Содержание понятия государственное управление

Общая характеристика структуры государственного управления

Определение 1

Структура государственного управления – это совокупность соответствующих органов государственного управления, которые призваны действовать от имени государства в пределах той компетенции и тех полномочий, которые предоставлены им законом.

Государственное управление, как известно, может осуществлять на трех уровнях:

  • федеральном,
  • региональном,
  • местном.

Каждый из них наделен различными органами власти.

Для осуществления государственного управления и руководства всевозможными процессами в обществе образуются специально уполномоченные государственные органы, которые расцениваются в качестве вспомогательных институтов государственной власти, проводников принимаемых ею решений, структур, которые занимаются реализацией властных полномочий.

  • Федеральный уровень. Конституция РФ в ст.71 закрепила положение о том, что устанавливается система федеральных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть, а также порядок организации и деятельности таких органов. Государственная власть на федеральном уровне осуществляется Президентом России, Федеральным Собранием РФ (Советом Федерации и Государственной Думой), Правительством РФ, судами.
  • Уровень субъектов РФ. Прежде всего, стоит отметить, что именно следует относить к субъектам России. Так, согласно закону, к ним относятся: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округи. Система органов в субъектах создается самостоятельно данными субъектами, основываясь на основах конституционного строя и принципах организации государственного управления.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Структура государственного управления 470 руб.
  • Реферат Структура государственного управления 230 руб.
  • Контрольная работа Структура государственного управления 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1

Местное самоуправление не относится к государственному управлению, что означает невозможность отнесения органов управления в данной области к государственным. В этом случае органы управления носят характер муниципальных и формируются на основе решений органов государственной власти. Муниципальные органы управления представлены территориальными органами юстиции, финансовыми органами, органами, связанными со строительством и архитектурой, сельским хозяйством, промышленностью, здравоохранением, культурой, земельными ресурсами, управлением имуществом, транспортом, торговлей, связью и пр.

Государственное управление характеризуется повседневностью и оперативностью в своей деятельности. Оно должно осуществляться субъектами управления, которые специально уполномочены для этих целей, в необходимом порядке и объеме, указанном в законе. Эти субъекты реализуют свои функции по управлению государством во всех сферах деятельности, в том числе исполнительной, судебной, законодательной и прокурорской.

Звенья структуры государственного управления

Структура государственного управления состоит из определенных звеньев, которые включают в себя:

  • Президента России;
  • Федеральное Собрание Российской Федерации;
  • Правительство РФ;
  • федеральные органы исполнительной власти РФ;
  • органы власти субъектов РФ.

Все эти звенья, безусловно, важны при осуществлении государственно управления. Каждый из них обладает присущими только ему функциями и полномочиями, которые предоставляет для него действующее на сегодняшний день законодательство в сфере государственного управления. При этом стоит отметить тот факт, что государственное управление может осуществляться не только в области его реализации, но и в законодательной и судебной сфере. Так, свою лепту вносят Совет Федерации и Государственная дума, издавая законы, тогда как Правительство превращает их исполнение в жизнь, а Президент РФ контролирует весь этот процесс. Все остальные органы власти обязаны следить на беспрекословным исполнением всех действующих в стране законов.

Сущность государственного управления

Определение 1

Осмысление содержания института государственного управления имеет тесную связь с понятием «управление». Со стороны кибернетики, в рамках которой изучаются закономерности процессов управления во всех видах систем, управление — это переход объекта какой-либо системы в качественно новое состояние либо преобразование данного состояния для того, чтобы достичь системных целей.

Обязательное условие осуществления процесса управления выражается в наличии трех непременных элементов:

  1. субъект управления;
  2. объект управления;
  3. отношения, которые складываются между ними в рамках управленческого процесса.

Процесс управления характерен для технических, биологических и социальных систем. Ключевой проблемой данной учебной дисциплины является социальное управление, то есть управление, в котором субъектно-объектные взаимоотношения формируются между участниками.

Определение 2

Относительно социальных систем термин «управление» начинает обладать качественно иным характером — это процесс формирования целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления для достижения общественно-весомых итогов.

Весь смысл социального управления выявляется посредством трех свойств:

  1. целеполагание;
  2. организация;
  3. регулирование.

Современная наука представляет разные классификации общественного управления. Одна из них говорит о видах социального управления, опираясь на субъекты управления. Социальное управление, субъект которого с помощью органов государственной власти и управления и их должностных лиц есть государство, реализующее управление в установленном правовом порядке, это государственное управление.

Определение 3

Социальное управление, которое реализуется органами местного самоуправления на базе форм прямого волеизъявления людей с целью самоорганизации последних и разрешения вопросов местного значения, получило название муниципального управления. Управление, которое реализуется индивидуальным предпринимателем, собственником с целью получения прибыли, это менеджмент.

