено равное соотношение одномандатников и депутатов, избранных по партийным спискам . Во-вторых, необходимо запретить двойное участие партийных кандидатов в выборах. В-третьих, следунт запретить партийным кандидатам выдвигаться в порядке самовыдвижения, чтобы исключить двойного или даже тройного участия кандидатов от одной и той же партии в избирательном округе. В-четвертых, голоса проигравших партийных кандидатов нужно прибавлять к голосам, поданным за их партию по единому округу, чтобы исключить их потерю. В-пятых, в тех случаях, когда в одномандатном округе побеждает партийный кандидат, из голосов, поданных за его партию, должны вычитаться его голоса, полученные им в одномандатном округе, предварительно уменьшенные в два раза. Для удобства можно вычитать из количества голосов, полученных партией, полусумму голосов ее кандидатов-победителей в одномандатных округах, дробные значения можно округлять в большую сторону.

Приведем пример, используя официальные итоги голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва. На этих выборах в избирательных ящиках было обнаружено 25 827 недействительных избирательных бюллетеней и 991 200 действительных. В силу этого при оценке справедливости несвязанной смешанной системы сначала следует определить процентное отношение количества голосов, полученных каждой партией, к количеству действительных бюллетеней. Далее, следует определить модуль разницы между количеством мест в региональном парламенте (в процентном выра-

жении) и числом голосов (также в процентном выражении). Сумма модулей отклонений в представительстве всех партий, участвовавших в выборах, разделенная на два, — это индекс диспропорциональности

1 «

2Е Г — VI

Лузмора-Хэнби (D = 2 г=1 ), который

используется многими исследователями избирательных систем для определения их справедливости .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, партия «Единая Россия» получила 38,88% голосов (385 398), ее кандидаты выиграли выборы в 25 одномандатных округах, еще 14 мест она получила по единому округу (всего 65% мест, разница составляет 26,12%). Партия КПРФ получила 20,67% голосов (204 879), лишь один ее кандидат выиграл выборы в одномандатном округе, еще 6 мест она получила по пропорциональной системе (11,67% мест, разница оставляет 9%). Партия ЛДПР набрала 18,09% голосов (179 304), ей досталось 5 мест (8,33% мест, разница составляет 9,76%). Партия «Справедливая Россия» набрала 15,64% голосов (154 976), но получила те же 5 мест по пропорциональной системе (8,33% мест, разница составляет 7,31%). Партии «Яблоко», «Правое дело» и «Патриоты России» не добились успеха в одномандатных округах, а в едином округе не преодолели 5-процентный барьер (они получили 4,59%, 1,08% и 1,06% голосов соответственно). Еще 4 места получили независимые кандидаты, победившие в одномандатных округах, но эти результаты мы не можем использовать при определении индекса Лузмора-Хэнби. После несложных математических подсчетов мы приходим к выводу, что индекс Лузмора-Хэнби для несвязанной смешанной системы равен 29,46%.

По нашему глубокому убеждению, избирательные системы, индекс Лузмора-Хэнби которых превышает 25%, не должны признаваться демократичными, поскольку в этом случае происходит значительное искажение пропорционального представительства партий. Так, партия «Единая Россия» получила более 38% голосов, но за

счет депутатов-одномандатников получила большинство почти в две трети мест в региональном парламенте . В данном случае партия-победитель получила почти в два раза больше мандатов, чем ей полагалось с точки зрения законов математики. И наоборот, иные партии, преодолевшие «заградительный барьер», получили почти в два раза меньше мест. Конечно, стоит задуматься об ее справедливости и демократичности.

Применим вышеуказанные итоги голосования к положениям нашей избирательной системы. Во-первых, голоса партии «Единой России» должны быть уменьшены на количество голосов ее кандидатов, победивших в одномандатных округах, которое предварительно было поделено на 2 (дробные значения следует округлять до целого в большую сторону). Так, всего кандидаты-победители от партии «Единая Россия» получили 429 430 голосов. Следовательно, из 385 398 голосов, полученных партией «Единая Россия» в едином округе, необходимо вычесть 214 715 голосов. Далее, следует прибавить те голоса кандидатов от партии «Единая Россия», которые проиграли выборы в пяти одномандатных округах (26 907). Таким образом, после всех расчетов «Единая Россия» осталась бы лишь с 197 596 голосами. Для удобства эти голоса можно называть компенсационными, так как их количество отличается от того, которое было установлено в протоколе Избирательной комиссии Пермского края.

