Современная ситуация с правами человека в России представляет собой причудливую смесь из очевидных достижений, особенно в сравнении с советским периодом, и явных патологий с точки зрения общепринятых международных норм. Какие-то права человека, найдя свою нишу в современном российском обществе, в основном соблюдаются, другие, наоборот, из года в год подавляются всей мощью государства при явном попустительстве общественности. Соблюдение одних прав имеет в основном позитивную динамику: степень их защищенности медленно, но верно повышается; другие переживают явный регресс; степень защищенности третьих так и застыла на уровне перестроечного прорыва. Очень трудно в рамках привычного понимания «успеха — неуспеха» оценить пятнадцатилетний опыт освоения прав человека российским народом и государством.
С одной стороны:
- · Вместе с основными принципами демократии и рыночной экономики права человека стали составной частью «официальной идеологии» постсоветского государства. Рассуждения о правах человека заняли прочное место в российской политической риторике.
- · Всеобщая декларация прав человека полностью вошла в последнюю российскую Конституцию.
- · Подписаны и ратифицированы Россией многие международные конвенции в области прав человека, в том числе Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, и Европейская конвенция о запрещении пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания.
- · Федеральное Собрание приняло вполне соответствующие европейским стандартам Гражданский, Уголовный, Уголовно-исполнительный кодексы. В новейших российских законах, в той или иной степени регламентирующих деятельность государственных органов, в обязательном порядке присутствуют нормы, запрещающие дискриминацию граждан при исполнении должностными лицами своих обязанностей.
- · Свобода слова и свобода совести, несмотря на многочисленные издержки, стали общепринятым российским достижением в области прав человека, а выборы, хоть и являются зрелищем малоприятным, но проходят регулярно в соответствии с установленными законодательством демократическими процедурами, при минимуме замечаний со стороны международных наблюдателей.
- · За соблюдением прав человека в России наблюдает избранный Государственной Думой федеральный Уполномоченный по правам человека. Более того, уполномоченные появились уже более чем в десятке российских регионов, в том числе и в Пермской области.
- · Российские граждане имеют возможность обращаться за защитой в Европейский суд по правам человека.
- · В стране около тысячи общественных правозащитных организаций.
- · Фактически отменена смертная казнь.
- · Тюрьмы и колонии из ведомства силового Министерства внутренних дел переданы в компетенцию гражданского Министерства юстиции.
- · Опросы общественного мнения не регистрируют сколько-нибудь значительной озабоченности граждан соблюдением тех прав, борьба за которые была смыслом жизни советских диссидентов: свобода передвижения (в том числе право выезда за рубеж), свобода слова, свобода совести.
С другой стороны, несмотря на перечисленные политические успехи прав человека в России, реальная жизнь большинства граждан по-прежнему представляет собой сплошную череду больших и малых покушений на их свободу и человеческое достоинство. Созданная в ходе реформ государственная система гарантий соблюдения прав человека пока малоэффективна, а зачастую и просто беспомощна. В России по-прежнему и незаметно для самих себя все не уважают права всех, а человеческое достоинство и свобода, несмотря на очевидную и формально признаваемую моральную ценность, остаются на периферии «российской ментальности». Права человека в России даже не нарушают, их просто не замечают.
В современных демократических государствах конституционные гарантии прав и свобод человека представляют собой совокупность установленных конституцией процессуальных прав, служащих средством защиты основных материальных прав и свобод человека, а также установленные конституцией правозащитные институты вместе с основными принципами их деятельности, и, наконец, содержащиеся в конституции особые правила, устанавливающие пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека. Можно сказать, что в широком смысле любое положение конституции, любой установленный ею демократический институт если не прямо, то косвенно является гарантией прав и свобод человека.
К первому виду конституционных прав следует отнести право на судебную защиту прав и свобод (часть 1 статьи 46) (в том числе право на обжалование в суд незаконных действий и решений органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц), право на рассмотрение своего дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых данное дело отнесено законом (часть 1 статьи 47), право на защиту, право на получение квалифицированной юридической помощи (часть 1 статьи 48) (в том числе право пользоваться услугами адвоката с момента задержания, ареста или предъявления обвинения), право на обжалование в суде незаконного ареста, право не свидетельствовать против самого себя и своих близких (часть 1 статьи 51), право считаться невиновным, пока обратное не будет доказано и установлено вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности) (часть 1 статьи 49), право на возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53), право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.
