Соблюдение законности и правопорядка

21.1. Законность: понятие и принципы

Понятие «законность» имеет много значений. Ее рассматривают как принцип и метод функционирования правового государства, особый режим общественно-политической жизни, общеправовой принцип, принцип деятельности государственных органов, принцип государственной службы, отраслевой принцип, межотраслевой принцип и принцип отдельных правовых институтов, что подчеркивает фундаментальность и многофункциональность данной категории. В современной теории права законность признается фундаментальной категорией всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главным критерием оценки правовой жизни общества и граждан.

Прежде всего, законность выступает в качестве основополагающего принципа организации и функционирования общества и государства, проявляющегося в том, что ко всем органам государства, учреждениям, предприятиям, общественным объединения, должностным лицам и гражданам предъявляется требование строжайшего выполнения законов и подзаконных актов. В правовом государстве данное требование имеет особое значение, так как означает, что не только граждане, но и само государство (его органы, должностные лица) обязаны жить по закону и на основании закона, а также нести ответственность за это. В этом смысле законность очень тесно связана с принципом взаимной ответственности личности и государства и выступает антиподом безответственности, прежде всего, творимой органами государственной власти.

Законность одновременно является и методом руководства обществом, с помощью которого в интересах народа реализуется государственная воля. Он проявляется в создании органами государства нормативных актов, организации их точного и быстрого претворения в жизнь, а также в государственном контроле за точностью их реализации. Обеспечивая законность, государство не только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает различными средствами их реализацию и защиту прав.

Законность — это также часть демократического режима, означающая неуклонное соблюдение (применение, исполнение) действующих законов и иных нормативных правовых актов, прежде всего, органами государства и должностными лицами, а также гражданами, общественными объединениями и организациями. В таком режиме деятельность всех субъектов основывается на законе, а идеи права, свободы, гуманизма, взаимной ответственности и ее неотвратимости преобладают над личными, групповыми и классовыми интересами.

Итак, законность — это принцип, режим и метод функционирования общества и государства, в основе которых лежит точное исполнение законов и иных нормативных правовых актов государством, государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями и гражданами.

Сущность законности составляет неуклонное соблюдение (исполнение и применение) законов и иных нормативных правовых актов всеми субъектами общественных отношений, обеспечиваемое системой реально существующих требований. Это не означает, что в понятие «соблюдение закона» включается сама деятельность государственного органа или поведение гражданина. Законность, прежде всего, отражает качественную сторону правоотношения: соответствие указанной деятельности закону.

В числе наиболее важных принципов законности можно назвать: единство законности; верховенство Конституции, верховенство закона; неотвратимость ответственности; равенство всех перед законом.

Единство законности. При всем многообразии действующих в Российской Федерации законов и подзаконных нормативных правовых актов понимание и исполнение законов на всей территории страны должно быть одинаковым, т.е. в этом аспекте единство законности рассматривается в зависимости от территориального признака. Законность, по словам В. И. Ленина, не может быть «калужская» или «казанская», она должна быть единая всероссийской, законность не должна быть «милицейской», «прокурорской», «судейской», она едина для всех субъектов общественных отношений, т.е. единство законности распространяет свое действие не только по территории, но и по субъектам. Иначе говоря, законы обязательны для всех субъектов права, закон не должен пониматься работником милиции одним образом, а налоговым инспектором совершенно по иному.

Единству законности способствует отсутствие коллизий, пробелов в действующем законодательстве, четкость и ясность самих правовых норм. Более того, единство законности невозможно, если законодательство характеризуется наличием большого количества коллизий и пробелов, так как они препятствуют однозначному пониманию и применению юридических норм. Примером тому могут служить коллизии между нормами, устанавливающими ответственность за налоговые правонарушения в КоАП РФ и НК РФ.

Верховенство Конституции, верховенство закона. Закон — акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Верховенство Конституции РФ на всей территории России означает обязательность ее соблюдения всеми субъектами права, в том числе и субъектами РФ. Конституция РФ выделяется среди законов и иных правовых актов высокой значимостью регулируемых ею общественных отношений, особым местом в правовой системе государства. Она обеспечивает законность и непротиворечивость всей системы нормативных правовых актов, существующих в Российской Федерации; обладает наивысшей юридической силой по отношению ко всем законам и подзаконным актам, и является юридическим выражением суверенитета Российской Федерации. Поэтому и принято рассматривать Конституцию РФ как «закон законов». Все законы и иные нормативные правовые акты издаются на основе и в соответствии с Конституцией.

