Сокращенная правда

(по Толстовскому списку второй половины XVII в.)

Правда рускаа

  1. Ащеуб(ь)ет муж мужа, то мстити брату брата, любо отцу, любо сыну; оже ли не будет кто его мстя, то положити за голову 80 гривен, любо разсудити по муже смотря.

Слова: «любо разсудити по муже смотря», по мнению Ланге, указывают на позднее происхождение Сокращенной Правды и сходны с московскими памятниками XVI в. Но различная пеня за бесчестье, в зависимости от положения человека, определена уже в церковном уставе Ярослава. Слово расмотрите в таком же значении, как в Сокращенной Правде, находим в Слове Даниила Заточника: «по сему, братиа расмотрите злу жену» (Зарубин. Слово Даниила Заточника, стр.29).

О мужи кроваве

  1. Ащеприидеткровавъ муж на двор или синь, то видока ему не искати, но платити ему продажа за безчестие, каков будет; аще не будет на нем знамения, то привести ему видок, слово противу слова.
  2. Аще ж ударит мечем илиножем,а не на смерть, то князю вины 9 гривен, а исцу за рану судят..
  3. Аще ударит на смертьжердиюили попехнет, а знамения нетъ, а видок будет, аще будет болярин или людин или варягъ, крещения неимея, то по их пути платити безчестие; аще видока не будетъ, ити имъ на жребии, а виноватыи в продаже, во что обложат.

Статьи 2–4, стоящие под общим заголовком – о мужи кроваве, – взяты в Сокращенную Правду из особого источника (см. приложение – О мужи кроваве) и имеют текст, не сходный с Пространной Правдой. Одно это обстоятельство показывает, что Сокращенную Правду нельзя считать выдержкой или сокращением какого-либо вида Пространной Правды, а следует признать особой редакцией. Сокращенная Правда дает текст в более кратком виде, чем в статье «о мужи кроваве». Выражение «по их пути» характерно для документов XIV в., когда, по предположению М.Н.Тихомирова, была составлена Сокращенная Правда на основе более раннего протографа. В ярлыке хана Узбека 1315 г. нач. XIV в.: «по тому жь пути наше жалованье» (Срезневский. Материалы, II, стб.1738).

О разбоинице

  1. Будет стал на разбои, то разбоиникалюдина платят, то выдадят его всего со женою и з детми на разграбление.
  2. Ащекто не вложится в дикую веру, тому людие не помогают, но сам платитъ.

По сравнению с Пространной Правдой (см. ст. 5–6) отсутствуют слова: безъ всякоя свады и потокъ. Далее в Пространной Правде следуют статьи, заимствованные из Краткой Правды и соответственно переработанные; все они отсутствуют в Сокращенной Правде. В литературе до сих пор нет удовлетворительного ответа, по каким причинам составители Сокращенной Правды выбросили те или другиестатьи.

О поклепнеи вере

  1. Аще будет на когопоклепъ,а не будет послух 7, то ж выведут веру, любо варягъ или инъ. А по костех и по мертвеце не платити веры, аже имени не ведаютъ, ни знаютъ его.

См. ст. 15 и 27 Пространной Правды. Замечательно, что Сокращенная Правда также дает неясный текст: «любо варягъ или инъ». Вместо «верви» Пространной Правды поставлено «веры»(т.е. виры).

О вседении на чуж конь

  1. Аще кто сядет на чуж конь, непрошав,то за то 3 гривны
  2. Аще ктопоимаетсяза кон(ь), или за портъ, или скотину и наречет: «се мое», но поиди на свод, где еси взял, а что съ ним погибло, то платити.

См. ст. 29 Пространной и 12–13 Краткой Правды. Вместо слов: «аже кто познаеть свое» – Простр. Правды в Сокращ. Правде читаем: «аще кто поимается за конь». Слово поимается в значении начать тяжбу встречается в Псковской Судной грамоте: a у кого поимаются за отморщину отца его.

  1. Ащеконевыитать, выдати его князю на потокъ, а клетныи тать, то 3 гривны платити ему.

О купли

  1. Асщечто будет татебно купил в торгу, кон(ь), или портъ, или скотину, то выведет свободна мужа два или мытника; аще начнет не знати, у кого купил, то ити по нем темъ видоком на роту, а исцу свое лицем взяти.

См. ст. 32 Пространной Правды. Следует отметить, что в Сокращенной Правде целиком отсутствуют все сентенции Пространной Правды («а что с нимь погибло, а тогоему жълети» и т.д.).

О своде

  1. А сводаисьсвоего города в чужу землю нет.

См. ст. 35 Пространной Правды.

О убитии татя

  1. Ащеyáиет кого у клети или у которои татбы, то убити во пса место, аже его до света удержит, то вести его на княжь двор, а буди люди видели связана, а убиют, то платити 12 гривенъ.

См. ст. 36 Пространной Правды и 20 и 38 Краткой Правды. Некоторые черты этой статьи Сокращенной Правды сближают ее более с Краткой, чем с Пространной Правдой. Так, в Краткой Правде читаем: «то оубити въ пса место»; в Пространной Правде: «то оубиють во пса место».

  1. Аже ли крадет кто скот вхлеве иликлеть, аже еди(нъ) кралъ, то платити ему 3 гривны и 30 кун, а буди их много, то всем платити по 3 гривны и по 30 кун.

Здесь также заметна большая близость Сокращенной Правды к Краткой, в которой читаем: «А иже крадеть любо конь, любо волы, или клеть, да аще боудеть единъ кралъ» (ст. 29). В Пространной Правде (ст. 37): «аже крадеть кто скотъ въ хлеве или клеть, то же будеть одинъ».

О уроцех скоту

  1. Аще крадет скот, за лошади 60 кун, за вол гривна, закорову 40 кунъ,за лонщину полгривны, за теля, за свинию 5 кун.

См. ст. 41 Пространной Правды.

  1. Аже будутхолопитати, то суд княжь, их же князь обиду платитъ исцу.

