Солон архонт

14. Реформы Солона.

509 г. до н.э.

1)Отмена всех долговых обязательств (сисахфия). Убрал долговые камни, выкупил проданных за границу, онулировал долги.2)Все население разделил на 4 имущественных разряда. Единица измерения богатства медин = 52 кг. 1 медин зерна=1 драхма. I-я группа год-й доход более 500 медин. Пентакосиамедины (пятисот мерники);II более 300 медин всадники;Ш более 200 Зевгиты;IV менее 200 Феты.Принадлежность лица к имущественному разряду определяло уровень его политических прав 3)Вводится новый гос. орган совет 400 (исполнительно-распорядительный орган). Избирался из представителей первых 3-х разрядов,в рамках старых временных племен по 100 человек от каждого племени.Курировал финансовые вопросы,Осуществлял контроль за действием должностных лиц.4)Учреждается новый судебный орган Гелиэя (суд присяжных).Члены – все разряды.Судебный орган.5)Поощряется ремесло,торговля.Разрешается вывоз оливкового масла, запрещается вывоз зерна.6)Издается свод законов, регламентирующий жизнь граждан.7)Легализова проституцию (взымал налог).Реформы Солона хоть и были радикальны, в то же время компромиссны: 1)Не выполнил главное требование крестьян (не произвел передела земли).2)Оставил нетронутым ареопаг и коллегию архонтов.3)Демос (большая часть населения) не получил прав на участие в управлении афинским гос-вом.

14. Реформы Солона.

Реформы Солона. В 594 г. до н.э. архонт Солон (один из девяти входивших в коллегию архонтов) был облечен чрезвычайными полномочиями с целью разрешить затяжной конфликт между сословием знати (эвпатридов) и большинством народа, поднявшегося против порабощения за долги и против различных притеснений. К этому времени бедняки оказались в порабощении у олигархов вместе с детьми и женами. Назывались они пелагами (от слова «ближние») и шестидолъниками (они платили владельцу пять шестых урожая). Землю большинство из них обрабатывало на условиях аренды. В обеспечение ссуды шли в кабалу и сами они, и дети. Высшие должности были выборными, но занимали их с учетом знатного происхождения и богатства. По происхождению Солон принадлежал к знатным людям, по образу жизни — к средним слоям. Одаренный оратор и мудрый советчик. Сам Солон воспринимался обеими партиями с доверием: для богатых он был человеком зажиточным, а бедные высоко ценили его как человека честного.Первым делом он освободил соотечественников от долгов — и на текущий момент, и на будущее — и воспретил обеспечение ссуды личной кабалой должника. Одновременно он произвел отмену частных и государственных долгов, что получило название сисахфия (стряхивание бремени).

Заложенные крестьянами участки земли были возвращены их владельцам. Залоговые камни, лежавшие на участ-

ках. велено сбросить, а проданных за неуплату долга афинян выкупить за счет государства и вернуть семьям

В дополнение к сисахфии Солон ввел ограничение землевладения, установив максимальный размер такого владения. Одновременно введена свобода завещаний, что сделало возможным отчуждение (продажу) и закладывание земли на законном основании. В поддержку интересов бедноты был разрешен вывоз оливкового масла, но запрещен вывоз хлеба, нашло поддержку и поощрение ремесла. На основании оценки имущества и доходов существующее разделение всех сограждан на четыре класса он дополнил важным политическим новшеством Его целью было перераспределение роли и участия этих классов в учреждениях властного контроля и управления. В результате были выделен классы: пентакосиомедимнов (пятисотмерников, т.е. получающих 500 мер в совокупности сухих и жидких продуктов со своей земли), класс всадников (получающих 300 мер), зевгитов (200 мер) и фетов. С учетом такого ценза он предоставил возможность первым исполнять все должности, всадникам и зевгитам — должности девяти архонтов, казначеев, членов суда одиннадцати и ответственных за жертвоприношения И только фетам он оставил право принимать участие в народных собраниях и судах.

Граждане первых двух разрядов стали служить в коннице, зевгиты составляли тяжеловооруженную пехоту, а феты — подразделения легковооруженных воинов и команды военных кораблей.