Следовательно, государственное управление — это разновидность общественного управленческого процесса, субъектом которого выступают органы государственной власти и должностные лица, их представляющие, а объектом — социальные процессы и взаимоотношения.

Большое количество толкований понятия «государственное управление» дает возможность определить более широкую и более узкую трактовку данного общественного института.

В узком смысле государственное управление приравнивается к сфере функционирования органов исполнительной власти, а в более расширенном определении— это прямая деятельность всех ветвей государственной власти, их органов и должностных лиц, направленная на регулирование социальных взаимоотношений. В основе данной статьи лежит толкование государственного управления в качестве целенаправленного организующего и регулирующего влияния государства (посредством системы его органов и должностных лиц) на социальные процессы, взаимоотношения и любой вид деятельности граждан. К особенным свойствам государственного управленческого процесса стоит отнести:

  • присутствие специфического субъекта — органов государственной власти и их должностных лиц, порядок создания и деятельности которых попадает под четкий регламент Конституции, федерального законодательства, иных нормативно-правовых актов;
  • обладание субъектов управления властными полномочиями — государственное управление представляет собой способ реализации государственной власти, распространяется на весь социум;
  • значение распространяемых управлением социальных явлений — государственное управление ориентировано на согласованность интересов и действий всех людей и общественных групп социума, удовлетворение потребностей всех граждан, а не отдельных лиц, на защиту общих интересов;
  • право государства на использование в ходе управления методов принуждения.

Одна из проблем создания методологии государственного управления в Российской Федерации — это соотношение управления (администрирования) и политики. Государственное управление в качестве управленческой деятельности состоит из государственного администрирования и государственно-административного управления.

Определение 4

Государственное администрирование — деятельность органов государства на практике, технологический процесс подготовки, утверждения и реализации управленческих решений в сумме методов и средств, посредством которых осуществляется решение задач государства и его структурных единиц разного уровня, реализуется непосредственное и специализированное влияние органов управления на зависимые от них органы и объекты, основывающиеся на административной ответственности за выполнение решений; государственно-административное управление есть вид деятельности государства, направленный на управление делами государства, в пределах которого почти осуществляет свою деятельность исполнительная власть, ее органы и должностные лица на всех ступенях государственно-административной иерархической лестницы. Политическое управление есть формирование стратегии действий государства, создание имиджа государства и поведения в рамках международных и внутренних взаимоотношений, оно зачастую не ставит перед собой цели решения социально важных проблем.

На современном этапе существуют два противоположных подхода к изучаемой нами проблематике.

Приверженцы одною говорят о том, что политическое и государственное управление нельзя совместить, а роль политики в управлении государства стоит снизить до минимума.

Сторонники же второго подхода изучают государственное управление в качестве способа осуществления политической стратегии.

Ситуацию в современной Российской Федерации, где на официальном уровне признан и продвигается курс на формирование политической системы из двух партий, можно обозначить в качестве чрезмерной политизации, даже «партизации» государственного аппарата, а самое яркое тому подтверждение — деятельность партии «Единая Россия». Одновременно с этим, мировая практика государственного управления отмечает, что абсолютная доступность государственной службы для влияния партий может стать возможной и необходимой только при условии однопартийной системы.

В науке государственного управления Российской Федерации созданы три группы факторов, которые создают препятствия для уменьшения объема политических функций государственной службы:

  • высокий уровень радикализма политических противоречий в социуме, который затрудняет сохранение политического нейтралитета чиновников;
  • незащищенность положений чиновников, зависимость его карьеры от гипотетической смены руководства, что заставляет его совершать политический выбор, примыкая, в частности, к избирательным кампаниям;
  • зависимость чиновника на финансовом уровне, которая провоцирует его предоставлять платные политические услуги, часто нанося урон исполнению своих государственных функций.

Замечание

Неудивительно, что сегодня вопрос о взаимной связи политики и администрирования в ходе государственного управления -это открытая и актуальная тема.

Целеполагание государственного управления

Цели государственного управления возникают из целей государства, обладают уровневой структурой, иерархия которой основана на принципах «древа целей», позволяющая отметить взаимосвязь и согласованность целей разного уровня и содержания.

Главное место в структуре целей государственного управления отводится стратегическому уровню — генеральному направлению государственной политики. Процесс по достижению стратегической цели происходит с помощью нескольких этапов. Учитывая меняющиеся условия и имеющиеся ресурсы, для каждого из временных отрезков создаются более мелкие, то есть оперативные цели, решение которых связано с представлением тактических либо обеспечивающих целей. В системе целей государственного управления стратегический уровень направлен на долгосрочную перспективу, в связи с этим он максимально статичный, а тактические цели отличаются большей динамикой, которую зачастую можно подкорректировать.