Верховенство Конституции предполагает, что не только законодательная деятельность федеральных и региональных государственных органов, но и правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать Конституции, а должностные лица обязаны нести ответственность в случае нарушения ими конституционных норм.

В современном сознании чиновников часто подзаконные нормативные правовые акты (инструкции, указания вышестоящих органов) подменяют для них сам закон, хотя при этом прямо противоречат ему. В этой связи особую роль играет верховенство не только Конституции, но и иных законов над подзаконными актами, которые не должны противоречить закону, подменять его. А при наличии противоречия между ними должен применяться закон, а не подзаконный акт.

Таким образом, принцип верховенства закона логично дополняет принцип верховенства Конституции, одновременно конкретизируя его. К сожалению, в Российской Федерации и в настоящее время очень велика роль ведомственного правотворчества. В этом не было бы ничего противозаконного, если бы многочисленные ведомственные акты, которые зачастую даже не проходят регистрацию в Министерстве юстиции, не нарушали бы права и законные интересы граждан и юридических лиц. Например, не является редкостью, когда Центральный банк РФ издает инструкции, указания, положения, которые фактически вводят новые составы банковских правонарушений, изменяют размеры санкций. Здесь налицо не только существенное превышение своих полномочий ЦБ РФ, но и нарушение важного требования законности, заключающегося в том, что ответственность за совершение правонарушения должна устанавливаться в законе, а не в подзаконном акте.

Неотвратимость ответственности. Сама идея о неотвратимости юридической ответственности не нова. Еще известный итальянский ученый гуманист Ч. Беккариа писал: «Одно из самых действенных средств, сдерживающих преступление, заключается не в жестокости наказания, а в его неизбежности». С развитием общества идея неотвратимости трансформировалась и наполнилась качественно новым содержанием.

Неотвратимость юридической ответственности необходимо рассматривать не только как реакцию на совершенное правонарушение. Этот аспект неотвратимости раскрывает только негативный аспект ответственности, а принцип неотвратимости должен характеризовать всю ответственность в целом, во всех ее аспектах проявления, только тогда его можно считать принципом законности.

Прежде всего, неотвратимость ответственности проявляется в самом ее закреплении, т.е. за деяния общественно опасные необходимо и неизбежно должна устанавливаться юридическая ответственность. Общественная опасность деяния — это одно из оснований установления юридической ответственности за его совершение, а ее неизбежное установление является предпосылкой для реализации других аспектов неотвратимости юридической ответственности. Иными словами юридическая ответственность должна охватывать все сферы общественной жизни, где возможно совершение правонарушений. Таким образом, неотвратимость ответственности воплощает неразрывное, целостное единство регулирующих и охраняющих функций, единство ответственности, как за соблюдение нормы, так и за каждое ее нарушение.

Принцип неотвратимости невозможно понять без взаимной ответственности субъектов общественных отношений (граждан, юридических лиц, государства). «Само государство находится в рамках правоотношений и в качестве их участника несет перед своими контрагентами (обществом, гражданами) соответствующие обязанности и ответственность», а неотвратимость должна распространять свое действие не только на граждан, но и на само государство, его органы и должностных лиц. Ответственность государства и должностных должна быть не декларативной, когда в нормативных актах ограничиваются расплывчатой формулировкой: «должностные лица несут ответственность», а снабжена реальными механизмами ее реализации. Любое правонарушение есть и нарушение законности, а праву должны быть чужды «мертвые» нормы, которые только провозглашаются, но не реализуются.

Другие аспекты неотвратимости юридической ответственности могут заключаться в обязанности государства реагировать на любое правонарушение, раскрывать его и изобличать виновных, привлекать правонарушителя к ответственности; а также в обязанности правонарушителя претерпеть неблагоприятное воздействие в виде осуждения, лишений личного и имущественного характера. Таким образом, любое правонарушение должно влечь реакцию со стороны государства, выражающуюся в неотвратимой каре правонарушителя и в восстановлении общественных отношений.

