Соблюдение права человека в России

Современная ситуация с правами человека в России представляет собой причудливую смесь из очевидных достижений, особенно в сравнении с советским периодом, и явных патологий с точки зрения общепринятых международных норм. Какие-то права человека, найдя свою нишу в современном российском обществе, в основном соблюдаются, другие, наоборот, из года в год подавляются всей мощью государства при явном попустительстве общественности. Соблюдение одних прав имеет в основном позитивную динамику: степень их защищенности медленно, но верно повышается; другие переживают явный регресс; степень защищенности третьих так и застыла на уровне перестроечного прорыва. Очень трудно в рамках привычного понимания «успеха — неуспеха» оценить пятнадцатилетний опыт освоения прав человека российским народом и государством.

С одной стороны:

  • · Вместе с основными принципами демократии и рыночной экономики права человека стали составной частью «официальной идеологии» постсоветского государства. Рассуждения о правах человека заняли прочное место в российской политической риторике.
  • · Всеобщая декларация прав человека полностью вошла в последнюю российскую Конституцию.
  • · Подписаны и ратифицированы Россией многие международные конвенции в области прав человека, в том числе Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, и Европейская конвенция о запрещении пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания.
  • · Федеральное Собрание приняло вполне соответствующие европейским стандартам Гражданский, Уголовный, Уголовно-исполнительный кодексы. В новейших российских законах, в той или иной степени регламентирующих деятельность государственных органов, в обязательном порядке присутствуют нормы, запрещающие дискриминацию граждан при исполнении должностными лицами своих обязанностей.
  • · Свобода слова и свобода совести, несмотря на многочисленные издержки, стали общепринятым российским достижением в области прав человека, а выборы, хоть и являются зрелищем малоприятным, но проходят регулярно в соответствии с установленными законодательством демократическими процедурами, при минимуме замечаний со стороны международных наблюдателей.
  • · За соблюдением прав человека в России наблюдает избранный Государственной Думой федеральный Уполномоченный по правам человека. Более того, уполномоченные появились уже более чем в десятке российских регионов, в том числе и в Пермской области.
  • · Российские граждане имеют возможность обращаться за защитой в Европейский суд по правам человека.
  • · В стране около тысячи общественных правозащитных организаций.
  • · Фактически отменена смертная казнь.
  • · Тюрьмы и колонии из ведомства силового Министерства внутренних дел переданы в компетенцию гражданского Министерства юстиции.
  • · Опросы общественного мнения не регистрируют сколько-нибудь значительной озабоченности граждан соблюдением тех прав, борьба за которые была смыслом жизни советских диссидентов: свобода передвижения (в том числе право выезда за рубеж), свобода слова, свобода совести.

С другой стороны, несмотря на перечисленные политические успехи прав человека в России, реальная жизнь большинства граждан по-прежнему представляет собой сплошную череду больших и малых покушений на их свободу и человеческое достоинство. Созданная в ходе реформ государственная система гарантий соблюдения прав человека пока малоэффективна, а зачастую и просто беспомощна. В России по-прежнему и незаметно для самих себя все не уважают права всех, а человеческое достоинство и свобода, несмотря на очевидную и формально признаваемую моральную ценность, остаются на периферии «российской ментальности». Права человека в России даже не нарушают, их просто не замечают.

В современных демократических государствах конституционные гарантии прав и свобод человека представляют собой совокупность установленных конституцией процессуальных прав, служащих средством защиты основных материальных прав и свобод человека, а также установленные конституцией правозащитные институты вместе с основными принципами их деятельности, и, наконец, содержащиеся в конституции особые правила, устанавливающие пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека. Можно сказать, что в широком смысле любое положение конституции, любой установленный ею демократический институт если не прямо, то косвенно является гарантией прав и свобод человека.

К первому виду конституционных прав следует отнести право на судебную защиту прав и свобод (часть 1 статьи 46) (в том числе право на обжалование в суд незаконных действий и решений органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц), право на рассмотрение своего дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых данное дело отнесено законом (часть 1 статьи 47), право на защиту, право на получение квалифицированной юридической помощи (часть 1 статьи 48) (в том числе право пользоваться услугами адвоката с момента задержания, ареста или предъявления обвинения), право на обжалование в суде незаконного ареста, право не свидетельствовать против самого себя и своих близких (часть 1 статьи 51), право считаться невиновным, пока обратное не будет доказано и установлено вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности) (часть 1 статьи 49), право на возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53), право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.