Дифференциация по видам целей государственного управления основывается на принципе детерминанты, то есть в ходе формирования цели рождаются одна из другой. Главная классификация базируется на функциях государства и сферах жизнедеятельности социума:

  • цели социально-политического развития;
  • цели общественного развития;
  • экономические, организационные, информационные, разъяснительные цели и та далее.

Иные критерии классификации:

  • объем целей (общие, частные);
  • результаты (цели окончательные и текущие);
  • временная перспектива (непосредственные и перспективные — краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) и так далее.

Цели государственного управления создаются учитывая, прежде всего, их реалистичность и решаемость, затем их последовательность достижения целей, то есть. постановка новых целей должна предшествовать достижению ранее созданных и, наконец, возможную корректировку предлагаемых целей.

Определение 5

Функции управления в общем виде можно назвать стабильными видами управленческой деятельности субъекта, которые осуществляются для того, чтобы достичь намеченной цели. Функции государственного управления — это виды деятельности органов государственной власти и управления и их должностных лиц, которые реализуются в неком нормативном порядке и направлены на урегулирование социальных процессов и отношений, нужны для того, чтобы достичь поставленных целей.

В пределах теории управления выделяют такие функции:

  1. анализ,
  2. целеполагание,
  3. прогнозирование,
  4. планирование и программирование,
  5. организация,
  6. координация,
  7. мотивация (стимулирование),
  8. контроль,
  9. регулирование.

Относительно государственного управления они считаются общими. Специфическими же функциями можно назвать, например, регулирование экономики государством, проведение лицензирования, организация выборов и референдумов и так далее. Ряд функций государственного управления ориентирован на управление только жизнедеятельности социума — это общественно-организационные функции; иные же функции, ориентированные на регулирование и улучшение работы органов государственной власти и управления — это функции внутри организации.

Определение 6

Большое количество функций государственного управления связано с применением разных методов их реализации, которые являются способами властного влияния государства на вектор развития социальных и государственных дел. Они отображают, посредством чего государство оказывает влияние на поведенческие реакции граждан и управляет ими.

Опираясь на способы и приемы, используемые субъектами государственного управления для того, чтобы достичь поставленных целей и выполнить функции, определяют такие группы методов:

  • Административные методы — нормативные требования государства, которые обязывают и субъекты, и объекты государственного управления поступать тем или иным образом. Они основываются на распорядительстве субъекта управления, если их не выполнять, то они повлекут за собой привлечение к разным видам ответственности.

Пример 1

Каждому работающему гражданину Российской Федерации следует платить налоги в бюджеты разных уровней, в 20 и 45 лет произвести обмен паспорта гражданина Российской Федерации, государство для этого создает ряд определенных правил, пакетов документов и так далее. Государственные служащие должны предоставлять декларацию о доходах за минувший календарный год в срок до 30.04 текущего года.

  • Экономические методы — это способы формирования государством неких условий, в которых управляемому объекту будет выгоднее совершать те поступки, которые ждет от него государство. Данные методы основываются на наличии у людей, компаний и государства материальных интересов, обуславливающих их действия, а степень экономической активности определяется уровнем развитости и объемов материальных стимулов.

Пример 2

Создание и осуществление государственной политики в сфере налогообложения; налоговое стимулирование, например, для увеличения количества иностранных вложений капитала в экономику России используется инструмент снижения ставки налога на иностранный капитал, «налоговые каникулы» для конкретных организаций. Стимулирование развития частного сектора экономики России производится также посредством сдачи государственного имущества в аренду, концессию. Другой пример — система государственного общественного обеспечения, то есть осуществление выплат повышенных и именных стипендий, пенсионных выплат, пособий.

  • Идеологические методы — это целенаправленное моральное и нравственное влияние государственных органов на сознание граждан, пропагандистские и агитационные мероприятия со стороны государственных властей. Иное рабочее название данной группы методов — это общественно-психологические.

Пример 3

Предупреждение Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о вреде табакокурения, которое теперь непременно указывается на каждой пачке сигаретных изделий. Общественная телевизионная реклама, которая стала составляющей жизнедеятельности российских граждан и направлена на создание их гражданского сознания и послушаемости законам: «Заплати налоги и спи спокойно»; «Тише едешь – дальше будешь, не превышай скорость» и так далее, а также активная и актуальная в последние годы пропаганда ЗОЖ, то есть здорового образа жизни и спорта.

  • Правовые методы — это способы управления государства, которые совершаются в рамках и согласно процедуре, регламентированной Конституцией, законодательством и другими нормативно-правовыми актами, которые действуют на территории той или иной страны. Среди них стоит обозначить:
  1. законодательствование;
  2. государственно-административное управление;
  3. правосудие;
  4. контроль.

Пример 4

Формирование с учетом статей № 80, 85 Конституции Государственного Совета РФ в качестве совещательного органа при Президенте Российской Федерации с целью помощи осуществления полномочий Президента РФ как главы государства.