Равенство всех перед законом. У всех субъектов должна быть равная обязанность соблюдать правовые предписания, а в равных условиях все должны быть одинаково защищенными. Равенство всех перед законом касается не только граждан, но и иных субъектов права (коллективных образований, государственных органов, должностных лиц) и предполагает равный правовой статус однотипных субъектов права, находящихся в одинаковых социально-экономических условиях.

В юридической литературе выделяют и другие принципы законности: динамизм; связь культурности и законности; недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

21.2. Гарантии законности

Существование и укрепление законности не происходит само по себе, без целенаправленной деятельности субъектов общественных отношений, без наличия соответствующих условий и средств, комплекса экономических, политических идеологических и юридических мер, обеспечивающих точное и неуклонное претворение в жизнь законов и иных нормативных правовых актов, т.е. необходимы гарантии законности. В юридической литературе под гарантиями законности понимаются как объективные условия существования общества, так и специально выработанные государством и общественностью средства, обеспечивающие точную реализацию норм права всеми субъектами.

Гарантии законности классифицируются на две большие группы: общие и специальные. К первому виду относятся экономические, социально-профилактические, политические, духовные гарантии, а ко второму — специально-юридические.

Экономическими гарантиями законности являются, прежде всего, материальные условия жизни общества, основу которых составляют социально-экономическое устройство общества, разнообразие форм собственности, хозяйственная самостоятельность субъектов, развитая система малых и средних предприятий и т.д. Особая роль для создания экономических гарантий законности отводится финансовому праву. Вполне понятно, что не финансовое право порождает экономические отношения, а экономические отношения предопределяют существование финансового права, но в дальнейшем финансовое право начинает оказывать обратное воздействие на существующие отношения. Так, рациональное распределение денежных потоков, финансирование социальных программ, разумное расходование бюджетных средств, рациональное введение налогов, наличие разумных налоговых ставок должно приводить к понижению уровня безработицы, росту благосостояния населения страны, экономическому развитию отсталых регионов, стимулированию малого и среднего бизнеса, устойчивости денежной системы и т.п., позволяет искоренять одну из питательных сред для криминализации общества и роста преступности.

Духовные гарантии. Длительное время в нашем обществе существовали коммунистическая идеология, коммунистическая мораль, коммунистическое воспитание, в последние годы осмеянные и практически забытые. Однако, при всей их идеологизированности они выполняли важные предупредительные функции, и их искоренение привело к образованию идеологического вакуума, который стал наполняться культом денег и насилием, вещизмом и цинизмом, криминальной психологией и другими негативными явлениями. Отсутствие в нашей стране надлежащей пропаганды приоритета уважения человека и его жизни, здоровья, основополагающих моральных и культурных ценностей, истории нашей страны привело в настоящее время к печальным последствиям. Причем безнравственность часто начинается не с граждан, а с государственных чиновников, которые до настоящего времени не осознали, что служить они должны народу, а их заработная плата складывается из народных денег (собранных, большей частью, в виде налогов).

Любое государство будет сильным при наличии высокого патриотизма обыкновенных граждан и государственных служащих, высокой общей и правовой культуры в обществе, существования нравственных начал всего общества, основанных на естественных правах человека. Нравственность, культура, патриотизм обладают функциональным первенством по отношению к экономике и политике — это необходимые условия законности.

Социально-профилактические гарантии. Согласно существующей научной доктрине профилактику правонарушений должны осуществлять не только специализированные органы (милиция, прокуратура, налоговые инспекции и т.п.), но и все общество в целом. Поэтому социально-профилактические гарантии включают всю систему и весь комплекс общественных мер по предупреждению правонарушений. Профилактическая деятельность, осуществляемая общественными организациями, трудовыми коллективами, школами, вузами, семьей (как первичной ячейкой общества) наиболее действенна и эффективна. В настоящее время для всего общества и государства назрела острая необходимость восстановления ранней системы профилактики правонарушений, которая была фактически разрушена за последнее десятилетие. Политические гарантии состоят в демократическом устройстве государственного и общественного строя, отражаемого в функционировании политической системы в целом, с характерными для демократического общества политическим плюрализмом, реальным разделением властей, наличием тенденций к построению правового государства. Основным политическим условием законности выступает сильная государственная власть, определяющаяся не численностью государственных чиновников, а способностью обеспечить соблюдение законов, безопасность населения всей страны и пользующаяся поддержкой и уважением населения, установившего ее на основе демократических принципов. Специально-юридические гарантии законности — это система закрепленных в законодательстве средств и основанная на правовых нормах деятельность специализированных органов, направленных на ее поддержание и укрепление.