К числу институциональных конституционных гарантий прав свобод человека относятся независимый и беспристрастный суд, а также некоторые другие специализированные правозащитные институты. Конституция РФ 1993 года устанавливает в Главе 7 основы судебной системы РФ, в том числе такие демократические принципы организации судебной власти как независимость судей (часть 1 статьи 120), подкрепленная их несменяемостью и неприкосновенностью (статьи 121 и 122). Важнейшими гарантами соблюдения прав и свобод человека являются по Конституции РФ Конституционный Суд РФ, который в соответствии с частью 4 статьи 125 по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, а также институт. Уполномоченного по правам человека РФ (статья 103). Статус и полномочия последнего, к сожалению, не определены в самой Конституции.
Третий вид конституционных гарантий составляют правила, устанавливающие основания и пределы возможного ограничения прав и свобод человека. Эти правила закреплены в статьях 54-56 Конституции РФ 1993 года. Согласно этим правилам, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1 статьи 54), никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (часть 2 статьи 54), перечисление в конституции определенных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека (часть 1 статьи 55), права и свободы человека и гражданина могут, ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (часть 3 статьи 55). Кроме того, К конституции РФ 1993 года конкретно указывает, какие из закрепленных в ней прав и свобод человека могут быть ограничены или приостановлены в период действия различного рода режимов чрезвычайного положения, а какие не подлежат ограничению ни в каких случаях (часть 3 статьи 56).
⇐ ПредыдущаяСтр 116 из 117
Анализ конституционного права современной России и его сравнение с правовым статусом наиболее развитых демократических стран мира дают основание считать, что, по формальным признакам, по «писаным» конституционным нормам граждане Российской Федерации уже живут в свободной демократической стране, где права и свободы человека-гражданина гарантируются и охраняются государством . Констатация этого факта тем более важна, что длительный период народ России жил в условиях жесткого тоталитарного режима, подавлявшего права и свободы личности.
Вопрос, однако, состоит в том, насколько реальны «писаные» конституционно-правовые нормы, насколько эффектны принятые законы, как конкретно их содержание отражается на повседневной жизни людей. Ведь и во времена и жестокой сталинской диктатуры и большинство статей Конституции, и многие из принятых в то время законов выглядели вполне пристойно. В них тоже говорилось о свободах личности, о советской демократии — «самой передовой демократии в мире», о гарантиях жизни и свободы человека, что не помешало ввести в стране режим жесточайшего террора, сопровождающегося истреблением миллионов людей.
Конечно, наличие законодательной базы, тем более в виде демократически сориентированного Основного закона страны, создает предпосылки для построения подлинно свободного, демократического гражданского общества и правового государства. Это — необходимое условие прогрессивных общественных преобразований в любой стране, в т. ч. и в России. Но даже самые надежные предпосылки еще не дают оснований для уверенного прогноза конечных успехов в демократическом реформировании российского общества — необходимые условия такого реформирования должны быть дополнены условиями достаточными. В противном случае работоспособность писаных законов и правовых норм окажется ничтожной, они так и останутся декларативными и абстрактными, на уровне благих пожеланий.
Реформирование российского общества идет с трудом. Можно, конечно, искать и находить причины «пробуксовки» российских реформ. Они в отсутствии опыта такого реформирования, в недостаточном профессионализме и далеко не идеальных личных нравственных качествах многих реформаторов, в разобщенности подлинно демократических сил, амбициозности их лидеров, в тяжелом состоянии экономики страны после разрушения единого экономического пространства СССР и т. д., и т. п.
Но главная причина тех огромных трудностей, с которыми столкнулись российские реформы, — неготовность российского общества в массе своей войти в принципиально новую систему отношений человека и жизни в непривычных для него условиях. Войти в систему повышенной личной ответственности за свою судьбу и судьбу своей семьи, требующую постоянного инициативного напряжения сил и способностей в поисках наилучших возможностей собственной жизненной самореализации. В непростую, подчас экстремальную обстановку конкуренции, возможной безработицы, необходимости оперативного принятия ответственных решений буквально на каждом шагу — будь то выбор профессии, места учебы, вида работы, местожительства и т.д., и т.п.
Сложившиеся за долгие годы стереотипы поведения, устоявшийся уклад жизни, система жизненных идеалов и ценностей то и дело приходят в противоречие с новыми условиями жизнедеятельности каждого человека. Особенно трудно и болезненно процесс адаптации к новым жизненным ситуациям проходит у лиц среднего и старшего возраста, чье мировоззрение и ментальность не только не принимают, но нередко и активно противятся, сопротивляются новым идеалам и стереотипам поведения .
