Соглашения в трудовом праве

Виды соглашений в трудовом праве

Согласно статье 45 Трудового кодекса Российской Федерации по договорённости сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть:

) Двусторонними — соглашения, в котором каждая из участвующих сторон даёт обещание принять на себя исполнение той или иной обязанности в пользу другой стороны, из чего и возникает двустороннее обязательство;

) Трёхсторонними — соглашение, по которому третья сторона отвечает за сохранение договора, который не вступает в законную силу до тех пор, пока лицо, получающее выгоду от действия соглашения, не выполнит определённые условия.

Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнение которых осуществляется за счёт средств соответствующих бюджетов, заключается при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

При заключении такого соглашения количество участвующих определяют сами стороны.

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» предусмотрел не двух, как в коллективных договорах, социальных партнеров, а трех, добавив к работникам и работодателям еще исполнительный орган власти — как бы посредника между ними. Поэтому в соглашениях у нас, как правило, трёхсторонние. Но данный Закон допускает соглашения и двусторонние (без участия органа исполнительной власти или, когда этот орган сам является работодателем), то есть двусторонностью. Это решают сами стороны. Введенная в этот Закон Федеральным законом от 1 мая 1999 г. новая ст. 20 предусматривает, что для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения создается постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключатся соглашения:

. Генеральное соглашение — устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Генеральное соглашение определяет принципы осуществления социально-экономической политики и намечает план законопроектной работы в сфере развития рынка труда и занятости населения, в области оплаты труда, в отношении доходов и уровня жизни населения, его социальной защиты, в сфере развития системы социального партнерства и другое. Обычно Генеральное соглашение охватывает довольно широкий спектр проблем, затрагивая наряду с вопросами труда и занятости некоторые аспекты экономической политики, обеспечения экономической безопасности, социального обеспечения и социального страхования. Генеральное соглашение заключается на трехсторонней основе, то есть предполагаются согласованные действия работников, работодателей и государства по реализации социальной политики. Основную роль в его подготовке играет Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. В Федеральном законе «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 г. указано, что основными целями этой постоянно действующей паритетной Комиссии являются регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон. Задачи ее — подготовка и заключение генерального соглашения и контроль за его выполнением, урегулирование разногласий по отраслевым (тарифным) соглашениям. Задача социального партнерства — обеспечение гражданского согласия между работниками и работодателями с учетом их интересов. (Например, Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской федерации на 2000-2001 годы заключено 16 декабря 1999 года);

2. Межрегиональное соглашение — устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации (Например, Администрацией Алтайского края заключены соглашения с субъектами Российской Федерации и странами СНГ о взаимовыгодном сотрудничестве, включая содействие обмену информацией о перспективных инвестиционных и инновационных проектах и разработках с целью возможного совместного участия сторон в их реализации и последующего их использования);

. Региональное соглашение — устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации (Например: «Соглашение о совместной деятельности Главного управления образования Курганской области и Курганской областной организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере образования на территории Курганской области путём выявления, устранения и предупреждения нарушений»);

4. Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение — устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей);

. Территориальное соглашение — устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования;

. Профессиональное тарифное соглашение — устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определённых профессий;

7. Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнёрства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (Например, локальные нормативные акты — документы, содержащие нормы трудового права, которые принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями (ст. 8 ТК РФ)).

В зависимости от того, какой вид соглашения заключается и будут рассматриваться его участники. Участниками соглашений могул быть:

1. Генерального соглашения — общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, Правительство Российской Федерации;

. Межрегиональное соглашение — органы государственной власти различных субъектов Российской Федерации, государственно-территориальные (административно-территориальные) и муниципальные образования, юридические и физические лица, общественные организации, расположенные на территории различных субъектов Российской Федерации, взаимодействующие друг с другом в пределах компетенции, установленной национальным законодательством, международными договорами и соглашениями о межрегиональном сотрудничестве;

. Регионального соглашения — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган исполнительной власти субъекта РФ;

. Отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения — соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения, общероссийские объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, Министерство труда и социального развития РФ;

. Территориального соглашения — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган местного самоуправления.

. Профессионального тарифного соглашения — соответствующие профсоюзы и их объединения, соответствующие объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган по труду.