К специальным юридическим гарантиям следует отнести: все нормы права, в которых выражены требования законности; четкую нормативную урегулированность нормативными правовыми актами общественных отношений, которые нуждаются в правовой регламентации; совершенствование законодательства, его динамизм; взаимосвязь и взимообеспеченность правовых предписаний; деятельность специализированных органов, контролирующих соблюдение законов и иных нормативных актов; четкую правовую регламентацию самой деятельности специализированных органов, которая ставит их в строгие правовые рамки; юридическую ответственность и некоторые другие. Остановимся на наиболее важных специально-юридических гарантиях законности.

Нормы права содержат самые разнообразные требования, создающие гарантии законности:

  1. во-первых, требование справедливого наказания за совершенное правонарушение, которое действительно соответствует характеру и степени общественной опасности и личности самого правонарушителя. Причем не будет справедливым как чрезмерно суровое, так и чрезмерно мягкое наказание;
  2. во-вторых, законодательное закрепление верховенства Конституции, закона и определение способов их охраны, нашедшие свое выражение в ст. 4, 125 Конституции и в других нормативных правовых актах. Так, в Конституции России указано: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации» (ст. 4); в ст. 125 определяются полномочия Конституционного Суда по защите Конституции и т.д.;
  3. в-третьих, возложение на специализированные органы обязанности охранять законность, пресекать ее нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов, а также определение полномочий этих органов по реализации функции охраны законности;
  4. в-четвертых, законодательное закрепление за гражданами возможности отстаивать свои права и запрещение использовать их в ущерб другим лицам, которые находят свое выражение в Конституции России и детализируются в действующем законодательстве. Так, в Основном законе указано: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» (ст. 45); «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» (ст. 46); «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба» (ст. 52); «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц» (ст. 53);
  5. в-пятых, конституционное закрепление запрета обратной силы действия закона, устанавливающего или отягчающего ответственность и придание обратной силы закону, устраняющему или смягчающему ответственность (ст. 54), а также закрепление в Конституции запрета обратной силы законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщиков.

Важной гарантией законности выступает совершенствование законодательства и его динамизм. Законодательство должно учитывать реалии общественной жизни, т.е. отвечать потребностям жизнедеятельности общества, прогрессивным целям и одновременно не быть декларативным. Однако, не является редкостью ситуация, когда общественные отношения еще не сложились (или даже не появились их зачатки), а законодатель принимает законы, которые ничем не обусловлены. Так, например, была сформирована в начале 90-х гг. система налогов и сборов в РФ — абсолютно несоответствующая экономическим реалиям, что привело к тяжелейшему кризису не только экономики, но и правовой сферы. Иногда происходит обратное — общественные отношения существенно изменились, появились новые факторы в общественной жизни, а законодатель затягивает с принятием соответствующих реалиям нормативных правовых актов, или с внесением изменений в уже существующие законы. Например, ныне действующий Уголовный кодекс разрабатывался и принимался около 5 лет, а между тем УК РСФСР 1960 г., который совершенно не отвечал реальным потребностям правового регулирования, продолжал действовать вплоть до 1 января 1997 г. Тем самым, целый ряд важных общественных отношений вообще не ставился под защиту.

Совершенствование законодательства — процесс постоянный, так как сама общественная жизнь подвержена постоянным изменениям, но важно, чтобы законодатель качественно и оперативно реагировал на эти изменения. Одним из способов совершенствования законодательства выступает его систематизация. К примеру, совсем недавно прошла систематизация налогового и бюджетного законодательства.