Высшие должности он сделал избирательными по жребию из числа предварительно выбранных от каждого из четырех племен (фил) кандидатур. Каждая фила отбирала в коллегию девяти архонтов по десять человек, и между ними бросали жребий. Эта процедура сменила практику, в соответствии с которой Совет ареопага приглашал к себе кандидата и, обсудив его в своей среде, избирал подходящего человека на год, а потом отпускал.Далее он учредил Совет четырехсот, по сто от каждой филы, но из первых трех разрядов. Он был учрежден в противовес аристократическому ареопагу.Охрана законов, надзор за государственным порядком и привлечением ответственных, включая кары и штрафы, по-прежнему сохранялись за Советом ареопага (он состоял из пожизненных членов, бывших архонтов) и девятью действующими архонтами.

Солоном же было создано судебное учреждение, оказавшее впоследствии большое влияние на политическую жизнь, — народный суд (гелиэя), который стал по сути дела судом присяжных, состоявшим из 5 тыс. членов и 1 тыс запасных членов. Он чаще всего заседал сменными составами по жребию, коллегиями в 500 членов суда и 100 запасных. Три направления Солоновых реформ имели явную демократическую нацеленность.Эти направления сводились к следующему отмена личной кабалы в обеспечение ссуд; предоставление всякому желающему возможности выступить в суде или в собрании истцом за потерпевшего обиду (раньше, если обиженный терпел причиненный вред, то он либо сам, либо через посредников выступал истцом, отныне любой гражданин, видящий обиду по отношению к кому-либо, мог выступить в защиту обиженных); третьим новшеством стала возможность апелляции к народному суду на народном собрании, которое обладало высшими судебными и законодательными полномочиями.Право на защиту обиженного (теснимого произволом, введенного в заблуждение и т.д.) означает новую тенденцию в политической жизни древнегреческого полиса, которую иногда называют созданиям (изобретением) законов-воспитателей. К этому разряду примыкают требования Солоновых законов о том, что в случае междоусобиц необходимо под угрозой лишения гражданских прав примыкать к одной из соперничающих партий. Сюда же относится и закон о запрете брать живых людей под арест в правительственных зданиях, в суде, в храмах, в торжественных процессиях (а разрешено, вероятно, на улицах, площадях и у себя дома). Безусловным был также запрет каким-либо образом нарушать покой мертвых. Существовал запрет убивать пахотного быка, потому что он был «товарищ человеку по работе». Если отец не научил сына никакому делу, то в старости сын не был обязан должным образом содержать такого отца. Кто не в состоянии указать, на какие средства он живет, тот лишался гражданских прав.Обе враждующие партии переменили к нему отношение, поскольку он не оправдал их ожиданий, ибо народ рассчитывал, что он произведет полный передел всего, а знатные — что он вернет прежний порядок. Вот почему Солон объявил, что его законы рассчитаны на много лет и он не желает что-либо в них менять, и, дабы не навлечь вражды, на 10 лет покидает страну. По мнению Аристотеля, реформатор «хотя имел возможность, вступив в соглашение с любой партией, достичь тирании, предпочел навлечь на себя ненависть тех и других, но зато спасти отечество и дать наилучшие законы».Недовольство законами и нововведениями создало благоприятную почву для демагогии и тиранства. После Солона Афинам пришлось пережить период смуты, а позже и тирании.

В настоящее время это выражение в общении людей применяется реже, чем 200 лет назад, поскольку в средние века социальное неравенство людей было более ярко выраженным по сравнению с тем, что есть сегодня. Все люди юридически равны с точки зрения конституции государства. Дружеское общение двух людей, или неформальное общение мужчины и женщины, показывает что между собой они равны, независимо от того, где и кем они работают. Хотя у человека с повышенным социальным статусом могут быть дополнительные права по сравнению с рядовыми людьми, а в общении руководителя и подчинённого должна соблюдаться субординация. Если рядовой человек по отношению к другому успешному человеку не является подчинённым, но их общественный статус настолько разный, что они просто не могут пообщаться. Значит нужно для дружбы и для отношений стараться выбрать людей с равным социальным статусом.