  • Неправовые методы. Среди них стоит выделить две подгруппы:
  1. организационно-технические, совершаемые согласно правовым нормам, однако, их процедура подробно правом не регулируется;
  2. противоправные, совершаемые в нарушение действующего в стране свода законов.

Пример 5

Первые методы применимы в работе в условиях экстремальности подразделений МЧС Российской Федерации. Каждую чрезвычайную ситуацию стоит расценивать как уникальную, и ни один из правовых актов не в состоянии предугадать все возможные и необходимые варианты действий либо бездействий, их обоснованность и соответствие имеющейся ситуации.

  • Противоправные методы — использование насильственных мер по разгону санкционированного шествия; нецелевое применение государственным служащим средств из бюджета всей Федерации либо ее региона.

Каждую из изучаемых групп методов можно охарактеризовать специфическим изъявлением воли государства — это разрешения, требования, запреты, ответственность, контроль и надзор и так далее. На практике управление принятием и реализацией государственных решений возможно только на базе интеграции разного рода методов управления:

  1. метод, который несет основную нагрузку,
  2. метод, который усиливает/обеспечивает.

Пример 6

При формировании Стабилизационного фонда Российской Федерации основной метод — экономический; правовое регулирование данного процесса — это правовой метод, который играет обеспечивающую роль; разъяснительные меры, которые предоставлены посредством СМИ, об обязательности данного шага — идеологический метод, который является либо обеспечивающим, либо усиливающим.

Любой вид управленческой деятельности реализуется по такой логической последовательности:

  1. осознание целей и задач управления;
  2. выбор метода управления;
  3. разработка и реализация инструментов управления.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Инструменты государственного управления — это средства осуществления управленческого решения на практике. В числе инструментов государственного управления выделяются две группы:

  • общие (универсальные);

Общие инструменты управления — это реально существующие, которые закреплены в нормативно- правовых актах правила управленческой деятельности; им характерна форма закона, устава, инструкции, ограничения и другие.

  • локальные.

Локальные инструменты управления обладают частным характером, усиливая выполнение более важного управленческого решения, им характерна форма постановления, приказа, распоряжения, сделка, контракт, совещание и прочее.

Относительно управленческого решения инструменты вторичны; завися от контекста они могут изучаться в качестве самостоятельных управляющих воздействий, используемых для выполнения иных управленческих решений.

Пример 7

Прописанные государством правила записи актов гражданского состояния с точки зрения права стоит оценивать в качестве управляющего воздействия государства на участвующих в общественных отношениях, запись акта гражданского состояния отдельно взятого человека — это механизм осуществления управленческого решения.

Понятие «инструменты государственного управления» не обладает должным раскрытием и рефлексией в науке государственного управления, в связи с этим не существует признанной классификации. Как критерии классификации определяют:

  1. уровень инструмента государственного управления в иерархии системы управления — это инструменты, которые используются на международном, федеральном, региональном уровнях, инструменты отраслевого управления и так далее;
  2. документально оформленные инструменты государственного управления — это законодательные акты; постановления, регламенты, решения государственных органов; государственные концепции, программы, проекты; государственные бюджеты; государственные стандарты, сертификаты качества, лицензии; государственные свидетельства; государственные дипломы и так далее;
  3. характер и объем воздействия инструментов государственного управления — экономические инструменты (налоги, государственные тарифы оплаты труда, ставка рефинансирования ЦБ РФ, внутренние и внешние займы и так далее), организационные инструменты (создание, реорганизация или реструктуризация государственных органов; назначение, перемещение, освобождение от занимаемой должности на государственной службе), политические инструменты (выборные технологии, опросы общественных мнений и прочее).

Инструменты государственного управления стоит разделить на группы макроэкономических и микроэкономических.

Определение 7

Макроэкономическое управление — это управление народным хозяйством государства, перечнем отдельных сфер общественной жизни и на уровне Федерации, и на уровне регионов.

В данном случае применимы такие инструменты государственного управления, как правовые (актуальное на территории Российской Федерации законодательство), как государственные бюджеты, федеральные и региональные целевые программы, стратегии развития и социально-экономические прогнозы, государственное инвестирование, проведение государственных операций на внутреннем денежном рынке, обслуживание государственного долга, государственное страхование и обеспечение, штрафные санкции за неисполнение обязательств и прочее.

Определение 8

Микроэкономический уровень — это управление крупными организациями и учреждениями общественной сферы, структуры малого и среднего бизнеса; в ходе данного управления применимы документальные инструменты, например, устав, лицензия, утверждаемое государственными органами положение, а также денежные инструменты (наличные и безналичные средства, облигация), уровень заработной платы работникам и прочее.

