Соглашение понятие

Соглашение – НА, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в соц-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории.

Соглашения заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (местное соглашение) уровнях.

Сторонами соглашения могут быть:

на республиканском уровне – республиканские объединения профсоюзов и нанимателей, а также Правительство РБ;

на отраслевом уровне – соответствующие профсоюзы (их объединения) и объединения нанимателей, а также соответствующие органы ГУ;

на местном уровне – соответствующие профсоюзы (их объединения) и наниматели (их объединения), а также местные исполнительные и распорядительные органы.

Профсоюзы (их объединения) не имеют права требовать от органов исполнительной власти, не являющихся нанимателями (или представителями нанимателей), заключения с ними соглашений.

Содержание соглашений определяется сторонами в пределах их компетенции.

Генеральное соглашение может содержать положения о (об):

1) развитии соц партнерства и сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предупреждении трудовых конфликтов и забастовок, запрещении массовых увольнений;

2) основных критериях жизненного уровня работников и членов их семей, в том числе минимальном потребительском бюджете, минимальной з/п, пенсиях, гос пособиях, стипендиях;

3) з/п работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, гос пособиях, стипендиях, пенсиях, компенсационных выплатах в зав-ти от роста цен по сравнению с установленным минимумом;

4) обеспечении занятости;

5) охране труда и окружающей среды;

6) иных трудовых и социально-экономических условиях.

Тарифные и местные соглашения устанавливают соц-трудовые гарантии и преимущества для работников в зав-ти от особенностей отрасли или региона по вопросам организации, условий, оплаты и охраны труда, заключения и расторжения трудовых договоров, при проведении приватизации и др.

Соглашение—это НА, регулирующий соц-трудовые отношения между работником и нанимателем, содержащий обязательство по установлению условий труда, занятости и соц гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории.

Соглашение—это правовая форма соц партнерства. Соглашение отличается от коллективного договора тем, что регулирует отношения в соц-трудовой сфере на более высоком уровне. Соглашения не должны противоречить зак-ву.

В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых отношений различают:

1. Генеральные—заключенные на республиканском уровне.

2. Тарифные—заключенные на отраслевом уровне.

3. Местные—заключенные на определенной территории.

В зависимости от количества сторон, участвующих в переговорах по заключению соглашения:

— двусторонние;

— трехсторонние;

Третья сторона—орган ГУ, если он не является нанимателем.

Количество участников определяется соглашением сторон. Ч. 2 ст. 359.

Участники соглашений определяются уровнем заключенных соглашений. Ч. 1 ст. 359:

1. Генеральное соглашение—республиканские объединения профсоюзов и нанимателей, прав. РБ.

2. Тарифные соглашения—соответствующие профсоюзы или их объединения, объединения нанимателей, органы ГУ.

3. Местные соглашения—профсоюзы или их объединения, местные исполнительные и распорядительные органы.

Содержание—ст. 360—определяется сторонами в пределах их компетенции.

Генеральное соглашение—цель его заключения—установление общих принципов регулирования социально-трудовых отношений в РБ.

Соглашение заключается на срок от 1 до 3 лет, конкретная продолжительность определяется сторонами. Вступает в силу со дня подписания либо в установленный сторонами срок. Действует до принятия нового соглашения.

Соглашение– это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

Соглашение может предусматривать взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

1) оплата труда; .2) условия и охрана труда;

3) режимы труда и отдыха;

4) развитие социального партнерства;

5) иные вопросы, определенные сторонами соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие виды соглашения:

1)генеральное (устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне);

2) региональное (устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ);

3) отраслевое или межотраслевое (определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей);

4) территориальное (предусматривает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования);

5) иные. К иным относятся соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых и других непосредственно связанных с ними отношений.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними. Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Генеральное соглашение заключается только на федеральном уровне с участием Правительства РФ, например генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005-2007 гг.

