Соавтор, кто это?

Новая редакция Ст. 1258 ГК РФ

1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

Комментарий к Ст. 1258 ГК РФ

1. Статья 1258 ГК РФ определяет понятие соавторства и основы регулирования отношений между соавторами, возникающие в связи с созданием произведения творческим трудом нескольких лиц. Соавторство предполагает совместный творческий труд нескольких лиц, результатом которого является создание единого произведения. Совместность труда авторов может принимать различные формы, например, И. Ильф и Е. Петров при написании бессмертных повествований об Остапе Бендере совместно «думали вслух», при этом один из них записывал идеи. Совместное творчество может протекать в других формах: соавторы предварительно обсуждают концепцию произведения, идеи, структуру, распределяют между собой определенные части работы — примером такого совместного труда соавторов является настоящий комментарий.

При определении соавторства следует исходить из того, что каждое лицо, претендующее на соавторство произведения, должно отвечать понятию автора, установленному ст. 1257 ГК РФ, — участие такого лица в создании произведения должно быть непременно творческим. В связи с этим не образует соавторства редакторская правка созданного произведения (исправление погрешностей языка, орфографических, грамматических ошибок, стиля и т.д.), если таковая не связана с изменением существенных элементов произведения: художественной формы, системы образов, дополнением научных произведений комментарием и др.

2. Закон выделяет два вида соавторства — делимое и неделимое. Правовое значение выделения видов соавторства заключается в определении различного порядка реализации соавторами своих прав. При раздельном соавторстве автор вправе использовать свое произведение (часть произведения, созданного в соавторстве) по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

Критерием разграничения является возможность разделения произведения на части, создание каждым из авторов отдельной части произведения. Указанный критерий является единственным, который установлен законодателем, вместе с тем следует предположить, что существуют и иные способы идентификации произведения, созданного раздельным трудом соавторов (в частности, раздельным соавторством следует признавать произведение, состоящее из разнопорядковых объектов авторского права, например повесть и иллюстрации, музыка и слова песни, фильм и музыка к нему). Или все производные произведения, созданные творческим трудом нескольких лиц на основе произведения, принадлежащего одному автору, следует признавать неделимыми независимо от того, что, например, переводчики разделили книгу на главы и переводили независимо один от другого.

3. Осуществление прав в отношении произведения, созданного совместным трудом соавторов, осуществляется в соответствии с правилами п. п. 2 и 3 анализируемой нормы. В соответствии с общим правилом, определенным в п. 2 ст. 1258 ГК РФ, авторские права осуществляются совместно, следовательно, для реализации прав, установленных ст. 1255 ГК РФ, требуется согласие всех соавторов. Иной порядок осуществления прав может быть установлен соглашением соавторов. Закон не определяет каких-либо требований ни к форме, ни к содержанию указанного соглашения, соответственно, при разрешении указанных вопросов следует руководствоваться общими положениями гражданского законодательства.

Видится, что порядок осуществления авторских прав в отношении произведения, созданного в соавторстве, по своей конструкции напоминает порядок осуществления права собственности долевыми сособственниками. Осознание указанного момента позволит в большей степени понять общий смысл правового регулирования отношений между соавторами.

Права соавторов неделимы, в силу специфики объектов авторских прав нельзя потребовать выдела доли в объекте в натуре, осуществление прав может быть только совместным и никак иначе, что связано прежде всего с «интеллектуальным характером» прав на соответствующее произведение.

Осуществление неимущественных прав авторов может быть только совместным, неимущественные права соавторов по определению неделимы, соответственно, недопустимо по соглашению сторон устранить кого-либо из авторов от участия в решении вопроса обнародования произведения, даже в том случае, если осуществление прав по договору между соавторами поручено одному из них. Следует предположить, что коль скоро неимущественные права являются личными и осуществляются только автором, соответственно, порядок осуществления таких прав не может быть предметом соглашения ни при каких обстоятельствах.

Предметом соглашения может быть только порядок осуществления имущественных прав авторов и распределения выгоды, полученной от использования произведения.

Имущественные права авторов также являются неделимыми, хотя и имеют некоторые особенности: так, нельзя по соглашению сторон устранить одного из соавторов от разрешения вопроса о заключении договора о передаче исключительных прав на произведение третьему лицу. Коль скоро речь идет об имущественных правах автора, допустимо распределение имущественных выгод от использования произведения, но никак ни о чем другом. В частности, допустимо в силу соглашения поручить одному из авторов осуществление исключительных прав на произведение.