Создание целей государственного управления, процесс по их достижению с помощью применения конкретных методов и инструментов управления, выполнение определенных функций органами государственной власти и управления базируется на нескольких принципах. Принципы в качестве продукта осознанной деятельности человека стоит различать с закономерностями, действие которых вне зависимости от граждан.

Принципы государственного управления — это, чаще всего, закрепленные на законодательном уровне, общие тезисы, согласно которым создается и работает система государственного управления. На современном этапе наука подразделяет принципы государственного управления на три группы: общие, организационно-технологические и частные.

Общие принципы связаны с содержанием и целями системы государственного управления, в них определены общественно-ценностные (гуманизм, демократизм) и общественно-функциональные (несколько ветвей власти, федерализм, соблюдение законов). Исполнительно-распорядительная, организационная деятельность органов государственной власти и управления базируется на организационно-технологических принципах.

Сумма организационно-технологических принципов представляется четырьмя группами:

  1. структурно-целевые (иерархия целей государственного управления, последовательность достижения целей);
  2. структурно-организационные (единство системы государственного управления, взаимодействие коллегиальности и централизации в работе органов государственной власти);
  3. структурно-функциональные (закрепление управленческих функций в списке полномочий соответствующих государственных органов);
  4. структурно-процессуальные (принцип соответствия методов управления функциям государственного органа).

Применение частных принципов направлено на повышение значимости человеческих факторов в ходе государственного управления, среди них определены две подгруппы: принципы, которые проецируют на разные сферы жизнедеятельности социума (экономическое планирование, принципы маркетинга), и принципы функционирования державных и социальных институтов (принципы Карнеги, местного самоуправления).

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • основные административные процессы и принципы их регламентации;
  • • принципы целеполагания, виды и методы планирования;
  • • основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;

уметь

  • • ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;
  • • анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;
  • • организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;

владеть

• методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль).

Содержание процесса государственного (муниципального) управления и его основные характеристики

Государственное (муниципальное) управление характеризуется не только организационным закреплением вариантов разделения управленческого труда, организационной структурой системы управления, связями между звеньями и уровнями системы управления, но и динамическими характеристиками управления как процесса.

Процесс (от лаг. processus — продвижение, прохождение) — продвижение, последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение.

Динамика управления — это постоянное или периодическое воздействие на объект системы муниципального управления через акты (введение нормативов, положений, распоряжений), действующие в течение определенных периодов времени и таким образом координирующих деятельность людей в управляемой системе.

Управленческий процесс, отражая динамическую, действенную, практическую сущность управления, представляет собой совокупность последовательных действий, процедур, регулирующих поведение объекта управления. В результате осуществления этих действий формируются управленческие отношения, достигаются цели, реализуются функции, принципы и методы управления, достигается его эффективность.

Вместе с тем процесс управления в динамике нельзя рассматривать только как технологию, только через совокупность процедур, которые имеют немаловажное значение для качества управления, но не исчерпывают его содержания. Более правильной будет характеристика процесса управления в контексте его социальной сущности: в какой степени в нем отражены потребности и возможности общества предупреждать и разрешать возникающие противоречия, осуществлять права и свободы, интересы граждан. Без учета этого даже самая передовая технология не может исключить опасности бюрократизации управленческого процесса, превращения системы управления в «вещь для себя». Процесс управления, таким образом, — это целостная управленческая деятельность субъектов управления (органов исполнительной власти и должностных лиц), как урегулированная нормами права (управленческий процесс), так и не регламентированная правом. Процесс управления как управленческая деятельность сочетает администрирование с политикой, предполагает способность управленцев разрабатывать управленческие решения, организовывать работу исходя из общенародных, общегосударственных интересов.

Постоянное воздействие — действующая функция, организационная структура управления, распределение полномочий, нормативные акты, инструкции и т.п., а также любая форма системы действующего хозяйственного механизма. Постоянное воздействие создает впечатление длительной устойчивости, неизменчивости, однако с изменением воздействия внутренних и внешних факторов приводит к изменению масштабности объекта управления, хозяйственных связей и т.д. Вот почему от руководителя управляющей системы требуется особое внимание и контроль за тем, чтобы новые условия, возникающие во внутренней и внешней среде, были отражены в процессе управления системой муниципального образования.

Периодическое воздействие — более активная форма воздействия, при котором руководитель принимает непосредственное участие в анализе информации о ходе деятельности объекта системы муниципального управления, подготовке вариантов принимаемых решений и их реализации.

В разные моменты времени предметом внимания руководителя могут быть различные аспекты управляемого объекта (системы), в том числе нормативные акты, закрепляющие или изменяющие статику управления. Эта деятельность руководителя также входит в процесс управления.