Состав участников соглашений зависит от уровня (вида) заключаемого соглашения. Участниками соглашения могут быть:

■ при заключении генерального соглашения – общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, Правительство РФ;

■ при заключении регионального соглашения – соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган исполнительной власти субъекта РФ;

■ при заключении отраслевого (межотраслевого) соглашения – соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган по труду субъекта РФ (Министерства здравоохранения и социального развития, если соглашение заключается на федеральном уровне);

■ при заключении территориального соглашения – соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган местного самоуправления.

Профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы не вправе требовать от органов исполнительной власти, не являющихся работодателем или представителем работодателя, заключения с ними двусторонних соглашений.

Соглашение — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отно­шения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представите­лями работников и работодателей на соответствующих уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ).

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных пере­говорах, могут быть как двусторонними, так и трехсторонними. Третья сторона (органы государственной власти и органы местного самоуправления) выступает в качестве посредника между двумя основными участниками и гаранта достиг­нутых ими договоренностей, но очень часто также берет на себя определенные обязательства.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений мо­гут заключаться следующие виды соглашений:

генеральное — устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на феде­ральном уровне;

межрегиональное — устанавливает общие принципы регулирования социаль­но-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов РФ;

региональное — устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ;

отраслевое (межотраслевое) — устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей);

теРРиториальное — устанавливает общие условия труда, гарантии, компен­сации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования;

иные — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне с°Циального партнерства.

енеральное соглашение заключается только на федеральном уровне с уча-СТИемПравительства РФ14.

ujj ■— __

и колл Новление Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. № 68 «Об утверждении положения о регистре соглашений » Harm договоров» // Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ. — 2003 .-№10.

мер, Генеральное Соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийски-

Содержание соглашения, его структуру определяют его стороны. В согла­шение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопро­сам:

  • оплата труда;

  • условия и охрана труда;

  • режимы труда и отдыха;

  • развитие социального партнерства;

  • иные вопросы, определенные сторонами (ст. 46 ТК РФ).

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Изменение и дополнение соглашения производятся в порядке, установлен­ном ТК РФ либо самим соглашением.

Порядок разработки проекта соглашения и его заключения.

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения действует Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок обеспечения деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утв. постановлением Прави­тельства РФ15.

Состав представителей Правительства РФ в Российской трехсторонней ко­миссии по регулированию социально-трудовых отношений утв. постановлени­ем Правительства РФ16.

Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры, о начале пе­реговоров, а также предложить им формы возможного участия в них. Работо­датели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать обэтом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Соглашение подписывается представителями сторон.

Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях выполняется сторо­нами и их представителями, а также соответствующими органами по труду.При его осуществлении стороны обязаны предоставлять друг другу, а также со-

ми объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы // Документ опубликован не был. Доступ СПС «КонсультантПлюс».

» Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. № 1229 «О порядке обеспечения деятельности Россий­ской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (с изм. от 22.06.2004) // Со­брание законодательства РФ. — 1999. — № 46. — Ст. 5572.

Постановление Правительства РФ от 18 июня 2004 г. № 297 «О составе представителей Правительства Рос­сийской Федерации в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (с изм. от 28.08.2009) // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 26. — Ст. 2678.

Понятие, виды и стороны соглашений. В ч. 1 ст. 45 ТК РФ соглашения -определены как правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

Из данного правового понятия можно выделить несколько обстоятельств, которые его характеризуют. Во-первых, к их числу следует отнести заключение соглашения на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в соответствии с имеющимися у представителей сторон полномочиями. То есть на федеральном уровне соглашения должны заключать органы, действующие в масштабе Российской Федерации.

Региональный уровень предполагает заключение соглашения между региональными объединениями работников и работодателей и органами государственной власти соответствующего региона. Соответственно на местном уровне в заключении соглашения участвуют объединения работников и работодателей, действующие на уровне органов местного самоуправления, а также непосредственно орган местного самоуправления.