Аналогичным образом поступаем с остальными партиями. Так, из числа вторых голосов КПРФ (204 879) следует вычесть голоса ее единственного победителя в одномандатном округе, заранее уменьшенного в два раза (ее кандидат в округе №8 получил 12 043 голоса, следовательно, вычитается 6 022). Также мы должны прибавить голоса ее проигравших кандидатов-одномандатников (178 753). Таким образом, КПРФ получила 377 610 компенсационных голосов. Партия ЛДПР к своим вторым 179 304 голосам получает 118 168 первых голосов, поданных за ее проигравших кан-дидатов-мажоритариев (в сумме

297 472 компенсационных голоса). Партия

«Справедливая Россия» к своим 154 976 вторым голосам получает 54 074 первых голоса, полученных ее проигравшими кандидатами-одномандатниками (в итоге 209 050 компенсационных голосов). Партии «Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело» даже после передачи им дополнительных голосов не преодолеют 5-процетный барьер и лишаются права на мандаты.

Затем мы распределяем мандаты между партийными списками (их также можно называть компенсационными). В нашем примере таких мандатов должно быть 60, так как лишь одна треть общей численности парламента должна избираться по одномандатным округам). Возьмем за основу правила естественной квоты Т. Хэйра и метода наибольших остатков, которые, на наш взгляд, должны применяться на любых выборах в России, поскольку они не допускают искажения пропорционального представительства партий. Всего партии, преодолевшие «заградительный барьер», получили

I 081 728 компенсационных голосов, следовательно, избирательный метр равен 18 028,8 голосам. Каждая партия получит столько компенсационных мандатов, сколько избирательный метр укладывается в полученных ею на выборах компенсационных голосах. Таким образом, «Единая Россия» получает 10 мандатов (0,96 в остатке), КПРФ — 20 мандатов (0,94 в остатке), ЛДПР -16 мандатов (0,5 в остатке), «Справедливая Россия» — 11 (0,6 в остатке). Всего мы распределили 57 мандатов, оставшиеся три отойдут к партиям, имеющим наибольший дробный остаток («Единая Россия», КПРФ и «Справедливая Россия»).

После несложных математических расчетов мы пришли к выводу, что партия «Единая Россия» по единому округу получает 11 мест, партия КПРФ — 21, партия ЛДПР — 16, партия «Справедливая Россия»

— 12. С учетом мест, полученных партиями по одномандатным округам, мы имеем следующий результат: партия «Единая Россия»

— 36 мест (25 по одномандатным округам и

II по партийному списку); партия КПРФ -22 мандата (1 по одномандатному округу и

Так, на прошедших выборах в бундестаг 5-процентный «заградительный барьер» преодолели лишь 4 партии (ХДС/ХСС, СДПГ, Левая партия и «Зеленые»), за «бортом» осталась половина всех партий, которые получили около 13% голосов избирателей. В силу этого партия-победитель ХДС/ХСС получила больше мест, чем бы ей полагалось (за нее проголосовали 42% избирателей, но она получила почти половину мест в парламенте — 311 из 630) . Индекс Лузмора-Хэнби на этих выборах превысил 14%.

В то же время наша система устраняет многие существенные недостатки немецкой системы (в первую очередь, не допускается «раздувания» парламента). Разработанная нами система практически не допускает искажения пропорционального представительства партий, в то же время она разрешает свободное участие в выборах независимых кандидатов по одномандатным округам.

Условно данную избирательную систему можно называть системой связанных голосов. Конечно, у нее есть и недостатки. Так, по нашему мнению, на выборах по партийным спискам должен применяться «заградительный барьер» не более 3%. В противном случае теряется весьма значительное количество голосов. Так, в 1995 г. на федеральных выборах в России были поте-

ряны более 49% голосов избирателей при 5-процентном «заградительном барьере», а индекс Лузмора-Хэнби составил 47,16% . Как показывает практика проведения выборов по пропорциональной системе в России и в зарубежных странах, 3-процентый барьер допускает потерю незначительного числа голосов избирателей . Как правило, партии, преодолевшие 3-процентный барьер, получают более 75% голосов избирателей, и индекс Лузмора-Хэнби в этом случае не превышает предел в 25%.