Хотелось бы заметить, что при заключении соглашения любого вида, могут прослеживаться различные дефекты. В российском трудовом праве существуют пробелы, излишнее дублирование, логические незавершенности трудоправовых конструкций и иные дефекты, которые оказывают негативное влияние на правоприменительную практику, приводят к нарушениям трудовых прав и Законных интересов субъектов трудового права.

К сожалению, количество указанных недостатков в последнее время увеличивается, что связано с усложнением системы нормативных правовых актов, призванных регулировать трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, а также с недостаточной культурой правотворческих органов, пренебрегающих приемами, средствами и способами составления проектов нормативных актов, то есть правилами юридической техники.

Негативную роль в появлении дефектов трудового права играет игнорирование нормотворческими органами отраслевых особенностей при формулировании трудоправовых предписаний.

Нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, принимаются как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Субъекты нормотворчества в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений на региональном и местном уровнях включают в нормативные правовые акты понятия и термины трудового права. Однако указанные понятия и термины нередко отличаются от тех, которые содержатся в Трудовом кодексе РФ, что недопустимо и ведет к появлению такого дефекта трудового права, как антиномии (противоречия).

В ряде случаев региональные и муниципальные акты, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, включают понятия и термины, содержащиеся в федеральных актах, однако, затем, когда федеральное законодательство меняется, указанные акты продолжают содержать уже устаревшие термины и понятия, в этом случае дублирование ведет к появлению антиномий.

В результате всех этих дефектов принимаются нормативные акты, создающие предпосылки для появления пробелов в регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Исходя из вышесказанного становится понятно, какие виды соглашений существуют в Трудовом праве и в зависимости от вида какие будут участники соглашения. Так же становится известно, что у всех видов соглашений имеются дефекты, которое должно разрешать законодательство Российской Федерации.

Порядок заключения соглашений в трудовом праве

Порядок разработки проекта соглашения и его заключения представлен в статье 47 Трудового кодекса Российской Федерации.

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.

Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия обязана распространить информацию о начале коллективных переговоров по заключению соглашения через средства массовой информации. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров. Работодатель, получивший указанное уведомление, обязан проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Работодатель, не являющийся членом объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по заключению соглашения, вправе участвовать в коллективных переговорах путем вступления в члены этого объединения работодателей или в других формах, определенных этим объединением работодателей.

При не достижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта соглашения в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, а при проведении коллективных переговоров по подготовке проекта генерального соглашения в течение шести месяцев со дня их начала стороны должны подписать соглашение на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Соглашение подписывается представителями сторон. Заключенные на федеральном уровне отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение или профессиональное тарифное соглашение, в сферу действия которых включены не менее чем 50% работников отрасли (отраслей) или профессии, могут распространить свое действие и на работодателей, не участвовавших в их заключении. Необходимыми условиями для этого закон устанавливает: направление министром труда РФ этим работодателям предложения о присоединении к соглашениям и отсутствие заявленного несогласия работодателей или соответствующих представителей работников с предложением в течение 30 дней с момента его получения.

В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, для них действуют наиболее благоприятные условия соглашений.

Подписанное сторонами соглашение с приложениями в 7-дневный срок направляется для уведомительной регистрации представителями работодателей — участниками соглашения:

заключенного на федеральном уровне — в Министерство труда России;

— заключенного на уровне субъектов Российской Федерации — в орган по труду субъекта Российской Федерации. Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду. Соглашение действует в отношении:

. Всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

. Работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

. Органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах, взятых ими на себя обязательств;

. В отношении работодателей — государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.

Регистрация соглашения проводится в абсолютной идентичности с коллективным договором. В статье 50 Трудового Кодекса Российской Федерации подробно отражена регистрация коллективного договора, соглашения.

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения — соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Согласно действующему трудовому законодательству, непосредственный контроль за выполнением коллективного договора осуществляется как сторонами, заключившими договор, так и органами государственного контроля за соблюдением современного трудового законодательства.

При осуществлении контроля представители стороны должны своевременно предоставлять как друг другу, так и государственным органам по труду всю необходимую информацию, которая должна быть предоставлена в срок, не превышающий одного месяца со дня запроса. Не предоставление работодателем упомянутой информации в означенный срок, влечёт за собой привлечение данного работодателя к ответственности административного характера.