Во-вторых, из данного определения следует, что соглашение является правовым актом, то есть актом, имеющим в своем содержании обязательные для исполнения требования.

В-третьих, правовое понятие соглашение характеризуется направленностью правовой регламентации. В качестве предмета правового регулирования соглашениями указаны не только социально-трудовые, но и связанные с ними экономические отношения.

В связи с изложенным в содержании соглашений могут появляться не только условия, которые связаны непосредственно с социально-трудовыми отношениями, но и положения с экономическими показателями, которые призваны обеспечивать социально-трудовые льготы.

Для заключения соглашений формируются соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Подобные комиссии, как уже отмечалось, создаются на федеральном, региональном и местном уровнях.

Российская трехстороння комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) разрабатывает генеральное соглашение. Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Генеральное соглашение подписывают полномочные представители объединений работников, работодателей, Правительства РФ, являющиеся членами РТК.

В связи с изложенным на момент заключения генерального соглашения его сторонами являются общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, входящие в состав стороны РТК, а также Правительство РФ. После введения в действие генеральное соглашение распространяется на всех работников, работодателей, органы государственной власти и местного самоуправления.

Поэтому в реализации генерального соглашения участвуют профсоюзы, работодатели, органы государственной власти и местного самоуправления, которые на основании генерального соглашения становятся участниками отношений, содержанием которых является совокупность корреспондирующих прав и обязанностей, вытекающих из содержания генерального соглашения.

В связи с изложенным стороной при исполнении генерального соглашения следует признавать работодателей, работников и их представителей, органы государственной власти и местного самоуправления, которые на основании генерального соглашения реализуют свои права и исполняют возложенные на них обязанности.

По этой причине полномочные представители работников, работодатели и их представители, органы государственной власти и местного самоуправления, попадающие в сферу действия генерального соглашения, могут обжаловать его содержание в Верховный Суд РФ, поскольку соглашения являются правовым актом федерального уровня.

Для заключения региональных соглашений создаются региональные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Такие комиссии действуют на уровне соответствующего субъекта Российской Федерации. Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

В заключении регионального соглашения участвуют региональные объединения профсоюзов, региональные объединения работодателей, органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. В связи с чем на момент заключения регионального соглашения его сторонами являются региональные объединения работников, региональные объединения работодателей, органы государственной власти субъекта РФ, подписавшие соглашение.

После заключения регионального соглашения оно распространяется на всех работодателей, работников и их представителей, региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Участие в заключении соглашения регионального органа государственной власти влечет возникновение взаимных прав и обязанностей у работников и их представителей, работодателей и их представителей, региональных органов государственной власти.

Соглашение — это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории. Это понятие соглашения указывает на его стороны, предмет регулирования и четыре возможных уровня или вида социально-партнерских соглашений выше уровня предприятия, организации. Поэтому регулирование условий труда соглашениями мы относим к центрапизованному в отличие от локального — коллективно-договорного.

Соотношение законодательства и коллективного договора, соглашения, трудового договора (контракта) предусмотрено в ст. 3 Закона; этой же статьей запрещено включать в трудовые договоры (контракты) условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями. Соглашение — это вид правового договора коллективного значения представителей работников и работодателей с участием представителей органа исполнительной власти, заключенный на централизованном уровне (Федерации или ее субъекта и др.) по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Виды социально-партнерских соглашений (в зависимости от уровня и их содержания):

— генеральное соглашение на федеральном уровне, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, например Генеральное соглашение между общероссий-скими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1996—1997 годы (Российская газета. 1996. 16 янв.). Федеральный уровень может быть также и у отраслевого (межотраслевого) соглашения. Таким образом, есть два вида федерапьных соглашений, и в каждом из них свои субъекты и свое содержание. ТК профессиональный уровень не предусматривает;

— региональное соглашение на уровне субъекта Российской Федерации, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений для данного региона;

отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, устанавливающее нормы оплаты и другие условия труда и социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей). Отраслевое соглашение может быть не только федеральным, но и региональным;

— территориальное соглашение, устанавливающее условия труда, социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориачьного образования.