Торможение хода реформ вполне объяснимо. Одно дело — устойчивая социальная среда со сложившимися традициями и обычаями, к которой должен и может естественно приспосабливаться каждый новый, входящий в эту среду человек. Примером такой среды может (конечно, с теми или иными оговорками) служить американское общество — законопослушный социум, поведение которого хотя бы в главных чертах уже длительный период остается устойчивым, а потому и предсказуемым. Другое дело — издерганный многолетним насилием российский социум, чьи идеалы существенно меняются на протяжении жизни одного поколения. Социум, привыкший жить «по инерции» движения, заданного «свыше» под аккомпанемент утопических лозунгов, пустых обещаний и бесконечных угроз репрессивного подавления любых отклонений от намеченного курса движения.
Даже самые привлекательные права и свободы, в одночасье «свалившиеся» на российское общество и, казалось бы, способные вызвать немедленное желание воспользоваться ими, реализовать на практике оказалось далеко не просто. Срабатывает невидимый механизм психологического, ментального отчуждения, неприятия, сопротивления, для преодоления которых нужно время и целенаправленные усилия. Нужны годы для формирования нового мироощущения, нового правосознания, нового стиля жизни каждого человека, наконец, нового мировоззрения и новой индивидуальной и общественной ментальности.
Непонимание сложности сложившейся ситуации, невнимание к этим сложнейшим аспектам общественных преобразований и реформ чревато поражением реформаторов. Это обусловлено тем, что трудно идущие, а то и провальные реформы вызывают неизбежную волну общественной критики, усиление оппозиционных настроений, активизацию реакционных сил, которые, в конечном счете, могут повернуть реформы вспять и отбросить общество к очередному этапу тоталитаризма, «наведения порядка» в стране, мечтам о «твердой руке» и т.п. Именно поэтому нужны не просто «писаные» гарантии того, что права и свободы человека и гражданина в России будут неукоснительно соблюдаться, но и гарантии жизненные, реальные, обеспечивающие действенность этих прав и свобод в повседневной жизни, в многоплановой общественной практике.
Гарантом необратимости демократических преобразований в российском обществе может быть только сам человек, каждый гражданин России. Гарантией прогрессивного развития страны является:
· сознательная ответственность каждого свободного гражданина за выполнение своих гражданских и нравственных обязанностей;
· его мировоззрение, правосознание, уровень политической активности;
· его индивидуальная ментальность, предопределяющая, в конечном счете, и коллективную.
Историю любой страны творят не писаные или неписаные правила, а конкретные человеческие поступки, основанные на убежденности в правоте и целесообразности именно таких поступков, а не каких-то других.
Быть гражданином свободной страны нелегко. Психологически куда проще быть объектом, а не субъектом жизнедеятельности и жизнетворчества, пассивным рабом обстоятельств. В тоталитарном государстве от человека требуется, прежде всего, исполнительная дисциплина, постоянная готовность подчиниться управляющим воздействиям. Он фактически отчужден от сколько-нибудь серьезных проблем развития собственной страны — за него думают государство, партия, вождь. Он — всего лишь объект, исполнитель принимаемых кем-то решений, прямо или косвенно влияющих и на его жизнь, на его положение в обществе, на будущее его детей и потомков.
Иное дело — жизнь в свободном, демократическом, гражданском обществе. Здесь человек — субъект и индивидуального, и коллективного жизнетворчества. Он независим от какой бы то ни было опеки и, на первый взгляд, как бы предоставлен сам себе — живи, как хочешь. Но это лишь на первый взгляд. Уровень ответственности за свои поступки в свободном, демократическом, гражданском обществе неизмеримо выше, чем в обществе тоталитарном. Ключевое слово в поведении свободного человека — выбор. Свобода выбора означает, прежде всего, именно личную ответственность за результаты этого выбора. Результаты, относящиеся не только к собственной судьбе, но и к судьбам других людей, тоже свободных в выборе и тоже обязанных считаться с последствиями такого выбора и для себя, и для ближних своих.
Но, помимо чувства ответственности, чрезвычайно важно осознавать, что самостоятельный выбор решения (в отличие от простой исполнительности) — это дело всегда творческое. Из многочисленных альтернативных решений надо выбрать решение оптимальное, учитывающее всю совокупность самых различных, нередко диаметрально противоположных факторов. Осуществить такой выбор, конечно же, непросто. Для этого нужно владеть определенной культурой поведения, придерживаться четких критериев допустимости или недопустимости тех или иных решений, учитывать нравственные ограничения, которые не позволяют преступать общепринятые нормы человеческого поведения.
Современной России, по мнению Б.С. Гершунского,совершившей исторических поворот от одной государственной и общественно-политической системы к другой, от коммунистического тоталитаризма (на практике) к свободному обществу (пока лишь в теории), понадобится время, и время немалое, чтобы идеи свободного, демократического, гражданского общества и правового государства действительно овладели массами и стали эффективной материальной, а значит, и движущей силой российской истории .