Контроль за выполнением коллективного договора, начинается с момента регистрации последнего в уведомительном порядке в государственном органе по труду. При проведении назначенной регистрации государственным органом по труду обнаруживает содержащиеся в договоре условия, которые тем или иным образом могут ухудшать положение личного состава в сравнении с положениями современного трудового законодательства (условия коллективного договора, тем или иным образом ухудшающие положение сотрудников, являются недействительными и применению не подлежат). Стороны также осуществляют контроль за исполнением коллективного договора, вправе требовать неукоснительного выполнения условий, содержащихся в данном договоре.

Далеко не все работодатели помнят о том, что в соответствии со статьей 5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения также регулируются соглашениями, принимаемыми на разных уровнях социального партнерства. Однако данные соглашения накладывают на работодателя определенные, порою очень серьезные обязательства.

Исполнение коллективного договора, соглашения в силу статьи 51 ТК РФ могут контролировать работодатель, работники и их представители и соответствующие органы по труду.

Наряду с этим, статья 13 Федерального закона от 12.01.1996 г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и статья 370 Трудового кодекса РФ предоставляют право контролировать исполнение содержащихся в коллективном договоре, соглашении обязательств и норм первичным профсоюзным организациям, профсоюзам и их объединениям.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Актуальные проблемы коллективного договора, соглашения:

. Проблема представительства сторон коллективного договора

Любое соглашение — продукт коллективных переговоров, проведенных представителями работников и работодателя. Для того чтобы приступать к переговорам, стороне-инициатору необходимо выбрать представителя.

Представителями работников при проведении соглашений согласно ст. 29 ТК РФ могут быть:

первичная профсоюзная организация (первичная профсоюзная организация обычно работает только в больших организациях. Общее собрание необходимо и в случаях, если первичная профсоюзная организаций существует, но объединяет менее половины работников предприятия);

иные представители, избираемые работниками (при отсутствии первичной профсоюзной организации, работники собираются на общее собрание и выбирают своего представителя (ст. 31 ТК РФ). Законодательство не определяет, кто это может быть, следовательно, это может быть, как работник организации, так и иное лицо.)

У работодателя на много все проще. Его представителем при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, соглашения обычно является руководитель организации.

Руководитель также может уполномочить на такие действия иных лиц, если это предусмотрено Трудовым Кодексом Российской Федерации, иными законами или нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами (ст. 33 ТК РФ). В частности, при заключении коллективного договора, соглашения в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем (ст. 40 ТК РФ).

. Проблемы контроля и ответственности сторон коллективного договора, соглашения. ст. 51 ТК РФ можно истолковать как предоставление органами по труду права контролировать выполнение коллективных договоров.

В связи с тем, что органы по труду выявляют условия регистрируемых коллективных договоров, ухудшение положения работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (см. ст. 49 ТК РФ), именно с этой целью таким органам должна предоставляться сторонами необходимая информация. Успешной реализации коллективных договоров способствует контроль за исполнением содержащихся в них обязательств и норм.

Контроль, за выполнением коллективных договоров осуществляется по двум направлениям: 1.на основе принципов социального партнерства; 2. уполномоченными государственными органами.

Рассмотрев в данной главе виды и порядок заключения соглашений, можно сказать, что соглашения тесно взаимосвязаны с другими нормативно-правовыми документами и имеют свои особенности. Также хотелось бы отметить что понятие соглашение шире, чем коллективный договор, так как соглашение заключается на уровне РФ, субъекта РФ, территории, отрасли, профессии, а коллективный договор заключается работниками организации, филиала, представительства с работодателем.

Структура и содержание соглашений

В соответствии со ст. 46 ТК РФ содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

В ст. 45, 46 ТК РФ дан примерный перечень вопросов, по которым стороны соглашений могут включать взаимные обязательства в содержание соглашений.

К их числу отнесены:

  1. оплата труда
  2. условия и охрана труда
  3. режимы труда и отдыха
  4. развитие социального партнерства

Данный перечень не является исчерпывающим. В содержании названных статей прямо указано на то, что предметом соглашений могут стать взаимные обязательства сторон соглашений и по иным вопросам. Как уже отмечалось, предметом регулирования соглашениями могут стать не только социально-трудовые, но и экономические отношения, которые непосредственно связаны с реализацией содержащихся в соглашениях льгот.

В ч. 2 ст. 9 ТК РФ закреплено правило о том, что соглашения не могут иметь в своем содержании условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в соглашения они не должны применяться.