К числу институциональных конституционных гарантий прав свобод человека относятся независимый и беспристрастный суд, а также некоторые другие специализированные правозащитные институты. Конституция РФ 1993 года устанавливает в Главе 7 основы судебной системы РФ, в том числе такие демократические принципы организации судебной власти как независимость судей (часть 1 статьи 120), подкрепленная их несменяемостью и неприкосновенностью (статьи 121 и 122). Важнейшими гарантами соблюдения прав и свобод человека являются по Конституции РФ Конституционный Суд РФ, который в соответствии с частью 4 статьи 125 по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, а также институт. Уполномоченного по правам человека РФ (статья 103). Статус и полномочия последнего, к сожалению, не определены в самой Конституции.

Третий вид конституционных гарантий составляют правила, устанавливающие основания и пределы возможного ограничения прав и свобод человека. Эти правила закреплены в статьях 54-56 Конституции РФ 1993 года. Согласно этим правилам, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1 статьи 54), никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (часть 2 статьи 54), перечисление в конституции определенных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека (часть 1 статьи 55), права и свободы человека и гражданина могут, ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (часть 3 статьи 55). Кроме того, К конституции РФ 1993 года конкретно указывает, какие из закрепленных в ней прав и свобод человека могут быть ограничены или приостановлены в период действия различного рода режимов чрезвычайного положения, а какие не подлежат ограничению ни в каких случаях (часть 3 статьи 56).

⇐ ПредыдущаяСтр 116 из 117

Анализ конституционного права современной России и его сравнение с правовым статусом наиболее развитых демократических стран мира дают основание считать, что, по формальным признакам, по «писаным» конституционным нормам граждане Российской Федерации уже живут в свободной демократической стране, где права и свободы человека-гражданина гарантируются и охраняются государством . Констатация этого факта тем более важна, что длительный период народ России жил в условиях жесткого тоталитарного режима, подавлявшего права и свободы личности.

Вопрос, однако, состоит в том, насколько реальны «писаные» конституционно-правовые нормы, насколько эффектны принятые законы, как конкретно их содержание отражается на повседневной жизни людей. Ведь и во времена и жестокой сталинской диктатуры и большинство статей Конституции, и многие из принятых в то время законов выглядели вполне пристойно. В них тоже говорилось о свободах личности, о советской демократии — «самой передовой демократии в мире», о гарантиях жизни и свободы человека, что не помешало ввести в стране режим жесточайшего террора, сопровождающегося истреблением миллионов людей.

Конечно, наличие законодательной базы, тем более в виде демократически сориентированного Основного закона стра­ны, создает предпосылки для построения подлинно свобод­ного, демократического гражданского общества и правового государства. Это — необходимое условие прогрессивных об­щественных преобразований в любой стране, в т. ч. и в России. Но даже самые надежные предпосылки еще не дают оснований для уверенного прогноза конечных успе­хов в демократическом реформировании российского обще­ства — необходимые условия такого реформирования долж­ны быть дополнены условиями достаточными. В противном случае работоспособность писаных законов и правовых норм окажется ничтожной, они так и останутся декларативными и абстрактными, на уровне благих пожеланий.


Реформирование российского общества идет с трудом. Можно, конечно, искать и находить причины «пробуксовки» российских реформ. Они в отсутствии опыта тако­го реформирования, в недостаточном профессионализме и далеко не идеальных личных нравственных качествах многих реформаторов, в разобщенности подлинно демократических сил, амбициозности их лидеров, в тяжелом состоянии эко­номики страны после разрушения единого экономического пространства СССР и т. д., и т. п.

Но главная причина тех огромных трудностей, с которыми столкнулись российские реформы, — неготовность российского общества в массе своей войти в принципиально новую систему отношений человека и жизни в непривычных для него усло­виях. Войти в систему повышенной личной ответственности за свою судьбу и судьбу своей семьи, требующую постоянного инициа­тивного напряжения сил и способностей в поисках наилучших возможностей собственной жизненной самореализации. В не­простую, подчас экстремальную обстановку конкуренции, воз­можной безработицы, необходимости оперативного принятия ответственных решений буквально на каждом шагу — будь то выбор профессии, места учебы, вида работы, местожитель­ства и т.д., и т.п.

Сложившиеся за долгие годы стереотипы поведения, устоявшийся уклад жизни, система жизненных идеалов и цен­ностей то и дело приходят в противоречие с новыми услови­ями жизнедеятельности каждого человека. Особенно трудно и болезненно процесс адаптации к новым жизненным ситуа­циям проходит у лиц среднего и старшего возраста, чье ми­ровоззрение и ментальность не только не принимают, но нередко и активно противятся, сопротивляются новым иде­алам и стереотипам поведения .

Торможение хода реформ вполне объяснимо. Одно дело — устойчивая социальная среда со сложившимися традициями и обычаями, к которой должен и может естественно приспо­сабливаться каждый новый, входящий в эту среду человек. Примером такой среды может (конечно, с теми или иными оговорками) служить американское общество — законопос­лушный социум, поведение которого хотя бы в главных чер­тах уже длительный период остается устойчивым, а потому и предсказуемым. Другое дело — издерганный многолетним насилием рос­сийский социум, чьи идеалы существенно меняются на протяжении жизни одного поколения. Социум, привыкший жить «по инерции» движения, заданного «свыше» под акком­панемент утопических лозунгов, пустых обещаний и беско­нечных угроз репрессивного подавления любых отклонений от намеченного курса движения.