Следующей гарантией законности выступает деятельность уполномоченных органов, пресекающих правонарушения и осуществляющих контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов. Специальные органы, контролирующие соблюдение законов и иных нормативно-правовых актов можно классифицировать на две группы. В первую группу входят органы, чья деятельность непосредственно направлена на контроль за соблюдением законов, пресечение и предупреждение правонарушений (или по крайне мере эта функция их деятельности выступает в качестве одной из основных). Сюда относятся: прокуратура, органы внутренних дел, суд, органы федеральной службы безопасности, налоговая инспекция, органы таможенной службы и др. Во вторую группу входят органы, которые предупредительную и контролирующую функцию выполняют попутно, при осуществлении иных полномочий. Данная группа весьма разнообразна. В частности, можно назвать Министерство финансов, Министерство обороны, Министерство экономического развития и торговли, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральная антимонопольная служба и др.

Подробнее следует остановиться на прокуратуре как особом государственном органе, осуществляющем от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Первостепенное значение в этом плане имеет прокурорский надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Федерации. Выявляя и пресекая нарушения законодательства, в том числе, при осуществлении внешнеэкономической, финансовой деятельности, прокуратура способствует правовому урегулированию и стабилизации базовых экономических отношений. В структуре Генеральной прокуратуры России создано специальное Управление по надзору за соблюдением налогового законодательства, обеспечивающее реагирование на нарушение законодательства в сфере налогообложения, а в структурах областных и городских прокуратур, как правило, специальный помощник прокурора осуществляет надзор за соблюдением законности в финансовой сфере.

Понятие и сущность законности

Законность — понятие многоплановое. Это и принцип деятельности государственных органов, и своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и требование строгого соблюдения законов.

Под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов. Нельзя отождествлять законность ни с деятельностью людей, ни с их правомерными поступками, ни с их отношениями, развивающимися на основании законов. Тем самым мы будем отождествлять законность с правовым порядком.

Законность — это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: точное и неуклонное соблюдение законов всеми, кому они адресованы; соблюдение иерархии законов и иных нормативных актов; никто не может отменить закон, кроме органа, который его издал. Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность, по которой можно судить о состоянии режима законности.

Требования, составляющие законность, могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, но не выполняются, то законность будет формальной. Если требования законности на практике осуществляются, то законность реальная.

Существует определенная взаимосвязь государства и законности, что особенно очевидно в органическом соединении режима законности с демократией, с деятельностью правового государства. В таком государстве главенствуют законодательные органы, а все люди видят свое назначение в проведении законов в жизнь.

Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой образ взаимоотношений органов государства с населением, при котором поведение строится на основе закона, обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая обязанность за неисполнение следует неотвратимо, незаьисимо от положения властвующего или подчиненного субъекта. Связь законности с демократией состоит в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение в жизнь законов проходит под контролем народа. Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии, т.к. охраняет демократические права граждан и их объединений, обеспечивает приоритетное значение парламентских актов.

Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права. Содержание законности составляет не само наличное законодательство (пусть даже совершенное с точки зрения законодательной техники), а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Нарушением законности является принятие ведомственного акта (приказа, инструкции, положения и т.п.), про тиворечащего закону. Законность есть исполнение именно закона как высшего акта, принятого представительным органом государственной власти. Из этого тезиса вытекает и необходимость соблюдения и исполнения подзаконных актов, соответствующих законам, изданным на основе закона, в соответствии с законом и во исполнение закона.

Система охраны (защиты) законности включает выявление нарушений права и закона в правотворчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты права и закона и восстановления права и правопорядка, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях права и закона.

В качестве принципов законности можно назвать следующие идеи: всеобщность, единство, верховенство закона, недопустимость противопоставления законности, целесообразности и справедливости.

Всеобщность законности предполагает обязательность требования неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права: граждан, организаций, органов государства.

Единство законности означает, что, несмотря на некоторые местные особенности, должно быть одинаковое, единообразное понимание нормативных предписаний.

Верховенство закона предполагает соответствие законам всех подзаконных нормативных правовых и правоприменительных актов.

Единство законности, целесообразности и справедливости должно закладываться в содержание нормативных правовых актов в процессе их создания.