Видимость статичности управления создают также процессы разделения управленческого труда, когда отдельные виды работ выполняются лишь периодически и имеют ярко выраженный регулирующий характер. По если рассматривать управление в целом как вид трудовой деятельности человека, то можно утверждать, что оно обладает всеми характеристиками трудового процесса. Исходя из этого, можно дать понятие процесса управления как совокупности целенаправленных действий руководителя и аппарата управления, направленных на обеспечение согласованной совместной деятельности людей для достижения поставленной цели.

Процесс независимо от сферы, в которой он осуществляется, отличают следующие присущие ему свойства: непрерывность, цикличность и последовательность.

Непрерывность обусловлена самой природой управления, связанной с необходимостью постоянного воздействия на соответствующие объекты. В процессе управления оценивается состояние объекта воздействия, выявляются проблемные ситуации, формулируются цели и задачи, ведется поиск путей их решения, организуется выполнение намеченного; затем оцениваются достигнутые результаты, выявляются новые проблемы. Непрерывность этих действий свидетельствует о цикличности процесса управления, которая проявляется в строго закономерном повторении указанных основных операций. Их единичный, одноразовый оборот — от возникновения проблемы до ее разрешения — называется управленческим циклом. До тех пор пока существуют заданные управленческие отношения, такие циклы непрерывно повторяются.

Содержание процесса управления характеризуется этапами, стадиями и операциями, а также средствами осуществления операций. Этап процесса управления определяется его содержанием, последовательным выполнением операций, присущим управленческой деятельности. Соблюдение очередности управленческих действий (операций) имеет важное значение для обеспечения высокого качества управления. Например, выработке конкретного управленческого решения должен предшествовать анализ исходной информации, а его осуществление требуется предварять созданием условий для деятельности исполнителей. Пренебрежение этими правилами снижает научную обоснованность управления, приводит к ошибкам в принятии или реализации решений либо предопределяет невозможность их практического выполнения.

Стадии процесса управления отражают временной промежуток его этапа. Обычно выделяются следующие общие стадии управленческого цикла применительно к одной проблеме:

  • 1) выявление проблемы, нуждающейся в разрешении. Всякому акту воздействия предшествует уяснение его цели, ее постановка. Этот этап может протекать ио-разному, в зависимости от масштабов объекта системы муниципального управления и конкретных условий его функционирования. В практической деятельности бывают случаи, когда этан формирования цели протекает как бы неосознанно, автоматически. Однако во всех случаях процесс управления, процесс воздействия начинается с формирования его цели, так как управление осуществляется для достижения определенной цели. Цель управления — это желаемое, возможное и необходимое состояние управляемой системы (объекта) муниципального образования. Процесс муниципального управления направлен на достижение этого состояния. Исходя из этого, можно сформулировать требования, предъявляемые к цели:
    • — определенность, ясность, значимость и достижимость;
    • — научная обоснованность и конкретность выражения требования развития объекта;
    • — содержание основной цели управления должно быть более высокого порядка. Так, например, цель управления муниципальным образованием должна соответствовать общей цели развития общества и государства.

Параллельно с целенолаганием ведется информационная работа, так как без достаточно полной информации трудно правильно сформулировать цель воздействия:

  • 1) информационные операции. Они начинаются с целевой стадии и продолжаются на протяжении всего процесса управления;
  • 2) анализ проблемы. Выясняются основные противоречия в текущем состоянии объекта системы муниципального управления относительно цели его развития. Следующим этапом является анализ ситуации. Ситуация — состояние управляемой системы (объекта), оцениваемое относительно цели развития объекта. Анализ ситуации — совокупность работ по оценке функционирования системы, поиску путей ее улучшения либо устранения нежелательной тенденции ее функционирования;
  • 3) выработка проекта решения — переход к практической организации деятельности руководителя. Выработка и выбор вариантов действий определяются нс только целью, но и наличием информации о тех или иных сферах деятельности, результатах анализа, показывающих слабые места работы;
  • 4) рассмотрение проекта, в том числе согласование, обсуждение, экспертная оценка;
  • 5) утверждение проекта, т.е. принятие решения. Причем операции разработки вариантов решений начинаются на стадии целеполагания и продолжаются до стадии практических действий;
  • 6) доведение проекта до исполнителей;
  • 7) организация исполнения принятого решения, в том числе контроль его исполнения;
  • 8) пересмотр в случае необходимости ранее принятого решения, его корректировка, отмена или приостановление действия решения.

Конечно, не любой управленческий цикл в деятельности государственного (муниципального) органа включает все упомянутые стадии. Не всегда имеются основания для выявления проблем, подлежащих рассмотрению (сами граждане ставят вопросы в своих заявлениях, жалобах, которые аппарату управления нужно решать), не всегда требуются экспертные оценки.

Этапы процесса управления: целеполагание, аналитическая и информационная работа, выработка и выбор вариантов действий и организационно-практической работы. На каждом этапе субъект управления и другие его участники совершают ряд определенных, последовательно сменяющих друг друга действий (управленческих процедур).