См. ст. 42 Пространной Правды. Смысл статьи: если ворами окажутся холопы, то судит князь, который платит за них обиду истцу. В одном списке договора Смоленска с немцами 1229 г. читаем: «или Немечьскыи гость дасть холопу княжю или боярьску, а кто его задницю возметь, то в того Немчичю товаръ взяти» (Рус.-Лив. акты, стр.427). С.В.Юшков спрашивает: «почему князь, вопреки иммунитетам, присвоил исключительно себе суд над ворами-холопами; непонятно, что значит «князь обиду платит исцу» (Юшков. Русская Правда, стр.68). Но это понятно, если считать, что речь идет, как в документе 1229 г., о княжеских холопах.

О поклажеи

  1. Ащекто поклажее кладет у кого, тому послуха нет, но оже почнет болшим клепати, тому ити роте, у кого лежал товар.

См. ст. 45 Пространной Правды. Здесь опять отсутствует сентенция, характерная для Пространной Правды («а толко еси оу мене положилъ, занеже ему въ бологоделъ и хоронилъ товаръ того»).

О резе

  1. Аще кто дает куны в резыили жито вприсопъ, то послуси ему ставити; как ся рядил, так ему и имати.

См. ст. 46 Пространной Правды. Замечательно, что в Сокращенной Правде отсутствуют слова: «или наставъ в медъ», оставляющие впечатления позднейшей вставки.

О потоплении купца

  1. Аще которыикупецгде любо с чужими кунами истопится или рать возмет, или огнь, то не насилити ему, ни продати его; аже ли пропиется, то воля тому, чьи куны, ждут или продадут, своя им воля.

Замечательно также отсутствие выводов Пространной Правды (ст. 50): «занеже пагуба от бога есть», и далее: «а в безумье чюжь товаръ испортить».

О долзе

  1. Ащекто многим долженъ будет, а приидет гость изъ ыного града или чужеземець, не ведая запустит за него товар, и не хочет гостю дати кун, а первии должники начнут ему запинати, тогда вести его на торгъ и продати и дати преже иноземцу, а домашним, что ся останет и не поделят; аще за ним будут княжи куны, то княжи куны преже имати, а прочее в делъ; и кто много реза имал, тому не имати кун.

Статья очень близка к ст. 57 Пространной Правды. Отсутствуют слова Пространной Правды: «не дадуче ему кунъ», но зато полнее конец статьи: «тому не имати кун»(в Простран. Правде: «не имати тому»).

О бороде

  1. А кто порвет бороду, авозметзнамение, и станут видоки, то 12 гривенъ продажи; аже без людеи, в поклепе, нету продажи.

См. ст. 60 Пространной Правды. Эта статья Сокращенной Правды существенно отличается от текста Простран. Правды, где читаем: «а кто порветь бородоу, а въньметь знамение, а вылезуть людие, то 12 гривенъ продаже; аже безъ людии, а в поклепе, то нету продаже». Слова: «станут видоки» – указывают на необходимость поставить свидетелей, без которых знамение (вырванный из бороды клок волос) не является доказательством.

О зубе

  1. А зуб выб(ь)ют, кровь у него видят во рте, алюдиевылезут, то12 гривенъ продажи, а за зубъ гривна.

См. ст. 61 Пространной Правды.

О бобре и разламании борти

  1. А кто украдетбобръили сеть, или разломаетъ борть, или кто посечет древо на меже, то по верви искати татя в себе, а платити12 гривенъ продажи.

Эта статья Сокращенной Правды существенно отличается от текста Пространной Правды (см. ст. 62–66) своей большей точностью. По Пространной Правде, вервь ищет татя только при краже бобра, по Сокращенной Правде необходимо: по верви искати татя в ceáе – в случае кражи бобра, разломания борти и уничтожения дерева на меже.

Все эти дела, действительно, подлежали рассмотрению общинных (в Белоруссии XVI в. копных) судов. Неясность этой статьи Пространной Правды вызвала в древнейшем ее списке (Синодальном) замену слова бобръ словом бърть.

О посечении борти

  1. Аще борть посечет кто, 3 гривны продажи, а за дерево полгривны.
  2. Аже пчелы выдерет, 3 гривны же.

См. ст. 68–69 Пространной Правды.

О перевесе

  1. Ащекто потнет вервь перевесную, 3 гривны продажи, а господину за вервь гривна.

См. ст. 74 Пространной Правды. Вервь перевесная – веревка, на которой висела сеть в перевесе. В Пространной Правде за это преступление полагалось платить гривну кунъ. Сокращенная Правда знает только гривны, а не гривны кун.

  1. А украдет кто из ловли ястреб или сокол, продажи 3 гривны, а господину гривна; за голуб 9 кун, заутя,за гус, за жаравль и за лебед30 кунъ, а за возъ дровъ 2 ногаты.

См. ст. 75–78. В Пространной Правде здесь читаем: «в чьемь nepeвесе», тогда как в Сокращенной Правде: «из ловли». Лов или ловля – охота. Кража ястребов и соколов во время охоты была явлением нередким.

О гумне

  1. Аще ктозазжетгумно, то на поток и на грабеж дом его, а первее пагуба исплативше; а кто двор зазжет, тако же, а в проце князю поточити и.

См. ст. 79 Пространной Правды.

  1. Аще кто, пакости дея, любо конь зарежет, или скотину, продажи 12 гривен, а за пагубу господинуурокъплатити.

См. ст. 80 Пространной Правды, но там – «пакощами». В Поучении Владимира Мономаха также встречаем выражение: «не даите пакости деяти отрокомъ» (Лавр. л., стр.237).

О послусехъ

  1. Тяжи всесудитипослухи свободными; будет послух холоп, то холопу на правду не стати, но оже хочет истець.

См. ст. 81 Пространной Правды.

О жене

  1. 31. Аще ктоубиетжену, темъ же судом судити, яко же и мужа; аже будет виноватъ, то пол веры, 20 гривен.

См. ст. 83 Пространной Правды.

  1. А в холопе ивъробе веры нетъ, но оже без вины убиет, то за холоп урокъ платити, или за рабу, а князю 12 гривен продажи.

См. ст. 84 Пространной Правды.

О заднице боярстеи

  1. Аще в боярехъ иливодружене, за князя задница не идет; оже не будет ни сынов, а дщери возмут.
  2. Ащели кто умирая, а разделит дом свои детем, на том же стояти; безрядну ли паки умрет, то всем детемъ, а на самого часть дати души.