Даже самые привлекательные права и свободы, в одноча­сье «свалившиеся» на российское общество и, казалось бы, способные вызвать немедленное желание воспользоваться ими, реализовать на практике оказалось далеко не просто. Сра­батывает невидимый механизм психологического, менталь­ного отчуждения, неприятия, сопротивления, для преодоле­ния которых нужно время и целенаправленные усилия. Нужны годы для формирования нового мироощущения, нового правосозна­ния, нового стиля жизни каждого человека, наконец, ново­го мировоззрения и новой индивидуальной и об­щественной ментальности.

Непонимание сложности сложившейся ситуации, невни­мание к этим сложнейшим аспектам общественных преобра­зований и реформ чревато поражением реформаторов. Это обусловлено тем, что трудно идущие, а то и провальные реформы вы­зывают неизбежную волну общественной критики, усиление оппозиционных настроений, активизацию реакционных сил, которые, в конечном счете, могут повернуть реформы вспять и отбросить общество к очередному этапу тоталитаризма, «на­ведения порядка» в стране, мечтам о «твердой руке» и т.п. Именно поэтому нужны не просто «писаные» гарантии того, что права и свободы человека и гражданина в России будут неу­коснительно соблюдаться, но и гарантии жизненные, реаль­ные, обеспечивающие действенность этих прав и свобод в по­вседневной жизни, в многоплановой общественной практике.

Гарантом необратимости демократических преобразований в российском обществе может быть только сам человек, каж­дый гражданин России. Гарантией прогрессивно­го развития страны является:

· сознательная ответ­ственность каждого свободного гражданина за выполнение своих гражданских и нравственных обязанностей;

· его мировоззрение, правосознание, уровень полити­ческой активности;

· его индивидуальная ментальность, предопределяющая, в конечном счете, и коллективную.

Историю любой страны творят не писаные или неписаные правила, а конкретные человечес­кие поступки, основанные на убежденности в правоте и целе­сообразности именно таких поступков, а не каких-то других.

Быть гражданином свободной страны нелегко. Психоло­гически куда проще быть объектом, а не субъектом жизне­деятельности и жизнетворчества, пассивным рабом обстоя­тельств. В тоталитарном государстве от человека требуется, прежде всего, исполнительная дисциплина, постоянная готов­ность подчиниться управляющим воздействиям. Он фактичес­ки отчужден от сколько-нибудь серьезных проблем развития собственной страны — за него думают государство, партия, вождь. Он — всего лишь объект, исполнитель принимаемых кем-то решений, прямо или косвенно влияющих и на его жизнь, на его положение в обществе, на будущее его детей и потомков.

Иное дело — жизнь в свободном, демократическом, граж­данском обществе. Здесь человек — субъект и индивидуаль­ного, и коллективного жизнетворчества. Он независим от ка­кой бы то ни было опеки и, на первый взгляд, как бы предос­тавлен сам себе — живи, как хочешь. Но это лишь на первый взгляд. Уровень ответственности за свои поступки в свобод­ном, демократическом, гражданском обществе неизмеримо выше, чем в обществе тоталитарном. Ключевое слово в поведении свободного чело­века — выбор. Свобода выбора означает, прежде всего, имен­но личную ответственность за результаты этого выбора. Резуль­таты, относящиеся не только к собственной судьбе, но и к судьбам других людей, тоже свободных в выборе и тоже обя­занных считаться с последствиями такого выбора и для себя, и для ближних своих.

Но, помимо чувства ответственности, чрезвычайно важно осознавать, что самостоятельный вы­бор решения (в отличие от простой исполнительности) — это дело всегда творческое. Из многочисленных альтернативных решений надо выбрать решение оптимальное, учитывающее всю совокупность самых различных, нередко диаметрально противоположных факторов. Осуществить такой выбор, ко­нечно же, непросто. Для этого нужно владеть определенной культурой поведения, придерживаться четких критериев до­пустимости или недопустимости тех или иных решений, учи­тывать нравственные ограничения, которые не позволяют преступать общепринятые нормы человеческого поведения.

Современной России, по мнению Б.С. Гершунского,совершив­шей исторических поворот от одной государствен­ной и общественно-политической системы к другой, от ком­мунистического тоталитаризма (на практике) к свободному обществу (пока лишь в теории), понадобится время, и вре­мя немалое, чтобы идеи свободного, демократического, граж­данского общества и правового государства действительно ов­ладели массами и стали эффективной материальной, а зна­чит, и движущей силой российской истории .

Добавить комментарий