По отношению к решению проблемы различаются процедуры ответственные и обеспечивающие. Выработка и принятие управленческих решений — наиболее ответственные действия, как и образующие их процедуры. Успех или неуспех управленческой деятельности, ее эффективность зависят прежде всего от качества и своевременности принятия решений. Речь в данном случае идет о главном решении применительно к одной проблеме. Другие процедуры (промежуточные, обеспечивающие) также сопровождаются управленческими решениями. Так, при осуществлении контроля принимаются решения о том, какие объекты проверить, какие стороны их деятельности охватить контролем, в какие сроки провести проверку, кому ее поручить и т.д. Тем не менее контроль играет подчиненную роль — это обеспечивающая процедура именно для осуществления управленческого решения.

По управленческим функциям можно различать процедуры: прогнозирования, планирования, организации, регулирования, общего руководства и оперативного управления, стимулирования, контроля, учета.

По формам управляющего воздействия выделяются процедуры:

  • • издания актов управления (нормативных, директивных, плановых и индивидуальных);
  • • заключения договоров, соглашений;
  • • совершения иных юридически значимых действий выдачи справок, удостоверяющих те или иные факты, снятия и заверения копий и т.д.;
  • • совершения организационных действий (изучение положения дел на том или ином управляемом объекте, проведение проверок, совещаний, обобщение опыта и т.д.);
  • • выполнения материально-технических действий, не влекущих правовых последствий: работа с информацией, подсчеты, делопроизводство, бухгалтерские операции и т.д.

На управленческий процесс влияет не только разнообразие управленческой деятельности, но и построение аппарата: несколько уровней (руководство — подчинение), множественность видов органов, различия в их компетенции, тесное взаимодействие. В сфере государственного управления часто один орган проявляет инициативу решения вопроса, другой — составляет проект решения, третий — дает на него заключение, четвертый — принимает решение, причем или самостоятельно, или по согласованию с другим органом, пятый — рассматривает жалобу на решение, если она подана, или пересматривает его в порядке общего контроля.

Значение управленческих процедур в том, что они:

  • • создают устойчивый и четкий порядок управленческой деятельности при условии их рациональности и точного соблюдения на практике;
  • • предполагают совершение органом управления таких действий и включение в процесс таких его участников, которые действительно необходимы и достаточны для правильного и законного разрешения дел;
  • • могут способствовать научной обоснованности управленческих решений, предусматривая участие научных учреждений в разработке проектов решений, применение ведомственной и вневедомственной экспертизы;
  • • создают условия для реальной демократизации управления, предусматривая участие в управленческом процессе граждан, различных институтов гражданского общества. Возможная коллизия мнений тоже требует процедур их разрешения;
  • • обеспечивают реализацию прав, свобод и обязанностей граждан, поскольку отсутствие процедур создает неопределенность относительно того, какие меры должен предпринять орган управления, а какие — сам гражданин для реализации своего субъективного права;
  • • устраняют канцелярско-бюрократические извращения при разрешении экономических, социальных, культурных, бытовых нужд граждан, предприятий, так как устанавливают единый порядок решения какого-либо индивидуального дела, оформления документов, запрещающего требовать от граждан справок и иных документов, содержащих сведения, которые вообще не нужны для решения дела или могут быть удостоверены путем предъявления паспорта, трудовой книжки, военного билета.

Любая процессуальная форма — не самоцель, а средство достижения эффективности в управлении. Соответственно и управленческие процедуры должны быть рациональными, свободными от педантизма и излишних формальностей. Иное создает препятствия на пути правильного по существу и оперативного управления. К сожалению, процедуры решения многих вопросов в государственном (муниципальном) управлении еще недостаточно отработаны и не снабжены прочными юридическими гарантиями, что затрудняет их реализацию, а значит, препятствует решению экономических и социальных задач.

Эти стадии представляют собой более детальную группировку операций управления но их специфике и значимости при осуществлении процесса управления муниципальным образованием. Операция — простейший вид управленческого воздействия (руководителя или аппарата управления). Последовательность и сочетание операций составляют процесс управления.

К средствам осуществления процесса управления муниципальным образованием следует отнести прежде всего информацию. Посредством информации осуществляется воздействие, а большая часть операций управления представляет собой работу с информацией. С другой стороны, к средствам воздействия следует отнести совокупность технических средств, широко используемых в работе аппарата управления: поручения, передача и переработка информации.

Способы осуществления процесса управления можно разделить на группы в соответствии с характером управленческого труда (информационно-аналитическая, интеллектуальная работа, проводимая с привлечением специальных методов): сбор, хранение, передача и переработка информации; анализ, расчет, разработка вариантов решений; организационная работа, в которой материализуется воздействие на управляемую систему (объект). В организационной работе существуют свои специфические методы, которые используются на заключительном этапе процесса управления и являются методами управления (экономические, организационно-административные и социально-психологические). К ним относятся способы разъяснения, убеждения, стимулирования, реализации заданий.