Слово «безрядну» обозначало также «бесплодно», без потомства (см. Срезневский, II, стб.63).

См. ст. 86–87 Пространной Правды.

  1. Ажели жена сядет по мужи, то дати на ню часть, а что на ню муж возложит, тому есть госпожа, а задница еи мужня не надобе; будут лидети, то что первые жены, то возмут дети матери своеи, любо си на жену будет возложилъ, обаче матере своея и то возмут.
  2. Аже ли будет сестравъдому, то задницы еи не имати, но отдадут ю братья за муж, како си могут.

См. ст. 88–89 Пространной Правды.

  1. Аже будутробии дети у мужа,то задница им не имати, но свобода им с матерею.
  2. Ажели будутдети малы в дому, а не дюжи сами собою печаловати, а мати их поидет за муж, то кто им ближнии будет, тому дадут на руце з домом донележе возмогут, а товаръ дати пред людми; а что изрезит товаром темъ или пригостит, то ему, а истовыи товар имъ; аже ли от челеди плодъ или от скота, то все поимати лицем, а что ростерял, то ему платити.
  3. Ащеж(е) отчим приимет дети со задницею, то тако же есть ряд. А двор всяко меншему сынови.

См. ст. 92–94 Пространной Правды.

О холопьстве

  1. Холопьствообилное трое: аж(е) кто купит, хотя до полугривны, а послухи поставит, а ногату дастъ пред самим холопом.
  2. А другое холопство:ажпоимет рабу без ряду; поимет ли с рядом, на том и стоит.
  3. Атретиехолопство: тиунство без ряду или привяжет ключь к себе без ряду, а с рядою, на чем ся рядил, на томъ и стоит.

См. ст. 102–104 Пространной Правды.

  1. А в даче, ни похлебе не холоп;отидет не виноват есть.

См. ст. 105 Пространной Правды. Замечательно, что Сокращенная Правда дает здесь древний текст: в даче.

  1. Аж(е) холопбежит,заповедает его господинъ, аж(е) слышавъ кто, или зная, или ведая дастъ ему хлеба, или путь укажет, то платити ему за холопа 5 гривен, а за рабу 6.
  2. Аже переиметьчужхолоп и подастъ весть господину его, то переима ему гривна; а не ублюдет холопа, то платити ему 4 гривны, а за рабу 5 гривен.

См. ст. 106–107 Пространной Правды.

  1. А ктосамъсведает своего холопа въ чьем городе, а посадник любо не ведал, то поведати ему и пояти от него отрокъ и шедше увязатиегои дати ему вяжчего 10 кун, а переима нету; аже ли за ним гоня застрелит, то себе ему беда, а не платити в том ничего.

См. ст. 108 Пространной Правды. В Сокращенной Правде имеется замечательный вариант: «аще ли за ним гоня, застрелить»; в Пространной Правде: «аче оупустить и гоня, а собе ему пагуба». Трудно сказать о предпочтении того или другого варианта.

  1. Аще ли кто неведая,чуж холоп сретит и повести деет, или держит у себя, а отидет от него, то ити ему роте, яко не ведал есмь, что холоп и бегает, а платеж(а) ему в том нету.
  2. А где холоп куны вложит, а он буди неведаядал, то господину выкупати, а ведая дал, кун лишится.
  3. А кто пустит холопвторгъ, а одолжает, то выкупати господину его или лишитися его.
  4. А кто купит, не ведая, чуж(ь) холоп, то первому господину холоп, а оному куныимати,ходивше роте, яко не ведая купил есмь.
  5. Ачиихолоп побежит, а возмет что у соседъ, то платити господину чии холоп; аще ли с ним свободнии крали или хоронили, то те князю в продажу.

См. ст. 109–115 Пространной Правды. Текст 51 ст. Сокращенной Правды яснее, чем в Пространной, где он разбит на 2 статьи (114–115), причем слова: «аже кто бежа, а поиметь суседне что» – вызывают необходимость пояснения, что речь идет о беглом холопе.

Сокращённая Правда представляет собой памятник, возникший в результате значительного сокращения текста Пространной Правды. Киевское государство прекратило своё существование. Но по-другому сложилась судьба его правовой системы, его законодательства. Оно продолжало действовать и в тех государствах, на которое распалась Древняя Русь. В них создавались свои законы. Однако они не могли заменить собой всю сложную систему законодательства Киевской Руси.

Поэтому текст Сокращённой Правды отобрал из древнего памятника те статьи и нормы, которые могли сохранить характер законов, действующих в период феодальной раздробленности. Проценко Ю.Л. Древнерусское государство и право. — Волгоград, Изд-во ВГУ,2006-С.23-57.

К третьей редакции Русской Правды относится 2 списка так называемой Сокращённой Правды. Оба они помещены в Кормчей особого состава, сохранившейся в списках XVII века. Однако Кормчая подобного состава возникла значительно раньше, вероятнее всего в XV веке, на Пермской земле после ее присоединения к Московскому княжеству.

Списки Сокращенной Правды близки по тексту к Пространной Правде, но многие статьи в ней пропущены, а сохранившиеся напоминают выдержки из Правды. Но помимо других особенностей текста, Сокращенная Правда имеет статьи (о кровавом муже), отсутствующие во всех списках Пространной Правды.

Сокращенная Правда должна быть признана третьей особой редакцией Русской Правды.

Большинство исследователей считают Сокращенную Правду памятником очень поздним, и притом простым сокращением одного из текстов Пространной Правды. Однако есть мнение, что Сокращенная Правда в современном виде относится к XIV — XV векам, но в своей основе имеет памятник более раннего происхождения, повлиявший на создание Пространной Правды. Так, Сокращенная Правда имеет ряд особенностей, которые не могут быть объяснены предположением, что она является простой выдержкой из Пространной Правды. Например, в ней имеется статья «О муже кроваве”.

Большей древностью отличаются некоторые статьи Сокращенной Правды. В статье о борти в Сокращенной Правде читаем: «А кто украдет бобръ или съесть, или разломает борть, или кто посечет древо на мъже, то по верви искати татя в себъ, а платити 12 гривен продажи”.

В Пространной Правде этот текст говорит только о краже бобра, причем вместо бобра стоит слово «борть”. Замечательна еще одна особенность Сокращенной Правды: в ее тексте пропущены почти все статьи Пространной Правды, заимствованные из Краткой Правды.