Все эти виды соглашений по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двух- или трехсторонними (трипартизм), когда третьей стороной является соответствующий орган исполнительной власти. Соглашения, которые предусматривают какое-то бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителя соответствующего органа исполнительной власти.

Участниками соглашений могут быть на федеральном уровне:

генерального — общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство РФ;

отраслевого (межотраслевого) тарифного — соответствующие отраслевые общероссийские профсоюзы и их объединения, общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы и Министерство труда РФ.

На уровне субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований в составе этих субъектов участниками соглашений могут быть:

регионапьного — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей (или иные уполномоченные работодателями органы) и орган исполнительной власти субъекта;

отраслевого (межотраслевого) тарифного — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей (или иные уполномоченные работодателями органы) и орган по труду субъекта РФ;

территориального — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей (или иные их представительные органы) и соответствующий орган местного самоуправления.

К заключению и действию социально-партнерских соглашений, так же как и к коллективным договорам, относятся принципы, указанные ранее, а также порядок ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договора и соглашения.

Содержание и структуру соглашений определяют стороны в лице их представителей, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров о нем.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются трехсторонней комиссией. Срок действия соглашения определяют стороны, но не более трех лет. Стороны могут и продлить действие соглашения на срок не более трех лет (ст. 48 ТК).

Термин «социальные партнеры» закреплен в Конвенции МОТ № 87 (1948 г.) «Свобода ассоциации и защита права на организацию», определившей право социальных партнеров (работников и предпринимателей) на защиту своих интересов, а также право организации трудящихся и предпринимателей свободно выбирать своих представителей и формулировать свою программу действий. Конечно, эти программы отражают противополож­ные интересы труда и капитала. Поэтому для социального мира необходимо их социальное партнерство как условие обеспечения развития экономики страны.

Значение социально-партнерских соглашений для работников в том, что они направлены на:

• улучшение условий труда работников, повышение его оплаты;

• обеспечение охраны труда и улучшение социально-бытового обслуживания работников;

повышение законодательного минимума гарантий трудовых прав работников;

• обеспечение занятости трудящихся, их переквалификация для этого.

Трехсторонняя Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ведет коллективные переговоры и разрабатывает проект соглашения, устанавливает сроки его действия и контроль за его выполнением. Разработанный комиссией проект соглашения подписывается полномочными представителями социальных партнеров (сторон соглашения). Подписанное соглашение в 7-дневный срок направляется представителями работодателей на федеральном уровне—в Министерство труда РФ, а на уровне субъекта Федерации — в орган по труду данного субъекта для уведомительной регистрации. Если этот орган при регистрации выявит в соглашении условия, противоречащие трудовому законодательству, он сообщает об этом сторонам соглашения. Этот порядок действует и при внесении изменений и дополнений в соглашение.

Контроль за выполнением соглашений всех уровней осуществляют стороны и их представители, а также соответствующие органы по труду.

Ответственность представителей работодателей за уклонение от участия в переговорах или необеспечение в срок работы соответствующей комиссии установлена Законом (ст. 25—28) — штраф до 50 минимальных размеров оплаты труда, налагаемый судом. Эти лица несут такую же ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора или соглашения, а виновные в непредоставлении информации для коллективных переговоров или осуществления контроля за соблюдением коллективного до­говора, соглашения несут или такую же ответственность, или дисциплинарную. Для представителей профсоюзов и исполнительного органа власти правовой ответственности Закон не устанавливает.

Статья 53 ТК предусматривает также правовую ответственность и представителей работников (а не только работодателей) за нарушение или невыполнение обязательств по соглашению или коллективному договору. Они подвергаются штрафу в размере и порядке, установленном Федеральным законом.

Добавить комментарий