4. Положения п. 2 комментируемой статьи образуют механизм защиты прав соавторов от произвольного поведения коллеги последних. Учитывая природу неимущественных прав автора, последний может без объяснения причин запретить обнародование произведения, созданного в соавторстве, и именно в связи с этим закон устанавливает правило о недопустимости действий одного из соавторов без достаточных оснований запрета на использование такого произведения. При применении указанного правила следует учитывать, что оно распространяется только на произведения, соавторство в отношении которых является нераздельным, и не применяется к произведениям, авторство в отношении которых является раздельным. При толковании понятия «без достаточных к тому оснований» следует предположить, что запрет использовать произведение не должен образовывать состав злоупотребления правом, а должен быть направлен, иметь своей целью защиту прав автора, установленных законом. В противном случае такой запрет следует признать произвольным, необоснованным.

Разрешение разногласий между соавторами возможно по решению суда. И хотя закон не содержит специального указания на этот счет, следует предположить, что в данном случае применима аналогия закона с правилами п. 1 ст. 247 ГК РФ.

5. Правило п. 4 комментируемой нормы наделяет любого из соавторов независимо от вида соавторства осуществлять защиту авторских прав на соответствующее произведение. При применении указанной нормы следует исходить из следующего: в соответствии с правилами процессуального законодательства лицо вправе обратиться в суд за защитой своего нарушенного права или охраняемого законом интереса, соответственно, один из соавторов произведения, созданного в раздельном соавторстве, не вправе обратиться в суд с требованием о защите прав части такого произведения, автором которой он не является. Кроме того, в отношении неимущественных прав следует предположить, что автор вправе защищать только свои неимущественные права в отношении произведения, но никак не неимущественные права другого соавтора. Если автор обратится с требованием о защите нарушенных неимущественных прав и будет установлено, что его права соответствующим правонарушением не затронуты, то ему должно быть отказано в иске как ненадлежащему истцу (например, если при издании произведения было искажено имя соавтора, который не является истцом по делу). В части защиты имущественных прав соавторы являются своего рода «солидарными кредиторами», если будет нарушено одно из прав, предусмотренных ст. 1270 ГК РФ, один из соавторов вправе требовать прекращения такого нарушения независимо от воли других соавторов. Представляется, что по любому из таких дел суду следует обсуждать вопрос о привлечении всех соавторов к участию в деле в качестве третьих лиц, если последние не изъявят желания выступить в качестве соистца.

Другой комментарий к Ст. 1258 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Произведение не обязательно должно быть выражением творчества одного человека. Оно может стать результатом совместных творческих усилий нескольких авторов. В этом случае образуется соавторство, т.е. такой правовой режим произведения, при котором его юридическую судьбу определяет не одно, а несколько лиц.

Традиционно выделяют раздельное и нераздельное соавторство в зависимости от того, образует ли произведение «неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение» (п. 1 комментируемой статьи).

Например, картина Кукрыниксов является образцом нераздельного соавторства, а учебник, разные главы которого написаны разными специалистами, — произведением, в отношении которого соавторство является раздельным.

2. Такое разделение имеет важные юридические последствия, раскрываемые в п. 2 рассматриваемой статьи.

В отношении раздельного соавторства действуют следующие правила: во-первых, о совместном использовании произведения в целом, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Во-вторых, каждый из соавторов вправе по своему усмотрению использовать часть произведения, имеющую самостоятельное значение <1> и созданную только им, т.е. если эта часть была результатом только его творчества (даже если другие соавторы каким-либо образом оказывали ему «нетворческую» помощь). То есть данные нормы не отменяют друг друга, а находятся во взаимном дополнении, устанавливая возможность использовать как произведение в целом, так и отдельные его части с учетом раздельного характера соавторства. В-третьих, соглашением между соавторами могут быть предусмотрены иные условия использования как произведения в целом, так и отдельных его частей. Так, соавторы могут уполномочить одного из соавторов на использование произведения, созданного их совместным творческим трудом. Или соавторы могут принять решение о том, что никто из них без согласия остальных соавторов не вправе использовать имеющую самостоятельное значение созданную им часть произведения.
———————————
<1> Говоря о таком важном признаке части произведения, которая может использоваться отдельно, как ее самостоятельное значение, следует иметь в виду, что речь идет о творческом характере такой части. Другими словами, часть тогда имеет самостоятельное значение, когда она может рассматриваться как отдельный результат творческой деятельности. По сути, речь идет об определенной двойственности правового режима такого результата, который одновременно и является частью другого произведения, и может приобретать значение самостоятельного произведения.