Статьи из Краткой Правды, имеющиеся в Сокращенной Правде, ближе к Краткой Правде, чем статьи Пространной Правды. В статье 36 (о татьбе) Пространной Правды читаем: «Аже оубиють кого оу клъти, или оу котороъ таьбы, то оу биють во пса место”. В Сокращенной Правде здесь стоит: «то убит во пса место”. В Краткой Правде также: «то оубити въ пса место”.

Невозможно предположить, чтобы сокращенный памятник лучше сохранил текст первоначального источника. Значит, Сокращенная Правда составлялась на основании памятника, который имел текст, излагающий отдельные статьи Правды в более древнем виде, Пространной Правде.

В заключение следует добавить, что Сокращенная Правда имеет денежный счет, который, как указывал еще В.О. Ключевский, отличался большей древностью, чем счет Пространной Правды. Ключевский относит денежный счет Сокращенной Правды к половине XII века. К сожалению, в известном нам виде Сокращенная Правда является памятником поздним Ключевский В.О. Указ.соч. С.235..

Текст — «Русская Правда» в краткой редакции (перевод )

1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын
сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убийство. Если убитый — русич, или
гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или Словения, то 40 гривен
уплатить за него.

2. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же
не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, а если он не
сможет (привести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за
себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю.

3. Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия,
платит 12 гривен. Если потерпевший не настиг, нет того (обидчика), то платить, и этим
дело кончается.

4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 1 — 2 гривен за
обиду.

6. Если кто отсечет какой-либо палец, то платит 3 гривны за обиду.

7. А за усы 12 гривен, за бороду 12 гривен.

8. Если кто вынет меч, а не ударит, то платит гривну.

9. Если пихнет муж мужа от себя или к себе — 3 гривны, если на суд приведет двух
свидетелей. А если это будет варяг или колбяг, то идет к присяге.

10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не
выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за
обиду.

П.. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатит 3 гривны.

12. Если кто возьмет чужого коня, оружие или одежду, а владелец опознает пропавшего в
своей общине, то ему взять свое, а 3 гривны за обиду.

13. Если кто опознает у кого-либо (свою пропавшую вещь), то ее не бери, не говори ему —
это мое, но скажи ему так: пойди на свод, где ты ее взял. Если тот не пойдет, то пусть
(представит) поручителя в течение 5 дней.

14. Если кто будет взыскивать с другого деньги, а тот станет отказываться, то идти ему на
суд 12 человек. И если он,.обманывая, не отдавал, то истцу можно (взять) свои деньги, а
если за обиду — 3 гривны.

15. Если кто, опознав холопа, захочет его взять, то господину холопа вести к тому, у кого
холоп был куплен, а тот пусть ведет к другому продавцу, и когда дойдет до третьего, то
скажи третьему: отдай мне своего холопа, а ты ищи своих денег при свидетеле.

16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина, и тот
начнет его не выдавать, то холопа взять, и господин платит за него 12 гривен, а затем, где
холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.

17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать
у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на
возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь. Правда,
установленная для русской земли, когда собрались князья Изяслав. Всеволод, Святослав и
мужи их Коснячко, Перенег. Никифор Киевлянин, Чудин, Микула.

18. Если убьет огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не
платят, а за княжеского подъездного 80 гривен.

19. А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та
вервь, где найдет убитый.

20. Если убьют огнищанина у клети, у коня или у стада, или во время кражи коровы, то
убить его, как аса; тот же закон и для тиуна.

21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен, как
постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

22. За княжеского сельского старосту или поленого старосту платить 12 гривен, а за
княжеского рядовича 5 гривен.

23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.

24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен.

25. А за княжеского коня, если тот с пятном, 3 гривны, и за коня смерда 2 гривны.

26. За кобылу 60 гривен, за вола гривну, за корову 40 гривен, за трехлетнюю корову 15
кун, за годовалую полгривны, за теленка 5 резан, за ягненка ногата, за барана ногата.

27. А если уведет чужого раба или рабыню, то он платит за обиду 12 гривен.

28. Если придет муж в крови или синяках, то ему не надо искать свидетеля.

29. А кто украдет коня или вола, или обкрадет клеть, если он был один, то платит гривну и
30 резан; если же их было и 10, то каждый из них платит по 3 гривны и по 30 резан.

30. А за княжескую борть 3 гривны, если выжгут или разломают.

31. За истязание смерда, без княжеского повеления, за обиду 3 гривны.

32. А за огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен.

33. А кто распашет полезную межу или испортит межевой знак, то за обиду 12 гривен.

34. А кто украдет ладью, то за ладью платить 30 резан (владельцу) и 60 резан продажи.
35.А за голубя и курицу 9 кун.

36. А за утку, гуся, журавля и за лебедя платить 30 резан, а 60 резан продажи.

37. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то за обиду 3 гривны.

38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то тот убит, если же вора
додержат до рассвета, то привести его на княжеский двор, а если его убьют, а люди
видели вора связанным, то платить за него.

39. Если украдут сено, то платить 9 кун, а за дрова 9 кун.

40. Если украдут овцу, или козу, или свинью, а 10 воров одну овцу украли, пусть каждый
уплатит по 60 резан продажи.

41. А тот, кто схватил вора, получает 10 резан, от 3 гривен мечнику 15 кун, за десятину 15
кун, а князю 3 гривны. А из 12 гривен поймавшему вора 70 кун, а десятину 2 гривны, а
князю 10 гривен.

42. А вот вирный устав: зирнику взять на неделю 7 ведер солоду, также барана или
полтуши мяса, или 2 ногаты, а в среду рвану за три сыра, в пятницу так же, а хлеба и
пшена, сколько смогут съесть, а кур по две на день. А 4 коня поставить и давать им корма
сколько смогут съесть. А вирнику взять 60 гривен и 10 резан и 12 евариц, а сперва гривну.
А если случится продавать вирнику рыбу, и взять ему за рыбу 7 резан. Всех тех денег 15
кун за неделю, а муки давать сколько смогут съесть, пока
вирники соберут виры, вот тебе устав Ярослава.