Это выражение указывает, что человек должен где-то остаться, где он был до этого, и не претендовал на то, что ему не положено. Примеры ситуаций с употреблением этого высказывания:

1) человек влез в чужую дискуссию, и его таким образом отвадили от этого;

2) человек что-то делал для достижения цели, но плохо себя зарекомендовал для того, чтобы быть чего-то достойным, и он был кем-то отстранён от достижения этой цели;

3) начальник может так отреагировать, если подчинённый общается с ним невежливо, и нарушает субординацию, а там и до увольнения работника недалеко;

4) это высказывание применяется, чтобы обидеть человека, необоснованно ему указав, что он чего-то недостоин;

5) с человеком просто не хотят общаться.

Вывод: это выражение в повседневном общении почти не применяется, поскольку человек сам определяет своё место в мире, и чётко понимает, имеет ли он это сейчас; понятия «хочу» не подразумевает понятие «непременно достигну чего-то», но можно постараться чего-то достичь; если человек кому-то такое выражение сказал необоснованно, то этого человека можно считать обидчиком.

Древнейшей систематизацией афинского права считаются законы Драконта, относящиеся к VII веку до н. э. Это первая серьезная уступка эвпатридов демосу — издание писанных законов, 3 законов Драконта. До этого времени писанных законов не существовало. Судили согласно обычаям предков. Отсутствие писанных законов позволяло судьям-аристократам выносить несправедливые решения, что побуждало широкие слои населения требовать записи существующих обычаев.

В 621 году до н.э. одному из архонтов, Драконту, было поручено пересмотреть и записать действующее обычное право. Так возникли Драконтовы законы. Они отличались необычайной жестокостью, и основной мерой наказания являлась смертная казнь. Отсутствие других мер, свидетельствует о примитивности этих законов. Драконт лишь записал существовавшие устные законы. Однако драконтовы законы имели большое историческое значение. Писанное право вносило порядок в имущественные и деловые отношения и ограничивало произвол суда.

Известны они своей непомерной жестокостью: укравшие овощи и плоды несли то же наказание, что и отцеубийцы, — смертную казнь.

Когда Драконта спросили, почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он, как говорят, отвечал, что мелкие преступления, по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он не нашел большего.

При Солоне законы Драконта были отменены, за исключением нескольких постановлений об убийстве. С тех пор афинское право оставалось несистематизированным. Значительная часть его была, как и в прежние времена, неписаным обычаем. Производя суд, гелиэя могла создавать каждый раз новую — норму, руководствуясь убеждением.

Солон являлся потомком царской фамилии Медонтидов и стяжал себе славу по всей Греции. После победы афинян, которыми командовал Солон, над Мегарами в 594 году до н.э. Солон был избран первым архонтом — архонтом-эпонимом. Он был наделен чрезвычайными полномочиями, среди которых самым важным было право законодательства. Испытывая давление одних, стремившихся к установлению единовластия, и других, рвавшихся к самому широкому народоправству, Солон выбрал политику «золотой середины».

Первым делом он отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Закладные камни были убраны с полей, граждане, ставшие рабами за долги, — отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, — выкуплены за счет государства.

Со времени Солона рабами в Афинах могли быть только иноплеменники, захваченные на войне или купленные на мировом рабовладельческом рынке того времени.

Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках.

Одновременно с тем была санкционирована широкая завещательная свобода. Родовые владения, подобно крестьянским дворам, могли переходить наследникам по воле завещателя. Земельные владения знати — опора ее власти — включались в общий гражданский оборот.

Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза. Самые богатые были причислены к первому разряду. Просто богатые — ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого разряда.

Таким образом, вместо принципа аристократического (принадлежность к определенным родам) был утвержден принцип имущественный, принцип богатства. От этого выигрывали купцы и ростовщики, проигрывала родовая знать.

Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие — феты — были зачислены в один четвертый и последний разряд.