Применительно к нераздельному соавторству вопрос об использовании отдельных частей не встает. Поэтому ситуация здесь упрощается — действует общее правило о совместном использовании произведения, если соглашением между соавторами не установлено иное. Однако здесь возникает опасность того, что любой из соавторов может запретить использовать произведение в целом, а поскольку отдельные части такого произведения нельзя выделить в самостоятельные объекты, это может иметь серьезные негативные последствия для публики и нарушать законные интересы других соавторов. Именно поэтому для случая нераздельного соавторства Кодексом предусмотрено, что «ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения».

3. В использовании произведения соавторами есть два самостоятельных вопроса: распределение доходов от использования произведения и распоряжение исключительным правом на произведение. Именно поэтому в отношении этих вопросов предусмотрено специальное регулирование. В Кодексе это п. 3 рассматриваемой статьи. Данная норма отсылает к абз. 2 и 3 п. 3 ст. 1229 ГК. Такое выделение имеет еще и то значение, что п. п. 1 и 2 комментируемой статьи, в отличие от п. 3, регулируют вопросы использования несколько иным образом, нежели это предусмотрено абз. 1 п. 3 ст. 1229 ГК.

Но предусмотренные Кодексом различия в отношении использования произведения соавторами в зависимости от того, является ли соавторство раздельным или нет, не могут быть применимы при защите произведения.

4. В пункте 4 ст. 1258 прямо установлено право каждого из соавторов самостоятельно принимать необходимые меры защиты своих прав на произведение, независимо от вида соавторства. Данное положение должно трактоваться расширительно: каждый из соавторов может защищать свои права как в отношении произведения в целом, так и той части, которая создана им и имеет самостоятельное значение (при раздельном соавторстве).

Соавторство следует отличать от произведений, созданных с использованием других произведений, а также исполнений.

Авторы производных произведений (переводы, инсценировки, экранизации, аранжировки и т.д.) не могут быть соавторами оригинального произведения.

Произведение, помещенное в сборник или иное составное произведение, приводит к образованию другого произведения — составного, права на которое принадлежат составителю, но не образует соавторства в отношении тех лиц, произведения которых помещены в сборник. Наибольший интерес в этой связи представляет аудиовизуальное произведение. Согласно п. 2 ст. 1263 ГК у него есть три автора: режиссер, сценарист и композитор, написавший музыкальное произведение специально для данного аудиовизуального произведения. В данном случае речь идет о частично раздельном соавторстве. Сценарист и композитор могут использовать соответственно сценарий и музыку отдельно от аудиовизуального произведения — как его части, имеющие самостоятельное значение. Использование же режиссером аудиовизуального произведения без текста (сценария) и музыки невозможно. Кроме того, аудиовизуальное произведение в соответствии со ст. 1240 ГК является сложным объектом и в нем могут быть использованы и другие произведения. Например, в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» артисты А. Мягков и В. Талызина читают стихотворение А. Кочеткова. Но в данном случае речь идет об использовании одного произведения в другом и никакого соавторства не образуется.

Не является соавтором и исполнитель произведения. Даже несмотря на то, что в соответствии со ст. 1313 ГК его труд признается творчеством, он — автор только своего исполнения, но не того произведения, которое он исполняет.

В любом случае для законного использования произведения, созданного в соавторстве, требуется согласие всех соавторов (или их правопреемников). Однако при делимом соавторстве каждый из соавторов, кроме того, может отдельно использовать свое собственное произведение без согласия других соавторов. Например, композитор может дать разрешение на использование музыки песни без согласия автора текста песни, даже если песня создавалась ими в творческом взаимодействии (соавторстве).