43. А вот устав мостникам; если замостят мост, то брать за работу ногату, а от каждого
устоя моста по ногате, если же ветхий мост починить несколькими досками, 3-мя. 4-мя. 5-
ю. то также.

СОКРАЩЕННАЯ РЕДАКЦИЯ

(по Толстовскому списку второй половины XVII в.)

Правда рускаа

1. Аще уб(ь)ет муж мужа, то мстити брату брата, любо отцу, любо сыну; оже ли не будет кто его мстя, то положити за голову 80 гривен, любо разсудити по муже смотря.

Слова: «любо разсудити по муже смотря», по мнению Ланге, указывают на позднее происхождение Сокращенной Правды и сходны с московскими памятниками XVI в. Но различная пеня за бесчестье, в зависимости от положения человека, определена уже в церковном уставе Ярослава. Слово расмотрите в таком же значении, как в Сокращенной Правде, находим в Слове Даниила Заточника: «по сему, братиа расмотрите злу жену» (Зарубин. Слово Даниила Заточника, стр.29).

О мужи кроваве

2. Аще приидет кровавъ муж на двор или синь, то видока ему не искати, но платити ему продажа за безчестие, каков будет; аще не будет на нем знамения, то привести ему видок, слово противу слова.

3. Аще ж ударит мечем или ножем, а не на смерть, то князю вины 9 гривен, а исцу за рану судят..

4. Аще ударит на смерть жердию или попехнет, а знамения нетъ, а видок будет, аще будет болярин или людин или варягъ, крещения не имея, то по их пути платити безчестие; аще видока не будетъ, ити имъ на жребии, а виноватыи в продаже, во что обложат.

Статьи 2–4, стоящие под общим заголовком – о мужи кроваве, – взяты в Сокращенную Правду из особого источника (см. приложение – О мужи кроваве) и имеют текст, не сходный с Пространной Правдой. Одно это обстоятельство показывает, что Сокращенную Правду нельзя считать выдержкой или сокращением какого-либо вида Пространной Правды, а следует признать особой редакцией. Сокращенная Правда дает текст в более кратком виде, чем в статье «о мужи кроваве». Выражение «по их пути» характерно для документов XIV в. когда, по предположению М.Н.Тихомирова, была составлена Сокращенная Правда на основе более раннего протографа. В ярлыке хана Узбека 1315 г. нач. XIV в. «по тому жь пути наше жалованье» (Срезневский. Материалы, II, стб.1738).

О разбоинице

5. Будет стал на разбои, то разбоиника люди на платят то выдадят его всего со женою и з детми на разграбление.

6. Аще кто не вложится в дикую веру, тому людие не помогают, но сам платитъ.

По сравнению с Пространной Правдой (см. ст. 5–6) отсутствуют слова: безъ всякоя свады и потокъ. Далее в Пространной Правде следуют статьи, заимствованные из Краткой Правды и соответственно переработанные; все они отсутствуют в Сокращенной Правде. В литературе до сих пор нет удовлетворительного ответа, по каким причинам составители Сокращенной Правды выбросили те или другиестатьи.

О поклепнеи вере

7. Аще будет на кого поклепъ, а не будет послух 7, то ж выведут веру, любо варягъ или инъ. А по костех и по мертвеце не платити веры, аже имени не ведаютъ, ни знаютъ его.

См. ст. 15 и 27 Пространной Правды. Замечательно, что Сокращенная Правда также дает неясный текст: «любо варягъ или инъ». Вместо «верви» Пространной Правды поставлено «веры» (т.е. виры).

О вседении на чуж конь

8. Аще кто сядет на чуж конь, не прошав, то за то 3 гривны

См. ст. 29 Пространной и 12–13 Краткой Правды. Вместо слов: «аже кто познаеть свое» – Простр. Правды в Сокращ. Правде читаем: «аще кто поимается за конь». Слово поимается в значении начать тяжбу встречается в Псковской Судной грамоте: a у кого поимаются за отморщину отца его.

10. Аще коневыи тать, выдати его князю на потокъ, а клетныи тать, то 3 гривны платити ему.

О купли

11. Асще что будет татебно купил в торгу, кон(ь), или портъ, или скотину, то выведет свободна мужа два или мытника; аще начнет не знати, у кого купил, то ити по нем темъ видоком на роту, а исцу свое лицем взяти.

См. ст. 32 Пространной Правды. Следует отметить, что в Сокращенной Правде целиком отсутствуют все сентенции Пространной Правды («а что с нимь погибло, а тогоему жълети» и т.д.).

О своде

12. А свода ись своего города в чужу землю

См. ст. 35 Пространной Правды.

О убитии татя

13. Аще yáиет кого у клети или у которои татбы, то убити во пса место, аже его до света удержит, то вести его на княжь двор, а буди люди видели связана, а убиют, то платити 12 гривенъ.

См. ст. 36 Пространной Правды и 20 и 38 Краткой Правды. Некоторые черты этой статьи Сокращенной Правды сближают ее более с Краткой, чем с Пространной Правдой. Так, в Краткой Правде читаем: «то оубити въ пса место»; в Пространной Правде: «то оубиють во пса место».

14. Аже ли крадет кто скот в хлеве или клеть, аже еди(нъ) кралъ, то платити ему 3 гривны и 30 кун, а буди их много, то всем платити по 3 гривны и по 30 кун.

Здесь также заметна большая близость Сокращенной Правды к Краткой, в которой читаем: «А иже крадеть любо конь, любо волы, или клеть, да аще боудеть единъ кралъ» (ст. 29). В Пространной Правде (ст. 37): «аже крадеть кто скотъ въ хлеве или клеть, то же будеть одинъ».

О уроцех скоту

15. Аще крадет скот, за лошади 60 кун, за вол гривна, за корову 40 кунъ, за лонщину полгривны, за теля, за свинию 5 кун.

См. ст. 41 Пространной Правды.

16. Аже будут холопи тати, то суд княжь, их же князь обиду платитъ исцу.

См. ст. 42 Пространной Правды. Смысл статьи: если ворами окажутся холопы, то судит князь, который платит за них обиду истцу. В одном списке договора Смоленска с немцами 1229 г. читаем: «или Немечьскыи гость дасть холопу княжю или боярьску, а кто его задницю возметь, то в того Немчичю товаръ взяти» (Рус.-Лив. акты, стр.427). С.В.Юшков спрашивает: «почему князь, вопреки иммунитетам, присвоил исключительно себе суд над ворами-холопами; непонятно, что значит «князь обиду платит исцу» (Юшков. Русская Правда, стр.68). Но это понятно, если считать, что речь идет, как в документе 1229 г., о княжеских холопах.