Можно выделить основные свойства законности:

  • общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений;
  • причинно-следственная зависимость от социальнонравственных и государственных процессов;
  • высокая степень абстрактности и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений;
  • объективность как следствие перечисленных выше черт.

Понятие правового порядка

Правопорядок — это процесс соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, итог воплощения законности в реальные общественные отношения. Его можно охарактеризовать как совокупность правовых отношений, складывающихся на основе законности, как порядок в отношениях людей, базирующийся на законах и их строгом выполнении.

Правовой порядок является составной частью общественного порядка страны. Общество представляет собой систему экономических, социальных, политических, профессиональных, семейных, дружеских отношений, которые взаимосвязаны и, постоянно меняясь, взаимодействуют между собой. Под воздействием социальных норм в обществе складывается определенный общественный порядок. Таким образом, общественный порядок — это определенные качества системы общественных отношений, состоящие в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, общественное и личное спокойствие. Правопорядок — составная часть, определенное качество общественного порядка.

Правопорядок в обществе достигается тогда, когда деятельность всех субъектов права является правомерной, когда надлежащим образом осуществляются субъективные права и исполняются юридические обязанности, т.е. когда субъекты права совершают обязательные или дозволенные действия либо воздерживаются от совершения запрещенных действий.

Правопорядок складывается в процессе реализации правовых норм, это результат осуществления законности. Устойчивость, стабильность правопорядка обеспечивается реальным осуществлением требований законности.

Складывающаяся в ходе реализации права внутренне согласованная система субъективных прав и обязанностей составляет содержание правового порядка.

Для правопорядка характерно совпадение фактического поведения людей их правам и обязанностям. Важнейшей основой правопорядка является наличие его гарантий в виде законности для реального осуществления субъективных прав граждан и обеспечение исполнения правовых обязанностей.

Законность и правопорядок — понятия однопорядковые, но не тождественные. Если законность создает условия, необходимые для эффективного воздействия права на общественные отношения, то правопорядок представляет собой реализацию права в этих условиях.

Правопорядок как функция государства представляет собой деятельность, направленную на охрану установленного законом порядка общественных отношений, т.е. как деятельность по борьбе с правонарушениями и наказанию правонарушителей. Одновременно государство должно обеспечивать оптимальные условия для действий правовых институтов, беспрепятственного осуществления всеми субъектами (гражданами, должностными лицами, учреждениями, предприятиями) их прав и обязанностей.

Функция охраны правопорядка осуществляется всеми органами государства, всем государственным аппаратом. Вместе с тем в целях наиболее успешной реализации указанной функции государство создает в государственном аппарате систему специальных органов — суд, прокуратуру, органы юстиции, нотариат и другие.

Правоохранительные органы не просто охраняют правопорядок, но и поддерживают его, активно воздействуют на совершенствование общественных отношений. Их цель — не ждать правонарушений, а создавать условия, которые исключали бы противоправные действия, стимулировали правомерное поведение.

Гарантии и методы обеспечения законности и правопорядка

Режим законности предполагает предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам, то есть осуществление принципа равенства перед законом. Естественно, что его проведение в жизнь способствует укреплению в сознании людей таких важных социальных ценностей, как авторитет права и государства, социальная справедливость.

Режим законности предполагает наличие твердых гарантий выполнения содержащихся в нормах права предписаний. Мало принять тот или иной закон, нужно создать механизм, обеспечивающий его проведение в жизнь, реализацию правовых норм, порядок обжалования неправомерных действий должностных лиц, защиты прав граждан, Такая модель поведения, описанная в норме, будет восприниматься как закрепление реальных возможностей, обеспеченных государством.

Под гарантиями законности понимают взятые в системе объективно сложившиеся факторы и специально предпринимаемые меры упрочения режима точного и неуклонного воплощения требований закона в жизнь. Выделяют следующие виды гарантий; правовые, политические, культурные, экономические. К числу правовых относят следующие гарантии: совершенствование законодательства, надзорно-контрольные мероприятия, меры защиты, меры ответственности. Действенность гарантий достигается только в их взаимосвязи, в их единстве, в системе. Обеспечение законности представляет собой систему мер, направленных на профилактику нарушений законности и упрочение законности.

Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий нарушений законности, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к нарушениям законности.

Упрочение законности предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантий законности в деятельности государственных органов, должностных лиц.

Организация системы обеспечения законности в деятельности государственных органов включает: анализ допущенных нарушений законности; причин и условий их совершения; разработку мер по профилактике правонарушений; совершенствование мер защиты законности в деятельности государственных органов; разработку мер по укреплению законности: совершенствование служебной подготовки, управленческой деятельности; формирование практических навыков и умений обеспечения законности в процессе выполнения служебных обязанностей.

Обеспечение законности тесно связано с общей задачей укрепления российской государственности. Немаловажное значение имеют мероприятия, направленные на борьбу с преступностью. Обеспечение законности в российском обществе и преодоление высокого уровня преступности, в том числе организованной, немыслимо без решения крупных социальных и экономических задач. Необходимо сократить огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения, минимизировать безработицу, обеспечить выполнение социальных программ — то есть устранить почву роста преступности и нарушений законности.

Гарантии законности и правопорядка являются одной из задач проводимой правовой реформы. Так, большие надежды связываются с обновлением правовой базы организации и деятельности судов и органов юстиции. Эти правоохранительные органы должны занять достойное место в системе правоохранительных органов.

Правовая реформа предполагает использование таких методов обеспечения законности: законодательное обеспечение системы прав человека; упрочение и защита конституционного строя; реформирование системы государственного управления; координация нормотворческой деятельности Федерации и ее субъектов; реформа местного самоуправления; развитие системы правового воспитания, образования и юридической науки; организация правовой экспертизы и другие.

Законность: понятие и принципы

Понятие «законность»

Ценность права для общества определяется тем, насколько оно воплощено в поведении людей, в деятельности должностных лиц, применяющих право, в правоотношениях. Урегулированность взаимодействий между людьми, индивидами и государством отражается понятием «законность», выражающим общий принцип отношения к праву.

Содержание законности связано как с поведением граждан, реализующих свои права и обязанности, так и с деятельностью органов государства, формулирующих нормы права, обеспечивающих их защиту.

Следовательно, законность — это строгое, неуклонное соблюдение, исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными лицами и гражданами.

Исходя из этого определения законность может рассматриваться в трех смыслах: а) как принцип, метод осуществления государственной власти, б) как режим общественной жизни, в) как система требований, предъявляемых к личности.

Законность как метод осуществления государственной власти означает, что свои функции государство осуществляет только правовыми средствами: принятием нормативных актов и обеспечением их неукоснительной реализации. В то же время этой стороной законности предполагается, что государство и все его органы и учреждения связаны нормами права и действуют в их рамках. Наиболее полно законность как метод государственного руководства обществом и принцип деятельности органов государства проявляется в правовом государстве.

Правовое регулирование государством различных сторон жизни общества является одним из условий обеспечения упорядоченности взаимодействия людей. Благодаря строгому, неукоснительному соблюдению и исполнению правовых норм всеми участниками общественных отношений в сознании людей утверждаются ценности свободы, справедливости, гуманизма. Они являются смыслом, определяющим взаимодействие людей друг с другом. В этом смысле законность рассматривается как режим общественной жизни. При этом режиме деятельность всех участников общественных и межличностных взаимодействий основывается на законе, праве.

Наконец, законность требует от участников правоотношений неукоснительного соблюдения и исполнения действующего законодательства, соответствия их поведения предписаниям правовых норм. В этом смысле законность органично связана с общеобязательностью права. Осуществление норм права в поведении людей тем выше, чем сильнее в правосознании общества идея целесообразности соблюдения законов опирается на всеобщность права, действительную гарантированность прав и свобод граждан.