Для того чтобы управлять, необходимо не только решать, что и как делать, но и заставить людей это делать, заинтересовать, организовать, убедить, разъяснить, проконтролировать. Эти две группы способов осуществления процесса управления взаимосвязаны.

От правильного выбора методов управления зависит успех практических действий руководителя.

Распределение операций в процессе управления существенно влияет на эффективное функционирование системы муниципального управления. Общая последовательность операций управления соответствует последовательности выделения их групп, но в практической деятельности допускается определенная параллельность их выполнения с увеличением или снижением значимости тех или иных групп операций.

Операции но выбору методов управления сводятся в основном к сопоставлению цели воздействия с механизмом управления, дающим возможность выбора наиболее эффективных методов для достижения поставленной цели. Это операции аналитического характера, предполагающие проектирование новых блоков механизма муниципального управления, новых рычагов воздействия, на которых может базироваться тот или иной метод управления.

Операции практической организационной работы таковы: доведение распоряжений по данному решению до исполнителя, их разъяснение и уточнение, распределение заданий, учет и контроль их выполнения.

Таким образом, эффективность процесса муниципального управления зависит от организации управления (субъективный фактор) и от условий функционирования системы муниципального образования (объективный фактор).

Дисциплина: «Система государственного управления»

Термин «управление» стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.

В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Общетеоретические позиции дают следующие характеристики понятия «управление»:

1 Управление есть функция организованных систем различной природы, обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.

2 Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

3 Управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

4 Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

5 Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

6 Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие – прерогатива субъекта управления.

Таковы основные черты, характеризующие общее понятие управления. Они полностью приемлемы для понимания управления в социальной (общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения (например, государство, общество, территориальное образование, общественные объединения, производственные и непроизводственные объекты, семья и т.п.)

Государственное управление призвано регулировать социальные отношения, обеспечивающие защиту и воспроизводство целостности государства и его основных институтов. Преимущественным направлением вектора государственного управления является направление «сверху – вниз», в связи, с чем государство берет на себя право реализации общественного интереса в развитии составляющих его территориальных образований.

Государственное управление — это процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти. В основе государственного управления лежит государственный интерес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни его граждан.

Среди приоритетных направлений в реализации общественного (государственного) интереса лежит необходимость исполнения нескольких функций: защитной, оборонной, социальной, правовой, экономической, политической и арбитражной.

Государственное управление — это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности, и эффективности государственного управления выступает социальность — наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальной жизнью людей.

Основными особенностями государственного управления является то, что:

во-первых: государственное управление является организующей деятельностью;

во-вторых: государственное управление — деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, то есть проведение в жизнь законов и подзаконных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически властных полномочий;

в-третьих: государственное управление — исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством;

в-четвертых: государственное управление — подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона», а также она вторична по отношению к законодательной деятельности.

Таким образом, понятие «государственное управление» характеризует область научного знания и вид социального управления — сферу практической деятельности, связанную с решением проблем государственной организации и регулирования общественной жизни.

Сущность и содержание государственного управления, его принципы и функции.

Общие функции управления:

• информационное обеспечение – сбор, получение, обработка, анализ и хранение информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности;

• прогнозирование – предвидение перспектив развития событий или процессов в будущем;• моделирование – создание образца (модели) определенных управленческих отношений для предвидения решения управленческих задач в будущем;

• планирование – определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития процессов в системе управления;

• организация – формирование системы управления, установление ее принципов, субъектного состава, приведение в состояние готовности;

• координация – согласование совместной деятельности различных субъектов управленческих отношений для достижения поставленных целей и задач управления;

• распорядительство – оперативное регулирование управленческих отношений, дача указания исполнителям;

• регулирование – установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления;

• контроль – установление соответствия или отклонения фактического состояния системы управления от заданных параметров;

• учет– фиксация информации, выраженной в количественных показателях, о результатах состояния системы управления.

Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

Признаки государственного управления:

• это вид государственной управленческой деятельности;

• деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

• деятельность осуществляется постоянно, непрерывно внепланово;

• деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

• характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

• осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

• обеспечивается посредством системы гарантий;

• нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности.

Различают следующие цели управления:

1) социально-экономические– упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

2) политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

3) обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния;

4) организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность. Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные. Общие (социально-правовые) принципы:

• демократизм – народ выступает единственным источником власти, он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти,контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);

• законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;

• объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;

• научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;

• конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;

• разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;

• федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

• эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени. Организационные принципы:

• отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);

• территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);

• линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;

• функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);

• двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;

• сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

Добавить комментарий