Делимое соавторство часто оказывается трудно отличить от случаев совместного использования двух или более произведений. Например, песня, музыка которой написана на стихи, существовавшие ранее, не может рассматриваться как созданное в соавторстве произведение. Для соавторства характерен именно совместный творческий труд, что, правда, не всегда предполагает обязательное нахождение соавторов в одном помещении. Для практики такие отличия особого значения не имеют, так как согласие на использование все равно надо спрашивать у всех авторов, вне зависимости от того, являются они соавторами или нет.

Предполагается, что соавторы заключат между собой особое соглашение, в котором будет определяться порядок использования созданного в соавторстве произведения. На практике обычно такого не происходит, и права на использование созданного в соавторстве произведения могут оказаться блокированными.

Закон предусматривает, что если произведение соавторов образует неразрывное целое (неделимое соавторство), то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование такого произведения, однако применить на практике данное положение оказывается непросто.

Служебные произведения (произведения, созданные работниками, и права работодателей)

В отношении произведений, созданных работниками в порядке выполнения служебных обязанностей (кратко именуемых служебными произведениями), Закон предусматривает презумпцию (общее правило) о переходе исключительных прав на использование таких произведений от авторов-работников к работодателям, т. е. лицам, с которыми авторы состоят в трудовых правоотношениях.

Правило о переходе исключительных прав на использование служебных произведений к работодателям применяется, если иное не предусмотрено договором между автором-работником и работодателем.

Следует, однако, учитывать, что ранее действовавшее законодательство предусматривало совершенно иной подход к решению вопроса о принадлежности имущественных авторских прав на служебные произведения: все авторские права сохранялись за автором-работником.

Эту особенность принадлежности прав на старые служебные произведения (созданные в период существования СССР, а также в переходный период до августа 1992 г.) следует учитывать при заключении любых договоров об использовании таких произведений, поскольку никакие организации, являющиеся правопреемниками существовавших государственных предприятий, не могут на основании этого правопреемства претендовать на обладание какими-либо исключительными правами на произведения, созданные работниками таких ранее существовавших государственных предприятий.

Глава «Теоретические аспекты и история авторского права” Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP носит менее практически направленный характер, чем другие разделы. Но в ней рассматриваются вопросы, без знания которых трудно понять систему авторского права в целом и логику развития авторского права. В частности, здесь Вы узнаете об истории авторского права в России и мире, о том, что такое форма и содержание произведения и какими свойствами должно обладать произведение, чтобы охраняться авторским правом.
Если Вы найдете ответ на интересующий вопрос здесь, попробуйте обратиться к общему разделу «Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права” или к разделу «Авторское право” Библиотеки Sum IP.

  1. История авторского права в мире.
  2. История авторского права в России.
  3. Форма и содержание произведения.
  4. Творчество как критерий правовой охраны произведений.
  5. Что такое соавторство? Виды соавторства.
  6. Оригинальные и производные объекты авторских прав.
  7. Копирайт: юридическое значение.

Первые законы об авторском праве были приняты в Европе в XVIII веке. До этого момента понятия «интеллектуальная собственность”, «права автора” не существовали, а предоставление монополии на занятие определенной деятельностью осуществлялось посредством привилегий, выдаваемых монархами отдельным лицам. Первые законы об авторском праве закрепили противоположный принцип: государство обязано охранять авторские права любых лиц.

Одним из первых был принят закон Англии 1709 года. Первый французский закон об авторском праве относят к 1791 году. Первоначально правовая охрана распространялась только на литературные произведения, причем защищались в первую очередь интересы не автора-творца, а книгопечатников. Сама необходимость в защите интеллектуального труда была связана с развитием техники книгопечатания, когда без особого труда стало возможным изготавливать большое число экземпляров произведения.

Позже авторское право распространилось и на другие объекты: произведения изобразительного искусства, драматические, музыкальные произведения.

Важнейшей вехой в истории развития авторского права является 1883 год, когда была принята Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений. Во-первых, благодаря Бернской конвенции была расширена территория действия авторских прав (). Во-вторых, Бернская конвенция во многом унифицировала законодательство разных стран в области авторского права. Тем самым был создан международный стандарт защиты прав авторов.

История авторского права в России.

Первый закон об авторском праве в России был принят в 1828 году. Он распространялся только на литературные произведения и защищал права авторов и издателей. Затем в 1911 году был издан новый закон, который существенно расширил сферу действия авторских прав и в то время отвечал общепринятым мировым стандартам. Однако судьба закона 1911 года была предрешена событиями Великой октябрьской революции.