О поклажеи

17. Аще кто поклажее кладет у кого, тому послуха но оже почнет болшим клепати, тому ити роте, у кого лежал товар.

См. ст. 45 Пространной Правды. Здесь опять отсутствует сентенция, характерная для Пространной Правды («а толко еси оу мене положилъ, занеже ему въ бологоделъ и хоронилъ товаръ того»).

О резе

18. Аще кто дает куны в резы или жито в присопъ, то послуси ему ставити; как ся рядил, так ему и имати.

См. ст. 46 Пространной Правды. Замечательно, что в Сокращенной Правде отсутствуют слова: «или наставъ в медъ», оставляющие впечатления позднейшей вставки.

О потоплении купца

19. Аще которыи купец где любо с чужими кунами истопится или рать возмет, или огнь, то не насилити ему, ни продати его; аже ли пропиется, то воля тому, чьи куны, ждут или продадут, своя им воля.

Замечательно также отсутствие выводов Пространной Правды (ст. 50): «занеже пагуба от бога есть», и далее: «а в безумье чюжь товаръ испортить».

О долзе

20. Аще кто многим долженъ будет, а приидет гость изъ ыного града или чужеземець, не ведая запустит за него товар, и не хочет гостю дати кун, а первии должники начнут ему запинати, тогда вести его на торгъ и продати и дати преже иноземцу, а домашним, что ся останет и не поделят; аще за ним будут княжи куны, то княжи куны преже имати, а прочее в делъ; и кто много реза имал, тому не имати кун.

Статья очень близка кст. 57 Пространной Правды. Отсутствуют слова Пространной Правды: «не дадуче ему кунъ», но зато полнее конец статьи: «тому не имати кун»(в Простран. Правде: «не имати тому»).

О бороде

21. А кто порвет бороду, а возмет знамение, и станут видоки, то 12 гривенъ продажи; аже без людеи, в поклепе, нету продажи.

См. ст. 60 Пространной Правды. Эта статья Сокращенной Правды существенно отличается от текста Простран. Правды, где читаем: «а кто порветь бородоу, а въньметь знамение, а вылезуть людие, то 12 гривенъ продаже; аже безъ людии, а в поклепе, то нету продаже». Слова: «станут видоки» – указывают на необходимость поставить свидетелей, без которых знамение (вырванный из бороды клок волос) не является доказательством.

О зубе

22. А зуб выб(ь)ют, кровь у него видят во рте, а людие вылезут, то12 гривенъ продажи, а за зубъ гривна.

См. ст. 61 Пространной Правды.

О бобре и разламании борти

23. А кто украдет бобръ или сеть, или разломаетъ борть, или кто посечет древо на меже, то по верви искати татя в себе, а платити 12 гривенъ продажи.

Эта статья Сокращенной Правды существенно отличается от текста Пространной Правды (см. ст. 62–66) своей большей точностью. По Пространной Правде, вервь ищет татя только при краже бобра, по Сокращенной Правде необходимо: по верви искати татя в ceáе – в случае кражи бобра, разломания борти и уничтожения дерева на меже.

Все эти дела, действительно, подлежали рассмотрению общинных (в Белоруссии XVI в. копных) судов. Неясность этой статьи Пространной Правды вызвала в древнейшем ее списке (Синодальном) замену слова бобръ словом бърть.

О посечении борти

24. Аще борть посечет кто, 3 гривны продажи, а за дерево полгривны.

25. Аже пчелы выдерет, 3 гривны же.

См. ст. 68–69 Пространной Правды.

О перевесе

26. Аще кто потнет вервь перевесную, 3 гривны продажи, а господину за вервь гривна.

См. ст. 74 Пространной Правды. Вервь перевесная – веревка, на которой висела сеть в перевесе. В Пространной Правде за это преступление полагалось платить гривну кунъ. Сокращенная Правда знает только гривны, а не гривны кун.

27. А украдет кто из ловли ястреб или сокол, продажи 3 гривны, а господину гривна; за голуб 9 кун, за утя, за гус, за жаравль и за лебед 30 кунъ, а за возъ дровъ 2 ногаты.

См. ст. 75–78. В Пространной Правде здесь читаем: «в чьемь nepeвесе», тогда как в Сокращенной Правде: «из ловли». Лов или ловля – охота. Кража ястребов и соколов во время охоты была явлением нередким.

О гумне

28. Аще кто зазжет гумно, то на поток и на грабеж дом его, а первее пагуба исплативше; а кто двор зазжет, тако же, а в проце князю поточити и.

См. ст. 79 Пространной Правды.

29. Аще кто, пакости дея, любо конь зарежет, или скотину, продажи 12 гривен, а за пагубу господину урокъ платити.

См. ст. 80 Пространной Правды, но там – «пакощами». В Поучении Владимира Мономаха также встречаем выражение: «не даите пакости деяти отрокомъ» (Лавр. л стр.237).

О послусехъ

30. Тяжи все судити послухи свободными; будет послух холоп, то холопу на правду не стати, но оже хочет истець.

См. ст. 81 Пространной Правды.

О жене

31. Аще кто убиет жену, темъ же судом судити, яко же и мужа; аже будет виноватъ, то пол веры, 20 гривен.

См. ст. 83 Пространной Правды.

32. А в холопе и въ робе веры нетъ, но оже без вины убиет, то за холоп урокъ платити, или за рабу, а князю 12 гривен продажи.

См. ст. 84 Пространной Правды.

О заднице боярстеи

33. Аще в боярехъ или во дружене, за князя задница не идет; оже не будет ни сынов, а дщери возмут.

34. Аще ли кто умирая, а разделит дом свои детем, на том же стояти; безрядну ли паки умрет, то всем детемъ, а на самого часть дати души.

Слово «безрядну» обозначало также «бесплодно», без потомства (см. Срезневский, II, стб.63).

См. ст. 86–87 Пространной Правды.