Из ст. 45, 46 ТК РФ следует, что содержанием соглашений являются взаимные права и обязанности сторон. Такие права и обязанности также имеют корреспондирующий характер. Праву работников на предоставление дополнительных в сравнении с действующим законодательством льгот корреспондируют обязанности работодателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления по их реализации.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 ТК РФ включение в соглашения условий, улучшающих права работников по сравнению с трудовым законодательством, с корреспондирующими им обязанностями сторон соглашений по их реализации допускается. Возложение на работников дополнительных в сравнении с трудовым законодательством обязанностей без предоставления соответствующих льгот и компенсаций в ч. 2 ст. 9 ТК РФ запрещено.

В связи с этим возложение на работников дополнительных по сравнению с трудовым законодательством обязанностей на уровне соглашений влечет не только возникновение у другой стороны соглашений права требовать исполнения данных обязанностей.

В соглашении должны быть предусмотрены соответствующие возложенным на работников обязанностям дополнительные в сравнении с трудовым законодательством компенсации. Правом давать оценку, насколько такие компенсации соответствуют возложенным на работников дополнительным обязанностям, наделены работники, их представители, на которых распространяются положения соглашений, а также органы государственной власти, в которые поступили обращения от лиц, выступающих стороной в соглашении, а также работников, к которым применено положение соглашения.

Следовательно, возложенным на работников соглашением обязанностям должны соответствовать имеющиеся в нем компенсации. В силу чего у работников возникает право на компенсации, соответствующие возложенным на них соглашениями обязанностям, с корреспондирующей ему обязанностью другой стороны соглашения предоставить данные компенсации.

После предоставления таких компенсаций стороной у нее возникает право требовать исполнения возложенных на работников дополнительных обязанностей, которые обеспечены соответствующими им компенсациями. Однако работник может отказаться от получения соответствующих компенсаций.

В этом случае на него не могут быть возложены дополнительные в сравнении с трудовым законодательством обязанности. Предоставление работникам дополнительных компенсаций за возложенные на них соглашениями обязанности не позволяет сделать вывод о явном умалении прав работников, предусмотренных трудовым законодательством.

Соразмерность дополнительных обязанностей и предоставленных в связи с их возложением компенсаций оценивается непосредственными участниками соглашений, лицами, к которым применены положения соглашений о компенсациях и соответствующих им обязанностях, а также государственными органами, получившими обращения от перечисленных лиц. В свою очередь возложение дополнительных обязанностей на работодателей, органы государственной власти, органы местного самоуправления не противоречит трудовому законодательству.

Возложение таких обязанностей влечет возникновение у работников прав на дополнительные по сравнению с трудовым законодательством льготы и компенсации.

Если дополнительные льготы работникам, предусмотренные коллективным договором, финансируются за счет средств работодателя, то в соглашениях могут появиться условия, которые требуют дополнительного бюджетного финансирования. В соответствии с ч. 6 ст. 35 ТК РФ соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии полномочных представителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В ч. 2 ст. 47 ТК РФ сказано о том, что заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, приходящийся на срок действия соглашения.

Однако отсутствие в законе о бюджете указания на финансирование условий соглашения не освобождает органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, являющиеся стороной соглашения, от обязанности выполнить возложенные на них обязанности по финансированию. В данном случае также применяется закрепленный в ст. 24 ГК РФ принцип обязательности исполнения условий соглашений. Односторонний отказ от исполнения условий соглашений не допускается.

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо с даты, установленной соглашением. С этого же времени возникают взаимные права и обязанности сторон соглашения.

Стороны соглашения определяют порядок его опубликования. Очевидно, работодатели, работники, их представители могут приступить к выполнению условий соглашения только после ознакомления с ним. В связи с чем датой вступления соглашения в силу стороны могут указать и день его опубликования.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. В соответствии с ч. 2 ст. 48 ТК РФ стороны могут продлить действие соглашения на срок не более трех лет. Однако следует иметь в виду, что истечение срока действия соглашения не освобождает от обязанности выполнить условия соглашения, которые не были реализованы в течение срока его действия. Соглашение является не только правовым актом, но и договором о труде. В связи с чем истечение срока действия соглашения позволяет требовать исполнения содержащихся в нем условий.

В данном случае действует общее правило о том, что обязательства по договору погашаются не истечением срока его действия, а исполнением. В связи с чем условия соглашений, которые не были реализованы в течение срока их действия, должны быть исполнены и после окончания срока действия соглашения. В одностороннем порядке отказаться от выполнения обязательств по соглашению и по истечении срока его действия нельзя.