Если бы на выборах в Пермском крае в 2011 г. был установлен именно 3-процентный барьер и применялась разработанная нами система связанных голосов, то партия «Яблоко» смогла сформировать фракцию в количестве 3 депутатов, а индекс Лузмора-Хэнби понизился до 4,9%!

Нетрудно заметить, что минимально возможное число депутатов, избираемых по партийным спискам, должно быть 30 (партия, преодолевшая «заградительный барьер», получит хотя бы одно место в случае использования системы Т. Хэйра и метода наибольших остатков). Таким образом, данная система может применяться лишь при избрании не менее 45 депутатов. Большинство региональных парламентов в России имеют меньшую численность депутатов. На местных выборах эта система применяться не может, так как местные представительные органы, как правило, имеют меньшую численность. Так, даже в административном центре Пермского края в г. Перми местная городская дума состоит из 36 депутатов . На таких выборах более обоснованно использовать полупропорциональные системы. Но это уже тема для отдельного исследования.

Библиографический список

2. Выборы в Государственную Думу (1995). URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Выборы_в_Государствнную_думу_ (1995) (дата обращения: 26.09.2013).

4. Зарубежное избирательное право: учеб. пособие / отв. ред. В.В. Маклаков. М.: Норма, 2003. 288 с.

5. ЗоринаЖ.О. Избирательная система и ее значение в формировании институтов представительной демократии // Сб. конкурс. работ в области избират. права и избират. процесса. М., 2002. 232 с.

7. Любарев А.Е. Пропорциональная и смешанная избирательная системы на региональных и муниципальных выборах в Российской Федерации: проблемы «сфабрикованного большинства» // NB: Вопросы права и политики. 2013. №8. С. 65-118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: проект внесен Президентом Рос. Федерации В.В. Путиным. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

12. Устав города Перми: утв. решением Перм. гор. Думы от 13 марта 1996 г. (в ред. от 21 июня 2011 г.) // Вечерняя Пермь. 2000. 19 янв.

13. Худолей К.М. Конституционное право зарубежных стран СНГ и Балтии: учеб. пособие / Перм. гос. ун-т. Пермь. 2009. 240 с.

Bibliograficheskij spisok

4. Zarubezhnoe izbiratel’noe pravo: ucheb. posobie / otv. red. V.V. Maklakov. M.: Norma, 2003. 288 s.

7. Ljubarev A.E. Proporcional’naja i sme-shannaja izbiratel’naja sistemy na region-

12. Ustav goroda Permi: utv. resheniem Perm. gor. Dumy ot 13 marta 1996 g. (v red. ot 21 ijunja 2011 g.) // Vechernjaja Perm’. 2000. 19 janv.

13. Hudolej K.M. Konstitucionnoe pravo za-rubezhnyh stran SNG i Baltii: ucheb. posobie / Perm. gos. un-t. Perm’. 2009. 240 s.

THE ANALYSIS OF THE MIXED MEMBER PROPORTIONAL AND THE PARALLEL ELECTORAL SYSTEMS

D.M. Khudoley

Perm State National Research University 15, Bukirev st., Perm, 614990 E-mail: dmitry-hudoley@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Смешанная избирательная система — в ряде стран — избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Её суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть — в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране. Существует в Японии, Германии, Венгрии, Австралии и Новой Зеландии.

С 17 февраля 2014 года в РФ принята смешанная система выборов в Государственную Думу: 225 депутатов избираются по мажоритарной системе относительного большинства, 225 — по пропорциональной избирательной системе.

В Австралии смешанная система проявляется по-иному: одна палата парламента избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а другая — по пропорциональной системе. В Египте смешанная система представляет собой сочетание голосования по партийным спискам и индивидуального баллотирования: в каждом округе избирается один депутат, выдвинувший свою кандидатуру индивидуально, а остальные мандаты распределяются среди тех, кто включён в партийные списки. В Мексиканских Соединенных Штатах Палата депутатов Федерального Конгресса состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинства, и из 100 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства.

Таким образом, смешанная избирательная система, построенная на едином принципе — сочетании элементов мажоритарной и пропорциональной систем, имеет самые различные вариации, отличаясь большей или меньшей степенью демократизма, приспосабливаемости к конкретным условиям каждой страны.