После ряда изменений законодательства об авторском праве в 1925 году в СССР был одобрен новый закон. Его логика была предопределена сложившимся экономическим устройством Советского Союза. Так как предприятия не конкурировали друг с другом, бессмысленно было и закреплять исключительные права на интеллектуальную собственность за кем-то одним. Поэтому по закону 1925 года правообладателями могли выступать только сами авторы. Но все авторские права сводились к личным неимущественным правам и к праву на получение вознаграждения за использование произведения. Такое регулирование авторских прав сохранилось вплоть до конца 80-х годов.

В 1993 году был принять Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах”, который вернул законодательство об авторском праве в русло рыночных отношений. Его создатели опирались на опыт зарубежных стран и международные соглашения в области интеллектуальной собственности. С 1 января 2008 года вступила в силу часть IV Гражданского кодекса РФ. Соответственно, с этой даты прекратил действие Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах”. Часть IV Гражданского кодекса сохранила основные положения, закрепленные в Законе 1993 года, однако внесла и ряд существенных изменений. В частности, с принятием части IV Гражданского кодекса поменялась система договоров в авторском праве.

4. Признаки творчества в авторском праве.

Произведение, охраняемое авторским правом, может быть результатом творческой деятельности двух и более лиц. Такие лица признаются соавторами. Чаще всего соавторство возникает при создании фильмов, программ для ЭВМ, музыкальных произведений с текстом.

Важно, что соавтором признается только лицо, внесшее творческий вклад в создание произведения. В частности, соавторами не будут лица, которые:

  • оказали только техническую, консультационную или организационную помощь;
  • финансировали создание произведения;
  • содействовали оформлению авторских прав на произведение

Соавторство влияет на порядок использования произведения и распоряжения исключительным правом на него. По общему правилу, каждый из соавторов вправе использовать произведение самостоятельно. Однако распоряжаться правами соавторы могут только совместно. Иное может быть предусмотрено соглашением между ними.

Существуют два вида соавторства:

  1. Делимое соавторство возникает, когда произведение состоит из частей, которые могут быть использованы самостоятельно. Соответственно, у каждой части есть свой автор. Пример делимого соавторства – музыкальное произведение, мелодию для которого написал композитор, а слова сочинил поэт.
  2. Неделимое соавторство возникает, когда произведение включает части, имеющие самостоятельное значение. Например, роман «Двенадцать стульев” Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

6. Оригинальные и производные произведения.

Слово «original” в переводе с английского означает «первоначальный, исходный”. Такое значение лучше всего объясняет понятие «оригинальное произведение», т.е. произведение, созданное автором полностью самостоятельно, а не на основе какой-либо другой работы.

Производное произведение – это произведение, созданное на основе оригинального путем его творческой переработки. Чаще всего мы сталкиваемся с такой разновидностью производного произведения, как художественный перевод книг. Перевод, особенно стихов, требует не просто хорошего знания языка, но и творческих усилий по адаптации текста, поиску правильного контекста. Поэтому переводчик приобретает независимые авторские права на созданный им перевод.

Важно знать, что автор производного произведения вправе осуществлять и защищать свои авторские права только при условии, что переработка оригинального произведения была законна. Для этого необходимо заключить лицензионный договор с правообладателем оригинального произведения.

Копирайт: юридическое значение.

В России знак охраны авторского права © имеет исключительно информационное значение. Он означает лишь декларацию того, что произведение охраняется авторским правом. Его наличие не доказывает авторство, не является условием правовой охраны, не свидетельствует о регистрации авторских правах. С юридической точки зрения, копирайт лишь предупреждает третьих лиц о наличии авторских прав на произведение.

Как ставить копирайт правильно?

© (Имя или наименование правообладателя), (Год первого опубликования произведения)
Пример правильного написания предупредительной маркировки (копирайта):
© ООО «Юридическая фирма «ЭрГрэинпат”, 2013

Полезные ссылки по теме «Теоретические аспекты и история авторского права”

1. Статья «Знак охраны авторского права”.
2. Статья «История авторского права, начиная с советских времен”
3. Интересные факты из истории авторского права.

Добавить комментарий