Отказ от выполнения условий соглашения может быть признан законным в том случае, если он стал результатом волеизъявления полномочных представителей его сторон. В связи с этим решение об отказе от выполнения условий соглашений может быть принято комиссией, имеющей полномочия по заключению соглашения соответствующего вида и уровня.

В соответствии со ст. 46 ТК РФ структуру соглашений определяют стороны, которые свободны в выборе условий, включаемых в содержание соглашений. Соглашение, например, может состоять из разделов об обязанностях работодателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения, о корреспондирующих этим обязанностям правах работников, о дополнительных по сравнению с законодательством льготах и компенсациях работникам, о возложенных на работников дополнительных обязанностях соответствующих предоставленным им компенсациям.

Структура соглашения должна обеспечивать удобства при его применении. Поскольку в применении соглашений принимают участие работодатели, работники, органы государственной власти, органы местного самоуправления, их полномочные представители, выступающие в качестве стороны при заключении соглашения, их представители определяют его структуру.

Если условия соглашения могут быть проверены полномочными органами на предмет определения их законности и обоснованности, то определение структуры соглашений относится к исключительной компетенции комиссии, имеющей в своем составе представителей работодателей, работников, органов государственной власти, органов местного самоуправления, полномочных заключать соглашения.

1. В определении понятия соглашения подчеркивается его регулятивное значение, указывается, что это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения.

К сожалению, законодателю не удалось последовательно провести эту идею: в ч. ч. 5 — 7 ст. 45, определяя значение конкретных видов соглашений, он упоминает лишь установление принципов регулирования социально-трудовых отношений.

2. Соглашение, в отличие от коллективного договора, заключается на других уровнях социального партнерства: федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном. При этом соглашения могут иметь общий характер и охватывать всех (большинство) работодателей и работников соответствующего территориального образования или являться отраслевыми (межотраслевыми).

3. Соглашение заключается работодателями, объединенными в рамках отрасли, региона, территории. Их интересы на коллективных переговорах представляют объединения работодателей, иные представители работодателей. В том случае, когда соглашение предусматривает полное или частичное финансирование из бюджета (федерального, субъекта РФ, местного), оно должно заключаться с участием соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления.

Другой стороной соглашений выступают работники, занятые у данных работодателей. Представителями работников являются соответствующие профсоюзы и их объединения.

4. В отличие от коллективного договора (см. коммент. к ст. 40), соглашение наряду с социально-трудовыми может регулировать и экономические отношения. Это понятие в ст. 45 не раскрыто. Практика заключения соглашений позволяет выделить общие обязательства сторон по обеспечению устойчивого экономического развития конкретной отрасли. Очевидно, соответствующие положения можно рассматривать как направленные на регламентацию экономических отношений.

5. Соглашение должно заключаться в пределах компетенции представителей сторон и не может содержать положений, которые выходят за рамки предоставленных им полномочий. Это правило относится главным образом к представителям работодателей, поскольку они от лица работодателей принимают на себя обязательства по обеспечению установленных соглашением условий труда.

Представители работодателей должны действовать в пределах предоставленных им полномочий, в противном случае может встать вопрос о действительности заключенного соглашения.

6. Соглашения в зависимости от уровня и состава участников могут быть генеральными, межрегиональными, региональными, территориальными, отраслевыми (межотраслевыми). При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на федеральном, межрегиональном, региональном и территориальном уровнях.

Региональные законы о социальном партнерстве определяют виды соглашений, заключаемых в соответствующем субъекте РФ, и их содержание. Например, Закон Республики Дагестан от 15.11.2011 N 71 «О социальном партнерстве в Республике Дагестан» предусматривает следующие виды соглашений: республиканские; республиканские отраслевые (межотраслевые); территориальные; территориально-отраслевые (межотраслевые); иные соглашения (ст. 16).

7. Соглашения могут быть двусторонними, заключаемыми работодателями и профессиональными союзами (объединениями профсоюзов), и трехсторонними, заключаемыми с участием органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Вид соглашения определяется по согласованию между представителями работников и работодателей. На практике основную часть отраслевых соглашений федерального уровня составляют двусторонние соглашения, а региональные и территориальные соглашения, как правило, заключаются на трехсторонней основе.

8. По выбору сторон могут заключаться иные соглашения, например профессиональные.

Добавить комментарий