За единицу исчисления богатства был избран медимн — мера сыпучих тел (приблизительно 50- 60 л ). Для зачисления в первый класс требовался доход в 500 медимнов зерна ежегодно (или соответствующий эквивалент); для зачисления во второй — триста, для зачисления в третий — двести медимнов.

Первые два разряда служили в коннице. Служба эта требовала больших расходов, но зато была менее опасной на войне. Третий разряд — тяжеловооруженные гоплиты — пехотинцы сделались истинной славой афинского войска. Четвертый разряд, первоначально отстраненный от военной службы, составил затем легковооруженную пехоту.

Высшим органом власти сделалось, по конституции Солона, афинское народное собрание. В противовес ему были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя -суд присяжных заседателей.

Совет четырехсот избирался старыми ионическими племенами, продолжавшими существовать, несмотря на все перемены. Каждое из них посылало в совет 100 человек. Играя важную роль в законодательной процедуре, заведуя всеми текущими делами, совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага.

Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно.

В народном собрании участвовали все разряды свободного населения, включая фетов. Это было явной уступкой демосу. Зато выборы в совет четырехсот были в руках тех, кто распоряжался в старых племенах, то есть в руках родовой знати. Гелиэя с ее широким кругом участников учреждалась к большей выгоде демоса. Но оставался нетронутым ареопаг.

Реформы Солона казались верхом политической мудрости, триумфом политики компромисса. Вместе с тем именно реформы Солона убедительно доказывают недолговечность политики компромиссов. Солон для спасения отечества прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он пообещал раздел земли, а людям богатым — обеспечение долговых обязательств. Ни демос ни эвпатриды не были удовлетворены реформами. Борьба между этими слоями общества продолжилась и привела к установлению тирании Писистрата. Только через 90 лет после солоновских реформ, в 509 году до н.э. Клисфен, поддерживаемый широкими слоями демократически настроенных масс, предлагает реформы, которые должны были окончательно подорвать господство родовой знати.

Термины «демос», «ареопаг», «архонты», «полис» и «долговой камень» относятся к истории Древней Греции и изучаются школьниками в 5 классе. Anews объясняет, что они значат и как связаны между собой.

Долговой камень

Камень, который устанавливался на земле должника, взявшего заем. На долговом камне указывалась информация о сумме долга. Если должник не возвращал заем в срок, его земля переходила к кредитору. При больших долгах и заемщик, и его семья попадали в рабство.

Практика долговых камней применялась в Древней Греции и была отменена политическим деятелем Солоном, жившим между 640 и 559 годами до нашей эры. Реформа получила название «сисахвия». Сисахвия отменяла все долги, запрещала долговое рабство и освобождала всех должников.

Солон, бюст. Источник: Википедия

Демос

В переводе с древнегреческого «демос» означает «народ». Под этим термином в Древней Греции понимались свободные граждане, в отличие от рабов, обладающие гражданскими правами. Позже демосом стали называть простой народ, не относящийся к аристократии. С IV века до нашей эры так обозначалось бедное население.

В современном русском языке под демосом понимают непривилегированное население, которое противопоставляется классовой элите. От слова «демос» также произошло слово «демократия».

Афинский акрополь. Источник:

Полис

Форма государства в Древней Греции. Полис состоял из нескольких поселений, объединенных вокруг одного городского центра. В переводе с греческого «полис» — «город».

Архонт

Высшее должностное лицо в древнегреческих полисах. Переводится как «начальник» «правитель», «глава».

Ареопаг

Верховный орган власти в Древней Греции, получивший название от холма в Афинах — «холма Ареса», на котором проходили заседания.

Вид на холм. Источник: Википедия

Обладал широкими полномочиями в судебных, политических и религиозных вопросах. Состоял из девяти пожизненных членов, которые избирались из числа бывших архонтов. В 462 году до нашей эры афинский государственный деятель Эфиальт провел суд над уличенными в коррупции ареопагитами и провел реформу, которая оставляла ареопагу лишь контроль за соблюдением законов и суды по уголовным и религиозным делам.

При этом до конца античности ареопаг оставался самым авторитетным судебным и властным органом.

Добавить комментарий