Законность как принцип, метод, режим, система неукоснительного соблюдения и исполнения норм права всеми участниками общественных отношений основывается на определенных принципах. Среди них следует отметить:

  1. принцип единства законности, означающий единообразное понимание и применение законов на всей территории государства. Особенно данное правило актуально для федеративных государств, в том числе и для России;
  2. принцип всеобщности законности — требования закона распространяются на всех субъектов права без какого-либо исключения. Правовые предписания должны выполнять как отдельные граждане, их объединения, так и органы государства, должностные лица. Соблюдение данного принципа чрезвычайно важно как одно из условий борьбы с произволом, коррупцией;
  3. принцип гарантированности основных прав и свобод человека, состоящий в необходимости обеспечения приоритета прав индивида и их гарантиях со стороны государства. Реализация данного принципа позволяет определить пределы вмешательства государства в частную жизнь, найти разумное сочетание индивидуальных и общественных интересов;
  4. принцип целесообразности, раскрывающий, как соотносятся цели и средства их реализации в деятельности государства. Невозможно обеспечивать осуществление даже самых благородных целей путем ущемления и отчуждения прав человека;
  5. принцип неотвратимости наказания, означающий, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести справедливое наказание.

Правопорядок: понятие и принципы

Понятие «правопорядок»

Конечно, в реальной жизни добиться строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми людьми, органами государства норм права достаточно сложно. На практике имеется немало нарушений законов. Поэтому то, насколько требования правовых норм вошли в быт, привычку, повседневное поведение людей, отражает понятие «правопорядок». Правопорядок органично связан с законностью, поскольку является результатом ее осуществления — реализации требований норм права, их соблюдения и исполнения всеми и каждым в отдельности.

Правопорядок отражает степень упорядоченности общественных отношений. Эта упорядоченность возникает на основе реализации норм права, является итогом правового регулирования взаимодействий между людьми. Правопорядок — цель правового регулирования, он обеспечивается государством.

Таким образом, правопорядок — это состояние упорядоченности и организованности общественной жизни, основанное на праве и законности.

Правопорядок — составная часть более широкого понятия — «общественный порядок», которое также отражает состояние упорядоченности и организованности общественных отношений, основанное на реализации норм морали, обычаев, традиций, стереотипов.

Реализация требований этих социальных норм обеспечивается силой общественного мнения, осознанием целесообразности и необходимости их выполнения. Однако состояние общественного порядка наряду с другими факторами (экономическими, психологическими, социальными и культурными) во многом определяется состоянием правопорядка. В иных случаях лишь возможность государственного принуждения — лучший аргумент против действий хулигана, террориста.

Принципы правопорядка

Правопорядок — не только цель, но и результат правового регулирования государством правового положения и взаимоотношений участников общественных взаимодействий. Он также включает не только упорядоченность отношений на основе права в сфере государственной власти, но и отношения людей в сфере гражданского общества.

Однако совершенно очевидно, что без государства обеспечить правопорядок невозможно. Правопорядок как состояние упорядоченности общественной жизни основывается на ряде принципов, которые обеспечиваются государством. Среди основных принципов правопорядка следует выделить:

  1. принцип государственной гарантированности состояния стабильности и упорядоченности общественных отношений — существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений;
  2. принцип устойчивости — означает стабильность общественных отношений, устойчивые формы социальных связей. Попытки нарушить эту устойчивость пресекаются государством и его органами;
  3. принцип организованности — состоит в том, что правопорядок возникает лишь при организующей роли государства. Даже несмотря на высокий уровень культуры конкретного общества, правопорядок не возникает стихийно, поскольку различия в интересах и материальном положении людей порождают различные представления о разумной организации жизни общества. Все эти представления государство согласовывает путем принятия правовых норм;
  4. принцип формальной определенности — показывает, что правопорядок связан с правом и возникает на основе четких правовых предписаний, формально закрепленных в законах и иных нормативных правовых актах государства. Эти предписания обязательны для всех граждан, должностных лиц, государственных органов;
  5. принцип системности — подразумевается, что реальные правоотношения, сложившиеся в обществе, не являются единичными и разрозненными действиями субъектов права, а представляют собой систему отношений. Эта система отличается иерархичностью, непротиворечивостью, взаимозависимостью составляющих ее элементов.

Целостность правовым отношениям придают правовые принципы, зафиксированные в Конституции, сложившиеся экономические отношения, уровень правовой культуры и, конечно же, единство государственной власти на территории государства, являющейся гарантом этой целостности.

Добавить комментарий