Система подсчета голосов избирателей на выборах, являясь на первый взгляд чисто организационно-технической процедурой, оказывает обратное воздействие на политические процессы в обществе и влияет на партийно-политическую систему каждой страны.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5 Просмотров:9 606 34 551 24 518 16 640 1 962
  • ✪ Избирательные системы. Что такое избирательный округ? Пропорциональная, смешанная, мажоритарная.
  • ✪ Обществознание ЕГЭ 2017. Выборы Типы избирательных систем
  • ✪ Проблемы избирательной системы относительного большинства
  • ✪ Избирательная система. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (Политика)
  • ✪ #Избирательные системы ЕГЭ | Часть 1| Подготовка к ЕГЭ по обществу 2018…

Субтитры

Смешанная избирательная система – одна из разновидностей избирательной системы, применяемой во многих странах, в том числе и в Российской Федерации.

Смешанная избирательная система

Смешанная избирательная система – избирательная система, при которой часть мандатов в представительный орган власти распределяется по мажоритарной системе, а часть – по пропорциональной системе. То есть две избирательные системы используются параллельно.

Смешанная избирательная система применяется в странах с большим населением и/или в странах с неоднородным населением, живущим в разных экономических, социально-культурных и даже географических условиях.

Избирая часть парламента (Думы) по партийным спискам, а часть персонализировано, создается баланс между местными и/или общенациональными интересами.

ТТакая система применяется в Боливии, Великобритании (парламент Шотландии и Законодательная ассамблея Уэльса), Германии, Лесото, Мексике, Новой Зеландии. А также в Российской Федерации. На Украине при выборе Верховной рады до 2006 года использовали смешанную избирательную систему, сейчас используется пропорциональная система. Но с 2010 года был принят законопроект, согласно которому при выборах Верховного Совета Крыма будут использовать смешанную избирательную систему.

В некоторых странах применяют свой тип смешанной избирательной системы. Например, в Австралии верхняя палата парламента избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а нижняя палата – по пропорциональной системе. В Мексике 300 депутатов Федерального конгресса избираются по мажоритарной системе относительного большинства и лишь 100 депутатов избираются по пропорциональной системе. В Италии 25% депутатов парламента избираются по пропорциональной системе, а 75% – по мажоритарной системе.

Гибридная избирательная система

Гибридная избирательная система – синтез мажоритарной избирательной системы и пропорциональной. Выдвижение кандидатов происходит по пропорциональной системе (по партийным спискам), а голосование – по мажоритарной (персонально за каждого кандидата).

Местные ячейки партии формируют свой список для конкретного избирательного округа. Допускается самовыдвижение члена партии. После чего списки утверждаются решением высшего органа партии (съезд или конференция).

Выборы проходят по одномандатным округам. Избиратель, выбирая между конкретными кандидатами, может ориентироваться как по партийной принадлежности кандидата, так и по его личным качествам.

Гибридная избирательная система не применяется в Российской Федерации. В некоторых СМИ можно увидеть такое определение, но это лишь синоним смешанной избирательной системе.

Смешанная избирательная система в России

Смешанная избирательная система применяется в России при выборах в Государственную думу.

До 2007 года 225 депутатов Госдумы избирались по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе, а 225 депутатов по единому округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%.

С 2007 по 2011 год все 450 депутатов Госдумы избирались по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 7%.

Следующие выборы в Государственную думу в 2016 году снова пройдут по смешанной системе на тех же условиях (процентный барьер, принципы создания избирательных округов, и т.д.), что и до 2007 года.

Недостатки смешанной избирательной системы

Каждая избирательная система имеет свои достоинства и недостатки. Такие мировые политологи, как Морис Дюверже, Хуан Линц, считают, что выбор той или иной избирательной системы влияет на развитие страны.

Смешанная пропорциональная система создает баланс между мажоритарной и пропорциональной системами. Но в стране, находящейся на ранней стадии развития демократии, с не устоявшимися политическими партиями, смешанная система выборов способствует раздроблению партийной системы.

Раздробленность партийной системы приводит к ситуации, когда в парламенте большинства нет ни у самой популярной партии, ни у небольших партий. Партии вынуждены объединяться в коалиции, и зачастую такие коалиции состоят из идеологических противников. Все это затрудняет проведение голосования по важнейшим для страны вопросам.

Такую раздробленность партийной системы, коалиции между идеологическими противниками можно было наблюдать в девяностых и в начале двухтысячных годов в некоторых парламентах бывшего СССР, например – на Украине и в России.

Добавить комментарий