35. Аже ли жена сядет по мужи, то дати на ню часть, а что на ню муж возложит, тому есть госпожа, а задница еи мужня не надобе; будут ли дети, то что первые жены, то возмут дети матери своеи, любо си на жену будет возложилъ, обаче матере своея и то возмут.

36. Аже ли будет сестра въ дому, то задницы еи не имати, но отдадут ю братья за муж, како си могут.

См. ст. 88–89 Пространной Правды.

37. Аже будут робии дети у мужа, то задница им не имати, но свобода им с матерею.

38. Аже ли будут дети малы в дому, а не дюжи сами собою печаловати, а мати их поидет за муж, то кто им ближнии будет, тому дадут на руце з домом донележе возмогут, а товаръ дати пред людми; а что изрезит товаром темъ или пригостит, то ему, а истовыи товар имъ; аже ли от челеди плодъ или от скота, то все поимати лицем, а что ростерял, то ему платити.

39. Аще ж(е) отчим приимет дети со задницею, то тако же есть ряд. А двор всяко меншему сынови.

См. ст. 92–94 Пространной Правды.

О холопьстве

40. Холопьство обилное трое: аж(е) кто купит, хотя до полугривны, а послухи поставит, а ногату дастъ пред самим холопом.

41. А другое холопство: аж поимет рабу без ряду; поимет ли с рядом, на том и стоит.

42. А третие холопство: тиунство без ряду или привяжет ключь к себе без ряду, а с рядою, на чем ся рядил, на томъ и стоит.

См. ст. 102–104 Пространной Правды.

43. А в даче, ни по хлебе не холоп; отидет не виноват есть.

См. ст. 105 Пространной Правды. Замечательно, что Сокращенная Правда дает здесь древний текст: в даче.

45. Аже переиметь чуж холоп и подастъ весть господину его, то переима ему гривна; а не ублюдет холопа, то платити ему 4 гривны, а за рабу 5 гривен.

См. ст. 106–107 Пространной Правды.

46. А кто самъ сведает своего холопа въ чьем городе, а посадник любо не ведал, то поведати ему и пояти от него отрокъ и шедше увязати егои дати ему вяжчего 10 кун, а переима нету; аже ли за ним гоня застрелит, то себе ему беда, а не платити в том ничего.

См. ст. 108 Пространной Правды. В Сокращенной Правде имеется замечательный вариант: «аще ли за ним гоня, застрелить»; в Пространной Правде: «аче оупустить и гоня, а собе ему пагуба». Трудно сказать о предпочтении того или другого варианта.

47. Аще ли кто не ведая, чуж холоп сретит и повести деет, или держит у себя, а отидет от него, то ити ему роте, яко не ведал есмь, что холоп и бегает, а платеж(а) ему в том нету.

48. А где холоп куны вложит, а он буди не ведая дал, то господину выкупати, а ведая дал, кун лишится.

49. А кто пустит холоп в торгъ, а одолжает, то выкупати господину его или лишитися его.

50. А кто купит, не ведая, чуж(ь) холоп, то первому господину холоп, а оному куны имати, ходивше роте, яко не ведая купил есмь.

51. А чии холоп побежит, а возмет что у соседъ, то платити господину чии холоп; аще ли с ним свободнии крали или хоронили, то те князю в продажу.

См. ст. 109–115 Пространной Правды. Текст 51 ст. Сокращенной Правды яснее, чем в Пространной, где он разбит на 2 статьи (114–115), причем слова: «аже кто бежа, а поиметь суседне что» – вызывают необходимость пояснения, что речь идет о беглом холопе.

Сокращённая Русская Правда : по Толстовскому списку второй половины XVII в.

Википроекты:Википедия

ПРАВДА РУСКАА

1. Аще уб(ь)ет муж мужа, то мстити брату брата, любо отцу, любо сыну; оже ли не будет кто его мстя, то положити за голову 80 гривен, любо разсудити по муже смотря.

О МУЖИ КРОВАВЕ

2. Аще приидет кровавъ муж на двор или синь, то видока ему не искати, но платити ему продажа за безчестие, каков будет; аще не будет на нем знамения, то привести ему видок, слово противу слова.

3. Аще ж ударит мечем или ножем, а не на смерть, то князю вины 9 гривен, а исцу за рану судят.

4. Аще ударит на смерть жердию или попехнет, а знамения нетъ, а видок будет, аще будет болярин или людин или варягъ, крещения не имея, то по их пути платити безчестие; аще видока не будетъ, ити имъ на жребии, а виноватыи в продаже, во что обложат.

О РАЗБОИНИЦЕ

5. Будет стал на разбои, то разбоиника люди на платят, то выдадят его всего со женою и з детми на разграбление.

6. Аще кто не вложится в дикую веру, тому людие не помогают, но сам платитъ.

О ПОКЛЕПНЕИ ВЕРЕ

7. Аще будет на кого поклепъ, а не будет послух 7, то ж выведут веру, любо варягъ или инъ. А по костех и по мертвеце не платити веры, аже имени не ведаютъ, ни знаютъ его.

О ВСЕДЕНИИ НА ЧУЖ КОНЬ

8. Аще кто сядет на чуж конь, не прошав, то за то 3 гривны.

О КУПЛИ

11. Асще что будет татебно купил в торгу, кон(ь), или портъ, или скотину, то выведет свободна мужа два или мытника; аще начнет не знати, у кого купил, то ити по нем темъ видоком на роту, а исцу свое лицем взяти.

10. Аще коневыи тать, выдати его князю на потокъ, а клетныи тать, то 3 гривны платити ему.

О СВОДЕ

12. А свода ись своего города в чужу землю нет.

О УБИТИИ ТАТЯ

13. Аще yбиет кого у клети или у которои татбы, то убити во пса место, аже его до света удержит, то вести его на княжь двор, а буди люди видели связана, а убиют, то платити 12 гривенъ.

14. Аже ли крадет кто скот в хлеве или клеть, аже еди(нъ) кралъ, то платити ему 3 гривны и 30 кун, а буди их много, то всем платити по 3 гривны и по 30 кун.

О УРОЦЕХ СКОТУ

15. Аще крадет скот, за лошади 60 кун, за вол гривна, за корову 40 кунъ, за лонщину полгривны, за теля, за свинию 5 кун.

16. Аже будут холопи тати, то суд княжь, их же князь обиду платитъ исцу.

О ПОКЛАЖЕИ

17. Аще кто поклажее кладет у кого, тому послуха нет, но оже почнет болшим клепати, тому ити роте, у кого лежал товар.

О РЕЗЕ

18. Аще кто дает куны в резы или жито в присопъ, то послуси ему ставити; как ся рядил, так ему и имати.

О ПОТОПЛЕНИИ КУПЦА

19. Аще которыи купец где любо с чужими кунами истопится или рать возмет, или огнь, то не насилити ему, ни продати его; аже ли пропиется, то воля тому, чьи куны, ждут или продадут, своя им воля.

О ДОЛЗЕ

20. Аще кто многим долженъ будет, а приидет гость изъ ыного града или чужеземець, не ведая запустит за него товар, и не хочет гостю дати кун, а первии должники начнут ему запинати, тогда вести его на торгъ и продати и дати преже иноземцу, а домашним, что ся останет и не поделят; аще за ним будут княжи куны, то княжи куны преже имати, а прочее в делъ; и кто много реза имал, тому не имати кун.

О БОРОДЕ

21. А кто порвет бороду, а возмет знамение, и станут видоки, то 12 гривенъ продажи; аже без людеи, в поклепе, нету продажи.

О ЗУБЕ

22. А зуб выб(ь)ют, кровь у него видят во рте, а людие вылезут, то12 гривенъ продажи, а за зубъ гривна.

О БОБРЕ И РАЗЛАМАНИИ БОРТИ

23. А кто украдет бобръ или сеть, или разломаетъ борть, или кто посечет древо на меже, то по верви искати татя в себе, а платити 12 гривенъ продажи.

О ПОСЕЧЕНИИ БОРТИ

24. Аще борть посечет кто, 3 гривны продажи, а за дерево полгривны.

25. Аже пчелы выдерет, 3 гривны же.

О ПЕРЕВЕСЕ

26. Аще кто потнет вервь перевесную, 3 гривны продажи, а господину за вервь гривна.

27. А украдет кто из ловли ястреб или сокол, продажи 3 гривны, а господину гривна; за голуб 9 кун, за утя, за гус, за жаравль и за лебед 30 кунъ, а за возъ дровъ 2 ногаты.

О ГУМНЕ

28. Аще кто зазжет гумно, то на поток и на грабеж дом его, а первее пагуба исплативше; а кто двор зазжет, тако же, а в проце князю поточити и.

29. Аще кто, пакости дея, любо конь зарежет, или скотину, продажи 12 гривен, а за пагубу господину урокъ платити.

О ПОСЛУСЕХЪ

30. Тяжи все судити послухи свободными; будет послух холоп, то холопу на правду не стати, но оже хочет истець.

О ЖЕНЕ

31. Аще кто убиет жену, темъ же судом судити, яко же и мужа; аже будет виноватъ, то пол веры, 20 гривен.

32. А в холопе и въ робе веры нетъ, но оже без вины убиет, то за холоп урокъ платити, или за рабу, а князю 12 гривен продажи.

О ЗАДНИЦЕ БОЯРСТЕИ

33. Аще в боярехъ или во дружене, за князя задница не идет; оже не будет ни сынов, а дщери возмут.

34. Аще ли кто умирая, а разделит дом свои детем, на том же стояти; безрядну ли паки умрет, то всем детемъ, а на самого часть дати души.

35. Аже ли жена сядет по мужи, то дати на ню часть, а что на ню муж возложит, тому есть госпожа, а задница еи мужня не надобе; будут ли дети, то что первые жены, то возмут дети матери своеи, любо си на жену будет возложилъ, обаче матере своея и то возмут.

36. Аже ли будет сестра въ дому, то задницы еи не имати, но отдадут ю братья за муж, како си могут.

37. Аже будут робии дети у мужа, то задница им не имати, но свобода им с матерею.

38. Аже ли будут дети малы в дому, а не дюжи сами собою печаловати, а мати их поидет за муж, то кто им ближнии будет, тому дадут на руце з домом донележе возмогут, а товаръ дати пред людми; а что изрезит товаром темъ или пригостит, то ему, а истовыи товар имъ; аже ли от челеди плодъ или от скота, то все поимати лицем, а что ростерял, то ему платити.

39. Аще ж(е) отчим приимет дети со задницею, то тако же есть ряд. А двор всяко меншему сынови.

О ХОЛОПЬСТВЕ

40. Холопьство обилное трое: аж(е) кто купит, хотя до полугривны, а послухи поставит, а ногату дастъ пред самим холопом.

41. А другое холопство: аж поимет рабу без ряду; поимет ли с рядом, на том и стоит.

42. А третие холопство: тиунство без ряду или привяжет ключь к себе без ряду, а с рядою, на чем ся рядил, на томъ и стоит.

43. А в даче, ни по хлебе не холоп; отидет не виноват есть.

45. Аже переиметь чуж холоп и подастъ весть господину его, то переима ему гривна; а не ублюдет холопа, то платити ему 4 гривны, а за рабу 5 гривен.

46. А кто самъ сведает своего холопа въ чьем городе, а посадник любо не ведал, то поведати ему и пояти от него отрокъ и шедше увязати егои дати ему вяжчего 10 кун, а переима нету; аже ли за ним гоня застрелит, то себе ему беда, а не платити в том ничего.

47. Аще ли кто не ведая, чуж холоп сретит и повести деет, или держит у себя, а отидет от него, то ити ему роте, яко не ведал есмь, что холоп и бегает, а платеж(а) ему в том нету.

48. А где холоп куны вложит, а он буди не ведая дал, то господину выкупати, а ведая дал, кун лишится.

49. А кто пустит холоп в торгъ, а одолжает, то выкупати господину его или лишитися его.

50. А кто купит, не ведая, чуж(ь) холоп, то первому господину холоп, а оному куны имати, ходивше роте, яко не ведая купил есмь.

51. А чии холоп побежит, а возмет что у соседъ, то платити господину чии холоп; аще ли с ним свободнии крали или хоронили, то те князю в продажу.

Это произведение не охраняется авторским правом.
В соответствии со статьёй 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы, произведения народного творчества (фольклор), сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Добавить комментарий